Беседы с батюшкой. Петров пост

15 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы, преподаватель Московской духовной академии священник Илья Письменюк. 

– Сегодня мы обсуждаем начавшийся Апостольский (Петров) пост.

Когда появился Апостольский пост и с чем это связано?

– Апостольский пост появился в жизни Церкви достаточно поздно. До сих пор нет полного согласия между нашими литургистами, знатоками Устава о точном веке его происхождения. Кто-то называет самый ранний период в истории Церкви, кто-то говорит о IV–V веках. Можно сказать с известной долей точности о том, что на первом этапе Петров пост был направлен на тех людей, которые по тем или иным причинам не сумели, не смогли соблюдать Великий пост. Например, пребывали в путешествии, ведь в те времена перемещение даже между относительно близкими городами занимало достаточно много времени, люди просто физически не могли соблюдать пост во время таких путешествий. Были и другие объективные причины несоблюдения Великого поста, и в качестве некой «компенсации» появился летний пост, который в последующие века был связан в том числе с апостольской традицией.

В частности, апостолы после Пятидесятницы, перед тем как выйти на проповедь, сами пребывали в посте, в молитве. Причем это касалось не только дня Пятидесятницы. Например, когда изволением Святого Духа избрали апостолов Павла и Варнаву для проповеди язычникам, они перед этим молились. Вспоминая Пятидесятницу, после окончания ее празднования, верующие христиане начинают соблюдать Петров пост. Тем более что в V–VI веках (да и раньше) достаточно активно развивалось почитание святых апостолов. Строилось все больше и больше храмов в их честь. Таким образом, день памяти святых апостолов, который приходится на 28 июня по старому стилю, предварялся соблюдением традиционного христианского поста.

– Сколько длится Петров пост?

– Он длится в зависимости от дня Пасхи и  дня Пятидесятницы. В целом – от 8 до 42 дней. То есть он может быть и совсем коротким, чуть больше недели, и длинным, как Великий пост.

– Вопрос телезрительницы: «Я больной человек, мне 82 года. В церковь не хожу. Мне нужно благословение, чтобы употреблять молоко».

– Конечно, если Вы находитесь в таком возрасте, то такое благословение Вам может быть дано. Употребляйте молочную пищу, если Вам необходимо это в период Петрова поста.

– Вы сказали, что Петров пост длится около восьми недель, бывает и меньше. Получается, он не заменяет полностью Четыредесятницу, Великий пост?

– Заменить это полностью он и не был призван, даже когда его соблюдали люди, которые по тем или иным причинам не могли соблюдать Великий пост. Но любое духовное делание (молитва, пост, иные аскетические правила) имеет смысл не в том, чтобы человеку исполнить внешний закон. Они нужны самому человеку. Должно быть внутреннее желание. Люди и в древности, и сейчас могут испытывать чувство неполноты, недостатка, если по какой-то причине не соблюдали Великий пост; могут чувствовать необходимость поговеть, принести какой-то духовный труд. Отсюда, мне кажется, и причина происхождения Петрова поста – потребность самого человека...

Можно привести хороший пример с обстоятельствами нынешнего года. Многие из нас лишились возможности посещать храмы на протяжении достаточно долгого времени. Сейчас, когда такая возможность появилась, многие прихожане говорят, какая это большая радость – прийти в храм. Если раньше многие из них думали, что это обязанность – прийти в воскресенье на богослужение, помолиться, посещать какие-то службы, то сейчас пришло осознание, какая же это благодать и счастье – возможность свободно посещать храм, участвовать в таинствах. К этому, наверное, и направлены все христианские правила, чтобы человек осознал необходимость исполнения того или иного правила (молитва или пост) для него самого.

– Петров пост заканчивается праздником апостолов Петра и Павла. Почему именно такое завершение поста? Почему именно к этому празднику приурочен Апостольский пост?

– Традиционно (и в Древней Церкви, и на протяжении всей христианской истории, вплоть до наших дней) апостолы Петр и Павел, которых мы называем первоверховными, пользуются наибольшим почитанием среди других апостолов и проповедников христианского учения. Апостол Петр – за его твердость, веру, в чем-то горячность; апостол Павел – за его разумение, за способность доносить христианскую весть до самых разных религиозных, национальных, культурных идей и направлений этого мира. Апостол Петр стал проповедником христианской веры в первую очередь для иудеев, которые были воспитаны в ветхозаветной религии и культуре, а апостол Павел сумел пронести слово Божие для язычников, то есть для той культуры, которая была не то что далеко от христианской веры – она была во многом противоположной и даже агрессивной христианству. Это большой талант, благодать Божия, которая была дана апостолу Павлу, чтобы проповедовать христианскую веру язычникам.

Таким образом, эти два первоверховных апостола воплотили в себе некую цельность, единство слова Божия, которое донеслось всему миру. После Пятидесятницы как дня основания Церкви пост, который предваряет память двух главных апостолов христианской Церкви, очень логичен. Мы отпраздновали Пятидесятницу, день основания Церкви, после этого идет сплошная седмица, когда мы даже не постимся, пребываем в празднике Троицы. После этого в память о служении апостолов и их проповеди мы также постимся до дня их святого почитания.

– Пост заканчивается праздником апостолов Петра и Павла, но сам пост называется все равно Петров. Почему такое невнимание к личности Павла?

– Мне кажется, это просто народный элемент. Я могу ошибаться, но, мне кажется, должно было появиться (во всяком случае, на Руси) какое-то более простое название, и по одному имени оно вполне логично.

– Мы уже сказали, что Петров пост отчасти призван был в чем-то заменить Великий пост. А по строгости он тоже был таким же, как Великий?

– Нет, Петров пост вплоть до наших дней не столь строгий. В Великий пост запрещается вкушение рыбы, во многие дни по монастырскому уставу постановляется сухоядение. Хотя монастырский устав все-таки не для соблюдения мирянами в Церкви в плане сухоядения, потому что его соблюдение требует определенной духовной подготовки и осознанности, понимания, крепости, чтобы не стать больше искушением, чем духовной пользой.

В течение Петрова поста традиционно разрешается вкушение рыбы в субботу и воскресенье, а также в дни великих праздников (начиная от полиелейного богослужения и выше). Хотя существует и такая традиция, по которой рыбу не вкушают только в среду и пятницу. Даже в этом смысле можно встретить разные традиции. В любом случае человеку, который вступает в дни любого поста, лучше получить на это благословение священника или духовника, испросить, каким образом в зависимости от личных обстоятельств духовно полезнее будет соблюдение поста. Думаю, у многих людей возникают вопросы насчет соблюдения Петрова поста в связи с тем, что он выпадает на летние месяцы, когда у многих людей отпуска, да и летнее настроение не очень способствует духовным подвигам. Любой приходской священник сталкивался с вопросом, как соблюдать Петров пост, можно ли взять какое-то послабление, в чем смысл и цель этого поста.

– Действительно, из четырех постов Православной Церкви на летний период приходятся сразу два – Петров и Успенский пост в августе. Вы отдельно сказали про монашеский пост и про пост мирян. Чем они отличаются и где сейчас можно посмотреть правила поста для мирян?

– К сожалению, общепринятых, общецерковных правил поста для мирян нет. Это факт, пока что ситуация такая. В древности есть свидетельства, что миряне соблюдали пост необязательно по примеру какого-нибудь монастыря. Но сейчас есть утвержденный Устав, Типикон, в котором описано монастырское богослужение и монастырские правила совершения и следования посту. Как мне кажется, здесь можно привести аналогию. Мы все знаем, что в практике приходского служения служба имеет отличия от монастырского устава по своей протяженности, по богослужебным песнопениям, которые могут сокращаться именно по причине того, что мирянин не имеет возможности большую часть суток (как должен делать монах) пребывать в молитве на территории храма, поэтому богослужение сокращается. Мне кажется, здесь можно провести аналогию с правилами поста в плане питания.

Конечно, нужно различать пост как духовное внутреннее делание и пост как внешние правила, ограничения. Пост в еде, как мне кажется, должен отличаться для монахов и мирян именно по той причине, что мирянин живет не в монастырских условиях. Здесь можно заметить некоторое развитие в сторону самостоятельного установления строгости. Помню, еще в начале 2000-х годов более традиционной была практика в Петров пост, когда люди вкушали рыбу во все дни, кроме среды и пятницы, а сухоядение практически не было распространено среди мирян. А сейчас все чаще встречаю людей, которые Великим постом питаются по строгому монастырскому уставу, и Петров пост также соблюдают в строгом варианте. Насколько это духовно полезно для каждого отдельного человека – вопрос.

– Вопрос каждого отдельного человека?

– Да. Иногда бывает так, что человек сам для себя берет какое-то правило. У меня был такой случай в жизни, когда знакомый алтарник буквально себя изводил до полного измождения соблюдением строгого поста. Причем когда он даже оказался в тяжелом состоянии в больнице,  и там отказывался вкушать скоромную пищу. Это очень печальная история, которая многому научила меня. Бывает, что человек принимает на себя духовный подвиг, который не может понести. Даже соблюдение нормальных и нужных церковных установлений идет этому человеку во вред и искушение. Потому и говорится, что пост – это подвиг очень индивидуальный, его необходимо или хотя бы желательно согласовывать со священнослужителем, который хотя бы немного знает образ жизни конкретного человека, его духовное состояние, его силы. Есть люди, которые работают семь дней в неделю на тяжелой работе (в строительстве, в армии, врачи, которые борются с болезнью). Если на них наложить строжайшие правила поста, которые изложены в монастырском Уставе, насколько это принесет людям пользу? Или, наоборот, необходимо проявить понимание и определить ту меру поста, которая будет полезна в том числе в рамках жизни, что человек ведет в миру.

– О каких отличиях поста мирян и поста монахов можно говорить? Не только в еде, а вообще в целом.

– Пост для монаха, насколько я понимаю (все-таки я белый священнослужитель, женатый), – время самого особого подвига, когда и так непростая духовная жизнь становится еще более трудной. Человек проводит как можно больше времени в молитве, в труде, в богослужении. Человек, который живет в миру, находится не в монастырских стенах, и уже это является ключевым различием. Монахи находятся в монастыре, а мирянин – в обычной нашей светской жизни (городской или деревенской). Внешняя обстановка тоже имеет большое значение. Мирянин тоже может проводить больше времени в молитве, но сам образ жизни в миру редко может подстроиться под начавшийся христианский пост. Например, в монастыре начинается пост, и весь порядок монастырской жизни подстраивается под постовое богослужение, постовую молитву, включая даже послушание, которое несут монашествующие. Человек в миру не имеет возможности перестроить свой рабочий, семейный график в зависимости от начала поста. Поэтому  духовные подвиги, усердия, которые человек может по объективным причинам проявить, отличаются.

– Мы уже разделили сегодня пост в пище от поста духовного. Допустим, я в жизни умерен в еде, исполняю заповедь Господа «возлюби ближнего, как самого себя». Зачем пост? Пост призван вроде бы во мне усилить эти черты, а я их и так исполняю. Зачем же мне тогда ужесточать это?

– Здесь вопрос в мере, которую мы соблюдаем. Каждый человек может сказать от своей совести, но все-таки время любого поста (приготовительный пост к причастию, многодневный церковный пост) призвано качественно улучшить духовную жизнь человека. Если человек скажет: «У меня и так очень хорошая духовная жизнь, я полностью ею доволен, мне нечего исправлять», тут два варианта: или он святой, или стоит задуматься о своем мироощущении и понимании себя в христианской вере. Каждый из нас может заглянуть в себя и спросить, что можно исправить. Да, можно быть человеком умеренным в пище. Есть люди, которые не вкушают мясную и молочную пищу, – вегетарианцы. Может показаться, что в плане еды пост для них проходит в течение всего года. Но ведь пост – это не столько еда. Еда – это второстепенный, внешний момент. Состояние души человека, его отношение к самому себе, его отношение к ближнему, отношения с Богом, его молитвенное состояние, духовная жизнь – все это призвано к совершенству. Мне кажется, каждый из нас видит себя и понимает, над чем ему необходимо поработать.

Как-то я встретил замечательное объяснение про три столпа христианского поста, проведение великих постовых дней. В первую очередь это молитва, то есть время, когда мы больше пребываем в общении с Богом. Если мы не имеем возможности увеличить наше молитвенное правило или время посещения богослужения, то можно стараться хотя бы качественно улучшить свою молитву. Бывает такое, что мы молимся, а ум у нас где-то летает; или исполняем правило чисто потому что необходимо его исполнить. Нужно постараться в эти дни хотя бы с большим вниманием молиться, читать правила, которые являются основными в нашей жизни.

Следующее – это ограничение себя, даже не только в еде. Это моменты развлечений, увлечений, то есть все то, что связывает нас в нашей жизни, является материальной привязанностью. Очень важно понять, что мы, христиане, не стремимся к тому, чтобы прийти к состоянию, когда мы понимаем, что ничто материальное нами не правит. Мы едим, потому что нам необходимо есть, но стараемся не объедаться, чтобы чрево нами не управляло. Мы любим, предположим, смотреть телевизор, увлекаемся спортом, но если это становится такой частью жизни, без которой мы уже не можем себя представить (например, не посмотрел программу или пропустил сериал и теряешь покой), то с этой привязанностью неплохо в течение поста попробовать справиться. Будет весьма полезное ограничение.

Наконец, третье (но не третье по важности) – милостыня. Я хотел бы акцентировать на этом внимание. В наше время мы чаще всего понимаем милостыню как материальную жертву, которую мы можем дать человеку, храму, социальному учреждению, детскому дому. А в древности милостыня понималась по-другому: как я могу отдать самое драгоценное, что есть в моей жизни, для другого человека, то есть пожертвовать самым важным в нашей жизни. А что самое важное в нашей жизни? Это наше сердце, наша искренность и (думаю, все согласятся) – наше время. Очень ценная вещь, мы всегда куда-то торопимся, у нас всегда есть дела. Во время поста мы стараемся посвящать время богоугодным делам. Это имеет прямую связь с постом телесным, с ограничениями в развлечениях. Мы не просто освобождаем время, мы освобождаем его для пользы. Милостыня для другого человека – это попытка войти в его положение, попытка услышать другого человека, попробовать его понять или простить, просто выслушать. Бывает, нет у тебя времени, кто-то хочет с тобой пообщаться, а ты можешь найти предлог, чтобы с человеком не поговорить, не уделить ему время (близкий это человек или дальний).

Время поста – это время, когда мы стараемся больше времени проводить ради других. Это может касаться в том числе и семейной жизни. Если человек мало времени и внимания уделяет своей семье, об этом жалеет, хочет это исправить, то пост – это время попробовать изменить ситуацию. Как в любом другом длительном посте, смысл поста не в том, чтобы соблюсти его, а потом все вернулось на круги своя. Пост – это ступеньки, которые ведут человека веры к духовной жизни. По-хорошему (хотя это очень далеко от идеала), каждый пост должен что-то новое приносить в нашу духовную жизнь, помогать справиться с каким-то грехом, недостатком, образом жизни, который нам не нравится или не соответствует жизни христианина, и стараться соблюдать это. Справились мы, положим, с объедением в течение Великого поста – не нужно после этого в Светлую седмицу сразу объедаться так, что плохо становится. То же самое касается любых других вещей. Отучил себя смотреть много сериалов или фильмов – знай и дальше умеренность, а иначе получается, что мы всегда будем ходить по кругу. Великий пост, Петров пост, Успенский пост будут ожидаться как что-то важное, но временное, не оставляющее следа в нашей жизни.

– Как понять, что пост идет на пользу? Можно ли это качественное изменение в себе обнаружить во время поста, а не после?

– Сложно сказать, насколько вообще нужно понимать, идет он вам на пользу или нет. Предположим, человек задумается: на пользу ли мне этот пост? Потом подумает: да, я в течение этого поста сделал несколько хороших дел, прочитал молитвы, вычитал такие-то каноны. Я молодец. Все, занавес. Есть чувство, что это не совсем правильно, да? Мне кажется, пост все-таки призван быть частью христианской жизни, вполне естественной, когда мы усиливаем работу над собой, стараемся что-то исправить. Можно провести хорошую аналогию с днями Великого поста, когда в первую неделю бывает достаточно тяжело перестроиться на соблюдение постового рациона пищи, на четвертую неделю это становится нормой жизни для тебя, и не то чтобы ты сильно страдаешь или желаешь вернуться к скоромной пище, это становится частью жизни, мы не очень об этом и задумываемся. В некотором смысле это даже очень хорошо, когда добро или какое-то христианское делание становится частью нашей жизни; мы уже об этом даже не задумываемся, не задаем себе вопросов, молодец ли я, хорошо ли поступаю. Не хвалим себя и не ожидаем похвалы от другого человека, а делаем добро, делаем правильные вещи просто потому, что это норма жизни, не ожидаем от этого особой благодарности ни от других людей, ни даже от Господа.

– Вопрос телезрителя: «Чем Петров пост отличается от других постов и как правильно его провести?»

– Мы немного уже обсуждали этот вопрос, но можно и повториться. Петров пост менее строгий по сравнению с другими постами, в течение его практически нет сухоядения, а также разрешается вкушение рыбы в субботу и воскресенье и в большие праздники в честь памяти святых.

Как правильно его провести? Так же, как все иные христианские посты: в первую очередь это изменение своей жизни (в победе над грехом, хотя бы в борьбе с этим грехом, в попытке изменить свою жизнь, свое поведение там, где требуются изменения; в попытке примирения с ближним, а также в соблюдении внешних правил поста, которые призваны помочь изменению нашей души). Это соблюдение молитвенного правила; частое посещение богослужения (насколько возможно), а также ограничения в пище, о которых мы сегодня уже говорили.

– Я слышал мнение, что когда ограничиваешь себя во всем (в пище, развлечениях),  становишься злее. Получается, что пост в таком случае является катализатором страстей, которые в тебе есть. Урезал себя в еде, стал злее – и с этой злостью борешься, с гневом. Насколько это мнение справедливо?

– В отдельных случаях оно действительно может быть справедливо. Мы сегодня уже говорили, что пост может быть только как сводка внешних правил (должен прочитать такое-то количество молитв, не есть определенную еду). Это все тяжело, мне не нравится, но я буду так делать, потому что это правильно. Когда мы себя пересиливаем, когда этим не живем, в нас повышается раздражительность, злобность. Всегда очень важно обращать внимание на духовное значение поста. В первую очередь мы должны стараться изменить свое внутреннее состояние, отношение к человеку, к самому себе. Бывает так, что человек берет на себя правило, которое ему объективно тяжело еще понести. Он еще духовно может быть к этому не готов. В таком случае тоже может быть свое искушение, ведь лукавый знает наши слабые стороны. Он даже хорошее дело старается изменить человеку во зло. Поэтому к постовому деланию надо подходить с разумом, с внутренней трезвостью, с пониманием, что полезно, а что вредно. И стараться иметь связь с духовником или со священнослужителем, который смог бы ответить на вопрос, помочь, поддержать, дать совет.

Могу рассказать такую историю из своей жизни. Я воцерковился не в детском возрасте, а уже в юношестве, когда проходил службу в военном училище. Как у многих людей, которые приходят к вере в достаточно взрослом возрасте, у меня было очень горячее состояние духа, хотелось много молиться, поститься. И вот наступил первый в моей жизни Великий пост.

– Вы в армии были?

– В военном училище, полная казарма… Подхожу к своему духовнику, весь внутренне радостный, и задаю ему вопрос: «Батюшка, хочу поститься, благословите меня!» А батюшка мне и говорит: «Все, что дают в казарме во время приема пищи, ешь, а вне приема пищи пост соблюдай. Но если не будешь есть в армейской столовой, я тебя накажу». Я в тот момент в чем-то даже обиделся. Было внутреннее непонимание, раздражение. Это из-за того, что когда только приходишь к вере, внутренняя горячность духа превышает разум, еще не выработаны кротость, смирение. Такое вразумление бывает очень даже полезным. Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, насколько мой духовник был мудрым человеком. Взяв на себя  правило, которое было  тяжело понести, можно было бы принести себе гораздо больший вред.

Сейчас, когда я встречаюсь с военнослужащими, пользуюсь той школой, что получил в юности, стараюсь также вести людей по умеренному пути, который сможет им показать и необходимость христианского поста, и одновременно будет для них посильным, не приведет к духовным искушениям (прелести, гордости и иным грехам).

– Вопрос телезрительницы: «Я больной человек, не могу стоять. Можно ли акафист читать сидя?»

– Конечно же, можно, особенно если Вы себя плохо чувствуете, можно совершать молитву и сидя. Раз такой вопрос был задан, можно уделить минутку этой проблеме. Не раз задают вопрос, как правильно молиться. Существует такое мнение, что молитва должна быть только в красном уголке, перед иконами, и только такая молитва может считаться полноценной. Но ведь апостолы нам говорят: всегда молитесь. Явно не подразумевается, что мы должны все время пребывать в молитвенном углу и больше никуда не выходить. Молитва в нашей жизни может совершаться в самое разное время и даже в разных положениях. Сидишь, задумался о какой-то неразрешимой жизненной проблеме, даже на работе – помолись Господу, чтобы тебе Господь помог, наставил тебя. Устал, не хватило сил вечером правило прочитать, лег в кровать без молитвы – все равно помолись Богу перед сном, прочитай «Отче наш», Богородичное правило. Все несет духовную пользу. Это ни в коем случае не будет оскорблением Господа, что мы не стоя молимся. Главное – чтобы это было искреннее обращение к Богу. Ведь к Богу мы обращаемся душой и сердцем. Конечно, молитва может совершаться в том числе и сидя.

– Есть мнение, что отказ от пищи или пост в пище – это не совсем отказ от скоромного, а ограничение себя в пище вообще, целиком. То есть ограничение не в качестве, а в количестве. Что Вы скажете?

– Если разобраться в истории соблюдения ограничения в еде в древности, действительно, постом во многом было не изменение качества еды, а люди старались в течение всего дня не вкушать пищу, только после окончания дня. Была попытка проводить постовой день в абсолютной строгости, даже воду пить в исключительных случаях. Это древняя традиция, которая со временем видоизменялась. Нужно понимать, что это не хорошо и не плохо. Многие люди смотрят на историю христианской Церкви древности и говорят, что нужно к этой древности вернуться. Но нельзя реконструировать эпоху. Святой Дух живет в Церкви во все времена, и в первом веке, и в двадцать первом, и присутствует в этом мире ничуть не меньше и не больше, чем раньше (или чем будет в будущем). Святой Дух не изменяется, Господь не изменяется по отношению к эпохам. Он существует вне времени.

На каждом историческом этапе происходит развитие церковной жизни, какие-то внешние правила могут изменяться, преобразовываться. Это не плохо и не хорошо, это просто естественная, нормальная жизнь. Какие-то древние традиции могут нас вдохновлять, например молитвенные или аскетические. Мы можем стараться что-то в свою жизнь вернуть, умножить, но при этом не нужно делать из этого панацею, когда ты стремишься восстановить свою жизнь по примеру древности, а в итоге ломаешь то, что у тебя есть сейчас.

Нужно вспомнить, что идеи протестантизма – это идеи о том, что была когда-то истинная, настоящая Церковь, которая на каком-то этапе (каждый протестант определяет этот этап по-разному – II век, III век, а то и XX век) погибла, и надо восстановить то, что было в древности. Но насколько у них это получается – большой вопрос. А мне порой кажется, что все только больше и больше рушится. Поэтому мы воспринимаем церковную жизнь в ее естественном развитии. Дух Божий живет и дышит в Церкви во все времена, и если какие-то внешние формы церковной жизни иногда изменяются, то это не так плохо.

– Насколько правильно вчитываться в состав продуктов, выискивая в нем скоромное, чтобы не взять этот продукт?

– Мне кажется, это крайность. Не хочу говорить эксплуатируемое в наше время слово «фарисейство», но это странно, когда человек берет печенье и начинает смотреть, что там в  составе. Если бы мы с таким же усердием смотрели на наши поступки, наши мысли, то это было бы полезно. А не обидел ли я этого человека, а правильно ли я все сказал, а почему я сегодня плохо подумал о своем близком или посплетничал? Очень часто получается наоборот: эти вещи считаются второстепенными, не очень важными («приду к батюшке, покаюсь и буду жить как жил»), но когда дело касается состава печенья, то все очень серьезно, строго и принципиально. Мне кажется, принципиальность во второстепенном необязательна. А вот принципиальность по отношению к греху – это действительно важно.

Как-то был случай в Московской духовной академии. У временно обучающегося у нас епископа из одной Восточной Церкви была традиция: он всегда пил кофе с молоком. Однажды ему этот кофе с молоком не дали. А он был человеком очень простым, не носил панагию, ходил просто в подряснике. Он попросил  налить ему кофе с молоком, а ему сказали: «Нет, что Вы, у нас строгий пост!» Он по-святительски смирился и любил вспоминать эту историю с улыбкой.

– Что Вы думаете о заменителях скоромных продуктов (типа соевой колбасы)?

– Мне кажется, пик популярности соевой продукции уже прошел. Он пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов церковной жизни. Тогда об этом много писали, говорили. Но в целом я солидарен с мнениями, которые появились в те времена и привели к тому, что все эти увлечения ушли из жизни христиан. В некотором смысле это лицемерие. Когда ты хочешь сохранить образ жизни, вкус пищи, но при этом как бы поститься, в чем тогда смысл поста? Или мы действительно стараемся достигнуть состояния, когда желудок нами не правит? Или мы стремимся к тому, чтобы есть правильно в плане ингредиентов, но со вкусом, с удовольствием, часто и считать это постом? Большой вопрос.

То же касается соблюдения поста в иных аспектах. Расскажу еще одну историю. Год назад ко мне Великим постом пришла девушка, очень печальная, и задала вопрос: «У меня совершенно не получается поститься. Учусь в университете, ем все, что дают. Правда, уже три недели не захожу в социальные сети». В этот момент я улыбнулся и говорю: «Наверное, Вы поститесь лучше, чем многие из нас». Ведь она, сама того не понимая, по-настоящему «зацепила» весь смысл поста. Да, в еде у нее не получалось соблюдать пост, но и понять студенческую жизнь вполне возможно, особенно если ты живешь не дома, а в общежитии. А вот молодому человеку ограничить себя от социальных сетей, особенно для девушки – неплохой подвиг. Мне кажется, если бы святые отцы древности жили в наши дни и Церковь рождалась бы в современности, они писали бы не об ограничении посещения театров и мероприятий античного мира, но обязательно был бы пункт о социальных сетях. Важно понять, что для нас самое главное.

– Близкий родственник позвал на день рождения в пост. Сам он не постится. Вероятность, что у него на столе будут постные блюда, минимальна. Как поступить в этой ситуации? С духовной точки зрения я же не должен его обидеть?

– Вы правильно говорите. Мне кажется, в такой ситуации православный христианин не должен сам напрашиваться на приглашения, празднования. Если же поступило предложение от близкого человека, друга, то отказываться тоже неверно, особенно под предлогом поста. Здесь очень важно проявить свою любовь. Можно вспомнить историю из патерика. Не знаю, насколько она шуточная, а может быть, очень глубокая. Однажды три монаха были приглашены епископом к нему на прием во время поста. Он их стал угощать мясом. Когда они съели предложенное, он их спросил: «А не хотите ли еще мяса поесть?» Старший из монахов ответил: «А мы не ели мяса». На удивленный взгляд епископа он ответил: «Мы принимали твое гостеприимство и твою любовь». То есть по-настоящему они не нарушили пост. Для них мясо было не нарушением обетов, уставов. Они проявили любовь к человеку и приняли его любовь по отношению к себе. Меня эта история очень зацепила. Сами бы они не стали, сидя у себя в кельях, вкушать скоромную пищу, но, оказавшись в тех обстоятельствах, у гостеприимного человека (может быть, он был с хитрецой и хотел их искусить), правильно восприняли эту ситуацию.

– Пожелайте что-то телезрителям на время Апостольского поста.

– В первую очередь хотелось бы пожелать всем крепкого здоровья телесного и – не меньше, а во много раз больше – здоровья духовного. Пожелать, чтобы наступающие летние месяцы принесли как можно больше благодати в вашу жизнь, любви, чтобы все мы вместе попробовали провести дни Петрова поста с пользой для себя, своей души и тех, кто рядом с нами.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать