В студии священник Николай Святченко, председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии.
– Тема сегодняшней передачи сложная, и именно поэтому я пригласил председателя Миссионерского отдела. А тема звучит так: неоязычество, эзотерика в современном мире, как это все влияет на современного человека.
Христиане есть разные: и лютеране, и католики, и православные. В общем, много проблем было вокруг того, кто и как верит в Господа. Но теперь возникла другая проблема – огромное количество людей во всем мире (и в Америке, и особенно в Европе) уходят из христианской Церкви и становятся адептами новых течений. Кто-то в скандинавских богов вдруг уверовал, кто-то еще во что-то. Я просто был совершенно поражен тем, что у нас появилось множество фирм, в которые приглашают на работу нумерологов в качестве начальников отдела кадров, а также людей, которые разбираются в гороскопах. Более того, у меня есть знакомые, которые не только в этом году, но даже и несколько лет назад уже не могли устроиться на работу по причине того, что у них был не тот знак Зодиака. И это серьезная проблема.
Исчезли из продажи карты Таро, и не по причине того, что их перестали выпускать, а по той причине, что их раскупили. Более того, оказывается, что люди верят еще и в некоего Бафомета. Почему происходит такое? Почему происходит отток людей из христианства – к верованиям во всякую ерунду?
– Вы совершенно верно сейчас отметили, что за последние годы очень сильно вырос интерес к различного рода эзотерическим, оккультным практикам. И такой всплеск наблюдается последние лет двадцать, наверное. Я посмотрел перед тем, как зашел в студию, последние данные за 2024 год, в том числе по России, в русскоязычном пространстве. И эти данные говорят о том, что на оккультные практики различного характера наши с вами сограждане потратили в три раза больше денежных средств, чем на питание. На 38% выросло количество интернет-трафика в связи с тем, что люди проявляют интерес к гаданиям, астрологическим прогнозам, в связи с участием в различного рода сеансах астрологического, гадательного, предсказательного характера.
Но в последние полтора года нашей миссионерской службой отмечается рост культа целителей. Он возродился как будто из небытия, но на самом деле просто из сонного состояния, в которое вошли некоторые его деятели середины и конца 1990-х годов. Сознательно не буду называть сейчас их имена, чтобы не рекламировать. И вот в 2022–2023 годах они вновь начинают свою деятельность, достаточно активную.
В Санкт-Петербурге собираются целые стадионы по 8–10 тысяч человек, один входной билет стоит от 10 до 20 тысяч рублей. Эти люди обещают исцеление от самых тяжелых болезней, в том числе от рака четвертой стадии. Нужно просто приложить их фотографию к разным органам и читать определенные мантры в этот момент – и якобы произойдет исцеление. Эти люди заряжают воду. Конечно же, они всячески игнорируют и отрицают доказательную медицину. А христианство всегда шло бок о бок с доказательной медициной, поддерживало ее. Мы знаем, что многие наши святые были врачами. Да, они были чудотворцами, но они взывали ко Христу, молились Ему, у православных святых не стояла задача исцелять людей, тем более за деньги. А здесь мы видим рост эзотерического движения, оно развивается как в соцсетях, на различных интернет-каналах, так и проводятся личные консультации, встречи.
Так и различные оккультные направления деятельности стали наиболее распространенными в последнее время. Вы упомянули о неоязычестве. Но неоязычество – это немного другое направление, это интерес якобы к дохристианским богам. Но на самом деле неоязычество, согласно научным данным, явление позднее, возникшее в начале или середине XX века, появившееся как нечто, абсолютно не имеющее реального отношения к тем дохристианским верованиям.
– Это родноверы имеются в виду?
– Родноверы. Или то, что Вы сейчас назвали увлечением скандинавскими богами. Это культ Асатру, например, и другие. В этих культах тоже часто присутствует магическое мышление, потому что люди совершают определенные ритуалы, определенные действия, взывают к богам и высшим силам. Это общее пространство, объединяющее эзотерику, оккультизм и запросы неоязыческого характера. Человек современный, по сути, хочет быть качественным потребителем, как сказал один классик.
– А может быть, он еще хочет каких-то тайных знаний?
– Да, но эти знания касаются в основном трех вещей, которые составляют, как кажется современному человеку, его счастье. Чтобы здоровье было на высоте, личная жизнь устраивала, был карьерный рост, наличие больших денег.
– Вопрос из Белгорода от Евгения: «Я не буду говорить об эзотерике, астрологии – тут все понятно. Но как вы объясните то, что все православные праздники, которые мы празднуем, в основе своей языческие, а вывеска у них – христианская. Медовый Спас, Хлебный, Яблочный, Иван Купала, Иван Предтеча – всё в кучу смешали».
– Хорошая тема для отдельной беседы. Мы проводим профилактику как раз неоязыческого мышления, и нам приходится это делать среди ребят, которые занимаются в различных спортивных клубах рукопашной борьбы. Более сложная аудитория – это заключенные и военные. Вот три основные аудитории, с которыми нам приходится в этом плане проводить миссионерскую работу. И здесь очень важно показать христианский смысл праздников, которые пытаются многие неоязычники присваивать себе. А на самом деле эти праздники когда-то были воцерковлены, осмыслены, тут произошла некая рецепция, когда народные обычаи логичным образом вошли в состав церковной обиходной и богослужебной жизни.
Если люди привыкли в определенное время собирать урожай яблок, то почему не благословить его и не призвать Господа с благодарственной молитвой во время праздника Христова? Конечно же, здесь должен быть актуальным прежде всего праздник Христов, а освящение яств, урожая – это нечто вторичное, но тоже важное, особенно для наших с вами предков, которые жили от урожая до урожая, запасались на зиму. Такой экономический аспект бытовых, житейских вещей, особенно для средневекового человека, был очень важным показателем.
Это сейчас мы можем потреблять какие-то полуфабрикаты. Сегодня мы не так зависимы от урожая, мы можем легко существовать, питаясь различными субпродуктами. Но тогда прошение о хлебе насущном было очень важной частью благодарственной молитвы. Мы Бога благодарим во время литургии за Его благодеяния, просим во время литургии, чтобы земля была плодоносной, чтобы не было землетрясений.
Конечно, когда какая-то внешняя сторона праздника выходит на первый план, когда люди только в этих атрибутах праздника видят его смысл, то здесь, как говорится, можно любую вещь возвести в ранг кумира, идола, как-то по-язычески к ней относиться. Так можно относиться и к Священному Писанию, даже надергать из Священного Писания различных цитат, как это делают некоторые представители тоталитарных сект, и использовать их против человека, искажая образ Божий.
Поэтому здесь нужно каждый праздник рассматривать отдельно, изучать, смотреть его историю и в каком-то смысле видеть определенную его внешнюю несерьезность, детскость, понимать то, что в нем является бытовым, чисто материальным аспектом, когда-то появившимся в церковном контексте. Эта бытовая составляющая может присутствовать, а может и как-то видоизменяться. Мы совершаем праздник благословения урожая, и, например, в странах Юго-Восточной Азии благословляются те фрукты, которые в данный момент становятся доступны, которые были принесены в качестве даров урожая. Манго, или ананас, например. А значение имеет сама благодарственная молитва Богу.
– У меня недавно дочка спросила: правда ли, что православным христианам не надо ничего загадывать в новогоднюю полночь? Второй вопрос такой: ведь у нас даже Новый год превращается в некий языческий обряд. Люди пишут записки на салфетке, сжигают их, потом бросают пепел в рюмку со спиртным и выпивают это. Это же в чистом виде язычество. И при этом считается невинным. Может быть, именно с этих мелочей и начинается наш путь к картам Таро и вере в Бафомета?
– С одной стороны, мы встречаемся с определенным фактом, что и в нашей стране, и в других странах СНГ бывшего соцлагеря Новый год стал фундаментальным праздником, неким аналогом Рождества. В этот день, как мы знаем, собираются родственники вместе. И совершенно нелогично выглядит, когда люди, далекие от Церкви, желают друг другу таких вот духовных вещей: чтобы следующий год был лучше, светлее. Пожелание того, чтобы дальше было лучше, – это чисто христианский императив. Христиане ждут Второго Пришествия Христова, после которого наступит Царство Божие. Поэтому искреннее пожелание светлого и лучшего года – это христианское пожелание. Если мы спустимся на атеистический уровень, то что может измениться в лучшую сторону для человека в следующем году? Ведь человек станет неизбежно более старым и больным; возможно, он многое потеряет в следующем году. Неизбежно происходит то, что человек приближается к своей смерти, к своему концу. Таким образом, пожелания приобретают чисто романтический ореол, они просто повисают в воздухе.
– У меня есть друг, священник, и когда я спрашиваю его, как жизнь, он всегда отвечает: сокращается…
Вопрос от Надежды: «Сегодня молодежь не то что ругается матом, а просто разговаривает матом. И есть ли какая-то взаимосвязь между этими оккультными методами и увлечениями, которые сегодня появились, и разговором матерными словами? И как вообще научиться не слышать эти разговоры с использованием матерных слов, не реагировать на них?»
– Если можно, я сначала продолжу ответ на предыдущий вопрос. Я рекомендую присутствовать на новогоднем празднике, но со своей стороны, может быть, сказать какое-то доброе христианское слово, например, о смысле того, что мы ожидаем в дальнейшем. Даже при загадывании желаний можно же помолиться Христу, то есть соединить молитву с пожеланием. Такой человеческий императив, может быть, имеет свой магический подтекст, но нужно его облечь в христианскую молитву, объяснить людям, что только Бог является истинным Творцом, Он является истинным Подателем жизни. Конечно, мы должны давать Ему возможность действовать Самому, Он может по-другому как-то отреагировать на нашу молитву. Но тем не менее взывать к бездушной массе камней и звезд – это глупо для современного человека.
То есть этот праздник, насколько возможно, нужно использовать для христианской проповеди. Конечно, не превращая его в ссору, в какой-то разлад, не дай Бог, можно внести в него христианский аспект, постепенно воцерковляя этот праздник и его традиции, воцерковляя именно мировоззренчески, как это делала Церковь всегда. Когда какой-то обычай, какой-то праздник, существующий на той или иной территории, явно не противоречил Христу и Евангелию, тогда Церковь производила рецепцию этого события, этого обычая, уничтожая в нем языческий, магический характер и наполняя его христианским содержанием.
В отношении мата скажу так, что сейчас есть современное исследование, говорящее о том, что матерные слова пришли в нашу современную жизнь из глубокой древности, даже из дохристианских времен. Это касалось в том числе и языческих, дохристианских верований, когда эти слова были частью заговоров, пожеланий определенного рода. Некоторые животные представлялись нашими предками-язычниками как образ каких-то нечистых духов. И вот эти знахари, волхвы насылали друг на друга этих нечистых духов для того, чтобы навести порчу или какое-то произвести расстройство.
Поэтому часто использовали эти слова, образы для того, чтобы наслать проклятие, навести порчу друг на друга. Но с течением времени мат уходит в некое подсознание и остается в формах народной речи.
Так мы, к сожалению, сегодня и имеем тот факт, что мат стал частью нашей рабоче-крестьянской речи, хотя, думаю, ругаются и люди высокоинтеллектуальные в том числе, особенно когда их переполняют эмоции. Это, наверное, уже вопрос культуры, сдержанности, отчасти воспитания. Но иногда можно сказать простыми, вполне приличными словами что-то такое убийственное другому человеку, что предложение, состоящее из матерных слов, может оказаться более невинным, чем цензурные, но произнесенные со злостью слова, которые настолько могут ранить человека, ввести его в состояние уныния и депрессии, что человек может и с собой покончить.
Поэтому здесь имеет еще значение в каком-то смысле энергетический посыл, с которым человек говорит те или иные слова.
А чтобы не слышать людей, которые матерятся, самое простое – отойти от них в сторону. Запрещать людям что-то говорить – бессмысленно. Особенно если прийти в общество мужчин-работяг, куда-нибудь на завод… Изменить эту определенную субкультуру – дело очень сложное. Тут нужно воспитанием заниматься долгие годы, и я думаю, это очень сложно. За мгновение это, к сожалению, не происходит.
– А мы вернемся к теме оккультизма и эзотерики. Мы, наверное, можем вспомнить время, когда очень многие наши сегодняшние братья во Христе были адептами разных верований. У нас с вами есть знакомые, которые были и свидетелями Иеговы, и в сектах разных состояли. Но они, что называется, справились с этой бедой. И вот теперь у меня возникает вопрос: а что нам нужно сделать для того, чтобы таких людей, пришедших ко Христу, стало больше? Чтобы люди не обращались к скандинавским верованиям, не пользовались гаданиями? У нас же целый канал есть, который просто все время рассказывает про эти колдовские дела. Может быть, на каком-то государственном уровне должно быть принято решение, чтобы запретить карты Таро, запретить гадания, какие-то астрологические выкладки и так далее?
– Я боюсь, что, к сожалению, и у высокопоставленных лиц часто бывают свои нумерологи, свои астрологи. Это, к сожалению, уже такая прошивка стала у людей современных. Церковь, что может, делает в области миссионерской проповеди, церковных мероприятий. Мы работаем с молодежью, тем более в последние годы, когда жизнь стала иметь такой нестабильный характер в результате последних событий, и мы видим, что увлечений этими различными культами становится больше… И, оставаясь современным потребителем, человек пытается использовать духовные силы для своих физических нужд, чтобы или приобрести здоровье, или наладить личную жизнь, или достичь финансового успеха. То есть и к этим духовным силам относится потребительски.
Поэтому мы используем в нашей проповеди разговор о Боге, о том, что Он хочет иметь с человеком личные взаимоотношения, но Он непредсказуем в Своих действиях, Бог человеку не обещает 100% успеха ни в одном, ни в другом, ни в третьем его запросе. Но только живя с Богом, мы можем отдаляться от магического мышления, потому что это магическое мышление человека оставляет на том же бытовом уровне – не христианином, а атеистом. Атеистом в том смысле, что в библейском понимании Бога он и не имеет. Он оставляет право высшим силам (как бы он себе их ни представлял, Вселенной или духами различными, которые управляют его судьбой) вершить его судьбу. Человек хочет узнать эту судьбу, хочет как-то повернуть ее в нужное русло.
– Но вместе с этим я могу и сам прилагать какие-то усилия, какие-то жертвы приносить – и тогда все будет хорошо.
– Мы хотим, чтобы у нас был успех в одном, в другом, в третьем. Здесь тоже отражается то, что человек не готов встретить препятствия, выпадающие на его судьбу, с христианским достоинством.
– Вопрос от Светланы из Петербурга: «К нам в город привозили пояс Богородицы. И после этого раздавали ленточки в виде пояса Богородицы. Что касается Ксении Блаженной, дают лепестки роз. В храме нам выдавали розочки от украшения Креста Господня. И всё это, говорят, нужно прикладывать, когда болеешь. Как вы к этому относитесь? Мне иногда кажется, что это тоже с язычеством связано».
– Да, если к этому относиться как к вещам, имеющим свою энергетику, то мы не будем очень сильно отличаться от любых других язычников, эзотериков или оккультистов. Здесь же нужно христианское отношение к любым предметам, связанным со святыми, и оно складывается в контексте нашего отношения ко Христу, посредством наших молитв ко Христу через этого святого. Как в Ветхом, так и в Новом Завете есть примеры, когда люди получали исцеление, с особым трепетом относясь к апостольской одежде, к мощам святых, с благоговением, как к большой ценности для них, потому что это было обиталищем Духа Святого.
Но поклонение тут происходит Духу Святому, Христу и Богу Отцу, конечно же, в особенности. И именно это является догмой и сутью христианской веры. Если же перенос здесь осуществляется на сам предмет, он как-то выделяется, делается автономным, то тут уже, конечно, прослеживается языческое отношение. Но опять же, как я ранее сказал, мы можем язычество транслировать, используя в том числе и Библию. То есть мы любую святыню при каком-то некорректном ее использовании можем сделать предметом идолопоклонства, сделать из нее кумира. Поэтому здесь очень важен контекст.
– Этот вопрос действительно часто возникает. И очень хорошо, что Вы об этом сказали. Но, возвращаясь к теме, я понимаю, что далеко не каждый человек услышит наш призыв не верить в карты Таро, не верить астрологам, не верить всяким гадалкам и целителям, которые заряжают воду или проводят операции по телевизору. Не каждый примет наши объяснения, почему этого не надо делать. Но ведь эти люди отходят так далеко от Христа, что даже не будут способны Его увидеть. Что должно произойти, чтобы вернуть этих людей в лоно Церкви? Какие беды должны у них случиться?
– Здесь, к сожалению, мы имеем опыт достаточно большой в этом, потому что Миссионерский отдел проводит консультации для людей, попавших в тяжелую ситуацию как раз в результате магических, оккультных действий, в которых они сами принимали участие. Иногда получается людям помочь известными духовными инструментами. Иногда человека приходится направлять к тем или иным врачам, психологам или даже психотерапевтам. А иногда происходит то, что люди получают, к сожалению, очень тяжелые изменения деструктивного характера. И такое случается нередко, когда люди в течение месяцев, а иногда и лет не могут исцелиться от этого, и приходится им очень дорого расплачиваться за свои оккультные практики.
Можно привести им такой аргумент: ты, брат или сестра, обращаешься к силам, которых не понимаешь. Это как обращаться с электричеством, когда ты не совсем знаком элементарно с тем, что такое электричество, что можно его применять с пользой для себя, обогреть помещение, например, а можно убивать себя им каждый день. Так же можно говорить про общение с потусторонней силой, что не вся она подает истинную духовную пищу, что очень часто духи злобы поднебесной человека путают, обманывают различными способами, и потом очень дорого приходится расплачиваться. И не только физическим здоровьем, лишением денег, но и душевным здоровьем, а это часто очень тяжело исправляется или почти не исправляется.
– Если это происходит в семье, то действительно очень сложно найти в этом случае общий язык с кем-то из своих родных, которые ударились в подобные верования. Можем ли мы молиться о человеке, без его участия?
– Конечно, если он крещеный. Да и если некрещеный, то в своей личной молитве молиться можно и нужно за этого человека. И так как это происходит в семье, вы с этими людьми достаточно близки, видите их каждый день, общаетесь, то здесь очень важно в человеке попытаться развивать критическое мышление. Показывать, может быть, статьи научные на эту тему. Конечно, нужно перед этим изучить хотя бы немного то, куда именно человек попал, во что он уверовал. Какого рода это культ, или какой-то целитель, или это какое-то верование отдельное.
Изучив какие-то моменты, человеку дальше можно что-то объяснять день за днем, шаг за шагом, чтобы человека не отторгнуть от себя, потому что самое худшее, что может произойти, – это нарушение общения между близкими людьми. А мягкое и благотворное воздействие на другого человека – это самое ценное, что у нас есть.
Поэтому очень важно здесь, во-первых, любой ценой сохранить добрые взаимоотношения, где-то смиряясь, где-то закрывая глаза на то, что человек говорит. Если ты сейчас скажешь ему правду, будешь жестко его обличать, то между вами возникнет неизбежный конфликт. И твоя правда, сказанная здесь и сейчас, ни к чему не приведет, только к расколу, чего, я считаю, и добивается лукавый в этой ситуации. Часто люди, находящиеся в таком состоянии, попавшие под влияние оккультных сил, принимают все на свой личный счет, думают, что это с ними лично враждуют. Или что другой человек пытается таким образом утвердиться за их счет. Вот этот психологический момент тоже нужно учитывать: когда один человек другого обличает, то получается, что один прав, и он становится гордым от этого, впадает в тщеславие; а второй находится в состоянии грешника.
И тот, который оказывается грешником, такое обличение не принимает, потому что он знает, что его обличитель ничуть не лучше его по каким-то показателям. Мы можем найти грехов друг у друга очень много, целый калейдоскоп при желании. Но вопрос касается мировоззрения и веры, которую человек имеет. Либо христианской, либо эзотерической.
Очень важно сохранить дружеские взаимоотношения и именно через них на человека терпеливо влиять. И он рано или поздно оттает, какое-то разочарование возникнет у него в том культе или в том харизматичном лидере. Потому что, как показывает опыт, это или наскучивает, или перестает работать. Нужно подбрасывать дровишек в этот костер сомнений для того, чтобы человек как можно раньше мог отказаться от своего эзотерического мировоззрения.
– Но молиться в любом случае необходимо.
– Это 100%, конечно. Это же близкий человек! «Господи, открой Себя! Как открыл некогда Себя волхвам, которые пришли за звездой, пришли к Богомладенцу Христу».
– Это хороший переход к теме Рождества. Ведь после него идут святки…
– Еще начнется всплеск гаданий, колдовства, к сожалению. По возможности в эти дни нужно говорить нашим близким, друзьям или родственникам о том, как по-христиански эти дни встретить, что нужно прийти в храм, подойти к таинствам церковным, причаститься, молитву усилить в эти дни, посетить, может быть, тех людей, которых мы не посещаем в течение года, больных, страждущих, людей, нуждающихся в нашей физической и духовной помощи. Вот этим мы можем Богу принести свою жертву. Избегать всей этой чертовщины, которая может иметь какой-то развлекательный характер, но может и отразиться на человеке весьма и весьма печально.
– Благословите наших телезрителей!
– Божьего нам благословения и радости при встрече с родившимся Господом, с этим великим праздником! И с Новым годом!
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
У книжной полки. Священник Назарий Эйвазов. Братья наши меньшие. Учение о животных в Православии
У книжной полки. Протоиерей Сергий Щукин. О религиозном воспитании детей
У книжной полки. Александр Ткаченко. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
Благие вести. 14 июня 2025
Всенощное бдение 14 июня 2025 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!