Беседы с батюшкой. От чего нас спасает Христос? Священник Михаил Проходцев. 25 апреля 2025

25 апреля 2025 г.

– Тема сегодняшней передачи: от чего нас спасает Христос? Наверное, в пасхальные дни эта тема звучит особенно остро. Мы привыкли к тому, что как-то все происходит более-менее автоматически. Отметили мы Пасху. Вот и хорошо! До этого мы постились. Тоже хорошо! Дальше будет Вознесение, Троица и так далее. Мы живем размеренно, но при этом у меня иногда возникает ощущение, что мы внутренне спим. Хорошо, что мы ждем, чтим, любим праздники. Это прекрасно! Но иногда кажется, что душа спит даже во время праздников. А Воскресение Христово (все эти дни) требует от нас какого-то серьезного напряжения душевных и духовных сил. Поэтому наша тема особенно заставляет нас задуматься, что же вообще происходит. От чего меня нужно спасать? Не надо меня спасать! Я прекрасный человек. У меня все хорошо. Со здоровьем не очень, но так-то все хорошо. Почему тогда в этом случае Христос пришел спасти грешников, а не праведников? От чего тогда в этом случае Христос спасает меня? А может, настолько я грешен, что именно меня пришел спасать Христос? Этот вопрос может звучать очень по-разному.

– В начале нашей беседы я хотел бы поделиться одним своим духовным переживанием, которое очень ярко дало возможность понять, от чего нас спасает Христос. Это было на заре моей церковной юности. Когда я был иподьяконом у митрополита Мурманского и Мончегорского Симона (ныне Орловского митрополита на покое), мы, конечно, проходили весь богослужебный круг. Нам, иподьяконам, давались службы Страстной седмицы, потому что они трудные: и утром служба, и вечером служба. Когда уже начинаются службы Страстей Христовых, уже совсем непросто. Нужно быть постоянно сосредоточенным, во внимании, так как служит владыка. Надо все правильно делать, а еще и попытаться помолиться и вообще понять, что происходит.

Вот служится утреня Великой Субботы и чин погребения. Мурманск. Это был 2009 год. Не помню, какое число, но это был апрель, день был хмурый, пасмурный, сырой, снежный. Уже накопилась усталость от зимы, от закончившейся полярной ночи. Вот в такой долгий и тяжелый вечер из храма на крестный ход, на чин погребения выходят уставшие люди. Небо было очень тяжелое, серое, низкое, свинцовое. Небо было просто готово нас раздавить. Мы выходим под такой свинцовой глыбой этого северного и сырого, снежного неба, идем вокруг Свято-Никольского кафедрального собора и поем: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Это скорбное пение, потому что совершается чин погребения. Владыка несет плащаницу, идут священники, идет хор, идет народ.

Когда мы вышли и обходили храм, мне стало невероятно тоскливо от атмосферы этого вечера. Я прямо чувствовал, что небо было готово на нас упасть и просто раздавить. Это было очень острое ощущение. Было очень грустно. Слезы катились из глаз от того, что я подумал: «Господи, если бы Ты реально умер и не воскрес ради нас, мы были бы самыми несчастными людьми на земле. Вот этот наш ход был бы каким-то совершенно бессмысленным, ненужным, непонятным. Мы были бы никому не нужны и сами бы не понимали, для чего нам жить, куда двигаться». Я еще тогда философов-экзистенциалистов почитывал. А тут у меня возникло вот такое ощущение, переживание тяжести и того, что если бы Господь оставил мир и не воскрес, это было бы очень страшно и тяжело.

Но через миг в мое сердце постучал Господь и меня утешил. После этого мое лицо уже залили слезы умиления. Я же знаю, что Он воскрес для нас и что после того, как мы совершим чин погребения, будет торжественная тишина Великой Субботы, а потом будет радость Воскресения. Мы эту весть уже знаем. Она не скрыта от нас. Мы, узнав об этом, и стали православными христианами. Это подогревает нашу веру, и мы каждый год спешим в храм для того, чтобы обрадоваться этому событию, и радуемся этому весь год. Тогда так стало хорошо под небом! Я понял, что Господь нас спасает от этой самой страшной бессмысленности бытия. Он наполняет все смыслом, наполняет все жизнью, спасает нас от смерти и дарует нам возможность вообще жить в Нем осмысленно, радостно и вечно.

– Вопрос от телезрителя из Санкт-Петербурга: «Я бы хотел немного кое-что уточнить. Христос нас не только спасает, но Он нас еще и пасет, как овец, с определенной целью. Приставка «с» подразумевает совместное действие, то есть без нашего согласия никакого спасения и никакого поступательного движения к Богу не будет. Вы согласны с этим?»

– Очень точно подмечено! Я, как пастух, с Вами абсолютно согласен. Позвольте раскрыть этот вопрос. Священник – это пастырь Христов. Господь наш – общий Пастырь, Который ведет нас к спасению, а каждый священник – это пастырь Христов, который ведет ко спасению вверенную ему общину. Моя цель – привести в руки Божии всю нашу общину, чтобы мы были с Богом всегда: сегодня, завтра и во веки веков.

Кроме этого, я еще и пастух в прямом смысле этого слова. Я живу за городом, и у нас с супругой есть козы: взрослые козы, козел и козлята. С козами очень тяжело. Не просто так Господь в Евангелии говорит об овцах и козлищах. Козлища играют очень непростую роль. Они могут человека как вывести из себя, так и невероятно умилить. С овцами гораздо проще работать, чем с козами. Овцеводы, может, со мной не согласятся, но мне так кажется. Коз постоянно куда-то несет. Главная цель козы – обмануть своего хозяина. Она все время думает, где вылезти, что сломать, как объесть другую козу, которая сидит в соседнем отделении.

Я это к тому, что человек часто себя ведет как коза. Нас несет куда-то, мы обманываем Бога, обманываем ближних и делаем все, чтобы найти лазейку, исхитриться и найти возможность согрешить. Человек часто просто ищет эту возможность, перебирает варианты, как бы это сделать. Поэтому пасти коз так, чтобы стадо было послушным, – это очень серьезная задача. Решить ее возможно, но она требует очень большого ресурса от пастуха. Я как человек пасу коз, и мне трудно. Я как пастырь своей общины пасу свою общину, и мне трудно. Господь – Всемогущий, Всеблагой, Вечный. Он Бог наш. А представьте, сколько нас у Него? Каждый из нас пасется на поле жизни, и Он, Его любовь, Его воля желают лишь одного – привести нас, пасущихся на этом поле, к Нему, чтобы мы не убежали, не провалились в бездну и не оказались ошуюю в день Страшного суда вместе с козлищами, которые иной раз ведут себя самым безобразным образом. Поэтому, конечно, Господь спасает, и Он – Пастырь добрый.

– У меня есть маленькое замечание. У пастухов всегда был длинный посох. Чтобы овцы прошли в загон после того, как они попасутся, пастух вставал возле ворот и опускал свой посох. Овцы проходили под ним, потому что они могли наклонить голову. А козлища, которые тоже хотели пройти туда, где можно было поесть, не могли пройти по той причине, что козел не может наклонить голову, он гордый. Вот таким простым образом пастырь, пастух отделял козлищ от овец.

– Да, это очень важные моменты. И как здорово, особенно когда занимаешься животноводством, читать Евангелие, Ветхий и Новый Заветы. В Ветхом Завете много сказано о содержании своего дома, своего двора, своего подворья. В Новом Завете – тем более; там все символично, аллегорично. И совершенно точно Господом отмечены все эти пастырские моменты. Он очень хорошо знает, как ведет себя овца, как ведут себя козлища. И эти сравнения, конечно, удивительны! Животные на самом деле даны нам в помощь, чтобы мы, наблюдая за ними, работая с ними, работали и над собой. Потому что, будучи пастухом, можно погубить себя просто из-за того, что постоянно сердишься на своих животных, а можно трудиться, смиряться, хорошо заниматься своим делом и держать стадо в порядке. Это требует и больших внутренних ресурсов, и серьезных внешних действий.

Когда мы говорим о том, от чего, от какой болезни спасает нас Христос, возникает серьезное размышление о собственной готовности к тому, чтобы Христос нас спас. Ведь мы знаем, что Христос не спасает нас без нас. Но у нас может быть та степень гордости, которая была у фарисеев, что не нуждались во Христе. Они нуждались в мертвом Христе. Может быть, и в нас это проявляется, когда мы превращаем Христа просто в некую магическую фигуру или в некое сладостное изображение, которое существует на пасхальных открытках? Чем замечательна икона «Воскресение Христово»? Тем, что Христос стоит на разрушенном гробе. Этот гроб это же мы. Получается, Он нас воскресил? Или что происходит? От чего нас спасает Христос?

 Господь Иисус Христос спасает нас от греха, проклятия и смерти. Очень важно понять, что Он спасает нас от смерти. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! То есть Он попрал смертью смерть; ту смерть, к которой мы стремимся. Удивительно, что человек рожден для вечной жизни, а стремится к смерти. Я прошу обратить внимание на нашу современную культуру. Молодежная культура, массовая культура практически на 100 % мортальна. Кости, черепа, украшенные цветами, – эта символика для молодежи крайне привлекательна, притягательна. Модные бренды не обходят стороной изображение черепа, он обязательно присутствует в разных вариантах.

Христианство же на 100 % витально, это религия жизни. Человек рождается для вечной жизни во Христе, и в эту вечную жизнь его приглашает Воскресший Христос. Но человек, даже приняв крещение, все равно стремится к смерти, потому что творит всякие беззакония. Так уж мы устроены, что грешим. И каждый раз, когда мы грешим, мы промахиваемся мимо цели, наносим раны самим себе, идем мимо цели. Цель это Царство Небесное. Господь Иисус Христос – путь, истина и жизнь. Он предлагает нам стать причастниками вечной жизни. Мы же своими поступками, своими действиями, направлением своей жизни часто пытаемся идти мимо этого. Но идти мимо Христа значит идти в смерть.

Так вот, когда мы, к сожалению, стремимся к смерти своими делами, поступками, Христос воскресает и напоминает нам, что Он смертью попрал ту самую смерть, к которой мы стремимся, Он победил смерть и дал нам возможность стать победителями вместе с Ним, причастниками Его воскресения. Он спасает нас от смерти и приглашает в жизнь. Он есть жизнь, и Он приглашает нас в жизнь.

Когда мы проходим через Великий пост, когда празднуем шествующую за ним Пасху Христову – праздников праздник, нам важно помнить, что Христос пригласил нас в жизнь вечную, чтобы мы пребывали в ней вместе с Ним. Путь всей нашей жизни попасть в жизнь, быть причастными жизни, жить. Для этого нужно бодрствовать. Вы говорили о том, что часто даже в праздник мы спим. И Господь нас будит не только через жизненные обстоятельства, но и через радость праздника. Трудно не проснуться, когда по всей земле звучит эта радостная весть: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

– В Гефсимании, мы помним, апостолы спали, а Христос просил: «Не спите, бодрствуйте со Мной». Мне кажется, этот призыв обращен к нам все время, вне зависимости от времени года и праздников. Хорошо, если мы не спим. Но ведь, по мнению отцов, нужно находиться в осознанном состоянии, понимать, что происходит. Потому что смерть никуда не делась. Мы называем ее наглой смертью. Действительно, Христос победил смерть. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Всё так. Но при этом мы продолжаем видеть, что зло в этом мире творится ежесекундно; происходит очень много боли, которую мы даже не способны осознать. Мы говорим «Христос воскресе», памятуя обо всех кошмарах, которые происходят в жизни. Как от этой осознанности происходит осмысление воскресения Христова?

 Сначала поговорим об осознанности и о том, насколько это важно. Эта добродетель называется трезвение, и это очень сложно обретаемая добродетель.

– И это не связано с алкоголем.

– Естественно. «Вонмем», возглашает диакон или священник перед чтением Священного Писания во время богослужения. Вот в этом состоянии нам нужно пребывать постоянно. Как? Путем духовного упражнения, постоянно возвращая себя из какого-то сонного оцепенения и пребывания непонятно где. Потому что «непонятно где» самое страшное состояние. «Где ты был?» – спрашивают человека, который задумался. А он даже сказать не может, где был: мысли витают одна за другой.

– «Мои мысли, мои скакуны».

 В своих мыслях пребывал, со своими скакунами скакал. А реальность-то здесь, люди реальные здесь, нужда здесь, любовь здесь, всё здесь. Придумывать себе какие-то миры, как часто делает человек, создавать какую-то реальность – неправильный путь. Это путь в никуда, а значит, путь в смерть, потому что это мимо цели. Здесь и сейчас любовь. Здесь и сейчас жизнь. Здесь и сейчас радость. Здесь и сейчас боль. И здесь и сейчас нужно быть. Это очень сложно, но это то, без чего христианину нельзя сподобиться Царства Небесного.

– Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Все церковные праздники мы отмечаем как дату. Например, Рождество Богородицы: установлено какое-то число, когда это произошло, и мы отмечаем это событие как память. А вот Пасха такое событие, которое происходит, во-первых, в разные даты; во-вторых, оно именно сейчас происходит с нами. Мы переживаем каждый год по-новому страдания Христа, схождение огня. Это происходит во всем мире и каждый год. Получается, что Христос воскресает каждый год. Это настолько непонятно и таинственно!.. Как это понять? Он вроде бы уже давно воскрес, но опять происходит Его воскресение. Это для каждого из нас нужно, для всех поколений? Он дает нам какую-то силу? Почему воскресение Христово происходит каждый год? Слава Богу, конечно».

 Замечательный вопрос. Прошу обратить внимание, что в Церкви есть очень важный символ круг. Круг это символ вечности, он замкнут. Это не беличье колесо, это вечность. Когда венчают пары, их трижды обводят вокруг аналоя. При крещении уже крещеного человека обводят вокруг купели тоже три раза. Три – число полноты церковной, число Святой Троицы и символ вечности.

Наша богослужебная жизнь устроена так, что каждый день это тоже символ вечности, как и каждая неделя, и каждый год. Богослужения в течение дня (часы, повечерие, полунощница, вечерня, утреня), седмичный круг богослужения (то есть круг Октоиха, когда каждый день посвящен тому или иному событию или святому, и воскресенье всегда день, когда воскрес Христос), богослужебный год это как символ вечности.

Христос не только воскресает каждый год (Он воскрес единожды, но мистически это происходит каждый год), но мистически рождается каждый год (ведь чтобы воскреснуть, Ему нужно сначала родиться), крестится в Иордане каждый год. Случившись единожды, это происходит ежегодно мистически. В вечности это происходит. Это удивительно, и это очень сложно постичь, это фактически непостижимо. Это область молчания, апофатического богословия. Тем не менее все эти события происходят мистически.

Так же за каждой Божественной литургией Господь за грехи мира закалается и воскресает. Каждая Божественная литургия уникальна. Христос на небесах с ангелами и всеми святыми совершает Божественную литургию в то время, когда она служится в каждом храме. Это удивительно! Таково наше святое православие. Такова суть нашей веры. Все события, которые мы празднуем в течение богослужебного года, мистически происходят. Это и воспоминание, и реально произошедшее событие, которое, случившись единожды, мистически происходит каждый год.

Как это вместить? Это парадокс. Христианство это религия парадоксов. Но на этих самых парадоксах строится наша вера. Когда окунаешься в это, когда переживаешь эти парадоксы, радость Рождества Пресвятой Богородицы и Ее Успения, Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Его Святого Воскресения и все остальные события, произошедшие ради нашего спасения,  понимаешь, как это хорошо.

Представьте, если бы мы только раз в жизни сходили на исповедь. Какой бы багаж у нас был? Как бы мы с этим багажом оказались в Царстве Небесном? Он бы утянул нас на самое дно.

Есть люди, которые считают, что исповедоваться не нужно, потому что Христос спасает нас по благодати. Мол, зачем все это? Возникает следующий вопрос: кого спасает Христос? Всех?

Он говорит в Евангелии о тех, кто рожден водою и Духом. В Священном Писании дано совершенно четкое указание на тех, кто спасается. И это полемический вопрос. Всегда возникает вопрос о людях, которые хорошие, добрые; или кто не успел креститься, например, но отдал свою жизнь за други своя.

Крещен кровью.

Да, как множество святых мучеников. Дело в том, что Бог видит, Бог судит. Тем не менее для нас дается ответ, что если человек не рожден от воды и Духа Святого, он не может наследовать Царство Небесное. Поэтому мы и крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа, трижды погружаемся в купель крещения, которая освящена Духом Святым, и рождаемся для вечности во Христе. Другого пути мы, христиане, не знаем. Господь нам этот путь открыл, и мы по нему следуем.

Что будет с людьми, которые Христа не приняли, но были хорошими, добрыми, жертвенными и так далее, – для нас тайна. Господь видит, Господь судит. Но всегда люди уповают на то, что, по великому милосердию Божьему, Господь спасет всех верных Ему. Спасет ли Он тех, кто не знал Его или не хотел знать,  в этом Сам Господь разберется.

– Главное – желать, чтобы Господь спас. Если этого желания нет, если нет желания общаться с Господом, то общение с Ним в вечности будет сущим наказанием. Я, конечно, очень дерзко говорю, но в моем понимании это так... Если говорить о Христе, бывают иконы, например, «Спас в Силах» или «Христос Вседержитель». Простите меня, но я скажу, что бывают иконы, на которых Христос умилительный, нетребовательный. Наверное, мы выбираем свой собственный образ Христа. Иногда смотришь на икону Вседержителя, Он смотрит на тебя – и становится как-то трепетно. А бывает так, что смотришь на икону «Спас в Силах» и даже понять не можешь, что с тобой происходит Разные чувства возникают. Есть ли внутри нас тот образ Христа, который мы, что называется, культивируем всей своей жизнью? Он меняется или Он всегда один, а мы просто угадываем, какой Христос на самом деле?

 Нужно обратиться к Священному Писанию и вспомнить, каким Господь наш Иисус Христос предстает перед нами через Священное Писание. Бог назвал нас Своими друзьями. Он ради каждого из нас умер на кресте, сошел в ад и воскрес. Он говорит, что любит нас, и призывает нас любить друг друга. Он каждого любит особенной любовью. Нет такого человека, кто умален, обделен любовью Христовой. Всех Господь любит. Но Он и строгий Судья. Он Сам о Себе это говорит, приводя притчу о Страшном суде. Мы знаем, что Господь придет во славе и будет судить. Как это будет – описано в Книге Откровения апостола и евангелиста Иоанна Богослова. То есть Господь – любящий Отец, Друг, Спаситель, но и строгий Судья. Все это в одной Личности.

  И лопата Его в руке Его (см. Лк. 3, 17).

 Да. Господь вочеловечился, чтобы каждый из нас мог обожиться. Он – истина, путь, жизнь, Друг, но Он и строгий Судья. Все это – Господь наш Иисус Христос. И каждый раз, когда мы обращаемся к Господу нашему Иисусу Христу в своих молитвах, славим Его Святое Воскресение, нужно помнить все эти Его, скажем так, качества, что Он Господь, но и Друг, и Судья. Мы узнаем Его как Друга в молитве, но мы знаем, что Он придет и будет судить, и этот Суд коснется каждого из нас. Каким будет этот Суд, Он описывает. Он говорит, что если мы не будем делать так-то и так-то, то окажемся ошуюю (по левую сторону) и пойдем туда, где будет плач и скрежет зубов. Если же мы будем жертвенно любить и жить так, как Он заповедал, то окажемся одесную (по правую сторону) и будем пребывать вместе с Ним в вечности.

Желание быть с Богом в вечности должно быть у каждого христианина. Это желание нужно найти в себе и поставить во главу угла своей жизни. Потому что без этого желания, без этой цели, которую мы ставим перед собой, мы не сможем идти за Ним. То есть без целеполагания быть с Богом невозможно быть с Богом. Для того чтобы быть с Богом, нужно желать, чтобы наша воля была сообразна воле Божией о нас. Воля Божия – спасти каждого из нас от греха, проклятия и смерти и привести в вечную жизнь. Если наша воля будет созвучна воле Божией, тогда мы будем узнавать Христа и как любящего Отца, и как Друга, и как строгого Судью, и как истину, и как путь, и как жизнь. Если же наша воля не будет созвучна воле Божией, мы будем блуждать, отдаляться от Христа. К сожалению, бывает так, что человек совсем убегает далеко и забывает о Боге. 

– Можно вспомнить притчу про овцу, которая потерялась от стада. Добрый пастырь оставляет все стадо, чтобы спасти эту овцу. Кстати, омофор епископа – это образ заблудшей спасенной овцы, которую пастырь несет на плечах, потому что у нее нет сил идти самостоятельно. Это про нас разговор… Удивительный образ! 

Христос пришел в этот мир ради спасения нас, грешных. Как определить ту степень греховности, когда я все равно готов услышать Господа, а не стыжусь посмотреть на образ Божий, взглянуть Ему в глаза?

 В какой бы степени греховности мы ни находились, Господь призывает нас идти к Нему, просить у Него прощения и пребывать с Ним, в Нем сегодня, завтра и во веки веков. Как бы человек ни нагрешил перед Богом, у него всегда есть возможность покаяться. Мы помним, что Иуда раскаялся, но пошел и повесился. А апостол Петр покаялся и побежал ко гробу, узнав, что Господь воскрес. Стыдно ему было? Конечно, стыдно. А потом Петр бросился в море, когда узнал, что это Господь стоит на берегу. Вот два примера. Но мы должны всегда выбирать путь апостола Петра. К сожалению, мы предаем Бога своей жизнью довольно часто, но Господь дает нам возможность, принеся Ему покаяние, пребывать в Нем, с Ним всегда: сегодня, в данный момент, завтра и во веки веков.

Ныне и присно.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Скажите о строящемся храме, где Вы служите.

 Есть замечательный микрорайон – Уткина Заводь, он находится в Невском районе. Мы хлопочем о возведении там храма. Недавно поставили поклонный крест на конечной остановке, возле этого поклонного креста теперь будем творить молитву о воздвижении храма. У нас есть домовый храм на улице Русановской, 28, где мы регулярно служим. Кто живет рядом или хочет к нам приехать, побывать у нас – добро пожаловать...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X