Беседы с батюшкой. Ненависть, злоба и неприязнь

28 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

– Тема такая: «Ненависть, злоба и неприязнь». Говорят, что от любви до ненависти один шаг. Когда мы говорим о ненависти, параллельно можем говорить и о любви. По-своему противоположные понятия, но все-таки хотелось бы в этом разобраться. Каждый из нас в какой-то степени чувствовал неприязнь к какому-либо человеку (это частое явление в нашей жизни). Почему оно возникает?

– Для священнослужителя привычнее говорить о любви как о здоровом состоянии, а о ненависти или неприязни как о болезненном состоянии человека.

Сегодня читали Евангелие на богослужениях, и мы слышали о любви отца к своим сыновьям, даже к младшему сыну с его чудачеством. Когда он захотел получить причитающуюся ему долю, отец не ругает его, а отдает ему эту долю, как бы соглашаясь с тем, что в помыслах сына он уже мертв (ведь наследство отдается после смерти родителя). Родитель соглашается отдать ему причитающееся наследство при своей жизни. Когда это можно сделать? Только тогда, когда любовь сильна в сердце. Была ли ненависть у отца в этот момент к сыну? Евангелие нам об этом не говорит. Не исключено, что какие-то волны неприязни в нем поднялись, но он их подавил своей любовью.

Сын уходит, но проходит время, и он возвращается, и мы видим, что любовь отца вновь проявляется. То есть он, издалека увидев своего сына, идущего к дому, сам выходит ему навстречу, бросается ему на шею, даже не дав ему что-то договорить, велит одеть его и принести обувь на ноги его, дать перстень на руку его, то есть вернуть ему власть, причастность к семье.

Когда мы говорим о противоположном, наверное, тогда вспоминаем старшего сына этого же отца, который, вернувшись с поля, видит в доме множество гостей. Подозвав одного из слуг, он спрашивает его, в чем дело. И тот отвечает: «Брат твой вернулся, и отец велел заколоть тельца упитанного». (Я уж повторяю эту притчу, которую Господь рассказывал, но для того, чтобы нам подойти ближе к нашей цели.) И старший сын не хочет входить в дом; значит, у него неприязнь и к своему брату, и к отцу, потому что тот устроил праздник ради вернувшегося блудного сына. Старший сын испытал неприязнь, а скорее всего ненависть, ревность. Наверняка масса отрицательных помыслов его посетила.

Это свойственно не только древним временам. И в наши дни ревность, ненависть к своим родственникам часто возникает у людей, особенно когда это связано с материальными доходами, их дележкой. Многие священники знают случаи, когда люди спрашивают у них: «Как мне поделить с моим братом (или сестрой) причитающееся наследство?»

А еще страшно, когда распадаются браки и начинается дележка жилья, какого-то участка между мужем и женой, особенно если один из них сразу вступил в новый брак. Это большая беда. Люди теряют уважение, а не только любовь друг к другу. И мы сейчас говорим о болезни, которая поражает и людей церковных, то есть ходящих в церковь, исповедующихся, причащающихся.

Действительно, от любви до ненависти один шаг, и часто это шаг через какую-то материальную часть. Страшно, печально? Да. Свойственна человеку ненависть? Однозначно отцы древности говорят, что свойственна, но эту ненависть надо направить против своих грехов, страстей. Вот где должна быть ненависть. Как цепной пес внутри тебя эта ненависть, она должна следить за тобой, за твоим внутренним миром и появляться тогда, когда у тебя возникает страсть, подвижка ко греху, когда ненормальные штормовые волны по тебе побежали и сподвигают тебя к каким-либо греховным, недостойным делам.

Обращаясь к Евангелию, ко всему, что касается Иисуса Христа, мы нигде не слышим о Его ненависти или какой-либо злобе к людям, которые Его окружают, будь то больные или слепые. Ненависть связана только с фарисеями, которые проявили ее по отношению к Иисусу Христу. И проявили не потому, что Он их бил или гнал, а потому, что предложил им заглянуть в свой внутренний мир, и это вызвало в них ненависть.

Такое искушение может поразить и нашего современника, когда священнослужитель, который исповедует прихожанина, начинает не только гладить по головке прихожанина, но и предлагает ему обратиться внутрь себя: «Посмотри, что с тобой происходит. Почему ты это делаешь?» И нередко прихожанин настолько привык себя считать правым... Ведь он ходит десять-пятнадцать лет в церковь, Евангелие цитирует чуть ли не наизусть, и вдруг ему говорят: «Нет, посмотри в себя, в тебе гордыня, а гордыня рождает ненависть к окружающим. Как может быть, что, любя Христа, ты не любишь своих близких людей?» И, вы знаете, оказывается, эта ненависть выплескивается на духовника: я такой хороший, а ты мне говоришь, что я плохой!

Бывают такие встречи и такие разговоры? Конечно. Наверное, многие священники встречают таких прихожан, которые, например, говорят: «Батюшка, будьте моим духовником. Я раньше ходил туда, но там батюшка злой, а теперь буду ходить к Вам». Очень хорошо, когда священник спрашивает своего нового прихожанина, новое духовное чадо: «Почему Вы считаете, что в том храме батюшка злой, а я буду вроде как добрый?» Из разговора потом выясняется, что ничего злого священник не сделал, он просто немного понудил этого прихожанина более строго отнестись к своему внутреннему миру. Это немаловажный момент.

Поэтому наша ненависть, обращенная к другим людям, – это нередко защита самого человека, потому что он внутри маленький, слабенький и боится, что это увидят. И тогда он начинает свой гнев изливать на окружающих: «Не дай Бог, вы и правда заглянете ко мне в душу, уж лучше я сразу на вас наброшусь и буду лаять, и вы будете меня бояться, потому что на самом деле я внутри не настолько красив, как создаю впечатление со стороны». Это одна из причин гнева.

Вторая причина гнева – гордыня, наше самолюбование. Это поражает и нас, священников, когда какие-то заслуги, – и священник весь раздулся (я имею в виду его внутреннее состояние), прямо идет, как будто земли не касается, сам собой любуется. Да, поражает такое. Поэтому с гордыней и проявлением гнева через нашу гордыню, наше самолюбование надо обязательно бороться, чаще заглядывать в себя.

Мы в преддверии Великого поста, это время размышлений, время покаяния, а покаяние рождается при условии, что ты видишь, в чем каяться. Страшно, когда мы свой гнев проявляем, но не видим этого.

Мы уже как-то говорили на встречах, как болезненно некоторые внутрицерковные люди относятся к тому, что на их место в церкви встал кто-то чужой. И многие не скрывают своего гнева. Они тут же забыли, что они христиане, что они в церкви, могут подойти, толкнуть, сказать: «Я здесь стою, это мое место». Или: «Не трогай подсвечник, я за ним ухаживаю». Вот это гнев из-за какой-то внутренней незащищенности, из-за желания прикрыть свои грехи – те, которые окружающим вроде бы не видно, но ты не хочешь, чтобы их увидели. Вот тогда гнев становится некой стеной или лающим псом. Эти вещи недопустимы, и нам полезно заглядывать в себя, почему этот гнев проявляется. Почему нашим близким достается больше всего: женам от мужей, мужьям от жен?

– Вопрос телезрителя: «Меня волнует вопрос о предопределении. Известно, что Бог, как Всеведущий и существующий вне времени, знает о каждом человеке, весь его путь от начала и до конца. В то же время Бог не ограничивает свободу выбора человека, но Он заранее знает, какой выбор сделает этот человек или даже целый народ. Это и есть предопределение. То есть человек что-то выбирает, но Бог уже заранее это знает. А если предопределения не существует, тогда, значит, Бог тоже зависит от времени. Как это понимать?»

– То есть Вы пытаетесь сопоставить такие темы, как свобода, данная нам от Бога, и предопределение, что Бог наперед знает, что ты будешь делать и как поступишь. И тогда какая это свобода? Очень хорошо. Честно говоря, мне бы хотелось перенаправить этот вопрос таким корифеям, как протоиерей Олег Стеняев. Вообще хорошо бы, чтобы богословские вопросы задавались в тот день, когда богослов присутствует на передаче.

Нигде не сказано, что Господь наперед знает, что мы выберем. Нигде об этом не говорится, это должна быть авторитетная ссылка. Даже если этот ответ мы находим у кого-то из святых отцов, это его личное мнение и не является догматикой.

Итак, нам дана свобода выбора, иначе человек не был бы образом и подобием Божьим. Ведь Господь создал нас по образу Своему, а формировать подобие нам дано право от сотворения мира самим. Иначе как мы будем формировать свою душу (а подобие – это душа), быть преподобными? Какая же нам тогда дана свобода, если Господь заранее знает, что мы выберем и каким путем пойдем? Тогда не было бы подвига наших подвижников-пустынников, которые неожиданно для окружающих сделали тот или иной выбор. Многие императоры или цари вдруг уходили в монашество и жили в одиночестве в кельях суровой монашеской жизнью.

Не было бы подвига Марии Египетской и многих других, если бы Господь наперед знал, что человек выбрал. Мы с вами слышим даже в церковных песнопениях в день памяти Марии Египетской: «Ангелы удивились ее избранию» (то есть ее поведению). В этом свобода человека, мы с вами именно так это и рассматриваем. Право выбора нам с вами всегда дано, и право приложения своих сил дано для того, чтобы осуществить ту цель, которую мы выбрали. Есть ведь и подвижники, которые вдруг, спустя много лет после своего подвига, пришли к падению. И, наоборот, были люди, которые пребывали в грехе, а потом, борясь с ним, выбрали неожиданно для всех нужный путь и спасли свою душу. И те, кто обратился к их опыту, тоже пришли к спасению.

Итак, свобода выбора остается за каждым из нас. В этом мы с вами подобны Богу Творцу. И Священное Писание говорит о том, что Господь задумал: «Создадим человека по образу и подобию Нашему». И следующая строка: «И создал Бог по образу Своему человека». Там не сказано, что по подобию. Подобие – это как раз свобода формирования своей души.

– Вопрос телезрительницы: «Есть заповедь: носите тяготы друг друга. Но если ближние жалуются на свои проблемы, а сами при этом ничего не меняют ни в себе, ни в жизни, как поступить правильно?»

– Храни Вас Господь! Первое: пусть будет по сердцу Вашему. Есть случаи (и любой священник это знает), когда человек берет на себя тяготы другого и смиренно несет их до конца дней своих или до конца дней того человека, тяготы которого он взял. Но только что мы говорили о свободе выбора: ничто не мешает не метать бисер перед свиньями или псами. Иначе они не только затопчут это в грязь, но еще и обернутся против Вас и порвут.

То есть, если Вы видите, что человек не хочет меняться, более того, борется с Вами, когда Вы пытаетесь его поддержать, оставьте свободу этому человеку. Потому что случаи бывают разные, индивидуальные. Иногда бывает, что любящая мама или бабушка начинает пилить своего сына или внука, чтобы он пил по утрам святую воду, ходил на всенощную в храм. Когда начинают вот так все время нудить, он только взрывается и говорит: «Вообще не хочу туда ходить, ни в храм не пойду, ни воду святую пить не буду». Хотя женщина чуть ли не в слезах приходит к священнику и считает, что делала доброе дело, а внук такой непутевый, не послушался ее.

Я знаю другой случай из жизни моей очень близкой знакомой, которая взялась тащить своего пьющего мужа, у него питие перешло в хроническое состояние. Она сказала: «Я его не брошу, это мой крест». И действительно, он не так давно скончался, она приняла после этого монашество, но почти двадцать пять лет все время ухаживала за своим мужем. Он придет в себя, выйдет на работу, сколько-то времени поработает, опять напивается... И так она свою жизнь посвятила тому, что выхаживала своего супруга, не бросала его. То есть она приняла это буквально как крест.

Разные примеры, я только два привел. Их можно десятки привести. Поэтому возвращаюсь к тому, что есть индивидуальные случаи. И дай Вам Бог, чтобы Вы поступали по позыву Вашего сердца. Единственно, что хочется пожелать: желая добра другому, не внесите разрушение, не вызовите гнева и ненависти. Это самое страшное. Иногда люди, желая добра, на самом деле приносят разрушения.

– Это когда добро навязывается, когда человек не принимает его, не хочет принимать. И тогда получается обратный эффект. А как это называется? Ты хочешь, чтобы человек поступил правильно. Думаешь, что навяжешь ему свое мнение, он поступит правильно – и все в жизни у него будет хорошо. Но он тебя не слушает, и ты в ответ начинаешь его люто ненавидеть за то, что он тебя не слушается. Как так получается?

– Видите, от любви до ненависти один шаг.

– А кажется, что ты же любишь, поэтому хочешь, чтобы он так сделал. А потом неприязнь. Как так? Мы перед звонками телезрителей говорили о том, как это происходит в семьях. Например, дележка имущества или еще что-то. Все-таки ненависть в семье – самое страшное. Почему в семьях эта ненависть происходит? Не всегда же это какие-то финансовые вопросы? Как это преодолевать?

– Сначала появляется ненависть, а потом уже начинается дележка, если стоят вопросы материальные. Если в семье сохраняется любовь, то материальные вопросы не мешают этой любви, они не нарушают ее. А если любви нет, тогда материальные вопросы усугубляют состояние ненависти, гнева, злобы. Так что под один трафарет советы дать невозможно. В этом, наверное, ценность духовничества Православной Церкви, когда духовник рассматривает каждый вопрос отдельно и разговаривает с вами. Так же и я со своими чадами разговариваю, и мы рассматриваем тот или иной вопрос. Вы думаете, что духовник всегда поощряет действия своего духовного чада по отношению к другим? Не всегда. Можно сказать: «Ты носила ему святую воду, дарила иконки. Хватит! Больше ни разговоров про церковь не поднимаешь, ни воду не носишь, ни иконки не даришь».– «Батюшка, как же так? Как же он будет без этого?» – «Обойдется. Пусть теперь сам определяется: нужны ему иконы, святая вода или нет. Если нужны, пусть сам придет в церковь. Не будешь все время ему это в ладошках носить. Пора пуповину перерезать».

Посоветуйтесь со своим духовником. Может быть, он Вам скажет: «Хватит опекать. Получился верующий человек – хорошо. Не получился – давайте смиримся, примем это как факт». Не секрет, что зерна, посеянные в сердцах подрастающего поколения, дают всходы много лет спустя. Вроде бы человек в церковь не ходит, занят своими делами. Проходит время. Смотришь – он опять пришел в храм: «Меня когда-то бабушка учила, что делать. Я тогда не ходил, а сейчас хочу». Появляется новый хороший прихожанин. Зерна дали всходы.

Важно не допустить обратного эффекта: проявления гнева, ненависти. Главное, не перейти тонкую грань. Обязательно советуйтесь со своим духовником и Евангелием. Перечитывайте Евангелие, друзья мои! Перекладывайте евангельские строчки на свою жизнь. Не надо относиться к Евангелию как к учебнику по истории.

Очень многие считают: «Это когда-то было. Господь так сказал, а они там делали». Это не они, а мы так делаем: либо становимся учениками, либо в это же время (как ни странно, наша психология устроена так) оказываемся в стане врагов Иисуса Христа. Да, вроде мы хотим идти за Ним – и тут же начинаем бороться с Ним. Надо заглянуть в себя. Почему мы боремся? Говорится, что наш ум должен плавать в Священном Писании... Тогда многие вопросы отпадут.

– Вопрос телезрительницы: «Господь дал нам свободу, чтобы мы не были роботами. Как хочется жить по Евангелию! Только начинаешь – и все кувырком, спотыкаешься на каждом шагу. Прошу: “Господи, направь, чтобы жить по Евангелию!” Просите, и дано будет вам. Но ничего не получается. Господи, прости меня! Как быть? Я не хочу такую свободу. Лучше бы я была роботом, но жила по Евангелию, чтобы Господь Сам руководил моей свободой».

– Очень рад, что Вы во время своего вопроса процитировали фразы некоторых наших святых, которые именно так и просили: отнять личную свободу, всегда быть в воле Божией.

Но если бы мы не спотыкались, это не было бы Евангелием. Как легко соблюдать какие-то сказочные вещи! И как трудно жить по Евангелию! Чем хорош период поста? Люди любят повторять слова древних отцов: искушения бывают от плоти (или по плоти), от мира и от бесов. Чуть что – человек говорит: «Батюшка, у меня искушения от мира, бесов». Один из ста, наверное, может произнести: «Простите, искушение от плоти, то есть я так хочу».

Вспоминается старая шутка, которая встречается в некоторых патериках. В начале поста игумен обходит кельи своей братии. В одной келье монах варит яйцо на свечке. Игумен говорит ему: «Брат, ну что ж ты в пост такими вещами занимаешься?» – «Отец игумен, прости: бес попутал». А бес из угла: «Игумен, не верь ему! Я сам у него учусь».

– Он сказал: «Я бы до такого не додумался».

– Есть разные концовки. Смысл один и тот же. О чем идет речь, друзья мои? Пост очень хорошо располагает поразмыслить, заглянуть в себя: все ли у нас искушения от мира и нечистых духов? Не получается ли, что 90 % искушений – от нашей плоти?

«У меня не получается жить по Евангелию». Почему? Потому, что я люблю врать, а врать нельзя. Или потому, что мне хочется нагрубить своему ближнему, а Евангелие говорит: «Ты обязан любить врагов». Уж каких там врагов – я своих близких толком любить не умею! Надо заглядывать в себя, чтобы убедиться, что это искушение не от мира и нечистых духов. Это я такой: не люблю окружающих.

Начинаем, как Вы сказали, спотыкаться при исполнении евангельских заповедей, потому что мы такие. Споткнулся – вставай! Древние отцы говорят: «Упал – поднимись!» И так до последнего дыхания: пока, однажды упавши, больше не сможем подняться, потому что наша жизнь кончилась.

Хорошо, что спотыкаемся. Значит, идем правильно. Нам сказано, что широкая и легкая дорога ведет мимо узких райских входов во врата душевной погибели. Дай Вам Бог сил, спотыкаясь, подниматься. Чаще проявлять гнев, ненависть не в адрес окружающих, а в адрес самого себя: «Что же я, разгильдяй такой? Надо было бы потерпеть, не говорить резких слов человеку. А я разгневался, наговорил ему всякого. Господи, прости!» Это нормальная жизнь христианина.

– Вопрос телезрительницы: «В утреннем правиле есть часть молитвы: “Спаси, Господи, и помилуй[…]священноиноки[…]в монастырех[…]затворех, разселинах”. Последняя строка: “… облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу от Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов”. Я чувствую, что недостойна, чтобы их молитвами Господь простил мне грехи: живу как хочу, хоть и стараюсь. А они там страдают, тратят силы. Они же меня не знают. Понимаю, когда сама молюсь: прости мне то и то. Как я могу надеяться, что молитвами этих святых людей простятся мои грехи? Потому что, мне кажется, их не простить никогда. У меня возникла мысль. Может быть, все христиане, читая утреннее и вечернее правила, молясь вместе, спасают друг друга?»

– Замечательные вопросы. Помогай Вам Бог в Ваших молитвах! Давайте оставим это решение тем, кто находится в монастырях, расселинах, тесноте. Они по своей любви молятся за нас.

Это все равно что сказать солдатам, которые стоят на передовой и защищают наше Отечество: «Я недостойна, чтобы вы меня защищали. Пропускайте врага сюда, на Родину. Нехай он творит что хочет». Вы, наверное, так не скажете, потому что очень дорожите ребятами, которые стоят на границе или даже за ее пределами и не допускают врага на нашу территорию.

Монах, молясь, точно так же не допускает, чтобы враги громили наше христианское Отечество (то есть людей, которые уповают на эту молитву).

Вы говорите, что ведете себя как попало. Хорошо, что Вы это понимаете. В случаях, когда Вы только собрались вести себя как попало, вспомните, что где-то там он, босый, на холодном ветру стоит на коленях и говорит: «Господи, прости их – всех, кто ведет себя как попало!» И уже вроде как неудобно так себя вести.

Наверное, это уже ответ на следующий Ваш вопрос о самой удачной молитве по соглашению, когда мы просто молимся друг за друга.

– Но при этом не договариваясь, да? Взять – и помолиться.

– Просто молиться.

– Ведь в этот момент кто-то тоже молится.

– Несомненно. В этот момент молится тысяча людей. Они просто молятся друг за друга. И дороже этого ничего нет. Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Поэтому, дорогая наша телезрительница, не оставляйте своих утренних и вечерних молитв. Пока бежишь на работу или учебу, можно по дороге повторять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, и всех, кто молится за меня, и всех моих близких!» Обязательно пребывайте в молитве. Помните: в это же время молятся и другие и в нашей стране, и на другом конце земного шара. Нет такого уголка, где бы люди не молились. Поэтому наша Земля вращается. Находятся те, кто и при солнечном свете, и при ночном свете звезд возносит молитвы за нас с вами и друг за друга.

– Вопрос: «Как научиться не бояться совершать ошибки? Ведь они все равно неизбежны. Как перестать постоянно тревожиться и переживать за все?»

– Наверное, перестать бояться совершать ошибки возможно тогда, когда мы перестанем бояться, что о нас плохо подумают окружающие.

– То есть это гордыня, да?

– Как закон. Глубоко скрытая гордыня: что о нас скажут? что подумают? Даже священник порой боится что-то сделать неправильно: а вдруг прихожане подумают, что батюшка не знает службы и не туда пошел.

У нас с вами есть два варианта. Первый – прекратить волноваться, что подумают и скажут окружающие. Второй – смириться с тем, что человек неизбежно совершает ошибки. Потому что (как говорит известная пословица) не ошибается тот, кто ничего не делает.

Это нормально для роста, жизненного опыта. Ясное дело, что молодой человек будет делать ошибки там, где старый, уже совершив свои ошибки и получив под бока от жизни, их не совершит. Для этого должен быть добрый союз старшего и младшего поколений, который стараются разрушить наши недруги. Они хотят нарушить связь в семье, внушая молодым, что старики ничего не понимают, отстали. Но задача стариков – делиться жизненным опытом для того, чтобы молодежь меньше налетала на острые углы.

– Вопрос: «Человек что-то пообещал умершему – и не сделал. Считается ли это грехом?» Можно ли исправить данную ситуацию?

– Обещания могут быть разными. Человек занял денег, обещал вернуть, а тот, у кого он занял, умер. Но остались его дети, семья. Верни свой долг его семье. «Простите, я у вашего папы занимал такую-то сумму. Возвращаю».

То, что человек в силах выполнить, он обязательно должен сделать. Верующий пойдет по такому пути. Предположим, обещал починить машину. Приходит в храм: «Я обещал починить машину человеку, который умер. Не нужно ли починить вашу церковную машину? Я хотел бы вернуть долг умершему, выполнив обещание». Бывает, люди приносят пожертвования в храм именно потому, что тот, кому они были должны, умер.

Можно выполнить свое обещание в виде какого-либо дела. Например, у меня есть замечательный прихожанин, который сказал: «Батюшка, я обещал маме поставить оградку на кладбище у наших родственников, а уже давно уехал из того города, живу на другом конце страны, добраться туда не могу. Благословите, я на ближайшем кладбище поставлю оградку там, где скажете».

Мы с ним пошли на кладбище, нашли заброшенную могилку. Он вырезал кусты, все вычистил и сделал замечательную оградку. Теперь могилка ухоженная, аккуратная. Там сохранилась только фамилия захороненного человека, но прихожанин сделал табличку. Этим он вернул обещанный долг.

Чаще поворачивайтесь к Богу. «Господи! Я обещал. Вразуми, как мне вернуть долг». Думаю, что Господь даст хорошую мысль. Усопшие всё видят и принимают.

– Это нужно не столько усопшим, сколько нам, живым, получается.

– Несомненно. Протоиерей Михаил Труханов рассказывает в своей книге, как в юности ходил мимо кладбища, где была проломлена ограда. Он дал себе обещание при первой же возможности (это были 30-е годы) починить ее. Невзирая на бедность и отсутствие возможности достать стройматериалы, он сдержал слово.

Прошло несколько дней. Ранним утром, идя мимо кладбища, около места, где починил забор, он увидел двух человек в светлых одеждах. Подумал: «Надо же! Еще темно, а люди уже пришли на кладбище». Спустя некоторое время он понял, что это стоят усопшие и благодарят его. Он подошел к отремонтированному месту и посмотрел, кто похоронен рядом. Оказалось, два священника. Они благодарили его за доброе дело.

Желая возместить долги и выполнить обещания перед Богом, мы всегда можем это сделать. Было бы доброе намерение.

– Любовь спасет всех нас.

– Только любовью спасаемся.

– Ненависть, неприязнь и все плохое в этом мире покроется любовью. Дай Бог, чтобы так было всегда.

– Дай Бог.

– Батюшка, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Что можно сказать, дорогие мои? Да любите друг друга. По этому узнаем, что мы с вами ученики Христовы. Храни всех Господь! С наступающим постом!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​