В студии протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.
– Тема нашей сегодняшней программы: как обрести Бога, а также почему и когда мы Его теряем. Отец Вадим, многие люди считают, что они уже обрели Бога. Наверное, вопрос, как обрести Бога, в большей степени касается тех людей, которые еще не пришли к пониманию необходимости Его обретения. И вторая часть моего вопроса –возможно ли вообще потерять Бога?
– Сегодня Господь так благословил, что в Петроградском районе, в котором я служу, а это историческая часть города, я поздравлял с 96-летием верующую православную христианку. Она исповедовалась, причастилась Святых Христовых Таин, мы отслужили благодарственный молебен, и я ее попросил рассказать о том, как она обрела Бога. И она рассказала такой случай: когда ей было 18 лет, она жила с родителями в Ростове-на-Дону. И один мальчик, живущий во дворе по соседству, забрал у нее котенка, взял его за задние лапки и стал бить головой о дерево, да так сильно, что этот котенок перестал жить, перестал дышать. Ее это так поразило, так опечалило, что она пришла к его родителям и сказала: «Как же можно так поступать с живым существом?» А потом пошла в храм, стала горячо молиться Богу, и именно в тот момент она почувствовала, что искренне верит в существование Господа.
И ее вера потом подтвердилась удивительным примером, как Божий Промысл проявился в судьбе этого мальчика. Они с ребятами где-то нашли боеприпасы, решили поиграть с ними – и прогремел взрыв, в результате которого этот мальчик остался без правой руки и лишился зрения. И в дальнейшем каждый раз, когда она проходила через свой двор, то видела этого юношу, который день за днем просто сидел, и его взор был обращен куда-то в пустоту. Он ничего не видел, лишился правой руки, стал инвалидом. И эта христианка говорила мне, что она сильно расстраивалась и переживала, но понимала, что Господь дал парню такое вразумление за то, что он так поступил с котенком. Ей оставалось только молиться за него.
В жизни каждого из нас может произойти такое событие, после которого мы уже не сможем не верить. Событие, когда мы почувствовали Бога в себе. И, почувствовав Бога в себе, дальше мы начинаем жить с Богом. Но должно произойти внутри человека полное осознание того, что он верит, когда он сможет сам себе и окружающим искренне сказать: «Я верю!» После этого он приходит в храм и обращается к Богу. В Священном Писании мы читаем слова Господа: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете.
Человек, который приходит в храм с каким-то прошением к Богу и молится, конечно, надеется на то, что Господь его услышит. И здесь начинается именно духовное общение человека с Богом, а раз начавшись, оно дальше может привести человека или к тому, что он останется глубоко верующим на всю жизнь, или же может стать предателем, отступить от Бога. Кто-то Бога предает за 30 сребреников, кто-то еще из-за чего-то, но человек может стать предателем.
Есть такое внутреннее состояние веры, когда человек точно знает, что Бог есть, хотя он Его воочию и не видит. Но мы знаем, что многим нашим святым угодникам Господь являлся, и люди чувствовали Его присутствие.
Совсем недавно мы видели сюжет, в котором один татарин, будучи на СВО, рассказывал, как, находясь в окопе, он увидел перед собой Бога. И после того как этого солдата эвакуировали, он пригласил православного священника и принял крещение, будучи до этого воспитанным в исламе. Человек почувствовал и увидел Бога, и он после этого уже не может от Него отказаться, он же будет тогда предателем. И это является очень важным свидетельством для каждого человека, который ищет Бога, а Господь, видя искреннее намерение человека, открывается ему.
– Вопрос от Нины из Троицка: «Что такое содомский грех?»
– Когда человек приходит в Церковь, он должен приложить все усилия для того, чтобы стать духовно грамотным. И при храмах есть воскресные школы, при епархиях есть катехизаторские курсы, которые можно посещать и на которых мы можем узнать о многих важных для христианина вещах.
Содомский грех – это нарушение прямой заповеди Божией. То есть это такое поведение, которое является мерзостью в глазах Божиих, является недопустимым. И Священное Писание нам рассказывает, что те люди, которые были приверженцами этого греха, – погибли. Господь не дал им возможности дальше жить потому, что они в этот свой грех пытались втянуть и других людей, тех, которые не разделяли их желаний и намерений. Мало того что они совершали данный конкретный грех, так еще и готовы были совершить насилие. А это – уже крайняя степень греховного состояния человека, его нежелание дальше жить по тем заповедям, которые даны Богом. И это привело к гибели всех содомлян.
Для современных людей это является очень важным свидетельством того, что Господь пребывает с теми, что любят Его и своих ближних. Соблюдение заповедей Божиих очень важно для человека. И тот человек, кто эти заповеди нарушает, если он еще и совершает то или иное насилие, в глазах Божиих обретает такую немилость, которая для человека может закончиться очень плачевно. Как мы знаем, кого Господь хочет наказать – того лишает разума. Человек может лишиться разума и совершать такие страшные, безрассудные действия, которые для него закончатся просто трагедией.
Об этом мы, конечно, обязательно должны помнить и просить Господа, чтобы Он никого из нас не оставил, дал нам возможность и дальше жить во всяком благочестии и чистоте. Это важные составляющие духовной жизни, и о них мы постоянно просим в своих молитвах. Я искренне надеюсь, что вы внимательно прочитаете о том, что пишут на эту тему святые угодники Божии, а вопрос этот разобран ими достаточно подробно; прочитайте ту духовную литературу, которая у нас на сегодняшний день есть.
Мы всегда должны помнить о том, что у нас есть возможность прийти в храм Божий и в храме Божием молиться и просить Господа, чтобы Он нас вразумил и просветил, чтобы излил на нас Свою милость, Свою неизреченную любовь. И если мы действительно веруем в то, что Господь с нами, наша жизнь пройдет именно под руководством Божиим. Господь говорит: блаженны невидевшие и уверовавшие. То есть эта крепкая и твердая вера в нас должна основываться на тех знаниях, которые прежде всего даны нам в Священном Писании. И мы должны читать Святое Благовестие. Тот человек, который читает Евангелие, и живет по Евангелию.
Есть творения святых отцов, их мы тоже должны читать. И здесь мы можем вспомнить наших святых угодников Божиих. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на свою первую зарплату купил Собрание сочинений Иоанна Златоуста и постоянно читал его творения. Читал Священное Писание и при этом слышал и голос праведника Христова святителя Иоанна Златоуста, потому что то, что им написано, несомненно, написано под водительством Духа Святого. И не случайно из столетия в столетие христиане читали и изучали все то, что было написано святителем Иоанном Златоустом. Для нас на сегодняшний день его труды тоже являются очень и очень важными.
– Вопрос от Владимира из Курска: «Господь говорил: Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. И еще: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Прежде чем молиться, надо знать, о чем и как молиться, потому что молитва может быть во грех тем, кто не знает, о чем молится. Мы должны изучить Писание, но изучение его может занять практически всю жизнь. А молитва может быть просто многословной, но не иметь при этом определенного смысла. Молитва заключается в том, чтобы мы переняли образ Божий, но мы не знаем Бога по той простой причине, что, фактически будучи христианами, мы не знаем заповедей Его. Ведь Господь говорил: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня».
– Здесь очень важным фактором является посещение православного богослужения, храма. Когда мы приходим в храм на богослужение, мы вместе со всеми молимся. Во время литургии мы все читаем Символ веры, поем его. И это является для нас очень важным. Мы все вместе поем молитву «Отче наш», это тоже очень важно, ведь мы из Священного Писания знаем, что Господь Своим ученикам заповедовал именно так молиться. Молитва «Отче наш» является для нас основополагающей. Мы должны эту молитву знать, и мы ее должны обязательно читать.
Все это у нас есть и в церковном богослужении, и в келейном молитвослове. Мы утром читаем утренние молитвы, а вечером читаем молитвы на сон грядущим. В утренних правилах мы имеем образцы тех молитв, которые написаны святыми угодниками Божиими, движимыми Духом Святым. Это и преподобный Макарий Великий, и другие святые, которые оставили нам свое богатое духовное наследие. И мы этим наследием по сей день пользуемся, потому что оно является для нас образцом молитвы и жизни.
В той или иной профессии есть мастер, и этот мастер обучает своих учеников. Они учатся у него, так как он достиг такого совершенства, что уже имеет возможность помогать людям, которые просят у него помощи, учить их, чтобы и они, в свою очередь, стали мастерами. Господь научил Своих учеников тому, как надо молиться, а Его ученики передали это уже своим ученикам. И, таким образом, по сей день мы имеем эти молитвы, которыми пользуемся.
Очень важно для нас воцерковление, каждый человек должен приходить в храм на богослужения. Но кроме участия в богослужениях, каждый человек может подойти к иконам Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих с той или иной просьбой, обратиться с молитвой, веря в то, что и Господь, и Божия Матерь, и святые угодники его услышат. И это обращение не пройдет даром.
Так и в домашней молитве любой человек имеет возможность помолиться перед иконой и попросить о том, в чем он в данный момент особо нуждается, потому что Господь говорит: просите, и дастся вам.
Мы обязательно должны обращаться к Господу. Если мы не обратились к Господу со своими чаяниями, то как Господь даст нам то, что нам нужно? В таком случае мы будем уже не свободными личностями, со своей волей и выбором, а уподобимся компьютеру, который будет по заданной программе работать.
Господь дает человеку полную свободу; свободу выбора в том числе. Вот когда человек выбирает жизнь с Богом и обращается к Богу, объясняет, какая помощь ему нужна, – Господь приходит и помогает человеку, в том числе и в обретении веры. И в то же время Господь помогает человеку не потерять веру, остаться с Ним, Творцом и Создателем.
Апостол Фома говорил: верую, Господи, помоги моему неверию. Это те слова, которые может сказать любой человек, обращаясь к Господу. И это нужно сделать обязательно, ведь за нас это никто не сделает. Это же наше личное общение с Богом.
Сейчас мы сидим в студии, и у нас есть это личное общение. И это добровольное наше общение, нас же никто не заставляет и не принуждает друг с другом общаться. Вот и к Богу мы должны приходить так же добровольно, прося у Господа, чтобы Он нам помог, потому что у нас есть внутренняя потребность в этом, мы хотим, чтобы наша жизнь была правильной, чтобы мы стали людьми Божьими. А это большой труд. Для этого надо, чтобы ноги нас довели до храма, чтобы рука поднялась перекреститься, чтобы наш язык поворачивался озвучивать молитвы, чтобы мы пропели вместе со всеми Символ веры и другие песнопения.
Мы должны потрудиться, а если мы не потрудились, то о чем тогда говорить? Если мы ничего этого не делаем и надеемся, что с нами будет все очень хорошо, так, как мы сами себе нафантазировали, то это совершенно ни на чем не основано. Мы должны понимать: если мы хотим быть чадами Божьими, если хотим, чтобы Господь нам помогал, был в нас, чтобы Царство Небесное началось для нас здесь, на земле, то мы должны отказаться от своей гордыни, от тех грехов, которые мешают нашему общению с Богом.
А сегодня нередко можно увидеть легкое отношение к грехам: «Ну, подумаешь, зависть! Ничего страшного в ней нет!» А у нас есть заповедь Божия, и мы вспоминаем Авеля и Каина, к каким страшным и пагубным последствиям может привести зависть. Причем к таким последствиям, которые будут непоправимыми. Для нас очень важно ответственно относиться к своей жизни, чтобы эту жизнь, которая нам дана на земле, мы провели в подготовке к жизни вечной.
– Вопрос от Евгения из Белгорода: «Христос в Евангелии сказал апостолам: не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Поэтому никто не может прийти к Богу, если ему не будет дано это свыше».
– Мы с вами сейчас услышали очень известные слова, и эти слова действительно говорят о том, что Господь избрал апостолов на то служение, которое они проходили. Нам на сегодняшний день все уже дано. В современном мире есть и православные храмы, и вероучение. У нас есть вся церковная полнота, которая включает в себя и церковную административную организацию в том числе. Если человек воспитывается в православной семье, то он с детства усваивает основы православного вероучения. Если человек живет в других условиях и окружении, то опять-таки в современном мире множество возможностей познакомиться с христианством. Для этого практически есть все, включая и храм, в который можно прийти, и тексты Священного Писания, и творения святых угодников Божиих. Можно познакомиться с историей Церкви, посетить лекции, пообщаться с высокодуховными людьми, что тоже является очень важным, потому что человеку необходимо здесь, на земле, иметь какое-то духовное общение для того, чтобы обрести Бога.
И по сей день много людей приходят в Церковь для того, чтобы обрести Бога, и Господь им посылает того или иного пастыря. Слава Богу, у нас на сегодняшний день много грамотных пастырей, которые помогают человеку в его духовном становлении. И я призываю всех не отказываться от тех духовных благ, которые нам даны на сегодняшний день. А дано очень и очень много.
Вспомним преподобного Серафима Вырицкого, сколько к нему приходило людей, скольких он благословил… Они получили через него благословение Божие. Сколько служителей Церкви получили такое благословение и духовное руководство! Батюшка Иоанн Кронштадтский очень многим людям помог в жизни, в обретении Бога.
Вспоминаем мы и святителя Луку (Войно-Ясенецкого), который в советский период времени свидетельствовал об истине. И в последнее время мы много говорим о святом угоднике Божием святителе Тихоне, патриархе Московском и всея Руси, который своей жизнью, своей проповедью сохранил Русскую Православную Церковь и приложил все усилия для того, чтобы в этой Церкви были и такие наши святые помощники, как святитель Лука Крымский, преподобный Серафим Вырицкий, преподобномученица Мария Гатчинская и многие-многие другие.
Жизнь в Церкви на сегодняшний день открыта для каждого человека. Любой может прийти к Богу, но здесь должно соблюстись очень важное и необходимое условие: Господь должен увидеть искренность этого человека, то, что человек и дальше готов жить в любви. Если он готов провести свою жизнь в настоящей, подлинной, а не в какой-то формальной любви, то Господь дает такому человеку все необходимое для спасения. Мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского, который говорил: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».
– Вопрос от Ирины из Ярославля: «Насколько близко к нам Иисус Христос и святые? Предыстория такова: один боец, участник СВО, был неверующим. И когда он находился в состоянии клинической смерти, то ему явился Лука Крымский. После этого солдат крестился. То есть мы вроде молитвы возносим к небесам, а получается, что Господь и святые – рядом с нами!»
– Действительно, если мы хотим, чтобы наша жизнь была с Богом, то Господь постоянно рядом с нами, Он видит все наши дела, Он знает каждое наше сердечное движение. Все внутри нас должно происходить именно под водительством Божиим, благодаря Духу Святому. Вспоминая святых угодников Божиих, мы говорим о том, что ими руководил Святой Дух. Начиная со святых апостолов. Ведь если они, идя на проповедь, чувствовали, что Духа Божьего с ними нет, то разворачивались и шли в другое место. И там ощущали, что Дух Божий – с ними. То есть это дыхание Божие мы должны постоянно в себе ощущать и понимать: то, что мы совершаем, – это угодно Господу; и Господь с нами присутствует.
А если мы совершаем тот или иной грех (мы говорили про зависть), то разве может Господь в этот момент быть с нами? Если мы находимся в состоянии такой зависти, которая может привести к трагедии, как это произошло с Авелем и Каином? Нет, конечно. Господь видит, что мы совершаем, но не Он руководит в данный момент нашими действиями, а именно мы сами выбираем такое греховное поведение. А когда мы отказываемся от самих себя и предаем себя в руки Божии, чтобы Господь действовал через нас, – тогда мы действительно чада Божии. И на сегодняшний день мы знаем многих пастырей Церкви, которые живут исключительно духовной жизнью. И эта духовная жизнь длится до их последнего вздоха.
У нас в Санкт-Петербурге некоторое время назад служил протоиерей Богдан Сойко. Вся его жизнь была именно жизнью во славу Божию. И Господь дал ему отслужить праздничное богослужение, после этого богослужения прийти вместе со всеми в трапезную, послушать детские выступления – и мирно отойти к Нему, Творцу и Создателю, в вечную жизнь. И таких примеров очень много, когда человек в какой-то момент плавно переходит в жизнь вечную. Я видел и знал людей, которые жили такой духовной жизнью и тихо перешли в мир иной.
Нам на сегодняшний день надо стремиться к тому, чтобы мы постоянно ощущали дыхание Божие. Вот мы сейчас сидим в этой студии, и, конечно же, Господь видит нас, знает о том, что мы хотим сказать. Он видит наше внутреннее состояние, знает обо всем, о чем знаем мы, а ведь мы можем сообщить только то, о чем мы знаем сами. И именно разговор о духовной жизни позволяет нам в данный момент ощущать, что рядом с нами Господь, здесь и сейчас. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. И эти духовные беседы нам необходимы для того, чтобы мы утверждались в своей вере, чтобы наше общение помогало нам удостовериться в том, что мы можем грамотно и правильно говорить о Боге.
Когда мы в храме поем вместе «Отче наш», Символ веры, тем самым мы постоянно свидетельствуем пред Богом о том, что стараемся жить так, как Он научил нас, как учит Церковь, свидетельствуем именно своей любовью. Это же наша любовь к Богу, при этом любовь к ближнему своему, потому что мы все вместе разделяем то вероучение, которое у нас есть.
И мы должны всегда помнить, что Господь – это путь и истина. Мы должны двигаться в том направлении, которое нам задано, а именно – в Царство Небесное. Причем пройти именно тем путем, которым прошли святые угодники Божии: веря в Бога и живя по заповедям Его.
Когда мы садимся в трамвай, мы ведь точно знаем, что этот трамвай пройдет по тому пути, по которому проложены рельсы. По ним он и пойдет до своей конечной остановки. И нам необходимо всегда помнить о том, что Господь есть путь и истина. И так, как прошли этот путь наши предки, святые угодники Божии, так предстоит пройти и нам, именно по этому проложенному пути. И с этого пути нам никуда сворачивать не надо. Более того, могут быть те или иные остановки на этом пути, но нам не надо выходить из трамвая, а надо продолжать движение дальше. Может кто-то будет заходить в этот трамвай во время движения, спрашивать нас: «А можно мы вместе с вами продолжим свой путь?» – «Конечно, можно. Слава Тебе, Господи!» Но проедут ли эти люди с нами до конца пути, неизвестно. А мы должны свое движение продолжить и не выйти заодно с другими на очередной остановке. Мы должны продолжать путь, по которому пошли, тот путь, который ведет нас в Царство Небесное, которое Господь уготовил только любящим Его.
И эти любящие Бога люди, которые вокруг нас, должны видеть и наш свет, который мы являем благодаря Христу. А наш свет – это правильные слова и мысли, те правильные дела, которые мы изо дня в день должны в обязательном порядке творить. Это важно для каждого из нас.
Некоторые говорят, что, может быть, не надо каждый день читать утренние молитвы, можно и без них обойтись. Не каждое же утро мы едим кашу... Да, конечно, вы можете не каждый день есть кашу, но обращение к Богу является внутренней потребностью. Собственно говоря, если с вами в доме живет человек, которого вы любите, то вы, проснувшись, не можете не обратиться к нему с радостными, добрыми словами.
– Я прошу у Вас благословения для наших телезрителей.
– Божие на вас благословение, возлюбленные братья и сестры! Живите со Христом, живите во славу Божию. Живите так, чтобы перед последним вздохом на этой земле вы ощущали в себе дыхание Божие. Желаю вам, чтобы вы были наследниками Царства Небесного!
Напоминаю, что нам предстоит Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, дальше – Страстная седмица, Великий Четверг, Великая Пятница, Великая Суббота. И Светлое Христово Воскресение, праздник праздников! Проведите это время обязательно в храме, проведите его с Богом, во славу Божию!
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!