Беседы с батюшкой. Почему недостаточно только верить в Бога

9 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева священник Феодор Кузнецов. 

– Тема сегодняшней передачи довольно сложная, но интересная – «Почему недостаточно только верить в Бога».

И сразу возникает некий протест: неужели этого недостаточно? Более того, верить в Бога – это уже очень серьезно, до этого нужно дойти. Нужно во многом перевернуть свое сознание, чтобы все-таки понять, что вера в Бога – единственный путь, по которому мы можем идти. Когда мы дети, нам не нужно доказательств бытия Божия. Если же во взрослом возрасте приходим к вере, то можно сказать, что это уже серьезный шаг в нашей жизни. Но через какой-то промежуток времени мы понимаем, что нам этого недостаточно. Или все-таки этого достаточно для того, чтобы приобрести спасение?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить «Катехизис» святителя Филарета, где говорится, что необходимо для спасения. Святитель говорит, что, во-первых, для спасения человека необходимо познание Истинного Бога и вера в Него. Во-вторых, необходима жизнь по вере и добрые дела. То есть, с одной стороны, мы призваны к тому, чтобы через Писание, через Предание познавать Бога и тем самым укреплять свою веру. С другой стороны, вера должна быть подтверждена нашей жизнью. Апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Если мы будем просто декларировать, что веруем, но никак не подтверждать это нашей жизнью, то, как говорит святитель Иоанн Златоуст, такая вера будет даже в осуждение.

– Как так?

– Так говорит святитель Иоанн Златоуст, недостаточно одной веры. С верой должна быть соединена жизнь, то есть должна быть добродетельная жизнь по вере. Обратимся к примеру небесного покровителя нашего храма святителя Николая: он не только защищал и отстаивал веру православную, но вместе с тем вел очень добродетельную и деятельную жизнь. Пример этого великого угодника Божьего и нас призывает к тому, чтобы мы не только декларировали, что мы верующие, но и деятельно являли эту веру своей жизнью.

– Мы можем вспомнить, с какой силой он отстаивал веру, как боролся с ересью. Наверное, в нашей сегодняшней жизни мы мало способны вот так отстаивать свою веру. Нам кажется, что вера в Господа достаточна в малых проявлениях. Например, существует такое понятие: лайт-православие, то есть мы немножко жертвуем, немножко молимся, немножко каемся; все делаем понемножку. И говорим себе: «У меня нет столько сил, сколько, например, у святителя Николая Чудотворца или Сергия Радонежского. Я, наверное, не очень способен противостоять игу насилия. Я не совсем способен на мученические подвиги, и, наверное, от меня они и не требуются». Насколько это правильная позиция? Ведь от нас сейчас не требуется многого.

– Если мы обратимся к опыту православия и опыту святых, то увидим, что нет легкого спасения; его не может быть. Если нет какой-то активной внешней деятельности, то у верующего человека всегда есть деятельность внутренняя – духовная борьба: борьба со страстями, со своим «я», со своим эгоизмом. Это тоже деятельность; это дело, которое требует от человека усилия. Поэтому если говорить, что путь спасения простой и легкий, то это, наверное, уже не про православие.

– Мы должны осознавать, что каждый день совершаем даже в своем противостоянии против зла какой-то минимальный подвиг.

– Так и есть. Это проявляется в каких-то обычных, простых вещах. Допустим, у человека появился повод разгневаться в течение дня, а он сдержал себя, в какой-то момент смог этот гнев перехватить в себе, а может быть, даже претворил энергию своего гнева в какое-то доброе дело. Каждый день в человеке происходит внутренняя борьба, и надо понимать, что через это человек идет к спасению.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «А есть ли причины вообще не верить в Бога? Ведь самое ожесточенное сопротивление вере в Бога оказывает сатана и его бесы, постоянно наталкивая человека на совершение плохих поступков и даже причинение другим людям горя. И люди в таких случаях говорят: «Если бы был Бог, разве Он допустил бы то, что со мной произошло?» То есть как бы опускают руки. Но ведь вера дает надежду».

– Без веры невозможно спастись. Вера необходима. Но вместе с верой необходимо еще вести и добродетельную жизнь.

– Мы верим в Бога, но когда вдруг в нашей жизни происходят какие-то несправедливые, на наш взгляд, неустройства, говорим: если бы Бог был, этого не случилось бы. То есть как только возникают какие-то серьезные проблемы, человек отказывается от веры в Бога. Соответственно вера в Бога была верой во что?..

– Конечно, внешнего устройства идеального не будет никогда. Как не идеален сам человек, пораженный грехом. Может быть, такой человек и отвернется на какое-то время от веры, потому что внешние обстоятельства были выше его сил. Но, возможно, это повод для того, чтобы в будущем, задумываясь  о вере, все-таки постараться делать акцент не на внешнем, а на внутреннем состоянии своего сердца. Если бы человек начал духовную жизнь с этого, то, может быть, ему было бы проще правильно принять и какие-то внешние обстоятельства.

– Известна фраза, что Бог несправедлив. Если мы ищем справедливости, то должны понимать, что, наверное, все вместе сейчас горели бы в аду. Насколько поиск справедливости может быть препятствием к поиску Бога?

– Поиск справедливости вообще может увести человека от Бога. Мы знаем, что во все революции, в общем-то, этим руководствовались. Перевороты внешние именно были основаны на том, чтобы найти внешнюю справедливость. Но, как мы знаем, ни к чему хорошему это никогда не приводило. Конечно, к правде стремиться мы должны. И апостол нам говорит, что мы должны радоваться о правде в нашей жизни, но в абсолюте ее никогда не будет.

– Мы говорим о том, что Господь – Милосердный. Когда мы просим у Господа, чтобы Он был милосерден к нам, то понимаем, что и мы должны быть милосердны к другим. Но, может быть, из-за того, что возлагаем на Господа очень много, мы очень мало требуем от себя.

Вопрос телезрителя из Белгорода: « Верить в Бога, как я думаю, – это верить, что есть какая-то высшая сила. А верить Богу – значит, свою жизнь сопоставлять с Промыслом Божиим. Хочу спросить: верить в Бога и верить Богу – это разные по смыслу понятия или нет?»

– Где истинная вера в Бога, там и доверие Богу. То есть без доверия Богу не может быть истинной веры. Наверное, как раз в том и проявляется наша деятельная вера, что мы не просто декларируем, что верим, но в каких-то особых, знаковых ситуациях нашей жизни доверяем Богу и говорим: «Господи, Ты Сам знаешь, как через эту ситуацию меня привести к спасению». Где истинная вера, там и истинное доверие.

– Самое интересное: мы говорим, что верим в Бога, но не доверяем Ему. И для многих это постоянное ощущение. Вспоминаем историю про то, как человек, находясь в самых тяжелых ситуациях, говорит: «Господи, если Ты есть, помоги». Господь говорит: «Помогу, только доверься Мне». – «Я не настолько глуп, чтобы доверять Тебе». Путь поиска в себе сил довериться Богу – наверное, самый сложный путь...

Ваш храм находится рядом с Финляндским вокзалом. Очень много людей приходит с вокзала с просьбой помочь купить билет, например, или еще что-нибудь. Грубо говоря, люди приходят за денежкой. В данном случае они приходят к Богу или за помощью к священнику, к Церкви, которая, на их взгляд, очень богатая и может помочь?

– Как правило, сначала люди приходят за помощью. Но впоследствии, когда напряжение снято и необходимая помощь получена, можно человека вывести на какую-то беседу и поговорить о Боге. Конечно, бывают разные ситуации. Надо разбираться, действительно ли человек нуждается в помощи. Но когда человек эту помощь получает и внутреннее напряжение снято, с ним уже можно говорить в том числе о вере. Как правило, первый основной посыл человека – получить что-то осязаемое, реальное, и люди за этим приходят в храм.

Святитель Николай часто помогал людям материально. И он настолько почитаем на Руси потому, что не просто учил вере. Святитель Николай не оставил нам ни одной проповеди, ни одного письменного поучения, но это самый почитаемый святой на Руси. Почему? Потому, что он веру являл делами. Наверное, через это и можно начинать говорить с людьми о вере, о Боге.

– Это опять к вопросу о том, что вера без дел мертва. Когда мы идем, например, в лавру, видим  много нищих, которые просят помощи. Есть, что называется, профессиональные нищие. И каждый раз, проходя мимо них, начинаешь думать о том, что помогать надо, но понимаешь, что человек просит на водку. Что делать обыкновенному человеку, проходя мимо таких нищих? Каким образом помогать?

– Святитель Иоанн Златоуст, например, говорит о том, что монета должна запотеть в руке, прежде чем она превратится в милостыню.

– То есть надо подумать.

– Должна быть рассудительность. Это не значит, что не надо помогать. Это не значит, что не надо давать просящему. Но должно быть рассуждение, разумный подход.

– Вы в своем храме еще занимаетесь помощью людям, находящимся в страстях, – оказываете помощь алкоголикам и наркоманам. Сейчас этот вопрос кажется сложным по той причине, что когда люди слышат эту тему, говорят: «Ну вот, опять начали говорить про алкоголиков. Зачем это все нужно?» Я уже много лет общаюсь со священниками, которые занимаются этой проблемой, и понимаю, что это не ради галочки и не ради отчета в Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму, а  дело жизни. Мы вернемся к этому вопросу сразу после телефонного звонка.

Вопрос телезрителя: «Что страшнее для верующего человека: гордыня или коронавирус?»

– Что страшнее для души человека? Наверное, все-таки гордыня страшнее, потому что гордость есть мать любого греха. А коронавирус проходит, как и любые болезни.

– Во всяком случае, он тоже приводит нас к смирению.

– Это некое попущение для нас, в том числе для духовных уроков, которые мы для себя должны вынести, сделав выводы.

– Я с самого детства помню, как мама говорила, что лень – мать всех пороков. Но потом я понял, что гордыня – самое страшное, что может быть.

– Конечно, гордыня относится к духовной составляющей, она более опасна и губительна для души, чем коронавирус. Все-таки коронавирус относится к материальному миру, к материальным вещам. Поэтому, конечно, гордыня страшнее, и ее надо избегать, насколько это возможно.

– Вернемся к вопросу преодоления страстей, в том числе алкоголизма и наркомании. Вы этому противодействию отдаете очень много сил. Я знаю, что в вашем храме действует общество трезвости. Вот человек находится на передовой. Он видит своего врага во вражеском окопе. Но когда мы говорим о наркомании и алкоголизме, здесь врага рассмотреть непросто. Как же Вам удается бороться с такими врагами, что Вами движет, когда Вы противодействуете этому? Есть ли у Вас помощники или это тот случай, когда и один в поле воин?

– Конечно, у нас есть помощники. С 2014 года по благословению владыки при нашем храме действует общество трезвости, названное в честь святителя Николая. У нас есть единомышленники, есть люди, которые дали обет трезвости. Каждую неделю мы служим акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и стараемся, насколько это возможно, в первую очередь людей утешать. Потому что сказать, что человек сейчас помолится и этот вопрос будет снят – конечно, это будет неправдой, неким обманом. И поэтому первое, что нам необходимо сделать, – утешить человека.

– Как это можно сделать?

– Пожалуй, сказать человеку, что из его ситуации выход есть, и показать ему направление движения. А выход этот может быть только через веру в Бога. Мы общаемся с зависимыми людьми, с их родственниками и стараемся показать им этот выход, убедить их в том, что возможность решить проблему есть.

По голове никто никого не гладит, но ругать тоже неправильно. Во-первых, человеку необходимо дать понять, в чем причина такого состояния, в котором он оказался. И причина заключается не в каких-то внешних обстоятельствах, а в том, что в человеке живет грех и человек дает этому греху свободу действовать. И вот он действует, в том числе и через такие губительные страсти, как наркомания, алкоголизм. Поэтому сначала человеку нужно дать понять, в чем причина такого его состояния, дальше мы начинаем с ним общаться, вместе молимся, и человек с Божией помощью воцерковляется.

– Вы принимаете его с радостью, честно смотрите ему в глаза?

– Ну как без радости принимать человека? Человека нужно принимать с радостью. Нужно так принимать, чтобы он получил какое-то утешение, хотя бы на начальном этапе. И если дальше он начинает осознанно бороться со своей страстью, в Церкви для этого есть все возможные средства, чтобы помочь страсть победить. У нас есть примеры, когда человек одержал полную победу над страстью. Конечно, не только своими силами, своей силой воли, он победил эту страсть действием благодати Божией, но со своим личным произволением.

– То есть его воля все-таки должна быть?

– Да. Без воли человека ничего не получится.

– Поэтому, продолжая нашу тему о вере, мы можем подчеркнуть еще один важный аспект – должно быть собственное произволение человека, его волевой поступок. Если этого нет, то, наверное, получается, что и в Бога веры нет, если нет веры в себя. Можно так сказать?

– Святитель Иоанн Златоуст говорит, что вера, не подкрепленная жизнью, будет даже в осуждение человеку.

– Опять-таки в данном случае можно поговорить и о свободе человека, потому что здесь есть очень интересный аспект: если я свободен, то, по-видимому, свободен и в грехе. Так ли это?

– Человек свободен во всем. Но, как апостол Павел говорит, «все мне позволительно, но не все полезно». Поэтому свобода – это дар, который дан человеку, и человек волен устремлять свою свободу в любом направлении.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Я каждый месяц жертвую деньги телеканалу «Союз», с удовольствием смотрю вашу программу, и у меня на душе легко и светло. Я верю в то, что Господь меня слышит и принимает меня и мои вечерние и утренние молитвы. Но в одной из ваших передач батюшка сказал, что если кто-то не ходит в храм, то он не причастен к Церкви и Господь его не слышит. Услышав это, я очень расстроилась. Скажите, я что-то делаю не так? Мне все-таки 92 года, я не могу ходить. Успокойте меня, пожалуйста».

– Вы всё делаете правильно. Вы молитесь, жертвуете на телеканал «Союз», то есть участвуете в добром деле. Я хочу Вас утешить – Господь всегда рядом с Вами, и Вы с Богом. То, что Вы физически по немощи и по возрасту не можете присутствовать в храме, не означает, что Вы живете без Бога. Ведь Царство Божие внутри человека, в его сердце, и в этом можно черпать утешение. Но если у Вас есть возможность, хотя бы иногда, например, один раз в месяц, приглашайте к себе священника для Причастия. Было бы очень хорошо, если бы Вы, наряду с Вашей молитвой и тем добрым, что делаете, причащались Святых Христовых Таин. Для Вас этого будет достаточно.

– Мы уже говорили о том, почему недостаточно только верить в Бога и что человек без собственной воли и свободы не может быть соработником Божиим. И мы часто обращаемся к Господу с просьбами и мало благодарим Его за помощь. Мы забываем это делать… Скажите, есть ли такие люди, которые, пройдя через ад алкоголизма или наркомании, стали вашими помощниками?

– Первый наш помощник – руководитель общества. По благословению владыки я духовник нашего общества, и у нас есть еще руководитель общины, зовут его Михаил. Он отошел от такой, скажем, нетрезвой жизни, то есть он сам имеет подобный опыт. И что же может быть более показательным, чем не личный опыт, личный пример?

Я не могу сказать,  что таких много, но они есть – люди, которые стали трезвыми и постепенно стали прихожанами храма, членами общины. Поэтому с Божией помощью дело потихоньку идет. Но все это происходит не очень быстро; наверное, это сродни тому, как вырастить дерево. Его нельзя вырастить мгновенно, за ним нужно ухаживать, поливать, удобрять. Так же и здесь. Трезвая община – это длительный процесс.

– Возле магазина рядом с моим домом все время сидит человек со стаканчиком в руках и просит денег. Всем понятно, что он просит денег на выпивку. Я смотрю на него и не могу определить его возраст. Думаю, ему может быть и 30, и 50 лет...

Когда мы видим своего маленького ребенка,  умиляемся. Мы думаем, что у него все в жизни будет хорошо, что мы будем заботиться о нем, любить его. Но зачастую из детей каким-то образом вырастают алкоголики и наркоманы. Почему такое происходит, и даже в верующих семьях? Может быть, мы что-то упускаем? И что здесь можно сделать?

– Конечно, здесь многое зависит от родителей; может быть, даже все. Потому что есть какой-то момент, через который проходит каждый, некий переходный период в жизни человека, когда его, что называется, начинает раскачивать из стороны в сторону. И в каком положении этот качнувшийся маятник остановится, во многом зависит от тех, кто находится рядом, то есть от родителей.

Конечно, бывают какие-то наследственные, генетические факторы предрасположенности человека ко греху. Но предрасположенность – это не значит зависимость, не значит запрограммированность человека на грех. Все равно у человека остается свобода. На мой взгляд, в этот момент очень многое зависит от родителей – как они выстроят общение с ребенком, не потеряют ли с ним связь, как они будут молиться за него, насколько уважительно будут относиться к его собственной свободе, свободе воли. Наверное, в этот период за детей нужно особо молиться, нужно проявлять к ним больше любви и терпения.

– Безусловно, здесь многое зависит от родителей. Но есть еще один момент, касающийся школы. Ведь зачастую школа выступает как орудие в воспитании гедонистического, секулярного образа жизни. Или я ошибаюсь?

– В школе ребенок может многое найти: как хорошее, так, к сожалению, и плохое. Он проходит через все это, впитывает в себя. Но в каком состоянии он все-таки в итоге останется, зависит все же от родителей. Здесь не столько могут помочь какие-то советы извне, сколько те отношения, которые родители выстраивают внутри семьи.

– Сколько в вашем приходе детей и сколько ребят в возрасте 14-15 лет?

– Я сейчас точно не скажу, но такие дети есть. У нас есть воскресная школа, куда приходят дети и маленькие, и постарше. Конечно, когда ребенок вырастает, у него возникают вопросы: зачем, почему? «А зачем мне ходить в храм?» – такой вопрос тоже может быть. И здесь, на мой взгляд, очень важно родителям не потерять контакта с ребенком, чтобы спокойно, терпеливо пройти этот период бурного вопрошания.

Мы стараемся общаться и с родителями, и с маленькими детьми, и с детьми постарше, чтобы действовать в едином духовном ключе. Церковь – единый организм, и нельзя сказать, что люди этого возраста для нее важны, а вот этого менее важны. В любом возрасте человек требует внимания, любви, заботы, терпения.

– Сейчас большинство людей в храме – это все-таки пожилые люди. На Ваш взгляд, почему они приходят в церковь? Они приходят потому, что им страшно перед смертью, или потому, что они слишком долго жили в атеистической стране и наконец-таки смогли обратиться к Господу? Или здесь важно и то, и другое?

– На мой взгляд, эти люди приходят в церковь только потому, что они любят Бога. И  другого ответа нет. В своей жизни они прошли через многое, видели разное, но свою любовь к Богу они сохранили и приумножили. И сейчас они  радуются, глядя на то, что Церковь свободно исповедует свою веру, что любой желающий может прийти в храм. Конечно, в первую очередь они приходят по любви к Богу. Таково мое мнение.

– Прекрасный ответ. Честно говоря, мне очень радостно, что именно так и происходит. Для многих людей вера в Бога настолько всеобъемлющая, что все поступки в своей жизни они совершают по заповедям Божиим. Мы вспоминаем святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Серафима Вырицкого, всех наших святых и понимаем, что представить себе Церковь без нашего участия в ней, наверное, невозможно. Я снова хочу задать Вам вопрос, с которого мы начали нашу передачу: и все-таки почему недостаточно верить в Бога?

– Потому, что есть любовь, которая подвигает человека к действию. Любовь не может быть без внешних проявлений. Как человек не может жить без дыхания, так и вера не может быть без дел. Это настолько естественно и просто для верующего человека, что он об этом даже не задумывается, когда делает добрые дела. Для него это как дыхание в его жизни. И поэтому я хотел бы пожелать, чтобы мы, во-первых, старались познавать нашу истинную веру, а во-вторых, старались жить по этой вере. И чтобы двигателем этой жизни была любовь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать