Беседы с батюшкой. О Победе. Священник Алексий Дудин. 9 мая 2025

9 мая 2025 г.

В гостях в студии – настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар священник Алексий Дудин.

– Не самое очевидное, что победа – это удел только сильных людей. Сила может быть не только физическая, но и духовная. Вы помните наверняка то время, когда День Победы даже не отмечался. Но сейчас мы его отмечаем, и сегодня для всех нас это особый день.  Для Вас как для священника и человека, который не раз бывал на Донбассе и видел людей с другим ощущением Дня Победы, что означает слово «победа»?

– Победа – понятие действительно многогранное. Есть победа физическая, есть победа душевная, а есть – духовная. Победа, память которой мы отмечаем сегодня, это то, к чему стремились наши деды и прадеды, наш народ. Эта победа была одержана в тяжелой борьбе, потому что трудно говорить о победе, если нет борьбы. В этом отношении человек всегда находится в той или иной форме борения. Если это испытание, искушение, которое было у нас во время Великой Отечественной войны, то и борьба ведется серьезная. Не на жизнь, а на смерть.

Победа – это выигранная борьба. Как вести борьбу, чтобы победить? Нужно делать так, чтобы было максимально удобно тебе и максимально неудобно твоему противнику. Наши люди должны были сплотиться, потому что единство дает серьезную силу. Пришлось много трудиться, потому что война выигрывалась не только на полях сражений, но и у станка, где стояли женщины, дети, инвалиды. Каждый, несмотря на то что было тяжело и не хватало сил, вкладывался в победу и участвовал в борьбе.

Почему у нас общая победа? Вся наша страна мобилизовалась в этой борьбе. Поиск того, чтобы тебе было максимально удобно, а противнику максимально неудобно, и есть предпосылки для победы.

Мы, верующие люди, прекрасно знаем, что победу дает Господь. Еще в Ветхом Завете сказано, что коня готовят к сражению, а победа – от Господа. Если Он не будет участвовать в деле человека, то человек не сможет сделать даже самой простой вещи. В псалмах сказано, что если не Господь стережет город, то напрасно бдит тот, кто его стережет. Если не Господь строит дом, храм, то всуе трудятся люди.

Победа – это всегда дар. Прежде всего дар Божий. Но Господь никогда не дает дар тому, кто не будет его ценить и кто не потрудился ради победы. Если мы говорим о победе физической, то это физический труд, общее единство. Если речь о христианской победе, то это, конечно, духовный труд и духовное единство со Христом, чего человек должен достичь в рамках своего подвига.

– Вопрос от Дмитрия: «У меня два дедушки воевали. Один – полковник, врачом полевым был. Второй – подполковник, защищал Гатчину. Каждое утро я молюсь о наших павших воинах Великой Отечественной войны. Не забываю о тех, кто пережил блокаду, и о тех, кто не смог. Батюшка, посоветуйте: как поминать их не только в домашней молитве?»

– В храме всегда поминают воинов, за Отечество наше живот свой положивших. Когда пишут записки, есть традиция  указывать что-то дополнительно перед именем. Если это младенец, то пишется «мл». Если кто-то болеет, пишется «болящий». Если это воин, то префикс «воин такой-то». Имеется в виду, что человек совершил подвиг, отдал свою жизнь ради того, чтобы мы с вами жили, чтобы наша Церковь осталась на Русской земле целой и невредимой.

Поэтому поминать воинов – дело святое, дело нужное. Поминовение тех, кто отдал душу за нас с вами, – это гармоничная часть молитвенной жизни Церкви. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Так сказал Христос, и так действительно есть.

Подвиг наших воинов лежит в первооснове нашей победы, нашей духовной и телесной независимости, которую мы имеем. Для священника или для того, кто совершает такое поминовение, это дополнительный духовный стимул приложить свое сердце в благодарность о подвиге воина и помянуть его с особым теплом и духовной глубиной.

– Вчера и сегодня мы пересылали друг другу открытки с Днем Победы. На них, как правило, изображаются наши воины в радостном состоянии духа. Но мы никогда не думаем о том, что победа – это не только праздник, но и тяжелый труд. Мы не культивируем его, не понимаем и не принимаем в слове «победа». В нашем внутреннем понимании, в христианском осмыслении слово «победа» не только результат, но прежде всего путь к ее достижению.

– Победа – это праздник со слезами на глазах, потому что в человеческом понятии праздника существует много граней, оттенков. Мы празднуем Новый год, но это не такое празднование, как День Победы.

Мы можем праздновать свой день рождения, но это не тот праздник, который отмечает вся страна. Можем отмечать какие-то другие праздники, имеющие грань легкого радостного события с ожиданием чего-то в будущем. День Победы же – это воспоминание о том, какую жертву мы принесли, чтобы победа состоялась.

Очень хорошо, что наша победа празднуется в пасхальное время, когда поется «Христос воскресе!». Главная христианская победа – Христа над грехом и смертью – является лейтмотивом Великой Победы.  

– Вопрос от Ирины: «У меня оба деда погибли на войне. Один в 1942 году, другой – в 1943 году. Мне уже 60 лет, и получается, что мой сын старше их. Я даже написала стихотворение.

 

Хочу, чтоб мне приснился дед,

Тогда бы я ему сказала:

Как жаль, что я тебя не знала

Всю жизнь и много-много лет.

 

Как жаль, что в той далекой жизни,

Где еще не было меня,

Спасая дом, семью, Отчизну,

Ты не вернулся из огня. 

 

Ты знаешь, дед, а мы похожи,

И вздрогну, глянув на него.

Какой он дед? Ведь он моложе,

Моложе сына моего…

 

А вопрос у меня такой: в декабре на СВО у нас пропал без вести родственник. Пока о нем ничего не известно, но военные люди говорят, что нет никакой надежды. Я все равно в молитве вспоминаю его как живого. Правильно ли это?»

– Вопрос жизненный. Вы поступаете абсолютно правильно, потому что пока вы не получили точного извещения, что человек погиб, надо молиться за него как за живого. Во-первых, у Бога все живы. Во-вторых, пока есть хоть малейшая надежда, нужно просить Господа, чтобы Он сохранил этого человека. Как уж там будет – это Божья воля.

Ко мне иногда подходят и спрашивают: «Батюшка, я точно знаю, что мой сын погиб. Можно я все-таки буду за него молиться как за живого?» Этот вопрос очень часто сейчас звучит.

Я стараюсь объяснить людям, что если уже точно известно о гибели человека, если его похоронили, то надо молиться как за усопшего. Потому что он уже совершил свой подвиг, и мы об этом знаем. Конец жизни человека – это тоже своеобразная победа, если человек закончил эту жизнь как герой. Не надо уменьшать подвиг человека, пытаясь таким виртуальным образом продлить его жизнь и молясь о нем как о живом. Если точно известно о гибели, надо молиться о погибшем. Если человек пропал без вести, молитесь как о живом. 

Это очень важный момент, потому что здесь как раз возникает христианское осмысление победы, в том числе победы над самим собой. Недавно обсуждалась проблема отношения к трусам, к людям, которые не могут перенести воинского труда и бегут, что называется. Отношение к этим людям особое. В нас борются два человека: один хочет быть со Христом, в благодати и милосердии Господа; другой живет так, что Христос ему не нужен. Каким образом мы можем одержать победу над собой, над своим трусом, над тем внутренним человеком, который не может жить в Господе?

 Если человек ищет именно крепости, то надо помнить, что крепость – от Господа, сотворившего небо и землю. Если Господь не даст человеку крепкого, мужественного сердца, сам по себе человек не может ни своим упрямством, ни своей бравадой себя взбодрить, настроить и сделать то, что хочет. Без Божией помощи никто не может преодолеть своего ветхого человека. Нужно понимать, что победу нужно одержать не над собой, а над тем грехом, который тебя порабощает. Человек был создан Господом без греха. Грех это то, что человек приобрел здесь, на земле; это то, что пленяет его постоянно, в том числе заставляет быть трусом. Чем более человек чист сердцем, чем более свободен от греха, тем больше он свободен и от страха.

Как преодолеть страх? Например, наших военных, которые находятся в горячих точках, прежде всего учат бояться не за себя, а за своего товарища. Есть такая поговорка: «Сам погибай, а товарища выручай». И если человек научится отходить от своего эгоизма путем заботы о своем ближнем, он начнет побеждать себя, начнет идти вперед с Божией помощью. Без Божией помощи невозможно перестать быть малодушным. Несмотря на то что человек по-прежнему будет испытывать страх и ему по-прежнему будет тяжело переступить через себя, через инстинкт самосохранения, через свой эгоизм, он может совершить этот подвиг только со Христом. Если человек помнит, что сделал для него Христос, этот подвиг всегда совершить легче.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Вы говорили о духовной составляющей победы. У меня зависимость: периодически срываюсь на наркотики. Я хожу в храм, причащаюсь, исповедуюсь, но все время одно и то же. Как победить эту страсть, эту зависимость?»

 Зависимость это одно из смертельных прогрессирующих заболеваний, и победить ее можно только с помощью Божией и с помощью разумной терапии. Победа над своей зависимостью – наверное, одна из самых ярких побед, которую мы видим в нашей церкви. У нас есть такие люди, которые побеждают свою зависимость от наркотиков и алкоголя. На территории нашего прихода есть реабилитационный центр, и каждый человек может туда обратиться. Причем обратиться могут не только те, кто имеет зависимость. Потому что эта беда разъедает всю семью. И созависимые люди (мамы, дети алкоголиков, наркоманов) тоже могут к нам обратиться и получить помощь.

Как я уже говорил, чтобы одержать победу, нужно сплотиться. Те люди, которые находятся в беде и претерпевают потери из-за своей страсти, объединяются и работают по определенной программе. У нас есть программа «12 шагов» с православным наполнением. По этой программе человек постепенно выздоравливает, одерживает победу.

Вспомните, как люди выходили из окружения. Это же не было легким делом. Например, человек сбегал из концлагеря, а дальше ему нужно было пройти через леса, через болота, избежать всех вражеских ловушек, все вражеские патрули, чтобы выйти к своим. Но потом еще нужно было доказать, что ты не предатель, пройти все эти мытарства. И только потом уже можно говорить, что человек полностью вырвался из плена.

То же самое происходит и с зависимым человеком. Это трудный, тяжелый путь, на котором нужно обращаться за помощью, за поддержкой и к Богу, и к другим людям, которые в состоянии помочь, подсказать, как действовать. И нужно их слушаться. Если человек начинает метаться или придумывать свой план избавления, у него ничего не получается. Здесь нужны и поддержка, и помощь, и молитва. Это комплексное био-социо-духовное заболевание, соответственно, избавление от него лежит во всех этих сферах, и во всех этих сферах придется потрудиться. Если Вам нужна такая помощь – пожалуйста, обращайтесь.

В любом случае, еще раз повторю, самая главная победа в жизни человека победа над грехом, а не над самим собой. Многие зависимые люди думают так: «Я сейчас напрягусь, заставлю себя, на зубах выберусь из этого состояния». Ничего не получится. Потому что зачастую победа над грехом начинается с признания собственного бессилия, с признания того, что без Спасителя Христа невозможно стать победителем. Как только человек перестает надеяться на себя, он сразу становится более мудрым, более крепким и готовым принять ту помощь, которую простирает к нему Христос.

Ведь именно Господь требует от нас быть победителями. Посмотрим на эсхатологию нашей Церкви. Эсхатология – это учение о том, чем закончится вся мировая история; это ожидание встречи с Богом. Когда человеческая жизнь заканчивается, человек предстает перед Господом. И весь мир рано или поздно предстанет перед Богом. Так вот, эсхатология несет в себе заповедь Христа о победе. Христос требует, чтобы мы были победителями. Многие воспринимают победу как нечто такое, когда первым достал шашку и срубил врагу голову. Врагу можно срубить голову, но бесу голову не срубишь, у нас нет такой шашки. Такое оружие – меч духовный есть у Христа, и это оружие – слово Божие.

Многие протестанты говорят, что прочитал слово Божие значит, спасен. Ничего подобного. Слово Божие имеет истинное понимание в истинной Христовой Церкви; имеет истинную силу в истинных таинствах Церкви. Если Христос говорит, что человеку необходимо причащаться, то он должен получать Причастие в той Церкви, которую создал Сам Христос, через ту благодать, которую Он через Своих апостолов передал и сохранил здесь, на земле. Эта Церковь Божия никогда не прекращала своего существования, своего победного шествия. И нам очень важно присоединиться к этой Церкви. Тогда наша победа будет победой полной, победой духовной, победой Христовой.

Когда мы идем по духовному пути, очень важно помнить, кто наш враг. Нашим врагом не является конкретный человек. Я очень рад, что я русский человек и имею перед собой пример того, как русские люди относятся к поверженному врагу. У русских нет никакой ненависти, никакого превосходства: я лучше, а ты хуже. Действительно, с нами Бог. Но Бог с нами не потому, что мы определенной группы крови или формы черепа. Господь с нами ровно настолько, насколько наше сердце находится в православной связи со Христом. Если эта связь не повреждена, тогда мы через эту связь освобождаемся от власти греха и становимся вместе с Христом победителями. И это самая главная победа. Именно это являлось той закваской, которая в Великой Отечественной войне помогла нашей стране выстоять, несмотря на то что практически весь мир был против нас. Как и сейчас: великая громадина надвигается на нас. Но если мы будем со Христом, Господь дарует нам победу. А если мы будем малодушествовать, метаться туда-сюда? Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 8).

Представьте, если человек на войне начнет метаться: слушать командира или не слушать, идти в атаку или отступать? Понятно, что никакой победы он не одержит. Но если шествовать за своим командиром наш Командир – это Христос), тогда мы одержим победу, но не своей силой, а силой Божией и Божиим благословением. И это, наверное, самое главное в победе христианской. Потому что наша брань, как говорит апостол, не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12). Мы боремся прежде всего со своими страстями. Победив свои страсти с Божией помощью, мы можем помочь другому человеку избавиться от его страстей, его зависимостей.

Завершая ответ на вопрос, скажу, что очень важно, чтобы человеку помогал тот, кто сам вышел из состояния зависимости. Поэтому, пожалуйста, приходите к нам. У нас есть люди, побеждающие этот грех. И мы готовы Вам помочь с Божией помощью и трудами тех людей, которые тоже побеждают ужасную страсть к наркотикам или пьянству.

Много раз я видел ваших подопечных, и меня всегда поражало, что люди, которые преодолели эту страсть, становятся примером для тех, кто впервые обращается за помощью. Это удивительно. Как есть ветераны войны, которые могут рассказать о том, как побеждать врага, так и в вашем реабилитационном центре люди помогают другим своим примером. Приходит алкоголик или наркоман и видит тех людей, которые побороли свою страсть.

Я всегда вспоминаю Августовскую икону Божией Матери, когда думаю о преодолении чего-то. Воины, попав в окружение, обратились к Богородице, помолились и после этого получили помощь и указание, как выйти из окружения. Для меня это особый пример того, как можно, обратившись к Господу, выйти из окружения своих внутренних врагов. Наверное, мы можем стать победителями вместе. Но для каждого человека есть его индивидуальная победа. И победа может быть общей, если у каждого человека будет свой подвиг, свой путь и своя победа.

– Есть в этом мире победа Христова. Эта победа совершена для всех людей. Победа Христова одна, она общая для всех и дарована самой дорогой ценой — кровью Сына Божьего. Но в православном христианстве мы проповедуем свою личную ответственность перед Господом, потому что эту победу мы можем принять, а можем отвергнуть. Мы можем ей следовать, а можем, к сожалению, сделать так, что даже Всемогущий и Мудрый Господь, желающий, чтобы мы спаслись, не сможет этого сделать. Представляете, сколько в человеке волепроизволения, но, соответственно, и ответственности за свои действия. За все, что человек делает сам, он сам отвечает перед Богом.

Человек может принимать чужую помощь имею в виду помощь тех людей, которые идут впереди). Очень полезно для христианина, идущего к победе, найти своего духовника или человека, который разбирается в этом. Вот Вы сказали про ветерана. Ветеран духовных войск  это духовный человек. Хорошо, когда у человека есть духовник, но так бывает не всегда. Тогда, по крайней мере, нужно найти того, кто для тебя впереди идущий, более опытный, на кого ты хотел бы равняться. Хорошо, если есть живое общение с этим человеком, но если живого общения нет, надо пользоваться нашим святоотеческим наследием. Это тяжелее, чем живой пример, тем не менее это путь, который человек с Божией помощью может пройти и обрести победу над грехом.

Христос воскрес. Мы все время поем тропарь Пасхи, все время произносим эти слова, но иногда это происходит по привычке. Эта победа уже совершена. Как научиться ее принимать? Как правильно и от всей души услышать этот возглас победы: «Христос воскресе»?

– Дам самый очевидный ответ на этот вопрос. Если нам что-то нужно, мы просим об этом Бога. Иисусе Воскресший, воскреси души наша. «Господи, дай мне стать сопричастником Твоего воскресения. Помоги мне не потерять благодать воскресения, которую Ты изливаешь в этот мир». Но мало Бога просить словами, нужно этого желать, жаждать. Спасения нужно желать не просто теоретически: «Господи, если Тебе надо, приди и спаси меня». Нет; надо жаждать. Если в человеке есть жажда быть со Христом, тогда он осилит этот путь. Пройти по пути духовного воскресения непросто.

Вспомните, как Господь воскресил Лазаря. Лазарь был связан по рукам и ногам пеленами и не смог бы встать и выйти из гроба. Но глас Христа «Лазарь, выйди вон!» вывел его из гроба. Так вот, чтобы глас Христа имел власть в нашей жизни, мы должны, во-первых, желать этого всем сердцем, всей душой; во-вторых, должны просить об этом Бога и делать те шаги в этом направлении, которые можем сделать. Странно, если человек будет молиться: «Господи, открой мне Евангелие, чтобы я его понимал»,  но при этом не будет читать слово Божие. Или будет молиться: «Господи, дай мне смирение»,  но при этом будет отвергать тех людей, которые ему посылаются, начнет с ними ссориться, ругаться, воевать. Это будет странно.

Если человек делает навстречу Богу хотя бы один шаг, Господь делает десять шагов навстречу. Это образно. Если этот шаг человеком не будет сделан, то Господь не сможет сделать десяти шагов навстречу. Вот самый главный парадокс во Вселенной. Если помните, была такая загадка, которой в коммунистические времена пытались колебать умы верующих людей: может ли Всемогущий Бог создать такой камень, который Сам поднять не сможет? Если Он не может создать такой камень, тогда Он не Всемогущий. А если Он создал такой камень, который Сам поднять не сможет, тогда какой же Он Всемогущий? Так вот, святые отцы говорят, что такой камень был создан – это свободная человеческая душа. Господь создал человеческую душу по образу и подобию Своему, но спасти эту душу без участия человека и привести ее в райские чертоги Христос не может, если человек не явит свое серьезное творческое, зачастую претрудное произволение.

Если мы хотим быть со Христом, мы должны явить это своими делами, своим желанием, своим трудом, иногда потом, иногда страданиями. Христианин не может быть без креста, и победа не может быть без трудностей. Что это за победа, если она далась совершенно без трудностей? Кто будет ценить такую победу? Что в ней славного? Ничего славного в ней нет. Но мы прекрасно знаем, что чем больше человек подвизался Христа ради, тем более славным святым он стал, тем больше Господь его прославил.

Апостол Павел говорит: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 41). В этом отношении каждый человек, даже идущий ко Христу, всегда отличается своим произволением, степенью его проявления, его глубиной и силой.

Победители тоже бывают разные. Есть победители, совершившие великие подвиги, великие свершения. Если говорить о войне, мы знаем великое множество героев, которые пожертвовали своей жизнью, спасли своих товарищей и обеспечили победу локальную. И потом эти локальные победы, как отдельно текущие ручейки, слились в великий и могучий поток победы, которая прорвала плотину зла, ненависти, смела всю эту нечисть и с Русской земли, и с остальной части планеты. Фашизм был сметен подвигом тех людей, которые прилагали к этому свои усилия. Кто-то прилагал усилия в малом, честно трудясь у станка. Кто-то прилагал усилия во многом, отдавая свою жизнь.

Всем хотелось жить, каждый хотел увидеть плоды победы, каждый хотел быть счастливым, вернуться к своей семье, матери, отцу. Ни для кого жизнь не является какой-то ненужной песчинкой, она ценна для всех. Всякий человек любит жизнь, это естественно. Смерть противоестественна для человека. Мы регулярно сталкиваемся с этим в храмах, когда люди приходят на отпевание и безутешно начинают плакать: «На кого ж ты нас покинул?» Никто не любит смерть. Любой человек страшится смерти. И это нормально. Смерть не принадлежит нашему естеству, она стала следствием греха. Но преодолеть страх перед смертью и саму смерть в полноте мы можем только с Богом, понимая, ради чего и ради кого мы совершаем этот подвиг.

– Маленькое воспоминание. Мы проезжали Луганск, под Луганском лес, в котором половина деревьев изрешечена осколками от взрывов. Я ехал и думал о том, что настанет время, когда на этом месте вырастет новый лес. Но каждый раз, проезжая это место, мы будем вспоминать время, когда этого леса почти не было и множество деревьев было изуродовано взрывами снарядов. Этот пример может помочь нам поверить в то, что даже если большее количество деревьев снесено, лес будет.

Всё в руках Божиих. Господь дает победу тому, кто трудится ради этой победы. Эти деревья, эти души человеческие будут восстановлены и не погибнут, пока мы будем хранить и ценить эту победу. Вот мы ценим нашу победу, с которой я еще раз поздравляю всех наших телезрителей. И дай Бог, чтобы эта победа и дальше была пронесена в веках как великое достижение нашего народа. Пока мы ценим эту победу, она будет с нами. Как только мы о ней забудем, мы ее потеряем. Поэтому мало новым деревьям вырасти, нужно, чтобы память о павших деревьях осталась вместе с нами.

Благословите наших телезрителей.

Господи, благослови нас быть победителями греха и порока, сохрани нашу землю Русскую. И дай Бог, чтобы все, что Ты нам даешь, послужило нам на пользу и во спасение.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Павел Зюзин и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X