Беседы с батюшкой. О депрессии и выходе из нее

7 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров. 


– Тема сегодня – о депрессии и выходе из нее. Я думаю, тема вечная, но в то же самое время требует некоторого разъяснения.

Вы яркий и жизнерадостный всегда. Есть ли что-то в этой жизни, что могло бы Вас повергнуть в уныние или депрессию?

– Вы не случайно обмолвились: произнесли русское слово «уныние». Эта тема для меня неожиданна, хотя очень интересна, потому что священники знают жизнь и души современников. Попытаюсь вставить в этот ряд несколько слов с этим же значением под разными градусами: депрессия, печаль, русская пушкинская хандра, английский сплин, туга, разочарование, обстояние, фрустрация (хотя не люблю иностранных слов).

С депрессией я свел счеты в юности, когда был студентом Московского университета и только-только приходил к вере. Произошел какой-то странный сбой без видимых внешних обстоятельств, и душа моя по полной вкусила этого состояния безысходности, подавленности. И продолжалось это не день и не два, даже не месяц. Сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что это испытание было совершенно необходимо. Чем оно было вызвано? Наверное, скрытым эгоизмом, себялюбием, которое лежит в основе всех душевных смущений, бед и несчастий.

Сейчас, конечно, стараюсь беречься как огня одного – грехов, уклонения от воли Божией, нарушения заповедей. Вот то, что отсекает нас от источника жизни – Бога. А демоны все до одного подавлены депрессией, более того – отчаянием. И если беречься произвольно от грехов, а чуть что случилось невольно, тотчас говорить: «Господи, прости, Господи, дай силы, укрепи, Господи, это не Твое и не мое, не принимаю», – душа вновь возвращается в русло ей привычного и Богом заповеданного активного, бодрого тонуса.

Поэтому, развивая нашу тему, я бы сказал, что сама эта депрессия, с одной стороны, является болезненным психофизическим состоянием. Как говорят знатоки, загнать в депрессию себя может каждый, а вот вытащить себя из этого темного чулана своими собственными силами не дано. В каких-то случаях нужны медики, психотерапевты, но в любом случае необходимо памятовать о том, что душа жива энергией Святого Духа.

Дух Святой животворит, как говорит преподобный Серафим Саровский, все, к чему ни прикасается. Поэтому, в качестве профилактики, если не хочешь незаметно для себя оступиться и соскользнуть в это неуютное и отягощающее тебя, очень опасное для участи души состояние, старайся всегда утреневать к Богу. То есть внутренне умом, сердцем, душой, телом, всеми фибрами души, клеточками тела тянуться к воскресшему Иисусу Христу, пребывая с Ним в тайной молитве, в молитвенном союзе: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня».

– То есть самый лучший рецепт от уныния – это молитва?

– Молитва, подкрепленная определенным образом жизни. Посмотрите на ту молодежь, которая у нас недавно, невзирая на морозы, сама не зная для чего, выбегала вопреки запрещению бабушек на холодные улицы. «Назло бабушке отморожу уши». В депрессию вгоняет бездеятельность, рассеянный, расслабленный образ жизни, неумение, незнание, куда приложить свои силы. Напротив, хлеб сладок и свет мил для труженика. Глаза боятся, руки делают. То есть мы призваны поддерживать молитвенный дух активной жизненной позицией созидания, трудотерапией, иначе придется прибегнуть к услугам гирудотерапии.

– Но даже если говорить о крупных городах (например, Москва – огромный многомиллионный мегаполис;  другие российские города), ведь там люди работают от рассвета до заката и все равно чувствуют некую подавленность и уныние.

– Труд должен быть трудом, тебя вдохновляющим. Человек труда может впасть неприметно для себя в уныние, если труд его бессмысленный, душевредный, не очень полезен для общества, если условия труда не соответствуют каким-то общечеловеческим нормам. Труд может подавить человека, сломать его; были  трудовые истребительные лагеря. Поэтому вспомним прекрасные слова Священного Писания: «Виждь смирение и труд мой, Господи». Не просто труд, но еще осознание моей немощи, слабости и вместе с этим  упование на Того, Кто является источником сил для нас, обновляет в нас энергию жизни. Это Господь.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «У меня очень низкий гемоглобин. Мне сказали есть гематоген, но он же сделан из крови. Боюсь, грех будет, если я буду есть такой гематоген».

– Если есть смущение (оно в какой-то степени оправданно), то ничто не помешает нашей телезрительнице вкушать печенку как лекарство, гранатовый сок, гречневую кашу – все то, что содержит в себе железо, обновляет кровь. Врачи обычно рекомендуют печень животных, поэтому в добрый путь.

– Скоро Великий пост.

– Пост постом, но Варсонофий Великий говорил: болящему телу пост не прописан. Если определенный вид пищи является для Вас терапией, конечно, батюшка Вас послушает. Он сам соткан из плоти и крови, поэтому поддержит ту мысль, что человек с анемией или нуждающийся в каком-то укреплении может получить зеленый свет на употребление пищи животного, белкового происхождения.

– Вот тоже очень интересный момент по поводу труда. Некоторые психологи (западные, конечно же) советуют менять место работы каждые пять лет. Якобы ты уже исчерпал себя и надо идти на новое место. Но у нас так не получается на самом деле: бесконечные трудодни, а менять что-то страшно. Это может быть экономическая ситуация в стране и так далее, и начинаются эти проблемы, нытье, много всего...

– Я думаю, что более высокооплачиваемые западные психологи во избежание депрессии могли бы своим клиентам посоветовать каждые три года менять личное авто. А еще более высокооплачиваемые психологи – красиво жить не запретишь – могут с видом экспертов посоветовать вам каждые пять лет переезжать в новую страну для жительства. Но здесь рациональное зерно только одно – душа человеческая страдает (не говорю «не переносит») от однообразия, монотонности.

Скажем, ведущие такой передачи, как наша, могут просто наскучить зрителям, если словесная подача мысли будет чужда экспрессии, монотонна, что будет говорить о безразличии к высказываемой точке зрения. Но мне повезло. Я больше сорока пяти лет являюсь педагогом, преподавателем русского языка и литературы, поэтому знаю, что даже жестикуляция помогает иногда привлечь внимание ученика, сфокусировать его на предмете речи.

Я могу точно сказать, что наши дети, попав на дистанционное обучение (особенно младшая школа), мало что от этого выиграли. Более того, общаясь с детьми вынужденно на дистанционных уроках, я увидел, что малыши реально истомлены, истощены. К сожалению, вся эта компьютерная техника, это интернет-зазеркалье вытягивают жизненные соки и силы из тех, кто, как синичка смотрит в уста кобре, устремился всей душой в фосфоресцирующий дисплей. Вот почему совершенно необходимо гулять; солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Мир нерукотворенной природы – это действительно лекарство для горожанина с его однообразным, безблагодатным укладом жизни.

– Какому-то человеку, может быть, и нужны перемены, а стоит ли в своей жизни кардинально что-то менять, если чувствуешь, что так больше нельзя? Как Вы думаете?

– Если речь идет о пивном алкоголизме, то нужно бы завтра вступить в сражение с этой страстишкой. Кстати, оборотная сторона медали любой страсти, любого невоздержания – это упадок души, безрадостное состояние духа. Я думаю, что многие наши телезрители, как и я, знают по себе: когда чем-то увлекаешься сверх меры, когда становишься рабом явно предосудительной привычки, страсти, то теряешь детскую жизнерадостность, непосредственность. Поэтому надо с корнем, с мясом и не без Божией помощи вырывать из себя эти страсти, чтобы возвратиться сначала к мирному, спокойному, а потом и радостному бытию в Боге, что, между прочим, хорошо выражено и в наших детских песнях (и не только детских). «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» – здесь намечен еще один выход из депрессии: общение друг с другом.

– А стоит ли обращаться к психологам?

– Психологи – друзья священников, если только фундаментальные основы своей науки они видят в христианских понятиях о личности, о человеке как существе свободном, нравственном, которое призвано вступить в живой союз с Творцом. Но, простите, если психолог помешан на Зигмунде Фрейде, который находился в тяжелейшей депрессии к концу своей жизни, едва даже не потерял ум, считая, что все зависит в нас от энергии пола... Русский философ Николай Бердяев сказал: «У кого что болит, тот о том и говорит». Психолог сам, вдаваясь в подобный крен, может дезориентировать своего клиента.

Поэтому я бы рекомендовал нашим телезрителям знакомиться с творениями того, кто по справедливости получил наименование отца христианской психологии. Это святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, автор второй половины XIX века, с его очерками христианского нравоучения, с его замечательной тоненькой книжицей, но дающей фундаментальные знания о душе и о том, как не впасть в депрессию. Книжица называется «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

– Вопрос телезрительницы: «Я иногда много молюсь, иногда мало. Но потом я себе выбрала читать Евангелие, Апостол по главе, утреннее и вечернее правило, а в остальном, когда Господь помогает, могу и целый день молиться. Но иногда я только этим правилом пользуюсь. Надо ли мне все четко и точно выбрать и каждый день читать еще акафисты и так далее? Или остановиться на том, что я делаю?»

– Мне очень приятно, что в России наши братья и сестры во Христе серьезно относятся к тому, чтобы питать свою душу Божественной благодатью. Это питание осуществляется преимущественно через соборное богослужение, литургию, таинства Покаяния и Причащения и, конечно, через молитвенную обращенность к Богу. Вы поступаете совершенно правильно, в соответствии с советом величайшего подвижника всех времен и народов, память которого будет 10 февраля, – Исаака Сирина. Он говорил о том, что нужно взять маленькое правильце и стараться от него никогда не отступать. А из этого маленького горчичного семечка пусть вырастет со временем огромное ветвистое дерево.

Поэтому вы прекрасно делаете, что взяли минимум, не оставляете ежедневно душу без духовного корма, поддержки, подпитки, причем по требованию духа, по запросу совести Вы, не связывая себя большим правилом, его восполняете, медленно, но верно идя к успеху. А цель наша какова? Выполнить слово Господа Иисуса Христа. Молитесь непрестанно, всегда молитесь – учит нас святой апостол Павел. И действительно, наш бессмертный дух одарен этой и потребностью, и способностью всегда внутренне призывать Господа Иисуса Христа.

– Тоже вопрос от телезрителя: «Когда человек не приемлет слова духовного, ты пытаешься его увещевать, но все, что связано с религией, Богом, верой, ему неинтересно, не нужно. И как здесь его воодушевить, помочь ему выбраться из этой нехорошей ситуации?»

– Вопрос, я бы сказал, пастырский, терапевтический. Мне, как священнику, конечно, приходилось видеть совершенно разных людей, в том числе и тех, кто был искалечен временем, безбожным воспитанием или набрал по жизни столько дурных поступков, что по гордости ожесточился и не хочет думать о покаянии. Конечно, таких людей должно быть особенно жалко. Священное Писание говорит, что они насилуемы сатаной. Иногда на лице мы ясно видим печать этой внутренней муки, которую испытывает человек.

О подобных людях с тяжелым сердцем прекрасно говорит преподобный Серафим Саровский: с душевными людьми, чуждыми высших велений духа, беседуй по-душевному. То есть поговори с ним о погоде, почитай стихотворение Александра Сергеевича Пушкина: «Мороз и солнце – день чудесный». Я бы предложил людям, задавленным самой что ни на есть депрессией, больше слушать классическую музыку Моцарта.

Природа, о которой мы сказали, имеет совершенно целительные свойства. Почему? Да потому, что Божий мир не искалечен человеческой производственной деятельностью. Вспомним отдельные памятные страницы «Братьев Карамазовых» – этого бессмертного романа, где автор – Федор Михайлович Достоевский – повторяет мысли древних христианских подвижников, что каждая травинка, былинка, букашка поет гимн, славит Создателя. И поэтому людям, не приемлющим ничего духовного, зашоренным, потерявшим вкус к духовной пище, нужно предлагать здоровую душевную пищу. Покажите кинокомедию «Веселые ребята», уже немного человек отвлечется от своих мрачных дум.

– Кстати, этот год юбилейный, если я не ошибаюсь. Двести лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Правильно?

– Да, мне шестьдесят, а ему двести.

– И тут можно провести некоторую параллель. Но об этом чуть позже. Мы говорим о земном (о депрессии и так далее), но если говорить о рае, Царстве Небесном, даже некоторые святые отцы советуют что-то показывать на земных примерах, чтобы дать человеку хоть какую-то надежду. Вопрос от нашего телезрителя: рай и Царство Небесное – одно и то же место?

– Если вникать в само Священное Писание, то раем оно называет место пребывания Адама и Евы еще до их грехопадения, пребывание их с Богом. Они были изгнаны из рая, и, конечно, речь идет не столько о перемене геолокации, сколько об изменении их внутреннего состояния. Но если мы вспомним Священное Писание, там есть Голгофа, Крест, Спаситель, два разбойника, распятые справа и слева. Один, находясь в предсмертной депрессии, злословит, произносит хулу, а другой смиренно говорит: достойное по делам нашим приняли […] помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И Господь отвечает: ныне же будешь со Мною в раю. Из этого следует, что рай и Царство Небесное – понятия едва ли не тождественные.

Я скажу словами русской пословицы: где Бог, там рай; где Бог, там любовь. Единение с Господом в глубинах собственного духа – это уже вступление в Царство Христовой благодати. Не будем слишком усложнять разбор библейской терминологией. Русский народ отождествляет слово «рай» с Царством Небесным, или единением с воскресшим Христом.

«Рад бы в рай, да грехи не пускают»; пока ты их не исповедовал, не покаялся и не изменил свою жизнь к лучшему.

– Вопрос телезрительницы: «У нас в семье возникла проблема: около трех месяцев у моего мужа на работе большие неприятности. Мы с ним молимся, ходим в церковь, делаем все, что в наших силах, но проблема никак не решается. Скажите, пожалуйста, что делать?»

– Слава Богу, Вы дозвонились до телеканала «Союз». Слово «союз» очень многозначное. Был Союз Республик – союз братских народов. А на нашем телеканале вы вступаете в союз со всеми единомысленными братьями и сестрами во Христе. По показателям счетчика на дисплее эту передачу смотрят чуть больше пяти миллионов человек.

Так давайте мы, миллионы тех, кто видит путеводную звезду Христа Спасителя в своем сердце, помолимся за эту пару! Батюшка произнесет то, о чем в этот момент думают многие: «Господи Иисусе Христе! Молитвами Богородицы, святителя Николая Чудотворца и святой Матроны Московской помоги этому благочестивому человеку, измени обстоятельства от не слишком счастливых к спокойным. Если шеф уж совсем как-то разбушевался, пусть пойдет на повышение, а на его место заступит тот, о ком мы молимся».

Дай Бог – все управится. Будем верить. Позвоните нам на «Союз» в следующий раз 21 февраля: я собираюсь (если живы будем) вновь ответить на ваши вопросы.

– Батюшка уже проанонсировал грядущую передачу. Мы ждем.

Вопрос: «Я инвалид-колясочник. Ежедневно молюсь дома перед образами. Не имею возможности бывать каждое воскресенье в храме. Я в этом случае пребываю во грехе?»

И еще один инвалид-колясочник задал вопрос: «Как я могу помочь храму?»

– Дорогие мои колясочники, вы должны помнить слова апостола Павла (мы призваны ежедневно раскрывать Новый Завет, читая главу из Евангелия и главу из апостольских посланий): Разве вы не знаете (обращается он к своей пастве), что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Это значит, что, по замыслу Божию, каждый христианин – нерукотворный храм, церковь живого Бога.

Наш народ говорит: «Бог не в бревнах, а в ребрах». Поэтому в те воскресные дни, когда по каким-то причинам друзья не могут доставить вас в храм (я надеюсь, что временами это случается), вы молитесь дома. Ваш дом превращается в келью, малый храм. Вы воздаете честь воскресшему Спасителю. Ничто не препятствует вам эпизодически, но регулярно приглашать батюшку для домашнего причащения. Само обстоятельство, что вы отдалены от храма, не является грехом.

Как помочь храму? Прежде всего сами будьте одушевленным храмом Божества. Если вы обретаете ясный ум, мирное сердце, тайно молитесь за ближних и дальних, то, поверьте, Божья благодать через вас (посредством вашего ангела-хранителя) распространяется, не находя вещественных препятствий, по лестничной клетке, затрагивает соседей сверху и снизу, затем течет светлой рекой по улице, на которой вы живете.

– Вопрос: «Расскажите, пожалуйста, про отроков, которые упоминаются в канонах, в 7-м и 8-м ирмосах».

– Каждый день вспоминаю этих юношей. Их имена: Анания, Азария и Мисаил. Родившись в Иерусалиме, они оказались на чужбине, плененные вавилонским сатрапом Навуходоносором. Юноши преодолели страшные искушения. В первый раз в мировой истории состоялся концерт тяжелой рок-музыки (heavy metal).

Когда раздался оглушительный рев инструментов из оркестровой ямы, жители Вавилона, как снопы, пали ниц перед золотым истуканом. Это не были ни Владимир Ильич Ленин, ни Билл Гейтс. Это было изображение самого Навуходоносора. А отроки (представьте себе!) не поддались массовому психозу. Анания, Азария и Мисаил оказались сильнее всех внешних зомбирующих обстоятельств непреодолимой силы.

Навуходоносор уже не знал, как на них воздействовать. Он бросил юношей в горящую печь, но Божия благодать сохранила их живыми. Пребывание отроков в печи было прообразом того, что сила Божественной благодати хранит нас от страстей, грехов, если мы со смирением славим Господа в глубинах наших сердец.

– Вопрос: «Я не верю, что Хлеб и Вино – Тело и Кровь Христа. По факту это не так». Давайте развеем эти сомнения.

– Дорогой мой друг! Кому ты не веришь? Если бы ты не верил мне, то имел бы, конечно, уважение. Но с креста неправду не говорят. Христос есть Истина. Поэтому, когда Он преподает апостолам Чашу и Хлеб со словами приимите, ядите: сие есть Тело Мое […] пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя, они, как малые дети, чувствуя, что слова Господа выше рационального (однако дышат истинной любовью), склоняют свои главы и воспринимают через это таинство Самого Христа.

В помощь Вам, дорогой мой маловерный теледруг, скажу следующее. Представьте, что Вы во чреве собственной матери (были когда-то). Аналогия, конечно, хромает, но есть над чем задуматься. Мама ест хлеб, имея Вас под сердцем. Она вкушает обыкновенный хлеб, который по пути своего следования превращается в кровь. Истинная кровь питает Вас, связанного пуповиной с организмом матери.

– Батюшка, может, еще такую аналогию провести (мне она очень нравится и приводит меня в трепет): в момент причащения ты переносишься на 2000 лет назад в ту самую Сионскую горницу.

– Безусловно. Сам Христос, невидимо предстоящий перед тобой, питает тебя. Я бы немножко смирил свой ум и сказал: «Господи, кокосовый орех моего ума ограничен. Я немощен. В меня не вмещаются Твои слова, но я верую. Помоги моему неверию вместе со всей Церковью. Я верую Твоим неложным словам, что Ты непостижимо соединяешься со мной в этом таинстве, даруя мне исцеление души и тела, оставление грехов и вечную жизнь».

Нужно чуть-чуть смирения, внимания, чтобы почувствовать беспредельную Божественную любовь. И, поверьте, барабашка сразу убежит от вас.

– Можно еще хотя бы немного погрузиться в азы догматического богословия (благо сейчас для этого есть все возможности): потратить время на очень полезное чтение и выйти из депрессии.

– Попросту говоря, надо вникать в Священное Писание, чтобы его слова очистили наши ум и сердце. Когда в душе водворятся дотоле неведомые покой, мир, тишина, безмолвие, вы поймете, что Сам Бог говорит с вами словами Священного Писания. И все пионерские комплексы исчезнут без следа.

– Благодарим за этот вопрос.

– Такие вопросы задают самые въедливые (в хорошем смысле слова) наши телезрители. Я думаю, что за искренность, которую они проявляют, Бог их наградит. В следующее воскресенье этот добрый человек скажет: «Я приобщился Святых Христовых Таин. Какая радость! Господи, где я: на земле или уже на небе?»

– Батюшка, Вам скоро будет 60 лет. Это юбилейная дата.

– Да, я уже нахожусь в том возрасте, который принято скрывать.

– Я, честно говоря, удивился, когда узнал, сколько Вам исполняется.

Телезрители постоянно спрашивают, какую книгу Вы можете порекомендовать для чтения? Что читаете? Вы для них ориентир. Посоветуйте что-нибудь. И расскажите про творческие вечера.

– «Как упоительны в России вечера!» Мне хотелось бы всех участников нашей сегодняшней передачи пригласить 1 марта (легко запомнить), в понедельник, в 7 часов вечера в концертный зал МХАТа имени А.М. Горького на Тверской улице. Просто посмотрите сайт. Там можно приобрести билет  на творческий вечер протоиерея Артемия Владимирова.

Я буду рад поставить вам автограф в своей новой книге «Венец лета Господня», которая будет представлена на этом вечере. Книга посвящена годовому кругу богослужения. На каждую значимую дату будет предложено лирическое стихотворение.

Пасха Господня, Неделя после Пасхи, Вознесение, Троица, день Николая Чудотворца... Жду вас, дорогие друзья! Билеты быстро расходятся. Но те, кто хочет избавиться от печали, уныния, тоски, – пожалуйста, приходите на вечер. Я думаю, что он принесет нам много радости, душевного отдохновения. И мы уйдем из МХАТа с крыльями за спиной. До скорых встреч!

– Будет только один такой вечер? Или юбилейный год?

– «Юбилейный год» – это не про меня. Как говорил Василий Теркин: «Я согласен на медаль». Но речь идет не о медали, а о моем человеческом желании поделиться в этот вечер какими-то сокровищами, думами, светлыми чувствами с дорогими мне людьми. Тем паче что интонация голоса священника успокаивающая, примиряющая. Два отделения. В антракте – кофе с бутербродами с красной рыбой. А кресла там настолько удобные, что если вы погрузитесь в часовой сон в первом отделении творческого вечера, это только прибавит вам здоровья. (Смеется.)

– Отец Артемий, спасибо Вам за сегодняшнюю программу. Спасибо телезрителям за замечательные вопросы. Несколько слов напоследок – и будем прощаться.

– К концу нашей программы я почувствовал, что депрессия от меня отступила. Надеюсь теперь держать глухую оборону. И до следующей нашей встречи 21 февраля постараюсь молитвами наших телезрителей не допустить депрессию даже до входных ворот.

Всем вам, дорогие друзья, желаю радости, бодрости, благодарения, смирения и любви – того, что хранит нас от уныния и печали.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​