Беседы с батюшкой. Неделя Крестопоклонная Великого поста. Прощение

4 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Поздравляю с воскресным днем, Крестопоклонным!

– Сегодня мы поговорим о значении праздника и вообще этого события в церковном уставе. Несмотря на то, что крестная смерть будет воспоминаться уже скоро – на Страстной неделе, хотелось бы поговорить еще на такую тему, как прощение. Я думаю, что во время поста это очень важная и интересная тема. Вернемся к Крестопоклонной неделе.

– В грядущую среду – праздник Благовещения, но эта же среда именуется Средокрестной, то есть знаменует собой истекшую половину Великого поста. И возникает вопрос, почему Мать Церковь именно третью седмицу поста отмечает выносом того орудия, которым изработано для нас спасение, – Животворящего Древа, источника Божественной благодати?

Середина поста, мы немного и привыкли к нему, и чуть-чуть, быть может, ослабели (напряжение сказывается). И как для перелетной птицы, которая хочет набраться сил, представляется удобным сесть в развесистой кроне мощного дерева и переночевать, чтобы поутру с новыми силами взвиться в лазурь, так для нас, бессмертных человеческих душ, Древо Креста – райское древо жизни. Поклоняясь ему, по-детски целуя это древо, устремляясь ко Христу, распятому на Кресте, умом и сердцем, мы веруем. По вере нашей обретаем живительную энергию Святого Духа.

Крест нас освящает, окрыляет и обновляет наши силы. Вот замысел Матери Церкви, ради которого выносится Крест. Это опора, жезл, посох, мост с земли на небо. И сегодня звучали в храме слова: «Кто из вас хочет следовать за Мной, да отвергнется себя», то есть распнет свой эгоизм, себялюбие, возьмет свой крест, благословит свою судьбу. С радушием и терпением пусть каждый несет свой крест, который ему дан в совокупности его трудов, обязанностей. А самое главное – желание сохранять сердце от зла ради Христа. Такой и будет Его учеником. Я желаю себе и всем нам с бодростью, преполовив Великий пост, устремиться к Пасхе Господней.

– Вопрос телезрительницы: «На Страстной неделе мы заканчиваем (в среду) чтение Псалтири. А что можно в эти три дня читать? Можно читать Евангелие, утренние молитвы, молитвы за детей? Псалтирь-то мы закрываем. Мне вот это непонятно. Объясните, пожалуйста».

– И можно, и должно никогда не расставаться с молитвами. Действительно, наша уважаемая телезрительница, знаток церковного устава, знает, что чтение Псалтири в храме завершается к Страстной седмице. Но из этого вовсе не следует, что она дома должна отказать себе в добром обыкновении освящать утро и вечер молитвой с произнесением тех или иных псалмов. Они, кстати, и входят в наше правило (50-й покаянный псалом).

Существует прекрасный обычай, когда двадцать человек, соединившись по согласию, в день прочитывают каждый одну из двадцати кафизм, так что ежедневно прочитывается вся Псалтирь этой маленькой дружиной. И на Страстной седмице, и на Светлой  мы можем продолжать домашним, келейным образом чтение Псалтири, потому что Священное Писание богодухновенно, оно просвещает, очищает, окрыляет. Есть псалмы мажорные, светлые, пасхальные, а есть покаянные и просительные. Так что будем заполнять наш день внутренней обращенностью к Творцу и обращаться при этом как к Псалтири, так и к Святому Евангелию, чтение которого может входить в наше ежедневное молитвенное правило.

– Но ведь в Великий Четверток с утра совершается литургия, мы все причащаемся, вечером чтение Страстных Евангелий, а в пятницу можно вообще из храма не выходить. Можно ли здесь правило опустить и просто находиться в храме и следовать тому, что есть?

– Приятно Вас слушать. Слова русского человека. Думаю, если бы мы вели передачу где-нибудь в Швейцарии, Вас бы не поняли местные жители: «Как это: не выходить из храма в Великую Пятницу? А сфера банковских услуг? А ближайший кафетерий? Что произойдет с миром? Он перевернется». А у нас действительно так.

– Я как-то подавал визу в одну из европейских стран, и там в Великую Пятницу был выходной день. Кажется, это была Швеция. Так что есть прецедент.

– Да, какие-то корешки традиций сохраняются. Мне нравится, что в Германии, например, Вознесение называется «Фатертаг» – День отца. Христос восходит в небесные обители, а на земле дети чтут своих родителей. Думается, что неплохо от старой доброй Германии нам усвоить такой замечательный праздник.

Мы возвращаемся к нашему разговору. В особенные святые дни Великого поста, может быть, и не нужно быть таким педантом, чтобы выполнять все по букве, потому что сама душа, наполненная размышлениями о евангельском крестном пути, подскажет. Иногда хочется и отложить в сторону молитвослов и просто побеседовать, как дитя, с Небесным Отцом. Особенно хорошо это получается под сводами храма, где счастливые часов не наблюдают.

– Давайте поговорим о прощении. Что значит простить? Есть слова из Нового Завета (Послание к Колоссянам): Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13). Все-таки как это – прощать?

– Когда мы произносим слово «прощение», то у каждого из нас возникает в сознании некая линия. У одних это горизонталь: ты и я; я имею на тебя нечто, вроде бы по форме, внешне простила, а что у меня в глубинах сердца? А у других возникает в уме вертикаль. Ведь действительно каждый из нас нуждается в прощении Небесным Отцом: «И остави нам долги наши, ибо и мы оставляем (прощаем) должникам нашим»; «если не простите от сердца ближним вашим, то и Отец Мой Небесный не простит вам ваших согрешений».

Итак, прощение – кардинальнейшее понятие и подвиг. Если я по глупости в своем сердце оставляю этот зуб безумия невырванным, если за пазухой оставляю  камень, когда у меня очень тяжелое по отношению к другому чувство, то, простите, на словах я улыбнулся, а жаба душит мою душу. Конечно, в час молитвы я почувствую, что небо глухо, портал закрыт. Поэтому солнце да не зайдет во гневе вашем.

Не дай Господь, печалится апостол Павел, отойти ко сну, смотря на своего соседа, как мышь на крупу. Если смотреть на горизонталь прощения, то христианин должен быть весьма зорким, внимательным, я бы сказал, реактивным в своем стремлении не держать никакой темноты; остатки озлобленности, раздражительности, обиды, недоброжелательства вычищать из поля своего сердца. Божия благодать, как свидетельствует наш народ, почивает лишь в простых и незлобивых сердцах.

Что такое простить? Вверить своего обидчика милости Божией. Смотреть на недоброжелателей как на врачей. Врачи в XIX веке и кровопускания любили делать. Кто-то со своими постоянными выпадами против меня просто оздоровляет кожу моей души, активирует мое кровообращение, совершается боевая проверка, кто я и что я. Если я остаюсь мирным, спокойным (Господи, прости его, не ведает, что творит), на душе у меня спокойно, значит – подвизаюсь в правильном направлении. Но если я как на ножах, что-то пошло не так.

– Вопрос телезрительницы: «В раю было дерево добра и зла. Не послушались, вкусили, произошла катастрофа. Опять же на древе распинают нашего Христа. Что они древа символизируют?»

– Ваш вопрос исполнен Божественных тайн и премудрости. Вы смотрите в точку. Раскрывая церковные книги – Постную Триодь или Последование Страстной седмицы, мы увидим, что святые гимнографы, составители этих песнопений, прямо связывают между собой древо жизни, плоды которого Адам призван был вкушать, и Животворящий Крест Господа Иисуса Христа. Спаситель израстил для нас плоды; вкушая от них, мы приобщаемся вечной жизни. Это Его Пречистые Тело и Кровь – таинство Евхаристии, причащение Святых Христовых Таин.

Но Вы спрашиваете о древе познания добра и зла – запретном древе. Один из древнейших египетских подвижников авва Пимен Великий говорит, что таким древом является наш ближний. И когда я его осуждаю, я как будто вкушаю вслед за Евой запретный плод и умираю духовно. А когда не осуждаю его, а вверяю Промыслу Божию (кто я, чтобы злиться или затаить обиду? может, не все было гладко между нами; наверное, я сам в этом виноват), осторожно, деликатно отношусь к человеку и не залезаю своим хищным умом вглубь его сердца, что там и как, но вижу в нем образ Божий (и вспоминаю, что Бог пришел в этот мир, чтобы за нас пострадать) – это мудрое обхождение. Жалея, не осуждая человека, вверяя его милости Божией, мы не вкушаем от плодов запретного древа и черпаем благодать в общении друг с другом, поступаем так, как апостол Павел говорил: «Снисходите друг к другу с нежностью, не осуждайте, взаимно прощайте, как и Христос простил вас».

– К вопросу о прощении обидчиков. Например, когда возникает конфликт между двумя людьми и человек вынужден просить прощения...

– В семейной жизни такое бывает семь раз на дню.

– Но, получается, даже если ты простил, а тот человек тебя не прощает, чьи это проблемы: его или ты тоже в этом участвуешь?

– Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Насколько от вас зависит, мир имейте со всеми». Главное, чтобы я не был зачинщиком, провокатором,  чтобы мое сердце было отверсто, чтобы я изрекал милость и любовь. И Господь услышит меня в час молитвы, потому что я живу по Его закону, – закону правды и любви, прощения. Если же мои потуги, усилия примириться с другим не возымели успеха, то, конечно, это его беда, его несчастье, за которое его еще дополнительно надо пожалеть.

– Как быть, если простил, но отношения разрушены и ты не хочешь уже с этим человеком общаться, всячески его избегаешь? Это прощение?

– Очень мудрый вопрос. Только Господь Бог, прощая, уже не помнит наших грехов. Но мы, люди, существа ограниченные. Если кто-то меня один разочек крупно подвел и обманул (не говорю «предал»), а потом со слезами кается и просит восстановить доверие, то, конечно, по-христиански я снизойду и прощу, однако я не могу не быть осторожным. Жизнь должна проверить искренность его раскаяния. Поэтому есть, мне кажется, мудрость в том, чтобы хранить дистанцию вытянутой руки в отношении человека. Дружба дружбой, а служба службой. Да, я не держу ничего на другого, но пойду ли я с ним в разведку – это жизнь должна рассудить.

– То есть получается, что простить – не всегда означает забыть это событие.

– Наивность – это грех, а осторожность – добродетель.

– Что значит быть прощенным?

– Быть прощенным – это счастье, это быть развязанным от тех уз, силков и петель, которые сдавливали мою душу. У нас должна быть такая мечта – быть прощенными Небесным Отцом, ходить в этой прощенности, в милости Божией, боясь, как огня, свершения чего-либо, что может отдалить от нас благость Божию. Но на земле быть прощенным – это значит растопить вековые льды отчуждения, взаимного недоверия, раздражения, холодности. Это значит восстановить любовь. А любовь – это царица всех добродетелей, любовь никогда не перестает. Хочется просто пожелать себе и всем нашим телезрителям, чтобы мы сегодня, в воскресный вечер, все были прощены и простили друг друга, оставили за бортом все обиды.

– Вот сделал зло человеку и раскаиваешься, просишь прощения – тебя прощают, вроде уже забыли, но чувство внутри тебя остается. Может быть, это совесть или какое-то другое чувство – самоедство, сожаление. Тоже ведь нельзя назвать это чувство добродетелью, правильно? Или в какой-то степени можно?

– Ты прощен, тебя простили. Бывает, что на исповеди получаешь прощение от Господа. Это свидетельство дается священником. Но остается какой-то рубец, какая-то рана. Ведь иной грех прощен, однако из этого не следует, что ты можешь расслабиться, потому что демоны навевают нам воспоминания, навязчивые образы, мысли. Иногда память услужливо воскрешает картины содеянного проступка и греха, и ты много еще должен потрудиться, помучиться, сердечно помолиться, чтобы мало-помалу Божья благодать совершенно изгладила эти шрамы, следы, защитила со всех сторон, омыла, освятила душу, чтобы уже ничто душу не ранило, не коробило. Вот почему исповедь, покаяние – это лишь составная часть трудов, в результате которых мы обретаем милость.

Так ведь и между людьми. Я добился того, что кто-то меня простил, но я должен еще заслужить его доверие в конкретных делах. Как мы говорим, жизнь – хороший учитель, и я должен быть очень осторожным и много потрудиться, чтобы вновь войти в доверие другого.

– Вопрос телезрительницы: «Иоанн Кронштадтский назвал Матронушку восьмым столпом. А об остальных где можно узнать?»

– С одной стороны, это может быть тайна, которая была открыта лично отцу Иоанну, а мы можем лишь гадать. Мне почему-то кажется, что можно поискать остальных в Оптиной пустыни, которая тогда сияла мудрыми старцами. Скажем, старец Варсонофий Оптинский, старец Нектарий Оптинский, современник отца Иоанна Кронштадтского преподобный Варнава Гефсиманский.

Известно, что сам отец Иоанн Кронштадтский благословил на пастырство протоиерея Алексия Мечёва, прославленного как московского утешителя. Поэтому давайте изучим памятники эпохи и, может быть, сумеем найти эти восемь столпов русского благочестия.

– Телезрительница спрашивает: а если по своему жестокосердию человек не имеет способности прощать?

– Плохи дела тогда. Очевидно, считает себя способным таить обиду, гневаться, осуждать, злорадствовать. Ничего себе таланты! Какой способный! Так можно дойти и до принятия духовной печати антихриста, которая есть не что иное, как гнев, доведенный до апогея, устойчивая ненависть по отношению к человеку. Кстати, в связи с этим какие Вы можете вспомнить учения, культивирующие ненависть? Они, как правило, заканчиваются на -изм: троцкизм, нацизм…

Если  имеешь в себе залог, искру Святого Духа, смотришь на Иисуса и признаешь Его Богом во плоти, если ты, раскрывая Евангелие, слышишь, как Спаситель обращается к Отцу: «Отче, прости им, не ведают, что творят», если «Отче наш», молитва Господня, для тебя не китайская грамота, а основа основ твоего самосознания, то не спеши себя зомбировать, что ты неспособен простить.

Не простить – это значит повернуться спиной к распятому Спасителю, это значит сказать: «А мне не надо Царства Небесного, не хочу, хочу в тот духовный концлагерь, где демоны, как сколопендры, вечно грызут и мучают друг друга». Не простить – это вызваться быть кандидатом в преисподнюю. Давайте все-таки доведем до логического конца эти свидетельства. Знаете, чуть только поразмышляешь, сразу скажешь: «Нет, я хотел бы простить, но у меня не получается. Батюшка, помогите, что я должен сделать?» Конечно, прежде всего на исповеди раскрыть эту немощь. У Креста и Евангелия признаться: «Батюшка, сердце мое окаменело, оно во тьме, что-то препятствует мне отпустить ситуацию. Я вспоминаю со злорадством этого человека. Господи, каюсь, прощаю, помоги из сердца вытолкнуть эту тьму».

Употребим малые усилия, и приходит благодать. Бог помогает нам пересоздать душу. Поэтому для меня лично ситуация такова: хочу простить, и все у меня получится, не хочу быть злым,  хочу быть солнечным зайчиком, Божиим человеком. Господи, всех прощаю, Ты меня прости и помилуй.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о ключах от Царствия Небесного. Какой смысл вкладывал Христос в эти слова, когда говорил апостолу Петру об этом? Не связку же ключей Он ему передал?»

– На иконах иногда изображается ключ или связка ключей. Но, конечно, это образ, свидетельство той Божественной власти, величию которой удивлялся святой Иоанн Златоуст, говоря: «Подивись, как облагодетельствовал Христос священников, вручив им такие полномочия, которых не имеют ангелы, серафимы и херувимы». Речь идет о благодати священства, о даре священства, который выражается именно в том, что в таинстве Покаяния христианин открывает свои язвы, кается, и священнику, который видит искренность покаяния, поручено засвидетельствовать: Бог тебя простит, помилует.

Священнику действительно даны ключи Царства Небесного: «Что засвидетельствуется о прощении на земле, будет развязано, разрешено и на небесах». Вот почему священство – это великое чудо, через него является полнота Божественной любви и милосердия, и изливается эта полнота именно в таинстве Покаяния.

– К нам пришел только что такой вопрос: «Можно ли проявлять любовь к ближнему в состоянии раздражения и гнева?»

– Можно проявлять любовь к ближнему, когда тебя рвет на части. Вот себя схватить, сдержаться, набрать в рот воды и промолчать, не изрыгать из уст всякие непрезентабельные словечки. Сказано: «Гневайтесь, но не согрешайте». То есть старайся сдержаться, но, конечно, нехорошо загонять внутрь этот инфернальный огонь. Сдерживаясь, не отвечая на грубость грубостью, мы должны внутренне всем существом воззвать к кроткому Христу, Который с Креста говорит нам: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем». «Господи Иисусе Христе, помилуй, умили, укроти мою душу». А наши бабушки очень любили вспоминать начало 130-го псалма: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его». Царь Давид умел сдерживать царский праведный гнев и этим стал велик пред Богом.

– В семинарии у меня был дежурный помощник отец Давид, и вот эти слова часто применялись на практике, в семинарской жизни.

Вопрос от телезрительницы такой: «В молодости совершила очень много грехов, в том числе аборты (много всего, тут достаточно плохой список). Я пришла к вере, молюсь, участвую в таинствах. Как понять, простил меня Бог или не простил? И что нужно делать?»

– Если душа сознательно кается, искренне исповедуется и уже отвращается от тех ошибок, от тех дров, которые нарубил в юные годы (кто без греха?), поворачивается всем существом к Спасителю и уже боится потерять милость и любовь Творца – да, Господь прощает. Но чтобы почувствовать отраду, мир, чтобы освободиться от навязчивых воспоминаний и представлений (лукавый тоже не спит и пытается украсть у нас нашу победу, обретаемую в покаянии), нужно стараться пребывать в непрестанной молитве, благодарить Господа за Его милость.

А то ведь часто у нас бывает механически: исповедовался и пошел; гуляй, Вася,  исповедовался – дело в шляпе. А где Спаситель, где благодарность сына к Отцу, где живая признательность Тому, Кто пролил за нас кровь? Поэтому, мне кажется, в таком тонком и глубоком деле, как врачевание души в исповеди, в желании обрести мир со Христом, мы должны лицом к лицу предстоять воскресшему Спасителю и внутренне всегда, особенно после исповеди и причащения, больше благодарить Господа, изливать пред Ним благодарственное наше расположение.

– Есть такое мнение, что наше будущее время будет заключаться в том, что мы будем за все каяться, просить прощения. Например, сейчас на Западе просят прощения за угнетение и рабский труд чернокожего населения. Это известные события.

– Вы знаете, не очень-то просят прощения...

– Сейчас у нас есть многие моменты: каются за советское прошлое или еще за что-то; «прости нас, государь» и так далее. Что это за прощение? Как бы Вы прокомментировали это? Есть ли это за какие-то прошлые исторические события?

– Так как мы не стоим особняком, представляем собой некую общность, мы семья, то человеку нравственно просвещенному действительно свойственно чувствовать свою причастность ко всему, а стало быть, и каяться. Хотя лично он в этом неповинен. Вспомним трех отроков в пещи Вавилонской, когда Навуходоносор бросил этих еврейских мальчиков в разожженную докрасна печь; и они произнесли песнь, в которой исповедовали еще и грехи своих отцов. А ведь за эти грехи Израиль и был пленен Навуходоносором. Это чудесный пример нравственной причастности: я ответствен за все. Эта черта свойственна христианину, она одна из любимых тем Федора Михайловича Достоевского в «Братьях Карамазовых», одно из свойств русской души, которая за всех и за все в ответе.

Единственно, что всегда и во всем нужна мера. Не будем забывать, что Христос Искупитель взял на Себя грехи мира, Он Агнец, искупивший человечество Своей кровью. И поэтому наше покаяние, сокрушение должны иметь некую меру. Человек с тонкой психикой, нравственно развитый может себя просто загнать, не находя покоя в этом самообличении. Все вверяем Христу, не повторяем ошибок наших отцов и дедов, но благодарим Господа за Его милость. И мы должны сохранять баланс ума и сердца, мирное состояние души. Все, что не в меру, то от лукавого.

– Когда мы молимся за своих предков, получается, что не только молимся за них, но, может быть, и просим прощения? Можно ли так сказать?

– Несомненно. Но и поучиться у них многому можно и должно, потому что все-таки мы наблюдаем в жизни определенный нравственный регресс, о котором так хорошо говорит Михаил Юрьевич Лермонтов: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя».

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать