В студии священник Олег Патрикеев, настоятель храма святой великомученицы Варвары в поселке Рахья и руководитель Отдела по делам молодежи Выборгской епархии.
– Тема сегодняшней передачи – неоязычество (или, можно сказать, новая вера)… Очень надеюсь, что мы поговорим, почему люди сейчас теряют веру и приходят к каким-то языческим обрядам. В данном случае меня волнует еще один аспект. Молодежь обращается сейчас к культам, которые, может быть, для них являются новыми, но для людей, изучающих церковную историю, ничего нового в этом нет. Возможно, проблемы возникают из-за того, что наша молодежь не обладает духовными ценностями, свойственными старшему поколению.
Вы работаете с молодежью и каждый день отвечаете на самые неожиданные вопросы. Чем является для Вас эта беда, когда молодежь снимает с себя кресты (слава Тебе, Господи, не сотнями, не тысячами) и уходит в неоязыческие культы?
– Эта тема стала мне интересна после разговоров с молодежью. Я приезжаю на различные форумы, встречи со старшеклассниками и учащимися техникумов. Были вопросы именно в этом плане ко мне, даже не вопросы, а некие заявления. Я был поражен, что молодой человек может так просто говорить: «Вы знаете, я снял крестик уже давно и теперь верю в русских богов. Я не раб Божий, а потомок русских богов». У меня сразу возникает вопрос, и мы начинаем общаться: если он был христианином и носил крестик, что повлияло на его решение? Естественно, мы говорим не тет-а-тет, это не исповедь, а именно диалог. Поверьте, таких ребят немало, я вижу их в Интернете, когда просматриваю специальные группы. Мне приходится это делать, так как я не только наблюдатель молодежного движения в нашей области и епархии, но и помощник благочинного по миссионерскому служению и должен заниматься миссией. В принципе, это практически одно и то же. Молодежь нуждается в миссионерстве, ибо вера от слышания, а слышание от слова Божия. Если никто не будет послан, то как же услышать, как уверовать?
На самом деле ответы молодых людей поставили меня в тупик. Я поинтересовался, что же случилось, какая причина? Спокойно говорили: «Знаете, нас водили в храм, мы даже причащались с младенчества, нас заставляли исповедоваться, заставляли, заставляли...» Слово «заставляли» показывает, что они с улыбкой на лице, но с грустью в сердце ходили в храм. Выполняли повинность идти на встречу со Христом.
Ошибку совершили, во-первых, родители, из которых я первый, и ошибаемся мы как священники, когда работаем с молодежью на приходах. Ребенок не находит своего места в приходе, у него нет интересов, богослужение для него кажется далеким и непонятным. Не все взрослые-то понимают литургию, тем более ребенок, которому нужно двигаться. Его нужно куда-то направлять... Есть прекрасные возможности, особенно в нашей епархии; например, братство православных следопытов.
Вспомнили мы об этом только сейчас, а ведь можно было чуть раньше, пока эти дети еще не ушли из храма, что-то предложить им помимо богослужения. Я знаю, при многих храмах есть и воскресные школы, и походы, но время, когда ребенок слышит тебя, быстро заканчивается. Двенадцать, тринадцать, четырнадцать лет – и всё. Дальше психология ребенка начинает работать в другую сторону. Он ищет, сам хочет достигнуть Бога, о Котором мы ему рассказываем.
– Ему нужна правда.
– Они меня слушают именно в ожидании правды, смотрят мне в глаза и моментально раскусят, если я скажу хоть каплю лжи. Понимаете, наша молодежь – это лакмусовая бумажка, которая показывает, что же сейчас внутри нашей страны, какая правда существует. Я не знаю, сколько ПТУ у нас, но только в одном техникуме учится более тысячи человек. Представьте, я прихожу к ним и спрашиваю: «Поднимите руку, кто последний раз был в храме».
Вообще никого. В мае кто-то заходил перед экзаменом. Это моя проблема, это укор мне. Они когда-то были в храме, но почему они ушли, в том числе в неоязычество? Чем оно привлекательно? Тем, что тебе не нужно меняться. Ты можешь быть самим собой. Христианство – это призыв к исполнению заповедей, которые дал Бог. Человек задается вопросом: «Почему я должен их исполнять? Почему должен быть терпеливым?» Я спрашивал у одной девушки: «Расскажите мне, пожалуйста, о вере, в которую вы ушли. Вы говорите, у вас новое язычество, некая группа, вы свободны». Они, кстати, не называют себя неоязычниками. Конечно, у них там Велес, но это как бы молодежная группа, у которой даже свои футболки. Они, кстати, очень трудолюбивы, могут ходить на субботники, убирать мусор. Ценят природу, начинают возвращаться к ней. Здесь стоило бы подхватить порыв, который у них есть. Молодость – это движение, это огромный двигатель. Но мы должны свои колесики там тоже протереть, чтобы они не скрипели, и поставить их на рельсы. Святейший Патриарх отметил на Народном Соборе, что неоязычество распространилось как тать, захватило не только молодежь, но и воинские подразделения.
– Да, именно так. Я пытался найти в Интернете позицию Православной Церкви по поводу неоязычества, и все статьи были такие: осторожно, неоязычество. Там всегда говорится о том, что это подмена. Нет серьезного разговора, который был бы направлен прежде всего на диалог с теми ребятами, которые ушли в родноверие или обратились к различным мистическим практикам. Мы говорили в свое время, какой бедой являются обращения ко всяческим астрологам, гадалкам и прочим. Это сильно распространилось; более того, люди даже стали брать на работу нумерологов и астрологов, которые возглавляют в фирмах целые отделы кадров и набирают людей по знакам зодиака. Если не подходишь, то какой бы ты ни был специалист, тебя не возьмут на работу. Это беда. Молодые видят, что происходит, и совершенно открыто идут на это, потому что сейчас ко всему прочему добавился еще и культ денег. Происходит очень серьезная подмена христианских идей и мышления. В связи с этим у меня возникает вопрос. Что нам нужно сделать, чтобы найти общий язык с людьми, которые обращаются к неоязычеству?
– В первую очередь нужны специалисты, которые могут донести истину до преподавателей и людей, находящихся на руководящих постах, покажут, чем заканчивается неоязычество, какие формы оно может обрести в середине или конце пути человека. В этом году мы специально приглашали Александра Дворкина, чтобы поговорить о неоязычестве. У него вышла прекрасная книга, рекомендую к прочтению. В ней описана не только история, но и продолжение язычества, которое было на Руси. Того, к чему хотят вернуться дети или взрослые, уже не существует. Это очень давно умерло.
– Да, но они говорят: родноверие умерло, но появилось новое язычество.
Поступил вопрос от Галины из Петербурга: «Мы жили, когда церквей не было. Моя мама была очень верующим человеком. Мы любили своих родителей, и когда мама читала молитвы, я стояла рядом, слушала и в 8 лет уже знала «Отче наш», «Верую» и другие молитвы. Мама никогда не говорила, что надо ходить в храм, тогда еще и церквей-то не было. Но в моем сознании всегда было понимание, что Бог есть. Он присутствовал со мной, но сознательно я пришла к Богу и в Церковь, только когда у меня появились мои дети. Не знаю почему, но когда у меня появился ребенок, я решила, что мне надо идти в храм. Уже живя в Санкт-Петербурге, я отправилась в Александро-Невскую лавру, потому что она тогда работала. Пришла к батюшке и сказала: «Я хочу в Церковь, помогите мне. Не знаю, крестили меня или нет, потому что нигде храмов не было». Он сказал: «Раз не знаете, надо покреститься». Я покрестилась и с тех пор люблю Бога и Церковь. Меня никто это не заставлял. Может быть, не надо никого заставлять, а вот когда человек сам придет в Церковь, к Богу, это уже навсегда. Мне сейчас 85 лет, я плохо себя чувствую, но без Церкви не могу. Передвигаюсь с палкой, но мне хочется идти в храм, на литургию, слушать ее, причащаться и исповедоваться. Такое вот у меня рассуждение. Права я или нет, не знаю».
– Какой пасхальный, радостный голос! Спасибо Вам большое, Галина, Вы абсолютно правы. Невозможно заставить полюбить Христа, но можно даже обряды в храме превратить в языческие и полюбить их. Прийти в храм, зажечь свечи, расположить их разными знаками и считать, что это и есть истинная молитва и общение с Богом. У нас очень часто происходит такая подмена. Наше прошлое, наши гены не дают нам покоя, и нам все время хочется даже из духовного сделать что-то обрядовое, чтобы было проще… Это же тоже, можно сказать, неоязычество. Оно укоренилось в нас. Мы никак не можем изменить то, что у нас Новый год празднуют больше, чем Рождество. Что такое 1 января, красный день календаря? Я никак не могу понять, что это за праздник. Мы сами себя обманываем.
Нужно проповедовать Христа. Что посеем, то и пожнем… Нам нужен доступ к большим телеканалам, чтобы спокойно говорить о Боге. Помню ситуацию, когда на одном из больших каналов показали прекрасный сюжет про святую Матрону Московскую. Через день я приехал в Софрино, и ни одной иконочки Матроны уже не было. Скупили всё, что было. Это, кстати, один день и только одна передача на общественном телевидении. Представьте, какая проповедь может быть на нем. Можно направить сознание детей в правильное русло, убрать с телевидения ужасные языческие и неоязыческие фильмы. Запретить, просто на корню. Должна быть все-таки гармония в той музыке, которую слышат наши дети. Это ведь тоже пища. Чего мы от них потом требуем? Чтобы они были патриотами, ценили семью, не разводились, любили, аборты не делали? Как же мы это говорим-то, когда для них уже естественно жить так? Их этому научили телевидение, радио и различные средства массовой информации. Есть, конечно, прекрасные радиостанции, изумительные телевизионные программы, но их мало.
– Вопрос от Ильи из Балаково: «Может ли православный христианин освящать дом кадилом? Какие нужно произносить молитвы?»
– Кадило – это богослужебный предмет, который находится в храме для совершения служб. Во время литургии и вечерней службы им пользуется диакон или священник. Дома можно пользоваться не кадилом, а специальной маленькой кадильницей.
– Не на цепях, а именно ручной. Она практически ничем не отличается.
– Смысл и задача каждения – напоминание о молитве... Молитвы различные, но все пять чувств должны быть направлены именно к Богу. Это и запах, и слух, и визуальная составляющая. Мы должны слышать прекрасный хор, видеть облачение священников и опрятную одежду верующих… Это нас дисциплинирует. Дома лучше пользоваться, конечно же, маленькой кадильницей. Ее можно использовать так же. Положить туда уголек с ладаном и ходить. Это древняя прекрасная традиция. Мы забыли, кстати, слова о том, что черти ладана боятся.
– Стоит ли учить определенные молитвы? Что нужно сделать для того, чтобы освятить свой дом?
– Обычно, когда мы освящаем дом, то окропляем его водой и кадим, даже в Служебнике написано, что нужно принести кадило. Однако все стоит делать аккуратно, с пониманием. Я сегодня освящал школу и кадило не принес, потому что там стоят датчики дыма, они могут сработать, и будет не очень приятно. Приедут пожарные и наложат санкции.
Есть простые молитвы. Если вы чувствуете неудобство в вашем доме, какие-то сны бывают и так далее, окропите дом святой водичкой и кадите ладаном с молитвой «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» Или: «Спаси, Господи, люди твоя». Можно на четыре стороны так покадить или (есть такая хорошая традиция) поставить «паучок». Он ставится на лампадку, на него кладется ладан, и огонь его подогревает. У вас всегда будет прекрасный запах ладана...
– Причем этот запах располагает к молитве. Вопрос Ильи хорош еще и по другой причине. Я довольно долгое время общался с разными людьми, в том числе с протестантами, неопротестантами, которые говорили: вы еще и покадите... Это было издевательством, шуткой, что священники Русской Православной Церкви – люди в странных одеяниях и пользуются кадилом. И, к сожалению, так продолжается среди тех, кто отходит от Православной Церкви, в том числе к неоязычеству, потому что многие вещи им непонятны… У нас одно время даже в монастырях проводились миссионерские литургии с объяснением богослужения и остановками, чтобы священник в этот момент объяснял, что происходит. Насколько сейчас, в ситуации современного отхода от православной веры, необходимы миссионерские литургии?
– Я сам еще ни разу такую литургию с остановками не проводил, но объяснял на радиостанции во время эфира литургию, которую совершал Святейший Патриарх Кирилл на острове Коневец. Это нормально, когда пояснение идет, не мешая литургии. Ее нельзя останавливать, на самом деле это ведь полет. По крайней мере, мне как священнику было бы тяжело остановить литургию, я бы съехал с рельсов. Здесь нужна учеба, ведь в семинарии же нет миссионерских литургий. Мы учимся, проходим каждый момент, проскомидию и все остальное. Потом, совершая это на литургии, смотришь по учебнику, если забыл, или что-то объясняет опытный священник. У нас был прекрасный отец Константин, который все подсказывал. Во время литургии мне было бы тяжело остановиться. Миссионерствовать надо до литургии, в клубах по изучению Библии, потому что литургия – это жизнь Христа. Было бы интересно и правильно показать ход литургии сначала на Библии, изучая Его жизнь.
– Вопрос телезрителя: «Причащаясь, человек становится однотелесным Христу. Человек состоит из духа, души и тела. Причащение души можно почувствовать, испытывая легкость и прочее. Но тело как причащается и изменяется? Ведь Христос после Тайной Вечери был смертным, Его распяли, а после воскресения Его тело стало совсем другим, хотя до смерти и воскресения тело Христа подвергалось тем же биологическим и физическим законам, что и тела других людей. Как меняется наше тело после причастия?»
– Сразу же поправлю Вас. Христос в теле не был смертным. Вы сейчас мне напомнили картину «Мертвый Христос». В романе Достоевского «Идиот» князь Мышкин смотрит на эту картину и говорит: «Да так и веру потерять можно». Там Христос изображен мертвым, и уже идет некое посинение и разложение. Это недопустимо, это ошибка. Христос отдал Свою жизнь добровольно. Он был бессмертным изначально, в Нем не было греха.
Мы говорим про таинство Евхаристии. Вы задаете вопрос, который не то что человеку, ангелам недоступен. Литургическое таинство совершается уже 2 000 лет. Мы не можем разъяснить по формулам или понять, что происходит с человеком, с его телом во время причастия. Мы находимся в греховной материи, в своей личной плоти, и, увы, это тайна для нас. Нам бы хотелось, конечно, открыть ее, чтобы все видели, что там именно Тело Христово. Но бывают чудеса. Даже в настольной книге священника есть абзац, в котором написано, что делать, если в Чаше проявляется кровь. Такие чудеса были, в том числе одно из них произошло в Ланчано. Там до сих пор находится в сосуде часть Тела, которое было преломлено в VIII веке. Священник только помыслил о том, как это возможно, что сейчас хлеб станет Телом, и свершилось такое чудо.
Священнику априори невозможно помышлять об этом таинстве, потому что совершает его не он. Я не вижу, что происходит с Телом Христовым, когда происходит его притворение из хлеба. Но вкушается оно именно так, как вкушали апостолы. Это та же самая литургия, которую совершил Христос. Не вторая, не третья, не пятая литургия. Именно та же самая литургия, которую совершает Христос как тогда, в так называемый Великий Четверг, так и ныне. Каждый день совершается та же самая литургия, а мы к ней присоединяемся. Тот же хлеб, те же руки Христовы, тот же возглас (Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя), так же преломляется хлеб и раздается верующим.
Буквально вчера у нас был праздник Введения во храм. Мы пригласили всю школу «Рутения» в храм. Мальчики были в алтаре, девочки – на клиросе. Это была ожившая икона Введения во храм. Мы сейчас говорим о молодежи. Как Богородицу ввели в храм? С любовью, со свечами. Вот как нужно детей своих вводить в храм. Мы должны понять и оживить смысл иконографии. Это не просто действие, когда-то совершенное один раз. Мы входим в храм с теми же свечами, с теми же детьми. Разницы нет, сколько им лет. Две тысячи лет назад это случилось, и это происходит сейчас. Мы вводим за Богородицей своих детей и ведем их в Святая святых, ко Христу. Она шла именно туда, чтобы родить Христа. А мы идем туда, чтобы Христом напитаться, с Ним познакомиться и встретиться. Поэтому детям я как раз рассказываю, что происходит то же самое, что произошло 2 000 лет назад. Сейчас Христос преломит кусочек просфоры, и уже вот Он, Агнец, берущий грехи мира. Литургия – это мистика, красота и песнь, которую не передать словами. Что происходит с человеком после причастия, мы видим из молитв. Как я, простой человек, могу причаститься огню? Прообраз есть еще и у пророка, когда клещами был взят уголь и вложен пророку в уста. Это необъяснимо, но красиво.
– Вопрос Елизаветы из Гомеля: «Если человек творит беззаконие, приносит вред людям, то надо обличать его или просто молиться и просить Бога, чтобы Господь его оживил?»
– Нет пророка в своем отечестве. Только в изгнании, в гонениях бывают пророки. Здесь нельзя дать точный совет, формулу, что этого можно обличать, а этого нельзя. Дело в том, что человек, живущий в болезни греха, воспринимает его как нечто естественное. Ему даже и в мыслях не приходит, что он берет чужие вещи, что от этого кому-то будет больно или плохо. Когда он говорит плохие слова, для него это естественно. Значит, это тяжело больной человек. Давайте посмотрим на лежачих больных, которые страдают от телесных недугов. Будете ли вы ругать их за то, что они не могут встать, что им больно? Они могут даже говорить плохие слова, но вы понимаете: их боль настолько тяжела, что они не могут ее терпеть. Нужно им вводить какие-то специальные препараты, чтобы эта боль утихла. Мы их ругать не станем, но будем за них молиться, призывать к ним священников, чтобы те их соборовали и причастили.
Как мы начнем обличать больного, духовно слепого человека? Он что-нибудь поймет и прозреет? Христос бы открыл ему глаза, но, увы, мы плохие христиане, я сейчас говорю про себя. С удовольствием пошел бы по улицам и говорил людям правду, но уже на втором перекрестке я бы, наверное, был побит камнями.
– Отче, хочу вернуться к теме проповеди. Одно дело, когда мы говорим о Библии, счастье и познании Христа людям, которые смотрят на нас с открытыми глазами. Все здорово. А другое дело, когда общаемся с ребятами, которые уходят в неоязычество. Они не просят объяснить, что такое литургия, Библия и почитание Христа. Мы с Вами говорили, что нужно давать ответ только тому, кто вопрошает. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Каким образом можно с ребятами, которые сейчас находятся в такой беде, говорить о литургии?
– Я понял вопрос, но Вы беретесь сразу за высшую математику. Ваше горячее желание –прекрасное, правильное, но все должно быть постепенным. Эти ребята в молодости не познали Христа через литургию и не понимали, что с ними должно произойти после этого. Я на каждой литургии перед причастием говорю: «Вы представляете, какая ответственность лежит на вас еще до молитвы, до выноса Чаши? Сейчас главная точка в вашей жизни. Дело в том, что наш ум не обмануть, он не скажет, что это Тело Христово. Вкус будет не Тела Христова. Как доказать уму, что это Тело Христово? Открыть Евангелие и увидеть, что было тогда. Пришел Христос, вот ученики Его. Что Он делал с этим хлебом? Ведь они не могли понять. Многие отвернулись, когда Он сказал: кто не будет вкушать Тело Мое и пить Мою Кровь, тот умрет. Они сказали, что Он сумасшедший, надо уйти от Него, и многие ушли».
– Так и некоторые ученики отвернулись от Него, когда Он говорил об этом.
– Не только ученики, многие ушли от Него, потому что не могли понять Его слова. Поэтому Он стал говорить образно, сказал правду, и мы говорим об этом сейчас, но кто эту правду слышит? Нам даже во время литургии очень тяжело свой ум остановить на вечности, на молитве. Я всем преподаю молитву Иисусову во время литургии. Чтобы не растекался ум, учите молитву Иисусову, твердите, как угодно, но не дайте уму убежать. Это очень трудно, но необходимо. Если мы здесь не сможем найти Христа, в литургии, если мы с Ним здесь не увидимся, то там мы Его уж точно не найдем. Там будет миллиард звезд, миллиард миллиардов ангелов и других, которые могут притвориться ангелами. Как мы там Христа найдем, если здесь Его не искали?
– Тогда задам вопрос с другой стороны. Представим себе ребят, с которыми мы встречались и которые сказали: «Нам не нужна Церковь, потому что мы были в ней и не нашли в ней правды, мы уходим к Бафомету, к картам Таро…» Но представим себе, что эти люди были знакомы с Церковью. Они в ней не были, только были знакомы с ней. Зная о том, что такие ребята уже есть, мы должны теперь бить в набат, чтобы успеть поговорить с теми детьми, которые еще не убежали?
– Дело в том, что к литургии надо готовиться. Например, как готовятся к экзамену? Мы можем целый год учить билеты, трястись, писать шпаргалки. Смотрите, мы только к экзамену готовимся, чтобы просто ответить на один вопрос. А здесь ты встречаешься с экзаменатором по имени Иисус. Если человеку только рассказать что-то, он скажет: да, хорошо. Но не встретится с Ним, потому что не будет готов.
– В одном из храмов, где мы с Вами были вместе, я видел бабушку, которая через каждые две секунды одергивала своего мальчика и говорила ему стоять ровно. Я понял, что этот мальчик через пять лет окажется в той самой языческой истории. Если мы видим подобное, что нам делать? К сожалению, я тогда сказал этой женщине: «Что же Вы делаете?» Виноват, что обратился к ней, но не мог молчать.
– Вы были правы. Дело в том, что надо было что-нибудь сказать из Евангелия. Подойти к этому ребенку или к этой женщине и сказать словами из Евангелия: «Будьте как дети. Мы должны на него быть похожи, а Вы хотите, чтобы он был на Вас похож». Это некое юродство немножко... Тогда это будет воспринято и запомнится. А когда мы делаем замечания друг другу, они не запоминаются. Замечания подобны листочкам, которые прилипли и тут же отвалились. Поэтому ребятам, с которыми я встречаюсь, я советую просто подождать. Повременить с выбором, не окунаться сразу в неоязычество и подобные таинства. Потому что они очень привлекательны. Дьявол очень привлекательно преподносит себя: природа, красота, свобода, наколки. Человек хочет свободы от Христа, но он не будет свободен от греха, а это самое страшное. Сладкий грех неоязычества ведет человека в придуманную матрицу свободы.
– Я понимаю, как это происходит, но вижу и ребят, с которыми Вы общаетесь. Слава Богу, у них глазки горят. Вы как-то контролируете общение в молодежке или оно происходит само собой?
– Нет, контроля здесь никакого нет. Я удивляюсь тому, как быстро пролетает время, когда мы с ними общаемся. Один раз два часа сидели с группой молодежи, они меня не отпускали и засыпали вопросами. Я говорю: «Если бы ко мне священник пришел в то время, когда я был такой, как вы, я бы тоже его не отпустил. У меня было много вопросов. Задавайте эти вопросы. Теперь я знаю на них ответы».
– Отец Олег, спасибо большое! Благословите наших телезрителей.
– Господь да благословит вас на добрые начинания! Помните, что любовь побеждает зло, а не зло побеждает зло.
Ведущий Глеб Ильинский
Записал Федор Поплавский
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!