Беседы с батюшкой. Как найти время для духовной жизни в ритме современной занятости. Игумен Фома (Василенко). 28 февраля 2025

28 февраля 2025 г.

– Тема сегодняшней передачи: как найти время для духовной жизни в ритме современной занятости? Когда я предложил эту тему для обсуждения, я был поражен тем, как много отзывов мне поступило, включая моих друзей, которые говорили, что это злободневная тема. Потому что сейчас такая большая занятость, что иногда просто невозможно выкроить время для того, чтобы прийти в церковь. Это хотелось бы делать каждое воскресенье, но по факту получается так: если сходишь в церковь один раз в месяц – это уже духовный подвиг. Это реальность для верующих людей. А если говорить об обществе в целом, то ситуация выглядит, наверное, совсем печально. Сталкивались Вы с этой проблемой среди ваших прихожан? Может быть, она как-то затрагивает Ваших знакомых?

– На ум приходит Ветхий Завет, когда пророки Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: «Отпусти нас в пустыню принести жертву нашему Богу». А до этого фараон говорил: «Вы бездельничаете. Нечем вам заняться. Надо вам больше работы дать…» Фараон, то есть князь мира сего, загружает работой людей для того, чтобы только отвлечь их от памяти смертной, от суда Божьего, который будет, от мыслей о вечном спасении. В магазине трудно сделать покупку. Потому что изобилие, и человек тратит на это много времени. Это касается и продуктовых магазинов, и одежды. Настолько много сейчас всего! Много лишнего. Эти вещи, может, и полезны, но зачем столько-то? Зачем такое разнообразие?

Я понимаю, что есть рыночные отношения, конкуренция... Но если вспомнить древние времена, был один овечий сыр, например. Не было разных марок сыра. Вино было виноградное – и всё! Точно так же было со всем остальным: одежда льняная или шерстяная, обувь кожаная. А сейчас возникает соперничество среди производителей. Понять их можно, так как им нужно продать свое. А для этого им нужна реклама, нужно подсыпать в продукт какой-то гастрономической хитрости, чтобы разжечь у человека вкус, как-то его подсадить на это.

Я думаю, эта наша занятость условна. Когда неподготовленный человек садится за богато накрытый стол, ему помыслы говорят, что надо все попробовать. Попробовать хочется все, что есть на столе, так что тяжело встать потом. А как человек становится подготовленным? Он ведет духовную жизнь, в церкви научился традициям. А есть еще правила этикета, правила поведения за столом. Например, мне известно такое правило: налили тебе бокал вина, ты его и растягивай на всю свадьбу или на весь ужин, чтобы не подливали. По этикету должно быть так. Утонченный человек, следящий за собой, даже в этом соблюдении светского этикета может получить какое-то развитие в духовном смысле.

Поэтому я считаю, что наша занятость возникает в первую очередь от того, что вера слаба. Хоть мы и считаем себя верующими людьми, но вера наша все-таки слабая. В том смысле, что мы ведь будем отвечать не только за то, как время провели, но и за каждое слово. Но мы привыкли это слышать в церкви. А человек, когда к чему-то привыкает, уже не пугается. Обычно что страшно? Что-то непривычное, неизвестное. Именно что-то такое пугает и настораживает человека. А когда слышишь одно и то же, уже не пугаешься. Возьмем времена Ноя. Он 120 лет строил ковчег и говорил людям, что будет Потоп. Они первую неделю его, может, и слушали еще, боялись. И, может, собирались вместе с ним. А когда это продолжалось 120 лет, но ничего не происходило, то они, наверное, думали уже, что он выжил из ума. Когда одно и то же слушаешь, даже какие-то важные, страшные вещи, но не видишь их исполнения, уже относишься к этому легкомысленно.

А ведь дело не в том, что этого не будет, а в том, что терпение у Бога и у нас разное. Бог не хочет наказаний, откладывает это. Он говорит нам, что надо делать вот так, и аккуратно стучится в наше сердце, чтобы мы дали Ему место в своем сердце. Он же хочет, чтобы наше сердце было для Него жилищем. Поэтому Он очень аккуратно, тихонько стучится. Он не употребляет Своей власти. Если бы Он употреблял Свою власть, то мы не были бы тогда образом Божиим. Мы были бы как животные. Овечка по природе своей такая, лисица – такая, волк – такой. Всем животным Бог задал пределы, и они не выходят за них. А человек может проявлять свою свободу.

Возвращаясь к нашей занятости, к тому, что мы не находим времени для того, чтобы обратиться к Богу, хочется сказать, что у нас притупилось чувство благодарности к Богу. А от чего оно притупилось? Опять же из-за изобилия, из-за того, что относительно мирные времена. Хоть у нас и идет специальная военная операция, но она ведь затрагивает не всех, как, например, в Великую Отечественную войну, не каждую семью. К тому же она происходит где-то там... Бывает, что вот это относительно благополучное время вредит человеку, который не подготовлен к такому испытанию. А это тоже испытание.

Апостол Павел говорит: Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Но он научился жить и так, и так. А мы порой, может, и начинаем уже к Богу обращаться с воплем, колени преклонять, посты накладывать, молиться не только утром и вечером, перед едой и после еды, но до тех пор, пока не пройдет эта скорбь, которая на нас навалиласьНекоторые говорят: «Зачем вам храм? У вас деньги и так есть». Такие люди считают, что храм нужен для того, чтобы туда прийти и помолиться о деньгах и земном благополучии.

По уставу с субботы уже началась сырная седмица. Мы вспоминаем подвиг всех просиявших преподобных, без различия пола. Это были люди, которые в благополучные времена находили себе такие условия жизни, чтобы стеснить свою плоть и послужить Богу душой и телом. Когда плоть добровольно стеснена через умерщвление страстей, душа освобождается, она лучше видит Бога, лучше знает себя, понимает свою нищету, что хорошего в ней ничего нет. Она понимает: что бы с ней ни происходило, это все Божие.

А когда мы к этому не готовы, сознание притупляется, и мы не осознаем, что вообще-то мы нищие. Бог создал человека из праха земного, вдохнул в него душу. А потом что происходит? Это тело вернется в прах. А душа куда вернется? Если она искала Бога, наслаждалась общением с Ним в первую очередь, тогда, конечно, она вспорхнет к Нему. А если она про Него не вспоминала, если стала приземленной? Священное Писание говорит: «Не обременяйте себя житейскими заботами, не объедайтесь». А что такое «житейские заботы»? Бог не хочет, чтобы мы были озабоченными. А мы себе заботы сами создаем. Конечно, есть тот, кто нас к этому подводит, – падший ангел. Есть разная реклама. Неподготовленный, духовно слабый человек, который не очень твердо стоит на ногах духовно, этим увлекается и разменивает свою вечную жизнь на временное утешение.

Святитель Макарий Невский, память которого тоже сегодня, говорит, что утешение придет к тебе, когда ты утвердишься в подвиге. А что такое утешение? Вот мы читаем церковный устав. По уставу церковный праздник. И написано, что на трапезе для братий утешение. А у нас утешение каждый день! Люди говорят: «Какая среда, какая пятница? Это пережитки прошлого. Зачем это сейчас?»

Церковь очень консервативна в своей традиции. Поэтому нельзя отбрасывать то, чему нас научили бабушка или дедушка, или то, что кто-то давно написал. У одного афонского старца описывается, как он поселился в келье монаха, который жил там до него. Там в каждом углу стояла палка. Он подумал, что тут какой-то чудак раньше жил и скончался. Палок наставил в каждом углу… Зачем? Выкинул. А оказалось, что в эту келью заползали змеи. И тот предусмотрительно в каждом углу поставил эти палки, чтобы они под рукой были. Он мог змей палкой пугать и держать на дистанции. А этот старец, не разобравшись («вот чудак!»), палки выбросил. Потом их вернул, когда опыт его научил.

«Можно ли ругать то, чего не знаешь?» – говорил святитель Николай Японский, когда Савабэ пришел к нему и начал дискуссию о том, что христиане приносят японцам чуждую идеологию и угрожают его народу. Савабэ был рассудительный, но ответил: «Нельзя ругать то, чего не знаешь». Надо сначала узнать, чтобы было понятно, за что ругать и стоит ли ругать. Когда Господа ударили по щеке, Он сказал: «Если Я сказал худо, скажи в чем. Если Я сказал правду – за что ты бьешь Меня?» 

Нам нужно рассуждение, это – дар Святого Духа. В нас и есть рассуждение, но какое? Какое пиво купить, какое вино, какую одежду, какую машину… От аскетики нам никак нельзя отказываться. А что в себя включает аскетика? Пост, молитву. В идеале – поглядываем на Типикон. Мы не можем сейчас так жить. Но это не значит, что его нужно зачеркнуть. Мы на него смотрим и видим, что мы его не исполняем, не живем так, как те, кто его написал, не можем им подражать. И через это смиряемся. Перестаешь о себе думать: я пришел в церковь, поставил свечку – молодец! Или подал кому-то деньги. Все время нужно себя проверять по традиции церковной, Евангелию. Как святые отцы говорят про некоторые места из Евангелия? Не нужно думать, что мы уже всё знаем, всё пережили, это нам неинтересно. Прочитать и запомнить недостаточно. Святитель Макарий Невский говорит: «На карте можно очень быстро попасть из одного города в другой. А ты сядь на лошадь и попробуй проехать это расстояние». Так и наша христианская жизнь: одно дело – сказать, запомнить, прочитать что-то, а другое – применить это к себе, сложить в своем сердце и исполнить то, что написано. Просящему у тебя дай. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен». А что это такое? У других находим ответы.

Христос не хочет судить никого. Он милосерден, долготерпелив, но справедлив. И будет судить. Но Он в каждом человеке ищет не то, за что осудить, а за что похвалить. Вот глядишь на человека – на любого – и так рассуждай: «Какой человек!..» Старайся все равно что-то в этом человеке найти. Если не находишь, говори: просто я его не знаю. Но в нем наверняка что-то есть. Тем самым мы будем в этом человеке образ Божий любить. Он же есть в нем. Преподобный Серафим Саровский в каждом человеке видел образ Божий. Если мы хотим быть христианами, нам нужно это применять на практике. Применять то, о чем читаем.

Бывает, читаешь – и душа радуется. Закрыл – и забыл. Опять стал смотреть на кого-то искоса Подумаешь обязательно нехорошо про человека. Чтобы даже в мыслях такого не иметь, надо искать в человеке ту Божественную искру, которая в нем есть. Надо найти ее, чтобы научиться чему-то у этого человека.

Преподобный Ефрем Сирин идет в город: «Господи, пошли мне человека, который мне скажет что-то полезное для моей души от Священного Писания». Входит в город – женщина стоит и смотрит на него пристально. Он думает: «Не услышал меня Господь!» И с досадой ей говорит: «Что ты на меня так смотришь?» Она говорит: «Я смотрю на тебя потому, что я – женщина, взята от мужа, а ты из земли взят и в землю смотри». Господь послал ему то, что он хотел. Но он, видимо, по-другому думал: сейчас старец какой-нибудь к нему выйдет…

Начинается Великий пост с чтения Канона Андрея Критского. И, как правило, еще в рабочее время. Я хорошо помню, как у меня рабочий день был до семи вечера, и мне приходилось отпрашиваться у начальства, чтобы добежать до храма и послушать канон. Я отпросился один раз, но не мог отпрашиваться четыре дня подряд. Это была реальная проблема. Что в этом случае делать?

– Увы, с какой-то работы невозможно отпроситься. А есть проблемы внутри: неудобно, что скажет начальство?.. Препятствие только в том, что подумает начальник. Он раздражаться будет, злиться… Тут можно двояко рассудить. Это или подвиг исповедничества («блаженны вы, когда поносят вас имени Моего ради»). Вас будут всячески хулить, и вы будете это терпеть. Это получится ради Христа – идешь в церковь,  религиозные чувства этого требуют. А с другой стороны – не хочется раздражать начальника, вводить его в искушение. Он немощный, он не готов к таким ситуациям. Может и уволить. А может соблазниться, и я буду виноват, что его раздражаю.

Ну, во-первых, нужно начинать все с молитвы. Идешь к начальнику: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его». Такой секрет мне давно сказали: когда идешь на суд или еще куда-то, читай эту молитву. Но это, конечно, не какая-то волшебная фраза. Псалтирь все время надо читать. Хорошо, если знаешь какие-то псалмы наизусть.

Например, 90-й псалом, 50-й псалом…

 У праведного Федора Ушакова все знали 26-й псалом. Что еще можно? Записать на флешку. Замечательно читает молитвы патриарх Пимен. Он обладал певческим даром, и когда канон читал – он его пел. Там мелодия прослеживается, он нараспев читает.

У Святейшего Патриарха Кирилла тоже так. Он практически поет канон.

 Вот это можно посоветовать: записать себе молитвы.

Но еще многие службы Великого поста начинаются рано. Например, часы, изобразительны начинаются в 7:30. Служба очень долгая. Заканчивается около 10 утра, даже позже. Очень хочется принимать участие во всех службах поста, но это очень сложно из-за ритма современной жизни и работы. Что в этом случае делать?

 Во-первых, молитву преподобного Ефрема Сирина дома читать, обязательно ее добавлять к правилу. Мы в среду и пятницу сырной седмицы уже начали ее читать и поклоны творить. А самое простое – заменить эти службы самоукорением. Самоукорение – это дорога к смирению. Одно дело, когда человек самооправданием занимается: ну, подумаешь – не сходил на службу; и еще тысячу отговорок себе придумает (и больной, и «вообще пускай монахи молятся»). Но у нас в государстве и в мире постоянно происходят перемены. Можно ведь обратиться к Богу с такой просьбой: «Господи, а может быть, государство создаст юридический механизм, чтобы начальство могло отпускать людей на службы Все-таки государство – это люди, каждый человек в отдельности. И люди в большинстве своем православные. С Божьей помощью все можно отрегулировать. А пока – только укорять себя и просить Господа помочь нам или исправить внешние обстоятельства, или наше внутреннее. Можно ведь спастись и без этого. Мария Египетская не ходила в храм.

Вопрос от телезрителя Владимира из Курска: «У меня вопрос по молитве Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Но все перечисленное является следствием того, что мы ведем неправильную жизнь. Почему это нам Господь может давать? Дух праздности – чем-то займись. Уныние – измени вектор мышления. Любоначалие – не командуй. Празднословие – много не говори».

 Это теоретически все легко. А если привык командовать? И привык настолько, что уже не замечаешь этого? Если привык к праздности? Страсть – это привычка, она пришла после грехопадения и прижилась. Страсти живут в человеке как паразиты. И когда мы молимся этими словами, мы, во-первых, себя во внимание приводим. И Бога призываем на помощь. Богу принадлежит все, абсолютно все. Мы – нищие. Он богатый. Мы должны к Нему обращаться с просьбами. Да, Он и так знает все, что нам нужно, и заботится о нас. Но это не значит, что мы должны бездействовать. В Апокалипсисе двадцать четыре старца упали и поклонились Ему. Я уверен, что эти старцы были не последние люди на Небе. И они упали ниц! Нам с вами показали пример, как нужно обращаться к Богу. Да, это теоретически все просто. Мы сегодня тоже об этом говорили. Одно дело – прочитать, запомнить, другое – как это практически сделать. Поупражняться в этом: в каждом человеке видеть Христа. Он там есть, это ты просто слепой. Ищи и найдешь обязательно. Может, Он специально не хочет тебе показаться, потому что ты не заслуживаешь этого. А о себе думаешь высоко: как это я не вижу?

 Закхей сразу вспоминается. Маленький человек.

 Маленький человек залез на дерево, будучи большим начальником. Его все ненавидели и считали предателем. Поэтому теоретически – просто. Попробуй ввести себе это в привычку. У нас же Великий пост начинается не в понедельник. Он уже начался. Подготовка уже идет, мы потихоньку в это втягиваемся, входим. Господь заботливо нас в это вводит. Господь заботится о нас, чего ни коснись: после зимы не сразу лето, а после лета не сразу зима. Сначала – промежуточные периоды. Человек не сразу становится взрослым, ему нужно постепенно возрастать. И ответственность на себя он постепенно возлагает. Хотя бывает по-разному. Были некоторые бедные дети, как мы читаем, до революции: отец умер, и старший сын в семье становится вместо отца. Какие игрушки? Сразу ярмо на себя надевал, ответственность принимал. Но тогда и люди были крепче, тверже вера была. А если тверже вера, то яснее цель перед глазами. Цель – Царствие Божие, общение со Христом. Сейчас мы, с одной стороны, слабее, с другой – и искушения у нас сильнее.

За комфорт мы платим. Хорошо, когда есть трудности, они нас встряхивают. Во время трудностей ждешь, когда они закончатся, чтобы опять спокойно жить, а спокойная жизнь начинается – и нам вредит, потому что мы забываемся и уже не так молимся. Господь, любя нас, опять нам посылает испытания, и мы опять, образно говоря, крепко «хватаемся за руль» и начинаем внутренне вопить.

 Вы сегодня Макария Невского вспоминали, а я вспомнил Макария Великого, эту молитву: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою». И это Макарий Великий, которого называли «сокровищницей благодати и молитвы»! А он говорит: Господи, я ничего хорошего для Тебя не сделал. А что же говорить о нас?

 У нас должно быть хотя бы самоукорение. Самоукорение – это уже хорошо. Воздохнуть: присоединяюсь душой к этим словам... Хотя преподобный Макарий Великий себя испытывал: не спал 20 с лишним дней, пока не понял, что мозг сохнет, что ему нужно поспать. Медицина тоже так считает: именно этот срок – максимальный, что человек может провести без сна.

«Николиже сотворих благое пред Тобою». Когда человек себя хорошо знает, он обязательно это скажет. Мы сделаем что-то хорошее, доброе, и у нас радость, естественная радость. И мы начинаем о себе думать, что мы не такие, как «прочие люди». Я вот это сделал, но забываю, почему я это сделал (постился, молился). После грехопадения это стало необходимо, чтобы вернуться к Богу, чтобы разрушить этот барьер, который грех воздвиг между мной и Богом. Это как если бы больной хвастался своими лекарствами: «Такие лекарства пью, потому что у меня такая болезнь!» Это же сумасшествие. В Евангелии про это говорится: «Ты все сделал, а все равно считай себя рабом неключимым». Ты сделал то, что должен был сделать, не больше, а может быть, даже и меньше. Поэтому нужно все время себя осаживать: «Стой! Куда поехал?» Но «что-то кони мне попались привередливые»…

 Кстати, конь может сделать несколько шагов назад, но не больше. Он не может «включить заднюю передачу».

Но в том-то и дело, что мы – не кони. У животных нет вечности. А у нас есть. И они проводят свою жизнь так, что мы у них учиться должны. Преподобный Исаак Сирин, по-моему, говорит: «Иди, ленивец, к муравью и научись у него». Муравьишка крошечный, жизнь у него совсем коротенькая. А он трудится, Бог в него это вложил, чтобы человеку было стыдно, когда он глядит на муравья. Муравей работает, таскает какие-то палочки больше себя размером.

 А Вы знаете, почему пчелы умирают? У них изнашиваются крылья, и они просто падают. Они еще живы, но летать уже не могут. Поэтому они падают и умирают.

 Надо свой ум изощрять, упражнять в размышлении: как все-таки Господь все устроил! Мы привыкли ко всему, как будто так и надо, грубеем в своем отношении к окружающему миру. И из-за этого у нас нет должной благодарности Богу.  А раз нет благодарности – мы и живем неправильно. Евхаристия – это благодарение. Бог тебе дал все, а тебе некогда в храм прийти. А может, поэтому тебе так и трудно, что ты на службу не ходишь? А ты попробуй наоборот. Я планов настроил, но надо же на службу идти. Шесть дней делай свои дела, а седьмой – Господу твоему. Этого никто не отменит никогда. Ты попробуй свои планы отодвинуть и посмотреть на план Божий, на Его заповеди. Может, тогда тебе вся эта твоя многопопечительность покажется ненужной? Бог же не хочет, чтобы мы мучились многопопечительностью. Мы себя накручиваем, накидываем на себя этот груз сами. А Бог говорит: хотите – пожалуйста! Я этого не хотел, вы сами хотите. Придумали себе всего. Конечно, это – проявление творчества, но искаженное. Нужно это как-то обуздывать. Вселенские Соборы собирались для того, чтобы обуздать богословскую фантазию. Для чего икона? Чтобы обуздать фантазию при обращении человека к Богу. Чтобы человек сам не создавал себе образ. И это во всем. Для чего заповеди Божии? Чтобы обуздать свободу человека. Чтобы она ему не вредила.

 Отче, воскресенье у нас называется Прощеным. Кто кого прощает?

 Во-первых, пользуясь случаем, я у всех хочу попросить прощения. Известно, откуда эта традиция. Монахи расходились в пустыни и просили друг у друга прощения, потому что не знали, увидятся ли они еще. И я не знаю, увидимся ли мы. Поэтому прошу у всех прощения. Даже не из-за того, что не знаю, увидимся или нет... И я благодарю Бога, что у нас есть такой день в году. И на душе становится сразу по-другому. «Прости меня! И я тебя прощаю!» И сразу так хорошо…

 Да… И Господь нас прощает.

Записали Таисия Зыкова и Валерия Макарова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X