– Тема сегодняшней передачи: как определить греховность помыслов. Мы с Вами как-то говорили о прилоге. Что касается помыслов, почему-то принято считать, что помыслы равны скверным мыслям. В наше тяжелое время помыслы бывают особенно сложные. Потому что все, что происходит, требует нашего размышления. Если мы этого размышления избегаем, то, наверное, счастливы, что можем жить таким образом, чтобы не думать о происходящем. С другой стороны, может, это как раз тот самый путь трезвого отношения к жизни, когда мы не можем не думать о происходящем? Другой разговор, что часто бывает так, что наши мысли, помысли не наши, а чьи-то. Каким образом определить, твои это мысли или чьи-то? Если я эти мысли беру из скверного источника, может, это как раз скверномыслие? А если мне кажется, что я беру их из доброго источника, то тогда каким образом мне определить, какие у меня помыслы: грешные, скверные или благодатные, позволяющие мне размышлять таким образом, чтобы это было во благо и мне, и моим близким, и всем, кого я знаю и кого не знаю?
– Благодарю за очень интересную тему! Да, мы с Вами уже говорили о прилоге. Более того, каждому этапу аскетической формулировки, а именно помыслам и всему, что с ними связано, можно посвятить не одну диссертацию, то есть прилогу, сочетанию, сосложению, пленению, страсти. Об этом можно очень много написать. Но тем не менее давайте попробуем в рамках нашей беседы понять, что нам с этим всем делать.
Есть такая добродетель, к которой нас призывает Господь: трезвение. Это удивительная добродетель, которая очень сложно обретается потому, что требует от нас присутствия, это быть, а не казаться, быть здесь и сейчас. Если мы молимся и упражняемся в добродетели трезвения, то во время молитвы мы разговариваем с Богом. Разговор с Богом подразумевает, что мы с Ним беседуем. Мы Ему что-то говорим, славим Его, жалуемся Ему, просим Его о чем-то. Это всегда разговор, беседа, и мы настроены услышать ответ. Может, не в этот самый момент, но мы знаем, как Господь отвечает. Он может после молитвы дать человеку какую-то мысль, необходимую для того, чтобы понять, как действовать. Если человек помолился, чтобы Господь его направил, Господь помогает, решение приходит: либо через обстоятельства жизни, либо через людей Господь действует.
Чтобы услышать Бога, нужно как раз упражняться в добродетели трезвения. Но чтобы правильно сформулировать свою мысль и донести ее до Бога, нужно тоже упражняться в добродетели трезвения. А добродетель трезвения предполагает, что если мы разговариваем с Богом, то не должны ни на что отвлекаться. Вот у нас сейчас происходит разговор. Поэтому я стараюсь сосредоточенно выслушать Ваш вопрос и сосредоточенно ответить на него, чтобы наши дорогие телезрители услышали ответ на вопрос и он был для них предельно ясен.
Трезвение предполагает, что если мы молимся, то в молитву не подмешиваются никакие помыслы. Никакие! Мы в этот момент просто сосредоточенно разговариваем с Богом. Но в момент разговора с Богом на ум могут приходить различные помыслы. Если помысел приходит во время молитвы, то это помысел от Бога или злой помысел, который в нашу голову влагает дьявол? Как говорят святые отцы, само по себе появление помысла не хорошо и не плохо. Это вообще не в нашей власти. Но вот то, что происходит дальше, полностью зависит от нас. Здесь почему важно упражняться в добродетели трезвения? Если мы не имеем навыка трезвиться, мы можем очень сильно оступиться во время молитвы.
Мы знаем, что нельзя поминать имя Господа всуе. Вот человек обижается, когда мы его зовем, он к нам подходит, а мы уже забыли, зачем его позвали, и занялись другими делами. А Господа можно таким образом прогневать. Хотя Он долготерпелив и многомилостив, но если мы призвали Его, Он тут же нас готов слушать, а мы не стали с Ним разговаривать. Это нехорошо. Если мы, начиная разговор с Богом, принимаем какие-то помыслы, мы начинаем с ними сочетаться, сослагаться, пленяться ими вместо того, чтобы разговаривать с Богом, хотя мы сами добровольно встали сейчас на молитву, на то, чтобы побеседовать с Ним. Тогда уже мы начинаем сами грешить. Даже если это не злой помысел (например, думаем о том, что дома надо уборку сделать, доварить суп), это отвлекает нас от разговора с Богом, и мы уже грешим, потому что добровольно оскорбляем Бога своим невниманием.
Вопрос в том, как мы себя поведем тогда, когда приходят определенные помыслы. Тогда уже включается наша свободная воля, и тогда становится понятно и очевидно, согрешили мы с этим помыслом, приняв его, или же отогнали его от себя и продолжили молитву.
Почему я все разбираю на примере молитвы? Чаще всего человек приходит на исповедь и кается в том, что его терзают помыслы, он отвлекается во время молитвы, во время литургии, слушания Евангелия, во время келейной молитвы. Человек отвлекается на эти самые помыслы. Поэтому именно здесь мы можем рассмотреть механизм возникновения помысла. Он пришел в голову, а мы на уровне прилога, о котором мы очень интересно и подробно говорили, можем просто его отсечь.
Но что может произойти? Может произойти обратный процесс. После прилога происходит сочетание, то есть помысел приятный, человек сочетался с ним и начал с ним собеседовать. Далее идет сосложение помыслу, то есть человек не просто начал с ним собеседовать, а сердцем его уже принял, помысел стал приятным. Даже если это злой помысел. Дальше идет пленение. Помысел может пленить настолько, что человек совсем уходит в него, и пленение может привести к страсти. Человек может настолько укорениться, казалось бы, в безвинном приходе какого-либо помысла, что начинает грешить, и не просто умом, но и словом, и делом.
Но добродетель трезвения помогает на всех этих этапах остановиться. Господь сотворил нас свободными. Мы можем остановиться на уровне прилога, сочетания, сосложения, пленения, чтобы не доводить это до страсти. Потому что страсть – это грех, глубоко въевшийся в душу, и с ним уже разбираться приходится очень долго и мучительно.
– Я читал у отцов: как только человек начинает так или иначе стараться жить по заповедям и в молитве, появляются злейшие из бесов – блудные помыслы. Мы часто не можем отсечь помыслы по той причине, что их не замечаем. Мы думаем, что раз мы мыслим, то мысли и есть. Определить степень греховности этих мыслей мы часто не очень способы, тем более что слышим очень много всякого. Если раньше были времена, когда какие-то слухи и истории долго доходили до нас через людей, то сейчас есть Интернет, новости и прочее. Информация «влезает» в нас моментально. Более того, очень эмоционально. Потому что все, что происходит, очень сильно трогает душу человека, если только он не совсем равнодушен. Нас очень многие вещи очень сильно беспокоят. Каким образом понять, что мои мысли – это не мои мысли, а мысли некоего авторитетного эксперта в области политики или чего-то еще? Если мы читаем отцов Церкви, то знаем, что есть отцы, которые были в прелести. Каким образом определить помыслы и их греховность?
– Чтобы определить, твои это мысли или нет, нужно зафиксировать момент, когда ты добровольно, свободно начал думать. Например, мы сегодня встретились, чтобы поразмышлять на определенную тему. Чтобы на эту тему говорить, предварительно нужно было хорошо поразмыслить, о чем беседовать, что-то вспомнить, что-то почитать, записать определенные тезисы. Мыслительный процесс, который мы начинаем по своей свободной воле, понимая, что это мы начали это размышление, – это наши мысли. Но в тот же момент вдруг нам может прийти мысль о футболе (например, как сыграл «Зенит» со «Спартаком»). Каждый замечал, что неожиданно какой-то помысел вдруг может прийти в голову и отвлечь. Помысел может быть любым и самым неожиданным, внезапным. Если он пришел, что с этим делать?
Почему я начал нашу встречу с разговора о молитве? Разговор с Богом – это очень важно. Но не менее важен разговор между людьми. В данный момент Вы разговариваете со мной, я разговариваю с Вами, нас слушает огромная аудитория. Если сейчас я о чем-то задумаюсь, мне в голову вдруг придет какой-то помысел, то я пропущу Вашу реплику, отвечу невпопад, расстрою и Вас как ведущего, и наших дорогих телезрителей. Хотя я пришел сюда, чтобы поговорить на определенную тему.
Здесь помогает трезвение. Эта добродетель очень тяжело обретается. В процессе обретения этой добродетели мы живем всю жизнь. То есть нельзя сказать, что раз и навсегда обрел трезвение. Тем не менее стремление обрести эту добродетель дает возможность сосредоточиться на определенной мысли, определенной теме. Помыслы сейчас могут роиться вокруг меня; Вы этого не видите, телезрители этого не видят, но я знаю, что меня отвлекают разные помыслы. И я могу поставить этому заслонку.
– Это и есть трезвение?
– Да, это трезвение. Если вдруг мы приложились к какому-то помыслу, мы опять можем поставить заслонку. Далее ставится заслонка, чтобы с помыслом не сослагаться. Далее заслонка, чтобы им не пленяться. И последняя заслонка, которую труднее всего поставить, – заслонка перед тем, как помысел станет страстью. Господь дает нам возможность победить, искоренить страсть, но это большой труд.
– Вопрос телезрительницы: «Вчера в передаче "Беседы с батюшкой" отец Олег сказал, что хорошо подавать записки за батюшек на проскомидию. А можно ли поминать священников в домашней (утренней и вечерней) молитве?»
– Конечно, можно. Если желаете помолиться за батюшку, который молится за вас, это благо. У меня есть моя община, я настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, и где бы я ни служил, в нашем храме или в других, я всегда поминаю всех членов нашей общины. Если я кого-то не помню, то Господь знает их имена. И я очень прошу всех членов нашей общины молиться за меня, грешного иерея Михаила. Потому что молитва верных, молитва Церкви помогает священнику совершать дальнейшее служение, вдохновляет на это служение, укрепляет молитву прихожан и очень радует. Вместе мы Церковь, мы молимся друг за друга: иерей молится за общину, община молится за иерея, все молятся друг за друга. Таким образом мы являемся Церковью Христовой, богочеловеческим организмом.
– Вернемся к помыслам. У меня был очень хороший друг – отец Александр Григорьев (Царствие ему Небесное), он все время шутил, что наши мысли скачут, как поется в известной песне: мои мысли, мои скакуны. Если не быть в трезвении, то мысли могут увести очень далеко. Вы общаетесь и с детьми тоже. У детей мыслей очень много, но при этом они кажутся очень цельными. Иногда нам представляется, что люди живут очень целомудренно, цельно и трезво. Но мы же не можем определить, насколько человек чист в помыслах. Или все-таки это возможно каким-то образом определить?
– Мы в первую очередь всегда должны направлять взгляд внутрь себя. Не разобравшись с собой, как мы взаимодействуем с помыслами (а нам приходится с ними взаимодействовать постоянно), мы не поймем ни ребенка, ни взрослого. Что важно понять? Помысел – это любая мысль, которая занимает наш ум. Он всегда появляется вдруг, а дальше все зависит от того, как мы будем с ним работать.
Интересно, что дети исповедуются более непосредственно, чем взрослые. Если человек не пытается навести порядок, разложить все по полочкам в своем бытии, голове и сердце, то в конце концов наступает такой бардак, что вообще не разобраться... Иногда человек приходит на исповедь, и ты понимаешь, что он настолько запутался в своей жизни, в своих мыслях, что у него бардак во всех сферах, ужасные отношения с домашними, ближними и дальними родственниками, коллегами. Все летит под откос, ничего не решается. Все это копится, получается огромная гора разных ситуаций, действий, отношений, и человек не понимает, как ему со всем этим разобраться.
Когда человек пришел на исповедь и кается в одном, другом, третьем, когда он засвидетельствовал перед Богом факт своих грехов и священник прочитал разрешительную молитву, с этого момента начинается покаяние. Оно может начаться и раньше, но если раньше его не было, то с этого момента оно может начаться. Что такое покаяние? Покаяние – это изменение ума. Если человек был развернут лицом ко греху, то, покаявшись, он разворачивается на 180 градусов к Богу и не хочет больше грешить этим грехом.
Но чтобы не грешить этим грехом, нужно проделать колоссальную работу над собой. Сам по себе человек слаб, он не может проделать эту работу. Как бы он ни рассчитывал на свои силы, на психологов (значение которых я ни в коем случае не умаляю), на ближних, которые могут помочь советом, без помощи Божией невозможно избавиться от страсти и греховного состояния. Но с помощью Божией, получив прощение от Господа, все возможно верующему. Начинается долгий путь распутывания всех этих клубков; не сразу, не рывком, а потихонечку, маленькими шажочками человек распутывает каждый клубочек, чтобы все было в порядке. Это путь покаяния. Он сложный, долгий и невозможен без трезвения.
Каждому из нас знакома ситуация, когда мы максимально сконцентрированы на каком-то деле. Каждый раз, когда мы приходим на Божественную литургию, Церковь призывает нас быть максимально сконцентрированными, начиная от возгласа: «Благослови, владыко. Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…». Он звучит в начале литургии, до конечного «Аминь». Возглас «Вонмем», который звучит сначала перед чтением Апостола, а потом перед Евангелием, – это возглас пробуждения на литургии. Если мы пришли сонные, предположим, или не выпутались из каких-то своих мыслей, то когда священник или диакон говорит: «Вонмем» (что переводится на русский как «будем внимательны»), –нам нужно отогнать от себя все помышления и слушать Священное Писание. Прошу вас, дорогие, слушайте Священное Писание на литургии, особенно Евангелие. Если Апостол часто пропускают мимо ушей, то Евангелие народ все-таки пытается слушать. Христианин должен постоянно пребывать в такой внимательности, с которой мы слушаем Евангелие на литургии. Постоянно! Тогда и будет возрастание в добродетели трезвения. Если мы находимся в этом состоянии только в тот момент, когда слышим Евангелие на литургии, это ужасно. Но это поправимо через покаяние.
Без покаяния невозможно изменение. Без покаяния невозможно обретение добродетелей. Без покаяния невозможно отсечение помыслов, особенно злых, которые вводят нас в страшные грехи. Без покаяния никак не обойтись. Покаяние – основа всего. Если мы исповедали свои грехи и начинаем каяться (а покаяние – это путь, процесс всей жизни), тогда у нас есть возможность с Божией помощью обретать те добродетели, которые приближают нас к Господу и дают возможность быть Его, быть с Ним. В этом цель жизни каждого христианина. Если мы живем как-то по-другому, то промахиваемся мимо цели. «Амартиа» (ἁμαρτία) с греческого переводится как «грех», «промах», «мимо цели». Нам же всегда нужно попадать в цель.
– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Есть такие слова в молитве: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Что это за безмолвное житие, к которому мы должны стремиться?»
– Безмолвное – это безропотное. Это не значит, что мы должны постоянно молчать и не произносить никаких слов; это значит безропотное житие. Это очень тяжело, очень сложно. Например, мы очень часто читаем молитву «Отче наш». Мы произносим ее за трапезой и на каждой литургии поем ее вместе, едиными устами, единым сердцем; и при совершении утреннего и вечернего правила; и готовясь ко Святому Причащению. Так вот, произнося молитву Господню, мы говорим: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Тем не менее когда происходит что-то, с чем мы не согласны, мы начинаем сердиться, роптать, обижаться на Бога, отворачиваться от Него, ругаться. Человек, который старался жить набожно, может скатиться и до хулы. Конечно, после этого нужно покаяться. Это не значит, что на этом христианская жизнь закончилась. Просто мы идем к Богу извилистой дорогой. Господь говорит: Я есмь путь и истина и жизнь. Он предлагает нам прямую дорогу, но мы идем по извилистой. Побитые, ослабшие, оскверненные, где-то блуждавшие, потом из последних сил мы приходим на исповедь, каемся перед Господом в своих грехах и снова начинаем путь покаяния.
Все это очень непросто. Но наша жизнь устроена так, что Господь вновь и вновь предлагает нам: «Пойдем со Мной, ты заплутал…» Все мы помним притчу о блудном сыне. Каждый раз нужно возвращаться домой, куда бы нас ни увели помыслы.
– Хорошо, что Вы напомнили эту притчу. Интересно, что до Христа в этой притче был совершенно другой финал. Когда сын, промотавший наследство, вернулся, отец сказал ему: «Вот и иди к свиньям. Где был, туда и иди». Там не было такого конца, как в притче Христовой, когда отец с радостью встретил сына, наградил его, перстень дал как печать... Если мы живем в помыслах без покаяния и прощения, тогда, наверное, все будет очень плохо. Но ведь бывает так, что человек не может исповедовать помыслы по той причине, что не понимает их. Если прийти к священнику и сказать: «Моя жизнь катится под откос. Я не знаю, что делать, не знаю, что со мной происходит, но чувствую, что что-то не так», – сможет ли священник помочь тут разобраться? Или мы не можем на это рассчитывать, потому что те секунды исповеди, которые нам отводятся, не подразумевают подробной исповеди?
– Слава Богу, есть еще всенощное бдение, когда, как правило, в храме меньше людей и у священника больше времени на каждого исповедующегося. С помыслами действительно очень трудно разобраться, трудно работать. Если человек чувствует, что приложился к помыслам, что они увели его куда-то не туда, привели к каким-то последствиям (может быть, не к действиям, но к таким мыслям, которые он считает греховными), то, конечно, нужно покаяться перед Господом в своих грехах. У нас есть совесть. Совесть – это дар от Господа. Я всегда деткам объясняю: с какого момента ты должен осознавать, что грешишь? С того момента, когда почувствовал первый укол совести.
– И это необязательно происходит именно в 7 лет.
– Конечно, нет. Например, я помню, когда впервые почувствовал укол совести; это было в детстве. Как правило, ребенок начинает вспоминать что-то такое, что было недавно, и это помогает маленькому человечку понять, что он исповедует грех и не хочет иметь с ним ничего общего.
Если в нашей голове роятся помыслы, но мы не прилагаемся к ним, просто они нам мешают, как рой пчел, то каяться в этом, может, и не нужно, потому что эти помыслы нас ни к чему не привели. Разве что можно покаяться в невнимательности. Я невнимателен потому, что не выгоняю из головы этих «пчел».
– Амвросий Оптинский говорил, что не во всех помыслах нужно каяться...
– Я хотел процитировать отрывок из Книги Бытия. Когда Каин принимает решение убить Авеля, Господь беседует с ним и говорит ему: если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 7). Удивительные слова! Здесь показан механизм: прилог, сочетание, сосложение, пленение и страсть. Господь все предвидит, Он видит сердце Каина и предлагает ему покаяние. Но Каин выбирает другое, он пользуется своей свободной волей вот таким образом. Представляете, напрямую Бог обращается к нему, тот Его слышит, но не делает так, как говорит ему Господь.
Я желаю всем нам, дорогие, быть внимательными в молитве, трезвиться и научиться слышать голос Божий в своем сердце. А это возможно, если мы каемся и стремимся к постоянству в молитве и обретению добродетели трезвения. Если мы будем с Богом (а Бог всегда с нами), Господь всегда будет оберегать нас от всякой скверны. Будем отсекать скверные помыслы, во время молитвы все помыслы прогонять, чтобы они не мешали общаться с Богом. И будем с Богом сегодня, завтра и во веки веков. Аминь.
Ведущий Глеб Ильинский
Этот день в истории. 20 июля
День ангела. 20 июля
Церковный календарь 20 июля. Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского
Евангелие 20 июля. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои
Читаем Апостол. 20 июля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!