Беседы с батюшкой. О благодати. Протоиерей Михаил Браверман. 10 октября 2025

10 октября 2025 г.

– Тема сегодняшней передачи: о благодати. Когда мы слышим слово «благодать», наверное, нет ни одного православного человека, который не желал бы благодати себе или своим близким. Часто мы подразумеваем, что благодать имеет понятие некоего счастья.

– Почему и нет?

– Но если мы заглянем в происхождение слова на греческом языке, то там целое гнездо понятий: и красота, и энергия, и счастье в том числе. Там больше 130 значений. Я не могу даже приблизительно все перечислить.

– Счастье и не определить одним только словом.

– В Вашем понимании что такое благодать? Это проявление Бога, проявление Его энергии, направленной на спасение мира или человека, либо это всё вместе?

Всё вместе. Одни положения в церковном учении зависят от других. Одни определения касаются других. Когда мы говорим о Боге, то все наши слова бедны. Потому что Бог выше всякого познания, а учение о Нем превосходит наши человеческие слова. Но тем не менее мы люди Церкви, и нам Господь даровал Божественное Откровение, Священное Писание и Священное Предание. Поэтому мы в силу своей немощи можем говорить о Боге, помня при этом, что все, что касается Бога, требует на самом деле в первую очередь любви к Богу и человеку. Мы не говорим о Боге в третьем лице. Бог – это Тот, Кем мы и живем, и движемся, и существуем. Божие милосердие, Божия любовь, Божие спасение и есть дар благой Божественной любви.

Благодать Божия включает в себя понятие о спасении мира и человека и, что самое главное, наш действенный ответ. Бог спасает нас не по делам, а по своей милосердной любви. Но поскольку мы люди и Бог даровал нам свободную волю, от нас самих зависит, что мы будем делать с теми дарами, которые изобильно подаются человеку в Церкви и ее таинствах.

Наверное, одно из основных слов, которые описывают наши взаимоотношения с Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым, – это синергия, то есть совместное действие Бога и человека. Господь Бог для нас уже все совершил. Сын Божий стал Сыном Человеческим, научил нас, как надо жить в условиях греховного, падшего мира. Христос Бог взошел на крест, чтобы Своей смертью искупить нас от рабства греха и дьявола. Вот теперь только от нас самих зависит, как мы откликнемся на любовь Бога к нам. Господь говорит в Священном Писании, в самом его завершении, в Книге Откровения: се, стою у двери и стучу. Господь стоит у двери человеческого сердца и стучит. Не ломится к нам. А вот от нас зависит, откроем ли мы Господу, научимся ли жить с Ним и стремиться соблюдать Божий закон, совокупность Его заповедей и призывов, или нам это глубоко безразлично. Тогда ни о какой благодати нет смысла просто и говорить.

– Хорошо, что Вы задели этот важный аспект. Мы читаем, например, того же Феофана Затворника, и он очень много пишет о благодати. В том числе он приводил пример некого сна старца, который видел, что люди в лохмотьях идут в поле, наполненном грязью, и думают, что они идут по чистой траве. И, наоборот, пишет про те красивые места, которые они встречали на своем пути, но думали, что это каменистая гряда, а не цветочная поляна. На каждом из них был луч солнца, который их согревал. Но они не видели этих лучей и отказывались от них. Имеется в виду, что каждый такой луч – это та самая благодать. Здесь как раз приводился пример того, что человек может не принимать благодать Божию.

– В этом и трагедия нашей жизни. В этом трагедия дара свободы. Но без свободы нельзя говорить о любви. Любовь по отношению к Богу, к ближнему может быть только свободным волеизъявлением.

– В этом случае у меня возникает следующий вопрос. Мы же можем думать, что благодать, по церковному выражению, почивает на нас, но на самом деле можем ошибаться.

– Мы можем думать что угодно. Действительно, каждый из нас в таинстве Крещения рождается для жизни с Богом. Каждый из нас в таинстве Миропомазания получает причастность, печать дара Духа Святого. Но опять же есть начало и есть реализация. Чем человек ближе к Богу, тем больше он видит не свою святость, не свою «хорошесть». Чем человек ближе к Богу, тем, как ни странно, он видит свое несовершенство. Потому что Бог есть Свет, и, направляясь к Богу, человек видит себя таким, каков он есть на самом деле. А каждый человек – грешник. Но одни с этим грехом смиряются, живут и считают, что это и есть норма жизни, а другие идут навстречу Богу, и Господь по Своей любви и милости этих людей и очищает, и освящает.

Конечно, все мы причастны Божией любви. В этом плане мы причастны Божией благодати. Иначе какой смысл было бы приходить каждый воскресный день в храм и участвовать в Божественной литургии, причащаясь Святых Христовых Таин? Но каждый день – это маленькая модель жизни. Проснулись – родились, уснули – умерли, но для того, чтобы на следующий день вновь восстать. В этом плане мы каждый день учимся Бога любить, Богу молиться. Наша жизнь на данном этапе земном – это путь ко Христу. Будем надеяться, что это путь со Христом.

Благодать – это не то, что можно купить или получить каким-то механическим действием. Это дар Божией любви. Конечно, как мы уже сказали, восприятие этого дара зависит от нас, но кто здесь главный? Кто главный в мире? Кто главный в Церкви? Христос Бог. Все зависит от Него. Мы стараемся, а результат от Всевышнего.

– У меня возник совершенно неожиданный вопрос, связанный с поиском благодати. Когда мы участвуем в таинствах Церкви, участвуем в жизни Церкви, наверное, в этом постоянном делании мало задумываемся о том, что сейчас получим благодать Святого Духа.

– Об этом и не надо задумываться.

– Вот! Я про это и хотел спросить. Как же не думать о том, что так хочется получить?

– Мы хотим получить Божие милосердие, оставление грехов и Божию любовь. Это и есть благодать. Но мы не задумываемся о том, что каждую секунду надо дышать. Мы просто дышим. Потому что это наша потребность. Если мы не будем дышать, не будет физической жизни. Если мы не будем жить с Богом и в благодати Духа Святого, не будет никакой духовной жизни. Все очень просто!

– Кирилл Иерусалимский говорил о том, что при крещении священник может крестить, но Дух Святой крестить не будет. А может ли человек, живший большую часть времени вне Церкви, прийти и все-таки получить Дух Святой по благодати совершенно без каких-либо усилий? Или все-таки должны быть какие-то усилия? Например, молитва.

– Все люди разные. Поэтому у каждого индивидуальный жизненный путь. Но опять же нам надо молиться, это как воздух, как еда, как питие. Потому что молитва – это наша устремленность к Богу. Понятно, что Церковь крестит младенцев, потому что наш Бог тоже стал Младенцем. Но, вырастая, человек учится говорить. Научившись говорить, человек обращается не только к ближним, папе и маме, но и к Богу, Небесному Отцу. Это необходимая составляющая. Опять же, кроме Господа Бога, Подателя благодати, никто не решает, кому что даровать.

– Вы недавно прислали мне фотографию, на которой один из студентов-иностранцев читал Вашу книгу. Я тогда подумал, что есть очень много разных книг. Можно ли, читая книги, даже такие хорошие книги, которые пишете Вы, прийти к вере?

– Хороший вопрос! Но у меня нет ответа. Просто хорошие книги, церковное искусство, церковная живопись, иконопись, церковное зодчество, архитектура, наши храмы, церковное пение, церковная музыка – это все, что через красоту, через слово, через смысл свидетельствует о красоте Божьего мира. Но вера – это тайна, дар благодати. Сие не от вас, Божий дар. Потому это и дар Божий, что мы не можем его точно определить, не можем сказать, откуда это приходит, когда и почему уходит. По слову апостола, вера есть уверенность в невидимом. Вера подразумевает то, что Бог невидим в нашей жизни, невидимо Его действие. Но это действие можно почувствовать, можно осознать, можно увидеть очами веры или просто увидеть действие Бога в истории.

Когда мы долгое время участвуем в таинствах, живем, что называется, в Церкви, наступает такой момент, когда все идет по накатанной: мы из года в год ходим в храм, знаем все церковные праздники, иконы, евангельское чтение. Все замечательно. Но возникает зацикленность, мы будто бегаем по кругу

– И все превращается в рутину.

 Как в этом случае обновить свою веру? Может быть, тогда мы по-новому ощутим и присутствие Бога, ту самую благодать?

Мне кажется, ответ есть в нашем церковном календаре. За один церковный год мы, в соответствии с календарем, проходим события всего служения Христа Спасителя, всей Его земной жизни: от Благовещения до Вознесения. После вознесения последовало схождение Святого Духа, обретение святой царицей Еленой Креста Господня в Иерусалиме в начале IV века. Вроде бы все повторяется. Повторяются самые главные события  Рождество Христово и Пасха.

Представьте священника, который служит 10, 20, 40, 70 лет. Нельзя представить, чтобы он каждый год говорил одну и ту же проповедь на один и тот же праздник. Потому что от избытка сердца говорят уста. Человек живет, развивается, и он каждый раз по-новому должен переживать одну и ту же евангельскую историю.

Это происходит не только со священником, просто пример о проповеди очень ясный и доступный. Мы переживаем время Великого поста каждый раз по-разному, и это не относится к тем или иным постным блюдам, а относится к тем или иным переживаниям, к тому, что для нас сейчас особо значимо в самих себе, в отношениях с близкими, в общественной, социальной жизни, восприятии мира. Мы же каждый день разные. Нельзя жить по шаблону. Какой смысл продолжать жить, если ты больше не развиваешься?

Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что Господь Бог только тогда прерывает жизнь, когда видит, что человек уже больше не исправится. Наш путь это путь научения, исправления. Причем это происходит не от нас, а по благодати. От нас – стремление, усилие, движение по дороге жизни.

– О дороге жизни Вы правильно сказали, потому что бывает дорога жизни, а бывает дорога смерти...

– Наша жизнь это дорога жизни, но она и дорога к смерти. Как говорит апостол Павел, для Христа живем, для Христа умираем, потому, живем или умираем,всегда Христовы (см. Рим. 14, 8). А Христос всегда Воскресший. Поэтому дорога жизни и дорога смерти ведут к чему? К нашему воскресению. Ибо как Бог Отец воскресил Сына Своего, так воскресит и нас.

Понять слово «благодать» можно не только по учению отцов Церкви или посмотрев значение в православной энциклопедии. Существует и народное представление о том, что такое благодать. Мы, в общем-то, иногда не особо задумываемся о происхождении соответствующего понятия. Можем ли мы интуитивно понимать, что так или иначе благодать проявляется в этом мире? Или обязательно нужно почитать о том, что такое благодать?

Люди разные. Если у человека возникает потребность, надо почитать. Если человек живет на необитаемом острове и просто молится Богу, он будет ощущать благодать как нечто личное, свое, что ему даровано как свет и любовь. Это не является его личным, но может освящать его жизнь. Пребывать в благодати – это пребывать в любви Бога. Это понятно всем. Наша задача искать любовь. В этом плане все теоретические знания ценны не сами по себе. Человек в идеале – цельное существо, и любви, личному чувству должно сопутствовать еще интеллектуальное осознание и благоговение перед даром Божией любви.

Святитель Григорий Палама писал о Божественных энергиях вроде бы сложно, а на самом деле все очень просто. Есть дар Божественной любви, действие Бога, которое имеет нетварный характер. И через это мы, самые обычные люди, приобщаемся к Невидимому и Непостижимому Богу. По слову апостола, мы являемся причастниками Божеского естества, которое, с одной стороны, неприступно, но которое через Божию любовь и благодать действует в мире.

– Если бы мы все стремились к благодати Божией, то, наверное, не было бы ни бомбежек, ни войн, ни прочего.

– Большая иллюзия думать, что если бы все люди были верующими, научены церковному учению, тут же и восторжествовала бы правда Божия. Горькая реальность нашего мира в том, что все мы, и верующие, и неверующие, глубоко поражены грехом. Поэтому наличие горестей, смертей, войн, болезней  это реальность падшего мира, в котором мы живем. И Господь пришел не изменить этот мир, а явить Подлинного Человека, победить смерть, даровать нам посреди этого мира возможность быть вместе с Ним, обрести смысл и радость, полноту счастья, полноту бытия.

Когда я прихожу в любой из ваших храмов, каждый раз удивляюсь тому, что есть молодежь в приходах. Это радует.

Весь мир делает все, чтобы отогнать молодежь от Церкви. Но у каждого человека есть подлинные запросы, тем более у молодого: для чего я живу? что такое смерть?.. У кого есть ответы на эти вопросы? В TikTok или на дискотеке таких ответов нет.

– В доме, в котором Вы живете, есть квартиры, которые получили дети, окончившие обучение в детских домах...

Социальное жилье.

 Меня поразило, что когда эти дети начинают жить своей жизнью, первое, что они делают, заводят собак. Потому что в детском доме нельзя было

– А собаку хочется. И тут появляется возможность иметь собаку, причем с улицы подобранную.

Да, ласковую, хорошую дворняжку. Эти дети очень хотят проявления любви к ним. Ведь собака же любит…

– Собака не только любит, но и требует, чтобы ее любили.

– Эти дети приходят в храм?

 Это вопрос не только конкретно этой среды молодых людей, но всей молодежи. Некоторые дети изначально приходят в храм с родителями. Я как священник посещал детский дом, и эти дети могли каждую неделю видеть священника. Но это не может продолжаться всю их жизнь. У каждого человека бывают кризисы, и вопрос выживаемости – это вопрос того, как мы эти кризисы проходим. Кризисы будут неизбежно, но чем быстрее из них выходишь, тем лучше.

Обычное дело, когда подростки в какой-то момент заявляют родителям: «Я сегодня не пойду в храм, потому что хочу спать. И вообще больше в храм не пойду, потому что у меня своя жизнь и свои интересы». Если за детей когда-то родители сделали выбор (и это правильно – взрослые отвечают за детей, а не наоборот), то вполне правильно, что эти дети, вырастая, должны сами найти Бога. Дай Бог, чтобы все, что мы заложили в детей в детских воскресных школах, оставалось не просто надолго, а навсегда; чтобы человек знал, куда он может прийти за утешением, за обретением правильных смыслов.

– Я сложно отношусь к воскресным школам, потому что часто были примеры, когда воскресная школа превращалась не в разговоры о важном...

 Представляете, если мы не будем учить детей великой русской литературе? Это же невозможно. Но можно отбить плохим обучением любовь к Толстому, Пушкину, Достоевскому, Маяковскому, так что человек больше книгу классической литературы никогда не откроет. Жизнь – сложная, она не имеет простых рецептов, как правило.

 Маленькому ребенку не нужно рассказывать о Боге, потому что он верит без знания; у него прямая связь с Богом. В какое время наступает тот момент, когда с ребенком нужно серьезно разговаривать о Боге?

 Приведу пример Христа Спасителя. Он – Истинный Бог, Он – Подлинный Человек. В 12 лет Иисус Христос уже знает о Своем Богосыновстве. Иосиф Обручник и Дева Мария находят Его в храме, и на их упреки Господь отвечает: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). Соответственно, любой человек, возрастая и преуспевая в любви к Богу и людям, должен узнавать о Боге в силу своего возраста. Тем более что детей и подростков очень часто волнуют подлинные глубокие метафизические проблемы. И, слава Богу, в Церкви есть ответ. Этот ответ прежде всего Личность Христа Спасителя, Который есть и смысл жизни, и цель жизни, и полнота благодати Божией.

– Очень хочется общих рецептов, чтобы было все просто и понятно.

 Это мы очень сложные. А так-то – с утра проснулся, кофе выпил, помолился. Вечером пробежался, позанимался физическими упражнениями, книгу почитал, помолился, лег спать. Все очень просто. В воскресенье пошел в храм.

 У Вас есть еще одна книга, которая мне тоже очень нравится: «Таинство Божьего милосердия. Соборование». Когда во время Великого поста проходит соборование, я каждый раз убеждаюсь в том, что мы приходим для того, чтобы нам простились забытые грехи (или все грехи)... 

Почему так много людей на соборовании? Представьте сказку: бьют три источника из-под земли. Один делает человека мудрым, второй богатым, третий здоровым. Куда пойдут все? У первого источника будет меньше всего людей.

– Все равно в таинствах мы так или иначе ищем некое присутствие Божие в своей жизни, хотим, чтобы даже наше тело было многажды помазано, чтобы быть как можно ближе к некоей тайне.

– Конечно. Мы существа психофизические. Дух, душа, тело: так обычно представляют человека в полноте. Даже духовные дары в таинствах подаются нам через материальные знаки: воду крещения, обручальные кольца, святой елей, святое миро. Хлеб и вино Господь благословил служить для главного таинства Церкви.

Во время литургии люди причащаются, но не все. Насколько это критично? Не отдаляюсь ли я от Бога, если прихожу в храм на литургию и не участвую в таинстве Причащения?

– Вдруг Вы думаете о том, что нужно лучше подготовиться, подумать о своей жизни? Потому что встреча с Богом это не что-то обыденное; это ступенька вверх, выход за пределы обыденного круга. Поэтому это требует духовной и физической подготовки. Святые отцы, опыт Церкви прошедшего XX века и ее подвижников учат причащаться ревнующим о благочестии каждый воскресный день, а не четыре раза в год. Потому что Господь говорит: без Меня не будете иметь в себе жизни (см. Ин. 6, 53). Наша жизнь Христос, поэтому мы стремимся в храм каждый воскресный день, стремимся на Божественную литургию. Но у человека своя жизнь, свои нагрузки, и не всегда каждый может к этому подготовиться.

Лишь бы это не становилось отговорками и послаблением: мол, в следующий раз подготовлюсь. Потом опять в следующий раз. И прошло три месяца – а человек так и не причастился Святых Христовых Таин. Это потребность человека. Понятно, что сама подготовка не делает нас достойными участия в таинстве Причащения. Мы причащаемся потому, что Сам Господь призывает нас к Себе. Но от нас требуется серьезное, благоговейное отношение к таинству. Это выражается в каком-то напряжении сил: и душевных, и духовных, и физических.

Есть письма одного Валаамского старца, в которых он пишет своей духовной дочери: «Я говорил тебе, чтобы ты причастилась в это воскресенье, но ты написала, что посчитала себя неподготовленной. Напиши мне, когда посчитаешь себя готовой к причащению, и я тебе тотчас это запрещу».

Конечно. Такова удивительная особенность нашей духовной жизни: мы приходим ко Христу не потому, что достойны; наоборот, мы чувствуем свое недостоинство. Как только человек начинает считать, что у него все хорошо, приходит на исповедь и говорит, что каяться ему не в чем, понятно, что у него отсутствует подлинная духовная жизнь. Бывает, человек не хочет повторять на исповеди одно и то же из раза в раз. Это действительно имеет место. Но иногда человек говорит, что каяться ему не в чем; и то, что он носил одежду с иностранными надписями, – самый большой его грех. То есть человек создает карикатуру духовной жизни.

Вы говорите такие слова, которые в контексте нашей передачи о благодати заставляют задуматься. Бывает ли так, что мы гоним благодать? Бывает ли так, что мы не просто не знаем, что такое благодать, но и не можем быть достойны никакой благодати?

Я думаю, это можно сказать обо всех нас, может быть, за редким исключением. Мы те люди, которые Богу противятся. Поэтому мы смиренно молим Отца нашего Небесного: «Да будет воля Твоя». Потому что наша воля, наши дела, поступки, слова могут отдалять нас от Божией любви. Поэтому мы молимся: Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. У нас даже может ослабеть желание спасения настолько мы можем быть подавлены унынием.

– Уныние это что? Получается, это отсутствие веры.

 Мы люди слабые, немощные. Даже апостолы говорили: «Господи, умножь в нас веру» (см. Лк. 17, 5). О себе мы должны знать, что мы люди совсем немощные, и если мы не падаем, то это не из-за наших заслуг, а потому, что Господь не попускает.

Один из основных аскетических принципов деятельной духовной жизни говорит, что человек не должен надеяться на себя. Если ты думаешь, что не упадешь, у тебя просто нет надлежащего о себе знания. Второй принцип: всю свою надежду положи на Бога. Потому что невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). А Богу возможно все.

Но в этом случае нужно почувствовать Его присутствие, понимать, что Господь не мертв, но жив. Если мы убеждены, что Господь не просто изображение...

– Надо быть осторожным с чувствами. Человек может себе внушить что угодно. Воля Божия познается через жизненные обстоятельства и встречных людей. А искать в себе какие-то ответы, чувствовать и спрашивать себя, где Дух Святой, – мы этого недостойны, мы слишком маленькие для этого. Если мы будем играть в эти игры (именно играть), то окажемся на очень опасном пути. Достаточно того, что мы обращаемся с молитвой «Отче наш» к Богу, Отцу Небесному, просим обо всем благопотребном и верим, что по вере нашей будет нам.

То есть как можно меньше мечтаний и фантазий.

– Это в любой сфере. Если человек хочет добиться результатов в спорте, ему надо тренироваться, а не думать о том, когда он станет олимпийским чемпионом.

– И мечтать об успехе.

Конечно.

 Получается, мы можем желать благодати, но...

– Мы не можем ее не желать. Мы хотим жить с Богом, хотим жить в Божием присутствии. Для этого надо не так уж и много: очищать свое сердце, чтобы в нем поселились не тернии грехов, а семена, ростки Божией благодати.

Встречали ли Вы людей, которые, на Ваш взгляд, действительно были наполнены Божией благодатью?

Да, конечно. Во-первых, все верующие в храме дети Божии, у них всех есть дар духовной жизни. Но и среди обычных мирян я встречал людей, которых искренне считаю святыми. Эти люди уже ушли. Пока человек жив, о нем твердо сказать что-либо невозможно. Все помнят, что Иуда был среди ближайших апостолов, а Савл, будущий Павел, был гонителем христиан. То есть жизнь динамична, она меняется. Но то, что вокруг нас есть люди с любящим сердцем, которых Господь Бог посещает Своею милостью, это, несомненно, так. И в нашем большом многомиллионном городе таких людей немало.

– Благословите наших телезрителей.

– Попросим, чтобы вся наша жизнь действительно была дорогой ко Христу, дорогой жизни.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X