В студии протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.
– Тема сегодняшней передачи: как научиться жить по заповедям Божиим. Отец Вадим, когда я слушаю Ваши проповеди в храме, меня всегда подкупает Ваше прямое обращение к прихожанам. Вы находите для них самые простые, самые важные, нужные слова. Но тема, которая сегодня предложена для обсуждения, – сложная для всех, потому что научиться жить по заповедям, наверное, самый главный труд вообще всей нашей жизни. А если мы научимся жить по заповедям, то и жизнь наша будет в благоденствии. Но учиться этому очень сложно. Как нам научиться жить по заповедям Божиим?
– Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Поиск Царствия Небесного сопряжен с тем, что человек в течение всей своей жизни алчет и жаждет. А чего он алчет и жаждет? Любви, потому что Бог есть любовь! Если человек прикладывает постоянные усилия к тому, чтобы в нем была любовь, любовь к Богу и ближним своим, то здесь и происходит это таинственное соработничество человека с Богом. И человек действительно живет по заповедям Божиим. То есть в своей жизни он поступает так, как необходимо поступать по заповедям. Потому что у него уже есть привычка. Привычка, говорят, – вторая натура.
Те, кто приходит на богослужения, постоянно слышат в храме красивые песнопения и эти прекрасные слова пророка и царя Давида: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. И это должно как-то на нас воздействовать. Мы же действительно не должны идти в то место, где, как мы точно знаем, будет происходить что-то противное заповедям Божиим.
И, кроме всего прочего, каждый слышал о том, что есть заповеди Божии. Но когда начинается конкретный разговор о заповедях, то оказывается, что люди с трудом могут вспомнить одну, две, три заповеди. Как правило, те, которые связаны с почитанием родителей, а еще – не укради, не убий. Это более-менее понятно, но, может, еще что-то всплывет в памяти? Ведь необходимо это не только для того, чтобы иметь представление о существовании заповедей Божиих. Но важно действительно внутри себя понимать суть каждой из этих заповедей. И это является необходимым для каждого человека, потому что трудно себе представить, как в своей повседневной жизни реализовывать ту или иную заповедь, если мы над собой не работаем, не прикладываем к этому никаких усилий, не пытаемся понять, что мы делаем и как это совершаем.
Я помню себя еще школьником, когда каждое утро после молитвенного правила читал, и, кстати, читаю по сей день десять заповедей Божиих, потом заповеди блаженств. Я настраиваюсь на то, что мне нужно прожить день именно по заповедям Божиим. И каждый раз спокойно, неторопливо проговариваю про себя то, что является пищей для моей души, что мне действительно необходимо.
– Вопрос от Дмитрия из Гатчины: «Если мы прислушаемся к себе, то поймем, что ни одну заповедь в чистоте и полноте мы не исполняем. Мы спасаемся милостью Божией. И когда мы понимаем, что не можем исполнить в полноте эти заповеди, мы понимаем, насколько Господь нас любит.
Еще завтра праздник, День Победы, и я хотел сказать о том, что каждое утро молюсь обо всех павших в Великой Отечественной войне и обо всех, кто не пережил блокаду».
– Спаси Вас Господи! Действительно, очень важно соблюдать все заповеди Божии, но при этом понимать и то, что каждый из нас является грешником. Без греха только Господь наш Иисус Христос. Но это не должно ни в коем случае мешать нам настраиваться именно на духовную жизнь. Мы знаем о том, что все праведники исповедовались, все праведники каялись. Я сейчас вспомнил отца Иоанна Кронштадтского, который каждый раз, когда согрешал, тут же начинал внутри себя каяться, просить у Бога прощения. Причем это внутреннее сокрушение было таким сильным, что он действительно чувствовал: Господь его простил! Но при этом он приходил еще и на исповедь в храм и на исповеди уже просил прощения. Он, священнослужитель, который молился за других людей, сам тоже приходил на исповедь и просил прощения у Господа. И для него это являлось действительно важным, потому что невольно он порой совершал то, чего не должен был совершать. Но поскольку у него был настрой жить по заповедям Божиим, то он в своей жизни этот настрой реализовывал.
Очень полезно для многих наших современников в тетрадочку каждый день записывать то, что сделано по заповедям, а что не по заповедям. И ставить плюсы и минусы. И тогда в конце каждого дня будет понятно, сколько у вас плюсов и минусов и что нужно сделать для того, чтобы та или иная ситуация, в которой вы нарушили заповеди Божии, у вас не повторялась. Если вы будете постоянно работать над собой, то, безусловно, увидите, как в дальнейшем плюсиков будет больше, то есть вы будете больше жить по заповедям Божиим, потому что у вас идет внутренняя работа. Вы начинаете прикладывать усилия, а потом просто привыкаете к тому, что живете по заповедям Божиим, и это становится для вас совершенно естественным. Вы не совершаете над собой насилия, просто даже не задумываетесь об этом. Это как воздух: если воздух хороший, его достаточно, хватает – вы о нем не думаете. Как только вы стали подниматься высоко в горы, вам стало не хватать воздуха, вы сразу чувствуете нехватку кислорода. И если человек живет по заповедям Божиим, он знает, ощущает, что с ним все в порядке.
И ведь есть у нас голос Божий – совесть. И совесть обмануть невозможно, она все равно нас обличит, если мы совершим неправедное дело. Думаю, что и на Страшном Суде воспомянется то, как голос Божий внушал человеку, что некоторые его поступки – неправильные, что надо жить по заповедям Божиим.
Дело в том, что некоторые люди сами для себя придумывают какие-то правила, ограничения. Но те правила, которые ты сам для себя установил, не имеют никакого отношения к заповедям Божиим, по которым необходимо жить. Если у тебя особые условия жизни дома или особые требования на работе, то это все должно согласовываться исключительно с заповедями Божиими. И порой те правила, которые человек сам для себя установил, приводят к тому, что у него не остается свободы действий и он не может в любой ситуации следовать за Духом Святым, Который нас направляет.
Мы вспоминаем Книгу Деяний святых апостолов, где описано, как апостолы пошли в одно место и почувствовали, что Духа Святого с ними нет. Тогда они развернулись и пошли в другую сторону.
Человек, который сам для себя установил какие-то правила и решил, что должен идти тут до конца, может просто лоб разбить. Это может привести к тому, что человек, который всегда говорил, что он верующий, что будет жить по заповедям Божиим, потом начинает Бога хулить. И такие ситуации нередки. То есть происходит нечто страшное: человек, который должен был бы искать Царствия Небесного, пребывать в любви с Богом и ближним своим, наоборот, отходит от Бога, становится практически Его предателем.
Кроме всего прочего, когда мы слышим, что нужно искать прежде всего Царствия Небесного, мы должны помнить и о том, что нужно совершать благо ближнему своему. Не говорить: моя хата с краю, ничего не знаю. А думать, что можешь сейчас сделать для своего ближнего.
Что нам говорит об этом Господь? «Если вы посетили кого-то в темнице, вы Меня посетили». Господь постоянно говорит о том, что нужно искать возможность для проявления настоящей, подлинной любви. А зачастую мы наблюдаем такую позицию, когда человек, отгородившись от всего мира, хочет жить в своем гедоническом удовольствии, чтобы его никто не трогал. На сегодняшний день, к сожалению, подобного рода вещи нередки.
– Вопрос от Натальи из Санкт-Петербурга: «Простите, если вопрос мой покажется провокационным. Сейчас время неспокойное, идет война. А вот Вы лично пошли бы служить в горячей точке? И как бы это тогда сочеталось с заповедями: не убий, не причини зла? Ведь на войне это неизбежно. Как-то издалека, отстраненно об этом говорить, конечно, можно, ведь мы-то живем тут, в тихом, мирном оазисе, как будто ничего вокруг и не происходит. А все-таки, положа руку на сердце, как бы Вы поступили?»
– Если Родина-мать позовет, то я готов пойти трудиться на благо нашей Родины туда, куда Господь меня определит, по благословению нашего священноначалия. Это совершенно точно, и это не подлежит никакому сомнению. И как священнослужитель, я всегда служил и продолжаю служить безропотно там, где мне определено. И те наши священнослужители, которые на сегодняшний день находятся в зоне СВО, находятся там потому, что у них есть такой зов сердца и они получили соответствующее благословение. Но оружие в руки они не берут, ведь кроме непосредственного участия в бою есть много других возможностей потрудиться на передовой, и они действительно трудятся. Они исповедуют, причащают, крестят, они, если надо, раны перевязывают; если надо, пытаются кого-то с поля боя вынести.
Так было всегда на Руси. Я сейчас вспомнил пример одного батюшки, который во время русско-японской войны, когда части оказались в окружении и был убит командир, сам взял в руки знамя и поднял бойцов в атаку. И они пошли в атаку. И он, священник, шел без оружия, при этом еще надел епитрахиль, чтобы все точно видели, что он – священнослужитель. Он был ранен, истекал кровью, терял сознание. И когда его вывозили с поля сражения, то по дороге он, увидев, что хоронят, погребают воина без молитвы, без отпевания, – попросил остановиться. Сам изнемогая, он встал, помолился и совершил отпевание, практически теряя сознание. Этот священник стал георгиевским кавалером, он награжден большим количеством государственных наград. Вот пример того, как служили наши священники.
Я уж не говорю про наших монахов, Пересвета и Ослябю, которые шли защищать свою Родину, совершенно точно зная, что обратно не вернутся.
Сколько было таких праведников у нас, которые трудились и трудятся по сей день, каждый на своем месте... Мы вспоминаем, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий) даже попросил, чтобы ему дали возможность во время Великой Отечественной войны оперировать раненых, помогать защитникам нашего Отечества, и ему, конечно, это разрешили. Кстати, он – участник трех войн, в том числе русско-японской войны. Так что, говоря о нашей Русской Православной Церкви, мы говорим и о том, что наши священнослужители принимали самое активное и деятельное участие в военных операциях. И в нашем городе, в блокадном Ленинграде, тоже священнослужители оказывали большую помощь жителям, за что были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Кроме того, что они служили и молились, каждый из них еще и выполнял общественные поручения в том объеме, который им был определен. Кто-то был даже и в партизанских отрядах. И все это – ярчайшее свидетельство того, как представители духовенства Русской Православной Церкви принимали и принимают самое активное участие в жизни государства.
На сегодняшний день мы прекрасно понимаем, что в этих сложных обстоятельствах мы должны делать все возможное для победы. И мы делаем все возможное на своих местах, ведь не надо забывать, что от тыла зависит очень многое. Тыл должен быть надежным, он должен поддерживать всем необходимым тех, кто защищает в настоящее время Отечество. В тылу и те, кто ранен, кто нуждается в помощи, защитники нашего Отечества, должны получать ту любовь, которую мы им можем дать.
Я лично постоянно прихожу к нашим раненым бойцам, защитникам Отечества, прихожу по доброй воле, мне никто за это деньги не платит, меня никто не заставляет, это моя внутренняя потребность. Я не могу к этому быть равнодушным. Я прихожу к ним, беседую. Спрашиваю: «Молиться будешь?» – «Буду». – «Вот тебе книга, по которой ты можешь молиться, вот Священное Писание, чтобы ты его читал, вот икона».
– Нам прислали видео про человека, который стал православным после того, как с ним поговорил священник. Помните эту историю?
– Да, это тоже удивительная история, когда батюшка, общаясь с человеком, доносит до него такие истины христианской любви, что человек начинает этим проникаться и уже по-другому жить не может. В какой-то момент происходит встреча этого человека с Богом, после которой человек уже не может жить так, как жил раньше. Это просто невозможно, потому что если ты слышал о Боге и узрел Господа, то после этого не быть христианином, не быть благодарным Богу просто невозможно. Особенно тогда, когда Господь тебя спасает на войне и дает тебе возможность дальше жить на земле.
Бывают разные ситуации. Мы помним разбойника на кресте, который попросил, чтобы Господь его помянул во Царствии Своем. Да, он был разбойником, но в тот момент, будучи на кресте, он осознал, что перед ним – живой Бог, и он к Нему обращается. Он с креста видит все происходящее вокруг, и в нем происходит внутреннее преображение. Да, у него нет уже возможности это преображение в жизни реализовать, но он первым попадает в рай. Кстати, преобразился потом и сотник, который стал христианином и свидетельствовал о Христе. У него тоже произошло изменение сознания. И это очень важно, когда человек, который не был православным христианином, верующим в истинного Бога, в определенный момент становится сознательно верующим. То есть его вера – это точное знание. И он, зная о Христе, уже не может жить по-другому. Он живет именно с этой верой.
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Каковы последствия греховной жизни, если люди не стараются жить по заповедям?»
– Прежде всего скажу, что завтра у нас в церковном доме после Божественной литургии и панихиды пройдет показ фильма о трех братьях Лизюковых, удивительных людях, героях, которым установлен памятник. Можно будет принести цветы и вспомнить о тех, кто героически защищал наше Отечество. Не так давно был показан по телеканалу «Звезда» о них фильм, и завтра мы этот фильм посмотрим, обсудим его с нашими прихожанами, всеми, кто придет. Будут у нас и чаепитие, и праздничные мероприятия.
Что нам нужно понимать, когда мы осознаем, что не живем по заповедям Божиим? Нужно понимать, что дальше будет богооставленность. Если мы не хотим быть с Богом, то разве Бог будет проявлять какое-то насилие по отношению к нам? Нет! Он говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. А как Он войдет к тем, кто Ему не отворит дверь? Это же очень простая житейская ситуация: или дверь открывают, или не открывают. Говорят: «У меня в квартире грязно, поэтому я не могу вас пригласить». Может, надо навести порядок тогда? Навести порядок в своей собственной душе? Надо разобраться с тем, что вообще у вас происходит. Да, иногда бывает так, что у человека в квартире более грязно, чем на уличной помойке, и иногда сам человек такой, что без печали не взглянешь. И даже такой человек имеет возможность на земле, покаявшись и попросив у Бога помощи, в дальнейшем вести правильный, христианский образ жизни.
Да, бывают у человека слабости, бывает так, что человеку трудно справиться с той или иной жизненной ситуацией. Бывают очень сложные отношения с родителями, и таких примеров немало, даже в нашей классической литературе очень много внимания уделялось проблеме отцов и детей. Это такая тема, на которую мы с вами можем говорить, наверное, бесконечно, потому что примеров – несть числа. Но это же не значит, что человек при всех своих трудностях не должен быть настроен на исполнение заповедей Божиих. Да, у него в данный момент есть тот или иной грех, и он пытается справиться с этим грехом, ему сложно, ему тяжело, он обращается к Богу, пытается работать над собой. И он верит в то, что Господь ему поможет. И это – очень важно. Но это в том случае, если человек сам пытается по-христиански сделать все возможное. Однако бывает и такая стена, которую не прошибить ничем.
– В притче про богатого молодого человека, который спросил у Господа, как ему спастись, Господь ему ответил: Соблюди заповеди… Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. То есть пожалел человек свое имущество, хотя вроде бы есть желание жить по заповедям. И Сам Господь говорит ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. И мы отказываемся, потому что кажется, что это тяжело, ужасно, а мы хотим жить легко и просто. Вопрос: жизнь по заповедям накладывает на нас какие-то тяжелые бремена? Или жизнь по заповедям, наоборот, ведет нас ко благу, счастью и любви?
– Да, ко благу, счастью и любви, потому что если есть привычка поступать по заповедям Божиим, то человек именно так и поступает. Если он пребывает в любви к Богу, которая выражается в любви к ближним своим, – он счастлив. И если каждый день человек пытается не идти туда, где зло, где происходит что-то несовместимое с заповедями Божиими, то, конечно, такой человек пребывает с Богом. И мы совершенно точно знаем, что человек, живущий по заповедям Божиим, имеет в себе Божие благословение и живет так, что его жизнь – это свет миру.
Как правило, люди говорят только о том, что плохо. Когда где-то что-то разрушилось, сломалось, где-то произошла трагедия, катастрофа. А когда все происходит по заповедям Божиим, то есть хорошо, – у нас об этом практически не говорят, потому что здесь нет ничего особенного, это все совершенно естественно. Но нам на сегодняшний день приходится специально показывать, что есть духовная жизнь, есть дела милосердия и сострадания, настоящие, добрые дела. И если зайти на сайты нашей Патриархии, наших митрополий и епархий, то можно увидеть, что духовенство действительно пытается очень многое делать, реально и на постоянной основе, в различных направлениях. И это тоже является важным свидетельством того, что и в наше время мы можем совершать добрые дела и тем самым показывать пример другим, что и они могут точно так же поступать. И если кто-то об этом даже не задумывался, то пора задуматься.
Увидели, что совершено то или иное доброе дело, так возьмите это за пример, приложите и свои усилия. Я в эти дни принимал участие в поздравлении жителей нашего города с наступающим Днем Победы, со многими общался. И для меня каждый раз было очень радостно, когда люди рассказывали о своей вере в Бога, о том, как они были крещены, как их жизнь проходила. А им всем уже по 80 с лишним лет.
Я даже сегодня посещал одну нашу прихожанку, ей 88 лет, она ни в больницах не лежит, ни по поликлиникам не ходит, у нее язык не заплетается, она спокойно может прийти в храм, отстоять службу, помолиться.
Есть другая прихожанка, которой 95 лет, и она на трамвае приезжает в храм. Никогда не жалуется, всегда улыбка на лице, ни о каких проблемах никогда не говорит, только: «Батюшка, все слава Богу!» Я спрашиваю: может, нужно чем-то помочь, что-то сделать? «Нет, ничего не надо, все хорошо у меня!» И приезжает на богослужения, на всенощные бдения, на воскресные литургии. Это показатель того, что для человека такая жизнь уже стала потребностью, человек этим действительно живет, изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие. И вот эти люди на сегодняшний день мне как священнослужителю дают еще и дополнительные силы. Потому что каждый раз, видя их, слыша те или иные рассказы, я сам получаю настоящую духовную подпитку. То есть общение с этими людьми и меня обогащает.
Я думаю, что любой человек, который общался в своей жизни с тем или иным праведником, потом вспоминает об этом. По крайней мере, я очень много слышал воспоминаний о том, как люди, священнослужители, монашествующие и простые миряне, общались с преподобным Серафимом Вырицким. Слышал рассказы тех, кто помнит святителя Луку Крымского. И встреча с ним была и остается для них событием, преобразившим их жизнь, то есть жизнь их стала более духовной, появились такие ориентиры, которые их направляют.
Или вспоминаю архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Когда я приезжал в монастырь, имел удивительную возможность наблюдать за тем, как отец Иоанн из своей кельи, или из трапезной, или из храма выходит (или в храм заходит), как разные люди к нему подходят и как он с ними общается. И настолько это благодатное общение, что люди по сей день о нем вспоминают! Эта встреча стала для них очень важной.
Или отец Николай Гурьянов с острова Залит, с которым я лично общался, приезжал к нему много раз и тоже наблюдал, как он общается с людьми. Все люди, которые приезжали к нему, испытывали, наверное, внутреннее состояние радости.
Я каждый раз вспоминаю преподобного Серафима Саровского, который каждого человека встречал словами: «Радость моя!» И думаю, что один вид преподобного Серафима, его слова очень благотворно влияли на тех людей, которые к нему приезжали.
Вот и мы должны тоже человека встречать с такой внутренней любовью. У нас самих должна быть такая благодатная сила любви, которая бы все вокруг преображала. Но, к сожалению, мы на сегодняшний день видим в нашей повседневной жизни очень много недоброжелательности, раздражительности, проявления скупости, жадности, когда человек, что называется, над златом чахнет. Это ужасно. Ведь те деньги, которые, может быть, за оставшуюся жизнь уже не истратишь, ты можешь употребить во благо, можешь много сделать добрых дел. Но не делаешь ничего. Почему не делаешь? А потому, что таково твое внутреннее состояние.
– Потому, что нельзя служить одновременно и мамоне, и Богу.
– И когда мы говорим о том, что необходимо соблюдать заповеди Божии, мы должны всегда помнить, что, прося у Бога, чтобы Он нам помогал, мы должны и сами прикладывать к чему-то усилия. Не течет под лежачий камень вода. Если мы, возлюбленные братья и сестры, сами не будем что-то делать, что сможет сделать для нас Господь? Если мы закрылись за дверями со своим златом и никого к себе впускать не хотим – это наш выбор.
И, наоборот, если мы вспоминаем наших святых угодников Божиих, то можем в своей повседневной жизни руководствоваться тем, как они поступали в той или иной ситуации. Ведь многие ситуации действительно повторяются, и мы тоже можем поступать именно так, как действовали они. И тогда мы будем чувствовать, что мы – Божии люди, что мы действительно и сами духовно преображаемся, и вокруг нас жизнь тоже преображается.
– Давайте вспомним протоиерея Иоанна Миронова, который жил по заповедям Божиим, несмотря ни на какие обстоятельства, даже насильственную смерть, которой подвергли его семью за служение Богу. А мы можем сейчас, в нашем обществе, жить по заповедям и не говорить, что у нас нет примеров для подвига?
– Да, безусловно, можем. И я даже помню, что и в советский период те, кто хотел жить по заповедям Божиим, так и жили. Например, не могли что-то вынести для себя с работы, потому что для них это было невозможно, недопустимо. И сейчас так же. Разве можно взять то, что, например, приобретено для храма? Ведь это же для храма приобретено, это же не значит, что можно взять это себе по принципу: все колхозное – все мое. Нет, должно быть внутреннее понимание: если мы живем по заповедям Божиим, то действительно живем по заповедям и не нарушаем их в угоду себе.
– Благословите наших телезрителей!
– Божие благословение на вас, возлюбленные братья и сестры! Я напоминаю вам, что канал «Союз» существует благодаря вашим пожертвованиям. Не забывайте жертвовать на телеканал. И не забывайте молиться за тех, кто трудится, чтобы все эти передачи выходили в эфир!
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
У книжной полки. Верую! Наглядное объяснение Символа веры
У книжной полки. Не умру, но жив буду... Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)
Этот день в истории. 24 мая
День ангела. 24 мая
Церковный календарь 24 мая. Священномученик Мокий Амфипольский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!