– Сегодня мы будем говорить об одиночестве. Эта тема волнует многих людей, причем как молодых, так и пожилых. Молодые люди часто ощущают себя одинокими по той причине, что в процессе роста, в том числе и духовного, часто теряется контакт с близкими людьми, прежде всего с родителями. Они часто говорят о том, что одиноки. Я читал письмо женщины 25 лет, которая пишет, что у нее большая семья, но тем не менее она чувствует себя абсолютно одинокой, даже вера в Бога не помогает. Также я видел пожилую женщину, чувствуется, что она одинока, и в качестве спутника у нее старенькая собачка. Ощущение одиночества возникает очень часто. Или, может быть, я не прав и одиночество – это просто некое изобретение или ложное понятие? Тема достаточно злободневная.
– По моему мнению, чистого одиночества не существует. Или человек с Господом, в каком-то духовном поиске, в духовной работе, в поте лица добывает свой хлеб и трудится для спасения своей души, или человек не с Богом, а с Его противником. Этот противник –отец лжи. Он наводит на человека ложное состояние. Сам отступник от Бога и такие же плоды своего присутствия привносит в жизнь человека, который не живет с Богом.
Вы привели в пример молодую женщину 25 лет, у которой семья, но она говорит, что вера не помогает. Одной веры мало. Ведь есть еще любовь. А вера присуща и бесам. Они веруют, трепещут, но им это не поможет. Они даже не то что верят, а знают, что Бог есть, но разве им это помогает? А любовь связана с тем, что человеку нужно подчиниться Богу добровольно, стать Его другом. А это значит растоптать свое самолюбие, победить его. А самолюбие связано с саможалением, самолюбованием.
– С самооправданием.
– Да, но не самоукорением. Смирение связано с самоукорением. Человеку больно сделать себе какое-то замечание, понять, что он грешный, жить с этим и работать. Внутренняя работа тяжелая, настолько мы подчиняемся трем греховным китам: сластолюбию, сребролюбию и славолюбию. И сластолюбие бывает ведь и в духовной форме или в какой-то душевной, когда человек себя хвалит за что-то. Необязательно есть вкусную пищу, можно быть эстетом, например. Это не только проявление желания навести вокруг себя красоту, но и самолюбование со сластолюбием.
А для женщины в пожилом возрасте может быть ударом, если собачка умрет, раз у нее больше никого нет. Конечно, неплохо иметь хотя бы собачку, когда никого нет рядом, но замыкаться на этом нельзя.
В чистом виде одиночества все-таки не существует, потому что Бог Вездесущ. Когда человеку очень плохо, говорят: моя душа как в аду. Он не знает, что такое ад, но его душа невольно говорит правду. А что такое ад? Нельзя сказать, что это отсутствие Бога. Это такое присутствие Бога за какие-то «заслуги» человека перед Ним. А у человека, который находится с Богом, другое присутствие Божие в душе – радость. Мы читаем в житиях святых, как они радовались. По нашему мнению, чему там радоваться? Смотришь на святых: всё раздают, их укоряют, обижают, бьют, терзают, мучают, а они терпят это все ради Христа, благодарят и благословляют тех, кто их заставляет страдать.
Сегодня-завтра день святого великомученика целителя Пантелеимона. Было несколько попыток его казнить, не получилось. И солдаты уже не хотели исполнять приказ, но он сказал им, что если они не приведут приказ в исполнение, то не получат награды от Бога. Он заставляет солдат казнить его, настолько явно он находился в присутствии Божьем. Хотя вокруг него были одни гонители, рядом не было друзей. Но Бог был с ним.
– Я еще вспоминаю святую великомученицу Варвару. Она была одна, даже ее отец был против нее. Но она не была одинока.
– Потому что с ней был Тот, Кто больше всех.
– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В начале времен Бог сказал: не хорошо быть человеку одному. Я думаю, что одиночество – это внутреннее состояние. Можно находиться в толпе людей, но быть одиноким. А можно жить одному и не считать себя одиноким. Как сказано, «если хочешь идти быстро – иди один, а если хочешь дойти далеко – идите вместе».
– Да, с этим не поспоришь, так и есть. Это внутреннее состояние. Бывает, человек и в гуще людей несчастный, потому что никого нет рядом. А бывает, наоборот, отшельник, уединенный человек, но с ним Бог и ангелы, он не одинок.
Вообще одиночество побеждается дружбой. Одинокому человеку, который страдает, нужны друзья. Но иногда он этого не понимает и сторонится людей. Есть разные причины для этого. У кого есть друзья, тот никогда не будет чувствовать себя одиноким. Но чтобы иметь друзей, нужно научиться быть другом. Это значит что-то отдавать, чем-то жертвовать. Даже к чему ты привязан, это надо отдать. И когда человек побеждает эту свою привязанность и жертвует чем-то, Господь его многократно вознаграждает. Именно духовным состоянием, радостью, которую никто не отнимет. Какие-то материальные приобретения закончатся. Нам же нужно искать того, что никогда не отнимется от нас. И это происходит уже на земле: человек отчасти начинает входить в состояние вечной радости, которую никто не отнимет.
– Задам очень неожиданный вопрос. Когда вы служили в Советской армии, то оказались в сообществе людей, которые собрались вместе не по своему собственному выбору, а по выбору начальства. Выстраиваются ли в таком случае дружеские отношения? Или они только на два года, а после забываются?
– Они выстраиваются, как правило, уже к окончанию службы. До этого происходят всякие трения, ссоры, а когда подходит демобилизация, все это выравнивается. Как галька в море трется и становится гладенькой, так происходит и здесь. Потом остается дружба. Мы и созванивались, и переписывались с ребятами. С некоторыми, в силу того что я стал священником, а они пошли по другому пути, не к Богу, прекратилось общение, потому что нет важных для меня и для них точек соприкосновения.
– Мы говорим об одиночестве, и наверное, оно как раз из-за того, что мы не ищем точек соприкосновения с теми людьми, которые нас окружают, которых мы называем близкими. Ведь это не только родные, но и те люди, которые находятся в сфере нашего общения. И если мы не ищем этих точек соприкосновения, то в какой-то степени лишаем себя возможного общения, которое не дает нам стать одинокими.
– Да, поэтому надо быть смелее, но не наглеть. Нужно быть смелее и заявить о себе, позвонить, написать. Бывает, человек, которому стесняешься позвонить или написать, тоже стесняется. Бесы ведь очень шустрые: они и тебя смущают помыслами, что не надо звонить, и того человека тоже. А в результате вы оба страдаете. Надо быть посмелее. Ведь не все, что приходит в голову, умное. Нужно это проверять.
Но при этом не переваливать на человека все свое, быть требовательным, чтобы тебя выслушали, услышали, успокоили. Нужно не только брать, но и давать. И вообще давать лучше, но тут тоже нужно знать меру: если взять на себя непосильный груз, то и не донесешь его, и сам себя раздавишь. Нужно знать меру. А как определяется мера? Быстрее всего мы получаем ответ, когда обращаемся в молитве к Богу. Но ответ не всегда бывает таким, какой мы хотим. Нам все равно хочется своего. Но если Господу это не надо, то нам зачем?
– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как жить в одиночестве? Нужно делать больше хорошего? Принимать это как наказание или как испытание веры?»
– Слово «наказание» можно принимать и как наказ, поучение, поэтому просто отбросим эту терминологию и будем рассматривать не как наказание или поучение, а как данность. Такова данность: я живу в такой обстановке, Бог привел меня сюда. И в этой обстановке нужно научиться делать что-то полезное для других людей. Кто любит Меня, соблюдает заповеди Мои. Какие это заповеди? Возлюби Господа. А вторая, подобная ей, возлюби ближнего, как самого себя. И тут уже широкое поле деятельности. Если человек сидит дома на пенсии, которой хватает оплачивать и коммунальные услуги, и на продукты, внуки выросли, он свободный, то это счастливый человек. Он может пойти в храм, как положено, в субботу, в воскресенье, в праздник, может помочь кому-то, стать волонтером. Тем более сейчас у нас такая обстановка на границе с Западом. Необязательно брать на себя что-то непосильное, но что-то посильное человек может сделать.
Святитель Феофан Затворник пишет, что скука связана с одиночеством. Он говорит, что знал одного человека (графа Сперанского), который никогда никуда не ходил и никого к себе не приглашал. Его однажды спросили: «Вам не скучно?» А тот ответил: «А мне некогда. У меня много дел и нет свободного времени». От чего бывает скука? Когда сделал свои обязательные дела перед обществом, перед семьей, перед самим собой и остается промежуток времени. Казалось бы, посвяти его ближнему, исполни заповедь. Но тут встречается множество препятствий. А если есть еще свободные деньги и возможности, то в голову начинает лезть всякая ерунда про то, как убить время. Именно убить, то есть как с помощью денежных средств, которые есть, развеселить себя.
Проводить время с пользой – это подвиг. Что-то надо дать другому. Но опять же в рамках. Если без меры исполнять хоть и не свои делания, но чужие, это тоже грех. Что такое грех? Это излишек в желаниях. Нет человека, который живет без желаний. Но желания бывают умеренные, а бывают безмерные, греховные. И вот тут уже нужно рассуждать, что дать человеку, который нуждается, как потратить свое время и что у тебя есть для человека, у которого нет такой возможности. Может, он болеет или одинок. Посети его, тем самым убьешь и свою скуку и одиночество. Но руководствоваться нужно прежде всего любовью к Богу и ближнему. Но как себя к этому приучить, если все время любишь себя? Как быть?
– Смотрю в зеркало и люблю ближнего своего.
– Смотрю в зеркало и вижу лучшего, вот я о нем-то и позабочусь.
– Мы еще говорили о происхождении слов. «Один» и «одинок»: вроде корень один, но значения разные. Мы говорим «одинокий человек» про вдовца или сироту, что у него нет людей, с которыми он может разделить свое общение. Он один. И еще есть слова «един», «единый». Тут мы говорим о том, что человек может быть уединен и так далее.
Вопрос от телезрителя Ивана: «Почему мир нас ненавидит? Христос сказал: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Почему? Ведь мы ничего не сделали представителям других конфессий, религий. Но почему идет некий дискомфорт именно на православных? Потому что наша вера правая, настоящая, от Бога?»
– Потому, что мы не делаем то, что они. Они живут в своем грехе и успокаивают свою совесть, что это нормально. Совесть иногда попискивает, что не надо жить так, но они смотрят вокруг и успокаиваются: все так живут... И тут появляются какие-то православные христиане, которые живут так, как откуда-то издалека говорит им совесть. И этим они раздражают. И ведь их еще становится больше, они стоят храмы, требуют принять какие-то законы на государственном уровне, чтобы православная истина была в государственном управлении. Есть некоторые вещи, которые государство не может развернуть вспять, но Церковь с этим не согласна. Например, аборты. И это раздражитель. Как красная тряпка для быка, так православные христиане раздражают мир, который лежит во зле. Именно мир, не скажу, что другие конфессии. Хорошо, когда есть адекватные люди. Я как-то разговаривал с одним специалистом другой конфессии, и он адекватно реагировал на то, чему учит Православная Церковь. Говорит, что вообще-то это хорошо. Для людей, которые не просвещены, судья голос совести. Он для них закон. И они соглашаются, когда слышат, что говорит Православная Церковь в отношении каких-то вещей.
Мы не такие. Мы иные. Какие? Такие, как им подсказывает совесть. Они хотели бы, чтобы она совсем замолчала. А мы напоминаем им, что их совесть права. Совесть – это голос Божий. Мы живем так, как подсказывает их совесть. И что тогда? Иудеи решили убить Христа, когда Он начал их обличать. «Нет человека – нет проблемы» – так они думали. Так и здесь. Не сказать, что мир зло. Но общество, которое отдало себя злу, через некоторых людей так относится к добру, свету. Рожденный по плоти гонит того, кто рожден по духу. Каин гонит Авеля. Тогда было два брата, а сейчас количество людей изменилось. Кстати, потомки Каина – создатели цивилизации. Города, металлургия, музыка – это они. Потомки Авели искали Бога, их первое желание было угодить Богу.
– Продолжим разговор об уединении. Ведь часто мы хотим именно этого. Как сказано о молитве? Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу. Но бывает, что у человека нет комнаты, где можно затворить дверь. И тогда он может внутренне закрыть эту дверь и помолиться внутри себя.
– Конечно. Прекрасная способность, когда человек разговаривает с кем-то и при этом молится Богу. Не то что способность, а навык. Нужно приучать себя к этому. Конечно, бывают ситуации, в которых невозможно молиться, и тогда нужно удалиться от этого человека.
Насчет слов. По мнению некоторых филологов, «одиночество» – это не русское слово. Русский язык имеет славянские корни и церковное влияние на него. Созвучно этому слову в русском есть слова: «одинаковый», «одинакий», «единый», «единакий». Но это уже другой смысл. В то время (относительно на заре человечества) не было такого духовного упадка у людей, как сейчас, и под словом «единакий» имелось в виду, что у людей одинаковые занятия. «Един» – это был человек, который, например, один в семье, один в поле. Имелось в виду не одиночество, про которое мы сейчас говорим, а как в поговорке: «Один в поле не воин». То есть ему нужен кто-то, кто его поддержит (оруженосец или наводчики). И если посмотреть в Евангелие, то Господь посылает учеников всегда по два, чтобы они друг друга поддерживали. Если один упадет в сомнениях или, может быть, в небрежении, то другой его поддержит. Правда, я не знаю, могли ли вообще апостолы падать. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» – человек, уединенный ради общения с Богом, когда ничто не мешает ему видеть себя, работать над собой и исправлять себя.
– Вопрос от Афродиты из Крыма: «Как правило, мы больше говорим о следствиях одиночества, а причиной одиночества, на мой взгляд, является Интернет, в котором люди как бы наедине со всеми, но себя абсолютно не знают. И поэтому мы иногда говорим, что находимся на 15-й ступени «Лествицы» Иоанна Лествичника. В реальной жизни людям неинтересно с кем-то говорить, чем-то делиться и так далее. В советское время не было одиноких людей, люди больше общались друг с другом. В греческом языке есть два слова, обозначающие одиночество. В первом случае это нормальное состояние, то, о чем Вы говорите, и есть слово, означающее, что человек как бы находится на чужбине. Я считаю, что эти понятия очень важно разделять».
– Вообще есть довольно много причин того, что человек становится одиноким. Может быть, кто-то из близких умер, или кто-то из близких уехал, или умерла собачка и так далее. А причина-то в том, что самолюбие не дает человеку увидеть себя. Самолюбие ослепляет человека, делает его кумиром для самого себя. У него нет объекта любви, кроме себя самого. Я думаю, причина одиночества человека в первую очередь именно в этом.
Конечно, есть науки, которые изучают это одиночество, им занимаются психологи, психотерапевты. Сейчас очень быстрыми темпами развивается психиатрия. Мне по роду моего послушания приходится сталкиваться с самоубийствами: как к этому относится Церковь, можно ли молиться за человека, покончившего жизнь самоубийством, и как за него молиться? Если человек был душевно болен и есть свидетельствующий об этом документ от психиатра, если он был крещен, то его можно отпевать и поминать в Церкви.
А вообще одинокие люди находятся в группе риска, ведь некоторые из них думают, что их мучения закончатся, когда они наложат на себя руки… У них вроде бы есть вера, как у этой молодой женщины, но вера без дел мертва. Дела веры перечисляет нам апостол, и среди них есть милосердие, которое нужно проявлять. Вот тебе плохо, а ты найди того, кому еще хуже, чем тебе, и помоги ему и сразу получишь награду от Бога. Это многократно проверенное средство. Но зачастую, когда человеку плохо, у него остаются силы только на то, чтобы жаловаться, роптать, возмущаться...
– Или унывать, считая себя бедным, несчастным, одиноким и так далее. Мне часто приходится ездить в общественном транспорте, и я наблюдаю такую картину: огромное количество молодых людей сидят в телефонах.
– И немолодых тоже. Я иногда тоже езжу общественным транспортом и вижу это.
– Да, причем они сидят в соцсетях. Именно об этом говорила Афродита. Но в Интернете можно читать святых отцов, а можно залезть в это самое пространство одиночества, где нет Бога.
– Ну да. Человек обманывается. Бывает, что люди находят себе какое-то развлечение. Мужчины и женщины говорят: «У меня есть партнер», – и это как бы пародия на семейную жизнь. Человек обманывается через свое тело, через влечение к противоположному полу, но все равно остается опустошенным.
Нам же нужно проверять себя Священным Писанием, которое для нас все-таки достаточно закрытое, хотя там некоторые вещи и написаны очень простым языком. Но поскольку наш ум после грехопадения стал во многом невосприимчивым, то хорошо, что святые раскладывают нам это. И еще хорошо, когда мы сами горячо просим Бога, и не просто словами молимся, а молимся так, как пророк Илия… А как молился пророк Илия, когда пошел дождь после трех с половиной лет засухи! Он опустил голову между колен к земле, то есть подчинил себе свое тело. Душа его рвалась к Богу, он ревновал о том, чтобы угодить Богу, но еще он заставил свое тело принять такое неудобное положение. Он так наклонился к земле, что почти слился с ней, себя за землю почитая. Вот какое состояние было у него.
И нам нужно так же молиться и хотя бы один раз в день делать земной поклон. Иногда видишь, как люди накладывают на себя крестное знамение, и невольно хочется осудить: «Ну зачем же так? Вспомните, как молился пророк Илия – и дождь пошел».
– Я еще вспоминаю его ученика Елисея. Сколько же духовных усилий потребовалось ему, чтобы воспринять те дары, которые даны были пророку Илии! И еще вспоминаются слова, которые Христос сказал на кресте: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? И мы часто говорим: «Господи, почему Ты оставил меня?»
– Но мы не слышим, что в этот момент Бог говорит нам: «Это ты оставил Меня, а не Я оставил тебя».
– Подводя итоги, можно сказать, что все-таки одиночества не существует.
– И смерти нет. Но человек имеет свободу и имеет ум. И этим умом нужно обратиться к Богу, чтобы Он научил нас распоряжаться своей свободой, чтобы делать правильный выбор, не стесняться что-то спросить и показать себя незнающим.
А ведь гордыня нам говорит: «Зачем тебе о чем-то спрашивать? Ты и так все знаешь». Нам не нужно доверять себе. Конечно, хочется быть ювелиром, как в бильярде, с первого раза попадать в лузу. Но здесь есть опасность – наша жизнь не бильярд, и наградой нам будет вечность или такая, или такая. Будет смерть, суд, рай или ад. Нам нужно все время проверять себя, ведь смерть обязательно будет, и обязательно будут суд, рай или ад.
И думаешь: «Ну как, Господи, не встать мне на колени и не попросить у Тебя: прости меня, грешного? Помоги мне начать исправляться прямо сейчас, а не потом, помоги не быть как эта попрыгунья-стрекоза, которая лето красное пропела». Поэтому одиночества нет, а есть неразумное потребление свободы.
Кому мы поклоняемся, того и рабы. Если поклоняемся Богу, то какое может быть одиночество, если Он Сам – Троица и у Него столько святых! А если я поклоняюсь не Богу, то сам виноват. «Я виноват, Господи, но прости меня. Научи меня, как вернуться к Тебе». Нам нужно постоянное покаяние. Думайте только об одном – покаяться, покаяться… Но дебри, конечно, нас заманивают – нам хочется разбираться в каких-то высоких богословских предметах.
– Отец Фома, благословите наших телезрителей.
– С нами Бог всегда; и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
СОЮЗ-ОНЛАЙН С АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит_Кирилл — О ВЕРЕ, КОВИДЕ, СВОБОДЕ И ГОРНЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
СОЮЗ-ОНЛАЙН С АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит_Кирилл — О КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И КАЗАНИ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: броня молитвослова и детские письма. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЕМЬЕ И ЭГОИЗМЕ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: элита России и бракованный снимок. 3 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!