Беседы с батюшкой. О молитве. Протоиерей Алексий Батаногов 23 января 2023

23 января 2023 г.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве (Патриаршее подворье) протоиерей Алексий Батаногов.

– Тема сегодняшнего разговора: «Молитва в нашей жизни». Батюшка, сегодня хотелось бы с Вами поговорить о молитве. Что мы называем молитвой?

– Молитва – это обращение человека к Богу, разговор с Богом. Но можно было бы сказать, что это и мысли о Боге. Это некое предстояние перед Богом, память о Боге. Все так или иначе имеет отношение к молитве. Невозможно начать беседу, если мы не помним о Боге. Невозможно начать молитву, если мы забыли о Боге. Невозможно беседовать, если мы не думаем о Боге. Это все общение с Богом, если кратко. Богообщение.

– Какой может быть молитва?

– Молитва может быть самая разная. Искренняя, формальная, глубокая. Конечно, будем стремиться к искренней молитве, глубокой. Может быть просьба к Богу, то просительная молитва, может быть благодарение Богу, что очень важно, конечно. Молитва может восхвалять Бога, прославлять Его.

– Зачем нужно молиться Богу, если Господь все и так видит, что нам нужно, что нам не нужно? Для чего вообще нужна молитва?

– Папа с мамой знают, что нужно их ребенку. Но общение с детьми – это очень важно, несмотря на то что взрослые знают, что нужно их детям. Это сближает. Общение в молитве приближает нас к Богу.

И что значит молиться? Сам Христос Своим апостолам, ученикам показал пример молитвы, чтобы не быть многословными. Он показал молитву «Отче наш». «Да будет воля Твоя» – там есть такие слова. Это не значит, что молиться – это выпрашивать что-то у Бога. Да, мы открываем свое сердце, изливаем свою печаль, свою нужду, свою просьбу. Это все можно, но всегда надо понимать, помнить и повторять слова: «Да будет воля Твоя, Господи, не как я хочу. На все святая воля Твоя. Пусть мне будет по любви Твоей, по милосердию Твоему». Конечно, Господь обо всем знает, но это не означает, что мы не должны с Богом общаться.

– Обязательно ли молиться по установленным правилам?

– Что значит установленные правила?

– Все-таки можем своими словами молиться? Какое-то свое творчество в этом проявлять?

– Конечно. Если мы откроем молитвослов, утренние молитвы, молитвы на сон грядущим или правило ко Святому Причащению – мы часто видим, чья это молитва: Макария Великого, Иоанна Златоуста... Человек же своими словами молился, он же еще не был прославлен в лике святых. Поэтому, безусловно, можно и нужно молиться своими словами. Но если мы попробуем вдруг, особенно если нет навыка чтения молитвенного правила, то окажется, что при всей искренности и всем желании у нас может это просто не получиться. Что называется, двух слов связать не сможем. Потому что молиться тоже надо уметь. И, читая молитвенное правило, мы научаемся молиться, приобщаемся к опыту святых, которые так молились. Мы просвещаем свой ум их просвещенным умом. Мы соприкасаемся с опытом молитвы святых людей. И, таким образом, сами учимся молиться.

– Вопрос телезрительницы: «Мы молимся ко святым, святые за нас молятся ко Господу. Когда наступает смерть, душа отделяется от тела, но всеобщего воскресения мертвых еще не было. В каком виде святые предстоят пред Господом?»

– Тут несколько вопросов. Во-первых, мы можем молиться и Богу. Это не значит, что мы не можем Богу молиться. Мы просим молитвенной поддержки: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Или: «Святой угодник Божий Николай (Алексей, Владимир), моли Бога о нас». Да, мы призываем молитвенную помощь святых и не сомневаемся, что они имеют большее дерзновение перед Богом. Мы просим и живых людей помолиться, будь то церковная молитва или записки ради того, чтобы священник или диакон помолился. Иногда просим своих близких друзей, братьев и сестер по вере: помолись за меня (когда какие-то случаи испытаний, болезни, переживаний, в случае каких-то особых обстоятельств). Молиться друг за друга – это в духе христианской любви. Молитесь друг за друга. Это очень важно.

Поскольку все люди святые, о которых мы говорили, преставились и их тело похоронено, а душа предстала пред Богом, то они, конечно, Духом молятся. Тело-то их еще не воскресло, как совершенно справедливо наша слушательница сказала. Они духом предстоят перед Престолом Божиим, созерцают славу Божию и возносят к Богу свои молитвы.

– Да, я думаю, все верно. А вообще во время молитвы должен ли что-то человек ощущать?

– Обычно хочется спать. Глаза слипаются, спина болит, какие-то дела вспоминаются, люди. К сожалению,  мы плохо умеем молиться, не хочется говорить, что совсем не умеем, но плохо молимся. Ощущаем что угодно, только не внимательное предстояние перед Богом.

Ни в коем случае не надо искать особенных ощущений. Это прямой путь к прелести. Бывает действительно такое, можем в литературе христианской, аскетической встретить умиление, свет, радость, тепло, даже огонь. Это особенные переживания. Господь может нас одарить, наградить подобными переживаниями, но их не надо искать специально. Если искать, то это некий путь к гордости и самообману. Враг рода человеческого может сыграть злую шутку с нами, прельстить нас. И мы возомним себя способными к молитве, к каким-то особым благодатным ощущениям, переживаниям. Я могу поделиться своим наблюдением. И многие священники, дерзну сказать, что все люди, которые служат Церкви Христовой и все давно воцерковленные, подтвердят этот опыт наблюдения: что новоначальный человек, делая первые шаги в христианской духовной жизни, может испытывать какие-то особенные, действительно благодатные переживания. Это радость, умиление. Он не ищет их специально. Это как подарок от Бога, как некий дар, некий аванс. Бог показывает нам, как может быть. Он делает нас причастником опыта молитвы Церкви, молитвы святых. Мы недостойны этого переживания. Мы еще не умеем молиться. У нас еще нет этого опыта аскетической жизни, опыта борьбы, победы над своими страстями, опыта сердечной молитвы. Но Господь, как бы показывая нам, что это реальность, может нам это подарить, показать, явить. А потом это проходит. Потому что мы действительно недостойны этого, мы не умеем молиться, у нас нет подлинного покаяния, нет подлинной духовной жизни. И это становится, с одной стороны, воспоминанием, которое нас поддерживает, с другой стороны, становится некой целью, что мы можем так.

– Вопрос телезрительницы Елены из Москвы: «В словах вечерней молитвы такие слова: «…дай мне безмечтание». Что подразумевается под мечтанием?»

– Что такое мечтание? Человеку свойственно приятно помечтать о чем-то хорошем. Но по большому счету это есть как раз некое прельщение, уход от реальности. Переход в некие заоблачные грезы, когда человек не имеет реальной духовной жизни, в облаках витает. И мы просим Бога, чтобы Он нас от этого избавил. Хотя в силу нашей немощи, нашей природы нам это свойственно в какой-то степени.

Плохо ли мечтать? Мне нравятся такие рассуждения по этому поводу: чтобы мечты стали целями. Человек может о многом мечтать, но ничего не делать. И это тогда просто самообман, самопрельщение. Если мечта остается мечтой, то, наверное, это бесцельно. Она должна стать целью.

Ну а в молитвах речь идет о прельщении. Чтобы человек сохранял трезвение.

– А что делать, если совершенно ничего не чувствуешь, когда молишься? Когда думаешь, что Господь тебя не слышит?

– Во-первых, надо знать, что Господь нас не только слышит всегда. Он даже знает помышления наши, даже всякое движение нашего сердца, ума. В этом не надо сомневаться. Но действительно бывает так, что ничего не чувствуешь, не можешь сосредоточиться. Часто хорошо знакомые слова человек уже почти наизусть знает, читает – и как об стенку горох.

Тут я предложу следующее размышление. Во-первых, Богу приятно наше усердие, наш выбор, наш молитвенный труд, молитвенный подвиг. Мы сознательно, несмотря на то что это тяжело, уделяем этому время, силы, стремимся к богообщению. И Бог примет наше усердие. Когда, превозмогая свою немощь, мы продолжаем совершать молитвенное правило, без сомнений, Господь примет это.

Я слышал советы от опытных духовников, они мне кажутся очень полезными. Поделюсь этими советами. Как раз в такой ситуации можно оставить текст из молитвослова и почитать просто Иисусову молитву. Или просто попросить: «Господи, помилуй». Или, может, даже своими словами помолиться: «Господи, прости мое окамененное нечувствие. Ничего не чувствую, не понимаю. Не получается молиться. Прости меня, научи меня молиться». Знаете, мне кажется, беда многих – мы всегда спешим и опаздываем. Утром мы спешим на работу – метро, транспорт, пробки, вечером уже хочется спать, и наша молитва становится поспешной, потому что нам нужно быстрее все прочитать. Но ведь можно поступить по-другому.

Можно, никуда не спеша, помолиться, допустим, десять минут, и не нужно стараться за эти десять минут прочитать все, что хочется или что положено. Можно поставить таймер и десять минут внимательно, не спеша помолиться; сколько успеешь, столько успеешь. Это лучше, чем стараться во что бы то ни стало все вычитать, без конца отвлекаясь и глядя на часы. Может оказаться так, что эти десять минут, выделенные для молитвы, увлекут, захватят ум, ввергнут нас в молитвенное состояние, и, если позволит время, мы продолжим молиться.

– Вопрос от телезрителя: «Нам советуют читать две основные молитвы. Одна из них – молитва «Отче наш», ее завещал нам Христос, а вторая – Иисусова молитва. К чему же тогда целые тома молитв из молитвословов, ведь в них нет ничего существенно нового?»

– Действительно, с этим можно согласиться, но только отчасти. Говорят, что в Иисусовой молитве заключено все Евангелие, но это не значит, что Евангелие не нужно читать. И, бесспорно, молитву «Отче наш», которую оставил нам Сам Христос, можно назвать нашей главной христианской молитвой. Тем не менее другие молитвы, которые мы читаем, просвещают нас, учат покаянию, смирению. В них содержится опыт, зафиксированный молитвой святых людей. И здесь не просто кто-то решил: «А давайте сочиним молитву, которая войдет в молитвослов».

И, конечно же, нет никаких томов молитвословов – молитвослов обычно помещается в одной книжечке. Святой не сочинял для нас молитву, он ею молился. Его святая душа так предстояла перед Богом, так обращалась к Нему, и, читая эти молитвы, мы учимся у опыта святых, приобщаемся к этому опыту.

Можно говорить о томах богослужебных книг, например, о Минеях на каждый месяц, которые могут состоять не из одного тома, а из двух или трех томов. Есть богослужебные книги Октоих, Постная триодь, Цветная триодь и другие. Церковь прославляет Бога сообразно веками сложившемуся уставу на каждый день. В Священном Писании есть слова о том, что в Церкви все должно быть благообразно и по чину, и порядок богослужения существовал всегда.

Христианское богослужение во многом произошло из богослужения иудейского. Апостолы были иудеями, и когда они начали совершать христианское богослужение, они исходили из богослужения, которое было в Ветхозаветной Церкви, и Христос ничего не говорил против этого богослужения. На праздники Он приходил в Иерусалимский храм вместе со Своей семьей, а затем уже один, и Он Сам не нарушал, а исполнял закон. Он ведь пришел не только исполнить букву закона, но и наполнить его полнотой смысла, поэтому Он приходил в синагогу и читал Писание, и об этом мы знаем из Евангелия.

Поэтому красота православного богослужения, прославление Матери Божией, святых, прославление тех или иных икон – это потрясающей глубины неисчерпаемое сокровище духовного наследия, духовной жизни. Мы приобщаемся к этому, совершая богослужение в храме, совершая домашнее богослужение, домашнюю молитву.

Но можно ли молиться только молитвой «Отче наш»? Я думаю, что можно. Почему нет? Можно ли молиться только Иисусовой молитвой? Конечно, можно, и такие примеры мы знаем. Но это вовсе не означает, что богослужения нужно из нашей жизни исключить, что молитвословия, о которых мы говорим, будут лишними в домашнем богослужении.

– Батюшка, существует много правил для домашней молитвы, есть тексты для домашней молитвы, а как молиться за общественным богослужением – за всенощным бдением, литургией, чтобы все не выливалось в обычные просьбы?

– Лучше всего научиться слышать богослужение, хотя так, конечно же, бывает не всегда, потому что это очень непросто. То есть лучше всего молиться теми словами, которые произносятся, читаются, поются, возглашаются в церкви. Собственно, богослужение и существует для того, чтобы мы, собравшись в храме Божием, вместе, едиными устами и единым сердцем славили Бога.

Но здесь есть проблема, которая заключается в том, что иногда читают и поют не очень разборчиво. Наш храм построен недавно, и у нас большая проблема с акустикой – в некоторых частях храма слов почти не разобрать. Мы сейчас работаем над тем, чтобы поставить современные колонки, микрофоны. К сожалению, стоит это недешево, но это крайне необходимо. Мы считаем это первоочередной задачей, потому что для нас важно, чтобы каждый приходящий в храм человек мог максимально участвовать в общей молитве, в богослужении.

Иногда человек недопонимает какие-то отдельные славянские слова, но эта проблема поправима, потому что сейчас есть множество словарей, толкований, переводов и в Интернете, и в бумажных изданиях. Если человек имеет желание, упражняется в молитве, то очень скоро он начинает понимать если не все богослужение, то большую его часть. Поэтому на вопрос о том, как молиться за общим богослужением, я отвечу так: теми словами, которые мы слышим.

Хорошо, если у человека есть возможность и желание подготовиться к богослужению, и в некоторых храмах для этого созданы те или иные условия: можно заранее прочитать тексты богослужений – Евангелия, апостольского послания, тропарей, которые читаются или поются за литургией.

Если раньше были нужны порой непростые знания устава, нужно было иметь определенные книги, то сейчас в Интернете существует приложение WebTypikon, благодаря которому очень быстро автоматически формируются уставные указания и текст службы на любой день года, которые можно прочитать перед службой или накануне ее.

– Вопрос от телезрительницы: «Моему мужу 61 год, и у него есть страсть врать, даже в чем-то мелком. Я ему указываю на это, но, видимо, у него это родовое, потому что врала и моя свекровь, Царство ей Небесное. У нас есть взрослая дочь. Скажите, какую молитву нужно читать мне или моему мужу, чтобы эта страсть не пошла дальше по нашему роду?»

– Еще псалмопевец Давид говорил: всяк человек ложь. К сожалению, это присуще нашей природе, всему роду человеческому. Ложь бывает разная. Вот человек выгораживает себя, ему стыдно в чем-то признаться. Иногда человек пытается приобрести себе какую-то выгоду, имеет какую-то корысть.

Я думаю, первое, что нужно сделать, чтобы справиться с любой страстью, с любым грехом, – это его осознать, увидеть его пагубность. Конечно же, прежде всего это нужно сделать Вашему мужу. Если Вы будете постоянно говорить ему об этом, скорее всего, он будет сердиться и раздражаться. Чтобы от Вашего обличения была польза, оно должно быть с большой любовью, а не с раздражением или гневом, и, чтобы оно было услышано, нужно это делать очень кротко и смиренно.

Может быть, не нужно обличать Вашего мужа, а нужно молиться за него. Думаю, здесь прекрасно подойдет молитва «Отче наш», в которой есть замечательные слова – да будет воля Твоя. А воля Божия о каждом человеке – это познание им истины, спасение души. В молитве есть и слова – избави мя от лукаваго, потому что лукавый – изначально враг рода человеческого, лжец. Нужно просить Бога, чтобы Он избавил нас от лукавого, от лжеца. И, как говорят, Господь не в силе, а в правде, и нам нужно полюбить говорить правду. Конечно, это очень тонкий момент.

Мне не раз приходилось слышать, как один человек обижал другого каким-то резким словом, говоря при этом: «Я сказал правду». Но тут можно возразить, что у каждого своя правда, и спросить у этого человека, обязательно ли нужно было высказывать свое мнение в таком резком виде, ведь обижать человека – это грех.

Нам нужно иметь чувство такта и деликатность, ведь высказывать правду тоже можно по-разному. Можно сказать так, что тебя услышат, но можно и так, что ты обидишь человека. Вообще нужно полюбить говорить правду, так живется гораздо проще, ведь невозможно запомнить всю свою ложь. Читайте молитву «Отче наш» и просите за своего мужа словами этой молитвы.

– А если человек оставил молитву, как к ней вернуться?

– Вы имеете в виду, человек оставил молитву на пять минут или вообще оставил?

– Вообще оставил молитву. Раньше он молился, а теперь молиться перестал.

– Такие испытания, бывают, они известны. И даже известно про некоторых святых, что они переживали такой опыт в своей духовной жизни – некое охлаждение, может быть, расслабление, богооставленность. В этом случае нужно захотеть вернуться к молитвенному состоянию, попросить Бога о том, чтобы Господь помог начать молиться, и обязательно делать над собой усилие.

Может быть, нужно начать не с большого правила, а с малого: внимательно прочитать одну-две молитовки, на следующий день – три молитовки, помолиться пять минут, но внимательно. Нужно просить Бога, чтобы Он вернул молитву, и обязательно самому делать усилие, потому что и без Бога человек не сможет, и без своих усилий ничего у него не получится.

– А что значит «постоянная молитва» и всегда ли нужно к ней стремиться?

– Вспомните слова апостола: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Я считаю, что это очень важный вопрос. Здесь уместно осознавать, что, конечно же, непрестанная молитва – это не постоянное чтение того или иного правила, потому что это невозможно, ведь человек должен спать, есть, ходить на работу, на учебу, уделять время общению с близкими.

Нужно жить в присутствии Бога, имея память о Боге. Молитвенное предстояние перед Богом должно быть постоянным, правда, это, конечно же, тоже непросто, и это уже удел людей совершенных, но именно к этому мы призываемся словами апостола: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.

Начинаешь какое-то дело – попроси: «Господи, благослови! Помоги мне совершить это дело правильно». Можно прочитать Иисусову молитву или хотя бы просто попросить: «Господи, помилуй!» Чувствуешь, что подкрадывается мысль осуждения, скажи: «Господи, благослови этого человека. Прости меня, я не хочу его осуждать». Такая жизнь в Боге и есть непрестанная молитва.

– А как правильно читать Иисусову молитву и благословлено ли всем ее читать?

– Лучше спросить об этом у того, кто умеет это делать. Эту молитву можно читать по пути на работу, занимаясь каким-то рукоделием, в минуты тревоги, опасности: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, или просто: Господи, помилуй, – самый краткий вариант молитвы. Конечно, ее может читать каждый человек.

Мы знаем из житий святых, из духовных книг, что есть такое движение – исихазм, одним из самых горячих сторонников которого в XIV веке на Афоне являлся Григорий Палама. Многие последователи исихазма подвизались непрестанной Иисусовой молитвой, несли особый молитвенный подвиг, произнося каждый день тысячи молитв.

Мне же говорить об этом непросто, потому что я не имею такого опыта, но к Иисусовой молитве я прибегаю, и каждый православный человек может к ней прибегать. Не нужно стараться прочитывать много молитв, но в ситуации, когда нужно помолиться, конечно же, читать ее можно и нужно.

– Вопрос от телезрительницы: «Мой близкий человек мобилизован. Как мне о нем молиться и какая молитва здесь самая сильная?»

– Главное – молиться. Самая сильная молитва та, которая произносится с любовью и с верой. Мы говорим про обращение к единому истинному Богу – к Богу Отцу, Богу Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и к Богу Духу Святому. Также мы можем обращаться в молитве к Богородице, к святым.

Если мы говорим о христианской молитве, это не заклинание, и здесь не нужно думать, какие слова произнести, чтобы они были самыми сильными. Такой подход неправильный. Самая сильная молитва – это молитва, которая произносится искренне, с верой, с любовью, которая легла на сердце, в которой раскрывается наше сердце, наша душа. Этой молитвой и надо молиться.

– «Что делать, если моя мера меньше, чем норма Церкви? Например, я не могу качественно прочитать три канона перед Причастием».

– Не знаю, утешу ли я автора этого вопроса или расстрою, но качественно прочитать три канона перед причастием мало кто может. К сожалению, молясь, все мы отвлекаемся. Я думаю, что для большинства наших прихожан прочитать три канона со вниманием действительно очень трудно. Но можно читать правило ко Причащению несколько дней, в день по канону.

– Или вообще растянуть на целую неделю.

– Да, растянуть на несколько дней и читать по канону или по части канона в день. И такой молитвенный труд, такая подготовка к причастию будут вполне нормальными, потому что все эти дни это будет напоминать нам о Боге, о Причастии.

Если и это делать трудно по тем или иным причинам, например, работающим людям или родителям, у которых много детей или даже один маленький ребенок, то можно прочитать только Последование ко Святому Причащению – канон и молитвы. Помните, что правило подготовки к Причащению Святых Таин Христовых не выше самих Святых Таин Христовых.

Конечно, подготовка нужна, но лишать себя Причастия из-за того, что не всегда получается полноценно подготовиться, будет большой ошибкой. Поэтому свою меру лучше всего согласовать с духовником, со священником, к которому Вы приходите на исповедь.

Предположим, взрослый человек первый или второй раз приходит на причастие, и он не смог прочитать эти каноны. И бывают случаи, когда человек, проявляя волю, усердие, читает каноны, совсем ничего не понимая, словно совершая какие-то магические действия, и это тоже неправильно. Господь принимает усердие и вознаграждает человека за него, но все же лучше прочитать две-три молитвы по возможности внимательно и с рассуждением, чем просто вычитывать непонятные слова.

– «Зачем нужно читать Псалтирь и как правильно читать Псалтирь дома?»

– Псалтирь – это замечательная духоносная книга Священного Писания, Ветхого Завета. Это основа еще ветхозаветного православного богослужения. Псалтирь постоянно используется в нашей церковной молитве. Она полностью прочитывается в разных частях всенощного бдения, присутствует и в литургии.

И дома это очень полезное, назидательное, красивое духовное чтение. Можно читать, допустим, по кафизме в день, и очень хорошо, если это получается. Кафизма – это в основном девять псалмов, три «Славы» по три псалма. Бывает, что прочитывать кафизму в день тяжело, тогда можно читать по одной «Славе» или трети кафизмы. Можно прочитывать по одному псалму в день, было бы усердие читать каждый день понемножку.

Обычно для тех, кто начинает молиться, чтение Псалтири становится любимым чтением, потому что душа словно поет, раскрывается вместе со словами Псалтири. Псалтирь можно читать сидя, если у человека больные ноги, болит спина, если он устал. А вообще греческое слово «кафизма» переводится на русский язык как «сидение», «седален».

– Вопрос от телезрителя: «Скажите, как правильно учить детей молитве? И с какого возраста детей лучше это делать?»

– Учить детей молитве лучше всего своим личным примером. Если ребенок видит, что мама и папа встают перед иконами и молятся, он обязательно захочет подражать им в этом. Дети хотят быть взрослыми, они хотят поступать так же, как поступают взрослые, поэтому самое лучшее научение ребенка молитве – это личный пример.

Но когда маленьких детей, даже подростков заставляют читать большие правила, для них просто непосильные, это неправильно. Я знаю немало примеров, когда ребенок в семь-восемь лет вычитывал чуть ли не целиком три канона и Последование к Причастию. Конечно же, для него это очень тяжело, и это неправильно. Правильно поступают в тех семьях, где утром или вечером (тут уж как получается) все вместе молятся какое-то короткое время.

Это не значит, что ребенок должен читать полное молитвенное правило на сон грядущим, для него это непосильно. И не нужно, чтобы он стоял и слушал, как папа или мама читают вслух молитвы. Можно вместе с ребенком помолиться начальными молитвами, начиная с молитвы «Царю Небесный» и заканчивая молитвой «Отче наш», а затем уложить его спать или разрешить ему еще немножко поиграть.

Эта общая молитва станет для ребенка навыком, и если он полюбит молитвы, если он почувствует их, то сам захочет этого и сам будет молиться. А заставить ребенка молиться невозможно. Впрочем, до какого-то времени мы сможем его заставлять, а потом  только отобьем у него всякое желание молиться.

– И у него вообще изменится отношение к Церкви.

– В любом случае никакое насилие не даст результата. Говорят же, что невольник – не богомольник.

– Еще вопрос от телезрителя: «В мессенджеры приходят обращения с просьбой соборно читать молитвы об избавлении от тех или иных бедствий современного мира, а в конце обязательно есть просьба сделать рассылку. Как к этому относиться?»

– Я не делаю никаких рассылок, если достоверно не знаю, кто о чем просит.

– А тем более если просят о соборной молитве.

– Конечно же, современные средства связи во многом нам помогают. И сейчас мы разговариваем о молитве посредством телевидения, многие телезрители нас слушают, и это замечательно. Можно в эфире попросить помолиться (такие случаи нередки и на телеканале «Спас», и на «Союзе»), если кто-то заболел или если у человека какие-то особые испытания, переживания.

Но как бы молитва не ограничилась тем, что человек только сделал рассылку, а сам не помолился. Но, наверное, хорошо, что он не остался равнодушным, что все-таки переживал. Мне кажется, что если люди просят помолиться, то помолиться нужно. Но если достоверность этой просьбы вызывает какие-то сомнения, рассылкой заниматься не надо.

– И последний вопрос от телезрительницы: «Какие молитвы мирянин должен читать дома? Как правило, предлагается перед каждой иконой читать молитву, акафист, тропарь. И в чем разница между тропарем, акафистом и молитвой?»

– Тропарь – это богослужебный текст, обычно короткий. Есть тропари побольше, есть поменьше, но все равно тропарь можно прочитать за полминуты, за минуту. Для каждого праздника, для каждого святого, для каждой иконы Божией Матери есть свой тропарь. В тропаре кратко раскрывается суть праздника или подвиг того святого, которому тропарь посвящен.

Акафист – это уже объемное внебогослужебное духовное молитвословие. По уставу только один раз в году читается акафист Божией Матери «Радуйся, Невеста Неневестная» – в пятую субботу Великого поста, Субботу акафиста. Иногда акафисты добавляются в богослужения на большие праздники, но это неуставные добавления. Поэтому акафист – это объемное молитвенное произведение для домашнего чтения.

А молитва – это обращение, некая просьба к Богу, к Богородице либо святому. Здесь главное – молиться искренне, научиться ощущению богообщения в молитве. А какие именно молитвы читать – это уже как Господь на сердце положит.

– Батюшка, дайте краткое наставление нашим дорогим телезрителям.

– Я бы пожелал и себе, и Вам, Павел, и всем нашим телезрителям полюбить молитву, потому что мир молитвы действительно удивительный, он соединяет нас с Богом. И если мы молимся, то и вера наша крепнет и мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни.

Ведущий Павел Денисик

Записали Елизавета Агина и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать