Беседы с батюшкой. Обретение свободы. Протоиерей Максим Плетнев. 4 июля 2024

4 июля 2024 г.

В гостях протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: «Обретение свободы». Про это есть разные фильмы. Например, «Это сладкое слово – свобода», про революцию. Для всех людей очень желанно обретение свободы. Но как ее обрести? Ведь иногда бывает так, что нам только кажется, что это свобода. А может быть, свобода заключается в каких-то преодолениях. Что же такое свобода и как ее обрести?

– Когда мы говорим о свободе, то однозначно обращаем свой взор на Бога. Должны бы. Тема свободы звучит чуть ли не во всех произведениях искусства, и в мыслях, и в чаяниях людей. Человек очень много думает о свободе. Это не случайно. Человек – это образ и подобие Бога, а Господь обладает полнотой свободы. И мы, уподобляясь Ему, тоже идем этим путем: стремимся к свободе.

Также надо понимать, что есть несколько разных категорий свободы. Какая самая понимаемая свобода? Делать то, что хочу. Такая самовластность, самовольность. И действительно, Господь дает нам такую относительную возможность. Но часто человек не задумывается об этом, не осознает самостоятельного, личностного бытия, отдельного от всего мира. В этой отдельности, которая тоже есть отчасти богоподобие, есть потенциал бунта и противодействия Богу. Часто свобода воспринимается людьми именно как бунт против Бога. Эмансипация, феминизм и другие современные явления – это бунт против Него, против устоев бытия, которые установил Господь. Первая категория свободы – это делать то, что хочу.

Вторая категория свободы христианская. Мы часто говорим о том, что свобода – это выбор между добром и злом. В этом и есть основное проявление нашей свободы. В чем мы свободны? Наивно думать, что человек может делать что хочет. Мы очень ограничены. Слава Богу, и в грехе тоже. Но мы не выбираем время, когда и где родиться, не выбираем родителей, свое имя, страну и национальность. Многие вещи определены не нами. И в этом смысле свобода, что хочу, то и ворочу, условна.

А свобода выбора всегда с нами. Мы выбираем между добром и злом. С одной стороны, это вынужденная история, с другой стороны, проявление нашей веры и духовного пути.

А высшая категория – это свобода, которая уподобляет нас Богу. Это жизнь вне греха. Где уже нет выбора. В Боге нет выбора. Господь не стоит перед выбором.

– Вопрос от телезрителя Владимира из Курска: «Свобода, касающаяся прихожан в храме, мне более-менее понятна: молчи и слушай. А что касается свободы священников? Можно ли священникам повышать голос, кричать, унижать прихожан и прочее? Господь сказал: возлюби ближнего своего; любите врагов ваших. Апостол Иаков спросил: течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Иоанн Богослов сказал: всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. А посмотришь, свобода священника склоняется к тому, чтобы ругать прихожан».

– Есть свобода греха: что хочу, то и делаю. Это бунт против Бога. Есть свобода выбора. Это другое отношение к свободе. Постоянный выбор между добром и злом. Каждый человек многажды за день осознанно или неосознанно стоит перед этим выбором. И третий, высший, уровень свободы – это освобождение от греха и власти сатаны. Именно эту свободу принес нам Господь. Если священник или мирянин дошли до такого уровня свободы, то они воистину свободны.

А то, что Вы описываете, никак не относится к свободе. Бывают невоспитанные люди, которые грубят другим. И не так важно, человек в сане, мирянин или вообще вне Церкви. Это некрасиво, нехорошо, недостойно. Это просто некультурное отношение к другому человеку.

– У нас есть много всяческих искушений. Более того, в осуждении мы берем на себя функцию Бога: суд. Можно ли обрести свободу через смирение, покаяние, но не в понимании какого-то самоуничижения? Как правильно поступить, чтобы в этих поступках обрести истинное понимание свободы?

– Понимание – это тоже путь. Истинная свобода – это свобода от греха. И это путь, который мы однозначно можем пройти, если будем смиряться и видеть свои грехи. Силуан Афонский говорит о том, что надо полюбить смирение. Не просто его искать, а прямо полюбить, чтобы это доставляло радость, чтобы именно увидеть, насколько это свобода. С другой стороны, у христианина свобода не стоит как цель. У христианина другая цель – любовь. У нас нет цели обрести свободу.

– Получается, любовь – это и есть свобода.

– Любовь дает свободу, но это как бы уже вторично... Главное – это отношения с Богом, полюбить Его по-настоящему и через это полюбить ближних. И в результате это освободит нас от греха. Смирение действительно дает свободу. Как смиренный человек может обижаться? Его вообще трудно как-то зацепить, унизить, обидеть. Он живет в другом измерении. Истинно свободный человек – это смиренный человек.

– Вопрос от телезрителя Александра из Петербурга: «Никогда не рассматривается вопрос свободы как независимости. Господь показал нам пример, когда сказал: Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Независимо от Отца Он остался Ему верен. По-моему, это абсолютная свобода. И второй вопрос. В Евангелии написано: Делами закона не оправдается никакая плоть. Но апостол Иаков говорит: Вера без дел мертва. А какая разница между делами закона и делами веры?»

Первый вопрос – это самый тяжелый момент в земной жизни Христа. И это не есть свобода. Это богооставленность, то есть потеря связи с Богом и Отцом. Когда мы говорим о Христе, надо видеть в Нем и Божественную, и человеческую природу. И вот эти слова – они человеческие. Это человеческая природа испытывает такую тяжесть. И мы не можем говорить, что это свобода, тем более истинная. Свобода не значит одиночество. Ничего подобного. Наоборот, только на пути к Богу, только в соединении с Ним человек обретает свободу. Она только в Боге, а не в одиночном состоянии.

Вы говорите о свободе выбора. Но это одна из категорий свободы. Она ниже, чем свобода от греха. В идеале высшая свобода, когда нет выбора, когда нет возможности делать грех. Это высшее проявление свободы и освобождение от смерти, лени, сатаны.

Дела закона и дела веры. Под законом мы понимаем то, что осуждаемся им, потому что несть человек, иже жив будет и не согрешит. Все мы преступаем закон. Но тем не менее вера без дел мертва. Для нашего спасения нам необходимы дела веры. Но мы ими не оправдываемся.

Спасение – это наше совместное дело с Богом. Это сотрудничество, синергия человека и Бога. Мы делаем все возможное для того, чтобы быть со Христом, а Бог делает все возможное, чтобы мы спаслись. Но спасаемся мы не нашими делами. Наше делание необходимое условие, но не оно дает спасение. Его дают только Божья любовь и Его милосердие. Только та любовь, которая была явлена Христом на кресте. Без этого мы не имели бы спасения.

Если нас судить по справедливости, то все мы пойдем в ад, потому что нарушили закон. Только один Человек, Христос, не нарушил. Сколько много мы бы ни делали хорошего, мы все нарушаем закон Божий. Поэтому мы спасаемся только Его любовью.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В нашем мире не бывает ничего черного и белого. Мир цветной. И поэтому один выбор для одного будет добром, а для другого абсолютным злом. Как это разграничить?»

– Человек может выбирать зло. Вся история человеческого рода основана на этом. Первые люди, Адам и Ева, выбрали зло. Обратите внимание, они были совершенными. Они не знали греха. То есть они выбирали зло, будучи людьми еще до грехопадения. Тем не менее они пошли на такой поступок, на восстание против Бога. И теперь мы тысячелетиями живем в последствиях этого. И это только один выбор. Какую катастрофу он принес в человеческий род... А далее уже наши выборы, которые, слава Богу, не несут ответственности за весь человеческий род, но за наших близких. Наши выборы, добродетели и грехи влияют на других людей.

Человек действительно порой выбирает зло. Но есть еще любовь Божия, которая сверх нашего зла и может покрыть нашу немощь и неполноту, может преодолеть даже наш злой выбор. И я верю в это и вижу в жизнях людей. Бывает, человек творит страшные вещи, а Господь все равно его любит, пытается спасти и являет на нем Свою любовь.  В этом смысле всегда есть надежда. Даже если человек (или группа людей) куда-то уклоняется, то мы все равно верим в Его любовь и милосердное отношение к нам. Для нас это абсолютная истина. Бог любит нас так, как мы даже не можем себе представить, потому что просто не знаем этой любви. Мы видим ее только на кресте. Любовь Божия только в Боге. Среди людей мы ее не видим. Поэтому нам трудно об этом говорить. Это Божественная любовь, не человеческая.

– Я видел людей с проблемами, которые очень сложно преодолеть. Это и наркомания, и алкоголизм. Человек знает, что это плохо, что это зависимость, но чтобы преодолеть это, нужно каким-то образом осознать желание быть свободным. Если в человеке нет желания найти свободу, можно ли ему каким-то образом сказать, что надо заниматься поиском свободы?

– Это не наша тема. Зачем нам искать свободу? Нам надо Бога искать. Искать свободу – это ложная цель.

– Я имею в виду свободу от греха.

– Это другой вопрос. Но это и есть поиск Бога. Только Господь дает человеку возможность освободиться от греха. Надо искать не освобождение, а Бога. А через это мы найдем освобождение.

– Вы в своей работе, в Координационном центре по противодействию наркомании и алкоголизму, даете человеку возможность обрести свободу?

– Да, в том числе. Есть понятия зависимости и независимости. Мы сейчас слышали о независимости от всего. А тут независимость именно от греха. В принципе, это светское понятие, но оно вполне христианское. Жизнь вне зависимости прекрасна.

Когда мы говорим о людях, которые употребляют психоактивные вещества и это становится их страстью, пороком и так далее, то это не случайные люди. При этом эта неслучайность не отменяет свободы. Часто, около 90%, это именно те люди, которые в своей жизни прошли мощный опыт нелюбви. Обычно в детско-родительских отношениях. И через этот опыт они вошли в состояние саморазрушения, когда не могут себя полюбить. Их не любили, и теперь они не могут полюбить себя. Это простая рабочая схема. И такие люди начинают себя уничтожать. И это не только в этом формате, но и в других. Когда человек творит грех, он убивает себя, уничтожает себя или физически, или нравственно. Втаптывает себя в грязь своими тяжелыми грехопадениями.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Часто ли земное богатство связано со злом и грехом? Если человек приобретает богатство только для себя, вряд ли оно принесет ему пользу».

– Как мы относимся к богатству? С одной стороны, у нас есть слова Христа о том, что богатому человеку сложно войти в Царство Божие. С другой стороны, у нас нет слов Христа о том, что нищему удобно войти в Царство Божие. У нас есть слова: блаженны нищие духом, но здесь не имеется в виду финансовое благополучие.

Из нашего жизненного опыта мы можем увидеть, что нищета не добавляет благочестия. Очень часто неблагополучные в материальном отношении люди как раз бывают в крайних проявлениях греховной жизни. И в этом смысле христианский идеал – это все-таки благополучие. Умеренность и материальное благополучие. Но это необязательно.

У протестантов, вслед за иудеями, есть идея, что внешнее состояние свидетельствует о внутреннем. Если я внешне богат, успешен, значит Бог меня благословил. В православии нет такого. У нас история богоуподобления. А это путь страдания. Мы можем вспомнить «Преступление и наказание» Достоевского: там есть герой, которого обвиняют в преступлении. Он старообрядец, маляр. Его обвинили в убийстве старухи, и он как христианин был готов признаться, чтобы невинно пострадать и так уподобиться Христу. Это совсем другой взгляд на жизнь и, соответственно, на богатство.

Но это не значит, что богатому закрыто Царство Божие. Нет. Есть благочестивые богатые люди, которые благотворят, искренне думают о спасении и пытаются обрести Бога. В этом смысле мы не можем никого судить. Как мы можем судить, что этот плохой, а этот хороший? Кто мы? Нужно стараться не осуждать друг друга. К сожалению, время от времени забываешь об этом, но ставишь себе цель сознательно не осуждать.

– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «Бывает такое, что у человека есть все; казалось бы, он абсолютно свободен. Он с Богом, и все отлично. Но его тяготит, что нужно постоянно заботиться о ком-то, кого-то любить. Например, семья, дети. Получается, что человек несвободен из-за своего эгоизма? А как освободиться от эгоизма? Если все время через силу делать дела любви, станешь ли когда-нибудь свободным от самолюбия?»

– В каком-то конечном, идеальном состоянии. Но мы не войдем в эту степень совершенства в нашем земном бытии. На земле мы не можем достигнуть совершенства. В этом вся трагичность нашего бытия: в нас есть грех, и как бы мы ни старались, мы не можем здесь, на земле, его победить. Это трагедия христианина, который пытается спастись. Мы можем стремиться к идеалу. Мы должны это делать. И здесь, конечно, есть более успешные и менее успешные – те, что идут этим путем. Но в полноте победить грех на нашем земном поприще у нас не получается. В этом наша трагедия.

В нас есть зерно греха. После грехопадения Адама и Евы в нас два закона: закон добра, богопослушания, любви к Богу и закон греха. Эти две половины существуют в нас. Два заложенных зерна постоянно дают свои плоды. Всходы этих зерен есть в каждом человеке. Поэтому, конечно, самолюбие, к сожалению, присутствует. Мы можем его минимизировать, что опять-таки надо делать через обращенность к Богу.  Наши добрые дела по отношению к людям должны быть связаны с нашей любовью к Нему. Если вдруг этой любви нет, но мы пытаемся делать добрые дела для людей, то заблудимся, уйдем куда-то. Куда? Это не совсем четко и понятно, но мы начнем делать какие-то ошибки и пойдем кривым путем в этом направлении. Поэтому обязательно смотрим на Бога, уподобляемся Ему и через Бога любим ближних.

Насколько я понимаю, Вы говорите о многодетной семье, о таком тяжелом послушании. Это как служение. Забота о ближних. Почему семья спасительна? Сейчас мы говорили об идеалистической теории любви к Богу: бороться с осуждением и прочее. Но у нас есть схемы, которые даны нам Церковью на пути к спасению: это монашество и семейная жизнь. Они нелегки. Но это инструменты для преодоления в себе греха, для изменения себя и так далее.

Если взять семью, то в семье человек вынужден жертвовать собой, постоянно переступать через себя, и это есть служение, а противостоит ему потребление. Современное общество часто выстроено именно как общество потребления, и это настоящая беда самость, эгоизм и так далее. А в семье, особенно в многодетной, человек вынужден преодолевать себя, отказываясь от самости.

Монашество – это уже другая история. Здесь человек посвящает себя Богу, и если это общежительный монастырь, то для него семья монашеское братство, и в этом братстве проявляются все его минусы. Контактируя с братьями, человек видит свои грехи, недостатки и начинает меняться.

Нам не нужно унывать, если порой приходится нелегко, нужно подумать, какие у нас есть моменты, которые мы можем использовать для того, чтобы наша жизнь не представлялась тяжелой рутиной, крестом, который мы несем, когда кажется, что донести этот крест невозможно и мы того и гляди упадем под его тяжестью.

Я хочу немного рассказать о нашем Координационном центре. 

Да, конечно. Ваш центр помогает обрести свободу зависимым людям, которые живут с этой проблемой. Нам звонили люди, которые страдают из-за того, что их близкие пьют или находятся в состоянии наркотической зависимости. И получается, что это проблема не только пьющих или находящихся в зависимости, но и окружающих их людей. Бывает так, что именно с ними нам приходится больше всего общаться, и справиться с этой проблемой непросто.

Да. Но Господь милостив, и Он может покрыть немощи человеческие, поэтому не будем унывать – это первое, к чему я призываю. Если вы находитесь в тяжелой жизненной ситуации, потому что или вы, или кто-то из ваших близких подвержены греху винопития, не унывайте. Уповайте на милость Божию.

Следующий практический совет ищите помощи. У нас выработался хороший жизненный навык обращаться за помощью. Не нужно бояться этого, не нужно считать, что это недостойно, стыдно. Но многие пребывают в такой гордости, и не только тогда, когда дело касается какой-то зависимости, но и вообще по жизни.

Если нам тяжело, плохо, если у нас трудности, нам нужно уметь попросить помощи у других людей. Часто рядом с нами есть люди, готовые помочь, только нужно им рассказать о том, что с нами происходит. А мы порой ждем, что люди сами всё увидят, но на самом деле они ничего не видят или видят совсем не то, что есть в действительности. Поэтому лучше все проговорить.

В нашей епархии есть Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму. Этим центром разработана благотворительная психологическая программа помощи зависимым под названием «Фавор», и мы помогаем и наркоманам, и алкоголикам, и мужчинам, и женщинам.

Помощь наша профессиональная и бесплатная, и это наша принципиальная позиция. Мы пытаемся сделать так, чтобы наша помощь была доступна для максимального количества страждущих. В соответствии с программой мы оказываем амбулаторную помощь, и у нас есть программа помощи через Интернет.

В чем же заключается наша амбулаторная помощь? Каждый день по вечерам в течение от трех до шести месяцев зависимые люди приходят на занятия к нам в Александро-Невскую лавру и проходят программу реабилитации. Наши специалисты, верующие люди, в основном психологи, проводят с ними специализированную работу. Программа эта интересная, в ней есть два основных направления, две составляющие это церковная, духовная жизнь и психотерапевтическая работа, групповые и индивидуальные консультации.

Когда началась эпидемия коронавирусной инфекции и в стране ввели карантинные мероприятия, все мы были вынуждены уйти в Интернет, и сейчас у нас тоже параллельно проходят занятия в Интернете в программе Zoom в режиме видеоконференции. Наши зависимые каждый день на занятиях у себя дома, сидя перед гаджетом, и они участвуют в нашей в работе, в реабилитации.

Ходить к нам в Александро-Невскую лавру могут только жители Санкт-Петербурга или люди, приехавшие в город, а в интернет-программе могут участвовать люди из любых регионов страны. Главное чтобы им не вредила разница во времени, чтобы это не было ночью, потому что заниматься по ночам тяжело.

– По-моему, вам звонили даже из Америки. 

Да, бывали разные истории. И, конечно, люди должны быть русскоговорящие. Мы работаем с людьми из разных стран и из разных регионов Российской Федерации, и у нас есть удивительные результаты. Казалось бы, что такое интернет-реабилитация? Многие думают, что все это вообще какая-то чушь. Ну как можно по Интернету прийти к трезвости? Делюсь с вами реальной историей.

Два года назад к нам на реабилитацию пришла девушка, вся в татуировках, с волосами зеленого цвета. Два месяца назад ее супруг повесился у нее на глазах. А еще она активно участвовала в наркоторговле. Я подумал: «Как мы можем помочь ей по Интернету? Это вообще нереально».

Знаете, эта девушка до сих пор в трезвости, и это чудо Божие. Мы дали ей платформу, фундамент для трезвости, а потом, насколько я знаю, она стала участвовать в работе разных анонимных групп. Для нас самих это реальное чудо, и мы видим, что наша работа действительно помогает. Мы помогаем не только зависимым, но и их родственникам, и проводим интересную работу с ними.

Если у вас есть проблемы, ищите нас в Интернете. В течение нашей программы на экране появляются титры с номером нашего телефона и названием сайта favor78.ru. Сайт мы наименовали от названия горы Фавор (или горы Преображения), потому что у нас человек преображается. А число 78 это номер региона.

Можно написать и «фавор78», и вы найдете и сайт, и наши странички в группе «ВКонтакте» и Telegram. Если вы позвоните по указанному номеру телефона, то ваш звонок примут наши сотрудники. Когда же зайдете на наш сайт, увидите кнопку: «Мне нужна помощь». Если нажать на эту кнопку, появится анкета с вопросами: кто вы, какая вам нужна помощь, вы зависимы или созависимы и так далее.

Затем с вами пообщается наш сотрудник, он расскажет, какую помощь мы можем оказать, и мы обязательно вам поможем. И еще я советую вам обратиться за помощью в Церковь. Я знаю многих людей, которые в Церкви занимаются помощью зависимым, и это удивительные люди, настоящие подвижники, я бы даже сказал, они герои нашего времени.

– Это верно, они настоящие герои. Еще я знаю, что у вас есть проект, который называется «Трезвая волна».

– Да, это прекрасный фестиваль.

– Я очень рад, что есть такие фестивали.

– Еще я хочу сказать, что нужно осторожно относиться к разного рода коммерческим проектам, которые иногда просто выкачивают деньги. Понятно, что зависимый может так надоесть, столько принести боли, что хочется куда-то его определить хотя бы на время. И близкие чуть ли не насильно, а иногда и реально насильно куда-то отправляют его за большие деньги.

Но все это неправильно, это какие-то кривые истории. Как показывает наш опыт, родственники зависимых берут кредиты, влезают в неимоверные долги, но никакая работа с ними не проводится, и в результате человек выходит из стен этого так называемого учреждения и снова продолжает употреблять алкоголь, наркотики и так далее.

А еще можно угодить в секту, которых в этом поле работает великое множество. Так что здесь нужно подходить ко всему очень осторожно, и обращаться нужно за церковной помощью и в государственные структуры, где налажен должный контроль за всем происходящим. 

Да, и очень важно, что Вы обо всем этом рассказали. Потому что многие люди, сталкивающиеся с этой проблемой, не верят в то, что помощь совсем рядом. 

– К сожалению, несмотря на то, что мы подаем много информации, из-за огромного количества желающих «помочь» зависимым мы находимся в информационной блокаде. То есть обилие информации, льющейся отовсюду, буквально из каждого утюга, не позволяет нуждающимся в помощи людям найти наши контакты.

Мы постоянно прилагаем много усилий, чтобы донести информацию о хорошей, достойной работе, и видим, что реально находимся в блокаде. По-видимому, здесь нужны специальные отдельные программы, чтобы доносить эту информацию до людей. Иногда люди рассказывают нам, как они нас нашли, и это похоже на настоящие детективные истории.

– Отец Максим, благословите наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры! Сейчас продолжается Петров пост, который в этом году достаточно короткий. Я хочу пожелать вам поста благоприятного и духоподъемного, который укрепит вас во Христе и не позволит унывать.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X