Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

20 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников). 

– Завтра Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери. Это воспоминание о событиях Смутного времени, которые произошли в 1612 году.

–  Церковь празднует явление иконы Пресвятой Богородицы, которое произошло несколько раньше, в 1579 году, в городе Казани. Надо сказать, что за 27 лет до этого Иоанн Грозный взял Казань (это было в праздник Покрова Пресвятой Богородицы). Перед самым началом штурма он вдруг услышал звон колоколов Московского Кремля...

– Под Казанью?

– Да. И для него это был знак, что Сам Господь благоволит к этим жителям, чтобы они были просвещены светом веры Христовой. Когда Казань была взята, были освобождены 65 тысяч пленных русских людей. Была открыта новая епархия – Казанская, и там появились первые святые угодники, мученики.

Проповедь Евангелия там была принята крепко, но проповедь была несколько слаба, не хватало служителей слова. И повторилось то явление, которое было во время земной жизни Пресвятой Богородицы и апостолов: когда апостолы шли с проповедью Евангелия, Божия Матерь им помогала, Она тоже проповедовала о Своем Божественном Сыне. И в граде Казани Пресвятая Богородица это чудо повторила: Она стала помогать нашим проповедникам (пусть и малочисленным) через явление Своего чудотворного образа. Вот в чем смысл.

В 1579 году в Казани случился пожар – сгорела половина города, половина Казанского Кремля. И православных упрекали, говорили: «Где же ваш Бог? Смотрите, какие бедствия!» Неподалеку от церкви Николы Тульского один из стрельцов, Даниил Онучин, стал строить новый дом. Его девятилетней дочке Матроне, юной, чистой девице, был сон, видение, в котором Пресвятая Богородица велела откопать на пепелище их дома икону. Девочка об этом сначала сказала матери, но мать не отреагировала. Потом Божия Матерь (Она трижды являлась девочке) велела сказать об этом воеводе града Казани, но и он не отреагировал. Потом сказали архиепископу Казанскому Иеремии, который поначалу тоже не отреагировал. Тогда Божия Матерь снова явилась и грозным голосом сказала, что или девочка будет копать, или умрет (она уже была поражена болезнью), а икону обретут другие люди. То есть было уже очень жесткое указание.

Тогда девочка пошла с матерью, стала копать, и была обретена икона, закопанная под их домом, спрятанная некогда (когда – для нас неведомо) прежними христианами. Тогда уже архиепископ Иеремия перенес икону в ближайший храм, где было совершено молебное пение. Кстати, этот первый молебен служил будущий патриарх Ермоген, который тогда был священником города Казани. Затем икона была перенесена в Благовещенский собор Казанского Кремля, а по пути исцелились первые два человека, которые были слепыми, страдали болезнью глаз.

Эта икона там просияла многими чудесами, но особенно она помогала от глазных болезней. Через это вера Христова в Казанском крае усилилась, потому что до этого она сильно подавлялась или языческими древними верованиями, или же укоренившимися исламскими убеждениями.

Надо сказать, что в этот же год Ермак Тимофеевич отправился за Урал, и с этого года пошло покорение всей Сибири. То есть, можно сказать, благодати от этого явления чудотворной иконы хватило для того, чтобы казаки во главе с Ермаком дошли до Дальнего Востока и даже до Аляски, переплыв океан. Вот какое это было громадное событие.

Вы абсолютно правильно сказали, что эта икона сопровождала и войско Пожарского, под предводительством которого был освобожден Кремль в 1612 году. Также эта икона была на Полтавском сражении против шведов с императором Петром. И в 1812 году против войск Наполеона Казанский образ Божией Матери тоже помог. Собственно, Казанский собор в Санкт-Петербурге строили много лет до 1811 года, но никак не могли закончить. И закончили его именно как памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Обратите внимание, там стоит стопудовый серебряный иконостас очень тонкой работы; это серебро наши казаки отбили у французских наполеоновских войск и не себе его взяли, не поделили между собой, но пожертвовали на Казанский собор.

Вот так наш народ любит Пресвятую Богородицу. Казанский образ Богородицы, наверное, самый чтимый среди наших верующих. Нужно добавить, что с 1649 года это празднование явления Пресвятой Богородицы стало уже общецерковным. Поэтому для всех нас завтра большой праздник. Всех с этим праздником поздравляю и желаю заступничества и покрова Царицы Небесной.

– На Красной площади в Москве тоже стоит Казанский собор, и он посвящен как раз событиям Смутного времени.

– Да, освобождению Москвы от польско-литовского нашествия, окончанию Смутного времени. Поэтому мы благодарны Царице Небесной за Ее всегдашнюю любовь, заботу, что Она к нам, немощным и согрешающим, проявляет милость, умоляя Господа о помиловании, чтобы Господь Свой гнев переменил на милость.

– Интересно, что в трудные периоды русской истории появлялся образ Богоматери, и, благодаря этому чудесному появлению, события заканчивались благоприятным исходом для Руси. Наверное, вторым показательным примером является перенос Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву.

– Надо сказать, что, по сути, взятием Казани завершилось то дело, которое начал еще Андрей Боголюбский в 1167 году: он начал освобождать русские племена и стал добиваться, чтобы вся река Волга была частью нашей страны, чтобы на ней развивалось судоходство и вдоль нее люди жили, молились и верили в Бога. То есть Иоанн Грозный закончил тот проект, что начал Андрей Боголюбский, который Владимирскую икону привез во Владимир, а затем она была привезена и в Москву.

– Если бы мы связывали это только с иконами, наверное, нас обвинили бы в каком-нибудь суеверии. Наверное, надо говорить о заступничестве Богоматери...

– Абсолютно верно. Божия Матерь одна, Она просто Себя проявила через множество самых разных чудотворных икон. Есть очень много списков икон Божией Матери, эти образы называются «Казанская» и имеют второе название – по месту явления или совершения каких-то чудес. Собственно, каждая икона Божией Матери (и вообще любой святой образ) – это источник благодати Божией, через который нам ниспосылается благодать Божия. А так Царица Небесная одна, просто это день Ее особенного явления, заступления, помощи, предстательства роду человеческому.

– Почти во всех уголках России есть чудотворные иконы Богородицы. Видимо, Богородица к каждому уголку России проявляла внимание и заботу, подкрепляла людей Своим образом.

– Порой даже пытаются как-то географически определить и говорят, что, например, Владимирский образ Божией Матери охраняет больше Север; Казанский образ Пресвятой Богородицы – восточные рубежи. Иконы Божией Матери Смоленская, Почаевская – западные направления; Донская – южное направление. Кстати, еще Тихвинская икона Божией Матери на Севере просияла. За всю историю нашего Отечества и историю Церкви проявилось очень много чудотворных образов.

– Наверное, будет не совсем правильно говорить о некоем защитном ореоле, который простирается из икон Богоматери...

– Правильнее сказать об омофоре Пресвятой Богородицы, который простирается над нашей страной, почему и называют нашу страну домом Пресвятой Богородицы. Издревле так было, что Россия, Русь – это дом Пресвятой Богородицы, подножие Престола Божия. И нам все время нужно помнить, что мы живем там, где были явлены многочисленные чудеса Пресвятой Богородицы.

– Для Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря какой образ Богоматери самый близкий?

– Из истории известно, что патриарх Никон заказывал на Афоне икону Пресвятой Богородицы «Троеручица»; там был сделан список и перенесен в нашу святую обитель. Еще Тихвинский образ Пресвятой Богородицы. Самые разные образы, их большое количество.

– Все они в обители?

– Сейчас, спустя 350 лет, мы как бы попытались повторить ту историю (хотя повторить ее нельзя), и опять на Афоне в Ватопедском монастыре написали этот образ, он был к нам принесен спустя 350 лет. Мы постарались пройти примерно той же тропой, тем же путем, то есть прямо из аэропорта икону привезли в Данилов монастырь, как и было тогда, при патриархе Никоне, и после совершения богослужения уже привезли в Ново-Иерусалимский монастырь. Так что теперь этот образ у нас пребывает.

– Вопрос телезрительницы из Курска: «Я хотела бы узнать, как сильно Бог любит человека. Насколько Бог близок к человеку? Насколько человек  дорог Богу? В связи с тем, что некоторые из людей попадут в геенну огненную, как ответить на этот вопрос?»

– Ответ очень простой. Есть свободная воля человека. Человек – это создание Божие, венец творения Божьего, об этом говорит Священное Писание. Господь создал человека для вечного блаженства, чтобы человек пребывал с Богом и через это вечно блаженствовал. Но чтобы стать участником этого блаженства, требуются два условия: свободная воля и разум человека. То есть надо осознавать, что тебя любят и ты любишь. И нужна свободная воля, чтобы ты хотел, чтобы тебя любили, и чтобы ты хотел кого-то любить. Вот эти свойства, качества Господь заложил в человека и дал человеку такую свободную волю, которую от нас никогда не отнимет.

То, что мы любимы Богом, видно из того, что Вторая Ипостась Святой Троицы Господь наш Иисус Христос воплотился от Духа Святого и Девы Марии, пришел на землю, принял образ человека, уподобился нам во всем кроме греха, пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. В пятидесятый день была основана Церковь Христова на земле. Но и после этого все равно человек остается абсолютно свободным; в духовной жизни нет не только насилия, но даже навязчивости. Господь всю жизнь старается наставить каждого человека на путь спасения и покаяния. Знаете, сколько людей – столько путей в Царство Небесное.

Но некоторые люди абсолютно сознательно, умышленно отвергают всякую милость и благость Божию, всякое Божие вразумление или наказание (от слова «наказ») и коснеют ко греху. И тогда Господь бессилен. Не только мы, но даже Бог бессилен перед свободой воли человека. Поэтому такой человек и при жизни, и после смерти добровольно идет в ад, хотя это никакой радости никому не доставляет. Это надо понять.

Василий Великий пишет, что даже на Страшном Суде грешники начнут осуждать Бога. Но, осуждая Бога, они сами поймут свою вину. Рай-то будет открыт, но они сознательно пойдут в ад, в геенну огненную. Зачем грешнику идти в ад? В раю и ангелы, и Пресвятая Богородица, и все святые славят Господа. А грешник скажет: «Мне там скучно, неинтересно». Человек же не привык на земле ходить в церковь, молиться, участвовать в богослужениях или дома совершать молитвословия. Он скажет: «Я лучше пойду в ад – там можно посплетничать, кого-то поругать, поехидничать». То есть выбор будет делать сам человек.

– Вернемся к нашей теме. Какой образ Богоматери Вам ближе всех?

– Я ожидал такой коварный вопрос, но воздержусь от ответа, потому что они мне все дороги. Скажем, сегодня мне привезли образ Пресвятой Богородицы из Башкортостана, и я облобызал этот святой образ, мне он дорог.

Относительно образа Казанской иконы Божией Матери я хотел бы отметить одну мудрость, важную для нас сегодня. Пресвятая Богородица трижды являлась отроковице. Она является деве чистой, непорочной, которая до девяти лет еще сохранила чистоту сердца. И нам важно сохранять чистоту сердца не только от плотских помыслов, но и от зависти, от пререкания и от самых разных помыслов. Тогда мы тоже будем возлюблены Пресвятой Богородицей.

Во-вторых, открывается большая глубина Промысла: если Богу будет угодно, то событие совершится. Некоторые люди спешат, форсируют события, а эта девица только после третьего явления взяла лопату и пошла копать. Поэтому нам надо знать, что у Господа Бога много всяких вариантов, способов осуществить Свою Божественную волю. Надо об этом всегда помнить.

– Как Вы думаете, эта отроковица могла взять лопату и пойти копать икону раньше? Или обязательно должно было быть три явления Богородицы, два случая неверия?..

– Думаю, это было промыслительно. Здесь была показа наша косность: Богородица является, а та не реагирует. Потом говорит об этом матери, но мать тоже отмахнулась: да мало ли что во сне явилось. Потом они говорят архиерею, он тоже это пропускает – у него полно дел. Говорят воеводе, тот отвечает: «Какую икону копать? Пожар случился...» Десять дней до явления иконы Божией Матери бушевал пожар, полгорода сгорело. Какая икона? О чем вы говорите?..

То есть порой суета нас очень сильно захватывает и не дает услышать звоночки с горнего, небесного мира. А нам надо быть к ним более чуткими. Вот об этом говорит праздник явления.

Сама эта девица и ее мать впоследствии стали монашествующими, приняли постриг в монастыре, который был построен на месте явления по указу Иоанна Грозного. Там эта икона и находилась. То есть это событие радикально повлияло на их жизнь: они приняли монашество и целиком посвятили себя служению Господу через тот образ Пресвятой Богородицы, который в их жизни так ярко, мощно себя проявил.

– Очень важное напоминание о том, что и нам в нашей постоянной земной суете надо пытаться услышать, не пропустить эти звоночки.

– Да. Как Господь входит в нашу жизнь? Порой Он входит очень мощно. Как, например, сейчас пришел к нам коронавирус, оказав очень мощное влияние, неожиданное для большинства населения Земли. Такое тоже бывает. Или человека настигает внезапная смерть. Это вообще-то плохо, когда Господь начинает действовать так резко, мощно.

Обычно же Господь дает какие-то указания. Вспомните Марию Египетскую: она входила в Иерусалимский храм, но какая-то неведомая сила ей препятствовала. Она ведь могла на это не обратить внимания, сказать себе: «Из-за толпы я не могу войти. Ну и ладно, не пойду». Развернулась бы и ушла. Но она эту невозможность пройти ко Христу и поклониться сразу восприняла как знак свыше, покаялась и облобызала после этого крест. А потом вообще ушла в пустыню, где подвизалась 47 лет.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос о родоначальниках греха, за который человечество расплачивается по сей день болезнями, тлением и смертью. Это Адам и Ева. Они где сейчас пребывают: в аду ждут Второго Пришествия или в Царстве Небесном со святыми и праведниками?»

– Когда Вы называете их родоначальниками греха, это, наверное, не очень корректно. Действительно, Адам и Ева согрешили первыми, но называть их родоначальниками я не стал бы. Просто змей искусил род человеческий в их лице первый раз. Когда мы хотим такой ярлык, ярмо навесить на Адама и Еву, нам надо вспомнить свои падения – мы точно так же, как Адам и Ева, часто соблазняемся, падаем. Если бы мы были абсолютно стойкими, тогда можно было бы говорить с каким-то упреком, но ведь мы сами подвержены многочисленным падениям.

Когда мы говорим про первого Адама, всегда надо говорить, что есть Второй Адам – Христос, Который принял человеческую природу и искупил весь род человеческий от греха, проклятия смерти, закончив процесс творения человека, его обожения. То есть теперь человек стал богом по благодати. Теперь нам дано то, что Адам не имел в раю.

Когда Господь страдал на Голгофе, Его пречистая кровь из рук, ног, прободенного ребра стекала и омывала череп Адама. И вы знаете, что в Великую Субботу, когда Господь пребывал во гробе, Он душою сошел во ад и разрушил врата адовы. Он вывел оттуда и Адама, и Еву, и всех ветхозаветных праведников, даже всех тех, как говорят некоторые святые отцы, которые уверовали во Христа там, во время посещения Им ада. Сейчас все они в раю.

Например, на Востоке на иконах Воскресения Христова изображают, как Христос одной рукой держит Адама, другой – Еву и очень мощно, решительно выводит их из ада. Он как бы говорит им: «Вы – Мое создание, Мое творение, вам негоже быть в аду, вы должны быть в раю». То есть иконы Воскресения Христова, особенно в древних изводах, очень динамичные и показывают именно момент вывода Адама и Евы из ада. Поэтому нам надо за Адамом и Евой тоже стремиться в рай.

– Мы говорили о том, как не пропустить некоторые звоночки в земной суете...

– Да, нам надо быть очень чуткими. Почему святые отцы говорят, что нам необходимо бодрствовать, молиться? Вспомним житие Антония Великого: он был в храме, услышал за литургией чтение рядового Евангелия, и этого было вполне достаточно – после этого он ушел в пустыню, стал одним из первых основателей монашества и всю жизнь подвизался в посте, молитве, угождении Господу.

Когда мы находимся в храме за богослужением и тоже слышим слово Божие, хватает ли и у нас такой же чуткости, такого же внимания? Или когда дома читаем Евангелие? Господь ведь хочет сохранить нашу свободу воли, которая нам дарована Самим Христом, но при этом через Святое Евангелие, через слово Божие, через святых отцов как бы стучится в нашу совесть, в нашу жизнь, чтобы нас удержать от каких-то грехов, внести какие-то коррективы в нашу жизнь, чтобы мы сами сознательно, добровольно, разумно приняли необходимые душеспасительные шаги.

– Насколько это правильно – поступать как Антоний Великий? Он услышал слова Священного Писания, бросил все и пошел в пустыню. Если сейчас представить такую ситуацию: стоит мужчина в храме, у него семья, четверо детей...

– У Антония не было семьи. Если Вы говорите о семье, детях, то в таком случае о монашестве речи быть не может. Учение Церкви очень твердо говорит, что в монашество могут пойти очень немногие; может быть, меньше одного процента. Тем, кто уже вступил в брак и родил детей, надо прежде всего жить супружеской жизнью и воспитывать, поднимать детей.

Вообще, если говорить о семейных людях, то их уход в монашество бывает очень редким. Такое допустимо в том случае, если, например, муж и жена вырастили своих детей, определили их в жизни, когда не просто им исполнилось 18 лет, а чтобы они уже получили профессию, сами вступили в брак или поступили в монастырь.

Если муж и жена оба хотят уйти в монастырь, тогда местный правящий архиерей имеет право их направить: мужа – в мужской монастырь, жену – в женский, где они должны пройти испытательный срок. Если они его прошли благополучно, то правящий епископ должен организовать в один день постриг в мужском монастыре – мужа, в женском – жены. Это единственный законный способ приостановить брак, чтобы он завершился монашеством в жизни этих супругов. Но это исключительный, редкий случай, как был у патриарха Никона. Он тоже вступил в брак, и у них с женой было трое детей. Когда все дети умерли в младенчестве, он сказал своей супруге: «Давай подумаем. Мне кажется, что это знак Божий, чтобы нам не пытаться больше в миру жить, а уйти в монастырь».

Никон ушел на Анзер, в Анзерский скит, а его супруга ушла в Алексеевский монастырь, там приняла постриг, и каждый дальше подвизался в монашестве. Известно, что когда до Соловков (до Анзера) дошел слух о том, что жена стала колебаться в принятом решении, он написал ей послание – укрепил, поддержал ее духовно. Господь сподобил  Никона стать патриархом, хотя он начинал жизнь как сельский священник в Мордовии – просто как талантливый, способный, одаренный.

– Вы уже не раз упомянули патриарха Никона. Мне кажется, не найти человека лучше, у кого можно узнать про то, как относиться к фигуре патриарха в истории, так как Вы являетесь наместником его наследия – Ново-Иерусалимского монастыря. Патриарх Никон – фигура неоднозначная, в истории его практически именуют инициатором церковного раскола в Русской Православной Церкви. Как бы Вы порекомендовали к нему относиться?

– Вопрос большой и сложный, но я готов озвучить несколько мыслей. Святейший патриарх Никон – это самая оболганная фигура в истории нашего государства и Церкви. Почему оболганная? Поскольку царь Алексей Михайлович его низверг, добился низложения патриарха на Большом Московском соборе и отправил его в ссылку, то царская цензура до самой революции не могла о патриархе Никоне писать что-то позитивное. В советское время тоже не было нужным как-то обелить, снять клевету с патриарха Никона – для советской власти в этом не было необходимости. Поэтому сегодня для всех стоит непростая задача – раскрыть для себя этот образ, ведь он для нас абсолютно неведом.

Например, восстановление Иерусалимского монастыря, или Иверского монастыря на Валдае, или Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море – это все дело рук патриарха Никона, то есть через его творения можно понять, что это была за личность. Воскресенский собор в монастыре – это был эталон высоты (почти 75 метров). Тогда это была самая большая, высокая постройка. Собор вмещал в себя 16 000 человек. Там больше всего было керамики (можно приехать и посмотреть убранство монастыря – нигде больше столько керамики вы не увидите). Здесь впервые применялся заалтарный обход, можно совершить крестный ход внутри Воскресенского собора, не выходя на улицу, не потому, что там холодно, дождь или снег, а потому, что крестный ход идет вокруг главных святынь: мимо Голгофы, к Камню помазания, Кувуклии и так далее.

Мы сегодня только пытаемся приблизиться к раскрытию образа патриарха Никона. В этом нам помогают записи иностранцев, которые велись в период, когда патриарх восемь лет строил Ново-Иерусалимский монастырь. Уехав за рубеж, они оставили записи путешественников, и поскольку там не было гонения на патриарха, не было цензуры, то оттуда мы можем получить более объективную информацию. Что касается его обвинений в расколе – они абсолютно натянуты, потому что патриарх Никон, с одной стороны, делал то исправление книг, которое делали в Церкви всегда: книги исправляли всегда. Любой человек, переписывая книгу, все равно сделает ошибки. Мы знаем, что за это ставили на поклоны, били розгами. Попробуйте любого из нас заставить переписать книгу – он обязательно сделает хотя бы несколько ошибок. Так было всегда.

Поэтому возникали ошибки, и время от времени приходилось сверять переписанное с подлинниками, причем из разных стран: брать самые разные подлинники, исходный материал, чтобы, сличая их, можно было прийти к более точному смыслу, содержанию. Протопоп Аввакум тоже занимался исправлением книг (они сидели с Никоном рядом на печатном дворе). Просто один стал патриархом, а другой так и остался протопопом. Кроме того, патриарха Никона немного подвело книгопечатание. Надо понять психологию русского человека. Исправленную книгу привозили в монастырь. Когда одна книга исправлена, она растворяется в общей массе других книг. Но с появлением печатного станка книги стали штамповать десятками, сотнями, тысячами и привозить в монастырь не одну исправленную книгу, а целую подводу. Батюшки, певчие пели по одним книгам, а теперь надо уже петь по другим, исправленным от ошибок, а они ведь уже выучили что-то наизусть, им было трудно переучиваться. Поэтому патриарх Никон издал указ, позволяющий служить по старым рукописным книгам. А если рукополагали молодого батюшку, ему уже давали новый, исправленный Служебник. То есть патриарх хотел, чтобы это дело шло естественно, спокойно. Священника, который прослужит 30–40 лет, трудно переучить, может быть, даже невозможно, ведь он уже заучил наизусть таинство Крещения, литургию выучил. Патриарх Никон это понимал и не требовал. Собственно говоря, с патриархом Никоном старообрядчество вообще никак не связано. Известен только один случай, когда старообрядец (об этом написано в летописи) патриарху Никону, при его епитрахили, каялся в этом отступлении, расколе. А раскол учинил царь Алексей Михайлович.

– На этом мы на секундочку остановимся и ответим на вопрос телезрителя: «Есть ли смысл причащаться бесноватому или он сразу идет в ад? Есть ли надежда на его спасение по милости Божией?»

– Нам надо быть аккуратными, чтобы на кого-то вешать ярлык бесноватого. Вы говорите: «причащаться бесноватому». А какие признаки беснования Вы видите у этого человека? У нас, конечно, есть определенные признаки, например, человек лает по-собачьи или  цитирует Ветхий Завет, даже, может быть, не читая его; или говорит на иностранных языках, которые  не изучал. Какие-то признаки беснования мы находим в житиях святых. А так это может быть очень огульно, мы можем погрешить перед Господом Богом. А причащаться надо всякому христианину регулярно, надо готовиться ко Святому Причащению и причащаться, потому что, как сказал Достоевский, дьявол воюет против Бога в сердце каждого человека.

Беснование не надо подменять внутренней духовной бранью, которая ведется в душе каждого христианина и будет вестись до его последнего вздоха. Поэтому я бы Вам не советовал кого-то называть бесноватым. Причащаться нужно каждому. Пусть он придет к духовнику в храм, и батюшка определит, как ему лучше в конкретных условиях подготовиться (как поговеть, сколько попоститься, как почитать канон, акафист, исповедоваться) и приступить к таинству Причащения. Надо не только причащаться всякому, а обязательно собороваться хотя бы раз в год, может быть, и почаще, читать каждый день Евангелие, утренние и вечерние молитвы. Если всякий христианин будет так делать (читать слово Божие, молитвы), то ему не потребуется даже отчитка. Она тоже бывает нужна в некоторых случаях, но это хирургическое действие, когда уже перечисленные мною средства употреблены, но все равно человек испытывает какие-то нападения вражеские. В таких случаях духовник может порекомендовать поехать на чин отчитки.

– Мы остановились с Вами на том, что патриарх Никон не был виноват в расколе.

– Абсолютно. Смотрите: его вызывают на Большой Московский собор, он служит в монастыре 1 декабря последнюю литургию, перед этим соборуется. Он приезжает, и, под влиянием Алексея Михайловича, архиереи (в том числе два восточных патриарха) принимают решение о лишении его сана и отправляют в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь, потом в Ферапонтов монастырь. Когда он, лишенный сана, едет в ссылку, то Большой Московский собор продолжает свои деяния и запрещает служить по старым книгам, с ошибками. Собор запретил, а не патриарх Никон. Поэтому основная вина ложится на царя Алексея Михайловича, потом (особенно) на императора Петра I, который на тех, кто не послушался решений Большого Московского собора, посылал стрельцов. Люди стали прятаться в скиты, себя сжигать. Появились жертвы, пролилась человеческая кровь – очень опасные вещи. В этом патриарха Никона винить нельзя.

– В истории сложилось понятие «реформа».

– Мне слово «реформа» не нравится. В чем реформа, объясните? В том, что исправляли книги? Какая же это реформа? Я тоже работал в богослужебной комиссии, исправлял книги. Я что – реформатор? Тогда мы протопопа Аввакума тоже реформатором назовем? Какие реформы патриарха Никона? Он убрал ошибки. Какая тут реформа, назовите. Патриарх Никон – самая оболганная фигура. Почему я с этого и начал. Посмотрите, он, скажем, сделал иконостас Успенского собора Московского Кремля. Мы до сих пор там молимся, служим, благоговеем – какой иконостас! Сколько его творений в Кремле! Он же был патриарх Московский и всея Руси. Мы до сих пор пользуемся всем тем, что он сделал. Мы служим по Служебникам – благодаря патриарху Никону. Мы по Требникам крестим, венчаем, отпеваем, соборуем – это  тексты, которые выправил патриарх Никон. Мы ему даже сегодня «спасибо» не говорим. Понимаете? Какие мы неблагодарные! Какие иконы должны быть, в каком ярусе иконостаса (пророческие, праотеческие) – это всё он сделал, он об этом сказал. Мы до сих пор так строим храмы и таким образом устанавливаем иконостасы – это заслуга патриарха.

– Книжная справа началась в начале 50-х годов, по-моему.

– Справа была всегда. Книги переписывали и исправляли всегда. Сколько Церковь существует – все время книжки исправляли. Я сказал: за то, что кто-то ошибки допустил, их и пороли, и на поклоны ставили, но все равно ошибки появлялись, поэтому всегда книги исправляли.

– Как бы Вы тогда назвали период с начала 50-х годов, когда было объявлено о поклонах на молитве Ефрема Сирина и о других некоторых изменениях в «Аллилуйя»  до Московского собора?

– Патриарх Никон стал исправлять вкравшиеся в нашу жизнь ошибки, и мы должны быть ему за это благодарны. Сегодня мы упоминали Иоанна Грозного: он ввел Стоглавый собор, его возглавлял. Почему он Стоглавый? Потому, что там было сто глав – сто решений. Он, например, спрашивает: «Как будем креститься – двумя перстами или тремя?» Говорят: «Давай двумя». «Хорошо, двумя». Так и записали. Не сверив, не выверив. На самом деле это была ошибка (наше русское явление). Мы принимали веру православную и крестились тремя перстами, но в некоторых местах появилось двуперстие. Оно стало распространяться. На Стоглавом соборе приняли эти решения, абсолютно никак не изучив этот вопрос (где, как, почему, когда возникло). Поэтому, наоборот, мы должны быть благодарны патриарху Никону за то, что он исправил те ошибки, которые вкрались даже через какие-то соборные решения. Спасибо ему за это, за то, что мы сегодня крестимся тремя перстами, как и все прочие Поместные Православные Церкви.

– До Большого Московского собора были ли уже какие-то самосожжения старообрядцев, восстания, бунты, крики против патриарха Никона и против реформы?

– Не было. Это все было только после Большого Московского собора,  особенно после указа императора Петра Великого. Патриарх Никон хотел вопрос Церкви решить внутри Церкви. Когда к решению таких вопросов подключается государство – всегда плохо. Потому что у государства функции очень маленькие. Например, вы едете без билета – вас можно высадить, оштрафовать. Или кто-то сделал какое-то нарушение – посадить в тюрьму, максимум расстрелять – вот все, что может сделать государство. Государство применяет только насилие, а в церковной жизни, в решении церковных вопросов насилия нельзя допускать – и не только насилия, даже навязчивости. Поэтому когда государство приходит к решению каких-то церковных вопросов, от этого бывают только отрицательные явления, только негатив.

– Значит, патриарх Никон просто стал крайним в этой ситуации?

– Да он таковым и не был. Его оболгали. А так он крайним не является.

– Спасибо Вам за ответ на вопрос о фигуре патриарха Никона.

– Еще могу сказать: возьмите «Историю Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) – там описано избрание патриарха. Когда умер предшественник патриарха Никона, то был собор, на котором избирали патриарха. Предложили три кандидатуры, среди которых был митрополит Никон (тогда Новгородский), бросили жребий. Выпал жребий на одного иеромонаха – не на Никона. Потом патриарх Никон пошел на Новгородское подворье, потому что собор окончил свои деяния (избрали нового патриарха). Царь Алексей Михайлович трижды вызывает Никона – он пришел. Царь просит его стать патриархом, идет на нарушение жребия. Ведь если жребий бросаем – надо ему подчиняться. Царь Алексей Михайлович нарушил жребий – волю Божию, явно открытую. Тот иеромонах, видя, что царь не желает видеть его патриархом, стал отказываться от патриаршества.

Дальше произошла очень критическая ситуация: патриарх Никон сказал: ни я, ни вы – никто не живет по Евангелию. Царь Алексей Михайлович и весь народ упал на колени, рыдали и умоляли: «Стань патриархом, мы будем жить по Евангелию». Какие страшные слова! Они клянутся в том, что мы и так должны делать: и так должны жить по Евангелию. Но они стали заложниками этой клятвы, потому что патриарх Никон сказал: «Хорошо, тогда давайте жить по Евангелию».

Когда царь Алексей Михайлович не пришел на первую праздничную службу, патриарх Никон говорит: «Теперь я свободен». Царь Алексей Михайлович нарушил свою клятву, которую всенародно дал, поэтому патриарх снял белый клобук, надел черный, ушел в Новый Иерусалим и восемь лет его строил. У нас с тобой была клятва, что будем жить по Евангелию – давай жить. Если же ты ее нарушил – всё. Он был не против, чтобы избрали нового патриарха вместо него, он не стремился к патриаршеству. Он говорил, что только хочет быть при избрании, чтобы засвидетельствовать преемство патриаршей власти в Церкви. Там очень много вопросов, которые еще надо выяснять.

– Тема патриарха Никона – это отдельная тема для отдельной программы, а то и нескольких. Я хотел бы попросить Вас подвести краткий итог программы и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Сейчас у нас, с одной стороны, время благодатное. Как всегда, мы должны Господа за все благодарить, хотя Господь нас в этом году посетил – коронавирусом. Это мощное вторжение в нашу жизнь (в жизнь всех: и верующих, и неверующих). Обратите внимание на слова патриарха Кирилла, которые он сказал буквально на днях в Свято-Троице-Сергиевой лавре на праздник преподобного Сергия Радонежского. Он сказал, что Господь ждет от нас укрепления веры. Мы, даже те, что зовемся христианами, забыли, что такое христианство. Нам надо, как правильно сказал патриарх Кирилл, опять взять Евангелие, прочитать его от корки до корки еще раз, внимательно, приложить к себе, к своему сердцу, к своей жизни. Это, наверное, главный вывод, который мы должны  сделать сегодня. Мне очень хочется пожелать и себе, и всем нашим дорогим телезрителям, слушателям, тем, кто будет знакомиться с этой передачей, – открыть Евангелие, почитать и постараться максимально выверить свою жизнь по этому лекалу.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Нина Кирсанова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​