Беседы с батюшкой. О чем расскажешь, то и потеряешь

30 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает священник Константин Корепанов. 

– Предлагаю поговорить на тему, которую кратко можно обозначить так: «О чем расскажешь, то и потеряешь». Знаю, что Вы уже говорили на подобную тему, это можно посмотреть в Интернете в видеоматериалах с Вашим участием.

Замечал неоднократно, как в разговоре с друзьями или коллегами стоит сказать, что не болеешь, закаляешься, – обязательно через какой-то промежуток времени заболеешь, сляжешь с температурой, кашлем  и так далее. Скажешь, что у тебя в семье все хорошо, замечательно, что с супругой по пустякам не ссоритесь и у вас просто идеальные отношения – жди ссоры в ближайшее время. Что это такое? Как так происходит? Это можно назвать суеверием, но ведь так происходит...

– Когда Вы, сказав это, постучите по деревяшке, чтобы не сглазить, тогда это будет суеверие – будто какая-то деревяшка может изменить последствия Ваших слов. Сам феномен этого суеверия показывает, что в народе есть представление о том, что за этими словами обязательно что-то последует, только вместо законного, христианского выхода из подобной ситуации люди, не понимая ни этих законов, ни этого выхода, решили, что целесообразно постучать по деревяшке. Может, изначально стучали по голове, но потом подумали, что себя укорять некрасиво, а постучать по нейтральной деревяшке – не так больно и обидно. Наверное, так возникла эта суеверная примета: человек стучит по дереву, чтобы что-то не сглазить.

На самом деле действует обычный человеческий закон. Например, человек видит больного друга или коллегу и говорит: «Что ты все время болеешь? Я вот совсем не болею». Тем самым он пытается мысленно сказать, что он совсем не такой, он другой, иной.

– Превосходит другого?..

– Да. Он знает правильный код: например, закаляется или цветы дарит жене, если мы говорим о тех ситуациях, которые Вы упомянули. Он знает, как правильно, поэтому у него здесь сбоев нет.

– Он-то умный…

– Да. Он-то умный, а ты, дурак, что-то не так делаешь. С одной стороны, это высокомерие и принижение другого человека. С другой – самоутверждение за счет унижения другого. В-третьих, раз человек это посмел сказать вслух, значит, он мысленно считает себя особенным, делающим правильные поступки, правильный выбор и правильные выводы. Он – особенный. И для того чтобы человека как-то поставить на место, Бог попускает ситуации, что человек впадает в такое, что, как ему казалось, с ним точно произойти не может.

Всякое высокомерие, всякое превозношение рано или поздно будет наказуемо. Наказуемо не в том смысле, что человеку дадут по шапке, а покажут, что все не так, как он себе представляет. Что если ты не болеешь, например, – заслуга не в том, что ты закаляешься, а в чем-то другом, о чем ты не имеешь никакого представления.

Человек внимательный, который научился наблюдать за миром, а не только смотреть за своей персоной, наверняка поймет, что есть люди, которые закаляются, но болеют. А есть люди, которые не закаляются и не болеют. Есть люди, которые дарят цветы женам, тем не менее ссорятся с ними. И есть люди, которые за всю жизнь ничего жене не подарили, но не ссорятся с ней. Если бы человек видел кого-то, кроме себя самого, он заметил бы, что мир гораздо сложнее, чем представляется его примитивному сознанию, и не рассуждал бы так поспешно, так опрометчиво о каких-то вещах, будто он один знает правильный закон мира.

Это приходится замечать часто, особенно в священнической практике. Меня всегда искренне завораживали люди, которые на любой вопрос прихожанина сразу дают ответ. Такая смелость умозаключения, смелость практического вывода зачаровывает. Я думал: «Неужели люди правда знают, что именно этому человеку в данной ситуации полезно?» Например, если муж пьет, дают совет: «Почитай акафист перед иконой "Неупиваемая Чаша"». И что? Ну, почитает. Я знаю людей, которые читают акафист по пять лет каждый день, а воз и ныне там. Значит, это не работает. Или приходят в храм девушки, говорят, что мужа не могут найти. Сразу получают совет: «Съезди к Петру и Февронии, помолись – и найдешь». Кто-то найдет, а кто-то нет. По-разному бывает.

Надо наблюдать за жизнью, не на себе быть сосредоточенным, а наблюдать за тем, что происходит. Мудрость – это ведь именно и есть наблюдение за жизнью, чтобы понять, что на самом деле не все так просто, как тебе кажется. Когда человек понимает, что все не так просто, как кажется, он не делает поспешных выводов и уж тем более не считает, что знает алгоритм решения любой задачи. И это не столько сугубо христианское отношение, сколько просто трезвое отношение к тому, что происходит в мире. И в прежние, даже в дохристианские века, в какой-нибудь Древней Греции, в мире мифологем и Одиссея, люди тоже это знали: не торопись, не делай поспешных умозаключений. Если ты видишь, что человек болеет, это не значит, что ты не заболеешь из-за того, что выполняешь какие-то процедуры. Сегодня ты здоров, а когда-то он будет здоров, а ты болен. Ты не знаешь на самом деле, почему ты здоров. Это общечеловеческие или философские рассуждения.

С христианской точки зрения кроме этой действующей закономерности есть еще один момент. Во-первых, человек никогда не должен унижать другого человека, а он унижает. По сути, он говорит: «Ты дурак и делаешь неправильно. А я умный, делаю правильно. Поэтому у тебя такой результат, а у меня такой результат. Делал бы как я – было бы тебе хорошо». Это очень высокомерное заявление, а Бог гордым противится. Это опасная вещь. Например, Вы упомянули случаи о болезни. Но это только те случаи, которые мы заметили. А сколько было случаев, когда мы укорили человека, но не заметили этого, потому что никаких последствий не последовало...

Дорога – самое частое место подобных происшествий. Например, кто-то едет неправильно, и человек говорит: «Ты что, такой-сякой! Кто тебе права выдавал? Кто тебя учил? Ты права купил, наверное?» То есть тем самым он говорит, что тот человек ездить не умеет, а он-то умеет, он-то правильно ездит. Потом, после этих слов, ничего не произошло: этот человек спокойно доехал до дома, ни в какую аварию не попал, в столб не въехал. И так будет продолжаться еще пять, шесть, а может быть, десять лет, пока что-нибудь неприятное не случится – и человек запомнит это. Потому что мы замечаем случаи совпадения только тогда, когда это происходит сразу после сказанных слов.

– Когда нет большого временного лага.

– Да. Если мы после таких своих слов сразу попадем в какую-то глупейшую аварию, то сразу поймем: «Да, не надо унижать другого человека на дороге». Но скорее всего мы никуда не попадем. Но не попадем не потому, что мы действительно хорошие водители, а потому, что Богу не хотелось подстраивать эту ситуацию; или просто мама за нас молилась, чтобы мы живыми приехали. Да мало ли что...

Унижая другого человека, ты согрешаешь. Дело не в том, как ты ездишь. Важно, что ты не имеешь права унижать другого человека, потому что не знаешь его ситуацию.

Например, у нас в поселке был такой случай. У человека очень сильно заболела жена, началось кровотечение, и очень сильное. На момент, когда он повез ее в больницу, она потеряла уже два с половиной литра крови. Он уже не стал вызывать скорую, положил ее в свою машину, нажал на газ и поехал. Он не обращал внимания ни на кого и ни на что. Понимаете его состояние? Он знал, что счет идет на минуты. А надо было проехать 60 километров до города Первоуральска. За ним ехали гаишники, пытались его остановить, а он не обращал внимания, он ехал, не соблюдая правил, красного света светофора. Наверное, люди, которых он неправильно обогнал или подрезал, тоже ругались, мол, такой-сякой, нехороший. Но у него была такая ситуация. Когда он доехал до больницы, жену вручил врачам, сказал гаишникам: «Теперь делайте что хотите. Главное, жену было довезти». Я не знаю мужчины, который его осудил бы в этой ситуации. Но те люди, которые не знали этой ситуации, думали, что он выпендривается или еще что-то. Ситуации разные бывают.

Другой пример. Человек был на работе, и вдруг жена ему пишет: «Я от тебя ухожу. Можешь больше не звонить. Я собрала вещи и уехала». Как он поедет домой? А ему надо ехать. Естественно, он отпрашивается с работы, прыгает в машину и несется... Мы не знаем ситуации, но судим людей. И такое происходит не только на дороге. Превозношение, осуждение другого человека – это грех. Мы не знаем, как бы сами вели себя в такой ситуации.

Вторая беда связана немножко с другими вещами. Когда-то давно, в 90-е годы, я прочитал очень интересную книгу митрополита Вениамина (Федченкова) «Промысл Божий о моей жизни». В книге он рассказывает один сюжет, который меня научил двадцать пять лет назад простому христианскому делу; оно кажется нелепым, но очень важное. У него была прихожанка, вполне хорошая женщина. С ней произошла такая история. Сидит она как-то днем на кухне и думает: «Как все здорово! Муж у меня хороший, работящий. Квартира у меня есть. Все замечательно. Счастья полный дом». Она сидит и радуется. И вдруг какая-то тьма промелькнула перед глазами, и ей до ужаса захотелось повеситься, прямо сейчас сделать веревку на этой балке и повеситься. Нет никаких причин, но жить просто невмоготу – желание повеситься. Эта мысль ее так напугала, что она побежала к батюшке. Батюшка ей говорит: «А ты, когда думала о том, что все у тебя хорошо, сказала: "Слава Богу"?» Она отвечает: «Нет». – «Это же тебе Бог все дал, а ты Его не поблагодарила, не вознесла Ему если не благодарственных слов, то хотя бы благодарных чувств за то, что Он тебе это дал. Вот за неблагодарность ты и потеряла благодать. Ведь это не само собой так получилось, не потому, что ты такая умная или интересная. Тебе это дал Бог, а ты никак Его не прославила». Она исповедовалась, причастилась, и потом дальше нормально жила.

Вот эта мысль тогда меня научила: если тебе нравится то, что с тобой происходит, тем более ты об этом говоришь, внутренне помни, что все это именно потому, что Бог тебе это дал. И всегда говори: «Слава Богу!» Но не потому, что это какое-то суеверие, а потому, что это объективный факт.

Например, я сегодня приехал сюда, на передачу, хотя на дороге была авария, и она могла быть со мной. Слава Богу, что Бог меня сохранил. Я очень торопился, ехал несколько неаккуратно, стараясь успеть.

Я однажды был свидетелем одной жизненной истории. Это было очень давно, в конце 90-х годов. Все непосредственные участники этой истории уже отошли к Богу, иначе я не стал бы это рассказывать. Осталось только два косвенных свидетеля: я и мой батюшка, который знает эту историю. Жили две подруги. Одна жила очень хорошо, а другая очень плохо: с жильем проблемы, с мужем проблемы, с сыном проблемы. Та, которая жила плохо, постепенно пришла к Церкви; не от большой веры, но от безысходности – хоть какое-то утешение в жизни, какая-то надежда. Потом еще и болезнь прибавилась. Эта несчастная подруга доживала в какой-то съемной комнатке свой век, умирая от разных болезней, при этом всячески стараясь молиться Богу, чтобы хоть в той жизни Господь не лишил ее Своей милости.

Успешная подруга, в очередной раз ее навещая, сказала: «Видишь, к чему привела тебя твоя жизнь? Ты сейчас умираешь. А я свою жизнь делала не так, как ты, поэтому у меня все успешно. Я знала, в какой институт мне поступать. Знала, за какого мужчину мне выходить замуж. Знала, где именно должна быть часть, в которой муж должен служить. Я помогла ему занять ту должность, которая максимально обеспечила ему карьеру. Сына я устроила в хорошее место, он учится успешно. Я знаю, как делать. Сколько раз я тебе советовала, а ты не слушала меня. Почему?» Она говорит: «Так это же не ты сделала, это Бог тебе все дал». – «Какой Бог? Я никогда в Бога не верила, никогда Его ни о чем не просила. Это я сама все сделала, своими собственными руками. Никакой Бог в этом не участвовал». Та говорит: «Если ты в этом так уверена, скажи Богу, что это ты сама, а не Он».

Эти слова женщину зацепили. Она пришла домой и сказала: «Господи, если и правда это Ты мне дал, то забери это». И за полгода она потеряла все. Муж умер от инфаркта, работа потеряна. Сын стал наркоманом, и в конце концов на лечение от наркотиков ушло все имущество. Квартиру пришлось продать, институт он бросил. У нее на почве всех этих переживаний развилось онкозаболевание, и в тот момент, когда мы ее видели, она умирала от рака. Все это через полгода!..

Я эту историю часто рассказываю, чтобы человек знал, что все, что у него есть, – это не случайность, не что-то образовавшееся опосредованно, посредством чего-то, а прямая воля Божия. Бог так захотел, чтобы у кого-то были деньги, у кого-то здоровье, а у кого-то и то, и другое, да в придачу красивая жена. Это Он решает и дает. Поскольку Он Судия и Хозяин, никто не смеет сказать, почему так. Он никому не даст отчета, почему Он так делает; это Его земля, Его люди, и Он Сам решает, кому и когда что ждать.

Еще один опыт, который я получил, живя в Церкви. Вообще храм – интересное место. Меня умиляют люди, которые ничего не знают и говорят, что в церкви все с жиру бесятся, туда стекаются деньги спонсоров и бабушкины пенсии. Храм – это прежде всего место, где люди работают с несчастными, обездоленными людьми, которых туда притягивает магнитом, чтобы, во-первых, найти утешение, во-вторых, чтобы накормиться чем-то. Несчастных людей попадает в храм гораздо больше, чем успешных и счастливых. Я много наблюдаю за опустившимися людьми, беседую с наркоманами, пьяницами, бомжами, потерявшимися людьми (такие тоже есть). Пара случаев была, когда люди выпили не в той компании – и у них забрали все. В эпоху отсутствия сотовых телефонов это катастрофа – ты ничего не сможешь. Помогаешь им добраться до дома, и они рады. Дважды я помогал в такой истории. Однажды это вообще была молодая семья: парень с девушкой оказались просто потерявшимися, без документов, добирались до дома автостопом три тысячи километров. Всякое бывает.

Так вот, ты понимаешь, что та жизненная ситуация, в которой оказался человек, – не есть его постоянное бытие. Вспоминая, человек говорит: «Вот раньше у меня было все». И очень часто оказывается, что это мастер на все руки, слесарь 6-го разряда или плотник, который делал исключительно красивые вещи. Или это человек, который занимался спортом и был суперздоровым человеком. Все они в прошлом успешные люди, но очень сильно погордившиеся собственным успехом и унизившие другого человека как неуспешного. Ты-то думаешь, что они всю жизнь такими были, а оказывается, что они в таком состоянии только три или четыре последних года, а до этого у них была семья, трехкомнатная или четырехкомнатная квартира. Кто-то вспоминает, как это произошло, большинство не могут вспомнить. Сопоставляя некоторые вещи, понимаешь, что человек оказался, во-первых, гордым, во-вторых, неблагодарным за то, что у него было. Он не ценил это, не благодарил ни Бога, ни людей за те дары, которыми был окружен, поэтому их потерял.

Наша неспособность ценить и благодарить часто и приводит к таким ситуациям, с которых мы начали нашу беседу. И в этом контексте, всякий раз произнося что-то хорошее о своей жизни, нужно добавлять: «Слава Богу!» Это не только ограждает как некая магическая формула, но напоминает мне (это мое исповедание, мое свидетельство), что я действительно благодарен Богу за то, что я сегодня живой.

У меня дети иногда вводят в шок некоторых новоиспеченных прихожан, так скажем, которые недавно со мной. Недавно учительница гимназии звонит и спрашивает: «У вас папа будет сегодня дома?» Они говорят: «Если будет живой, то будет дома». Учитель в шоке: «Как это, если будет живой? Он что, при смерти, что ли?» А мои дети с маленького возраста это слышат. Это сейчас мы в городе живем, а тогда жили в деревне, я работал в городе и каждый день ездил за сто тридцать километров туда и обратно и летом, и зимой, и в дождь, и в снег. Причем иногда очень тяжелая трасса. Дети спрашивают: «Пап, когда приедешь?» А я отвечаю: «Если буду жив, то вернусь в двенадцать». Они это запомнили, для них это нормально, они к этому привыкли.

Были зимы, особенно снежные, когда не проходило ни дня, чтобы я не видел машины, перевернутой в кювете. Я разве мастер вождения, что езжу в течение семи лет и не попал ни в одну аварию на трассе? Я такой хороший водитель? Я знаю, что я водитель плохой. Поэтому, каждый раз садясь за руль, я очень прошу  Бога, чтобы не разбить чью-нибудь машину, чтобы никто из-за меня не пострадал, потому что я плохой водитель, я не профессионал. Почему я семь лет проездил? Для меня однозначно, что просто Бог меня хранит. Я прошу Его о том, чтобы Он меня хранил, и благодарю Его за то, что Он меня сохраняет. Но, выезжая каждый раз из дома, я не знаю, сохранит ли Он меня на этот раз, вернусь я домой или нет.

В сущности, я просто цитирую Священное Писание, потому что апостол Иаков так буквально и говорит: «Не говорите: я сделаю то и другое. Говорите: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». То есть всегда перестраховывайся. Потому что откуда ты знаешь, что сделаешь?

Например, в феврале 2020 года все построили планы. Самые продуманные и уверенные уже купили билеты.

– Я составил маршрут автопутешествия через четыре страны ближнего зарубежья.

– Меня многие агитировали, просили поехать. У меня финансовое положение не позволяет, но очень заманчивые маршруты были. Люди купили билеты, все было зафрахтовано, оплачено. И на тебе – все полетело. Конечно, не в этом главная причина, но и более мелкие вещи сваливаются только потому, что человек решил, что он – хозяин своей жизни: захочу и сделаю. И есть ведь вещи печальные, трагические.

Например, сколько молодых девчонок говорят: «Захочу и рожу. Сейчас не буду рожать, а через пять лет рожу». Ты правда так уверена в этом? Ты думаешь, это так просто: захотел и родил? Ты знаешь, сколько женщин мучаются годами, не могут родить? Они хотели бы, все деньги готовы отдать, чтобы родить, но даже все современные медицинские технологии не могут им дать ребенка.

– Не гарантируют.

– Да, не гарантируют. А ты в 20 лет так уверенно говоришь: «Я сейчас не буду рожать, я рожу потом». Это как получится, ты не можешь этого знать. Поэтому апостол Иаков и говорит: «Если Бог даст и если жив буду...»

В этом году произошел случай, для меня очень болезненный. Приезжает в храм женщина и говорит: «У меня дочка умирает. Ее выписали домой умирать – последняя стадия рака головного мозга». И мать просит ее соборовать. Зачем соборовать умирающего человека, тем более IV стадия рака? Она говорит: «Ей 22 года, у нее три месяца назад родился ребенок». Я пришел соборовать. Сколько мог, я молился. Действительно хочется, чтобы этот человек жил. Ребенку три месяца. Она даже не держала его на руках. Из роддома ребенка привезли домой, а ее отправили в онкоцентр. Я никогда не видел такого: живой труп. Она реагировала, даже пыталась молиться, но рак головного мозга... Это не просто боли, это страшно...

Вот такие случаи бывают. И это с каждым может быть. Сегодня я здоров, а завтра болен. Никто не знает, с чего этот рак появляется. Но все знают случаи: человек приехал с курорта или какого-то соревнования, у него что-то заболело, пришел в больницу, а ему говорят: «У вас рак». Два-три месяца – и человека нет. А он же планы строил...

Священное Писание приучает нас: ты, человек, помни о своем месте, ты не хозяин своей жизни, тебе не подвластны пути жизни и смерти, не от тебя зависит твое здоровье. Поэтому говори: «Если Богу будет угодно, если Он даст мне жизнь, то я сделаю то-то и то-то». Я помолюсь, попрошу Его, чтобы Он дал мне это сделать, и если что-то получится – поблагодарю Бога, скажу: «Благодарю Тебя, что Ты дал мне побывать в этой стране, о которой я давно мечтал». Или: «Благодарю Тебя, что дал увидеть внуков» (что в наше время тоже достаточно редко).

Люди понимают благодарность как некое почти магическое действие. То есть ты произносишь: «Благодарю», а Бог автоматически улыбается: «Ну ладно, так и быть, дам тебе еще». Дело не в этом. Когда ты благодаришь, ты понимаешь, что твоя жизнь зависит от кого-то другого. Когда ты искренне благодаришь жену за то, что она тебе приготовила обед, ты понимаешь, что это же здорово, когда о тебе кто-то заботится. От ее милости, от ее любви зависит то, что ты сейчас сыт и накормлен. Это ее забота, ее любовь. Не ты сам это сделал, а она хорошая.

Или, например, кто-то принес тебе некую сумму денег и помог решить проблему с покупкой мебели, машины или квартиры. Это может быть тысяча рублей или миллион рублей – не важно. У нас есть спонсоры, которые покупают дома многодетным семьям. Недавний случай: семья, восемь детей, жили в сараюшке, и люди помогли им купить дом.

Когда я понимаю, что другой человек дает мне что-то (ведь я не сам это сделал), я чувствую, что я не самодостаточный человек, а окружен людьми, в помощи, милости и добре которых я нуждаюсь. И я их благодарю за то, что они есть. То есть когда мы искренне говорим «спасибо» жене или ребенку, который принес нам кружку воды, мы понимаем, что сами жили бы очень трудно и убого, но Бог окружил нас добрыми людьми, и только с ними жизнь обретает какую-то глубину и красоту. Кто-то чему-то научил, кто-то защитил, кто-то что-то подсказал, кто-то помог. Из этого соткана моя жизнь, и я это помню, и это делает меня благодарным людям и Богу. И тогда я понимаю, что я не сам по себе; я нуждаюсь в том, чтобы люди мне помогли.

В этом смысле очень полезно периодически вылетать в кювет. Даже если ты поднимаешь какие-то гири, гантели, ты не можешь вылезти из машины. Если только люди не обратят на тебя внимание и не помогут...

– Если мимо будут проезжать и согласятся выйти с тросом. Или случайно рядом окажется «КамАЗ», который точно тебя вытащит... Это происходит.

– Ты понимаешь, что нуждаешься в помощи и добре других людей. И ты их искренне благодаришь и чувствуешь, что ты – не пуп земли, что вокруг тебя есть люди.

Конечно, есть люди, которые и коня на скаку могут остановить, и сантехнику починить, и автомобиль отремонтировать, и ремонт сделать – мастера на все руки. Но случилась ситуация: жена у него заболела, и он ничего не может сделать. От того, хорошо учился доктор или плохо, зависит, будет его жена жить или нет. Его руки – золото, но он ничего не может сделать. И он понимает, что нуждается в других людях. Он меняет отношение к людям и понимает, что хорошо, если бы были хорошие врачи. Или хорошие учителя. Или хорошие военные. Потому что ты не можешь сам все сделать.

Человек как бы выходит из собственной скорлупы и понимает, что он не самодостаточен, что он нуждается в людях и в Боге. И смысл всех искушений и испытаний в том, чтобы научить человека смиряться и показать: ты не только в Боге нуждаешься, но и в других людях, без них тебе не выжить. Вот это помогает человеку смириться в подлинном смысле этого слова.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать