Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

28 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин. 

– У меня есть первый вопрос, присланный нам ранее: «Может ли духовник требовать от прихожанки своего прихода, чтобы она исповедовалась только у него, а значит – и причащалась только в этом храме? На практике получается, что целое лето, когда она выезжает с детьми из города в деревню, где есть монастырь (туда она ходит каждое воскресенье на службу), у нее нет возможности получать Святые Дары, а стало быть, и очень важную для нее помощь».

– Наверное, батюшка хотел лучшего, как-то дисциплинировать человека. Во-первых, духовник не может ничего требовать, он может что-то предложить человеку (может быть, настойчиво). Требовать можно, только если человек соглашается на абсолютное послушание. Пример – только монашеская жизнь. А в миру ни один духовник, тем более с прихожанки, семейного человека, не может ничего требовать, только не согрешать в чем-то, не проявлять своих страстей. А такие вещи, как исповедоваться и причащаться в одном храме, можно предложить человеку, который бегает из храма в храм. Такие люди говорят: «Вы знаете, я там вчера исповедовалась, а хочу причаститься у Вас». Смотришь – на следующей службе ее уже нет. Тут можно сказать: «Сколько ж можно бегать, дорогая моя?»

 Если человек заболевает, приходит к врачу; тот ему предлагает сдать анализы, посмотрит результаты анализов, и только после этого начинается лечение. Но для этого нам надо прийти к одному врачу несколько раз… Так и к священнику. Если только один раз у него успели исповедоваться – и перебежали к другому, он не может быть вашим духовником. Поэтому, думаю и надеюсь, быстрее всего духовник благословит, тем более если человек переезжает на новое место (пусть даже на временное жительство), ходить в какой-то ближайший храм или монастырь. Причащать детей, самой не лишаться такой благодати, как исповедь и причастие Христовых Таин.

Не будем ничего лишнего добавлять к этому; надеюсь, все решится успешно. И пусть эта добрая прихожанка, которая задала вопрос, всегда приступает к Причастию, когда есть такая возможность, и ведет к Причастию своих детишек. Тем более когда дети являются постоянными прихожанами храма. Для них это праздник: знакомый храм, знакомые лица вокруг, любящие тебя люди. Конечно, обязательно надо причащаться, не лишать себя этой благодати.

– Вопрос телезрительницы: «У меня и моих подруг возникает такой вопрос. Когда у тебя есть молодой человек или муж, который постоянно изменяет, надо ли мириться с изменами и, если тебя все устраивает, продолжать жить дальше? Или все-таки это не совсем правильно? Как к этому относится Церковь? Потому что иногда женщина просто думает, что все равно все изменяют, поэтому лучше остаться с этим, чем менять его на кого-то другого».

– Ваш «оптимизм» меня «радует и воодушевляет». Иметь изменника (молодого человека или мужа) и надеяться строить жизнь с ним правильно и хорошо – не могу такого представить; простите меня, старика. Бывают случаи в семейной жизни, когда кто-то из супругов сорвался и впал в блудный грех или грех прелюбодеяния и пришел с покаянием к священнику, к своему супругу или супруге и говорит: «Прости меня, больше не повторится». И супруга (или супруг), именно надеясь, что больше такое не повторится, уповая на это, сохраняет брак и совместную жизнь.

Но привыкать к тому, что тебе постоянно изменяет молодой человек, еще даже не муж, – зачем это нужно? Зачем иметь под боком публичный дом? Какой пример будет для детей? И как Вы представляете себе рождение детей от такого человека? То есть абсолютно нет никакой надежды на него, что он будет поддерживать тебя и детей. Он будет бросать тебя в любой момент.

А блудный грех страшен тем, что человек втягивается в него, и расстаться с этим грехом порой очень непросто. Я сказал: «грех». Но хотел сказать: «страсть». Если этот грех перерос в страсть, то это очень цепкая страсть, не так просто с ней расстаются. То есть действительно должно быть покаяние, как у человека, принимавшего наркотики. Он кается и с огромной силой ломает себя (по-другому не скажешь). И расстается с этим пристрастием. То же самое и с блудным пристрастием.

Конечно, сейчас СМИ очень содействуют развитию таких страстей (я исключаю наш замечательный канал «Союз»). Нет этого в православной традиции и в русском менталитете, это к нам пришло из-за рубежа, быстрее всего с Запада, где настойчиво пропагандируется, что измена – нормальное явление и не влияет на строение семьи, ее жизнь. Этого быть не может.

Во-первых, мы с вами помним евангельские строки, когда Господа спрашивают о разводе; Он говорит, что нет причин к разводу, разве что из-за прелюбодейного греха. Это единственная причина. Как это может войти в привычку? Не получается ли, что мы потакаем этому? То есть Ваш молодой человек, видя Ваше согласие пребывать вместе с ним при постоянном его блудном пристрастии и Ваше прощение, считает, что так и должно быть. И такие же девчонки страдают от него, потому что он и с ними так же обращается и удивляется, как это ему вдруг предлагают жить семейной жизнью. «Какая семья? Вон я с Машкой живу, с Лизой живу, она не жалуется, терпит, что я гуляю, а ты почему не терпишь?» И получается порочный круг, страдают люди. Это чистой воды сатанизм.

Поэтому наберитесь терпения, скажите об этом своим подружкам: начал глазами косить на сторону, начал проявлять к кому-то свое внимание – значит, зубки сжала, пинок ему под зад и сказала: «До свидания. Либо ты исправляешься и приходишь ко мне, либо иди на все четыре стороны. Кстати, когда будешь сифилитиком, не прибегай ко мне со слезами на глазах, на лекарства тебе деньги давать не буду». Понимаете, если бы вот так мы подходили, была бы нормальная, правильная жизнь. Мы портим друг друга, потакая и покрывая греховные страсти другого. «Ну, он мой друг, что с того, что он употребляет наркотики? Он же мой друг, я не могу ему ничего сказать, а вдруг он обидится?» Или: «Она блудит, но она ж моя подруга; как я могу что-то ей сказать?» Друзья мои, потому грех и растет, а потом люди приходят со слезами в церковь: «Батюшка, муж меня бросил, гулена такой, у меня трое детей на руках…» Бросил, потому что ты же и помогала ему; или твои подружки потакали его греху. А теперь у тебя горе и скорби.

Да еще, не дай Бог, когда люди начинают говорить: «За что Бог на меня так прогневался? Я ни в чем Его не обижала, я терпела греховности своего супруга, а Господь меня лишил семьи». Это не Господь лишил семьи, это мы потаканием греху помогли развалиться семье. А теперь представьте детишек, которые растут, видят все это. У них сразу складывается представление, что в семье возможен блуд…

В этом вопросе я вижу еще одну проблему. Конечно, девочки могут сказать: «Как мне ждать? А вдруг у меня не будет мужа, вдруг он уйдет?» Я считаю, есть вещи, когда надо потерпеть, действительно помолиться: «Господи, пошли мне настоящего защитника, настоящую опору». Как говорится в старой поговорке, за мужа завалюсь, никого не боюсь. Вот так должно быть: он тебя своими широкими плечами прикроет, но не за твоей спиной, а встанет впереди тебя. Блудник не встанет, не будет тебя прикрывать.

В таких случаях, когда аналогичные вопросы задают, я вспоминаю, как несколько лет назад разговаривал с одним офицером. Он прошел несколько войн, воевал в Афганистане, ему довелось воевать в Югославии, и он возглавлял всегда группу разведки (профессиональный разведчик-диверсант). И он, рассказывая немного о своей службе, сказал такую деталь, что никогда не берет в группу женатых ребят, которые изменяют своей жене. Это отличительная черта: такой человек всегда предаст. «Лучше возьму холостяка или семейного, за которым не числятся грехи блуда. Это надежные люди, которые жизнь положат за остальных ребят в группе». Если у человека есть пристрастие к блуду, он предаст в трудный момент.

Я не наводил его на такую мысль, просто расспрашивал, меня интересовали характеристики тех ребят, которые вместе с ним воевали. У нас при храме есть музей «Церковь и армия», и эти ребята приходили ко мне, помогали создавать музей, приносили свою форму, в которой они воевали, какие-то свои награды. И невольно у нас произошел разговор об этих людях, кто они. Один из них потерял ноги, прикрывая группу, другой имел иные ранения…

И вот эта непростая в наше время тема очень культивируется всяческими программами; я считаю, что это сатанизм чистой воды. Во-первых, взгляните на историю не только Церкви, а даже историю еврейского народа. Раскроем Библию, там много случаев, когда враг не мог одолеть войско иудеев. Зная, что с ними Бог, а потому справиться с ними не могут, они делали очень просто – подсовывали им блудных женщин. Как только воины начинали гулять на сторону, через короткое время с войском можно было справиться.

Учтите: либо ваша семья – это ваша крепость (имеется в виду ваш духовный покой, ваша духовная защищенность), либо любой враг вас разобьет, достанет, и это будет не семья. И дети будут морально изуродованы, простите меня. Видишь таких детей, и очень за них переживаешь, потому что у них уже сложилось представление о семье. С ужасом слушаешь, как маленькая девочка рассказывает, что папа пришел к ней и играл с ней, и вдруг она начинает говорить: «Но это не тот папа, который был перед этим, и не тот, который мне куклу дарил, у нас уже совсем другой папа». И ты за голову хватаешься, потому что, судя по рассказу ребенка, понимаешь, что это уже четвертый или пятый папа. Это же не семья. Враг нацеливает свой удар именно на разрушение семьи. Это единственный и самый крепкий оплот христианства, оплот православия.

Да укрепит и вразумит нас с вами Господь, а главное – даст терпения, чтобы мы не прыгали из постели в постель, а когда надо – сжали зубы и вымаливали свой час. А иначе какие мы православные, зачем ходим в церковь? Только для того, чтобы поставить свечечку: «Господи, пошли мне очередного жениха»? Как теперь стали говорить: «Батюшка, пусть мне Бог пошлет мужчину». Простите меня, это совсем иное. Пусть Господь пошлет тебе возможность создать семью, надежного мужа, а не мужчину. Это будет правильно. Поэтому да укрепит Господь нашу телезрительницу и дарует ей возможность, чтобы в ее семье был покой и радость, надежная защита.

– Все-таки не нужно забывать, что православие – вера сильных людей. Как мы можем говорить о нашей принадлежности к этой вере, если совершаем такие глупые поступки? Тем более если это семейный человек, то это большое предательство.

– Вообще воспитание терпения очень важно. Многие сейчас не хотят ничего терпеть, и из-за этого очень много бед, у нас много дисгармонии. И начинают к этому относиться как к должному, но на самом деле этого быть не должно. В данном случае речь идет о семейной жизни, в которой воспитывается взаимное терпение и у детей, и у супругов. Это просто необходимо – уметь что-то потерпеть, так что терпением спасаемся.

– Вопрос телезрительницы: «Мне семьдесят семь лет, у меня артроз, я раньше спрашивала у батюшек про послабление в посте перед причастием, и они всегда говорят: по состоянию здоровья. Сейчас не стала спрашивать. В среду и пятницу  и перед причастием денька три пощусь. А так, можно сказать, почти не пощусь. Правильно ли я делаю, что не спрашиваю у батюшки благословения? Я просто думаю: надоедаем ему все время».

– Могу только присоединиться: смотрите по состоянию Вашего здоровья. Тем более такой хороший возраст – семьдесят семь лет. А что еще должен батюшка сказать? Есть силы в среду и пятницу поститься – дай Бог, нет сил – значит, «Господи, прости, Ты видишь, что и хотела бы попоститься, да никак не получается». Где-то нарушаем пост, а где стараемся не нарушать, Господь примет это за старание, он видит сердце Ваше, намерение, Он не будет считать стаканчики молочка... Поэтому помоги Вам Бог поститься по своим силам.

Чаще благодарите Бога, смотрите на чистое небо и радуйтесь, что Господь дает силы, дает жизнь. Мы помним, в венчальной молитве священник благословляет новую пару, чтобы они увидели детей своих детей, то есть внуков. В таком возрасте, наверное, мы уже получаем радость, что видим своих внуков. Поэтому давайте больше радоваться Богу. И за эту радость Господь простит те мелочи, когда мы вдруг не можем попоститься. Порадуемся Господу.

Дай Бог Вам сил, чтобы Вы и дальше продолжали радовать окружающих возможностью ходить в храм, причащаться, исповедоваться и быть примером для молодежи, которой все некогда забежать в храм. Пусть они на Вас посмотрят и скажут: «Вот находит человек силы прийти в храм и причаститься; значит, и мне так надо». Укрепи Вас Господь!

– Как можно попасть в музей «Церковь и армия» при вашем храме в Лямцино?

– Приехать. Милости прошу. У нас есть храмовый сайт: http://www.lyamcino.ru, есть телефон. Вы можете позвонить в церковную лавку, и вам ответят, когда можно приехать, чтобы совершить экскурсию.  Если набирается группа из нескольких человек (от пяти и больше), мы с вами созваниваемся, в любой день седмицы я вас жду в гости и проведу экскурсию сам. Если такая группа не набирается, тогда приглашаю по воскресеньям, после Божественной литургии, проведем экскурсию по музею. Он не такой большой, это музейный зал, но очень насыщенный, и экскурсия у нас длится примерно час  или час двадцать. Там и копии древних мечей, и шлемов, гусарский костюм. Если у вас есть мальчишки (внуки или ваши дети), приезжайте, мы дадим даже все это примерить, сфотографироваться. Есть и каски времен Великой Отечественной войны, и копии вооружения, то есть ребята могут все это надеть, и останутся на память фотографии в этом облачении; плюс сама экскурсия проводится бесплатно, сколько бы ни было народа, хоть целый автобус. Наш музей включен в программу отдела культуры Домодедовского городского округа. К нам регулярно (один-два раза в месяц) приезжают автобусы из разных районов Московской области (Каширы, Шатуры). Группа может быть от 20 до 40 человек. Мы проводим экскурсии по музею и храму. Для нас это привычное дело.

Если взрослые хотят послушать экскурсовода, то малышей с собой лучше не брать: они послушать не дадут. Если вы берете с собой детей, то настройтесь, что экскурсия будет короче, зато мальчишки и девчонки смогут сфотографироваться в касках, с автоматами или шашками.

– Дай Бог, чтобы они пользовались этим только для фотографирования, а не для боевых действий.

Вопрос: «Моя бабушка теряет зрение и уже не может читать молитвы и Евангелие. Она переживает, что ее связь с Богом от этого пострадала. Как ей молиться?»

– Честь и хвала бабушке! Во-первых, дети и внуки могут включить ей для прослушивания и Евангелие, и молитвенные правила. Всегда есть возможность научить бабушку нажимать две-три кнопки на небольшом магнитофоне.

Во-вторых, связь с Богом нарушается не от слепоты человека. В течение дня бабушка наверняка может повторять те молитвы, которые знает наизусть, даже отдельные небольшие строчки псалмов. Я думаю, это не помешает ей пребывать с Богом и чаще беседовать с Ним.

Важно не превращать общение с Богом в вычитку. Многие священники об этом говорят. Человек привыкает к таким вещам, как: «батюшка, я вычитал утренние молитвы», «батюшка, я вычитал последование ко Святому Причащению»... Нет чтобы сердце разрывалось над какими-то строчками, когда думаешь: «Как стыдно! Я не могу сделать того, о чем тут говорится!» Человек пропускает эти строчки, он их не видит.

Хочется спросить: «Зачем нужна такая вычитка?» Настоящая молитва – это вопль к Богу, плач перед Ним или излияние радости, благодарность Ему.

Я слышал хорошую характеристику одного священника: «В миру он был не святого поведения, но во время литургии не молился, а разговаривал с Богом». Необходимо научиться разговаривать с Богом. Может быть, чуть-чуть изменить свои правила, иногда сократить их или попросить духовника позволить внести какие-то коррективы для того, чтобы научиться чувствовать; чтобы, читая страшные строчки, понимать, что действительно боимся.

Если мы благодарим Бога, то должны делать это искренне: за радость прожитого дня, за солнышко, дождь, за то, что нас окружают чудные люди. Мы не умеем благодарить – поэтому и людей не видим. Если Бога не видим, кого еще мы можем увидеть?

Важно, чтобы наше сердце научилось откликаться на те слова, которые мы читаем. Я думаю, что бабушка, теряя физическое зрение, как блаженная Матрона, обретет духовное зрение. Ее сердце всегда будет держать связь с Богом даже с помощью коротких молитв на протяжении дня. Пока шаркаешь тапочками от кровати до кухни, чтобы попить чайку, всегда можно про себя повторять: «Господи, помилуй мя! Господи, благодарю Тебя за все! Господи, прости меня!»

Вот она, молитва! Совсем необязательно вычитывать десять листов! Я думаю, что не только слепнущей бабушке, но и нам, слепцам, надо почаще повторять эти молитвы в течение дня. Да вразумит, да укрепит нас Господь!

– Вопрос: «Как достойно подготовиться к смерти (помимо исповеди и причастия), если знаешь, что скоро умрешь? Какие молитвы читать?»

– Как достойно подготовиться к смерти? Надо начинать с семилетнего возраста.

– С семилетнего?!

– В прямом смысле слова! Настоящее православное воспитание должно основываться на том, что человек предстанет перед Богом. Переход в вечную жизнь не подразумевает переезд с одной квартиры на другую. Мы слышим в Евангелии, что человек должен, как зерно, лечь в землю, – только в этом случае прорастет колос для новой жизни.

Поэтому человек воспитывается с мыслями о предстоянии перед Богом и смерти в течение своей жизни. Он должен размышлять о смерти. Очень обидно, что сейчас это вымывается из нашей культуры, в том числе и религиозной. Нередко батюшки, особенно молодые, стараются не говорить с людьми о смерти. Даже в дни поминовения усопших они могут рассказывать правила, как ходить на кладбище, но не напоминать людям: «Учти! Вот холмик. Но рядом может быть и твой холмик». Мне кажется, это было бы очень полезно.

Мы сейчас практически не видим смертей. В каком-то смысле можно поблагодарить эпидемию: она немножко нас встряхнула. В мышлении людей отпала шелуха всяких мелочей. Очень хорошо стала видна смерть. Полезно задумываться об этом.

Молитвы читать хорошо. Но какими молитвами ты можешь исправить свои подлые поступки? Утром человек хорошо прочитал молитвы, а потом наговорил гадостей ближайшему соседу, не сделал ни одного доброго поступка. И что его молитвы?

Сейчас на территории нашего храма буйствуют пионы: в огромном количестве белые, розовые, бордовые... Не только цветовая гамма, но и сорта разные. Эти пионы появились очень просто. Одна женщина (член Международного клуба пионоводов) коллекционировала на своем участке пионы и, когда заболела раком, сказала: «Я ничего не могу оставить на память о себе. У меня нет больших денег, чтобы что-нибудь построить. Я хотела бы передать храму свою коллекцию».

Она перенесла на храмовую территорию все свои пионы и, едва успев посадить последний цветок, через несколько дней отошла в мир иной. Замечательные пионы теперь цветут у нас вокруг храма и при входе в него. Лучшей памяти о себе она не могла бы оставить при любых других обстоятельствах. Только начинается цветение пионов – мы все вспоминаем нашу драгоценную Надежду Сергеевну: как она трудилась во дворе тогда еще восстанавливаемого храма, сажала пионы, как передала храму эту драгоценную коллекцию, хотя желающих купить ее было полно. Не проходит дня, чтобы мы ее не поминали, с радостью смотря на эту красоту. Это ее молитва. Она успела перед смертью помолиться так, что все люди с благодарностью, доброй улыбкой хранят память о ней.

Хорошо, если Вы найдете молитвы. Еще лучше, если Вы будете читать Псалтирь, стараясь понимать ее: найдете перевод, расшифровку непонятных выражений. Не забудьте успеть сделать добрые дела. Нередко, когда люди заболевают (особенно в преклонном возрасте), они начинают капризничать, создавать вокруг себя ореол внимания. В этом случае смерть человека, какие бы молитвы он ни читал, становится на радость окружающим: «Наконец-то! Он нас измучил!» Даже не потому, что он был болен, а потому, что так капризничал во время своей болезни перед смертью: все извелись.

Есть множество примеров, когда люди, зная, что в ближайшее время скончаются, до последнего своего вздоха стараются делать добрые дела. Паисий Святогорец, который в старости болел раком, продолжал молиться, принимать людей. У иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова) был рак печени, но никто из людей, приходящих к нему на беседу, не подозревал, что человек тяжело болен: он продолжал отвечать на их вопросы, помогал решать проблемы. До своего последнего дня он старался скрывать свою болезнь и быть полезным для окружающих.

Молиться очень хорошо, нужно, полезно, но надо подкреплять молитву добрыми делами. Если уже нет сил делать добрые дела – надо просто молиться. Сиди и молись о детях, которые тебя окружают, о близких. Это тоже им поддержка, большое дело.

Любой священник встречается с большим количеством больных, умирающих людей. Мы очень переживаем, когда это становится формальностью. Дай Бог сил! Пример –монастырские насельники, которые, будучи больны, продолжают принимать людей; если есть силы, служить или хотя бы быть на исповеди до того момента, пока тихо, незаметно для других не отойдут в мир иной, до конца своих дней служа Богу тем, что служат людям.

Укрепи всех нас Господь! Страшно рассуждать на эту тему. Скажу честно: страшно! Одно дело – теоретизировать, сидя в кресле, а другое – когда сам окажешься в таком положении. Смогу ли я выдержать то, о чем говорю другим людям? Я думаю, что любой, особенно немолодой, священник задает себе этот вопрос. Будем просить у Бога помощи: «Господи, помоги не отступить от того, в чем я был убежден все время!»

– Вопрос: «Почему при всем осознании и видении своих грехов нет слез покаяния и смирения?» Грехи видишь, осознаешь, но нет чувств.

– Хоть осознаешь, что нет смирения. А тут порой не осознаешь, что его нет. (Смеется.)

– Уже неплохо.

– Уже первые шаги сделаны. Раз человек видит свои грехи, хотя бы в сердце своем кается перед Богом, значит, уже есть осознание и покаяние. Иногда и расстаться с грехами не очень хотим, честно говоря. Есть люди, которые каждое воскресенье приходят к священнику и по бумажке перечисляют грехи, совершенные в течение седмицы. В следующее воскресенье – тот же список. Хочется сказать: «Слушай! Не выбрасывай этот список: он пригодится тебе в следующее воскресенье».

Не хочет человек расстаться с грехами. Это уже другой вопрос. Мы иногда так сращиваемся с грехом, что он становится частью нашей жизни. Есть семинарская шутка среди молодых монахов: «Господи! Избавь меня от греха, но попозже, не сейчас!» Такая шутка печальна, когда грех становится частью человека.

Например, скандальная мама. Она ходит в храм, просит батюшку помолиться о ее детях: «Батюшка, помолитесь! Они у меня такие бестолковые, не слушают меня. У дочери уже третий ребенок родился, а она меня все не слушает». Хочется сказать: «Милая моя! Это не ребенок тебя не слушает, а ты уже запилила своих детей!» И она никак не хочет расстаться с этой привычкой. «Дорогая моя! Давай уже по-другому смотреть на это!»

Нечасто встречаешь внутреннее покаяние. Когда оно наконец появляется у человека, даже если он еще не донес его до священника, но уже понимает, что зануда, пилит кого-то или объедается, пристрастен к болтовне по телефону, – все!– я его поздравляю! Он уже совершил первый шаг. У него началось покаяние. Следующим шагом будет смирение. Не понадобится даже вторжение духовника: он сам начнет с Божией помощью отодвигать от себя этот грех, так как уже понял, что стал его слугой или даже рабом.

Дай Бог сил! Необязательно, чтобы слезы бежали рекой по лицу: это не всегда признак истинного покаяния. Пусть эти слезы бегут по лицу внутреннего духовного человека, находящегося в вас. Этого достаточно.

Мы часто переживаем внутренние слезы особенно сильно, даже стесняемся прийти к священнику и сказать: «Батюшка, плачу! Не могу расстаться с какой-то привычкой – и все время внутри себя плачу!» Ничего, первые шаги начались. Поздравляю! Дорогу осилит идущий. Я думаю, что финишная лента скоро будет вам видна.

– Батюшка, видна финишная лента нашего эфира. Я хотел бы попросить Вас обратиться к нашим телезрителям, подвести итог.

– Друзья мои! Любимые мои, хорошие! Рад этой встрече. Благодарен тем, кто задает вопросы, и тем, кто сейчас находится у экранов, смотрит нас и терпеливо слушает. Хочу пожелать вам, дорогие мои: что бы ни было (пост – не пост, пьем мы молоко – не пьем, каемся внутри себя – или еще не успели), начать с того, чтобы вести впереди себя любовь. На тачке ли вы ее будете везти, на руках ли нести – это личное дело каждого, как у кого получится!

И я такой же разгильдяй! И так же стараюсь. Совершишь какой-то поступок – и думаешь: «По любви он был сделан или не по любви?» Если что-то будет не по любви, не делайте! Только при условии, что стараемся нести любовь впереди себя, мы христиане. Тогда мы с Богом. А все остальное приложится. Храни всех Господь, друзья мои! Божией милости всем, Божией помощи и радости о Господе нашем Иисусе Христе!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии священник Михаил Кудрявцев. Тема беседы: «Богопознание, или "прогресс в духовной жизни"».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​