Беседы с батюшкой. Молитва о некрещеных. Священник Алексий Дудин. 9 января 2025

9 января 2025 г.

В студии священник Алексий Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар.

− Сегодня мы будем говорить на волнующую многих людей тему: о молитве за некрещеных. На литургии оглашенных мы говорим: «Оглашенные, изыдите!» И так далее. И когда говорят: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните», то половина храма опускает головы, и возникает ощущение, что у нас полхрама людей, которые проходят оглашение, то есть пока не крещены. И в связи с этим у меня такой вопрос: как же Церковь относится к людям некрещеным? С одной стороны, есть такое выражение − носится как оглашенный, потому что этим людям нужно было очень быстро покинуть храм, когда говорили: «Оглашенные, изыдите!» А с другой стороны, мы знаем, что раньше Рождество Христово и Богоявление были одним праздником. Так почему крещение имеет какой-то особый, сакральный смысл? Ведь были случаи, когда люди не могли принять крещение, пример −  Севастийские мученики. Что такое крещение?

− Крещение − это таинство, через которое человек входит в Церковь. И Господь сказал, что Крещение является необходимым условием вхождения человека в Царство Небесное, потому что Христос требует от нас, чтобы мы крестились от воды и Духа. И тот, кто не будет крещен, Царства Небесного не наследует. И вот тут, конечно, основная проблема возникает даже не с теми людьми, которые сейчас живут, потому что, слава Богу, у них есть возможность подготовиться ко крещению. Но основная проблема возникает уже с теми людьми, которые покинули этот мир, и покинули его некрещеными. И сегодня давайте об этом поговорим.

Начнем с вопроса о тех людях, которые готовятся принять крещение. Такие люди в Церкви называются оглашенными. То есть они знают слово Божие, принимают и понимают, что Христос есть Господь, что Бог есть Святая Троица, но еще не просвещены светом  крещения, а только к этому готовятся.

Раньше была замечательная церковная практика, когда перед тем, как человек крестился, он проходил время испытания. Он привыкал ходить на литургию; до того момента, когда наступала литургия верных, он находился в храме, молился вместе со всеми, слушал Священное Писание. Но на литургию верных, пение Евхаристического канона оглашенный еще не был допущен. Он пока еще готовился к полноте участия в церковных таинствах, в церковной жизни.

Так вот, это оглашение можно было проходить несколько лет. Были даже люди, которые считали себя недостойными, и они принимали таинство Крещения только уже находясь практически на смертном одре, потому что боялись, что по своей немощи, по немощи человеческой, не смогут сохранить светлые одежды крещения, которые Господь человеку дает в момент принятия этого таинства.

Мы ведь все прекрасно знаем, что человек, когда принимает таинство Крещения, омывается; и Господь прощает ему все его грехи, дает ему новую светлую одежду. И в этой новой одежде человек как бы заново начинает жизнь, он заново рождается. И все, что было раньше, до крещения, человеку в вину не вменяется, если он в этом кается. Господь старых грехов, совершенных до крещения, не помянет. Поэтому многие пытались этим пользоваться в разумном смысле. Они старались креститься уже тогда, когда окрепли, встали духовно на ноги, чтобы уже больше грехами не марать светлые одежды, полученные в крещении.

Оглашенные − это люди, которые сознательно проходят этот путь. И очень жалко, что сейчас такая практика есть не везде. Она есть у нас в соборе равноапостольного князя Владимира. У нас целая школа оглашения, где человек в течение года может готовиться к принятию крещения. Я сам встречался с такими людьми, общался. Мы стараемся сейчас людей готовить ко крещению, проводим соответствующие беседы, просим, чтобы человек прочитал Священное Писание, подумал о том, какие обязанности он будет нести. Потому что, наверное, больше всего это таинство можно было бы уподобить вступлению в воинство Царя Небесного. Представьте, что человек приносит присягу Христу. И с этого момента Христос всецело об этом человеке заботится. Бог дает ему ангела-хранителя, и этот человек уже считается своим, он имеет возможность участвовать в таинствах Исповеди, Причастия, а это полностью позволяет ему блюсти свою душу, приобщаться к благодати Божией во всей полноте. Но он, со своей стороны, тоже дает обеты. Обеты, которые мы при крещении даем, довольно тяжелые, потому что человек отныне обязуется прилагать все усилия, которые необходимы для исполнения заповедей Божиих.

И в этом отношении нужно всегда помнить, что просто так крещение человека может быть для него и не во благо. Потому что человек в крещении не только получает, но и дает. Он дает обещание Богу исполнять Его заветы. Это как клятва, как присяга, если приводить в пример воинскую присягу. И с этого момента человек становится частью Церкви. И поэтому подготовка к этой присяге, если хотите, некая аналогия курса молодого бойца, и этот курс молодого бойца и есть время оглашения.

Конечно же, со временем Церковь стала большим человеческим пространством, стала целой христианской цивилизацией, и когда младенец рождался в семье, в которой и мать, и отец, и родственники являлись крещеными православными христианами, то понятно, что такого младенца старались крестить сразу. Тем более что бывают моменты, когда жизнь новорожденного, что называется, висит на волоске. Так получилось, что я сам своего третьего сына крестил в реанимации. Он просто задохнулся и перестал дышать. Не хочется, с одной стороны, чтобы люди это переживали, а с другой стороны, это то переживание, которое дает глубину понимания, что надо младенцев крестить. Когда младенец умирает некрещеным − это величайшая трагедия.

Да и как молиться, как приносить Бескровную Жертву за того человека, который не крещен? Это невозможно! Поэтому креститься − это благо. Но креститься человек должен осознанно. И если человек взрослый, то для него пройти курс оглашения полезно, нужно, это дает ему особый стимул для дальнейшего духовного роста.

− Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Если близкие уговорили неверующего принять крещение, может ли он спастись?»

− Неверующий человек спастись не может. Потому что в наших отношениях с Богом ничего не происходит автоматически. Нет такого, что человек крестился, совершил определенные действия − и получил билет в Царство Небесное. Бог от нас ждет единения любви и веры. И это единение невозможно без сознательного общения человека с Богом. И если жена дома пилит тебя, чтобы ты крестился,  −  не иди и не крестись, пока не поймешь, что тебе это действительно нужно, что действительно тебе нужен Бог! Не надо превращать таинство Крещения в формальность. И это может быть и животворящим таинством, а может быть преступлением, если дали присягу и нарушили. Преступлением против Бога и правды. Поэтому принимать крещение должен человек, который действительно потом будет жить со Христом.

Давайте в этом отношении уточним вопрос крещения младенцев. Если родители крестят своего младенца, то они ему показывают, как нужно жить по-христиански. Они ему дают дорогу в храм, объясняют, Кто такой Господь, показывают своим примером, как Богу надо молиться, как в Бога нужно верить. И в этом отношении они передают свой религиозный опыт, а принимать это или не принимать − это уже дальше дело самого человека, когда он вырастет. По крайней мере, полдороги он уже прошел, ему дали крещение, научили ходить в храм, научили азам веры. Крестить младенцев нужно, потому что это то благо, которое верующие родители могут и должны дать своему ребеночку.

Если же человек уже в сознательном возрасте и сам может принимать решения и за себя отвечать, то только он должен решать, нужен ли ему Господь.

Если мы говорим о некрещеных, то давайте прежде всего скажем, можно ли вообще молиться о некрещеных и как о них молиться. Если человек крещеный, мы, приходя в храм, пишем записки, ставим за него свечки, просим за него Бога − тут все понятно, все очевидно. А если человек некрещеный, за него можно молиться дома. Мы говорим сейчас о тех людях, которые живы. За таких можно и нужно молиться дома, можно молиться в храме, но нельзя их поминать в записках. Нужно просить Бога, чтобы Господь такому человеку дал дар веры, открылся ему, чтобы Господь помог человеку войти в лоно Церкви, войти во спасение.

Молиться дома мы можем и за верующих, и за неверующих, и за иноверцев, даже за богоборцев. Наша Церковь же молилась за богоборцев, мы не прекращали поминовение властей даже в самые богоборческие времена. А вот участие в евхаристической жизни должно быть только у тех людей, которые просвещены светом крещения.

− Вопрос от Дмитрия из Гатчины: «Как найти утешение родственникам, которые потеряли родных людей, умерших некрещеными? И второй вопрос: как относиться к канону мученику Уару, читаемому за некрещеных?»

− Давайте смотреть. Если умер младенец, то в нашей Русской Православной Церкви есть особый чин поминовения младенцев, которые умерли без принятия крещения. Он служит и для утешения сродников, у которых случилась такая трагедия. И там даже есть прошение о том, чтобы Господь принял такого младенца в Царство Небесное. И тут вопросов, в общем-то, никаких нет. В любом случае этот младенец безгрешен, он, конечно, не просвещен светом крещения, но молиться за него можно и нужно. Еще раз говорю: такой чин есть. Вы можете обратиться к любому священнику. Если вы из Гатчины, я там недалеко служу. Если есть такая необходимость, я готов с Вами эту молитву разделить.

Если человек в сознательном возрасте (а обычно после семи лет ребенок уже начинает нести духовную ответственность за свои дела), то за умерших людей можно читать, например, молитву Оптинского старца Льва. Эта молитва универсальная, она читается и за некрещеных, и даже за самоубийц. Хотя на чтение этой молитвы опять-таки нужно взять благословение у священника, который объяснит ее смысл и даст свое благословение на то, чтобы человек такой духовный подвиг совершал, потому что довольно тяжело в духовном плане молиться за некрещеного.

Есть безопасный способ помочь человеку, который некрещеным ушел в Царство Небесное: можно подавать за него милостыню, потому что Бог наш не карающий Судия, а Милующий Господь. И к тому, кто творит дела милости, Господь милостиво и относится. Понятно, что наши сродники уже не могут это сделать за себя, зато мы по любви можем это сделать за них, потому что мы вместе с ними находимся в единой Церкви, в единой семье. И в этом отношении хотелось бы еще сказать, что, наверное, не стоит молиться за некрещеного человека, если это не ваш знакомый или родственник. За своих родителей мы молиться должны всегда, это наша обязанность, Господом данная. За своих родных, знакомых и близких, если они не крещены, мы тоже должны молиться. Но есть важный момент: бывают такие люди, которые из осознания собственной духовной значимости начинают думать, что они уже духовно опытные, и пытаются молиться за других, совсем посторонних некрещеных людей. И это иногда плачевно заканчивается, потому что здесь примешивается грех гордыни, и за этот грех, в общем-то, можно в духовном плане очень много плохого получить, можно просто духовно повредиться.

Поэтому молитесь за своих родных, за своих близких. Если это младенцы, то есть особый чин поминовения младенцев, которые не были крещены. А если это уже взрослые люди −  подавайте за них милостыню, это духовно безопасно. Читайте за них краткую молитву Льва Оптинского, это тоже духовно безопасно. Можете в частной молитве дома тихонечко за них помолиться, сказать: «Господи, милостиво помяни сродника моего, знакомого моего…» Это будет на пользу.

Что касается канона мученику Уару, то действительно сей мученик, живший в IV веке, совершил подвиг. Когда женщина по имени Клеопатра, с риском для своей жизни, вынесла истерзанное тело Уара и похоронила его под видом останков своего мужа, то в житии сказано, что мученик, в знак благодарности ей, совершил молитвенный подвиг за ее некрещеных усопших сродников. Но, во-первых, не сказано, что они попали в Царство Небесное напрямую, а во-вторых, не нужно пытаться искать хитрых путей. Хитрых путей в Царство Небесное нет. Есть пути смирения, самоотвержения, пути милости. Но хитрых путей нет. И если вы надеетесь, что найдете специальную молитву мученику Уару и он решит все проблемы ваших усопших некрещеных родственников, то это не так. В этом отношении вокруг мученика Уара даже сложилось некое, к сожалению, сектантское мировоззрение, что он имеет особую благодать и что достаточно ему помолиться – и некрещеный человек автоматически попадет в Царство Небесное. Ничего автоматически не происходит. Мученику дана особая благодать, он для той женщины, которая фактически с риском для своей жизни вынесла его святые мощи, оказал некое духовное благодеяние. Но это скорее исключение, которое подтверждает общее правило.

Христос сказал, что человеку необходимо креститься от воды и Духа, и поставил это условием вхождения в Царство Небесное. И об этом не нужно забывать.

– У нас совсем скоро праздник Крещения Господня. И десятки, сотни тысяч людей отправятся погружаться в прорубь. До сих пор существует, на мой взгляд, очень ложное представление, что в праздник Крещения, 19 января, человеку, окунувшемуся в прорубь, прощаются все грехи. И это просто массово культивируется. Разъясните, пожалуйста, эту историю.

– Думаю, что грехи прощаются ровно настолько же, насколько, допустим, они отмываются в бане. Я в Псковской области частенько бывал, и там выходят мужики из бани и говорят: на мне никаких грехов нет, все в бане отпарил! Ничего автоматически в Церкви не происходит. И по милости Своей Господь может услышать молитву верующего человека, который, погружаясь в купель, просит, чтобы Господь очистил его через эту благословенную воду, освященную великим чином. И исцелил душу и тело этого человека. Но только если христианин действительно усердно молится и просит. А если он просто с молодецкой удалью нырнет в прорубь, то ничего автоматически не произойдет.

Мне помнится реальное событие, которое до революции произошло у нас здесь, в Петербурге. Как раз к вопросу из Гомеля о том, что делать, если родственники насильно крестят своего родного человека. Наши пьяненькие мужики в праздник Крещения поймали иудея и крестили его в проруби. И этому иудею пришлось обращаться к правящему архиерею, потому что после этого события иудейская община его отвергла, сказали: ты теперь христианин, к нам больше не подходи! Он обращался к митрополиту с просьбой помочь решить эту духовную проблему, возникшую благодаря лихости таких поборников благочестия, любителей крещенских купаний. На что иудею дали официальный ответ из митрополии, что это крещение подневольное и не имеет действительности. Соответственно, он не является крещеным человеком и дальше спокойно может пребывать в своей иудейской общине, поскольку не является членом Православной Церкви, он не христианин. Такую официальную бумагу ему в митрополии выдали.

И этот случай хорошо разъясняет вопрос и с насильным крещением, и с той крещенской водой, которая, безусловно, является великой святыней, является даром Божиим, но действует ровно настолько, насколько человек сам хочет этот дар принять и насколько к Богу обращается с тем, чтобы Господь его оживотворил через эти благословенные воды.

– Вопрос от Евгения из Белгорода: «Христос сказал: верой крестись – и спасен будешь. То есть последовательность такая: сначала вера, потом крещение. И вера должна быть добровольной и осознанной. А когда мы крестим младенца, какое там осознание? Это равноценно тому, как крестить сумасшедшего. Получается, что мы заповедь переворачиваем вверх ногами. И у нас получается куча крещеных, но абсолютно нет верующих».

– Во-первых, я бы не стал все-таки приравнивать младенцев к сумасшедшим, потому что они не сумасшедшие. Слава Богу, младенцы вырастают. Я сам отец девятерых детей и могу сказать четко, что младенцы начинают впитывать какие-то моменты уже с самого раннего возраста. Человек рождается и уже вступает в коммуникацию с этим миром, он видит пример своих родителей, братьев и сестер и впитывает это с младенчества. Поэтому мы всегда крестим ребенка, если он находится в православной среде. Так он, по крайней мере, узнает Бога, дорогу к Нему, узнает Его заповеди. И в этом отношении, как я уже говорил, крещение, безусловно, ответственность, но еще и великий дар Божий, когда человек получает возможность общаться с Богом напрямую через Евхаристию, а пока мы не крестили человека, он не может иметь общение с Богом через Причастие. Господь дает человеку ангела-хранителя, и вся Церковь отныне может за этого христианина на литургии молиться.

Поэтому лишать младенца такого духовного покровительства не стоит. Это великий дар, который младенцу лучше дать. Понятно, что мы его даем отчасти, как сейчас говорят, в кредит. Но в Церкви существует институт крестных. Если мы крестим ребенка до семи лет, то кроме его родителей на крещении должен быть как минимум один восприемник, желательно того же пола. То есть человек, который вместе с родителями будет учить этого младенца христианству, будет молиться за него, а в случае каких-то неудобных вопросов (не все вопросы можно задать родителям) ребенок сможет всегда с ним посоветоваться. И крестный − это эксперт в духовной жизни. И такой эксперт в духовной жизни каждому крещаемому младенцу дается. Церковь считает это правильным решением. И такая практика себя оправдывает.

А если человек принял дар Христов, но потом им не воспользовался, то это уже его зона ответственности. Но мы как верующие люди даем нашим младенцам всегда самое лучшее. Почему мы должны покупать ребенку одежду, обувь, почему должны заботиться о его развитии, но при этом не даем ему тот самый главный дар, который вообще человек может от Бога на земле получить? Это несправедливо. Ребенку нужно давать самое лучшее. С другой стороны, когда мы ребенку даем что-то ценное, например, дорогую чашку, то мы следим, чтобы он эту чашку не разбил, мы учим его, как с этой ценностью обращаться. Поэтому крестить детей и можно, и нужно, и похвально, только для этого необходимо действительно соблюдать правила, чтобы и родители ходили вместе со своим ребенком в храм, тоже участвовали в богослужебной жизни. И крестные чтобы были не просто знакомыми, крестными только по названию, но действительно теми, кто выполняет свои обязанности.

Человек может изменить Богу… Такие примеры были и в Священной истории. Апостол Иуда чудеса творил, причащался, в полноте участвовал в жизни христианской Церкви, но при этом предал Господа. Что делать? Человек может стать ангелом, а может свалиться вместе с сатаной в бездну адскую. Но это не значит, что это происходит каким-то случайным образом. Нет, это зависит от самого человека. У человека всегда есть свобода воли, и он не лишается свободной воли, если крестится. Никакого насилия здесь над младенцами я не вижу.

– Что делать, когда человек находится уже при смерти, отходит к Господу некрещеным и желает креститься, но священника рядом нет?

– Наверное, многие об этом знают, но я напомню, что в случае необходимости любой христианин может совершить это таинство Церкви. Он может взять воду, даже обычную воду при неимении святой воды, прочитать Трисвятое до молитвы «Отче наш» и совершить крещение. Крещальную формулу лучше бы выучить всем наизусть, она звучит так: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (аминь), и Сына (аминь), и Святаго Духа (аминь)». И в этот момент трижды человек или поливается водой, или, если есть возможность, лучше человека в воду погрузить, потому что от воды и Духа происходит рождение в Царство Небесное. Но важно, чтобы было соизволение самого человека, потому что если кто умирает и не хочет креститься, то его это не заставишь, даже если будешь на него давить, говорить: «Если ты меня любишь, обязательно крестись!» Если будет такое подневольное крещение, то пользы человеку это не принесет. Ни тому, кто крестится, ни тому, кто настаивает на этом деле.

Есть вещи, в которых даже наш Всемогущий Господь, Всесильный и Всемудрый, не может помочь. Если нет человеческого соизволения, то Бог человека никогда не насилует. И нам не нужно этого делать. Но если человек соглашается принять крещение, то, конечно, в случае необходимости любой мирянин должен знать, как это делается. Обычно в больницах хорошие медсестры всегда знают, как крестить человека. В какой-то экстренной ситуации любой христианин может это таинство совершить.

– Нередко в качестве крестных родителей хотят пригласить какого-нибудь известного, значимого человека, некого «свадебного генерала», потому что он вроде как лучше позаботится о нашем близком, когда мы предстанем ко Господу.

– Человек всегда пытается духовные законы использовать для получения какой-то своей практической пользы. И действительно, если вдруг, не дай Бог, что-то случится с родителями, то человек, являющийся крестным, как будет молиться и заботиться о своем крестнике, если у ребенка просто куска хлеба нет? И эта практика, что крестный в случае какого-то несчастья с родителями берет на себя попечение о своем крестнике, наверное, и вызвала то, что зачастую родители стали приглядываться не только к тому, хорошо ли этот крестный молится, хорошо ли знает закон Божий, действительно ли является экспертом в духовной жизни, а начали смотреть, сможет ли этот человек при необходимости помочь материально их ребенку. И, наверное, это вызывало такую тенденцию, что в качестве крестных стали избирать социально обеспеченных людей.

– Вопрос от Светланы из Свердловской области: «У меня мама 1956 года рождения. В детстве при крещении она была только погружена, а миропомазания не было, и она со своей стороны не изъявляла желания сделать миропомазание. Когда у нее началась деменция и она уже ничего не понимала, батюшка совершил над ней таинство Миропомазания. Это в осуждение для меня, если я батюшку попросила сделать миропомазание?»

– Вы это сделали по любви к своей матери, о ней позаботились, и я не думаю, что это в грех и осуждение. С учетом того, что человек уже был крещен, но не было еще совершено таинства Миропомазания, наверное, надо было при первой возможности это таинство совершить. Слава Богу, что это удалось сделать. Молитесь за свою маму, поминайте ее. В этом отношении само миропомазание не подразумевает такой духовной ответственности, как крещение. Уж если человек крещен, то его надо миропомазать, и это нормально.

Конечно, трудно молиться за человека, который сам сознательно не молился Богу, а мне как священнику иногда бывает трудно отпевать кого-то, провожать в Царство Небесное. Во время отпевания мы читаем молитвы, в которых написано, если говорить простым языком: «Вот, Господи, человек, который к Тебе всю жизнь шел, который к Тебе всю жизнь стремился. Понятно, что он, как любой человек, грешил, прости ему его невольные согрешения, прими его в Царствие Твое Небесное!» И когда эта молитва совершается за человека, который никогда не думал о Царстве Небесном, когда мы молимся за человека, которому вообще Бог был не нужен, то получается некое лицемерие. Это тяжело, плохо.

В Церкви одно время существовала практика, когда в общине отпевали только тех людей, которых в этой общине знали. Они ходили на исповедь, причастие, молились, и мы их отпевали, провожали, потому что отпевание − это не билет в Царство Небесное, а соборная молитва о человеке. И в этом отношении, еще раз повторюсь, не старайтесь крестить тех людей, которые этого не хотят. Понятно, если это ваши младенцы, родные и близкие, которым вы потом расскажете о Христе и которых своим примером действительно научите верить в Бога и знать Его, то это одно. Но если человек сознательно не хочет по этому пути идти, то не насилуйте его.

– Тем менее такому человеку мы поем: «Со святыми упокой».

– Да, шутка такая есть: человек был плохой, со святыми упокой. Это сердечная боль нашего современного священства, тех людей, которые к Богу относятся с живой верой, с пониманием того, что Бог действительно любящий Отец и что общение с Ним −  это вещь сознательная, сердечная, требующая честности с нашей стороны, не приемлющая никакого лицемерия. Поэтому, конечно, это дело очень важное.

Вот мы говорили про некрещеных людей, косвенно сказали про отпевание, про молитву Льва Оптинского о некрещеных. И здесь есть такой тяжелый момент: как быть, если человек не был крещен или все же был крещен, но покончил с собой? За него безопасно можно подавать милостыню, по благословению тоже можно читать молитву Льва Оптинского. Мне еще встречался канон митрополита Вениамина (Федченкова), но, насколько я помню, этот канон родился в молитве за человека, который не был психически здоров и покончил с собой именно по той причине, что был душевно надорван и не мог отвечать в полноте за свои действия.

Есть такая молитва, но обязательно посоветуйтесь со священником, потому что современный мир все время пытается, как бы сказать, быть добрее Бога. Вот умер самоубийца, но он же был хороший человек! Давайте за него будем молиться! Давайте, батюшка, совершим отпевание. Умер некрещеный человек, которому в свое время говорили: давай креститься! А он отвечал: не хочу, не лезьте ко мне, я и так во всем хороший… А как ты можешь во всем быть хорошим, если не благодаришь Бога? Бог − наш любящий Отец, Творец этого мира, Тот, Кто даровал тебе эту жизнь, все дары и таланты, которые ты имеешь. Как ты можешь быть во всем хорошим? Как минимум ты неблагодарен по отношению к Богу.

И дошло вплоть до того, что уже предлагают признавать содомию любовью. Нет, мы не будем признавать это любовью, не будем признавать самоубийц христианами, достойными отпевания. Мы не будем некрещеных людей признавать достойными Царства Небесного, потому что так не делает Сам Бог. Это не значит, что мы их не любим. Нет, мы их любим. Это не значит, что мы хотим им зла или мести. Просто у человека свободная воля, и даже Всемогущий Господь не насилует эту волю. Если человек знает дорогу в храм, знает дорогу ко крещению, дорогу к спасению, но идет в противоположную сторону, он будет нести ответственность за свои действия, но и для него Господь не перестанет быть милосердным. Просто это воля самого человека.

– Святейший Патриарх выпустил специальный рескрипт молитвы о самоубийцах. Я просто нашим телезрителям советую заглянуть в этот текст. А Вас, батюшка, прошу благословить наших телезрителей.

– Я хочу благословить наших телезрителей искать прежде всего Царства Небесного и правды Его. Не надо пугаться, что Бог суров, что Он обязательно с тебя спросит. Нет, Бог наш − любящий Отец, Он стоит рядом с нами, Он стучит в наше сердце, льет за нас слезы, Богородица за нас молится при Кресте Господнем. Господь нас любит, ждет и ради нашего спасения готов сделать все. Так давайте же будем этим пользоваться и ответим на любовь Божию. Сейчас идут святки, святые дни, давайте будем больше думать о Боге, больше с Ним общаться, Его благодарить и спасаться любовью Господней! И вот на это да будет с нами Божие благословение!

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X