Беседы с батюшкой. «Пост. Время трезвости». Протоиерей Максим Плетнёв 16 марта 2023

16 марта 2023 г.

В нашей студии протоиерей Максим Плетнев, председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Социальном отделе Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.

– Сегодня мы продолжаем говорить на волнующую многих людей тему: «Пост. Время трезвости». Когда мы в принципе говорим о трезвости, наверное, не нужно различать: пост или не пост. Но только во время поста мы берем на себя какие-то особые аскетические подвиги. Для кого-то отказ от спиртного, может быть, гораздо более серьезный аскетический подвиг, чем для другого соблюдение поста в самом строгом варианте. Как Вы считаете?

– Я бы сказал, что если человеку необходимо воздержание от алкоголя, значит – он болен. К сожалению, эта проблема многоуровневая. Нетрезвое состояние – когда человек зависим и на духовном уровне (это страсть и грех), и на психофизическом (это болезнь). Употреблять алкоголь в пост нельзя по канону, можно пригубить только в субботу и воскресенье. Но, мне кажется, если у человека есть проблема, то лучше ее бросать на всю жизнь. Если есть такая решимость, конечно, это форма особой добродетели. Есть разные добродетели: молитва, пищевой пост, когда мы не вкушаем определенную пищу, милостыня и трезвость, воздержание от алкоголя, тем более наркотиков. Это очень хорошо. Это доброделание, особая аскетическая практика. И, естественно, любое благочестивое действие приводит нас к Богу. Если мы делаем что-то ради Христа, то в итоге через это стяжаем благодать. Люди, которые сознательно воздерживаются от алкоголя, убирают его из своей жизни, совершают хороший, благочестивый поступок. В богослужебных книгах не описан ярко такой опыт как аскетический образ. Его нет, но современная практика дает нам такую возможность.

Дорогие друзья, кто еще не оставил алкоголь, оставляйте, живите трезво. Это другая жизнь. Но, к сожалению, есть люди, которые не могут оставить алкоголь даже во время поста. Им надо очень внимательно отнестись к своей жизни и обратиться за помощью. Слава Богу, есть разные православные проекты, есть храмы, где помогают таким людям. Всем нам надо уметь обращаться за помощью. Очень хороший навык – попросить помощь, когда тяжело, будь то в духовной жизни, в какой-то жизненной ситуации и тем более во время болезни. Мало кто умеет это делать. Многие люди горды, поэтому им трудно попросить другого человека о помощи, как ни странно.

– Я знаю много храмов, где существует трезвенническая духовная помощь. Конечно, и отдел, которым Вы руководите.

– Координационный центр.

– Вы каким-то образом усиливаете работу во время поста?

– Что происходит во время поста? Конечно, мы вместе с нашими подопечными усиливаем молитву. Мы говорим о посте, зовем их. В нашем Координационном центре действует программа помощи «Фавор». Телефон центра можно найти в Интернете или на экране во время программы, позвонить и попросить помощи и родственникам, и самим зависимым. Мы оказываем ее на благотворительной основе и высоком профессиональном уровне. Однозначно во время поста помощь не становится хуже. У нас своя технология. Мы практикуем мягкое воцерковление. Мы не сразу к этому пришли. Я в этой системе, в этом делании – оказании церковной помощи зависимым – порядка 25 лет. Были разные периоды. Одно время мы прямо-таки видели спасение только в этом и прямо тащили людей в церковь, в каком-то смысле совершали духовное насилие. К сожалению, это не всегда бывало полезно. Человек еще не дошел до величайшего события – встречи с Богом, поэтому причащался, исповедовался формально, вынужденно. И думаю, это было непросто. Сейчас мы даем людям возможность самим прийти к этому, ничего не заставляем.

Конечно, у нас есть обязательные моменты. Наши участники прежде всего должны в воскресенье приходить на богослужение. В пост мы всех призывали приходить на Покаянный канон, но они могли и не приходить. Но обязательно все должны отстоять соборование. Обязательно будем с ними говорить про литургию Преждеосвященных Даров. Как показывает практика, Господь милостив, и во время поста души многих наших несчастных зависимым раскрываются. Это замечено не только мною. Во время поста люди прямо-таки привлекаются к Богу. Очень многие начинают свой путь в Церкви именно во время Великого поста.

– Это Сам Господь вмешивается?

– Для меня это чудо. Я думаю, это именно действие Божие. В пост мы действительно ощущаем, что это какая-то другая жизнь. Все-таки даже если верующий человек по разным причинам не может особо поститься, он все равно как-то это время отмечает. Бывает, что болезни не дают строго исполнять предписанное воздержание от продуктов, тогда делай что-то другое, какой-то формат внутренней работы. Пост – это внутренняя работа. Однозначно, большая часть этой работы – это Господь во мне, а не я сам, но я своими встречными шагами привлекаю действие Божие.

– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «У меня комментарий. Нам как людям важен результат. Мы считаем, что если человек совсем не пьет, то это хорошо, а если пьет даже немножко, то это плохо. А я прочитала одну историю, которую рассказывал Паисий Святогорец. На Святой Горе был монах-пьяница. Он пил, так как родители брали его маленьким на сенокос, и чтобы он не плакал и засыпал, добавляли немного крепкого алкоголя в молоко... И за все годы послушания он сократил употребление с 20 рюмок до 2–3. Проблема была в том, что он выпивал и почти все время скандалил с паломниками. И когда он умер, Паисию сказали: «Слава Богу, умер этот пьяница». А он им ответил, что видел, как все ангельское воинство пришло забрать его душу. Человек на самом деле старался. Господь смотрит именно на старания. Мы не знаем, что изначально было у нас и у других. Но, конечно, надо стремиться к совершенству».

– Боюсь, теперь многие люди, приверженные к винопитию, будут думать: я же стараюсь, сегодня выпил не целую бутылку водки, а полбутылки. Опасный пример. Судит, конечно, Господь. И более того, употребление алкоголя возможно, если человек относится к этому как к гастрономической истории, особенно если это не крепкие напитки, а вино. Можно бокал, полбокала в обед не во время поста. Но я бы все равно от этого предостерег. Да, это возможно, если у человека нет зависимости как болезни или тяжелой страсти. Но, к сожалению, любое употребление алкоголя – это как хождение по минному полю. В эту беду падают люди разных сословий, разных социальных статусов, разного пола и возраста и так далее. К сожалению, и стар и млад могут попасть в эту ловушку. Надо быть очень аккуратным.

– Вы затронули тему соборования. Что значит соборование для тех людей, которые подвержены страсти винопития или преодолевают ее?

– В нашей практике они часто в первый раз проходят это таинство. Конечно, есть общий совет, что христианину хорошо бы собороваться хотя бы раз в жизни, потому что, к сожалению, болезней много.

– В том числе и духовных.

– И духовных, и физических. И если посмотреть на тексты молитв во время соборования, там в разных формах повторяются два прошения. Первое – прощение грехов, второе –исцеление души и тела. Это смысл таинства Соборования. Еще есть молитва, которая повторяется семь раз. Она обращена к Богу Отцу, и в ней есть прекрасные слова: «и оживотвори… благодатию Христа Твоего». Смысл таинства – оживотворение благодатью Христа. Если над человеком правильно совершается таинство достойным каноническим священником не в запрете, если Церковь не раскольническая, то эта молитва действительно происходит. Но какое действие она окажет на человека, зависит от него самого. Много людей причащается, но действие внутри души, в какой-то сути человеческой природы, которое происходит во время таинства Причастия, индивидуально, уникально. Это тайна. Какие-то вещи человек не осознает, но они все равно происходят. Это и называется таинством. Более того, не надо все раскрывать. Некоторые люди пытаются открыть все покровы и всё посмотреть, потрогать руками. Это не всегда полезно. Господь все равно многое сокроет и не даст увидеть.

Великий покаянный канон – это просто религиозный восторг. В этих текстах такая глубина, когда начинаешь в них разбираться! Нам дается откровение. В этот пост я обратил внимание на один суровый пример в тропаре этого канона. Там описывается ситуация, когда люди перевозили ковчег Господа на какой-то телеге или повозке, которую везли буйволы. Она начала наклоняться, и один человек хотел ее поправить, дотронулся до ковчега и был убит Духом Святым. Это сурово. Смысл тропаря в том, что нужно задуматься, с какой легкостью, порой без трепета, без страха Божия, мы подходим к святыням. Такой пример. Конечно, это не про то, что к святыням подходить не надо, но трепет должен быть.

Дорогие друзья, Евангелие – бесконечная книга, в ней бесконечные смыслы слов Христа. Один из самых часто читаемых евангельских текстов – когда Господь говорит: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Это и здорово, и сложно для современного человека. Кротость в суждениях, прежде всего внутри себя. Если я кроток, то никого не осуждаю, все принимаю (смирение). Через это можно подойти и к высшим, так сказать, институтам христианского бытия. Апостол Павел говорит: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.

– Галина из Санкт-Петербурга: «Я хочу поблагодарить батюшку за то, что он занимается таким делом. Это тяжелый труд. У меня от пьянки погибли два брата и папа. Я знаю, что это такое. Но тогда не было храмов, некуда было обратиться за помощью. Я хочу низко в ножки им поклониться. Они спасли много жизней. Братья – не знаю, а папа был бы жив. Мама была верующая, молилась за него, и когда он был трезв, то говорил: «Мне приятно слышать, как ты молишься, так радостно…». Я знаю, что он бы пошел в храм и сохранил себе жизнь».

– Сочувствуем Вашим утратам. Спасибо за благодарность... Конечно, работа в этой области – это работа с горем. То, что происходит с людьми, – это горе, можно всех слушать и рыдать. И родственники, и сами зависимые несчастны. Этот грех и эти страсти ломают судьбы целых поколений в семье. Страдает не один человек, а три поколения.

В нашей работе удивительно смотреть, как действует благодать Божия. Мы, конечно, что-то делаем, у нас есть авторская программа, хорошие специалисты, мы стараемся делать все, что от нас зависит, но то, что происходит с людьми, – это чудо. Мы здесь только как свидетели даже. Помогаем, но не главные участники. Существует Координационный центр по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. И там есть одобренный Синодом документ «Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», в котором прямо говорится, что главное действующее Лицо в реабилитации – это Бог. И это так. Здорово, когда у людей начинает восстанавливаться жизнь. Это чудо.

У нас есть амбулаторная программа: люди ходят на занятия в Александро-Невскую лавру каждый день минимум три месяца. Такая же программа есть в Интернете, люди каждый день подключаются к работе в программе Zoom. Групповые встречи и занятия проходят в формате видеоконференции. Не все верят, что возможно так реабилитироваться.

К нам обратилась девушка из другого города. Она активно употребляла наркотики, у нее даже есть свой видеоблог. Реабилитация проходит по Интернету. Вот появляется такое чудо: вся в татуировках (руки, шея), неверующая. Она глубоко участвует в системе наркотрафика и употребления. Еще два месяца назад на ее глазах повесился муж. Она приходит к нам, и мы в удивлении: что с ней делать-то? как по Интернету с ней работать? Мы так и не встречались с ней ни разу. Но начинаем, и прекрасно! С нашей помощью она уже полтора года пребывает в трезвости. Естественно, потихонечку она подошла и к причастию. Причастилась в декабре прошлого года. Чудо! Логически это невозможно, это действие Божие. Господь ее привел, помог, проявил любовь, воздвиг, буквально за волосы вытянул из этой ужасной пропасти. И это замечательно. Мы ради этого работаем. Если бы этого не было, мы бы были в сплошном унынии. Она приводит еще ребят. В Интернете есть целая тусовка наркоманов, которые ведут свои чаты, видеоблоги. Целая субкультура.

Я этого не знал, но столкнулся с этим. Как-то пришел человек, весь в татуировках, здоровый, качается. Он с бесами общался. Там, наверное, психиатрия. Бедный человек, замученный. При этом он бизнесом занимался. У него была бурная жизнь: то падения, то подъемы, то встречи с фээсбэшниками. Не знаю, в какой области он вел бизнес. И он говорит: «Я просто включал бесов, давал им возможность руководить. Я знал, что они всё сделают». И вот такой человек приходит на реабилитацию. Думаешь: «Господи, помилуй!» Но Господь-то любит нас. И человек уже год в трезвости пребывает. Супруга его тоже прошла реабилитацию, тоже в трезвости. Потихонечку причащается, воцерковляется, другим людям помогает сохранить трезвый образ жизни. И это только чудеса. Ведь что мы можем?

– Вопрос телезрительницы Елизаветы: «Как спасать тех людей, которые сознательно совершают тяжкие грехи, блуд, аборты? В Послании апостола Павла к Коринфянам написано, что блудники Царства Небесного не наследуют».

– Мы же не можем сами спасать, это Господь делает. Если есть такие близкие люди, надо за них молиться. А их спасение надо Богу отдать. Самим не надо дерзать. Мы в своей работе не занимаемся спасательством, мы стараемся помочь людям, готовы быть рядом. Но тут должна быть некая отстраненность. Кто я такой? Господь действует, а не мы. И у нас одобрение греха общественным мнением гораздо больше, чем сто, даже пятьдесят лет назад. Это, конечно, плохо влияет на молодых людей, да и не только на молодых. Это пагуба. Но тут важно самим христианам стоять в чистоте, правде, благочестии, бороться со своими грехами. Но если говорить о спасении, то надо постараться самому спастись. Так, глядишь, сбудется слово Серафима Саровского, действие будет распространяться на других людей.

– Отче, я знаю не первый год грандиозный центр и знаю тех священников, которые так или иначе работают здесь, помогают людям в разных храмах. Слава Богу, что у нас их много, в разных епархиях. У меня есть очень хороший друг, отец Игорь Илюшин. Он сейчас в храме Димитрия Солунского организовал работу семейного клуба, ведет здесь трезвенническую работу. И эта работа в семейном клубе идет легче. В связи с этим у меня вопрос: когда мы говорим о семье, насколько в этом вопросе мы должны соблюдать закон трезвения? Ведь у нас часто получается так, что семья – это не только малая церковь, но еще и малый практикум употребления алкоголя.

– Отец Игорь прекрасный батюшка. Мы с ним одноклассники, вместе учились в семинарии в одном классе. У нас был спецкласс «В». Единственный момент, он был вечерний. Существовал только два года. Но нас набрали, местных жителей. Некоторые уже были в возрасте, с семьями.

Семья – важнейшая история. Если вспоминать звонок Юлии и ее рассказ, то все дело, конечно, не в алкоголе, а в любви. Злоупотребление алкоголем – уже последствия отсутствия любви. Семья – основной источник любви. Люди созданы Богом так, что надо искать другую половинку. Господь так создал, что в нас онтологически заложена потребность любить и быть любимым. Это каждый человек ищет. И это настолько сильно, что многие истории мирового искусства свидетельствуют об этой любви в разных форматах. Христиане, конечно, более серьезно к этому относятся.

Безусловно, любовь родителей, между супругами должна перерастать в любовь к детям. Если дети в любви пребывают, то эти страсти для них не так страшны. Мое глубокое убеждение в том, что человек злоупотребляет чем-то потому, что он в жизни пережил опыт нелюбви. И обычно это детско-родительские отношения. Можно и блудную страсть разобрать именно с такой точки зрения. Почему не можешь остановиться на одном человеке? Зачем тебе много?

– Это тоже поиск любви?

– Однозначно. Человек не может выстроить отношения. Боится серьезных отношений с другим человеком. Боится открыть душу. И вместо того чтобы найти свою половинку и пребывать в любви, в благочестивом состоянии, он старается через блудную страсть удовлетворить эту жажду любви. Но не блудной, а божественной, которая отражается в другом человеке. 

В нашей истории люди пользуются суррогатами любви. Вместо настоящего блаженства, которое дает близость к Богу и близким нам людям, к нашим родным, вместо истинного человек использует суррогат. Он вроде бы на минуту, на час, на сутки счастливый, а потом в ужасном состоянии абстиненции. Ужас на душе. И снова, чтобы уйти от этого ужаса, что-то употребляет.

Это люди, которые неосознанно, но активным образом себя убивают. Это – самоубийство. И оно происходит именно из-за этого. Человек, не получивший полноту любви в своей жизни, не может себя полюбить, не может себя принять и разрушается активнейшим образом. Вот такой механизм зависимости. И как ему противодействовать? Понятно, что мы – люди грешные и немощные, и часто мы слышим о зависимых всякие гадости.

В свое время у нас была организована реабилитация на Мельничном Ручье под Всеволожском, и вдруг там появился коттеджный поселок, который перекрыл нам дорогу. Там начали строить дачи для каких-то таможенников, людей из правоохранительных органов, и бригадир, руководивший строительством, постоянно перекрывал нам дорогу.

Он говорил мне: «Зачем тебе все это надо? Чего ты с ними возишься? Всех этих наркоманов нужно расстрелять и скормить бобрам». Такое отношение к человеку – это продолжение той самой нелюбви. Но всем этим людям и, наверное, этому бригадиру необходимо, чтобы кто-то их любил, относился к ним по-доброму.

Наши зависимые – люди исстрадавшиеся, часто одинокие, и это одна из проблем современных городов-миллионников. Огромный город – но человек в нем один, пребывает в одиночестве. Люди же, выросшие в любви, относятся к миру по-другому – по-доброму. Они смотрят на мир и думают: «Все любили меня в детстве, и я всех люблю, и все у меня хорошо».

– Так, может быть, нам, называющим себя христианами, призванным к любви, с помощью нашего делания нужно помочь людям найти любовь?

– Мне кажется, именно это и происходит в нашей приходской жизни. Достаточно вспомнить о семейном клубе отца Игоря. Конечно, церковная жизнь, отношения человека с Богом, его борьба с грехом – это важнейшая сторона его жизни, личный духовный путь. Но сейчас мы говорим о том, как можно помочь людям отогреться, что ли. Иногда какие-то простые слова, не облеченные в богословские формы, звучат очень по-христиански, исполнены глубокого христианского смысла.

На мой взгляд, прежде всего должна быть хорошая приходская жизнь, где человека любят, где встречают его с радостью. Не знаю, как на других приходах, но о нашем приходе мы можем говорить, что приход – это семья. В этой семье много разных людей, но все они духовно сроднились, потому что причащаются из одной Чаши.

Одна из функций нашей христианской жизни – проявлять, нести свою любовь. Семейный клуб – прекрасный тому пример, и смысл нашей активной приходской жизни тоже заключается в любви. И здесь важно не просто создать какой-то социальный продукт – молодежный клуб.

Я вспоминаю о своих молодых годах, смотрю на людей вокруг себя и вижу, что часто какие-то важнейшие смыслы, какие-то жизненные навыки не вкладываются в человека. Как вот бросают щенка в воду и смотрят – выплывет, не выплывет, так происходит и со многими молодыми людьми.

Конечно же, Церковь помогает человеку не утонуть в этом бурном житейском море, полном искушений, страстей и страданий... Я за доброту, ведь нам ее так не хватает... Мы сегодня говорили о словах Христа о кротости и смирении, и доброта происходит именно от кротости и смирения. Нельзя одновременно быть злым и кротким. Человек или злой, или кроткий. У людей злых другое ощущение мира. Они вроде бы ездят в том же метро, живут в таких же квартирах в многоэтажных домах, в общем, все у них обычно. Но если у человека появляется кротость и смирение, в его жизни все меняется, и люди вокруг него становятся какими-то другими.

Я уверен, если мы кроткие и смиренные, нам будут встречаться кроткие и смиренные люди. Даже ничего не говоря, мы распространяем вокруг себя любовь, которая невольно резонирует с сердцами других людей, и в них начинается какая-то интересная работа. Именно поэтому наши прекрасные люди в татуировках становятся православными христианами.

– Я вспомнил, как несколько лет назад принимала крещение девушка в татуировках. И когда батюшка ее крестил, он смотрел на нее и радовался. Могу себе представить, как и Вы радуетесь.

Отец Максим, благословите наших телезрителей.

– Дорогие друзья! Скоро начнется Крестопоклонная неделя – середина поста. Помоги нам Господь дойти до Святой Пасхи. Помощи Божией всем! Храни нас Господь!

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать