– Тема сегодняшней передачи: о покое. Наверное, перед отпуском или после отпуска хочется какого-то покоя, чтобы ничего не тревожило, чтобы никакие страдания не касались нас, чтобы все было хорошо и покойно. С другой стороны, есть такое выражение: «со святыми упокой». Есть слово «покойник». Слово «покой» в православном значении имеет особый смысл. В общечеловеческом значении оно имеет другой смысл, например, когда говорят: «Он ушел на покой». Это значит, что ушел на пенсию. Есть выражение: «Нет у нас ни сна, ни покоя». У нас есть масса выражений, в которых так или иначе звучит слово «покой». В Вашем понимании (как священника, как уже взрослого человека) что оно означает?
– Я всегда привык обращаться к Священному Писанию. Тут я вспоминаю слова Господа нашего Иисуса Христа из Евангелия от Матфея. Этот текст очень часто читается во время церковных служб и звучит так: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Когда мы говорим о покое, конечно, мы говорим о том, что дается Самим Господом. Это само совершенство, это такой мир, который дается человеку по благодати Святого Духа. Это дар Божий. Но этот дар Божий необходимо еще и заслужить.
Когда мы говорим о покое именно в рамках нашей христианской веры, потому что есть и другие значения этого слова и в психологии, и в биологии, и так далее, мы еще и вспоминаем о том, что это слово в древнегреческом языке в переводе на русский язык имеет значения «молчание» и «тишина». Здесь имеется в виду внутреннее состояние человека. Это внутреннее состояние напрямую связано с тем, что человек пребывает не в какой-то праздности, а исполняет то, что ему заповедано Самим Богом. Здесь мы опять-таки вспоминаем Священное Писание. Мы говорим о том, что Господь заповедовал в древности, чтобы суббота была днем покоя. Что такое покой? Разве это безделье? Нет, это не безделье! Это возможность молиться, возможность думать о своей духовной жизни.
Об этом хорошо говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Прямо на день моего тезоименитства он сказал слово, 22 апреля 2022 года. Это слово есть в Интернете. Любой может послушать, как говорит Патриарх. Святейший владыка тоже уделяет большое значение тому, что человек должен пребывать в покое, то есть в молитве. Это состояние, когда человек предает себя общению с Богом, что обогащает его духовно.
Когда мы молимся, а сейчас Успенский пост, мы вспоминаем о том, что желаем вечного блаженного покоя всем православным христианам. Каждый раз, когда мы молимся, это понимание того, что человек должен обрести вот эту вечность с Богом. Покой – это одна из целей, и ее человек должен достичь. Покой – это подлинная вечность, подлинный мир с Богом. Для того чтобы его достичь, человеку тоже нужно приложить усилия. Дар Божий дается человеку за то, что он проявляет себя в повседневной жизни, в своем стремлении к Богу, Творцу и Создателю. Церковь, молясь о том, чтобы Господь упокоил человека, свидетельствует: да, этот человек посещал эту общину, этот храм, собор (или спасался в монастыре) и достоин этого блаженного покоя.
Каждый раз, когда мы молимся о новопреставленном или о том, кто отошел в мир иной многие десятилетия или даже столетия назад, мы говорим, что этот человек остался в людской памяти именно как человек, заслуживающий этого покоя. Потому что он пребывал в Духе Святом. Это очень важное свидетельство. Он не просто формально проводил время, а действительно остался в памяти. Например, мы вспоминаем одного из наших великих соотечественников генералиссимуса Александра Суворова. Он значительную часть своего времени пребывал при храме. Он постоянно присутствовал на богослужениях и активно участвовал в них. Он постоянно молился в церкви. У него был внутренний покой. У него был такой дар Божий, и он действительно, по воспоминаниям всех современников, был Божиим человеком. Поэтому Церковь, молясь о нем спустя столетия, свидетельствует, что этот человек достоин вечности с Богом и вот этого покоя.
– Но мы просим этого.
– Мы, безусловно, просим, то есть Церковь свидетельствует о том, что этот человек этого достоин. Мы длительный период времени молились о святой блаженной Ксении, о святом праведном Иоанне Кронштадтском, и практически подавляющее большинство было уверено, что это праведники. Люди молились им и верили, что Господь не просто даст им покой, но даст им еще и возможность помогать нам, как они еще при жизни помогали, перед Престолом Божиим прося Бога, чтобы Господь дал нам то, что необходимо для достижения Царства Небесного. Потому что они на земле уже прошли этот путь и достигли этого, и Церковь об этом свидетельствует.
– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Кто такой безнравственный человек?»
– Наверное, для нас ответ совершенно очевиден. Человек, который живет по заповедям Божиим, который имеет в себе закон Божий, – нравственный человек. Соответственно, человек, который постоянно преступает заповеди Божии, не считается с ними, может, даже является противником заповедей Божиих, хулителем, – безнравственный человек. Потому что все остальное совершенно точно и ярко высвечивается…
Каким здесь для каждого должен быть критерий? Именно исполнение заповедей Божиих. Все святые угодники, все праведники руководствовались исключительно заповедями Божиими. Соблюдая заповеди Божии, они чувствовали себя свободными в Боге. Они не были рабами того или иного греха, той или иной страсти. Безнравственный человек постоянно ощущает определенный дискомфорт, потому что у него вот этого покоя нет. У него постоянно есть неудовлетворенность. Чем? Тем, что он постоянно испытывает угрызения совести. Голос Божий постоянно этому человеку напоминает: он совершает то, что противно Богу, он нарушает ту или иную заповедь. В итоге человек не имеет покоя.
Более того, человек зачастую еще и отходит от молитвы. Человек не может даже помолиться. У него такое внутреннее состояние, которое не позволяет ему даже обратиться к Богу: встать перед иконой или прийти в храм и помолиться вместе со всеми. Он уже не может этого сделать. Он испытывает определенное тяжелое внутреннее состояние, иногда это угрызения, иногда это какое-то сильное расстройство, которое лишает человека Духа Святого. Дух Святой, не действуя в человеке, не дает ему состояния внутреннего молчания. У человека постоянно идет внутренний диалог. Он пытается как-то себя оправдать или заглушить внутри себя голос Божий, продолжая жить такой жизнью, которая является богопротивной.
– Я так понимаю, что телезритель наверняка имел в виду еще один аспект. Сейчас есть некие европейские псевдоценности. И если мы не идем по этому пути, то по отношению к ним мы являемся безнравственными. Но именно обращаясь к Господу, мы можем каким-то образом понять, что нравственно, а что безнравственно.
– Говоря о христианской культуре, мы говорим о том, что в нашей стране именно христианские ценности являются основополагающими. Да и не только в нашей стране. В основе международного права также лежат христианские ценности. Они являются основополагающими для всего мира.
– Либо не являются.
– Либо не являются, если люди не хотят с этим считаться.
– Давайте затронем еще один аспект в теме покоя. Вы очень тонко подметили, что если совесть обличает, то этого покоя нет. Существует еще один способ успокоиться: успокоительные лекарства или обращение за помощью к психиатру, чтобы достичь этого состояния. Не покоя, но хотя бы спокойствия. Так действовать нормально? Или таким путем идти нельзя и поиск покоя возможен только в мире с Богом?
– Если человек хочет разобраться, болен он или нет, он, конечно, должен обратиться к соответствующему специалисту. После обследования врач поймет, есть ли у человека те или иные физиологические нарушения, и сможет помочь. Но если говорить о духовной составляющей – ни один психотерапевт или психиатр душу не видит. Врач душ и телес –Господь наш Иисус Христос.
Поэтому человеку очень важно понимать: если он имеет ту или иную духовную проблему, то обязательно должен прийти к Богу. Помолиться дома и в храме. Более того, покаяться. Есть исповедь. Если имеется какой-то более серьезный недуг – в помощь человеку есть таинство Елеосвящения, которое в народе называется соборованием. Священное Писание нам так и говорит: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви.
Это очень важно. Мы должны об этом помнить.
Итак, если у человека то или иное физиологическое заболевание – медицинская помощь просто необходима. При духовных или душевных проблемах нужно обратиться к Богу с просьбой, чтобы Он помог, и священнослужители окажут помощь, на которую они получили благословение от Самого Господа. Очень важно, что это должны быть законно рукоположенные священнослужители. Чтобы не было так: кто-то сказал, что вот там есть один батюшка. И никто не знает, что это за батюшка, откуда он взялся.
– Или на какой-нибудь телеканал позвонить, и какая-нибудь колдунья скажет, что нужно делать.
Вопрос телезрителя: «Понимаю, что покой – это внутреннее состояние. Помню слова: Не бойся, ибо Я с тобою. Когда человек думает, что у него все, что он ни пожелает, получится, – он доволен и спокоен. С другой стороны, ощущаешь себя слабым и глупым, потому что не знаешь, нужно ли тебе это. И хочется сказать: «Господи, я хочу сделать это. Но если мне этого не нужно – значит, и не нужно. Пусть будет так». Где больше покоя, в каком состоянии?
– Если есть внутренний дискомфорт, то покоя никакого нет. Надо дать возможность Господу действовать внутри нас. Все святые угодники предавали себя воле Божией, в руки Божии.
Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что кто-то кого-то хочет обнять, идет с распростертыми объятиями, а человек говорит: «Не трогайте меня, не подходите». Вот и Господь с распростертыми объятиями ждет, когда человек придет к Нему, к Спасителю, Творцу и Создателю. К Тому, Кто пришел на землю, проявил любовь, избавил нас от проклятия и смерти. К Тому, Кто предает человеку Себя. Когда человек причащается Тела и Крови Христа, он во Христе. В Боге. И здесь наступает очень важный момент: человек в соработничестве с Богом исполняет то, что должен исполнить. Он получает Святого Духа и развивает те таланты, которые в нем есть.
Бывает наоборот: человек не приходит к Богу. Или приходит чисто формально и говорит: «Господи, я тут стою, в храм пришел, свечу ставлю, записку подаю». Человек забежал и убежал. И не принимает никакого участия в том, что является общественным богослужением. Ему не нужна служба в храме, не нужна молитва, он в этом участвовать не хочет. Бывает даже, что человек приходит в храм потому, что так сложились обстоятельства: больше нет друзей и знакомых, и он идет, чтобы не пребывать в одиночестве. Есть такие «группы по интересам»: можно наблюдать, как люди во время богослужения только и делают, что разговаривают между собой. У них дефицит общения. Им не нужна литургия. Им нужно просто пообщаться, удовлетворить внутреннее состояние дискомфорта, отсутствия покоя. Через что? Через определенную болтливость.
Во время Великого поста мы вспоминаем о преподобном Иоанне Лествичнике и говорим о том, что не стоит позволять себе пустые, ненужные разговоры и болтовню. В современном обществе многие пытаются таким способом убежать от себя. Более того, результатом такой болтовни может быть раздражение, гнев, осуждение и целый клубок других грехов.
Здесь нужен духовник, который поможет разобраться, обрести подлинную жизнь с Богом.
Сегодня священнослужители часто сталкиваются с тем, что человек приходит и говорит: будет так, батюшка, больше никак, иначе ухожу к другому батюшке...
– Ну да. «Туристы».
– Это имеет место. На что рассчитывает такой человек? На то, что здесь можно устроить свою жизнь так, как хочет именно он. Решается на это и считает, что жизнь его должна проходить под собственным полным контролем. То есть человек боится предать себя в волю Божию. Как же так? В заданном выше вопросе мы слышим отголосок нашего времени. Очень важно, чтобы каждый из нас, принимая то или иное решение (как провести, например, воскресный день), принимал это решение совершенно правильно: иду в храм молиться.
– День тишины.
– Вот это очень правильно: «Сейчас время Успенского поста. Я буду поститься». Это должно быть четким, твердым и осознанным решением. Без всяких «может быть». Человек должен не позволить врагу рода человеческого посеять внутри себя нечто такое, что не даст Духу Святому пребывать в нем, а душе посредством этого иметь покой. Если человек живет по заповедям Божьим и поступает, как учит Церковь, то у него, безусловно, внутри мир.
– Вопрос телезрителя: «Иногда стоишь на литургии собранно, другой раз – менее собранно. Если во время ектеньи или пения про себя читать Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся» (за всю литургию можно прочитать эту молитву 150 раз и больше), литургия легко проходит. Каково Ваше мнение?»
– Такой вопрос нужно решать с духовником. Повседневная жизнь человека должна быть понятна ему, должен быть духовный руководитель. Необходимо настроиться на Божественную литургию. Более того, Церковь учит, что человек должен подготовиться к богослужению. Священнослужители тоже специально готовятся к проведению богослужений: молятся, настраиваются. Прихожане тоже могут это делать. Если идем на Пасху, то понимаем: это праздник праздников, Светлое Христово Воскресение, и идем с радостью. Более того, мы готовимся к этому празднику весь Великий пост.
Каждое богослужение проходит определенным образом. Например, во время Великого поста литургии совершаются не каждый день. Но есть другие службы. Например, Покаянный канон Андрея Критского, когда очень важен духовный настрой. То есть подготовка и настрой на определенный момент очень важны. Мы обязательно должны готовиться и настраиваться на то, что нам предстоит.
На Светлую седмицу мы приходим радостные, мы ликуем, потому что Светлое Христово Воскресение, и мы совершаем крестный ход. Приходя на праздник Богоявления, мы ведь не забываем о том, что будет освящение воды, определенным образом настраиваемся на это. Скоро будет Преображение. Каждый может принести в храм плоды своих трудов. Практически у каждого на сегодняшний день есть возможность что-то вырастить. Или на своем участке, или на балконе, на лоджии, подоконнике. Можно принести это в храм, освятить. Это возможно и нужно для человека.
– Шестилетняя телезрительница Мария из Москвы: «Почему Антихрист не пришел так, как Бог?»
Интересный вопрос. Имеется в виду, что мы знаем о Богоявлении, но вот о явлении Антихриста мы, слава Богу, не знаем.
– Христос приходит для того, чтобы спасти человека, а Антихрист – чтобы погубить. Он делает все для того, чтобы человек не имел вечного, блаженного покоя, не имел в себе благодати Духа Святого, не жил по заповедям Божьим.
Мы знаем немало людей, которые на земле свидетельствовали, что они откровенные противники Христа. Враг рода человеческого будет совершать определенное насилие над людьми. Не будет добровольности, как со Христом, когда человек добровольно приходит к Богу и добровольно выражает свое желание жить по заповедям Божьим, жить в любви к Богу и ближнему своему. А там совершенно точно будет происходить насилие над каждым человеком. Каждого человека будут принуждать к определенным вещам, и это будет совершенно всем понятно, это будет совершенно очевидно. Более того, этому даже положен определенный срок: три с половиной года. У всех будет совершенно точное понимание того, что происходит.
– Но зато потом будет Царствие Небесное.
– Да, для тех людей, которые любят Бога. Для тех людей, которые не пошли за Антихристом, не пошли за дьяволом. Для тех людей, которые не стали христопродавцами. Мы постоянно совершаем молитвы в память наших мучеников, новомучеников Российских, тех людей, которые, как в древности, так и сейчас, верили в истинного Бога и не пошли ни на какие компромиссы ради того, чтобы сохранить свою временную жизнь, зная о том, что их ждет вечная жизнь с Богом.
Каждому человеку, который читает Священное Писание, знакомы строки о том, что тот, кто хочет свою душу сберечь, погибнет, а тот, кто себя полностью предает в руки Божии, обретет вечную жизнь. К вопросу о том, как действовать в той или иной ситуации. Нужно не предавать Бога ни при каких обстоятельствах. Оставаться верным Христу, жить по заповедям Божьим, какие бы кто ни сулили блага. Человек должен оставаться верным Христу.
Враг рода человеческого действует в этом мире, он действует в настоящее время, пытаясь все сделать, чтобы человек не жил по заповедям Божьим. И эти действия заранее все описаны и известны. Как и то, что Христос пришел в мир, это мы тоже знаем из Священного Писания, из Ветхого Завета. Все это действительно происходило. И будет происходить так, как это было возвещено, как на сегодняшний день мы читаем в Священном Писании.
– Меня всегда поражало, что у врага рода человеческого нет имени, личного имени нет, и в Книге жизни его нет. Значит, и в нашей жизни его тоже не должно быть никоим образом. Мне еще помнится, как во время крещения мы отрекаемся от сатаны. Наверное, так и должны всегда поступать.
– Да, при крещении мы отрекаемся от сатаны и высказываем ему свое презрение, причем делаем это публично, свидетельствуя, что мы являемся теми, кто верит во Христа и кто будет дальше жить в любви к Богу и ближним своим, для кого жизнь духовная, нравственная является основополагающей. На сегодняшний день духовно-нравственные ценности для нашей страны озвучены даже на государственном уровне.
– Вы сейчас совершали паломническую поездку на Царские дни, были в Екатеринбурге, как раз когда мы вспоминали наших Царственных страстотерпцев. Когда их расстреливали, это, конечно, был очень страшный момент. Но иногда возникает ощущение, что они это всё восприняли в каком-то покое. У меня такие внутренние ощущения по этому поводу. В том числе по поводу других мучеников. У меня возникает ощущение, что как раз они-то и стремились к покою, даже претерпев за Христа до смерти.
– Да, я совершал паломничество во время своего отпуска, был в Екатеринбурге на Царских днях и очень рад тому, что в этом году было около 40 тысяч в крестном ходе. Это свидетельство того, что есть настоящее, подлинное, истинное почитание этих людей. Невозможно такое огромное количество народа со всей страны заставить именно в этот период времени приехать. А ведь это празднование длится не один день.
Каждый раз, когда я молюсь Царственным страстотерпцам, а у нас в храме мы тоже еженедельно им молимся, я ощущаю, что они жили с самого детства как христиане. Царь Николай II жил как христианин, был приучен с детства к богослужебному церковному кругу. В его семье соблюдались все посты, и в собственной семье он соблюдал все посты. Поэтому все в царской семье жили как настоящие православные христиане. Это не было какой-то формальной видимостью, а исходило из их внутреннего духовного состояния. Осталось очень много воспоминаний о том, что они обязательно постились и посещали храм, обязательно молились, то есть вели духовный образ жизни. Мы наблюдаем, как проходила их жизнь до этой трагедии, которая произошла в Ипатьевском доме. Она проходила в кротости, терпении и смирении.
– Кротость, терпение и смирение – это, наверное, и есть составляющие той темы, о которой мы говорим.
– Это же являли и митрополит Вениамин, и все те, кто вместе с ним пострадал, и другие наши угодники Божии. Они все были кроткими, терпеливыми и смиренными, являли собой важнейшее свидетельство того, что они настоящие христиане. Все вокруг видели, что это настоящие православные христиане.
– Я думаю, что достичь состояния покоя можно, конечно, прежде всего с помощью молитвы и обращения ко Христу, Пресвятой Богородице, Царице Небесной.
11 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 11 ноября. Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский
11 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 11 ноября. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло
11 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 11 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!