Беседы с батюшкой. Отдание праздника Рождества Христова. Священник Николай Катан. 12 января 2025

12 января 2025 г.

Сегодня в гостях в студии иерей Николай Катан, клирик Введения во храм Пресвятой Богородицы (Патриаршее подворье в Вешняках города Москвы).

– Батюшка, поговорим сегодня о Рождестве Христовом, про отдание этого праздника и преддверие праздника Крещения, Богоявления. И как нам сохранить благодать, рождественское настроение на протяжении всего года и не растратить это?

– Как сохранить? Наверное, переживанием того, что произошло, мыслями о событиях евангельских. Чтобы они прошли через нашу душу. Чтобы мы не просто встречали праздник, думая: «Ладно, праздник наступил, Рождество, можно и разговеться». Относились к этому как к отметке, которая регулирует нашу внешнюю жизнь. Чтобы,  наоборот, проводили через свое сердце эти события Евангелия, проживая, размышляя о том, что произошло, почему Господь пришел в этот мир. Думали о том, что каждый момент жизни Господа – это ступень к следующему, что Господь уже знал, для чего пришел в этот мир. И тогда, мне кажется, есть возможность сохранить эту память о Христе.

Нам, священникам, в этом плане проще, потому что священник часто совершает литургию, в которой вспоминаются почти все события жизни Христа. Например, во время проскомидии совершаются такие священнодействия, которые говорят нам о Рождестве Христовом… На самом дискосе изображены ясли, рождение Христа, Дева Мария, Иосиф с пастухами. Священник, каждый раз начиная литургию, видит перед собой икону Рождества Христова. Потом он покрывает дискос, Чашу пеленами, а в Рождество Христово они еще и белого цвета. Это напоминание о том, как Дева Мария бережно завернула Христа в эти пелены. Так же бережно мы покрываем Святые Дары.

Нам, священникам, проще сохранить это чувство, воспоминание о Рождестве Христовом, потому что мы все время к этому возвращаемся.

Люди, которые стоят в храме, тоже могут знакомиться с этим. Священники должны рассказывать людям, что это. Почему пелены? Почему сегодня они покрываются и почему другой цвет? Что это значит? Когда, например, священник на Херувимской песни переносит Святые Дары, люди видят покрытые Чашу и дискос и могут тоже вспоминать о Рождестве Христовом. Каждая литургия – это тоже воспоминание о жизни Христа.

Одна из задач этого мира – вообще забыть Христа. Чтобы человек жил только своими заботами, проблемами, чтобы забыл, что он вообще человек, что есть Христос. Я помню, в семинарии, когда я только стал диаконом, мы служили службу с одним протодиаконом, уже в возрасте. Мы, молодые диаконы, убираемся в храме, а он не уходит. Думаю: «Почему не уходит? Вроде сейчас уже завтрак должны подать». Не уходит – помолится, присядет, на нас посмотрит, а потом говорит: «Братья, цените эти минуты после литургии здесь, в алтаре. Тишину поймайте, помолитесь. Вот там, за дверью, начнется суета, звонки, еще что-то... Здесь эти минуты ловите». Нам всем это нужно, дорогие братья и сестры: чаще вспоминайте об этом.

Вы задали хороший вопрос. Нужно возвращаться к Рождеству Христову, перечитывать эти моменты, мысленно уноситься в те места и думать: Христос-то мог этого и не делать. Ему, Богу, это не нужно. Он сделал это для людей, из любви к нам. Это греет наше сердце и заставляет его изливаться ответной любовью к Господу.

– Как проходит богослужение в отдание Рождества Христова?

– Мы знаем, что двунадесятые праздники, двенадцать великих праздников, имеют период предпразднства (то, что перед праздником), попразднства (то, что после праздника) и день отдания праздника до следующего года, когда опять примем этот литургический праздник в нашу жизнь, в наше сердце. Этот день обычно является сосредоточием службы, рождественских текстов… А отдание максимально посвящено Рождеству Христову, поются стихиры праздника, то есть совершается еще раз особое пропитывание праздником. Имеется в виду, что это относится в основном к богослужению.

– Почему для человеческого спасения Богу пришлось стать Человеком?

– Это вопрос, который задавался Церкви в связи с вызовами. Люди размышляли на эту тему, и мы знаем, что появлялись так называемые ереси. Это вызовы Церкви, вопросы, на которые Церковь должна была ответить. Можно было жить в простоте сердца и верить, может быть, не совсем догматически верно, но иногда возникали такие случаи в жизни Церкви, когда это всплывало очень сильно, люди смущались, переставали правильно верить. Церковь должна была ответить на этот вопрос.

Мы сразу же вспоминаем Первый Вселенский Собор. Святые, его участники, которых мы тоже помним, – Николай, Спиридон. Мы знаем, что об этом много писал Афанасий Великий. Другие святые, которые жили после, возвращались к этому вопросу.

Если Господь стал Человеком, воспринял нашу плоть, то сразу возникает вопрос: для чего это нужно? Зачем крестное страдание Христа? В чем искупительная жертва Его? В чем заключается Его миссия? Потому что и до Христа было много пророков, которые воскрешали мертвых, ходили по водам, ниспосылали манну небесную, совершали много разных чудес, проповедовали и возвещали волю Божию. В чем тогда отличие Христа от других? Почему Он Спаситель, а не просто пророк? Почему Божья Матерь, Дева Мария называется Богородицей?

В человеке есть грех, еще с Адама. Но чтобы победить этот грех, как вирус, как некоторую болезнь, у человека нет средств. У нас есть болезни, которые организм сам готов победить. Например, легкая простуда, порезы. Рана сама по себе заживает, мы не чувствуем никаких проблем с этим. А есть болезни, для лечения которых нам нужны лекарства извне. Либо из мира вокруг нас (люди раньше травами лечились), либо очень сильные химические лекарства, которые люди научились делать. Если раковые заболевания, онкология, нужно очень сильное средство извне. В человеке нет этого ресурса. Так и с грехом: чтобы его победить, в человеке не находилось ресурса. Этим ресурсом, этим лекарством от греха стал Господь, Который Сам воспринял человеческую плоть и в Себе, как Человек, исцелил плоть, все существо человека от греха. Эту плоть Он вознес на небо и вернул в рай – туда, откуда был изгнан Адам.

Мы зададимся вопросом: а как же это относится к нам, если Христос в Себе это сделал? Мы возвращаемся к вопросу Причастия, участия в таинствах. Господь преподает нам Свою Плоть для того, чтобы мы приобщились ей, чтобы она стала частью нас и Он помог нам победить наш грех. Только соединяясь с Богом через молитву, таинство, веру, причастие Его Святых Таин, соединяясь с Ним в таинстве Причастия, мы можем победить грех. Именно для этого Господь стал Человеком: чтобы избавить нас от рабства греха. Это самое большое рабство.

Рабство другим людям воспринимается у нас как действительно рабство. На самом деле человек может быть внешне свободен, счастлив, но быть абсолютным рабом своих похотей, страстей. Мы это видим постоянно, когда люди, бывает, совершают какие-то поступки, уничтожая других. Например, в Евангелии Ирод истребил детей. Почему он это сделал? Он подумал, что Иисус – это новый царь, который сместит его. Он подумал, что это царь земной, а других царей не может быть: только я царь в Палестине. Поэтому ему не жалко было даже сотен и тысяч уничтоженных детей, только бы сохранить свое правление. Это явный пример, который мы вспоминали сразу после Рождества Христова.

– Что поменялось в мире с воплощением Христовым?

– Самое главное, что поменялось: пришла весть, что Бог – это не просто какое-то существо, как по-научному бы сказали, трансцендентное, которое вне этого мира. Существо, которое все создало, а люди как-то копошатся, сами по себе живут. Нет, с Пришествием в мир Спасителя Иисуса Христа мы поняли, что Господь здесь, с нами. Господь доступен, Он в нас в первую очередь. Он рядом, не где-то на Олимпе, где существуют какие-то боги. Он не нуждается в земных жертвах. Господь нуждается в нашем сердце, и Он пришел исцелить нас от греха и освободить нас через Свою жизнь, через Свой жизненный путь. Бог это сделал для того, чтобы мы вернулись к Богу, чтобы наша жизнь имела смысл.

Можно очень многого добиться в этой жизни внешнего, земного, но все это очень часто приводит к отчаянию. Люди очень богатые, достаточно обеспеченные, которые ели всю еду всего мира, пробовали все напитки мира, которым были доступны любые удовольствия, кончали жизнь самоубийством, потому что не знали, что дальше. А монахи, которые постятся, имеют больше счастья, больше жизненного смысла, чем те, кто получал все в достатке. Для того Христос и пришел, чтобы наша жизнь обрела смысл.

– И мы смогли вернуться домой.

– Да.

– Что Евангелие говорит о Крещении Господнем, о Богоявлении? Давайте вспомним.

– В Евангелии почти у всех евангелистов, насколько я сейчас вспоминаю, мы встречаем слова о Крещении. Некоторые говорят об этом более подробно, некоторые вскользь.

Был человек Иоанн, которого звали Креститель, потому что он приходил на Иордан и крестил людей крещением покаяния. У иудеев существовали различные обряды. Одним из таких обрядов являлось омытие в знак очищения от какой-то скверны или греха. Этот обряд совершал пустынник Иоанн, он жил в пустыне, в безлюдных местах, появлялся иногда среди людей, обличая их за грехи. И если люди отзывались на его проповедь, он их крестил в знак того, что они омыты от греха своего. Иоанн, помимо своей проповеди людям, еще возвещал им о том, что пришел в мир Спаситель. Его самого принимали в какой-то момент за мессию. Мы вспоминаем, как в Евангелии говорится о том, что иудейские религиозные начальники отправили к нему своих слуг, чтобы узнать, кто он. Они спрашивали его: «Кто ты? Пророк? Мессия?» – «Нет. Я глас вопиющего в пустыне: уготовьте путь Господень». Поэтому мы называем его еще Предтечей, тем, кто предшествовал Христу. Он голос из пустыни, который говорил людям, чтобы они приготовились. Оказывается, Господь может и не прийти в наше сердце, если мы его не откроем. Если мы закроемся от Господа, Он не сможет туда ворваться силой, заставить нас в Него верить. Мы должны сами приготовить этот путь и открыть дверь нашего сердца Богу.

Иоанн Предтеча проповедовал, и у него были свои ученики. И однажды он увидел Христа, Который шел к нему. И сказал: «Это Агнец Божий, Который берет грех мира».

Были агнцы в Ветхом Завете, на которых возлагали весь грех народа и отпускали их в пустыню. И этих агнцев потом считали, как мы говорим сейчас, козлами отпущения. То есть весь грех был на них. Такое было повеление, заповедь в Ветхом Завете. И Агнцем отпущения, на Которого возлагался грех всего народа, был Иисус Христос. Так Его называет Иоанн Предтеча и некоторые из его учеников. Мы знаем, что это были апостолы Иоанн и Андрей, которые стали потом учениками Христа, последовали за Иисусом Христом.

И приходит Христос к Иоанну на Иордан, и крестится от него. Иоанн останавливал Его и говорил: мне нужно от Тебя принять крещение. Христос ему говорит: делай то, что делаешь, нам нужно исполнить всякую правду. То есть Христос, дающий заповеди, Сам их исполняет и, посылая Своих служителей, Сам приходит и подтверждает, что это служители именно от Него. Потому что Иоанн был от Господа и совершал волю Божию. И Христос приходит принимать у Него крещение, хотя, являясь Сыном Божиим и Господом, Он, конечно, был по рангу выше, как бы мы сейчас сказали.

Иоанн, смиряясь перед волей Христа, крестит Его в Иордане. И Иисус уходит из Иордана уже в пустыню для того, чтобы там 40 дней поститься и потом проповедовать. И когда Он выходил из Иордана, Иоанн увидел отверстые небеса и Духа Божия, сошедшего в виде голубя на Иисуса Христа. Это был знак и для Иоанна, потому что ему было знание от Господа. Тот, на Котором увидишь Духа Святого, сходящего в виде голубя, и есть Мой Посланник, то есть Мессия и Сын Божий. В общих чертах Евангелие говорит нам об этом.

– Сейчас продолжаются святки. Что это за особенное время и как правильно их провести?

– Да, период до 17-го числа действительно называется святками. Это больше народное название, нежели канонически церковное. Оно означает, что люди встречали эти святые дни, которые стали в народе называться святками, с огромной радостью и торжеством, потому что они ждали этот праздник. Перед этим был пост, после которого разговлялись, вкушали скоромную пищу. И, конечно же, люди не могли держать эту радость только в себе. Они ходили друг к другу, возвещая Рождество Христово не просто словами, а еще и особыми песнопениями, которые стали называться колядками.

Издревле было принято, что весь этот период святок люди поздравляют друг друга с Рождеством Христовым. Я знаю, что некоторые не только до отдания Рождества Христова, но даже после Крещения ходят колядовать с вестью о Рождестве Христовом.

18 января – Крещенский сочельник, первый день поста после святок. То есть мы так торжествуем, что после этих больших праздников Церковь установила постный день. Там положен строгий пост, чтобы нам немного остановиться, успокоить свои чувства, привести душу в порядок и приготовить свои мысли к новому событию – Крещению Господню. То есть нужно настроиться, чтобы мы не пропустили это событие. На него нужно особо обращать внимание.

Нужно учитывать, что в древности, в первые века христианства, и Рождество Христово, и Крещение праздновались в один день. 19 января по новому стилю в древности был один праздник – Богоявление, то есть Рождество Христово и Крещение. Рождество Христово в IV веке переносится на 7 января (по новому стилю), эти праздники разъединяются и совершаются в разные дни. С тех пор и появляются святки, которые люди особым образом вспоминают, возвещая друг другу о Рождестве Христовом.

Вы спрашивали, как лучше запомнить этот праздник и пронести его как можно дольше. Эти поздравления – колядки – дают нам возможность пропитаться этим праздником, чтобы его как-то в нашем сердце пронести. Конечно, современный человек не очень-то способен к этому всему, потому что мы вообще редко поем. Современный человек редко сам поем, он чаще включает что-то, чтобы послушать. Даже на каких-то мероприятиях, на тех же свадьбах, раньше люди сами играли и пели.

Тесть рассказывал мне, что он прекрасно играет на гармошке; и когда он был молодым, его даже на свадьбах приглашали играть. Поэтому люди как-то были знакомы с этой культурой, им это было близко. Сейчас уже, наверное, только дети (и то при воскресной школе) поют эти колядки. А чтобы куда-то ходить колядовать, особенно в городах, – такого нет. В последнее время пытаются возрождать эту традицию. Вообще очень редко это все встречается, поэтому я только за.

– В деревнях, возможно, в каких-то маленьких городах.

– Да, в деревнях было проще, там более размеренная жизнь была. Но все равно я считаю, что нужно к этому приучать, хотя бы при храмах на праздниках. Приходит кто-то в гости, и дети могли бы спеть эти колядки. Помню, когда мы были студентами семинарии, мы всегда ходили к нашим преподавателям, поздравляли знакомых батюшек.

– До сих пор есть такая традиция в семинариях.

– Особенно в Сергиевом Посаде, где мы учились. Это такой город, где это все сохраняется. Там можно наблюдать до сих пор эти добрые церковные традиции.

– Какие русские традиции связаны с празднованием Крещения Господня?

– Конечно же, окунание в проруби (мы никуда от этого не денемся).

– Какое у Вас лично отношение к этому? И вообще какова практика Церкви? Потому что мы знаем, что здесь люди делятся на два лагеря: кто-то категорически против, кто-то за.

– Однажды я был некоторое время в Заполярье, в Якутии, в командировке. Очень благодатное время, я всегда с удовольствием вспоминаю о нем. Я благодарен владыке Роману за то, что он давал нам такую возможность. Мы бывали в Заполярье в разных местах, куда очень редко приезжает священник. Владыка нас благословлял, мы ездили туда, служили, проповедовали. Там была очень насыщенная жизнь.

Однажды я приехал в один поселок, где традиция: ночью почти вся деревня выходила на реку. Предварительно вырубалась прорубь, а там лед не меньше метра толщиной, все основательно. Там даже машины стоят на льду, на реке, никто не боится утонуть, все очень прочно. Батюшка должен прийти в полночь с крестным ходом от храма к этому месту (поселок называется Белая Гора). Мы освятили эту воду. Я стоял на улице в минус пятьдесят, был сильнейший мороз. Рядом вырубили купель. Крест на улице освящается, а там есть купель, она накрыта палаткой. И внутри место, где должны люди окунаться. Там тепловые пушки работают. В общем, все нормально, не так страшно, как на улице.

Я освятил воду и говорю: «Почему люди не окунаются? Все же приготовлено». А он говорит: «Так у нас традиция: пока батюшка не окунется, никто не окунется». В общем,  мне пришлось окунаться. И потом местная газета написала такую заметку: «Отец Катан первым нырнул в прорубь». Меня зовут Николай, но они по фамилии написали. У меня даже есть фотография этой газеты, я сохранил ее как память.

Бывали случаи, когда выходили, как сейчас говорят, на иордань, окунались в проруби. Я не являюсь сторонником того, что это обязательно нужно делать, но я понимаю, с другой стороны, что это уже настолько вошло в плоть нашего народа, что и не отменить. Да и стоит ли отменять? Тут главное объяснить, что эта традиция не является омовением грехов. Ее сложно даже назвать обрядом. Она не является заменой таинства, это не крещение. Об этом тоже нужно напомнить людям.

Это является, если хотите, попыткой нашего пробуждения. То есть человек иногда так духовно крепко спит, что его нужно водой облить, чтобы он проснулся. Вот и я расцениваю это как попытку разбудить нас духовно, чтобы через эти яркие ощущения мы вспомнили о том, что у нас есть душа, которая, когда в мороз опускаешься в купель, готова вспорхнуть. И об этой душе нужно заботиться не только раз в год, на Крещение, но было бы неплохо и на исповедь зайти, очистить свою душу от грехов, помолиться Господу. То есть это как шанс уловить людей.

– Многие начинают окунаться в прорубь накануне, вечером 18-го числа, кто-то в сам день праздника. И, конечно, помимо окунания 18 января, хорошо бы утром прийти на богослужение.

– Да, или хотя бы в сочельник. Там вообще очень интересная история. Когда мы погружаемся в историю этого праздника, мы видим, что существовали две традиции освящения воды: иерусалимская и константинопольская. В Константинополе освящали воду накануне, 18-го числа, а в Иерусалиме – 19 января. А наша Церковь восприняла обе эти традиции, и у нас теперь освящается вода и накануне, и в сам день праздника.

Дорогие братья и сестры, мы каждый раз это говорим, но напомню, что это одна и та же вода. Просто в нашей Церкви так принято: освящать ее два дня. Но это, с другой стороны, и удобно, то есть не нужно стоять где-то в очереди. Можно прийти накануне и взять эту воду. А на само Крещение, 19 января, уже прийти просто на богослужение помолиться, без бутылок для воды.

Поэтому, в принципе, не проблема в том, что люди накануне окунаются. Обычно в ночь с 18 на 19 января ходят окунуться. Просто важно делать это с молитвой. Остались свидетельства древних церковных писателей о том, что были места, где христиане принципиально не освящали воду. Они на веру воспринимали то, что в ночь на Крещение (даже Иоанн Златоуст об этом, кажется, говорит) вся вода вообще освящается. То есть все источники живой воды (реки, озера и так далее) освящаются Божией благодатью. И люди с личной молитвой набирали воду на источниках, и она действительно была освященной и не портилась. И когда вы окунаетесь, дорогие, делайте это с молитвой. Вспоминайте о Боге.

– Часто нам пишут, особенно в этот период, чего нельзя делать на Крещение. И многие задают вопрос, можно ли гадать на Крещение. Мы знаем, что есть такая старая русская традиция: в сочельник и на святках с языческих времен люди выходили гадать на своего будущего супруга или супругу. Как невоцерковленным людям объяснить (и воцерковленные об этом спрашивают), что ни к чему хорошему это не приведет и что это явное богохульство, язычество?

– Есть такой текст: «Учение двенадцати апостолов» (или иначе – «Дидахе»). Это текст II века. Представьте, только ушли последние апостолы, которые видели Христа, их ученики остались. И они нам записали наследие учения апостольского. И там черным по белому написано: не участвуй в гаданиях, не ворожи – все это противно Господу. То есть это прописано уже и в новозаветных текстах, и в текстах учеников-апостолов как наследие апостольского учения, и в Библии это есть. Ни в коем случае не нужно обращаться ко всем этим вещам.

То, что нам кажется очень игривым, безобидным, на самом деле может иметь самые плачевные последствия. Это отражено и в фольклоре, и у Гоголя мы можем встретить все это в его записках. На самом деле любое обращение к бесам (а это так и есть) ни к чему хорошему не приведет. Мы христиане, а тут же заигрываем с этими темными силами. Ничего хорошего в этом нет. Это то же самое, что выйти и попытаться перебежать МКАД, когда там сильное движение. А вдруг пронесет, а вдруг будет весело... Это все очень опасно.

Я знаю много случаев, и эти истории постоянно рассказывают нам, священникам. К людям, которые гадали, обращались к ворожеям или просто пытались это воспринимать как шутку, это потом возвращалось бумерангом, очень плохо сказывалось на их жизни и здоровье. Это как минимум. Уж я не говорю про то, что это грех. Но, надеюсь, это остановит тех, кто услышит информацию, что лучше так не делать.

– Дмитрий спрашивает: а верование снам – это грех?

– Не всегда. Например, обретение Казанской иконы Божией Матери тоже было через сон. Нужно очень аккуратно, без особого увлечения относиться к тому, что мы видим во сне. Потому что это не всегда от Господа. Зачастую сны – это проекция наших чувств, переживаний, ощущений, того, о чем мы думаем или что оказало очень сильное впечатление на нас. Или это отражение наших страстей, каких-то тайных желаний. Сны являются проекцией именно этого. Поэтому очень аккуратно нужно относиться к снам. Они редко бывают от Господа.

– Батюшка, поздравьте наших дорогих телезрителей с наступившим Рождеством Христовым и с грядущим праздником Крещения Господня и дайте наставления.

– Да, дорогие, всех вас поздравляю с этими святыми днями! Хочется, чтобы святость этих дней, событий, Божественных служб, тех событий, которые мы вспоминаем из Библии, была не только по названию, но чтобы и мы хоть чуточку стали более святыми вместе с проживанием этих праздников.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Топорова и Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X