В студии протоиерей Максим Плетнев, клирик собора Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади (г. Санкт-Петербург).
− Тема сегодняшней передачи: как появляется жажда Бога. Отец Максим, каждый раз, когда Вы приходите в студию, я вспоминаю очень многих людей, сумевших преодолеть в себе те страсти, которые, наверное, очень сложно преодолеть. И эти люди реально совершают настоящий подвиг.
Но я видел и людей, которые очень хотели преодолеть и наркоманию, и пьянство, но ничего не получалось по той причине, что в человеке не проявлялось то, о чем мы сейчас с вами будем говорить, не было этой самой жажды Бога. Эта жажда появляется, наверное, не у каждого человека. Жажда может быть, когда просто хочется пить, у нас есть вода − и мы легко можем утолить эту жажду. Но жажду Бога утолить очень сложно, потому что для этого нужно очень многое сделать. Или я ошибаюсь?
− По большому счету жажда Бога есть в каждом человеке. И она не просто есть, а каждый человек непременно хочет испить той живой воды, о которой нам говорит Господь в Евангелии, в истории о самарянке, и в прошлое воскресенье на литургии как раз читался этот фрагмент Евангелия, разговор о живой воде, богообщении, бытии с Богом.
И еще мы помним слова Тертуллиана, учителя Церкви, что каждая душа по природе своей − христианка. Действительно, жажда есть у каждого человека, но не все люди распознают ее в себе. Почему? Эту жажду, неуспокоенность, алкание можно представить как голод, который человек пытается чем-то заглушить, чем-то перекрыть. Человек хочет вместить в себя Духа Святого, но не ведает об этом, и вместо Духа Святого он употребляет разные суррогаты.
Дело в том, что вместо поклонения Богу человек часто живет, можно сказать, в идолопоклонстве. И этим идолом для человека является не какой-то языческий бог, это его страсти. Человек может быть идолом сам для себя, может поклоняться неосознанно тем или иным страстям. Это попытка заглушить в себе тягу к Богу, стремление к Богу, хоть как-то эту жажду и этот голод утолить.
− То есть это поиск радости?
− Поиск все-таки Бога.
− Человек в алкоголе и наркотиках пытается быстро получить какую-то радость.
− Да, так человек устроен, это наше онтологическое свойство. И, на мой взгляд, это одно из доказательств верности Библии (которое можно приводить неверующим людям), что действительно человек создан Богом для рая и блаженства, для бытия в Боге. После грехопадения люди этого лишены, но они стремятся к этому состоянию. Каждый человек хочет быть счастливым, это и есть та самая жажда, которую человек стремится утолить, но не понимает как; он не понимает, в чем его счастье. Если мы ставим цель получить радость, то это неправильная цель; радость – это следствие. И если человек вдруг ориентируется на эту цель, то она приводит его не к Богу, а к каким-то, так сказать, заменителям Бога.
− Вопрос от Александра из Санкт-Петербурга: «Стадию алкоголизма я прошел, успешно вылечился 32 года назад. Изучая эту тему, хочу сказать, что человек ищет безрассудства, он хочет жить без проблем. А ведь ангелы делают только то, что говорит им Бог, и не рассуждают, хорошо это для них или плохо. Это один момент.
Еще хочу сказать, как приходят к Богу. Мне в свое время дали почитать Александра Меня, это была публикация в журнале «Юность», и это меня зацепило, хотя я был в алкогольном опьянении в то время, и так пошел процесс изучения Священного Писания. А по поводу того, как прийти к Богу, очень хорошо сказано в Евангелии от Иоанна: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 44). Вот на это нужно опираться».
− Мы с Вами абсолютно согласны. Очень важный момент в том вопросе, как человек приходит к Богу, как свою жажду утоляет. То есть мы выяснили, что жажда есть у каждого человека, но она бывает осознанной и неосознанной. Об этом очень много говорил преподобный Силуан Афонский, даже не только о жажде, а вообще о тоске по Богу. Он говорил о том, что душа, которая увидела Бога, больше ничем в этом мире не может утешиться. Она стенает и ищет Бога, и ничто земное ее не может уже привлечь, не может ни порадовать, ни удивить. Слава Богу, что человек уже не может ничем земным увлечься. Это другая жажда. Источник один, но это уже высшее духовное состояние неудовлетворенного желания быть с Богом. Но, к сожалению, часто современный человек, даже православный христианин, погружается в земное бытие.
И это погружение в земное порой имеет яркие греховные проявления. В греческом языке слово «грех» − «амартия» − означает «попадание мимо цели». А в русской традиции мы расставляем не совсем правильные акценты: у нас слово «грех» обозначает нарушение заповеди Божией, больше идет акцент на совершение какого-то неправильного с точки зрения нравственности поступка, обсуждаемого или осуждаемого обществом. Грех как что-то плохое, неприличное. А правильно, наверное, воспринимать грех как ошибку, попадание мимо цели. То есть как действие, поступок или мысль, направленные не к Богу. И здесь мы видим, что грех – это не только ярко окрашенное плохое нравственное действие, но действие, ведущее от Бога, ведущее в пустоту.
Например, человек занимается огородничеством. И вот лето идет, он целыми днями в огороде, в храм перестает ходить, перестает молиться, поститься. Он живет этим огородом. Если это делается с молитвой и человек во всем видит великий Промысл Божий и прославляет Христа этим своим действием, то это хорошо, его душа будет возноситься горе. Но, к сожалению, думаю, мало кто из наших огородников в таком формате размышляет о своих земных заботах, которые не вредны вроде бы, но направлены не туда. Таких забот бывает масса, и человек погружается в земное.
И слава Богу, что есть такие замечательные передачи, где мы говорим о Боге. Есть разные виды добродетелей. И есть добродетель богомыслия. И, конечно, богословы – это великие святые, великие ученые, но мне кажется, что и человек, который в простоте говорит о Боге, тоже в каком-то смысле богослов. И это очень хорошо.
Люди часто говорят о чем угодно, только не о главном, только не о спасении, не о духовных вещах. И человек при воздействии бесовских сил наполняет свою жизнь, свою голову, мысли, сердце, чувства чем угодно, какими угодно заботами, только лишь бы вот эту жажду Бога направить в другую сторону, заглушить эту жажду одним, другим, третьим; новостями, личными переживаниями, любовью, еще чем-то. Человек живет в этом своем мире, а главного в этом мире нет, и, конечно, жажда-то не уходит. На какое-то время ее можно заглушить, но она потом все равно проявится, человеку все равно станет плохо без Бога.
Буквально вчера я беседовал с реабилитантами нашей программы помощи зависимым «Фавор». Как раз мы затронули тему обращенности к Богу, жизни с Богом. И, конечно же, в их судьбах это безбожие очень ярко порой проявляется. В конечном итоге безбожие – это отсутствие любви. А в таком мире, где нет любви, человеку жить очень плохо, и, конечно, он ищет Бога, он хочет найти Того, Кто его любит, то есть – Христа.
Но люди, к сожалению, мало знают об этом. Дай Бог, чтобы наша передача маленькое зернышко кому-то в душу посеяла и направила его на верный путь.
− Есть такое понятие − осознанность веры. Если мы говорим о Боге, то должны понимать, о чем говорим, о Ком говорим, то есть осознанность должна быть полная. Если этого осознания нет, то тогда, наверное, все бессмысленно. У человека, который так или иначе сталкивался со страстями и преодолел эти страсти благодаря изучению Священного Писания, появляется вот эта осознанность веры, осознанность Бога. Так вот, каким образом мы можем приобрести эту осознанную, правильную православную веру?
− Что вы имеете в виду? Осознание того, что православие − вера правильная? Или что моя жизнь в православии идет правильно?
− И то, и это. Мы понимаем, что многие люди называют себя православными по традиции. Папа, мама, бабушка, дедушка были православными, поэтому и я православный. Что нужно сделать для того, чтобы реально осознать свою православную веру?
− Надо верить, что православие есть истина и православная вера имеет полноту истины. И, входя в этот православный мир, Православную Церковь, мы имеем эту возможность, но как мы этим воспользуемся? И все-таки, мне кажется, правильно для христианина как раз сомневаться в правильности своего пути. Наша задача − постоянно быть в сомнениях: туда ли я иду, то ли делаю, правильно ли реагирую на то, что происходит? Еще Федор Михайлович Достоевский, говоря о жизни христиан, сказал, что христиане – кающиеся. Вот такой термин, относящийся к верующему человеку. То есть это тот человек, который постоянно пытается осознать свою жизнь, увидеть свои грехи и в них покаяться, попытаться исправиться. Осознанно, конечно.
Но даже если вера приходит не совсем через осознание, а, скажем, через обрядоверие – это тоже неплохо. Мы не знаем, когда Господь коснется души. Мы же не можем ко всем подходить с одной меркой. Более того, кто нарисует схему этого прибора, настроит его? Получается, сам человек, который будет это измерять? А откуда он знает, что он прав?
− «Я же православный, поэтому знаю».
− Бог настолько удивителен, что открывается каждому человеку по-своему. И у людей вроде бы похожие пути к Богу, но все равно религиозная жизнь каждого очень индивидуальна. Это тайна Божия, как сердце откроется, когда откроется.
Я помню случай из моей пастырской практики. Одной девушке я, тогда еще молодой священник, говорил о Христе. Я тогда был прямо-таки горячим проповедником, жаждал проповеди и обращения людей ко Христу. Но человек мои слова не воспринимал. А через два-три года я снова ее встретил, говорил ей практически те же самые слова − и она уже все восприняла как жаждущий воды человек, который наконец-то получил эту живую воду. И это − один и тот же человек, но в какой-то период жизни ее душа была не готова воспринять слова о Боге, не слышала их никак.
Бывает, люди переживают за своих сродников, говорят им о Боге, а те ничего не слышат, не понимают − как об стенку горох. А бывает такой период, когда человек прямо жаждет этих слов. И это уже не от нас, проповедников, зависит, даже не от того человека, к кому мы обращаемся, а от воли Божией, от Его Промысла о нас. Человек должен подойти к осознанности, она же не просто так дается. И мы с вами знаем, что Господь сравнивает веру с зерном. Этот образ совершенно удивительный, красивый. Вера, как зерно, вырастает. Вера − от слышания, слово упало, как зерно, в душу запало, сначала ничего не видно, но потом мы видим всходы, это возрастание в душе слова Божьего.
А по поводу осознанности – люди очень разные. Мы не можем ко всем подходить со словами: ты должен так-то и так-то верить. Человек может верить совершенно по-простому…
У нас есть нищий у храма, раб Божий Василий. Удивительный человек! И лет 15 назад, когда у нас батюшка один служил, он мне сказал: «Знаешь, отец, ко мне Василий подошел, нищий, немного кривенький такой, немного болезненным выглядит, но он подошел с вопросом: «Батюшка, в математических уравнениях мне уже латинских букв не хватает, можно я буду греческие буквы вставлять?» На первый взгляд очень простой человек, а у него какие-то уравнения в голове. Я давно не был в Псково-Печерском монастыре, а в 2024 году наконец-то туда приехал. В Успенском храме идет литургия, я у жертвенника стою, а в алтаре Успенского храма есть маленькое окошко, это же пещерный храм. И смотрю: человек, очень похожий на Василия, мимо окошка проходит. Я думаю: «Надо же! Как человек похож на Василия, который постоянно у нашего храма стоит!» Вышел из храма, смотрю – действительно Василий! Совершенно удивительный, святой жизни человек, простой и искренне верующий. И Господь ему открывается. И этот Василий для меня уже как чудотворец.
Еще одна история. У нас была реабилитантка из Латвии. У нее была тяжелая судьба. К сожалению, дом был притоном, в те советские времена был период, когда ввели ограничения на продажу спиртного, у нее дома мама торговала всякой выпивкой, там просто дым коромыслом стоял! Потом эта девушка стала владелицей ресторана, по-моему, в Риге, но сама страдала алкоголизмом. И к ее ресторану приходил нищий, может, даже тот же наш Василий. Она ему то сигарету даст, то кофе напоит – и он начал проповедовать. А она латышка, воспитывалась в семье, где мама всегда говорила: «Вот это – русский храм, ты туда не ходи, там все плохо». Они по вероисповеданию были католиками, и мать ей говорила не прикасаться к православию. А нищий был православным и начал проповедовать. И в какой-то день говорит ей: «Пойдем, тебе надо креститься». Привел ее в храм, организовал крещение. Это нищий человек, который просит милостыню! Она покрестилась, и с тех пор началось ее воцерковление и, собственно говоря, путь к спасению. Сейчас она – верная православная христианка, верующий человек.
– То есть тот нищий у нее пробудил жажду Бога.
– Да, вот как это происходит. Она проявила к нему милосердие, а он, совершенно вроде бы простой человек, оказался проповедником и действительно ее привел к вере. Удивительные, дивные дела Господни!
– Да, прямо как Христос.
– Самое главное, что Господь нас любит. Вчера была у нас беседа с нашими ребятами, мы говорили в том числе о служении священника, как раз обсуждали, как готовиться к исповеди, потому что среди зависимых людей, которые к нам приходят, часто бывают верующие. Вообще тяжело воспринимать, когда верующий человек употребляет психоактивные вещества. Но, конечно, большая часть реабилитантов – все-таки люди, далекие от Церкви. И мы их готовим к исповеди, обсуждаем разные вопросы. И я такой образ привел, который в свое время услышал от своего духовника, протоиерея Константина Смирнова, что священник – это стена, мимо которой все ходят и плюют. Вот такой образ служения священника, отражающий в том числе всю ту грязь, которую приходится слышать священнослужителю на исповеди. И даже как-то сопереживать кающимся.
Одна реабилитантка спросила, как мы с этим справляемся, ведь тяжело все это слышать. И мы говорили дальше о том, что, конечно, это тяжело и было бы, наверное, невыносимо, если бы не было Бога. Господь победил смерть, и Господь победил все эти грехи. И человек, приходящий в Церковь, вот этот исповедующийся говорит какие-то некрасивые вещи о своей жизни, но он на самом деле пребывает в одном из самых прекрасных состояний своей души, в смиренном состоянии действительно кающегося человека! И это – одна из самых возвышенных составляющих его бытия, его жизни.
Прекрасно, когда человек борется, выкорчевывает из себя грех и преображается. А священник – свидетель, он видит, как люди возрождаются, преображаются, как слова нашего пасхального тропаря – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» – воплощаются в жизнь. Ведь человек, убитый грехом, по сути – мертвый человек, и Господь побеждает его смерть. Человек преображается. Пребывавший мертвым во гробе греха – возрождается. Подобное мы видим и на реабилитации.
Тяжелая история – заниматься с зависимыми людьми, видишь очень много горя, очень много беды. Но, конечно, когда мы видим возрождающиеся судьбы, души, когда видим эту победу – это настолько радостно, настолько замечательно, что вся тяжесть сторицей вознаграждается. Как здорово, что Господь нас любит!
– Совсем недавно было празднование в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и у нас на Никольском кладбище проходил ежегодный крестный ход мимо могил тех людей, которые больше всего потрудились на ниве трезвения и помощи страждущим. Сотни людей шли крестным ходом, а я еще помню времена, примерно 10 лет назад, когда буквально 10–20 человек участвовали в крестном ходе. Сейчас – сотни. Это потому, что больше алкоголиков становится и больше беды? Или больше победы над грехом?
– Конечно же, в крестных ходах участвуют не алкоголики, а трезвенники. Недавно увидел сайт одного из храмов, и там написано, что этот храм построен алкоголиками и для алкоголиков. Я настолько был удивлен! Потому что храм-то построен трезвенниками для трезвенников! Да, наверное, человек со стороны порой всех участвующих в крестном ходе называет алкоголиками. Но у нас есть трезвенники в пятом поколении, то есть пять поколений семьи не употребляют алкоголь. Как же можно сказать, что они алкоголики?
Но действительно тема зависимостей становится как-то более на слуху. У нас порядка 500 человек, наверное, приходят на крестный ход, потом идут на молебен, а потом – на концерт. И зал забит битком, негде даже людям сесть. И прекрасный получается праздник! Прежде всего, это не только праздник трезвости, а празднование в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша». Праздник, восхваляющий Божию Матерь. Настолько замечательно, что Господь нам помогает и дает силы как-то все это организовать и таким служением прославлять Богородицу!
Я надеюсь, что все больше и больше людей будет проникаться нашими замечательными праздниками, участвовать в крестных ходах, освящаться через это и освящать свою жизнь. Но сама по себе трагедия и беда алкоголизма, наркомании, к сожалению, неизбывна, пока мы не видим ей конца и края. Просто нет такой перспективы, что люди перестанут употреблять наркотические препараты и алкоголь. К сожалению, не перестанут. Наоборот, как показывает многовековой исторический опыт, чем глубже социальный кризис, напряженность в обществе, тем этого больше. К сожалению, эта проблема есть, и с ней надо работать.
Да, есть беда зависимости, а с чего она началась? Как это произошло? Если все это раскручивать, то в конечном итоге все приведет к проблеме безбожия, отсутствия Бога в жизни. К тому, что жажда есть, но эта жажда не получает должного удовлетворения. И здесь должна быть христианская проповедь, христианизация нашей народной жизни в самом широком смысле. Я однозначно за это! Должна быть, наверное, и цензура какая-то, чтобы безобразные вещи из общественного поля убирать. И, конечно, необходим доступ духовенства в школы, прежде всего в образовательную систему. Потому что мы должны воспитывать детей, и как мы их воспитаем, то они и выдадут потом, на выходе уже во взрослую жизнь. Но сегодня пока Церковь практически не допущена в школу.
Ведь у нас на центральном телевидении, на первых двух-трех каналах, сколько религиозных передач? Ноль! Слава Богу, есть телеканалы «Союз», «Спас», не закрывают их – уже хорошо! Но им нужно помогать! Друзья, кто слышит нас, пожалуйста, помогайте телеканалу «Союз», он не получает государственных дотаций в отличие от телеканала «Спас».
– Последний вопрос: Вы бы ввели сухой закон в России?
– Я, конечно, не совсем скромный человек, но стараюсь быть скромнее. Кто я такой, чтобы вводить или не вводить сухой закон? Но я был бы за его введение, если бы мое мнение кто-то спросил. А почему бы нет? У нас, к сожалению, наркоторговля продолжается, и, как показывает современный опыт, можно сказать, что у нас эпидемия наркомании, пошла новая волна. Новые наркотики, новая волна наркозависимости среди молодежи.
Недавно к нам пришел верующий человек, мы его взяли на реабилитацию. Это верующий, воцерковленный человек, ему под 60 лет. Был в его жизни алкоголь, сейчас начали появляться уже и наркотики. И иногда мы видим страшные судьбы наших реабилитантов: человеку уже за 50 лет, и вдруг он начинает употреблять наркотики, самые безобразные. Это какое-то современное безумие.
– Я бы хотел, чтобы Вы назвали телефоны, куда обращаться тем людям, которые все-таки испытывают эту жажду Бога.
– Дорогие друзья, если вдруг у вас, у ваших знакомых, родственников есть проблемы с алкоголем, мы можем помочь, у нас хорошая профессиональная церковная православная программа помощи зависимым «Фавор». Нужно набрать в Интернете Favor78.ru, и вы найдете наши ресурсы. Наш телефон: +7 911 170 54 04. Есть сайт, есть группа «ВКонтакте», и там обязательно есть наш телефон. Позвоните по этому телефону, и мы с вами начнем работать. Мы бесплатно оказываем хорошую профессиональную помощь.
– Благословите наших телезрителей!
– Христос воскресе, дорогие друзья! Бог да благословит всех нас!
Ведущий Глеб Ильинский
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь Святой Троицы на Сходне, председатель Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии священник Павел Зуев.
У книжной полки. Иван Шмелев. Еловые лапы
У книжной полки. Это мы, Господи! Повести и рассказы писателей-фронтовиков
У книжной полки. Павел Астахов. Ленька, или Один из пяти миллионов
У книжной полки. Священник Назарий Эйвазов. Братья наши меньшие. Учение о животных в Православии
Вторая половина. Матушка Маргарита Шукшина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!