В студии протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (г. Санкт-Петербург).
– Тема нашей передачи – как познать Христа. Наверное, этот вопрос касается каждого человека, размышляющего о своей вере. Познание Христа может начинаться с самого рождения, но часто бывает, что человек крестился, стал членом Церкви, проходят годы, а он так о Боге и не узнает ничего. Присутствует Бог в его жизни или нет – он не знает до той поры, пока не начнет задавать какие-то вопросы себе, окружающим, каким-то образом выстраивать свои отношения с Богом. Я знаю, что Ваш путь познания Бога начался с самого детства. Как это возможно? Как познать Бога?
– Я вспоминаю Священное Писание, которое я начал читать сам еще со школьной скамьи. В Первом послании апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. (1Ин. 2, 3–4). Поэтому самый простой ответ на вопрос, как познать Бога: соблюдать заповеди Божии. Это и есть познание Христа, Спасителя мира. Когда мы читаем Священное Писание, то общаемся с Самим Богом. И это общение с Богом через Священное Писание дает нам возможность нашего духовного преображения, нашего обожения.
И мы помним слова нашего святого преподобного Серафима Саровского о том, что нужно спастись самому, тогда вокруг тебя спасутся тысячи людей. Мы знаем, что благодаря тем или иным нашим святым вокруг все преображалось. Но для этого нужны люди, которые спасаются, нужны те праведники, ради которых будут города стоять. Мы ведь помним в Священном Писании слова: если будет в городе хоть десять праведников, то город будет стоять. А не будет праведников – не будет и города. И Господь выводит из города праведников, и погибают Содом и Гоморра. Для того чтобы дальше продолжалась жизнь с Богом и было познание Бога, необходимо соблюдать заповеди Божии. Прежде всего должна быть любовь. Любовь к Богу и ближним своим. Если этой любви к Богу и ближним нет, то о чем тогда вообще можно говорить?
– Вопрос от Александра из Санкт-Петербурга: «Я несколько десятилетий читаю Евангелие, но не считаю себя вправе сказать, что я полностью исполняю заповеди или хотя бы в какой-то степени. Но Бог все-таки дает познавать Себя каким-то чудесным образом. А вопрос такой: очень часто слышу фразу из Евангелия: иго Мое благо, и бремя Мое легко. Бремя – значит ноша. А с греческого языка слово «хорег» переводится как руководитель хора. То есть иго (или руководство) – благо, а ноша легка. Что Вы по этому поводу думаете?»
– Очень радостно, что Вы читаете Священное Писание. И всем вам, возлюбленные братья и сестры, настоятельно и смиренно рекомендую читать Священное Писание до последнего вашего вздоха. Это является необходимым, важным и значимым и для нашей земной жизни, и для жизни вечной, потому что происходит общение с Богом. Если мы надеемся на то, что станем наследниками Царства Небесного, то мы должны помнить слова Христа: Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? … И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Это страшные слова Господа. Поэтому, конечно, вопрос стоит весьма остро: знаем ли мы Христа? И знает ли Господь нас? То, что мы совершаем здесь, на земле, угодно Богу или нет? Вот даже меня как священника знает ли Господь? Можно же быть священником формально, только лишь исполнять требы. А нужно, чтобы человек имел любовь к Богу и ближнему своему, чтобы эта любовь была действенной, чтобы человек этим жил. И когда мы говорим о той ноше, которая у нас есть, о несении того креста, который дал нам Бог, – эта ноша и этот крест нам по силам. Господь не может нам дать то, что нам не по силам, это мы должны точно понимать. Если нам в данный момент предоставляется та или иная возможность потрудиться во славу Божию, то это нам по силам. Когда мы проснулись утром, нам по силам прочитать утренние молитвы? По силам! Значит, надо их прочитать. У нас есть воскресный день, когда мы должны прийти в храм на богослужение. Это нам по силам? Если мы в этот момент не заняты на работе, если не болеем – значит, надо дойти до храма. Это очень важно. Важен такой внутренний настрой человека: я каждый миг своей жизни должен провести так, чтобы Господь видел, что я – Его человек, что я желаю жить по Божиим заповедям и реализовать их в своей жизни. Но ведь не все же получается. Есть и немощи, есть те или иные слабости у человека, и к ним тоже необходимо относиться с пониманием, не отказывать человеку в помощи.
Например, человек имеет склонность к чрезмерному употреблению спиртных напитков. Так надо же оказать человеку помощь, содействие в избавлении от этого недуга, насколько это возможно. Мы знаем, что батюшка Иоанн Кронштадтский специально приходил в семьи, проводил духовные беседы, всячески способствовал тому, чтобы люди отошли от греха винопития. И мы знаем, что и сейчас есть батюшки, которые уделяют этой проблеме большое внимание, помогают человеку справиться с зависимостью.
– То есть познание Христа – это поступки, а не пребывание в некоем благомыслии.
Вопрос от Дмитрия из Гатчины: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что для спасения необходимо преобразиться из душевного человека – в духовного, из ветхого – в нового. А чем отличается новый человек от ветхого?»
– Ветхий Завет – это детоводитель ко Христу. Как ребенка приводят в школу в детстве и уже в школе происходит его обучение, так и тот человек, который приобщается Благой Вести, уже начинает жить по любви. Он живет не по закону, как в Ветхом Завете. (Мы знаем, что по закону распяли Христа.) Уже в Новом Завете он живет по духу любви и по этому духу любви совершает все свои дела. Здесь уже есть место и милосердию, и состраданию, и другим человеческим проявлениям, добродетели помогают человеку в его повседневной жизни.
И когда мы говорим про ветхого человека, мы понимаем, что это тот человек, который нуждается в познании Бога. Современным людям нужно приложить немало усилий для того, чтобы мы внутри себя ощутили Бога. Ведь недаром мы молимся: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Это же не пустые слова, это слова, которые говорят, что наше сердце должно обладать внутренней чистотой, такой чистотой, которая будет способствовать тому, чтобы образ наших мыслей был направлен на творческое созидание, на дела любви. И дух, все наше естество, имея в себе благодать Божию, то есть благой дар, проявляют себя именно так, как это необходимо в согласии с волей Божией.
Очень важно сочетать и молитву, и добрые дела. Нам нужно и помолиться в храме, и в то же время вымыть там пол, протереть иконы от пыли. То есть нужно совершать и то, и другое. И наша жизнь должна быть понятной и нам, и окружающим нас людям.
Что значит: «спасись сам»? Это значит, что ты становишься человеком, источающим любовь, совершающим дела, свидетельствующие о том, что ты – Божий человек. И окружающие видят в тебе пример, достойный подражания, и стремятся подражать твоим благим делам. Но это же не значит, что праведнику не надо каяться. Нет, мы знаем, что без греха был только Господь. Все наши святые тоже каялись, то есть и у них шла постоянная духовная работа над собой. Эта работа должна вестись на постоянной основе, потому что человек, принимая волю Божию в каждой конкретной ситуации, действует так, что ему становится понятен тот или иной замысел Божий и о нем самом, и о том, что происходит вокруг.
И когда мы говорим, что тот или иной святой был удостоен от Бога прозорливости, это значит, что человек полностью предал себя воле Божией, он дал возможность Богу в себе творить. Но как творить? Именно так, что мысли человека, его помышления прежде всего находятся в согласии со Священным Писанием, в согласии с волей Божией.
– То есть получается, что познание Христа, познание Бога возможно только тогда, когда этот процесс не останавливается ни на секунду. Но ведь фарисеи тоже думали, что они – верующие люди, они верили в своего Бога, Которого, по их мнению, оскорбил Христос. С другой стороны, ученики, апостолы знали Христа, но поверили в Него как в Бога практически только после Его воскресения. То есть познание Бога – это все-таки не один момент; и пути познания могут быть разными, в том числе и ошибочными, прелестными.
– Безусловно. И пример тому – апостол Павел. Ведь он изучал Священное Писание, но при этом был гонителем христиан и искренне думал, что поступает правильно. Но после того, как ему явился Господь, он почувствовал Бога и понял, что по-прежнему жить уже не сможет. А для того, чтобы ему жить той жизнью, к которой он был призван, нужно было пройти некую катехизацию. И проходит определенный период времени, когда он знакомится с христианским вероучением, впитывает его в себя, а потом уже становится проповедником.
– И при этом еще три дня был слепым.
– Это тоже является очень важным моментом. Человек прочувствовал в прямом и переносном смысле, что зрение подлинное, истинное возможное только тогда, когда его дает Господь. Потому что именно Господь нас вразумляет и просвещает, дает истинное знание, без которого все остальное – от лукавого.
– Можно ли познать Христа только через книги?
– Безусловно, человек, знакомясь с теми или иными книгами, должен в своей жизни на практике показать, что он усвоил материал, который прочитал, и в состоянии применять его в своей повседневной жизни.
Человек может приобрести себе, например, машину, но при этом он не учился управлять ею, не имеет нужных знаний. Ему кто-то может объяснить основные азы, и он будет ездить и без водительских прав, незаконным образом. Но все равно произойдет в жизни такая ситуация, когда этот человек вынужден будет познакомиться с правилами дорожного движения и управления автомобилем, и тогда он будет уметь управлять машиной в соответствии с теми нормами и требованиями, которые есть.
Так и в нашей повседневной духовной жизни. Мы обязательно должны знать теоретическую часть, и дальше должно быть практическое применение наших знаний, потому что вера без дел мертва.
– Вопрос из Гомеля от Елизаветы: «Усопшие, ушедшие в иной мир люди могут ли влиять на тех, кто остался на земле?»
– Да, у нас немало примеров, когда святые угодники Божии принимали непосредственное участие в жизни того или иного человека, в той или иной ситуации. Мы вспоминаем явление страстотерпцев Бориса и Глеба перед битвой Александра Невского на невских берегах. Вспоминаем и известные, и малоизвестные явления, когда мир духовный укреплял нас в нашей повседневной жизни. И тем самым мы понимаем: то, что мы совершаем, – мы совершаем исходя из того, что это действительно угодно Богу. Это не наша «отсебятина»: «я так захотел – и я так сделаю». Это именно угодно Богу. И то, что совершал Александр Невский, действительно было угодно Богу, и Господь был с нашим великим благоверным князем и с другими святыми угодниками Божиими.
Поэтому Церковь небесная и Церковь земная находятся в едином молитвенном предстоянии пред Богом. Когда мы молимся во время богослужения, мы поминаем и наших усопших, поминаем и наших святых угодников Божиих, и у них тоже есть возможность уже на небе молиться о нас и обращать внимание Господа на те нужды, которые мы на сегодняшний день имеем. И этим пренебрегать ни в коем случае нельзя.
То есть очень важно, чтобы мы всегда молились святым угодникам Божиим, нашим небесным покровителям и о наших усопших родных и близких, друзьях и знакомых, о наших предках, чтобы уже там, на небе, Господь не оставил их без удела блаженной вечности…
– Мы поем: «Со святыми упокой».
– Конечно. И на сегодняшний день мы знаем немало праведников, которых можно, наверное, уже сейчас причислить к лику святых. На ум приходит отец Иоанн (Крестьянкин). Ведь человек еще при жизни своей был праведником, и все об этом знали. Я вспоминаю его жизнь в Псково-Печерском монастыре, который я посещал, и тоже могу засвидетельствовать, что это был настоящий праведник. Я никогда не слышал, чтобы кто-то усомнился в его праведности. Да, он своей жизнью свидетельствовал о том, что он – человек Божий, и он совершал дела Божии.
Поэтому когда сейчас мы молимся и поминаем его (а я, например, его постоянно поминаю), то, конечно, мы верим, что он находится перед Престолом Божиим, что Господь его не оставит без удела блаженной вечности. И как при своей жизни здесь он помогал тем людям, которые приходили к нему за помощью, так, безусловно, и на небе он ходатайствует о нас пред Престолом Божиим, если мы к нему молитвенно обращаемся за помощью.
– Я подумал о том, что, может быть, как раз и наши ежедневные молитвы за близких людей действительно могут их привести к той обители, в которой мы сами мечтаем наконец оказаться.
– Я, например, не могу себе представить, чтобы я в утренних молитвах не помянул своих усопших родных и близких... Для меня это является естественным, это не требует очень много времени, но в то же время это является потребностью моей души. Своих родных и близких я же помню, они для меня действительно живы, и их жизнь на земле была жизнью с Богом.
Вспомним о наших полководцах. Александр Суворов – он же такой молитвенник был! Он значительную часть своего времени проводил в храмах, на богослужениях, он много прикладывал усилий для того, чтобы и вверенные ему войска были знакомы с законом Божиим, с православным вероучением. То есть он еще и просвещением занимался. Как не помолиться о таком праведнике?
– Мы говорим о том, что Христос – живой, а не существующий только на иконах. Но как это понять и принять в своей жизни, что Христос жив, что Он здесь, а не просто нарисован на иконах?
– Исполняя заповеди Христовы, чувствовать в себе благодать Божию, когда твое внутреннее состояние преображается, когда ты чувствуешь мир и покой в своей душе, когда у тебя нет какого-то смятения, внутреннего раздрая, когда то, что ты совершаешь, – тебе понятно. Тобой движет искреннее, подлинное чувство, и это чувство невозможно ни с чем спутать. Тебя не упрекает совесть, и ты понимаешь то, что делаешь. В данном случае твоя вера – это совершенно точное знание о Боге. И это знание приходит именно тогда, когда человек изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из десятилетия в десятилетие именно в этом состоянии и живет, в этой любви к Богу и ближним своим, соблюдая заповеди Божии. Не соблюдая заповедей Божьих, человек не может достигнуть этого внутреннего благодатного состояния, как сейчас говорят – комфортного состояния, которое действительно является благим даром.
Это не проявление какого-то гедонизма, не просто обладание в этом обществе потребления всем тем материальным, что необходимо человеку на земле. Это внутреннее духовное состояние, при котором человек просто рад той натуральной родниковой воде, которая есть у него в чашке, рад простой, обыкновенной пище, огурцам, помидорам, лучку. И благодарен Богу за то, что Господь дает ему эту натуральную пищу. Рядом с ним люди, которые видят в нем настоящего христианина, и это тоже очень важно, это важнейшее свидетельство того, что внутреннее богатство, которое дает Господь, становится видимым, становится и для других людей руководством к действию.
– То есть Бог в простоте?
– Это не та ситуация, когда простота хуже воровства. Это понимание, что знание, которым я обладаю, является исчерпывающим. Это аксиома, она не нуждается ни в каких особых доказательствах, я это принимаю так, как принимают дети. Ведь Господь нам говорит: Будьте как дети. И это действительно важно, потому что наша вера должна быть такой же чистой, как вера ребенка. Ребенку мама, папа сказали – и он принимает на веру их слова и в любых ситуациях всегда апеллирует: «Так мама сказала!» Вот так и мы должны: Господь сказал – любите друг друга. И мы должны любить.
Более того, мы должны об этом говорить окружающим нас людям. Мы не должны этого стесняться, мы не должны этого бояться, мы действительно должны об этом свидетельствовать. Даже если это кому-то не нравится, если общество в данный момент не готово к этому знанию, тем не менее мы должны начать говорить, чтобы процесс уже пошел.
В разных ситуациях мы можем проявлять себя так, что вокруг все будет преображаться, и это будет связано с тем, что люди увидят в нас настоящих, подлинных христиан.
– Вчера я был на съемках в Коневском монастыре и общался в том числе с первым игуменом монастыря владыкой Назарием. Когда он только начинал там свое служение, то говорил, что он был игуменом-мусорщиком, потому что приходилось убирать очень много мусора, прежде чем начать восстанавливать сам монастырь. В нас мусора тоже очень много. Способны ли мы сами от него очиститься? И должны ли мы это делать для того, чтобы увидеть и познать Бога?
– Наше внутреннее состояние от кого зависит? Конечно, от нас, от того настроя, который будет внутри нас. Если у человека есть настрой трудиться во славу Божию, он и трудится. Когда Иоанновский монастырь передавался Церкви, мы, молодые люди, приходили и добровольно помогали в этом, делали все, что могли, какие-то элементарные, простые работы выполняли. Это было нашей внутренней потребностью, мы хотели принять в этом участие.
Вот так и многие другие люди принимали и принимают сейчас участие в восстановлении тех или иных поруганных святынь. Это внутреннее состояние человека, это его внутренняя потребность. Можно, конечно, каким-то образом принудить что-то делать, но у человека будет тяжелое внутреннее состояние, потому что внутри его будет противление. Надо, чтобы дела Божии делались именно теми людьми, которые имеют нужное внутреннее духовное состояние, внутреннее духовное благорасположение. Потому что такие люди делают все с молитвой, они стараются трудиться во славу Божию.
То, что восстановилась Коневская обитель, – это большая радость, большой праздник. Я тоже вспоминал, какой она была, когда ее только передали Церкви, и какой она стала сейчас. Это величайшая милость Божия, и это, конечно, труд очень и очень многих людей. И Господь, видя, какие люди прикладывают к этому усилия, в том числе молитвенные, дал возможность увидеть нам эту обитель вновь процветающей. Но процветающей не только видимым образом, а процветающей духовно, потому что там совершается молитва.
Когда мы с паломниками туда приезжали, мы обязательно там молились. И Господь, видя, что на этом месте совершается молитва, помогал. Многие приезжали потрудиться, чтобы помочь в восстановлении обители. И спаси Господь всех тех, которые в годы лихолетья не приложили усилий к полному разрушению этой обители.
– Отец Вадим, благословите наших телезрителей!
– Божие благословение на вас, возлюбленные братья и сестры! По мере ваших сил и возможностей помогайте православному телеканалу «Союз». Каждая ваша копеечка является очень важной и необходимой. Кто сколько может – жертвуйте. У кого есть возможность к кому-то обратиться, чтобы помогли телеканалу, – просите, чтобы люди помогали. Причем помогали не только разово, но и на постоянной, регулярной основе. На нас сегодня лежит колоссальная ответственность за наше будущее. Дай Бог, чтобы у нас и в дальнейшем была возможность радоваться, что у нас есть православный телеканал «Союз». Храни вас всех Господь!
Ведущий Глеб Ильинский
11 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 11 ноября. Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский
11 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 11 ноября. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло
11 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 11 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!