Аудио |
|
Скачать .mp3 |
− Конечно, у меня есть мечта попасть в Царствие Небесное. Это главная цель в жизни.
− Скорее, это не мечта.
− Нет, правда мечта. Потому что порой сомневаешься, хватит ли у тебя сил попасть в Царствие Небесное (все-таки видишь множество своих грехов), а потом понимаешь, что мечта – это то, что вроде труднодостижимо, но все-таки ты допускаешь ее реальность.
− Давайте о земном.
− В принципе, есть у меня земная мечта иметь крышу над головой. Когда многодетный отец снимает жилье, то, конечно, это приводит в уныние. И если не меня (я дома редко бываю) и не детей (они еще маленькие), то жену точно. Надеюсь на милость Божию.
− Давайте все-таки разберем, что такое мечта. Это чистое желание чего-то хорошего или что-то абстрагированное от реальной жизни, когда чего-то ждешь?
− В домашних молитвословиях мы просим Господа избавить нас от темных и ночных мечтаний. Мне кажется, это очень важное уточнение. Иногда говорят, что православный человек не должен мечтать, а должен только стремиться в Царствие Небесное, как в советские годы стремились к коммунизму (но так его и не достигли). Нет, конечно. Мечта может быть возвышенная, она делает нас лучше, подвигает на какую-то решимость. Но мы должны убирать из своей мечты нечто темное. Недаром есть выражение «ночные мечтания», то есть неосознанные мечты. Потому что во сне разум нам не принадлежит целиком; мы не можем в этот момент защитить себя молитвой от каких-то искушений, и сатана может нашу душу смутить.
Когда человек идет к своей мечте, он ставит перед собой задачи для ее достижения (как в научной работе или в деловом начинании: ставится некоторая цель и на ее пути решаются задачи). Если ты не решишь задачи, то и цели не достигнешь. Точно так же христианин может ставить себе конечной целью соединение с Богом в Царствии Небесном и задачи, которые ему помогут на этом пути.
Конечно, задачей может быть несение каких-то трудностей и претерпение искушений. Это очень хорошо, но смогу ли я только этим достигнуть Царствия Небесного? Наверняка я погружусь в уныние. Тогда думаешь: хорошо было бы, если бы на пути в Царствие Небесное Господь меня приободрил. Я бы потрудился, достиг чего-то земного и смог бы на это опереться. Затем можно поставить себе задачу возлюбить ближнего. Это, конечно, здорово, когда ты заботишься о ближнем, помогаешь ему. Но надо ставить себе задачу, чтобы и мне кто-то помог, обо мне позаботился, – так мне легче будет прийти к спасению. Таким образом, если выстроить некую лесенку из маленьких земных мечтаний, то потихоньку можно приблизиться и к нашей главной мечте − Царствию Небесному.
− Вопрос телезрителя: «Во время поста в храмах в будние дни Евангелие не читают. Можно ли его читать дома?»
− Конечно. Евангелие должно пронизывать всю нашу жизнь. В церкви в будни во время великопостных богослужений читают отрывки из Ветхого Завета не для того, чтобы нам помешать читать Евангелие, а для того, чтобы напомнить: ты, православный христианин, и вне поста должен читать Евангелие. Сейчас идет пост, и мы делаем над собой некоторые дополнительные усилия. Поэтому и в чтении Священного Писания мы тоже делаем над собой усилия и добавляем к Евангелию еще ветхозаветные отрывки. Через это мы видим, как человечество шло к евангельскому откровению; как на протяжении долгих и тяжких лет человек не мог непосредственно контактировать с Богом, и общение с Богом ему казалось тяжелым и неподъемным, потому что Господь еще не пришел и не вознес это бремя на Крест.
Очень важно и полезно читать Евангелие. Его можно просто читать, а можно читать в связке с ветхозаветными чтениями. Посмотрел, какое библейское чтение было сегодня в храме, прочел его, разобрал, продумал. Может, у тебя сразу возникла ассоциация с каким-либо местом в Евангелии, ты открыл его и прочитал. Если в Евангелии плохо разбираешься или не видишь аналогий, есть такие издания Библии, где указаны параллельные места. Там есть отсылки на другие Евангелия, на Деяния апостольские, в том числе на Ветхий Завет. Если такого издания нет, а есть только обычный библейский текст без сносок, то с помощью сети Интернет можно найти параллельные места на одном из библейских сайтов и там почитать. Мне кажется, что это будет даже продуктивнее, чем чтение евангельского текста подряд.
− Вернемся к нашей теме. Слова Игнатия (Брянчанинова): последствия мечтательности – утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда − душевное расстройство. Давайте прокомментируем это.
− Что такое мечтательность? Это когда человек вместо того, чтобы жить реальной жизнью, погружается в мечты, то есть в то, чего нет. Мечта – это реальность будущего. Христианин, с одной стороны, действительно живет будущим. Мы в Символе веры поем в храме и читаем в утренних молитвах: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», то есть мы живем в некотором ожидании этого, предвкушении.
Представим, что есть у человека самая возвышенная мечта – Царствие Небесное. Но ему кажется, что он не идет к Царствию Небесному, а уже там. Есть такая прелесть бесовская, когда человек начинает считать себя святым: я воцерковленный человек, в храм хожу, во всем разбираюсь, Евангелие дома читаю... И человек думает, что его мечта уже сбылась: он свят, Господь его уже ждет в Царствии Небесном. И к чему это приводит? К падению. Мы знаем из жития святого Антония Великого о его искушениях: как ему являлись ангелы, вроде Сам Господь, а потом стало понятно, что это бесы, когда они сорвали свои маски. И Господь хоть и сохранил Своего подвижника, но таким образом показал, как опасно жить в мечтательности. Мы не пустынники и не аскеты, у нас, простых людей, и мечты более приземленные. Но если мы будем пребывать в мечтательности и жить не тем, что есть сейчас, а тем, что только будет, мы никогда к своей мечте не приблизимся.
Я думаю, святитель Игнатий обращает внимание на те мечты, которые недостижимы или которых не нужно достигать. Например, муж поссорился с женой и думает: «Женился бы я на другой». Таким образом, вместо того чтобы попросить прощения, примириться с женой и быть счастливым, человек, наоборот, свое счастье разрушает, а несчастье усугубляет. Или человек мечтает на работе: «Как хорошо было бы, если бы я зарабатывал больше денег». И он в своей работе допускает ошибки. В итоге Господь его вразумит: сокращение – и уберут того, кто меньше всех трудился, а больше всех мечтал. Есть такая современная уловка в Интернете − тренинги личностного роста, целеполагание. И человек вместо того, чтобы идти и работать, платит последние деньги проходимцам, которые вводят его, по сути, в мечтательное состояние.
Христианин – человек действия. Он понимает, во славу Божию какое-то дело или нет, грех это или добродетель. Если это не грех и может послужить Богу и ближним, христианин не мечтает, а идет и это делает. Он не сидит, не мечтает на рабочем месте, а выполняет свою работу грамотно, перевыполняет план. Когда начальник смотрит, кого повысить, то выбирает такого человека. Когда христианин трудится с молитвой, результат будет только положительный.
Надо добиваться каких-то промежуточных земных целей. Другое дело, что сатана может ловко подловить человека и сказать ему: «Смотри, ты вот не мечтал и добился многого. Ты такой молодец, на одну ступеньку поднялся. Начинай сейчас мечтать». Но надо понимать, что из-за мечтательности ты с любой ступеньки лествицы, возводящей на небеса, можешь рухнуть вниз. Можешь, конечно, и с первой ступеньки упасть (не так больно), а можешь и с десятой – тогда уже костей не соберешь.
− Вопрос: «По учению Православной Церкви, после смерти души одних людей находятся с Богом, а души других мучаются в аду в ожидании Второго Пришествия Христа. Когда придет Христос, все воскреснут. Праведники – для жизни вечной. А что будет с грешниками, которые на Суде не оправдаются? Тела их обратно закопают в землю, а душу, потому что она вечная, опять поместят в ад?»
− Ваши сомнения абсолютно верные. Частично Вы правы: Христос разрушил ад, который больше не властен над душой человека. Если мы посмотрим на притчу о Страшном Суде, то там хоть и образно, но Страшный Суд обозначает конец времен, когда Сын Человеческий придет во славе судить мир и время земного существования закончится. Но люди окончательно попадут в рай или ад только после Страшного Суда. Причем именно перед Страшным Судом каждый человек воскреснет в теле, как мы знаем опять же из ветхозаветного пророчества (порой Ветхий Завет дополняет наши евангельские знания). И человек со своим бессмертным телом (в котором бессмертная душа) будет либо с Богом наслаждаться вечным блаженством в Царствии Небесном, либо будет пребывать в аду.
Ад – это не то место, где находятся какие-то котлы, ножи. Ад – это отсутствие Бога, и человек будет там мучиться всей своей природой (и душой, и телом). Там тело будет бессмертное. На земле тебя мучают, пытают, здесь есть болезни, но ты умер – и телесные мучения прекратились. А ад не прекращается, душа с телом там разделяться не будут, поэтому это куда страшнее, чем любая земная проблема, болезнь и боль: тело в аду будет мучиться точно так же, как душа.
Наш телесный мир – это не только трехмерное измерение (высота, длина, ширина). Есть еще четвертое измерение – время. А как оно течет вне этого мира, мы не знаем. Потому что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. То есть мы знаем, что в духовном мире время течет иначе. Но в любом случае сейчас в ожидании Страшного Суда душа в аду страдает: она отделена от Бога. Тело при этом не страдает. Об этом много размышляли святые отцы: от чего же душа мучается? как это мучение происходит? От неутоленных страстей, потому что когда ты в теле, у тебя есть существенное преимущество. Когда появилась страсть, у тебя есть два пути. Ты либо побеждаешь ее, то есть превозмогаешь себя, молишься, идешь в храм, просишь: «Господи, помоги!» (и страсть уже не мучает твою душу), либо поддаешься этой страсти, реализуешь ее в своей жизни − и душа тоже больше не мучается. Это имеет некоторый наркотический эффект, потому что потом мучение души будет только сильнее. Но как наркоман принимает дозу, так и грешник совершает грех и получает греховное удовольствие. О нем святые отцы пишут, что оно привлекательно, но временно. Когда душа праведника разлучается с телом во время физической смерти, то она тоже полна страстей. Но праведник страсти побеждал (мы знаем, например, что и у святителя Николая тоже были страсти), и Господь его от страстей освобождает. А душа грешника в ожидании Страшного Суда мучается от этих страстей. Она не может ни избавиться от них, ни поддаться им.
Поэтому и сейчас грешникам не позавидуешь, но мы все-таки верим в милосердие Божие. Церковь молится за весь мир, за всех православных христиан. Мы особенно молимся за своих близких (которых еще помним) и за своих предков (имена которых уже не знаем), потому что понимаем, что лучше всего страсть может победить любовь. Как Господь Своей любовью победил наши страсти, точно так же и мы, молясь за души усопших, своею любовью помогаем им избавиться от страстей и ждать Страшного Суда в надежде, что они тоже попадут в Царствие Небесное.
− Вопрос: «Моя жизнь не очень яркая, поэтому я часто предаюсь мечтам, в основном банальным: представляю себе богатство, счастливый брак, путешествия и так далее. Как быть в этой ситуации?»
− Можно помечтать в качестве отдыха, это как некий дополнительный досуг после работы. Когда мы читаем художественную литературу, мы же тоже переживаем другую жизнь. Или когда смотрим хорошее кино, мы сопереживаем героям, и в этом нет ничего дурного (если не входить в крайность, когда люди уходят в другую реальность, ассоциируют себя с персонажами, преследуют актеров). Господь не осудит, если перед тем, как помечтать, ты честно выполнил свою работу и, придя домой, никого своими мечтаниями не подвел (а то я говорил на работе не отвлекаться, а кто-то может подумать, что дома можно).
Другое дело, если мечты, как Вы говорите, банальные. Для православного человека культура – это не препятствие; наоборот, это то, на что можно опереться. Вспоминается замечательное короткое сочинение Василия Великого «Послание к юношам», где он пишет, что человек, как пчела, должен брать самое ценное. Поэтому я считаю, что Вам будет полезно не стараться убежать от мечты и читать святых оцтов-аскетов о смирении плоти, а открыть классический художественный роман (зарубежный или отечественный). Просто почитайте, насладитесь, проведите вечер с хорошей книгой. И эта жизнь будет насыщенной за счет впечатлений и эмоций, которые Вы почерпнете из сокровищницы мировой литературы.
Но это одна точка опоры, пока Господь дает здоровье и силы. Совсем другой крест у людей, которые прикованы к инвалидной коляске, парализованы: с них уже спрос будет меньше. Человеку, у которого есть здоровье, силы, Господь дает больше. Но больше дано – больше спросится. Поэтому можно поменять работу, больше трудиться, на чем-то сэкономить, отложить деньги. Я иногда прихожу к кому-то освящать квартиру, и люди говорят: «Батюшка, Вы в такое интересное паломничество с прихожанами съездили, а у нас не получается съездить». А у самих стоит золоченое кресло. И думаешь: «Зачем вы купили это кресло, если можно было в паломничество отправиться?» Всегда можно понять, что удобнее: купить золоченое кресло с премии к зарплате, сесть в него и почитать интересную книжку, полюбоваться закатом на даче, сидя в нем; или не покупать это кресло, сидеть на табуретке, но поехать в какой-нибудь прекрасный монастырь (где чудесная служба, колокольный звон, поет монашеский хор), чтобы помолиться.
− Вопрос телезрителя: «Я в праздники и выходные дни беру с собой в храм внука (ему скоро будет десять лет). Сегодня у нас было соборование, и я решила и внука соборовать. Права ли я была, что взяла его с собой на соборование, или не надо было это делать?»
− Как внук среагировал? Ему понравилось?
− Да, он пошел с удовольствием, ему все было интересно. Потому что литургию и всенощную он уже знает, в храме чувствует себя как дома. А на соборование я взяла его сегодня в первый раз.
− Господь говорит: дерево познается по плоду своему, поэтому я и хотел услышать, как ребенок среагировал. Я помню, в моем детстве храмов в Москве было очень мало (в основном они были разрушены), поэтому на соборование храм наполнялся народом и соборование могло длиться три-четыре часа. Для меня, ребенка, это было тяжело (хотя я тоже в детстве очень любил храм, службы). Сначала пришел на соборование – все интересно, а под конец я изнемогал и думал, когда уже это кончится. Причем я подозреваю, что и взрослые вокруг тоже так думали, просто они более терпеливые. Если такой перегрузки для ребенка не было, то это очень хорошо.
Говорят, что детям надо исповедоваться с семи лет. Но точно так же им можно начать исповедоваться и с десяти лет, когда ребенок в силу возраста может сделать уже что-то исподтишка, то есть появляются осознанные порывы в сторону греха. В этот момент и начинается покаяние. Надо помнить, что в таинстве Соборования мы как раз просим: «Господи, я признаю, что за свои грехи заслужил, чтобы Ты чуть-чуть мое здоровье ослабил, чтобы напомнить мне, что я не в ту сторону сворачиваю. Поэтому я в своих грехах каюсь, и Ты мои земные телесные силы укрепи».
Для ребенка это не так актуально; Господь не будет десятилетнего ребенка так вразумлять. Поэтому нет необходимости вести семилетнего или десятилетнего ребенка на соборование. Даже и в следующем году, когда он будет постарше, это необязательно; Господь не будет вразумлять ребенка через какое-то умаление здоровья. Если у ребенка со здоровьем что-то не так, это никак не связано с его прегрешениями. Может быть, это родителям стоит задуматься о своей жизни. Поэтому нет необходимости водить ребенка на соборование в таком возрасте. Но если ребенок с радостью идет на службу и у него душа отзывается на новую службу – очень хорошо; главное, не перекормить.
– Если уж зашла тема о соборовании, то сейчас, когда идет Великий пост, нужно ли десятилетнему ребенку соборование?
– Я считаю, что можно без него обойтись. Только если ребенка не с кем оставить или если ему это нравится.
– Чинопоследование соборования для ребенка может показаться скучным, скажем так: постоянное чтение, мало пения, мало действа какого-то.
– Действо: то один батюшка помазал, то другой.
– Но это все равно не так, как на литургии.
– Надо смотреть. Если ребенок в десять лет может отстоять целиком всю литургию (полтора часа), то он и все соборование сможет отстоять. Опять же если в храме не несколько сотен человек. В каждом храме своя специфика. Знаю, до сих пор есть городские храмы, где всего два соборования за пост, поэтому приходит очень много людей. Мы стараемся в нашем храме соборование проводить каждую неделю. Пусть придет совсем немного людей, но зато они не будут стоять много часов, мы их быстро и спокойно пособоруем, помолимся.
Можно попросить батюшку на приходе: «Батюшка, а можете после каждого евангельского чтения сказать пару слов? А то мы стоим и что-то не очень понимаем. Вы же на литургии всегда проповедуете. А тут – Евангелие читается семь раз. Подскажите, о чем говорится».
– Сколько часов у вас длится соборование?
– У нас соборование не выбивается из двух часов. Не надо заводить проповедь на полчаса, коротко объяснить: «Дорогие братья и сестры, пока вас помазывали и вы стояли и думали, когда же все это закончится, мы прочитали вот такое Евангелие. Обратили ли вы внимание вот на это?» Там на самом деле очень интересные вещи и для ребенка, и для взрослого. Если составить лесенку из этих семи евангельских и апостольских чтений, то можно сделать определенные практические выводы.
В частности, я очень люблю чтение про исцеление тещи апостола Петра. Обратите внимание, она встала и сразу служила Господу. Потому что многие люди, которые редко заглядывают в храм и приходят только на соборование, думают: вот меня сейчас прихватило, сейчас меня Господь исцелит после соборования – и до следующего Великого поста меня в храме не будет. Если среди ваших друзей есть такие люди, то надо им сказать, мол, мы ходили на соборование, а ты, подруга, опять все мимо ушей пропустила. Как поступила теща апостола Петра? Ее Господь восставил, она встала и Ему служила. Она не убежала сразу по своим делам: спасибо, Господи, исцелил – я побежала, мне не до Тебя. Теща апостола Петра осталась с Ним, старалась Ему послужить. Поэтому и ты так же: пришел на соборование, вместе со всеми помолился и не можешь пропасть после этого – ты должен Господу служить, ходить каждую неделю в храм, молиться. Если каждую неделю не получается – хотя бы раз в месяц. Но чтобы не было такого, что соборование закончилось – и увидимся через год (или еще на Крещение за водичкой зайдем). Иначе Господь опять вразумит.
– Вернемся к нашей теме. Говорят, что мысли материализуются. Если думаешь о чем-то хорошем, впоследствии что-то хорошее и произойдет. Или наоборот: если переживал о чем-то плохом, потом это все случается. Это ведь тоже своего рода какие-то мечтания. Я, например, в глубине души верю, что если буду думать о чем-то хорошем, поставлю себе цель, то обязательно к ней приду. И мои мечты, мысли об этом мне помогают. Правда это или нет?
– Самое главное, что человек абсолютно свободен. Если даже человек много думал о плохом, а потом подумал о хорошем, он все равно придет ко Христу. Вспомним благоразумного разбойника на кресте: он всю жизнь думал о плохом; это был смысл его жизни, и он приобрел в этом успех. Мы помним, как неблагоразумный разбойник говорил: «Вот Иисус Христос мучается на кресте ни за что, а мы хотя бы погрешили». Благоразумный разбойник задумался о благом, о Царствии Небесном, о покаянии и в итоге пришел к Царствию Небесному.
Наша задача какая? Иногда нас посещают какие-то печальные, грустные мысли, мы объективно оцениваем обстановку: да, как-то совсем плохо – потерял работу в пандемию, уже полгода прошло, и никак не могу устроиться на постоянную работу. Что тут особо радоваться? Тем не менее нам всегда нужно думать о Боге. Потому что Бог – абсолютное благо. Вот мы только что говорили о соборовании. Вспомним самое первое чтение на соборовании, где говорится об устроении таинства Соборования. Апостол Иаков пишет: «благодушествует ли кто? да поет» (см. Иак. 5, 13). То есть воспевает Бога, потому что ему радостно. А если плохо – тогда тоже Господу молишься, но с каким-то горестным сердцем. То есть и в хорошем, и в плохом настроении ты все равно думаешь о высочайшем благе – о Боге.
Недаром апостол Павел говорит: непрестанно молитесь. Если будешь молиться, то даже если задумался о дурных обстоятельствах, все равно эта мысль сопровождается молитвой Богу. Поэтому через какие бы плохие земные обстоятельства ты ни прошел, в итоге придешь к Богу, с Которым привык общаться, в Царствие Небесное.
– Вопрос телезрителя: «В пост я задумался о том, что надо бы почитать христианскую художественную литературу, чтобы как-то чище пост провести. При поиске христианской литературы Интернет выдает следующих авторов: Джон Толкин, Клайв Льюис, Кир Булычев, Велтистов, «Приключения Электроника». Приемлемо ли слушать эти аудиокниги в пост?»
– Если мы вспомним, Толкин и Льюис были друзьями при жизни. Толкин Льюиса даже критиковал, что тот как-то буквально и топорно, можно сказать, в своем творчестве воспроизводит евангельские вещи. Вспоминаем произведение Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф»: Аслан приносит себя в жертву, потом воскресает; и приносит себя в жертву не за кого-то хорошего, а за предателя, который всех предал. То есть буквально евангельские моменты. Именно поэтому Льюиса наиболее полезно читать с детьми. Льюис – это настоящий детский писатель, и это глубокая христианская сказка, где все на поверхности.
Произведения Толкина... Есть люди, которые сквозь верхний слой сюжета не пробиваются, причем они могут быть фанатами Толкина, ходить в леса, махать мечами, изображать какие-то заклинания. Толкин показывал те же христианские моменты, например, как человека одолевает страсть. Голлум, который одержим кольцом, – это любой грешник. Грешник и сам не рад, что его мучит страсть. Например, пьяница сам не рад, что его к бутылке тянет, он несчастливый человек, но все равно будет напиваться. Человек гневливый, буйный тоже не рад своей страсти, потому что много проблем от этого получает: с ним ссорятся лучшие друзья, его с работы могут уволить, потому что у него гневный нрав. Он мог бы дома поддержку получить, но с женой поскандалил. То есть он сам не рад, но страсть эту отвергнуть не может. У Толкина очень много христианских моментов, но их (в сравнении с Льюисом) надо еще постараться найти, заметить.
Если вы в подростковые годы читали произведения Толкина как просто интересный сюжет, то во взрослом возрасте полезно их перечитать (или послушать аудиокнигу), но проделав для себя некоторую духовную работу. Прослушал отрывочек – потом думаешь: а что здесь христианского? что здесь евангельского? То есть проходишь через верхний приключенческий слой и обнаруживаешь это.
Кроме того, я посоветовал бы не суживать это через интернет-поиск. Есть художественные произведения, где не будет говориться непосредственно о Церкви или не будет евангельских аллюзий, но все равно европейская литература – это в принципе литература христианская. Особенно это касается русской литературы. Например, Чехов был, можно сказать, агностиком, тем не менее его творчество настолько пронизано Евангелием! Потому что он вырос в христианской среде. Да, некоторый формализм христианской жизни поздней Российской империи его, безусловно, отталкивал, зарождал в нем сомнения, и здесь спрос будет уже не только с самого Антона Павловича Чехова, но и с тех священников, которые, увы, этим формализмом его в свое время оттолкнули. Тем не менее видно, насколько его душа все религиозное переживает.
Поэтому Чехова в Великий пост тоже советую перечитать. Те, кто учился в советские годы, помнят, что обычно выбирались произведения про тяжелую народную долю. Можно читать и думать: а что здесь евангельского? Что сказал человек, которому в детстве «Закон Божий» преподавали? Это сейчас у нас «Основы православной культуры» только один год преподают, а тогда человек был даже слабо верующим, но у него богословская подготовка была лучше. И через его авторские переосмысления, внутренние переживания можно свою теплохладную душу, которая привыкла к поклонам, вычитыванию молитв, сделать чуть более живой и чувствующей.
– Вопрос от телезрительницы, присланный в Telegram: «Как читать утренние и вечерние молитвы, в которых каждое слово – это прошение о помиловании в грехах, на следующий день после исповеди и причастия? Ведь в такие дни как бы чиста. Все равно молимся о прощении грехов? Как быть?»
– Все-таки молитвы немножко разные по содержанию, хотя в каждой из них признается недостоинство. Надо понимать, что это сборник молитв, которые были написаны в разное время и разными людьми. Каждый человек молился и, конечно, вспоминал о своих грехах. В XVII веке, когда все молитвы собрали в такой сборник, то действительно получилось, что десять молитв подряд и в каждой – о каких-то грехах.
Когда человек только начинает воцерковляться, входить в церковную жизнь, переосмысливать ее, он думает: я в принципе честный, хороший гражданин. Но потом все-таки начинает замечать за собой какие-то грехи, и ему полезно одно и то же повторять. Но потом человек глубже воцерковляется. Если вы видите, что для вас это уже препятствие, то можно модифицировать свое молитвенное правило. У нас нет ни одного соборного постановления, где сказано: ты должен читать такую-то книжечку именно вечером. Да, христианин должен любое дело начинать и заканчивать молитвой, в том числе бодрствовать в течение дня с молитвой. Поэтому, конечно, утром и вечером нужно с Богом пообщаться, а вот как – выбор свободный.
Можно, например, и псалмы почитать. У нас русский народ очень любит акафисты. Чем хороши акафисты? Мы чуть-чуть перегружены; у нас православие – как православие 90-х: все ходят мрачные. Даже есть люди, которые говорят: не хотим мы в храм ходить, потому что все вокруг какие-то недружелюбные. Хотя вроде Евангелие – радостная весть.
В такой ситуации, когда вам хочется какого-то радостного общения, когда душа чиста, потому что только что исповедовался, можно вечером почитать акафисты. Не в дополнение к вечернему правилу, а вместо него. И вот так с Богом пообщаться в этот день – радостно.
– Так вопрос и звучал: какой смысл еще раз молиться о прощении грехов, если только что исповедовался и причастился?
– Не нужно. В благодарственных молитвах мы же не говорим после причастия: «Господи, я снова грешен». Мы говорим: «Господи, я, конечно, грешник, но Ты меня от греха очистил – спасибо Тебе». Точно так же можно вечером прочитать акафист, где все о радости, ни о каких грехах и речи нет.
– Следующий вопрос: «Все время чувствую, что не хватает веры, чтобы с желанием ходить в храм и не унывать в трудный час. Так у всех? Или я что-то не так делаю в духовной жизни?»
– Может, веры-то и хватает. Потому что если бы веры не хватало, было бы по-другому. Человек думает: «Вот у меня препятствие (в душе, в самочувствии, в чем угодно) – надо идти в храм». Если же веры нет, то ты себя ни понукать не будешь, ни задумываться об этом не будешь: просто выключишь будильник и спишь себе (или сериалы смотришь). И жизнь превращается в небольшое стойло.
Вера, наоборот, нас, христиан, поддерживает даже в самый тяжелый момент. Вспоминайте, была же поддержка Божия, когда в храм прямо летишь. Господь тебе помог, этим вознаградил, дал тебе почувствовать радость от общения с Собой… Сейчас Господь (возможно, по каким-то грехам, упущениям в духовной жизни) дает почувствовать, что Царство Небесное действительно нудится. «Нудится» – церковнославянское слово, по-русски – берется силою, нужно приложить усилия. И если в предыдущей ситуации вера подбадривала, то в этой ситуации вера как некий спасательный круг, который на веревочке в бушующем море связывает утопающего (но уже держащегося за спасательный круг) с кораблем. Да, пока не могут даже шлюпку спустить в эти волны – она разобьется о борт корабля. Поэтому хотя бы держись за круг.
Точно так же и наша вера: она должна быть немножко разной. Она всегда устремлена к Богу, но поскольку Бог неизменен, а мы постоянно (из-за страстей, из-за каких-то обстоятельств) находимся в разных точках и разных состояниях, наша вера нас по-разному с Богом и связывает. Вот сейчас вы понимаете: что-то ненормально. Но сейчас, может быть, не время думать, почему я оказался за бортом. Иначе впадешь в уныние. Сейчас надо не сдаться, продержаться, пойти в храм. Может быть, в храме какая-то нездоровая атмосфера, все ругаются? Может быть, священник не очень правильно себя ведет? Тогда можно пойти в другой храм. Но нужно найти возможность общаться с Богом.
Эти искушения пройдут. Господь видит наше терпение, и если мы перетерпели что-то, то даже если и не заслуживаем (по нашим грехам мы заслуживаем, чтобы у нас всегда было тяжело на душе), то Господь эту тяжесть берет на Себя. И потом человек приходит в храм – и ему правда легче, он выдохнул. Когда выдохнул – начинаешь думать перед тщательным покаянием: почему меня Господь вразумил? Может, я воспринимал веру как данность? Или, может, наоборот, по гордости я считал себя хорошим, воцерковленным человеком? Может, я по отношению к Богу вел себя очень правильно, а по отношению к ближнему не очень – и Господь меня за это вразумил? И вот эти упущения исправляешь и стараешься не повторять, чтобы снова в такой духовной ситуации не очутиться.
– А Вы как священник унываете? Есть ли у Вас какие-то моменты, когда не очень комфортно? Хотя, казалось бы, в духовной жизни священника все понятно. Уныние у священника – какое?
– На самом деле уныние у священника такое же, как у всех. Просто священник лучше сей диагноз ставит. Помните, на полярной станции в Антарктиде в советские годы оказался врач... Буран, зима, лететь самолетом нельзя, и он сам себе сделал операцию. При этом обращаю внимание: операцию себе он делал сам, но остальные полярники ему помогали: кто-то зеркало держал, кто-то подавал скальпель, кто-то нашатырь к носу подносил. Если бы он был один, не выжил.
Поэтому и я, когда бывает уныние, точно так же опираюсь на людей. Пришел радостный дед причащаться, я смотрю на него – и мне хорошо на душе. Или приходит человек, вываливает мне груз своих жизненных проблем, но я вижу, что он мне доверяет, поэтому не ломаюсь. То есть я понимаю, что мне сейчас надо исцелиться самому (как Господь говорит: врачу, исцелися сам), но кто-то из прихожан мне держит зеркало, кто-то подает скальпель. А скальпель это что? Человек говорит: «Батюшка, вот ты нас призываешь все время: веруй, радуйся, хештег в социальных сетях у тебя даже такой. А чего ж ты ходишь такой мрачный?» И ты понимаешь, что это тебе скальпель дали; заслуженно дали, и надо выбираться из этого состояния. Вот за счет прихожан или тех людей, которые в Интернете что-то доброе пишут, я все воспринимаю.
Если мы пребываем в каком-то унынии, надо оглянуться вокруг. Если человек умеет сочувствовать горю, он может сочувствовать и радости. Увидит радость чужую – и сможет принять ее как свою. Надо тренироваться, конечно, на горе: сочувствуешь ближнему, сопереживаешь, молишься за него – и сердце твое открыто. Поэтому в той ситуации, когда у тебя будет уныние, ты увидишь чужую радость – и это тебя подбодрит. Кто-то, когда увидит чужую радость, еще больше будет унывать и озлобится. А христианина чужая радость, наоборот, подпитает, подбодрит. Господь узрит, что мы видим чужую радость, и пошлет нам радость, но уже нашу собственную.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Наталья Богданова и Нина Кирсанова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!