Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

14 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич. 

– Сегодня день Всех святых. Хотелось бы узнать, когда впервые появляется общецерковное празднование дня Всех святых.

– Из истории мы знаем, что впервые можно увидеть сведения об этом празднике в проповеди святителя Иоанна Златоуста, впоследствии – в писаниях преподобного Ефрема Сирина. Это уже письменные свидетельства о праздновании этого дня. Очевидно, что празднование совершалось и ранее, но тем не менее письменные источники относят нас к IV веку. И далее этот праздник входит в состав Типиконов (Иерусалимского, Студийского) и через них доходит до наших дней.

Интересно, что святитель Иоанн Златоуст и преподобный Ефрем Сирин предлагали праздновать его тоже весной, но несколько в другие дни. И в уставах этот день появляется именно в воскресный день после дня Святой Троицы. Такое его расположение  отвечает на вопрос, какова логика этого праздника, о чем этот праздник, что мы сегодня празднуем и о чем должны говорить.

День Святой Троицы прежде всего в древности был днем схождения Святого Духа на апостолов. Это первое традиционное название праздника, наиболее отвечающее его смысловой нагрузке. Дух Святой сходит на апостолов по Воскресении Христовом, действует в апостолах, преображает их. Господь посылает их на проповедь, они набираются благодатных духовных сил для того, чтобы нести слово Божие. И далее этот же Дух действует во все остальные времена. Доныне этот Святой Дух действует в людях, принадлежащих Церкви, которые также несут свое служение вслед за апостолами. Хотя и по-разному они прославляют Господа в своей жизни, но тем не менее движимы Тем же Духом. То есть Бог дал Своего Духа в день схождения, а через неделю мы как бы говорим: вот такой ответ Церковь дала Богу на Его дар низведения Святого Духа.

– Как Вы думаете, с чем связано установление общецерковного почитания всех святых?

– К тому времени уже собрался сонм святых, которые были прославлены у Господа. И нужно было сделать для современников более явными и заметными их труды. Если нам не напомнить об этом, мы забываем о самых простых и важных вещах.

Мне приходит на память один такой эпизод из моего священнического служения. У меня была прихожанка, очень пожилая, больная, она передвигалась на костылях (была полная, в теле) и с другого конца города как-то приезжала на этих костылях в храм практически каждое воскресенье. Как она это делала – я до сих пор не представляю. То есть она с такой тяжестью, с таким трудом приходила в храм... Я ее исповедовал, она причастилась, а через неделю она приехала уже на собственное отпевание. Прошло буквально небольшое количество времени, и вот передо мной стоит гроб с этим человеком. И я вижу на лицах наших прихожан понятную и естественную человеческую грусть о ее смерти. А у меня в сердце совершенно другое чувство. Не потому, что мне не жалко эту драгоценную моему сердцу бабулечку, а потому, что я понимаю: она достигла того, к чему стремилась. Она у Господа, потому что всю свою жизнь, всю себя отдала Христу. Она до последнего дня стремилась к Нему, шла к причастию Святых Христовых Таин, исповедовала свои грехи и скорее всего получила от Господа благодать и мир и упокоилась со святыми.

И на проповеди я стал говорить об этом: «Вы, может быть, думаете, что сегодня день поражения, когда человек повержен дьяволом, болезнью, обстоятельствами. Но это не день поражения, это день победы».

Мне кажется, что в Древней Церкви желание и необходимость празднования дня Всех святых связаны именно с этим: для того, чтобы напомнить всем нам, что жизнь святых и их трудности, злоключения, проблемы – это не поражения от дьявола, а это победа; их сила, стремление к Богу есть очень важный аспект их святости. Кроме того, основанием такого праздника могут быть слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, подражая их делам и поступкам». Очевидно, что этот праздник для того, чтобы нам вспомнить о наших наставниках, о тех святых, которые жили прежде нас, и постараться как-то уподобиться им, подражать их вере.

– Как Вы думаете, когда устанавливалось  почитание всех святых, какие выводились критерии для того, чтобы того или иного человека назвать святым?

– Основополагающими критериями можно назвать те слова, которые говорит Сам Господь наш Иисус Христос. И сегодня за воскресным богослужением мы слышали в Евангелии те критерии, о которых можно говорить: «Кто исповедует Меня пред людьми, того я исповедую перед Отцом Моим Небесным». Во-первых, это доброе исповедание, во-вторых, Христос говорит: «Кто оставит здесь отца своего, матерь свою, братьев и сестер, жен и детей, тот получит сторицей в Царствии Небесном и на земле». Эти два аспекта (исповедание и оставление Христа ради всего прочего) являются главными критериями святости.

Но мне сразу хотелось бы сделать некоторую ремарку. Что есть исповедание? Мы привыкли в целом это слово воспринимать как-то буднично. Мы настолько часто произносим слово «исповедь», что не задумываемся над содержанием и значением этого слова. А ведь исповедание может быть не только словесным. В таинстве Исповеди человек действительно словесно излагает то, что он совершил греховного, из себя износит сор и грязь и хочет, чтобы Христос Своим Божественным огнем благодати попалил и сжег, убрал это из его сердца и души.

Но если мы говорим об исповедании Христа, то речь, наверное, должна идти не только о словесном исповедании. Этого, конечно, недостаточно. Очевидно, что речь идет о самой жизни, когда человек всей своей жизнью исповедует веру во Христа, и эта вера проявляется очень по-разному. Такое исповедание может быть очень разным, как разными бывают лики святых. Это первый момент: исповедание веры – это вся наша христианская жизнь по заповедям Христовым в согласии с жизнью Церкви.

Второй момент – насчет оставления родных и близких. Это действительно живое слово Спасителя, Который говорит это Своим апостолам, ученикам, и возникает некоторая коллизия. Получается, если у меня есть жена, дети, то, чтобы стать святым, мне нужно всех их бросить, куда-то побежать сломя голову, только тогда я стану святым. Ясно, что это никогда не принималось Церковью именно в таком искаженном понимании. Даже более того: мы часто видим на примере современных людей и святых, что такой путь к «святости» в кавычках ведет только в ад. Понятно, что когда человек не обременен социальными обязанностями, когда его дети выросли, родители не нуждаются в его помощи, когда он свободен, то в этот момент он действительно свободен избрать для себя путь одиночества, отшельничества, и это действительно путь святого человека.

Но есть пример преподобного Сергия Радонежского, который всем сердцем желал бежать из мира, удалиться от суеты мирской, но тем не менее, зная, что его родители нуждаются в нем, не оставил их и получил святость. И это один из аспектов его святости: он не бросил своих родителей на произвол судьбы. Что же значит тогда «оставить отца и матерь, жену, детей и близких своих»? Речь идет не о том, чтобы бросить людей на произвол судьбы и перестать заботиться о них, а о том, чтобы для человека Христос стал основной целью жизни, чтобы человек служил родным и близким ради Христа, как это делал преподобный Сергий. И Сам Христос указывает путь такому человеку ко спасению, а не к погибели. Это тоже очень важный момент.

Я знаю многих людей, которые вот так побежали куда-то сломя голову, бросили своих родных и близких и в конце концов не нашли приюта. Как они бросили своих родных, так отстранился от них Христос. И, наоборот, если человек искренне и внимательно, с любовью, бережно относится к своей жене, своим детям, родным и близким, к родителям ради Христа, то для него Христос главная цель, которая достигается через служение родным. И тогда человек очень многого достигает в короткое время.

– Вопрос телезрителя: «В газете на православной странице был опубликован рассказ о том, что в день Николая Угодника девушка танцевала с его иконой и окаменела. Потом ее священник вывел из этого состояния. Правда это или нет? Я думаю, что правда, жена говорит – нет».

– Эта история получила очень широкое распространение в советское время, и лично я верю, что она абсолютно правдивая. У меня нет безусловных исторических документов на руках, чтобы подтвердить с неопровержимой точностью истинность этой истории, но, насколько я осведомлен, это вполне реальная история, которая действительно произошла в советское время и стала одним из чудесных подтверждений величия святых и действия Духа Божия в Церкви.

 Что сделала та девушка Зоя? Она надругалась над святыми. А мы почитаем святых. Мы с почтением и любовью относимся к святителю Николаю Чудотворцу, а она издевалась над ним. И что в итоге получила? Наказание. Фактически лишилась своей жизни – способности действовать и двигаться. Это назидание в том числе и для нас, что святых нужно почитать, уважать.

– То есть такие истории действительно происходят?

– Конечно. В чем здесь дело? Не то что святитель Николай обиделся и прогневался, тут скорее нужно говорить о другом: человек, совершая такие поступки, оскорбляет Духа Божия и изгоняет Его из себя. А свято место пусто не бывает. На место изгнанного Духа Божия приходит дух дьявола, который человекоубийца искони и желает только одного – погубить, уничтожить человека. Соответственно, это и происходит с человеком, когда он изгоняет из себя Дух Божий, а впускает дух дьявола.

Тут надо быть очень внимательным, потому что многие люди сейчас говорят, смущая некоторых православных, что не нужно почитать святых, не нужно им поклоняться. Но дело в том, что в православном богословии в области догматики мы различаем два термина: поклонение и почтение. Наши дорогие телезрители сейчас нас слушают, и я с глубоким уважением почтительно вам кланяюсь. Это почтительное поклонение, которое может быть адресовано любому человеку, любому предмету, который напоминает нам об этом человеке. И в этом почтении к людям нет ничего зазорного, это просто воспитание.

А есть поклонение служебное – служение, которое означает всецелое поклонение Богу. Это всецелое поклонение в Православной Церкви воздается только одному Создателю. А почтительное поклонение воздается и святым, и просто людям, живущим ныне, и тем более древним святым и подвижникам благочестия, которые послужили Христу по евангельским заповедям. И если человек не имеет этого почтения к святым, то он лишает себя Духа Божия, лишает себя благодатной защиты Божией, и дьявол может действовать в его жизни, в его сердце.

– Вы говорили про оставление всего ради Христа. У меня в связи с этим всплыла в памяти история, о которой я лично знаю. Отец семейства оставляет семью и уходит в паломничество в монастырь пешком, не используя никакие транспортные средства. Он воспринимает это, естественно, как служение Христу; возможно, из таких слов Христа: «Возьми крест свой и следуй за Мной». Как быть его семье? Что бы Вы посоветовали?

– Во-первых, я бы посоветовал этому главе семейства таких действий не совершать. Я думаю, такое возможно только по взаимному согласию супругов , об этом говорит апостол Павел (хоть и несколько в ином контексте): «Супруги да не разлучаются друг от друга, только ради упражнения в благочестии, и то не на долгое время и по взаимному согласию». Здесь эти слова можно применить. Это говорит апостол Павел. Не я, грешный, выдумываю что-то, это не поздние рекомендации каких-то комиссий, это говорит образец святости – святой апостол Павел, который показывает, как нам нужно обращаться с нашими женами.

Если супруга против, чтобы муж шел в такое длительное паломничество, то я прошу, умоляю ни в коем случае этого не делать. Почему? Я видел много примеров в своей жизни, когда человек просто терялся в жизни и в Церкви и потом не мог найти себя. Вы поймите, главная цель всей нашей христианской жизни – это Христос, стяжание благодати Святого Духа и через нее соединение со Христом. Это главная цель. Все остальное – это инструменты, средства, при помощи которых мы это делаем. Бог есть любовь. Поэтому человек, который оставляет любовь, бросает тех, кто нуждается в нем, идет не к Богу. Он идет в сторону святыни, но для него это уже отвлеченные от Христа вещи. Иногда действительно мы можем видеть, когда для человека неграмотного, не вполне наученного в православной вере, некий предмет становится важнее самой цели, важнее Христа.

Например, святыни, останки святых (их мощи), вещи, которые остались после них, – все эти предметы являются ценными только в силу того, что они связаны с тем человеком, который послужил всей своей жизнью Господу. Именно потому, что он служил Христу и Дух Божий обитал в его теле, все эти предметы и останки имеют ценность для нас, верующих, потому что они нас связывают с подвигом этого человека. А этот человек, как мы знаем, связан со Христом всей своей жизнью. Именно поэтому мы почитаем останки святых людей.

У батюшки Серафима в Дивееве остались: чугунок, мотыжечка, его ботиночки, и мы с почтением относимся к этим предметам. Не потому, что эта мотыга чудесная, волшебная, не дай Бог никому так думать и так помышлять. Этот предмет связывает нас с преподобным Серафимом, и благодать Духа Святого, которая обитала в нем и освящала все вокруг него, в том числе и эти предметы, которыми он пользовался, – именно она является главной целью для нас. А сердце, которое не утверждено в любви к ближним, к Богу, эту благодать не воспримет. Это паломничество будет пустым. Что делать жене? Я не знаю. Терпеть или разводиться.

– Наверное, тема разводов в Церкви должна быть темой отдельного выпуска.

Вопрос телезрительницы: «Как найти соотношение между тем, что мы ходим в храм, идем к Чаше, причащаемся, и мирским образом жизни? Ведь есть мир, общество, его законы, и мы их учитываем».

Вопрос очень хороший, по теме сегодняшнего дня, ведь святые праведники, которые жили и много веков назад, и близкие к нам по времени, находили соотношение между своим служением Богу и своей земной жизнью, между исполнением гражданских законов, гражданского долга и прочего. Как нам быть сейчас, если мы тоже хотим стать святыми, какого соотношения придерживаться?

– Именно поэтому мне этот вопрос не до конца понятен. Я считаю, что этого соотношения просто нет. Нет этой границы, которая бы пролегала в жизни святого человека. Вы разделите во Христе, где Он исполняет Свое служение людям, где Он Бог, а где просто по-человечески пошел на какую-то работу. Это же смешно просто. И в жизни святых так же: всё есть служение Богу и служение людям. И какого-то разделения не должно быть, если речь идет о вашем служении, деятельности, труде.

Я глубоко убежден, что для человека, который искренне верит, молится, всякое его дело может быть богослужением. Человек просыпается утром и находится просто в кругу своей семьи, и вокруг него богослужение, потому что он воспитывает своих детей, стремится привести к Богу свою супругу и тем самым может послужить Богу. Просто он проснулся, умылся, заправил кровать, и это может быть богослужением, если человек с памятью о Христе, для Христа служит своим родным и близким, причем с мудростью служит.

Потом человек позавтракал – пошел на завод вытачивать детали. Это тоже может быть богослужением. Если человек со старанием, аккуратно, со вниманием, с молитвой трудится – это тоже служение Богу.

В любом коллективе возникают вопросы: «Во что ты веруешь? Что думаешь?» Если человек живет благочестивой жизнью: спокойно ходит на работу, делает простые и добрые дела, вытачивает детали и не стесняется того, что он христианин, приходит раз в неделю (или раз в две недели) в храм, исповедуется, причащается, молится – это уже путь к святости. Работа никак не лишает человека служения Христу.

Может быть, вопрос лежит в другой плоскости, как его понимали святые. Есть учение Христово, учение Церкви и правила жизни Христа и Церкви. Есть правила жизни и учение мира. Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: …мы от Бога…мир лежит во зле. Это противопоставление зла, носителями которого являются диавол и его служители, тем людям, которые служат Богу, может, более актуально в данном случае.

В этом смысле нельзя переходить на рельсы мирских правил. О чем идет речь? О том, чтобы воздавать злом за зло, обманывать, хитрить, воровать, совершать прелюбодеяние. Это и есть мир: собрание страстей, которому ни в коем случае нельзя покоряться и с которым нельзя заключать некий контракт, договор.

Многие говорят: «Батюшка, сейчас же все чуть-чуть обманывают, хитрят». Нельзя этого делать. Нельзя! Потому что это путь смерти, жизнь в мире. Это мир.

Или говорят: «Сейчас все живут в незаконных браках без росписи, не венчаются, не ходят в храм, ленятся, не читают Евангелие, не молятся утром и вечером. Все так делают». Так делает мир, который лежит во зле – пребывает под властью диавола. Это действительно противопоставление.

А если Вы говорите о труде, деяниях Ваших, нет никакого разделяющего барьера.

– Церковь появилась после Рождества Христова. Пророки – это люди, которые жили до Рождества Христова. Они были иудеями. Почему Православная Церковь почитает их наравне со своими святыми?

– Замечательный вопрос! Я рад, что у меня есть возможность вступить в эту дискуссию. Не так давно появилось наименование дня Святой Троицы днем рождения Церкви. Я не могу полностью согласиться с этим, потому что в этом случае мы должны сказать, что пророки, святые патриархи, древние праведники – вне Церкви. Это звучит удивительно.

Если мы понимаем Церковь как общность людей, наполненную Святым Духом, следующую за Христом, то, конечно, так и есть. Но мне кажется, что слово «Церковь» следует понимать более широко: Церковь – это общность людей вместе с Богом. В этом смысле Церковь появляется в раю. Адам и Ева – первые члены (немножко утрируем) Православной Церкви. (Смеется.) Почему Православной? Потому, что знали о Боге, правильно славили и исповедовали Его, соблюдая заповеди; до того, как согрешили.

После грехопадения Церковь составляли пророки, праотцы, отцы, древние праведники. Они несли знания о Боге и общении с Ним. Авраам, Исаак, Иаков… Впоследствии вся ветхозаветная иудейская религия стала связана с Православной Церковью.

В академии я перевожу с латыни труды Амвросиаста, автора IV века. Хотел бы озвучить его мнение. Он говорит, что древние иудеи – это истинные христиане, а современные христиане – это истинные иудеи. Эта связь для нас неразрывна. Мы все являемся частью единой православной веры.

Современный иудаизм оказывается за пределами древнего иудаизма, истинной Церкви, потому что он возник после разрушения Храма как противопоставление иудейского общества Христу как Мессии, как новый формат религиозного культа после разрушения всех тех религиозных форм, которые были в ветхозаветном иудаизме: храмовых жертв до сих пор не производится, ветхозаветное священство неактуально.

На смену ветхозаветным жертвам и священству пришли новозаветное священство и принесение Бескровной Жертвы – Евхаристии – в таинстве Божественной литургии. Таким образом, пророки являются неотъемлемойчастью Православной Церкви (в правильном понимании этого термина в данном случае). Пророки – это первый чин святости, на проскомидии священник поминает прежде всего пророков, относится к этим древним истинным христианам с почтением и уважением.

Говоря о пророках, надо заметить, что среди них были совершенно разные люди: и богатые цари, и простые нищие люди, которые скитались, и те, что очень уважительно относились к власти, и гонимые властью. Все эти люди по-разному проводили свою жизнь, но в них было что-то единое: исповедание Бога и оставление всего земного ради Христа, Мессии. В этом смысле они были истинными христианами, ждущими Христа.

– Есть ли пророки в Новом Завете?

– В том же смысле, в котором пророки присутствуют в Ветхом Завете, нет, потому что пророческое служение Ветхого Завета заключалось в предречении появления грядущего Мессии. Поэтому все пророчества до Иоанна и после Иоанна благовестит Дух Божий. Кроме того, слово «пророк» означает «истолкователь», то есть «человек, который истолковывает Бога, знания, что Бог дает людям».

Действие Духа Божия в Церкви распространяется на всех ее членов. Это позволяет нам сказать, что все члены Церкви в каком-то смысле обладают пророческим даром. Все, кто причастен к Духу Святому, кто соединяется с благодатью Святого Духа через таинства, через жизнь в Церкви, выполнение заповедей, обладают определенным пророческим дарованием.

Но есть ряд людей, на которых Дух Божий действует особым образом. В частности, это преподобный Иоанн Пророк (не Иоанн Креститель!), праведник, отшельник, который обладал даром предсказания, знания; пророк Агав, о котором мы читаем в посланиях апостола Павла. Это не совсем пророки в том смысле, в каком они были в Ветхом Завете. Это люди, объясняющие человеческим языком тайны, которые Бог открывает им о прошлом, настоящем и будущем.

– Вопрос телезрителя: «Человек исповедался. Через короткое время он приходит на исповедь с теми же грехами. Так может продолжаться бесконечно. В чем проблема? Может быть, дело в том, что нет покаяния? Я нигде не встречал в Евангелии, чтобы Христос говорил: исповедуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Он все время говорил: покайтесь. Покаяние – это какое-то действие. У нас исповедь – как хорошее прикрытие, чтобы ничего не делать: поговорили о грехах – а Христос Сам за меня все решит».

– В общих чертах Вы абсолютно правильно говорите: центром исповеди является покаяние как изменение себя. Я часто говорю на исповеди: «Слова Иоанна Крестителя никто не отменял: …сотворите…плод достоин покаяния». Для того чтобы объяснить смысл слова «покаяние» («метанойя»), задаю вопрос: «Никогда не пробовали прыгнуть на высоту 9-го этажа? Не было у Вас такой мысли? Почему?» Потому, что это невозможно! Я об этом даже не думаю. Как можно додуматься прыгать на такую высоту? Глупость какая-то!

Так и грешить для человека должно быть невозможно. Это не просто какое-то колебание: украсть или не украсть. Это просто невозможно! Это немыслимо! Когда человек осознал немыслимость греха, тогда он действительно преодолел некий барьер, покаялся, изменился.

Например, человек не мог себе представить, что не будет есть мяса каждый день. Проходит какое-то время. Благодать Святого Духа действует на него так, что он строго постится в среду и пятницу, соблюдает многодневные посты. Ему даже в голову не приходит съесть что-то непостное в эти дни.

Или, например, человек не мог жить без обмана, воровства. Он вошел в Церковь, принял благодать Святого Духа – и для него эти грехи стали немыслимыми, невозможными. Именно такое покаяние должно происходить.

Но я бы не стал уничижать таинство Исповеди на основании того, что мы иной раз исповедуемся в одних и тех же грехах. Дело в том, что мы не знаем, каким путем Христос ведет нас ко спасению, с каким трудом нам необходимо побороться с этими страстями, грехами. Есть тяжелые грехи, которые человек, входя в Церковь, должен вырвать из своего сердца – и выбросить. Это обязательно. Такое покаяние неизбежно.

Если человек входит в Церковь, он не может быть вором, убийцей, совершать аборты или рекомендовать это кому-то делать, не может быть прелюбодеем, жить в незаконном браке, блудить, не может быть наркоманом, алкоголиком. Это просто невозможно для человека, живущего в Церкви.

Но духовные (или в некоторых случаях – физические) пристрастия, которые одолевают человека, порой мучают его и так сильно присасываются к душе, что становится невозможным в одно мгновение оторваться от этого. Здесь начинает действовать человеческая физиология. Нужно много трудиться и молиться, много-много раз приходить на исповедь и испрашивать милости Божией и благодати Святого Духа, чтобы постепенно многократные потоки этой благодати в конце концов омыли грех человека, к которому он так сильно пристрастился.

Поэтому я считаю, что необходимо покаяние, искреннее сокрушение о своих грехах, но тем не менее иной раз необходимо много раз прийти на исповедь для того, чтобы очиститься.

Я долго размышлял над вопросом о самой главной цели таинства Исповеди. Мысль простая, банальная, но если мы возьмем ее на вооружение, то она многое может нам прояснить в деле исповедания.

Что есть главная цель исповеди? Иногда мы так исповедуемся, что главной целью исповеди для нас становится эффект, производимый на священника. Приходит женщина, рыдает, сокрушается, падает на пол: ее главная цель – произвести впечатление на священника. Это очень грустно. Или, может быть, для нас главная цель – перечислить грешки, которые написаны в какой-то книге, сделав самую полную выписку из нее? Это главная цель нашей исповеди? Нет!

Главная цель исповеди – это приближение ко Христу. Я прошу наших телезрителей запомнить эту простую мысль и каждый раз, когда они идут к исповеди, об этом думать.

– Может быть, идти на исповедь нужно, чтобы получить допуск к Причастию? По-моему, в современной практике в основном это так.

– Это не совсем так. Я думаю, мудрые духовники объясняют своим прихожанам, что идти на исповедь нужно не за этим.

Я хотел бы объяснить разницу между покаянием и исповедью. Покаяние связано с внутренним деланием, неким домашним процессом. Я многим своим прихожанам говорю, что труд покаяния они должны совершить дома.

Если Вы чувствуете, что отягощены каким-то грехом, то Вам необходимо дома совершить поклоны, прочитать молитвы и прийти к исповеди, совершив покаянный труд: пролить слезы, положить десятки земных поклонов, прочитать Покаянный канон. С этим трудом прийти на исповедь, сказав: «Я совершил покаянный труд – и исповедуюсь».

Совершите покаянный труд, принесите плоды покаяния дома (до или после исповеди). Исповедь как произнесение греха совершается при священнике в церкви. Она не может заменить собой вашего искреннего изменения, вашего труда.

– Какой лик святости самый многочисленный, по Вашему мнению?

– Святых – сонмы: исчислить очень сложно. Надо признать, что, наверное, мученики – наиболее обширный, распространенный лик святости.

Мы говорили о пророках. Если идти дальше, нужно сказать и о мучениках. Феномен мученичества в истории Церкви – это прямое продолжение, во-первых, жизни Христа; во-вторых, жизни святых апостолов. Христос и апостолы являются важными прототипами лика святости мучеников.

Христос за Свою правду, проповедь пошел на Крест, умер – и после этого воскрес. Так и апостолы проповедовали слово Божие, не боясь смерти. Знали, что им предстоит умереть. Но они также знали, что Христос не оставит их Своим воздаянием, милостью. Точно так же вслед за ними шли и мученики.

Я хотел бы дать нашим телезрителям домашнее задание, если позволите. Приближается Апостольский пост. Я прошу вас в его дни уделить время чтению деяний и посланий святых апостолов. Если кто-то никогда их не читал, возьмите в руки Книгу Деяний святых апостолов. Очень простой текст, сюжетный. Простое повествование, которое можно легко прочитать и понять, получить от него назидание, подготовиться ко дню святых апостолов Петра и Павла.

Если читали, то можно перечитать – или прочитать послания кого-то из апостолов. Это более сложные тексты, но из них можно извлечь существенное для себя назидание. Если трудно читать синодальный перевод, можно почитать и Деяния, и Послания в переводе епископа Кассиана (Безобразова): там более понятный и стройный текст.

Кроме того, в день Всех святых призываю взять в руки жития святых (ваших небесных покровителей и других святых, которые имеют в вашей жизни значение) и узнать о них, чтобы подражать их святости, как они подражали Христу.

– Отец Андрей, по традиции в конце нашей передачи хочу попросить Вас кратко подвести итог сегодняшней беседы и еще что-то, может быть, пожелать нашим телезрителям.

– Во-первых,  хочу сказать, что святость – это не удел древности и далеких от нас людей. Это призыв, обращенный к каждому из нас: «Будьте святы, как Свят Отец ваш Небесный» (см. Мф. 5, 48; 1 Пет. 1, 16). Призыв и просьба к каждому из наших телезрителей.

Святость достигается исполнением заповедей Христовых, которые можно узнать из Евангелия, Священного Писания, искренним обращением ко Христу и через перенесение скорбей и трудностей безропотно и с благодарением.

В конце нашей передачи я хотел бы от всего сердца поздравить наших телезрителей с днем ангела: поскольку день Всех святых, у всех сегодня день ангела. Дай вам Бог радости о Господе Иисусе Христе! Будьте святы! Храни всех Господь!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать