Беседы с батюшкой. О Божьем Суде. Игумен Фома (Василенко). 21 ноября 2024

21 ноября 2024 г.

В студии игумен Фома Василенко, настоятель храма Святой Троицы на Октябрьской набережной (г. Санкт-Петербург). Тема сегодняшнего эфира: «Суд Божий». Мы часто называем его Страшным Судом. В этом случае у людей возникает много вопросов. Почему он Страшный? Ведь это Суд Божий, мы православные верующие, это же, наоборот, будет хорошо. Что такое Суд Божий и почему мы называем его Страшным?

Суд Божий начинается с момента рождения человека и заканчивается Страшным Судом Вторым Пришествием Христовым. Страшный он потому, что это будет необычайное происшествие, очень торжественное, Господь явится в великой славе. Будет невиданное зрелище. Страшно еще, что после этого приговора уже нельзя будет ничего изменить. Если на частном суде, который бывает в сороковой день после смерти, Господь определяет местонахождение души до Страшного Суда, ее блаженство или мучения, то после Страшного Суда всё. Уже и молиться не будет смысла… Господь исполнит таким состоянием душу спасенного человека, что он не будет мучиться от мысли, что его родственники или близкие, любимые люди пошли в вечную муку…

Суд продолжается в течение всей земной жизни человека. Человек возрастает, еще ничего не понимает, но Господь уже смотрит, к чему тот склоняется. Его суд до определенного момента не бывает открыт человеку. Случается, когда человек уже начинает что-то понимать, в зависимости от воспитания, умственных способностей и духовного развития, Бог постепенно начинает ему что-то открывать, но не сразу, жалея его и милосердно к нему относясь. Чтобы человек не пришел в отчаяние, не потерял надежду. Постепенно, дозированно, по Своей премудрости Господь открывает человеку новые горизонты. Показывает поле, которым, образно говоря, является душа человека, заросшее сорняками и требующее работы над собой.

У меня всегда было ощущение, что на Страшном Суде мы никоим образом не можем надеяться на помилование. Если говорим о человеческом суде, есть амнистия или еще что-нибудь, а тут возникает ощущение, что точно будет какая-то ужасная история именно со мной. Страх существует, но надежды как-то очень мало.

Мы во время богослужения часто говорим: яко Человеколюбец; яко милосерд, яко милостив. По своему рассуждению мы правы, когда видим, что не за что нас спасать. Мне очень нравится утешительная мысль святителя Феофана Затворника. Он говорит, что на Страшном Суде Господь явится не то чтобы в грозном и страшном виде. Он будет искать, за что человека помиловать, а не наказать. О наказании заботится так называемый прокурор от духовных бесплотных сил, который все время на человека что-то наваливает и еще прибавляет от себя. Враг спасения рода человеческого. А Господь, наоборот, будет искать, за что нас помиловать. Это очень обнадеживает и придает сил. Возможно, Господь и во мне что-то найдет. Есть надежда на это. Мне надо Ему помочь, быть в сотрудничестве с Ним. Если сделал что-то небольшое, надо это не уменьшать, а растить. Не говорить себе, что это уже делал, можно и так продолжать. У души нет постоянства, она не может остановиться. Или растет, развивается, или деградирует.

Вопрос от телезрителя Андрея из города Тольятти: «Господь Бог по Своей воле может сделать с человеком что угодно, как с Иовом Многострадальным? Это будет благом для человека?»

Все, что делает Господь с человеком, бывает для его пользы. Господь устраивает все по любви. Любовь Божия не слепая, а премудрая. Если мы можем рассуждать о чем-то хорошем в отношении людей, то применимо к Богу все это нужно умножить на неизвестную мне цифру, настолько Бог больше, богаче, щедрее и лучше. И если случается испытание, оно не бывает выше наших сил. Это попущено Богом. Мы в Евангелии читаем: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены. Нужно внимательно читать Евангелие, чтобы оно поменяло сознание, стало новой формой жизни. Важно обязательно обращаться к святым, которые разъясняют нам, младенцам в духовном смысле, непонятные места из Евангелия…

Еще раз повторю: все, что с нами происходит, бывает по воле Божией для пользы человека. Даже внезапная смерть случается не без воли Божией. Бывает, что есть воля Божия прямая, а бывает попущение Божие. Господь попускает чему-то случиться, видя стремление человека, его свободный выбор. Он Бога не устраивает, но Господь это попускает, чтобы человек мог воспользоваться своим правом выбора и сам увидел результат. Не все люди мудрые и учатся на чужих ошибках. Есть такие, которые учатся на своих. Неисповедимы пути Господни, и это тоже примется. Если человек хочет на своих шишках учиться, пусть. Но лучше всего изучать нашу церковную литературу, Библейскую историю, святоотеческое наследие и жития святых, и этим питать свою душу, иметь для себя образец, маяк для дальнейшего движения в Царствие Небесное.

Сегодня праздник всех Небесных Сил бесплотных. У нас есть ангел-защитник. Существует убеждение: когда мы творим грех, ангел от нас отходит. Насколько оно, на Ваш взгляд, верно?

Об этом говорится в житии святого Симеона, Христа ради юродивого. Там описывается, что он увидел ангела, который стоял возле дома и плакал. Святой спросил: «Почему ты плачешь?» Ангел сказал: «В этом доме живет человек, к которому я приставлен Богом, он грешит сейчас, и я не могу туда подойти». Человек делает свой выбор в пользу греха, и ангел насильно не может его что-то заставить. Вернее, может, но не заставляет, потому что человек имеет свободу от Бога. Сам Господь не заставляет человека совершить какой-то выбор насильно, пока человек не сделает его добровольно. Бог принимает его, но за этот выбор каждый человек отвечает. Неправильно сделанный выбор не освобождает от ответственности. Если ты чего-то не знал и согрешил, будешь наказан, но немного, относительно того, кто знал это и все равно сделал. Тогда ангел-хранитель отходит.

Мы слышим о том, что за каждое праздное слово дадим ответ. Что в наше время можно подразумевать под праздным словом?

Пустое слово. Говорят: «Ты зачем это сказал?» «Просто так». Просто так ничего не бывает. Если человек что-то совершил и говорит, что он это просто так сделал, все равно есть какая-то причина. Например, рассмешить, проявить остроумие. Мотивы поступков могут быть разными. Праздное слово это пустое слово, которое расслабляет человека. Если полезное слово человека наполняет, концентрирует, он собирается с силами и начинает работать над собой, то праздное слово все это забирает. Например, читаешь полезную книгу или включаешь телевизор, смотришь бестолковый боевик. Ты читал книгу духовного содержания и почувствовал в себе настрой к покаянию и терпению; одним словом, обновился. Потом включил телевизор, и все, что ты прочитал в книге, исчезло. Праздное времяпрепровождение растворяет и низводит до нуля все полезное.

То есть праздным может быть даже размышление?

Да, фантазия ни о чем. Человек решил делать что-то полезное. Искуситель это замечает и начинает строить ему козни. Как люди говорят: «Только соберусь в храм, сразу столько дел появляется…» В духовной жизни, как только соберется человек, решится на что-то, тут же начинается проверка его силы воли и решимости пойти до конца. Эту решимость нужно воплощать. Бывает, что Господь принимает одно только намерение человеческое. Но это Он уже видит и судит. Какие были обстоятельства? Дал ли Он этой решимости претвориться в дело? Один только Господь может это определить безошибочно.

Мы должны знать следующее. Все, что мы делаем, совершаем для того, чтобы подготовить себя к какому-то дару Божию, благодати. Она не приходит к нам как награда, мол, я сделал то-то и должна прийти благодать. Она дар Божий. Мы, с одной стороны, не должны быть уверены: что-то делаем и за это получим награду. А с другой стороны, мы не должны не делать ничего. Потому что действиями для получения этого дара мы подготавливаем себя к нему. А даст Господь или не даст, Он Сам решает. Как показывает наш церковный опыт, все, кто трудится, обязательно что-то получают. В зависимости от терпения: кто-то получает сразу, потому что Господь видит, что человек немощный. Все разные, кто-то в конце жизни только... Господь, зная большое терпение и силу человека, которые от Него, дает ему всю жизнь побороться, помучиться, быть в недоумении и опасении, что все напрасно, попускает претерпеть искушения разного рода. Одним словом, нужно себя подготавливать, а дает уже Господь в зависимости от нашей подготовки, от того, как Он Сам видит, какой дар мы можем принять, а какой будет нам вреден. Одним словом, у Бога все так точно, что мы и представить не можем. Лучше об этом не фантазировать, а читать. Или перенимать опыт, которым с нами делится проверенный человек, кому можно доверять в духовной жизни.

Меня потрясла мысль о том, что можно всю жизнь не получить дара благодати, а только в конце жизни.

Вас потрясло, а для кого-то это норма.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Бог, как известно, существует вне времени и знает абсолютно все о каждом человеке, его начало и конец. А тут, получается, на частном суде Он решает участь человека, а потом, по молитвам Церкви, поменяет Свое решение на Страшном Суде и человек окажется уже в другом месте. Получается, что Бог ошибся. Какой-то абсурд».

Абсурд думать о Боге исходя из своих собственных способностей. Как мы сегодня говорили, все, что есть великого у человечества, мудрость, богатство, щедрость, милосердие, все самое лучшее нужно помножить не знаю на какую цифру и все равно это не будет описанием Бога.

Бог может поменять свое решение о человеке, поэтому это не Страшный, а частный суд. Он и Сам говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Милосердие в этом и заключается, когда прощают кого-то, если есть такая возможность, и принимают не дела или покаяние самого человека, а молитвы ближних о нем. В Церкви есть традиция молиться об усопших. Она обусловлена тем, что мы имеем откровение из загробного царства о том, что молитвы принимаются Богом и участь людей меняется. Конечно, в зависимости от того, кто как прожил. Самый яркий пример – это богач и Лазарь. Мы знаем, что там богачу уже ничего не дали, хотя он и просил, умолял о себе, своих братьях. Все уже было точно взвешено, все было дано им для того, чтобы они получили наследство блаженных людей, но они этим не воспользовались. Мы можем рассуждать только о том, что имеем церковную традицию, церковный опыт, и исходить из этого. Благодарить за то, что у нас все это есть, и пользоваться этим. Вы говорите, абсурд, но Господь настолько неописуемый, что кажущееся нам абсурдным возможно Богу.

– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Если человек всю жизнь творил добрые дела и перешел в иной мир, то как его будет судить Бог? Спасется ли он, если эти дела творились не ради Бога, а ради близких и родных?»

У нас есть две заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего. Спасение состоит в наших ближних. Если мы оказываем им любовь, тогда Господь может это принимать. Но, с другой стороны, мы с вами можем судить людей по внешней жизни, а Бог судит по тому, что было внутри, насколько эти добрые дела чисты, не были ли они смешаны с корыстью, тщеславием, с чем-то еще. Это уже один Господь Бог знает, и Он на своих весах все точно взвесит. Нам с вами остается только подражать тем людям, которые делают добро. И молиться Богу, чтобы Он помиловал тех, кто уже ничего для себя сделать не может.

Недавно я общался с одной женщиной, у которой скончался некрещеный супруг. Она мучилась, плакала и думала о том, что теперь делать, как молиться за него и почему Церковь за него не молится. Была в страшном недоумении. Я спросил: «Почему Вы так беспокоитесь? Вы говорите, что он был очень хороший человек». Она сказала: «Боюсь, что он попадет в ад». Эта мысль была настолько ужасна для нее, что она постоянно плакала и пыталась каким-то образом решить этот вопрос, вплоть до того, что узнавала, нельзя ли покрестить умершего человека. Что бы Вы посоветовали этой женщине?

– В Церкви есть такое мнение на этот счет: некрещеных можно поминать молитвой преподобного Льва Оптинского, которую он советовал своему послушнику Александру, когда у того удавился отец. Эту молитву о самоубийцах Церковь благословляет читать и о некрещеных.

Вернемся к определению слова «воздаяние». Мы говорим, что человек грешил, совершал нехорошие вещи и будет воздаяние за грех. Как мы произносим данное слово именно в этом смысле? Можем ли мы воспринимать Божий Суд как воздаяние?

Да, как воздаяние тоже. Господь Милосердный, Человеколюбивый, но еще и справедливый. Я так думаю, Страшный Суд еще не произошел из-за того, что Бог есть любовь, Он старается, чтобы максимальное число людей попало под Его милость. Он долготерпелив, более того, Он смиренный. Смиренный – это тот, кто перерос долготерпение. Смирение называют одеянием Божества. Нам это не очень понятно, в отличие от терпения или долготерпения. Смирение понятно одному Богу. Святые отцы только говорят, как к смирению подойти.

Поэтому воздаяние будет, и хорошо, что мы знаем про мучения. Если мы знаем о них и живем так, как живем, то как бы мы вели себя, не зная о них? Люди слышали, какие мучения вызывают сигареты: рак легких, щитовидки. Видели ужасные картинки и все равно курят. Если бы не было страха перед геенной огненной, вечными мучениями, как бы люди себя тогда вели?

Вы многократно были на Святой Земле, там же есть конкретное место, геенна огненная, для людей это был точный адрес.

– Да, это было место, где сжигали всякие нечистоты, куда бросали трупы разбойников, недостойных людей. Чтобы зараза не распространялась, всё поджигали. Можно представить, какой смрад исходил оттуда. Постоянно был огонь, дым и смрад.

Могу себе представить.

Вопрос телезрителя Николая из Ростовской области: «Я всегда очень внимательно смотрю телеканалы «Спас» и «Союз». Почему-то на них очень плохо говорится о коммунистической идеологии. Но ведь мы знаем из Деяний, что у многих уверовавших было одно сердце, одна душа, и никто имения своего не называл своим, все было общее. Мне кажется, что сердцевина христианского учения это отношение к собственности. Общественная объединяет людей, частная разъединяет. Это, мне кажется, очень большой грех, который на Страшном Суде будет много значить».

Если я правильно понял, у коммунистов было общее имущество, а современные христиане злоупотребляют им. Люди, которые говорят о вечной жизни, больше всего набирают себе, и равновесие нарушается, появляется вопрос, почему коммунисты хуже, чем христиане. Во-первых, мы не говорим, что все коммунисты были злые, и не говорим, что все христиане спасутся. К сожалению, между крещеным и православным христианином часто бывает очень большой зазор. Его нужно устранить во время земной жизни, дорасти до богоподобия. А у коммунистов были яркие примеры именно христианских добродетелей.

Но мы уже говорили сегодня, что суд находится в руках Божиих. Были очень хорошие люди, наверняка и сейчас есть, которые в глазах Божиих, может быть, даже больше, чем некоторые православные христиане. Среди коммунистов было очень много людей, крещенных тайком. Тут много факторов, чтобы ставить какую-то оценку тем или иным людям. Мы знаем, что в аду самое худшее место будет у тех людей, которые познали Христа и своей жизнью от Него отреклись. Мы об этом знаем из жизни преподобного Макария Великого. Однажды он увидел в пустыне череп, стукнул по нему палкой и сказал: «Кто ты?» Тот ему ответил, что он языческий жрец, рассказал про свои мучения и говорит: «Блажен ты, авва Макарий, когда молишься о тех, кто находится в аду, мы тогда получаем утешение». Преподобный спросил: «Какое же это утешение?» «Когда ты молишься за нас, мы друг друга видим, и в этом состоит наше утешение». Преподобный Макарий спросил: «А есть ли мучение хуже вашего?» «Да, мы, не познавшие Бога, мучаемся вот так. А те, кто познал Христа, отрекся от Него, находятся ниже нас». Преподобный Макарий прослезился и предал этот череп погребению.

Вот что страшно! Все есть у православных христиан, Господь в таинствах дает нам благодатные силы, которые должны были бы обожить нас. Но мы не готовимся их принять и потом оказываемся хуже грешников. Беда, что из-за нас хулится имя Божие, когда люди видят, как некоторые православные христиане живут. Потом мы слышим: да у вас там православные пьяницы или еще что-то... К сожалению, такое есть. Но я вспомнил такую историю. В некотором монастыре жили братья, которые любили этого зеленого змия. Их ругали деревенские жители, всячески обливали словесной грязью. Однажды Божия Матерь явилась этим людям и говорит: «Да, это свиньи, но это Мои свиньи».

Разница еще в чем? Человек, который далек от Христа, не испытывает таких нападений со стороны бесов. Он и так уже их добыча. Такой человек может делать добрые дела, быть порядочным... А православный христианин, который решил спасать свою душу, подвергается нападкам всех этих бесов. Как с этим быть? Никак не рассудишь тут. Один Бог может разобраться. Поэтому наверняка среди коммунистов есть хорошие. Повторю, многие из них крещеные, я сам помню, ко мне приезжали и говорили: «Хочу исповедоваться, я крещеный». Я говорю: «Почему в городе у себя не ходите в церковь?» – «Понимаете, я чиновник, начальник». Приезжали тайком. Все равно душа чего-то жаждет, ищет. Она не может удовлетвориться ничем, кроме как Богом, ни приличными делами, ни достоинствами человеческими, ни похвалой. От Бога она вышла, к Богу должна вернуться и тогда будет счастлива.

В Священном Писании читаем: а других страхом спасайте. Почему до нас часто не доходят слова радости, благодарности, а именно страх помогает очнуться?

Мы огрубевшие. Как говорит Священное Писание, медная шея у ребенка твоего. Он вырос в таком неповиновении родителям, которые учили его «Закону Божию», что у него шея как медная, ее невозможно согнуть. Поэтому Господь уже употребляет иные средства, и слава Богу, если до нас что-то доходит. А бывает, что чуть-чуть отлегло, и все. Преподобный Амвросий Оптинский описывал какого-то офицера на войне. Под ним убили лошадь. Он упал и видит, что к нему враг скачет. Стал молиться: «Пресвятая Богородице, спаси». Матерь Божия не оставила его, он был спасен из этой неприятной ситуации. Товарищи потом над ним смеялись: ты молился... И он стал отказываться от этих своих слов. Видите, когда приспичило, он был готов на все, к Матери Божией обратился. А когда друзья стали высмеивать его, оказался предателем. Предал Божию Матерь.

Мы говорим о верности, вере, о том, что верный в малом верен и в большом. Объясните, пожалуйста, если можно быть верным в малом, то, может быть, и вера такая будет, маленькая-маленькая, совсем никакая? Бывают разные истории. Человек ходит в церковь раз в год, но при этом называет себя верующим. А бывает, человек, который ходит каждый день в храм, не имеет веры вообще. Как понять человеку, что вера в нем существует как верность? Или это никак не понять, только сам Господь может в этом разобраться?

Мы уже говорили, что душа не может быть постоянной. Она или растет, развивается, или деградирует. Бывает быстро, как у благоразумного разбойника. Но какие усилия у него там были? Какие страдания он претерпел на кресте, когда произнес свои слова знаменитые: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Есть в жизнеописании одного святого история блудницы, которую преподобный привел к покаянию. Она плакала и сказала: «Что мне делать, могу ли я спастись?» Он говорит: «Да, я тебя отведу в женский монастырь, там будешь спасаться». Что делает блудница, заработавшая целое состояние? Она не дает никаких распоряжений по поводу дома, хотя там была, образно говоря, полная чаша. Сразу идет с этим монахом. Он это заметил, и тем более это заметил Господь. Пока они шли в пустынное место, наступила ночь. Он ей говорит: «Отдохни, а утром продолжим дорогу». Сделал ей из песка возглавие, сказал: «Ты спи тут, а я отойду подальше и тоже буду спать, утром пойдем дальше». Проснулся, а она мертвая. Господь принял ее покаяние. Что она сделала? Господь все взвесил, Он ее знает, видит, в какой семье она была воспитана, какую жизнь прожила. Он принял ее покаяние, даже только намерение пойти в женский монастырь.

Да. Это хорошая история.

Это жития святых. Ее имени я не помню…

Давайте в следующий раз поговорим о притчах и, может быть, о житиях святых...

Отец Фома, благословите наших телезрителей.

У нас сегодня уже новый праздник в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Богородица сказала: «Тем, кто будет просить у Меня полезного для души, Я буду очень быстро помогать, буду скоропослушной к вашим молитвам». Поэтому, Пресвятая Богородица, помоги нам, грешным, прожить так, чтобы не быть осужденными в муку вечную. Аминь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записал Федор Поплавский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X