Сегодня у нас в гостях очень необычный человек из Брянской епархии – отец Алексий Серебряков, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в поселке Суземки и храма во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в селе Алешковичи.
– Тема нашего эфира: на ком держится Церковь. Ответ очевиден: Глава Церкви – Иисус Христос. Но мы говорим и о строительстве храмов, и о тех, кто поддерживает церкви, заботится о благополучии не только зданий, но церквей в целом, то есть о тех людях, на которых в том числе держится Церковь.
Ваш храм в Алешковичах требует еще очень много труда и вложения материальных средств. Он абсолютно уникальный. Храм во имя Александра Невского находится рядом с Украиной. И, наверное, такие храмы имеют особое значение и служение. Применительно к Вашему служению, к этим храмам, которые строятся, вопрос о том, на ком держится Церковь, особенно важен. Расскажите, пожалуйста, об этих храмах и на ком, в том числе из людей, держится Церковь.
– Храм Афанасия и Кирилла Александрийских упоминается в летописях 1731 годом. Священник пишет о том, что в селе Алешковичи стоит храм с приделом мучеников Флора и Лавра, который 60 лет не освящен. То есть мы можем откатиться еще глубже в историю на 60 лет. Конечно, храм уникальный, и мы пришли к тому, что нужно возродить эту святыню. От храма остались только валуны, восстанавливать надо было практически с нуля. Бывший настоятель, отец Аркадий Петровцев, который сейчас является настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Ропше, поехал к схиархимандриту Власию (Перегонцеву), который являлся духовником Пафнутьево-Боровского монастыря, спросил, нужно ли строить храм или просто возвести часовенку. Отец Власий ответил, что часовенку можно построить и потом, а сейчас нужно строить каменный храм. С этого все началось. И вот эта святыня уже 8 лет возводится.
Хотелось бы вернуться к Вашему вопросу. Безусловно, Церковь держится на Господе нашем Иисусе Христе, но мы, как кирпичики, тоже являемся телом Церкви. У нас на границе особенно чувствуется радение людей за то, чтобы восстановили святыню нашего села.
Хотелось бы вспомнить эпизод из жизни моей семьи, когда бабушка по отцу, Александра Филипповна, отходила в мир иной. Моя двоюродная сестра, Татьяна, увидев ее документы, спросила, почему у села такое страшное название. Это Хотынецкий район Орловской области, село Мертвое. Бабушка дала ответ: потому что в этом селе не было храма, а в других были. Когда есть храм, есть жизнь.
Безусловно, наладить приходскую жизнь – это одна из тяжелейших задач, которая лежит прежде всего на окормляющем священнике. Но немаловажно и возвести храм. Сейчас мы столкнулись с очень большими трудностями. Наш прораб шутит, что седьмые сапоги сносил за год. На данный момент возвели кровлю, сделали водостоки.
– Храм строится очень большой. Насколько я понимаю, там смогут молиться две тысячи людей.
– Нет. Храм примерно на 120 человек. И возьмем, к примеру, село на три с половиной тысячи. Допустим, в соседнем селе Селечня около четырех тысяч жителей, и сначала предполагалось, что в храм почти все вместятся. То есть на какой-то большой праздник придут три тысячи жителей. Но сейчас, когда возводится храм, уже просчитывается статистика: примерно 10% от населения придут на праздник. Представляете, какая разница? А постоянными прихожанами, к сожалению, будет 3–4% от населения. Но Господь сказал: Не бойся, малое стадо. Он и не говорил о большом стаде.
– Я был в одном далеком селе, где храм по воскресеньям всегда полон. Все жители села приходят в церковь. Это радостно. Но вот они приходят и совершенно не понимают, что происходит, что такое литургия. Но тем не менее приходят. Бывает, что в храм действительно приходит очень мало людей. А 10% от жителей – это много. Но бывает и так, что люди не очень понимают, что такое Церковь, Кто Такой Бог, что такое литургия. К вам приходят с такими вопросами? Какие вопросы задают люди, которые пока еще не вошли в церковную ограду?
– Каждая душа – это работа Господа. Он приводит человека так или иначе. Бывает через скорбь или болезнь, бывает через моменты радости, когда человек приходит поблагодарить. Я хотел бы вспомнить слова из проповеди протоиерея Иоанна Миронова, небезызвестного не только в России, но и за рубежом. Он рассказывал, как в детстве на литургии его подозвал митрополит Вениамин и что-то ему быстро-быстро говорил. А он стоит, глазками хлопает, ничего не понимает. Митрополит погладил его по головке и говорит: «Сегодня не понимаешь, а завтра поймешь».
Конечно, если на нас сейчас излить благодать, мы это не понесем. Мы все приходим из мира, и Господь тонко работает над каждым человеком. Конечно, есть люди, которые приходят и остаются, есть те, что побудут и уходят, но потом возвращаются. Так часто бывает с детьми. Многие переживают, что дети вроде с младых ногтей в храме, причащаются, исповедуются – и вдруг к 14 годам их нет. Протоиерей Василий Ермаков говорил строго: «Не думайте, что эта искра ушла, она обязательно возгорится». Это то, что было заложено в детстве. И это прежде всего действия Господа, чтобы человек пришел в храм. Это очень тонкая работа.
– Когда в 1917–1920 годах безбожные власти закрывали церкви, они пытались закрыть и Александро-Невскую лавру. Но люди вышли на Невский проспект. По некоторым оценкам, в том крестном ходе приняли участие около пятьсот тысяч человек. Самое интересное, что тогда в Петербурге проживало примерно полтора миллиона человек, то есть одна треть населения вышла на улицы с требованием не закрывать лавру. Тогда власти поняли, что церковь не в бревнах, а в ребрах, после чего начались гонения на священников и верующих мирян. Сейчас ситуация несколько другая. И было время абсолютно совершенного благоденствия. Ваш храм близок к Украине. Насколько опасность помогает людям обращаться к вере или бежать от нее?
– Очень хороший вопрос. Протоиерей Аркадий Петровцев был настоятелем до меня. Он рассказывал, что когда строил этот храм на Брянщине, жителей было около 500 человек, но процент посещаемости был велик. И как раз задача священника состоит в том, чтобы объединить людей, консолидировать их, чтобы они жили, горели тем, что должна строиться святыня.
В нашей ситуации проблема даже найти рабочих. Допустим, на кровлю. Люди могут потребовать большую сумму денег или просто побоятся приехать. И их можно понять. Но Господь управил, и мы нашли ребят, которые сейчас закончили кровлю. Бывает, техника ездит вокруг храма, постреливают, шумят. Причем и в Алешковичах. Это ближе к границе. Но каким-то чудом храм строится. Не могу не упомянуть основных наших благодетелей, которые уже восемь лет с нами, финансово тянут стройку. Да и жители села дают: кто сто рублей, кто сто тысяч... Человек в этом поучаствовал, и его участие будет оценивать Господь. Безусловно, есть отличия от строительства храмов в больших городах. У нас есть определенные сложности, но, слава Богу, движемся.
– И это хорошо. Здорово, что есть такие люди, которые помогают. Обычные миряне. Но почему-то мы мало о них рассказываем, не пишем в газетах. Сами они скромные. Мне кажется, нужно ставить их в пример. Насколько такой пример может быть заразителен?
– С самого начала мы поехали к человеку, который был тогда приближен к отцу Илию. Почему обратились к нему? Потому, что он построил не один храм в России по благословению батюшки Илия.
– Ноздрина?
– Да. Духовника нашего Святейшего Патриарха. Мы поехали к Иоанну, он был тогда в Оптиной пустыни, и задали ему вопрос, с чего начинать. Он сказал, что нужно найти человека, который будет постоянно на месте, и дать ему хорошие деньги, чтобы он был генератором. И вот мы едем, а на остановке стоит Владимир Космодемьянский, который сейчас является нашим прорабом. Он имеет колоссальный опыт больших строек в Москве; и не только. Конечно, он никогда не строил храмы. Наш староста Евгений Светильников говорит ему: «Володя, ты куда собрался?» Он говорит, в Москву. «Ну как же так? Мы тут храм собрались строить, а ты в Москву». Буквально с рюкзаком на остановке его поймали, сейчас он курирует нашу стройку и делает это профессионально.
– Хочу задать вопрос: это Бог или люди?
– Конечно, так управил Господь. Не бывает секундочки, которая пройдет мимо. Мы просто иногда не замечаем этих знаков. Кто-то встретился, прошел, а почему? Если начать разбирать знаки, они посылаются Господом. Мы всегда советуемся, но бывают и моменты каких-то недомолвок, недоговорок. Враг обязательно вмешивается, когда речь идет о строительстве святыни.
– И главное, что успели сделать кровлю перед холодами и дождями.
– Да. Это милость Божья. Ребята спешили, всё доделали. Единственное, конечно, нам пришлось поискать средства. Их всегда не хватает. Сейчас образовались определенные долги. Но самое главное, что храм стоит. Хотелось бы обратиться к людям, которые сейчас смотрят нашу передачу, и попросить о помощи.
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Почему фарисеи не признали Спасителя нашего Мессией даже тогда, когда Он воскресил четверодневного Лазаря, и еще решили бить Его и Лазаря?»
– Мы знаем, что у фарисеев была иная задача – погубить Христа, не дать Ему и Его ученикам проповедовать. Конечно, фарисеи были против этого, хоть они смотрели на Лазаря как на свидетельство чуда, сотворенного Христом.
– Елизавета затронула хорошую тему, потому что наша Церковь иногда похожа на четверодневного Лазаря. Было время, когда, что называется, уже запах шел из гроба, но Христос ее воскрешал. Получается, если бы только мы представили, что сами что-то можем, то, наверное, так и лежали бы в пеленах, как Лазарь, и смердели.
– Да, безусловно. Лишь Господь всем ведает. У нас были эпизоды, когда менялись бригады каменщиков. Конечно, они менялись по-мирски, преследуя какие-то свои цели. И мы знаем, что все сливки у каменщика лежат внизу, то есть снизу они взяли большой объем, а потом начинается подорожание по высоте.
Господь кого-то допустил строить дальше, а кого-то нет, потому что должен и другой человек потрудиться, как и благодетель. Казалось бы, вот благодетель жертвует сумму, уже положил ее на стол, но бывает так, что эта сумма не принимается, потому что должен поучаствовать другой благодетель, совершенно другой человек.
– В начале беседы Вы сказали, что перед началом строительства храма были одни валуны. И я вспомнил еще одну притчу – про краеугольный камень, который должен быть заложен при строительстве дома. Скажите, остались ли эти валуны в церкви в качестве фундамента?
– Один валун был заложен, но еще один был выкопан из угла, когда мы делали свайно-ленточный фундамент. На этом месте было кладбище, причем там лежит несколько поколений. Ребята подняли там жерновой камень, и мы не стали укладывать его в фундамент, но один из камней был заложен.
– Наверное, строительство каждого храма происходит не только по воле Божией, но и по вспоможению людей. И слава Тебе, Господи, что так происходит. Но волей людей храмы были и разрушены во времена богоборчества. Ведь и этот храм был и вдруг исчез. Как это произошло?
– Оставалась каменная колокольня, но ее разрушили во время Великой Отечественной войны.
– Чтобы не было ориентира для стрельбы?
– Нет, ее просто разрушили. А потом, когда люди уже строились как обычно, это пошло на постройку домов.
– Ее разобрали на дома?
– Да. А сам храм был деревянный, и он изначально не сохранился. Когда мы копали фундамент, убедились, что до него был еще один храм. Помните, Господь говорит: не останется здесь камня на камне?
– Так и произошло.
– Да. Поколениями, несшими эту нравственность, что-то было прервано, и, вероятно, Господь попустил это гонение на веру Христову, попустил разрушение храмов, расстрелы священников. И не стоит говорить, что наше поколение более нравственное, чем предыдущие. Просто Господь показывает, что еще не все пропало, еще что-то будет. Хочется в это верить, и вспоминаются слова старца: «Часовню успеете построить. Храм нужно строить». Значит, когда-то этот храм будет наполнен людьми.
– Вопрос от Владимира из Курска: «Когда-то, лет 15 назад, я не советовал маме читать Псалтирь. Я говорил, что сначала нужно прочитать Псалтирь с толкованием, потому что мама в ней ничего не понимала. Как-то одна пожилая верующая женщина читала молитву «Царю Небесный», и я спросил у нее, что значат слова: Иже везде сый и вся исполняяй. Она ответила, что «сый» и «исполняяй» – это значит «выполняй». То есть она понимала слова молитвы в каком-то магическом формате».
– Знаете, я слышал нечто подобное. Человек говорил, что он читает и ничего не понимает, и ему был дан ответ: «Читай. Бес понимает Псалтирь». Конечно же, читать Псалтирь небезопасно, и это нужно делать с благословения духовника, священника. Потому что бывает, что люди даже повреждаются, Господь попускает такое.
– Хорошо, что Владимир спросил по поводу молитвы «Царю Небесный». Люди могут действительно нуждаться в том, чтобы священник объяснил настоящий смысл этих слов – что Бог везде и все Собою наполняет. И здесь возникает вопрос: а нужны ли нам вообще церкви, если люди, члены Церкви, не понимают, что происходит?
– Еще раз повторюсь, что все мы приходим из мира, и, как правило, новоначальные ничего не понимают. Но постепенно, потихонечку Господь подводит их к пониманию, что такое исповедь и Причастие.
– Но для этого нужен храм.
– Обязательно нужен храм. И здесь есть, конечно, и негативные истории, когда те, кто уже какое-то время пребывает в храме, иногда просто прогоняют только что пришедших людей. Часто бывает так, что бабушка, 30 лет просидевшая за свечным ящиком, очень грубо отвечает человеку, и тот уходит. Человек принимает слова этой женщины как представителя храма, Церкви, и потом у него долгое время держится обида.
Я считаю, что этого делать не стоит. Если человек пришел в храм по какой-то скорби или болезни, то он должен понимать, что мы молимся Господу. И прежде всего ему нужно подойти к священнику. Но бывает, что батюшки настолько заняты, особенно в городах, у них столько послушаний, столько дел, что может не быть свободного времени.
Мне очень нравится практика в нашем храме Иоанна Кронштадтского. Там настоятель отец Максим, а клириком служит отец Владимир, и у них все очень интересно построено: один из них служащий, а другой постоянно присутствует в храме, чтобы человек в любое время мог к нему обратиться. И священник ответит на все вопросы, разъяснит что-то. Потому что сейчас, с развитием Интернета, разных технологий, нападки на Церковь очень сильные.
– Да. У меня иногда бывает ощущение, что кто-то должен строить храм, кто-то заниматься благоукрашением храма. Мы живем в славном городе Петербурге, и у нас все более-менее хорошо – много храмов, нет каких-то нестроений. В Петербурге строится очень много храмов. А есть ли среди православных люди, которые не строят храм? И значит ли это тогда, что они – не православные христиане? Я имею в виду не физическое строительство, а может быть, материальную помощь этими самыми ста рублями.
– Однажды схиархимандрит Власий (Царство Небесное) сказал такую фразу: «Храм не строй, но сироту пристрой». Я думаю, здесь сокрыт очень серьезный смысл. Люди приходят в храм в горести, болезни, благодарности, и они иногда не знают, как правильно поблагодарить, или попросить о чем-то, или помолиться. И задача священника – обязательно подсказать им это. Я не видел людей, которые посещают храм и являются противниками строительства храмов. Те же бабушкины сто рублей, словно лепта вдовы, иногда значат больше, чем миллион какого-то большого благотворителя, жертвователя.
Думаю, что количество храмов в любом случае определяется Господом, будь то новострой или восстанавливающийся храм, благословленные рукой владыки, правящего архиерея. И этот храм завтра будет наполнен, я не сомневаюсь в этом.
– Вы уповаете на это, а если бы все христиане были в этом абсолютно уверены, то, думаю, поток помощи людей был бы нескончаемым. Тем не менее мы с трудом находим людей, которые могли бы таким образом помочь. И что это – наше равнодушие или отсутствие самой миссии катехизации, которой занимается Церковь?
– Знаете, человек должен проснуться. А пока, до времени, Господь его вразумляет или не вразумляет. Приведу один пример. Перед самым началом спецоперации на той стороне в город Середина-Буда Сумской области вошли военные. У них прекратились подвозы в магазины, аптеки, и администрация города уже не контактировала с нами, хотя наша была открыта. Они просто побаивалась того, что будет дальше.
Мы связались через священника, отца Сергия Халина, служившего на той стороне, и я спросил, что им нужно, и попросил составить список необходимого, пусть не для всех людей города (для нас это непосильно), но хотя бы для своих прихожан. Вы не представляете, как откликнулась наша Суземка! Мы скупили всё в двух аптеках Суземки, люди несли продукты – крупу, масло, несли теплые вещи…
– Для прихожан на украинской стороне?
– Да. Вместе со старостой из села Алешковичи Евгением Светильниковым мы там разгрузили целую «Газель», а где-то через неделю они расстреляли нашу калитку на переходе. От храма во имя новомучеников и исповедников Российских в Зёрново остается около километра до перехода. Они расстреляли калитку перехода, заминировали вагончик наших пограничников и написали на плакате: «Нам от вас ничего не надо». Но это сделали не все люди Буды, а полукриминальная кучка, некоторые из них были в розыске.
Я хочу сказать, что наши люди очень прониклись этой бедой, все хотели оказать помощь, ведь Буда нам слишком близка. У кого-то там похоронены родственники, кто-то кого-то там женил, крестил. У нас долгое время не было храма, и люди ездили в Буду. Поэтому наша связь с ними никуда не делась.
– Вот на ком держится Церковь!
– Совершенно верно.
– Потрясающая история. Об этом нужно говорить.
– Да. С нашей стороны с нами приехал глава нашего района, с той стороны – глава их района, и его посадили. Я не знаю, жив ли он сейчас. Он пострадал за этот контакт.
– И когда мы говорим о том, на ком держится Церковь, получается, что Церковь держится на всех нас. А если не на всех нас, то она не держится ни на чем, кроме как по благодати Господней. Но если мы, люди, созданные свободными по воле Божией, ничего не будем делать, то ничего и не будет.
– Игумения Спасо-Преображенского женского монастыря говорит: «У Бога руки человеческие».
– Я сегодня запомнил, что Бог плохого не сотворит и что у Бога руки человеческие. И это меня очень трогает. Я уверен, что все будет так, как надо, все будет хорошо. Если есть люди, которые строят храм, значит, все будет хорошо. А еще я думаю, что именно ваши храмы способны объединить людей, нуждающихся в спасении.
– Обязательно объединят. В это тяжелое время у нас были интенсивные обстрелы почти каждый день. И это консолидирует, сплачивает людей. Наши женщины готовили еду, все включались помогали, чтобы все у нас изменилось. Даст Бог, так и будет.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен
У книжной полки. Чудеса начинаются!
Православный взгляд. Беседа с секретарем Томской епархии архимандритом Иосифом (Еременко)
Учимся растить любовью. Готовимся к Рождеству
Православный словарь. Литийница
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!