Беседы с батюшкой. Осуждение. Cвященник Константин Кокора. 6 августа 2024

6 августа 2024 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Крестовоздвиженского храма в Митине священник Константин Кокора.

– Сегодня хотели поговорить об осуждении. Все мы так или иначе осуждаем. В любом состоянии, даже самом благодушном, мы иногда оправдываем разговор о другом человеке такой фразой, что осуждаем грех, а не его самого. Как осудить грех, слабость, какое-то недоразумение или оплошность человека, но при этом не осудить его как личность, не загнобить его и так далее?

– Чаще всего этого не получается.

– Абсолютно согласен.

– И как бы мы ни рассуждали о том, что отделяем человека от греха, чаще всего мы и обсуждаем, смакуем грех и грешника отправляем заранее в ад.

– И что лукавить, еще и радуемся этому…

– Да, и порадуемся, и скажем, какие мы-то на фоне этого человека правильные. Предвосхищая суд Божий, уже начинаем облекать себя в судейские мантии, говорить, кому куда идти, кто виноват и что делать. Здесь надо заглянуть в самое начало Книги Бытия, когда Господь творит человека и наделяет его разумом, свободой воли и другими качествами. В принципе, в человеке есть начало понимать, что хорошо, а что плохо, что является ненужным, греховным, а что является Божией волей и тем, к чему он должен стремиться.

Любая страсть, в том числе и осуждение – это некое извращение того, что было изначально. Поэтому человек, конечно, должен определять, что хорошо, а что плохо. Он должен бегать от греха, отвращаться от зла, но при этом не должен судить человека, который рядом с ним. Он должен, как пишет апостол Павел, увещевать, назидать, останавливать другого в грехе, чтобы спасти его. Но часто мы этим не руководствуемся. Мы именно из рассуждения и обсуждения переходим черту. И важный момент в том, что чаще всего мы этого даже не замечаем. То есть мы начинаем вроде абстрактно обсуждать какую-то ситуацию, вроде бы ничего плохого, но вдруг раз – и перешли эту грань. Совесть подсказывает нам, что это красная зона: ты находишься в опасности, начинаешь злословить, вешать на человека ярлыки, что-то домысливать, потому что к осуждению приплетаются еще и ложь, и какие-то невыясненные факты, и сплетни, и так далее. Мы не раз на собственном опыте убеждались, как что-то додумываем, а потом все оказывается вообще не так, что этого не было, а мы уже вынесли вердикт, поставили печать, осудили.

Есть много способов, как отказаться от осуждения. Святые отцы, например, говорят, что нужно чаще вспоминать о своих грехах. Самый простой и банальный пример: если я понимаю, что в человеке меня что-то задело, он в чем-то согрешил, то, скорее всего, это есть и во мне.

– Где же мое бревно?

– Да, кстати, Господь же говорит: как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Как ты сможешь вынуть сучок? Ты не можешь сделать что-то благое по отношению к другому, если не поработал над собой. Мы должны понять, что в словах Спасителя: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, – в Евангелии от Матфея (в других Евангелиях есть различные вариации) есть один важный момент: на самом деле мы просто люди. То есть когда-то и нас тоже будет судить Господь, а все остальные – это наши братья и сестры.

– Говорится же: не судите.

– Да, каким судом судите, таким будете судимы. То есть как вы относитесь к ближнему, точно так же и Господь будет относиться к вам. Буквально. И здесь еще очень важно: если мой ближний действительно ближний, то я захочу ему помочь, не потопить его, а дать ему спасательный круг. И, конечно, движущей силой здесь должна быть любовь.

Я даже на собственном опыте убеждался, как по-разному можно относиться к одним и тем же явлениям. Банальный пример: гуляю с ребенком во дворе, и кто-то из соседских мальчишек что-то сделал, напроказничал. У меня сразу осуждение. Как так можно? Что такое? И вдруг то же самое делает кто-то из моих детей. И у меня совершенно другая реакция: я думаю, всякое бывает, он же маленький и не знал. Из этого можно сделать вывод, что мы очень лицеприятны и относимся к разным людям по-разному: кто-то вызывает у нас симпатию в силу даже каких-то естественных причин, а кто-то антипатию по непонятным причинам; кто-то нам больше нравится, кто-то меньше, и из-за этого мы начинаем с легкостью осуждать.

Еще очень важно понять, как сказать человеку о том, что он согрешил. Господь в другом месте говорит важные слова: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви. Господь не говорит молчать.

– А как этот принцип можно осуществить на практике?

– Наверное, в буквальном смысле. То есть подойти и сказать, что это тебя смущает, что его слова или действия как-то тебя задели. Скорее всего, в 90% такие случаи разрешатся, потому что мы еще часто имеем дело с испорченным телефоном: нам что-то сказали, мы чего-то не поняли. И опять же в результате грехопадения очень часто факты искажаются. То есть мы вообще неправильно воспринимаем действительность, что-то додумываем за человека, домысливаем какие-то события, интерпретируем их, как нам хочется, в связи с нашим мировосприятием.

И, конечно, если мы это сделаем и вдруг не найдем понимания в глазах другого человека, то обязаны просто за него молиться, чтобы Господь его каким-то образом исправил. Осуждение – это вынесение нравственного приговора, когда я решаю за Бога, что человек уже бесперспективен, что ему нет места в раю, что он не может спастись, потому что сделал то или иное дело, что-то не так сказал или ведет себя как-то не так. Но судья только один – Бог. Об этом пишет и апостол Павел к Римлянам, и говорит Сам Христос. Господь все знает, Он в курсе всех дел.

При этом наша обязанность не оставаться равнодушными. Ведь бывают случаи, когда мы становимся свидетелями какого-то зла, например, в семейной обстановке, при нас кто-то кого-то унижает, или осуждает, или даже применяет какое-то насилие, а мы говорим: «Ну кто я такой, чтоб осуждать? Это не мое дело, я тут лишний человек. Не судите, да не судимы будете». Так мы ударяемся в другую страсть. Какую? Как раз в равнодушие, в нежелание возвысить голос. По сути, это отсутствие любви. Любви к истине, любви к человеку, которого обижают, в том числе к человеку, который обижает. Потому что исправить это тоже наша обязанность. Как это сделать? С любовью. И для этого нужно, прежде всего, научиться вытаскивать бревно из своего глаза. То есть понять, что я тоже, как говорит один из современных богословов, больной человек. Как в физическом плане у всех болит что-то свое, так и у меня болит что-то свое, есть какая-то своя ахиллесова пята. Все мы пациенты больницы. Как и в Церкви: у нас нет святых, а есть спасающиеся грешники.

К авве Аммону однажды пришла братия и сказала: «Ты знаешь, у брата в келье женщина. Что нам делать?» Авва Аммон пошел к этому брату. Так как женщина спряталась под кадкой, он сел на эту кадку и говорит: «Ищите по всей келье». Они поискали, женщину не нашли. Авва сказал: «Слушайте, братья, как же так? Вы сказали, что она здесь». Когда братья ушли, авва встал с кадки, подошел к брату и сказал: «Брат, подумай о своей душе». Как мудро поступил человек: он и тем людям не дал впасть в осуждение, хотя они были правы, и этому брату очень деликатно, с любовью, по-отечески указал на его просчет.

Мы, конечно, можем предположить, что бывает по-разному. Вот авва Аммон сядет на кадку, а тот брат решит, что он покрывает его грех, значит, можно грешить дальше. Нет. Это значит, что в следующий раз авва Аммон поступит как-то по-другому. Может, пригласит кого-то из братьев, чтобы решить, как поступить с этим человеком. Но очень важно применить педагогический принцип долготерпения, любви, желания каким-то образом помочь человеку, помолиться за него, искренне попросить за него у Бога, чтобы Господь вразумил его (если не через тебя, так через кого-то другого).  

– А как разделить осуждение, сплетни, обсуждение? Это разные вещи, но идут очень тесно друг с другом. Одна телезрительница писала, что хочет уволиться с работы, потому что все участвуют в обсуждении всех и всего.

– Честно скажу, это прямо общий знаменатель. Приходят люди и говорят: «Батюшка, такой коллектив (особенно, к сожалению, когда женский) – все друг о друге сплетничают. Как не участвовать в этом?»

– Да, и внешний мир очень сильно к этому располагает. Мы смотрим за жизнью известных людей, новости, факты, тот умер, тот родился. Стараешься этого избегать, но все невольно поглощает тебя.

– Да. И это один из способов не увлекаться просмотром новостей, телевидения, жизни всех этих звезд, чтобы не давать себе пищи. Как? Вот пришла мысль: мы ее либо принимаем, либо не принимаем. Если осуждение, то плод слишком сладок, хочется почувствовать себя праведником на фоне этих людей. И поэтому здесь, конечно, очень-очень важно ограничивать себя в физическом плане. И в плане работы тоже. Недаром в Писании сказано: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. А апостол Павел пишет: Дурные сообщества развращают добрые нравы. То есть если мы находимся в деструктивном коллективе, то должны каким-то образом себя от этого отгородить, может быть, даже ограничить себя в общении, сказать, что вы не хотите, не можете и не имеете желания участвовать в пересудах.

Также очень важно выделять какие-то хорошие черты у человека. То есть, даже впав в осуждение, искать его хорошие черты, может быть, этот человек помог в трудный момент или была какая-то беда, а он не остался равнодушным. У каждого человека, как это странно ни звучит, обязательно окажется какая-нибудь хорошая история. Вот за нее нам надо зацепиться и понять, что Господь Сам знает, как лучше, что в конце концов суды Божии нам совершенно неизвестны.

Или история из патерика, когда умирает монах, лежит весь просиявший, а братия ничего не понимает: как так? А это потому, что он никого не осуждал. Нам кажется, что это просто: не осуждай, а остальное будет в руках Божьих. Нет, нам надо исполнять все добродетели, но осуждение настолько широко разлито в нашем мире, что уже не осуждать – это действительно подвиг. Недаром Господь говорит, что есть такая заповедь. Он знает человека изнутри, знает, что тот к этому склонен, знает, что эта искривленная, извращенная добродетель будет подвигать его к тому, чтобы почувствовать себя царем природы.

Господь, как говорит апостол Иоанн Богослов в Евангелии, пришел не судить мир, а спасти. Это потрясающе. Бог говорит, что не хочет судить и выносить какой-то неприглядный, плохой вердикт. Он хочет именно спасти мир, чтобы люди не умерли, а спаслись. Настолько Его человеколюбие широко и безгранично...

И на кресте Господь уже мог бы вынести какой-то приговор людям, отправившим Его на распятие, осудить их, но Он говорит: Отче, прости им, не ведят бо, что творят! И здесь мы находимся перед тайной греха. То есть грех – это всегда признак сумасшествия. Человек чаще всего, когда делает грех, руководствуется благими помыслами. То есть ему кажется, что это хорошо, что все так делают, ничего страшного в этом нет. И поэтому, прежде чем осудить, нам нужно взвесить и такие моменты: где и при каких условиях человек был воспитан, кто его этому научил, почему он был вынужден так себя вести. И очень важно знать человека, а не додумывать какие-то факты из его жизни.

Авва Дорофей рассказывал историю про корабль, на котором были невольники. Одна из богатых женщин решила купить себе ребенка, сделать его свободным. Она была очень знатная, благочестивая, разумная и решила сделать этого ребенка безгрешным, неподкупным, смелым, одним словом, христианином. На корабле было две девочки: одну из них выкупила эта женщина, а вторую блудница. И авва Дорофей пишет, будет ли Бог спрашивать с этих детей одинаково? Конечно, нет. Эти дети по-разному воспитывались, разными были их обстоятельства жизни, условия взросления. Бог не может применить ко всем один знаменатель. Он каждый раз будет искать, как говорил Достоевский, за что зацепиться. 

В глазах Бога каждый из нас очень ценен, поэтому и мы должны научиться видеть в человеке хорошее, отмечать что-то благое, что мы можем принять. А то злое, что не принимаем, должны попытаться исправить. Мы должны верить, что человек может исправиться. И это безумно сложно. Потому что ладно один раз простить, два, три, пять, но Господь говорит прощать до седмижды семидесяти раз. Здесь мы стоим перед необходимостью понять, что человеческими силами и волей это сделать невозможно. То есть невозможно не осуждать зло, грех, разврат, вранье, фальшь. Но с Божьей помощью мы научимся видеть в человеке именно образ Божий, различать то наносное, что к нему прилипло. Мы тоже небезгрешны. Господь будет судить и нас, поэтому нужно думать каждый раз и о своих грехах.

И мы знаем, как люди могут каяться, из какого состояния Господь выдергивает их, как апостола Павла, делает святыми, принадлежащими уделу Божьему, царским родом, священством Нового Завета. Поэтому надо верить в человека, в то, что даже если сейчас так, завтра может быть по-другому. И мы умеем это делать. Мы всегда готовы прощать своих близких, не осуждать их, а оправдывать, может быть, даже чересчур. И, самое главное, мы можем это сделать на примере самих себя. Мы всегда себя простим.

– В одной книге описывался случай, когда человек осуждал другого, и в какой-то момент ему снится сон, в котором тот подходит к нему и говорит: «Ты меня осуждаешь, а ведь я каюсь». Неизвестно, что происходит в душе человека, какие действия, какая сила воли внутри его; может быть, он действительно грешит, но мы не знаем, как он кается.  

– Вы абсолютно правы. Авва Дорофей говорит, что мы видим, как грешат другие, но никогда не видим, как они каются. Может быть, даже не хотим этого видеть. Почему?

– Это не наше дело.

– Страсти – это же не просто ошибки, это то, что привлекает. И поэтому мы легко переходим из рассуждения в обсуждение, а из обсуждения в осуждение. И лучше даже не начинать этого делать. Знаешь, что сейчас позвонит человек и ты начнешь с ним пересуды и осуждения?

– Нужно избежать этого разговора?

– Избежать или сменить тему разговора, предложить лучше помолиться за того человека.  И это безумно сложно, потому что мы имеем привычку ко греху. Когда он превращается в страсть, мы уже не можем этого не делать. Блаженный Августин пишет, что мы должны из состояния «не могу не грешить» перейти в состояние «не могу грешить», когда грех станет отвратительным, а нам даже думать об этом не захочется.

Но при этом важно не остаться равнодушным, не говорить, что все хорошо. Святитель Иоанн Златоуст говорит про эту заповедь не судить, что это сказано не про все грехи и не каждому человеку. Он говорит, что судить могут те люди, которые действительно справились с какими-то своими страстями. А бывают какие случаи? У меня лично было: человек приходит на беседу перед крещением и начинает говорить, что видел, как батюшки делают что-то не то, и свечницы тоже. Все ему не нравится. То есть человек может сам находиться в смертном грехе.

– А сам он хороший.

– Да, у него все в порядке, все ему должны. Я советую такому человеку посмотреть на эту ситуацию не как на витрину магазина, а со стороны участника. Может быть, он был как раз послан для того, чтобы подойти и сказать, что его что-то смущает. Или Господь через грехи других открывает какой-то его грех. Ведь часто в других мы видим то, что превалирует в нас. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что люди могут брать на себя судебные функции, только если сами справились со всеми своими грехами. Но как этого достичь? Нужна огромная работа над собой. Поэтому суды не упраздняются. Если мы поймем это буквально, то выпустим всех убийц, маньяков и преступников. Нет, судопроизводство должно быть, без него никуда. Иначе будет анархия и хаос.

В том числе мы должны научиться принимать критику, хотя в этом мы тоже совершенно не мастера. Мы не любим, когда нас критикуют, считаем, что нас как будто осуждают, не любят. Поэтому еще надо научиться критиковать другого так, чтобы это было конструктивно, а не деструктивно. Апостол Павел пишет, что нужно уметь высказывать свои мнения, спорить об этом, научиться каким-то образом вынимать бревно из своего глаза, и тогда мы сможем сказать ближнему: «Ты знаешь, я тоже пребываю в грехе, поэтому вижу твой изъян. Давай вместе молиться об этом».

– Порой осуждение идет нога в ногу с завистью, то есть осуждают в основном люди, чем-то обиженные. Но я замечаю, что и вполне успешные люди осуждают других. Казалось бы, если у тебя всё есть, то тебе нет дела до других. Ты должен быть доволен тем, что есть.

– Дьявол говорил Адаму и Еве, что если они съедят запретный плод, то будут как боги. Боги с маленькой буквы без Бога с большой буквы. Человеку хочется побыть Богом, сказать что-то веское, что решит судьбу другого. С другой стороны, когда человек живет нехристианской жизнью, не пытается работать над собой и пускается, так скажем, во все тяжкие, то Бога в его жизни какой-то минимум. И поэтому эта жажда истины, алкание Бога искривляются. Истина становится ложью, все предстает совершенно в другом свете. И человек не может заполнить это пустое пространство в своей душе. Он пытается заполнить его и тем самым себя оправдать. Может быть, старается на фоне этих людей, которых он осуждает, выглядеть каким-то хорошим, приличным, добрым или таким, каким он хочет себе казаться.

– Мы сегодня говорили о том, что если видишь несправедливость и на это не реагируешь, то это грех. А если слышишь, как на другого человека клевещут, осуждают его, но при этом просто слушаешь? Это грех? Если нам нравится осуждать других.

– Если нравится, то точно грех. Но грех и когда мы чувствуем равнодушие. Может быть, Господь не просто так допустил, чтобы мы услышали, как кого-то осуждают, или даже стали участниками такого разговора. Конечно, надо вмешаться. Преподобный Никодим Святогорец пишет, что если мы не указали брату на что-то, то этот грех будет распространяться и на нас. То есть если мы не подсказали человеку, не уведомили его о том, что это жутко, значит, разделяем с ним эту вину.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Господь в этой заповеди имеет в виду тяжкие, смертные грехи. Но мы иногда осуждаем прямо какие-то мелочи, как говорит Христос, отцеживаем комара. Мы подмечаем что-то, начинаем об этом много толковать, хотя это какая-то мелочь. И это говорит о том, что что-то происходит с нашей душой, раз нас раздражает это. И Вы правы, осуждение идет вместе с раздражением, гневливостью и завистью, потому что мы пытаемся компенсировать какой-то свой недостаток.

Но при этом мы можем даже какие-то чудовищные грехи называть нормой, принимать как данность или даже им не сопротивляться, говорить, что это не наше дело. Это, конечно, наша тяжкая вина. Был у меня такой случай, когда пожилая женщина, у которой сын был наркоманом, сама покупала ему наркотики, снабжала деньгами. Потакать любой страсти – значит увеличивать эту прогрессию нахождения в аду, приближать человека к душевной смерти, соучаствовать в его погибели.

– Что делать, когда нас осуждают и мы об этом узнаем?

– Вы интересно подметили: нет человека, который бы сам никогда не осуждал и которого бы не осуждали. Поэтому мы меж двух огней: и сами осуждаем, и нас осуждают. В первую очередь мы призваны друг за друга молиться: «Господи, если это правда, дай мне это понять». Потому что бывает, что нас осуждают и мы реально неправильно себя ведем. А если мы все-таки правы и понимаем это, то нужно помолиться за человека, чтобы он не впадал в осуждение. И, конечно, сохранить достойное христианское отношение к нему. Христос говорит: Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Любить вопреки – это самое важное, что мы можем сделать по отношению к человеку, который относится к нам недолжным образом. Но мы никогда не избежим этого. Не стоит гнаться за мнением людей, пытаться казаться хорошим.

– Или пытаться переубедить их в чем-то.

– Это неблагодарное дело. Мы должны быть самими собой, но при этом понимать, что над нами Бог. При этом Господь говорит, что мы не должны вводить в заблуждение, в соблазн брата или сестру, то есть не должны быть камнем преткновения перед другими. И если так объемно посмотреть на все, о чем мы говорим, то это очень сложно и невозможно без помощи Божией. Невозможно не осуждать, невозможно не быть осужденным.

Но Господь говорит: смотря каким судом судите. Можно судить по-разному. Можно с милосердием, с желанием помочь, с любовью, со стремлением оградить человека от большего. Или, наоборот, сказать: «И хорошо, я ждал этого момента, наконец-то это произошло, теперь с тобой все ясно». Как мы говорим, поставить крест на человеке. Интересное выражение. Сразу ассоциация со Христом. Вот на Ком поставили крест, осудили, распяли, подвергли мучительной смерти: самого безгрешного, самого святого, воплощенную любовь. Поэтому не будем скоры на вынесение каких-то приговоров. Будем аккуратны с информацией, с которой имеем дело. И в первую очередь будем помнить о том, что мы не знаем общей картины.

При этом наша задача быть честными, справедливыми. Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, что у нас могут быть даже какие-то большие грехи. Очень важно понимать, что, увидев что-то, надо сразу вспоминать о том, в чем нужно покаяться самому, в чем ты сам можешь быть осужден. Святые дают нам подсказки, как правильно понимать ту или иную заповедь Спасителя.

– В Евангелии от Луки Господь говорит: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Можно ли привязать эту цитату к нашей беседе? То есть когда о тебе говорят плохо и ты об этом узнаешь, то это способ не обидеться, а стать лучше?

– Стать лучше, безусловно. Да, Вы правы. Не пытаться понравиться, потому что в любом случае никогда не будет так, чтобы тебя все любили. Это невозможно. Да и не нужно. Но при этом, с другой стороны, конечно, не давать ищущим повода, не выступать соблазнителем, следить за своими поступками, словами и быть примером для того, чтобы человек не мог впасть в осуждение.

– Можно ли понимать эту фразу так, что если о тебе говорят только хорошее, то это плохо?

– Думаю, да. А вот работает ли это в обратную сторону? Если о тебе все говорят плохое, то это хорошо? Думаю, не всегда. Потому что иногда говорят, а мы просто не слышим, решаем, пускай говорят. Такая история была у аввы Дорофея, когда он пришел к брату и говорит: «Брат, о тебе говорят, что ты никого не осуждаешь, такой бесстрастный человек, любвеобильный, ты покрываешь все хуления, зломыслия о тебе». А тот говорит: «А чего на них обращать внимание? Это же лающие псы». И авва понял, что этот человек делал это по своей гордыне. Христианин должен помнить о том, что Господь смотрит в сердце. Мы можем не осуждать не потому, что такие хорошие, а потому, что нам вообще все равно, мы живем в замке из слоновой кости и нам безразличен весь мир.

– Промолчать, когда внутри кипишь, уже подвиг.

– Промолчать. Здесь тоже есть разные стадии. Мы грешим словом, делом, помышлением. Хотя бы не вступать в какие-то словесные осуждения. А дальше, в самой высшей степени, отключить свои мысли по поводу этого, сразу отгонять все прилоги. Иногда мы начинаем любить грех.

– Осуждение – это на самом деле страшное оружие дьявола?

– Да, конечно.

– Потому что вместе с тем ты просто вгоняешь себя в какое-то невероятное состояние злобы, ненависти.

– И при этом еще сам себя оправдываешь. Тебе кажется, что это прекрасно, и ты вместе с дьяволом подпадаешь этому осуждению. Любой грех соединяет с дьяволом. И надо помнить о том, что кончина всякого греха – наша смерть, нахождение в аду. Каждого из нас ждет Божий суд. Господь говорит нам не судить, и тогда мы не будем судимы. А дальше говорит, что каким судом судим, таким сами будем осуждены. То есть Бог будет вас судить. Если ты был милосерден, то Господь проявит к тебе милосердие. Если ты стремился увидеть хорошее, то и Господь будет поступать по отношению к тебе так же. И здесь наша степень ответственности по отношению к тому, о чем мы думаем, как относимся к людям, что про них говорим, должна быть самой совершенной. Но как часто, к сожалению, даже в церковных кругах это начинает обрастать какими-то мифами, сплетнями.

– Чем больше православных в компании, тем больше там сосредотачивается разных обсуждений.

– Потому что хочется сосредоточиться на грехе. Мы же сразу начинаем быть псевдоправедниками, сразу всё видим, у нас открывается такая опция: знать, что хорошо, что плохо.

– И, конечно же, это та самая фраза, что мы осуждаем грех, а не человека.

– Да. Но чаще всего это невозможно. Если мы будем исходить именно из категории любви, то сразу захотим проговорить об этом с человеком, начнем молиться за него, будем сердцем плакать о том, чтобы он исправился, как мы плачем о наших близких, детях, родителях, любимых людях. Мы говорим: «Господи, я хочу, чтобы этот человек спасся». Дай Бог нам расширить контингент людей, за которых мы так переживаем, чтобы каждого вразумлять, увещевать, может быть, даже обличать, когда происходят какие-то ужасные вещи, но при этом, конечно, любить.

– В моей жизни был эпизод, когда я неправильно поступил с одним человеком, и этому был свидетелем известный батюшка. Он тогда ничего не сказал, но на следующий день позвонил мне и сказал, почему я не прав.  

– Очень мудро, да?

– И по телефону иногда проще высказаться, потому что с глазу на глаз ты, может быть, испугаешься или еще что-то, а по телефону хоть и неловко, но нет прямого контакта, зато информация поступает в мозг и в душу. Таким образом мне было сделано замечание, так или иначе осудили мой поступок, сказали, что это нехорошо, и объяснили почему. И это отпечаталось в моей душе; по крайней мере, теперь я стараюсь больше такие поступки не совершать.

– Вы почувствовали, что он расположен к Вам с любовью?

– Да, хоть это и было неприятно. Как меня задело! Но это всех задевает, это же гордость.

– Да, мы не любим, когда нас критикуют.

– Это было сказано, и очень здорово. И батюшка закрыл для себя гештальт.

– Конечно.

– Он видел несправедливость. Да и я все понял. И это очень хороший способ, когда видишь какую-то несправедливость, говорить не сразу, когда много эмоций, а через время, все проанализировав. Опять же если ты имеешь на это право.

– Он наверняка за Вас и молился, и просил Бога, чтобы сказать это в такой форме, чтобы Вы услышали. Очень важно, чтобы до человека дошло. Не просто выпалить на эмоциях, чтобы сразу обличить человека или сунуть ему под нос что-то, а сделать так, чтобы это дошло до его сердца. В первую очередь этому нужно научиться самому.

Святитель Афанасий Великий сказал, что заповедь не судить относится к книжникам и фарисеям, которые в принципе были судьями в народе. Они знали закон наизусть, им руководствовались, но при этом их ошибкой было то, что они выносили суд, а сами не исправлялись. Господь говорит: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина; Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь. То есть они вели людей не в Царство Божие, а в какое-то противоположное состояние и место. Поэтому мы должны помнить, что все мы из одной природы, из одной глины и одного теста.

– Господь как-то отмечает, когда человек подвергся клевете или совершенной несправедливости по отношению к нему? Будет ли ему какое-то утешение в этом случае?

– Я думаю, утешение, безусловно, будет. Важно всегда помнить о том, что у Бога нет неважных вещей и мелочей. Господу важно все, что связано с человеком, потому что человек венец творения. Но есть разные способы, как с этим поступать. Способ святых – не отвечать, даже если это была ложь, клевета.

– А если человеку это вернулось, то не злорадствовать?

– Не злорадствовать, а все равно молиться. Я думаю, каждый из нас чувствовал, что Бог расставляет все по своим местам.

И если мы не чувствуем в себе свободы и сил поступить так, как поступали святые, то можем сказать, что это неправда, не соответствует действительности, но поступить так именно с любовью, с принятием человека, посмотрев на него глазами заинтересованного христианина, и тогда, может быть, он исправится.

– Тема интересная. Слушал Вас и в голове прокручивал ряд моментов, когда осуждал кого-то в жизни. От этого действительно никуда не деться. И какой вывод мы делаем? Осуждение от недостатка любви к ближним. Значит, нужно приумножать в себе любовь, вести духовную жизнь. Сами мы грех не поборем. С Божьей помощью мы сможем избежать такого греха, как осуждение. Оно страшно, потому что за ним идет очень много всего.

– Кстати, потом самому плохо становится. Я по себе знаю.

Да, когда осознаешь, что это грех, очень плохо.

– Иногда тебя настигает это.

– А бывает, проскакиваешь, не замечая.

– Стоит молиться об этом: «Господи, останови меня». Бывают такие степени греха, когда человеку даже нравится то, что он делает, испытывает радость и удовольствие от греха.

– Становится страшно, когда осознаешь, что это грех.

– Осознаешь, но радуешься этому, получаешь удовольствие и ничего с этим сделать не можешь. Нужно молиться, даже буквально так: «Господи, останови меня любым образом». Это наша обязанность. Если мы не остановим какие-то страсти, то они дойдут до такого гиперкритического состояния, когда человек просто не кается.

У меня были такие случаи, когда человек не кается. Просто говорит, что у него все нормально, никаких грехов нет.

– Не будем допускать этого, будем стараться вовремя остановиться.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 16 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: броня молитвослова и детские письма. 4 часть

  • 16 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЕМЬЕ И ЭГОИЗМЕ

  • 12 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: элита России и бракованный снимок. 3 часть

  • 12 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — ОБ ОПЫТЕ МОЛИТВЫ ПОД ОБСТРЕЛОМ

  • 11 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: батюшки-контрактники и царская армия. 2 часть

Вопросы и ответы

X