Беседы с батюшкой. Нищета и богатство. Деньголюбие и деньгозависимость

19 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святой равноапостольной Нины (г. Санкт-Петербург) священник Михаил Проходцев. 

– Тема сегодняшней передачи: «Нищета, богатство, деньголюбие и деньгозависимость». Тема для меня сложная, потому что в ней есть некие моменты, которые могут заставить переживать, хотя это и не нужно. С другой стороны, это очень больная тема. У нас в стране нет, наверное, человека, который был бы всем доволен; в большинстве своем люди недовольны либо недостатком денег, либо слишком большим достатком у других. В том числе это обсуждается и православными христианами. Первый вопрос, который хочется задать: на Ваш взгляд, нищета и богатство насколько могут помешать или помочь нашему спасению?

– Спасибо за предложение столь интересной темы. Постараемся поразмышлять здраво. Скажу так: и богатство, и бедность сами по себе никак не влияют на наше спасение – это абсолютно нейтральные понятия, но в зависимости от того, как человек к ним относится, зависит его спасение – непосредственно каждого из нас. Если человек, предположим, принимает свое богатство как дар Божий, благотворит и, умножая свой капитал, не относится к деньгам как к идолу, то у этого человека все будет хорошо с Божией помощью, он не боготворит деньги. Если для него на первом месте Господь, то никаких проблем. Что касается бедности, она (в общем понимании) тоже нейтральна, но если человек относится к ней как к данности, которая ограничивает его аппетиты, не дает возможности развернуться, покупать то, что хочется (я не говорю о выживании), это можно рассматривать как лекарство, помощь человеку в его духовном росте. Но когда человек пребывает в нищете, долгах и не имеет возможности элементарно обеспечить себе жизнь – это ужасное, духовно вредное состояние для него, потому что он в таком положении начинает и роптать, и гневаться, и завидовать. Этими восстаниями внутри себя он губит себя. Как выбраться из такой нищеты – это другой вопрос, об этом можно поговорить отдельно.

Богатство ведь тоже может погубить. Богатство стало идолом, человек пристрастился к нему, оно стало страстью, и если он не выйдет из этого с Божией помощью, душа его может погибнуть. Бедность тоже может быть и лекарством, и бичом.

– Мы знаем знаменитую фразу: тяжело богатому войти в рай, легче верблюду пройти через игольное ушко… Но есть так называемый средний класс. Мы почему-то меряем таланты людей деньгами. У протестантов говорят: Господь посетил Своей любовью, если человек богатый (значит, праведный, потому что его Господь облагодетельствовал в том числе денежным успехом). В Ветхом Завете думали о том, что нищие – это какие-то больные люди. Наверное, это каким-то образом проецируется и на наше время. На Ваш взгляд, отношение к деньгам должно быть нейтральным или все-таки деньги ведут либо к зависти, либо к зависимости? Любовь к деньгам присутствует в большинстве. Ваше отношение к этому?

– В первую очередь круги распространения любви – Господь, ближние и я сам. Мы читаем Священное Писание, и именно таким образом Господь наш Иисус Христос показывает иерархию ценностей. В ней не присутствует больше ничего. Он не говорит больше ни о чем; только о любви к Богу, ближнему и себе. Когда что-то становится для нас любимым (например, деньги), мы рискуем поставить это на одну из этих трех позиций. К сожалению, деньги вымещают либо Бога, либо ближнего – чаще всего так происходит. Потому что это может стать пристрастием. Это еще не страсть, только путь к страсти. Но когда деньги поглотили весь  разум, больше  ничего не существует, кроме процесса зарабатывания и накопления, это уже страсть.

Страсть – это грех, глубоко въевшийся в душу, настолько глубоко, что его оттуда очень тяжело достать (можно с Божией помощью). Вы упомянули слова Господа о верблюжьем ушке – это очень важный момент Священного Писания, потому что Он говорит эти слова после встречи с богатым юношей. Юноша находился на пути к Господу. Христос предложил ему раздать все свое имение и идти за Ним. Юноша  отошел в печали. Ученики спросили: «Если богатому не войти в Царство Небесное, то кому тогда можно?» Если человек, у которого есть деньги и власть, не может войти, то кто тогда может? Тогда Христос говорит очень важные, ценнейшие слова, это жемчужина для каждого из нас: невозможное для человека возможно Богу. Почему это важные слова? В них Он вкладывает следующий смысл: не важно, в каком ты материальном положении, важно, в каких  отношениях ты с Богом – это самое главное. Если ты готов пойти вместе со Мной, говорит Христос, куда бы Я тебя ни позвал, оставив все, что бы ни попросил тебя оставить, значит, наши отношения – это высшее доверие. И ты свободен от всех тех балластов и грузов, которые не дают войти в Царствие Небесное. Если же не готов, то придется потрудиться, путь твой будет настолько труден, что будет сродни тому, как попытаться запихнуть верблюда в игольное ушко.

– Вопрос телезрителя: «Божий Промысл – это когда Бог решает, кому быть нищим, кому богатым. По жизни так получается: у человека, который сам перебивается, всегда проще взять взаймы, чем у того, у которого есть деньги. Он всегда жмется так, что у него невозможно выпросить ни копейки, а Бог почему-то ему дает богатство. Нищий, который отдаст тебе последнее, все равно остается нищим. Как это понять?»

– Вопрос важный, но здесь описаны крайности. На жизненном опыте могу сказать, что встречал совершенно другие случаи, когда человек неимущий (совсем бедный) был крайне скупым и жадным, а богатый был щедрым и легко мог расстаться  с какой-то суммой денег. Мы смотрим на сердце.

Это не правило, скорее исключение. Русская литература (начиная с XVIII века) сформировала образ нищего как раз таким – веселый, неунывающий человек, который, встретив того, кто беднее, в еще более худшем положении, в буквальном смысле снимет с себя последнюю рубаху, последнюю заработанную копейку отдаст. Господь его милует, дает еще одну копейку, и он живет легко и свободно – легко расстается с тем малым, что имеет, легко радуется, легко живет. В то же время русская литература сформировала образ богатого человека (купца, дельца, капиталиста) как какого-то последнего мерзавца, что очень обижало купеческое сообщество в XVIII–XIX веках. Особенно если мы будем говорить о русской литературе XIX века, то большинство писателей были дворянами, а мы знаем, что постепенно идея дворянского гнезда увядала, потом была разрушена, уничтожена. Дворяне не понимали зарождающийся класс капиталистов, который появлялся и двигал общество. Если мы посмотрим, кто развивал Россию в это время, то это были именно промышленники – крепкие купцы, дельцы. Но их образ несправедливо очернен нашей великой русской литературой. Я без претензий к русской литературе говорю, но мы можем такие произведения вспомнить у Гоголя, Пушкина, Островского и других.

– Горький: «На дне».

– Горький тем более. У Горького соцреализм. По литературе очень сложно формировать образ русского человека или образ человека в целом – богатого или бедного. Но в каждом отдельном случае человек может раскрыться как добрый христианин, хотя, казалось бы, это совсем не соответствует его статусу (либо его богатству, либо его бедности).

– Вы вывели на тему (думаю, что специально это сделали): люмпен – не беднейший пролетариат, который в результате стал движущей силой революции. О плодах революции мы можем говорить сколько угодно, но возникает тема протеста (внутренний протест), который переходит на совершенно конкретные действия. Мы знаем целые страны, где люди не имеют ежедневного питания и воды, но знаем и страны, где просто выбрасываются  тонны еды, у которой заканчивается срок годности. Одно дело деньги, а другое дело – процесс «накорми голодного». Насколько сейчас в нашем обществе не соблюдаются христианские нормы? Кто их должен выполнять?

– В Православной Церкви есть замечательный святитель – Иоанн Златоуст; его имя всем известно и знакомо. Особенность проповеди святителя Иоанна Златоуста заключалась в том, что он обращался к конкретному человеку. Его труды – это его проповеди. Многотомные толкования Священного Писания – проповеди, которые он произносил, записанные за ним. То, что он говорит, адресовано всегда к конкретному человеку. Не к сотням, не к тысячам, не к странам. Вспоминается и преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам  – и вокруг тебя спасутся тысячи». Все это очень важно начинать с самого себя.

Глобальные проблемы есть – это факт. Бедность, например, глобальная проблема. Я хотел бы сузить рамки, поскольку мы знаем, например, о проблемах в Африке, но нам очень сложно их понять, потому что те проблемы, которые есть у нас, заслоняют собой, например, отсутствие воды там. У меня в друзьях в Facebook есть один африканский алтарник (церковный человек), он выложил фотографию, как они воду черпают, – у меня слезы наворачиваются на глаза. С водой там беда.

У нас есть другая беда – жуткая инфляция в стране, которая просто съедает все наши зарплаты. Цены летят бешеными темпами вверх. Мы, большинство россиян, стремительно беднеем. И сегодня это очень серьезная проблема для нас. Вы упомянули страны, где тоннами выбрасываются продукты. Вчера  наши петербургские СМИ опубликовали видео, как группа пенсионеров возле мусорных баков магазина «Пятерочка» разбирает просрочку. Некоторое время назад подобное видео опубликовали из Петрозаводска. Это страшно. Это новая реальность. Наши граждане вынуждены рыться в мусорных баках, чтобы себя прокормить. Ужасно то, что происходит.

Что с этим делать? Как каждый из нас может на это повлиять? Тот, кто способен благотворить, пусть благотворит деньгами. Прямо по апостолу Павлу. Кто способен накормить, пусть кормит. В Петербурге есть приходы, которые кормят неимущих людей на улице. Каждое воскресенье готовят много еды, знают, куда идти. У нас есть учреждения, которые этим занимаются.

Конкретный человек, который находится в ситуации постепенного обеднения, может взять себя в руки и заняться своей финансовой грамотностью. Хотя бы совсем чуть-чуть изменить ситуацию, но изменить. Эти люди молодцы: и тот, кто благотворит, и тот, кто готовит и разносит еду, и тот, кто может заняться своей финансовой грамотностью. Это очень серьезный вопрос для каждого человека.  Проблемы у нас в том числе потому, что мы финансово безграмотно себя ведем. При очень скромной зарплате человек способен даже зарабатывать на фондовой бирже. Или просто что-то откладывать, формировать себе подушку безопасности. Я не говорю сейчас про инструменты, как это делается. Но когда человек принимает решение пересмотреть свое отношение к деньгам, то даже при самой скромной зарплате он может начать изменение ситуации в своей семье, в своем кошельке.

– Вопрос телезрительницы Юлии из Москвы: «Обижала родителей в детстве, была неверующая, потом пришла к Богу и осознала все, покаялась, попросила прощения. Это формально, потому что своего опыта не было. Потом появляются свои дети, и замечаешь, что возвращается то, что ты делал. И пытаешься понять, для чего: либо Господу важно, чтобы ты искренне покаялся, на своем опыте понял, что это, либо Господь именно так показывает, что родители важны... Есть ли некий духовный закон по отношению ко всему, ко всем, кого ты обижал? Обязательно ли ты будешь в такой же ситуации, чтобы была полнота покаяния?»

– Главное, помнить: Господь прощает любой грех, когда человек искренне кается. Даже если сердце у него каменное, но он умом понимает, что сейчас совершает покаяние перед Господом. Господь прощает грех любой тяжести. Но покаяние – это процесс. Это и осмысление своих прошлых ошибок, и их исправление, и желание и труд не перенести эти ошибки с родителей, с себя на своих детей. Это все покаяние. Это комплексный, большой процесс, путь всей нашей жизни. Но этот путь спасительный. Я желаю вам его проходить с Божьей помощью, чтобы Господь был с Вами, Вы были с Ним, молитесь о том, чтобы Он Ваши стопы направил на стези правильные и праведные.

– Есть такая поговорка: сытый голодного понимает перед обедом. В принципе, бывает так, что именно чрезмерный достаток или чрезмерная бедность могут разделять людей. Вот одноклассники встречаются лет через тридцать после окончания школы. Все были одинаково дружны. Одни уже занимают какие-то должности, кто-то работает на заводе. Люди через много лет начинают даже стесняться своего неуспеха. Смирения не происходит. Мы перестаем оценивать человека по его человеческим качествам, своего друга оценивать по тем отношениям, которые были раньше, просто по той причине, что у него все хорошо, а у нас все не так хорошо.

– Естественно,  мы смотрим на кого-то в своей жизни и пытаемся что-то из этого  почерпнуть. Кто-то для нас может быть авторитетом: отец, брат, дед. Для меня особые авторитеты в моей жизни – мой дед и мой отец. Они оказали на меня колоссальное влияние в моем становлении как мужчины. Я сейчас про деда хочу сказать. Это пример, который сейчас охарактеризует то, о чем мы говорим. Он работал много лет на металлургическом заводе по простой рабочей специальности. Но она была очень сложной. Он был аппаратчиком разложения, это работа с кислотой. Те, что с металлургией знакомы, поймут, о чем речь. Движения по карьерной лестнице не было. Он на своей должности был от начала до конца. Дорос до нее и остановился. Я, будучи маленьким мальчиком, а потом подростком, был свидетелем того, как моего деда уважало все городское начальство. Мы пришли с ним как-то в поликлинику, подходит к нему мужчина, здоровается, общаются. Я спрашиваю: кто это? А это директор завода. Друзьями у него были и директора цехов. Я не говорю про то, что он к верхушке примазался. Он был самим собой и не пытался стать не самим собой. Его устраивал его статус семьянина, сотрудника, его любовь к земледелию, рыбалке, лесу. Он любил свой труд. Он принимал себя, принимал свое положение. Может быть, он понимал, что начальником цеха он не станет никогда. Но это не вызывало в нем зависти, это скорее вызывало в нем чувство благодарности за то, что он на своем месте, а кто-то другой на своем месте. И слава Богу.

Этот пример очень показательный в данном случае и хорошо описывает эту ситуацию. Естественно, бывает и по-другому. Маленький городок. Там были и те, кто, видя продвижение своего товарища по карьерной лестнице, стеснялся с таким общаться. Это естественно. Это в людях дремлет. Что такое смирение в данной ситуации, в данном контексте? Смирение – активный процесс принятия той ситуации, в которой ты оказался, как Промысла Божьего о тебе и процесс активного действия в этой ситуации.

– Не просто смиренно поднять лапки, и все?

– Смиренно поднять лапки – это преступление против себя и преступление против Бога. Смирение – это активное действие, с осознанием своего положения. Например, человек закредитовался . Почему? Масса факторов. Не будем осуждать этого человека. Сейчас у нас это общая проблема в стране. Попытаемся понять, что ему делать. Он может начать всех корить, что богатые так живут, а он вынужден был взять кредиты, он может начать завидовать. Он может начать себя еще и разрушать. Он загнал себя в долговую яму, и это ввергло его в нищету и жуткий стресс на много лет. Помимо этого, он еще и ропщет, начинает завидовать, ненавидеть. В нем бурлит фонтан страстей, которые множатся и множатся. Это страшно.

Как избавиться от этого с Божьей помощью? Как проявить смирение в данной ситуации? Я не буду сидеть и стенать, а начну действовать. Надо гасить – буду гасить. Буду скрипеть зубами несколько лет, но сделаю это, потому что я оказался в данной ситуации сам. Я признаю это. И я признаю, что Господь дал мне силы, чтобы из нее выбраться. Пусть это будет долго, сложно, мучительно, но Он дал мне все, чтобы выбраться из этой ситуации. И я буду выбираться. Это реальное проявление смирения.

− Это отличный ответ, потому что я сейчас вспоминаю время, когда я оказался точно в такой же ситуации. И пока я не понял, что все дело во мне, не смог выйти (конечно, с помощью Божьей) из этого положения.

Я хотел бы попросить Вас поговорить о молитве, которую мы все знаем с детских лет, но, наверное, не понимаем до сих пор. Я говорю про молитву «Отче наш». В ней мы просим, чтобы Господь действовал как на небе, так и на земле. Есть там еще один очень важный момент – «не введи нас во искушение». Неужели мы, прося Господа, чтобы Он не дал нам слишком больших испытаний (с которыми мы не можем справиться), сами себя загоняем в них? Получается, мы не слышим, не понимаем тех молитв, которые произносим?

− Зачастую это так. В пастырской практике я сталкиваюсь, казалось бы, с обыденным явлением. Приходит человек и говорит: «У меня завтра операция, помолитесь за меня, батюшка». Я говорю: «Хорошо. Я с радостью за Вас помолюсь. Желаю Вам, чтобы операция прошла с Божьей помощью успешно. Но у меня к Вам одна маленькая просьба: пожалуйста, когда Вас повезут на операцию, сотворите молитву − призовите Святого Духа на начало всякого доброго дела». И человек, который является прихожанином храма, удивляется: «Какую молитву?» Я говорю: «Вы не знаете молитву Святому Духу?» − «Нет». – «Хотя бы из молитвослова выпишите ее, но сотворите. Потом поблагодарите Бога, хотя бы своими словами». Это показатель того, что молитва, с которой начинается любое молитвенное правило, может быть совершенно неизвестна и православным церковным людям.

Вернусь к теме долгов. Она очень актуальна сегодня и, к сожалению, красной нитью проходит через нашу жизнь. Мы молимся: «прости нам долги наша». Когда человек произносит эти слова, он может вкладывать в них просьбу, чтобы Господь помог ему быстрее разобраться с долгами и не ввел его в новое искушение.

− Вопрос: «Когда я была моложе, читала каждый день молитву "Богородице, Дево, радуйся" стоя. Но с возрастом (болею часто) читаю сидя».

− Есть силы стоя помолиться – молитесь стоя. А потом садитесь и молитесь сидя. Господу важно наше намерение. Он не любит, когда мы ленимся, Его это огорчает. Как говорит Софроний (Смук), известный преподаватель литургики: «Господь лодырям не потворствует». Поэтому главное – не лодырничать, в том числе и в молитве.

− Вы сейчас произнесли слово «лодырь». Мы не любим работать. Есть очень интересный момент, когда мы становимся лодырями: я уповаю на Господа, отдаю себя в Его руки, и пусть Он разбирается с моей жизнью, а я ничего делать не буду.

− Что является мерилом, чтобы ответить на любой вопрос, который мы разбираем? Священное Писание. Нигде в нем нет, чтобы Господь открывался лодырю и подвигал его на великие подвиги. Все люди, с которыми мы встречаемся на страницах Священного Писания, – труженики. Не потворствует Господь лодырям. Если мы хотим узнать волю Божию, нужно просить Его: «Помоги мне понять, в какую сторону идти». Потому что духовная жизнь − это движение. В ней никогда не бывает остановки. Человек либо падает, либо тянется к свету, к Богу. Невозможно стоять на месте.

Да, паузу сделать можно. Когда мы молимся, мы останавливаемся и настраиваемся. В любом диалоге мы слушаем друг друга, и Господь слушает нас, когда мы с Ним говорим. Очень важно понимать, что диалог − это тоже действие. Поэтому ждать, что мне ответит Господь, − это лодырничество. В активном действии ждать ответа от Господа – вот то, что Ему угодно. В этом и заключается синергия человека и Бога: человек действует − и Господь действует в его жизни. В какой-то момент человек может начать действовать сообразно с волей Божьей о нем. И это самое удивительное, что может происходить в нашей жизни: когда нам с Господом по пути. Но для этого надо трудиться.

− И самое главное − не искать и не просить чуда. Как в знаменитой байке: «Почему ты, Господи, не дал мне выиграть в лотерею?» − «А ты хоть раз купил лотерейный билет?» Имеется в виду, что мы ни о чем не можем просить, если ничего не делаем сами. А вот упование на помощь Божию, молитва – это труд.

Я очень рад, что у нас получился такой разговор. Думаю, что в большинстве случаев именно телезрители как раз могут помочь нашему каналу. Благословите наших телезрителей.

− Всем желаю Божьего благословения и сердечно поздравляю с праздником Преображения Господня.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что надо, чтобы жить и радоваться».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​