Беседы с батюшкой. Как научиться смирению и принять волю Божию. Игумен Филарет (Пряшников). 27 февраля 2025

27 февраля 2025 г.

В студии игумен Филарет (Пряшников), кандидат теологии, настоятель Никольского мужского монастыря в Старой Ладоге.

− Мы будем говорить с вами о том, как научиться смирению и принять волю Божию. Вспоминаются две очень известные армейские команды: «смирно» и «вольно». Команду «вольно» все любили. Я так понимаю, что команда «смирно» не имеет никакого отношения к смирению?

− Я тоже склонен так думать.

− Что же такое смирение? Почему мы говорим о том, что смиренный человек – это не слабый, не раболепный, а сильный человек? Как научиться смирению и почему оно присуще сильным людям?

− Нашу беседу я бы сегодня начал со слов Господа Иисуса Христа, со строк Евангелия: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. И дальше Господь говорит: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. В чем высота жизни христианина? В том, что наш Господь − смиренный. И Господь наш Иисус Христос Своей жизнью, проповедью, Своими страданиями показывает нам пример для подражания.

Если мы разберем это слово, то увидим, что в нем есть слово «мир». И действительно, внутренний мир, внутренняя уверенность помогают человеку преодолевать разные испытания, которые встречаются на его пути. Давайте вспомним Господа, сколько надо было Ему иметь смирения, чтобы взойти на Крест, пострадать ради спасения человеческого рода. Он – Господь, но Он идет этим путем смирения.

И когда батюшка совершает проскомидию, он вынимает Агнца и читает определенные молитвы. «Во смирении Его суд Его взятся». То есть слово «смирение» означает высоту, внутреннюю твердость в том деле, которое делал Господь, делают монахи или люди в миру, когда проходят путем смирения, испытаний. Поэтому смирение – это не забитость. Смирение – это совершенно иное. Александр Невский тоже был смиренным, и Дмитрий Донской, и Илья Муромец были смиренными, но они были воинами. Поэтому здесь очень важно понимать, что смирение – это внутренний мир, который дает Господь. Осознание того, что все, что со мной происходит, является Промыслом Божиим. Вот это самое важное.

− Вопрос от Александра из Петербурга: «У меня вопрос по Евангелию от Иоанна, 6-я глава, 56-й и 63-й стихи. В первом говорится: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Второй фрагмент: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Как правильно понять такое расхождение смыслов, какой Плоти мы причащаемся? Вы процитировали: иго Мое благо. Значит, иго – это не ноша, а руководство?»

− Наверное, иго – это руководство, пастырство, потому что Господь является Пастырем. И те люди, которые причащаются этому руководству, этому пастырству, обретают определенное счастье в этой жизни, определенный смысл бытия.

А что касается толкования Евангелия, то здесь, конечно, все очень просто. Причастие является наилучшим способом приобщения к Богу. Физически причащаясь Телу и Крови Христа, мы с Ним соединяемся, Господь входит в дом нашей души. Даже в молитвах, которые читаются перед причастием, говорится: «Вниде в дом души моей». Значит − в тело. «Пьющий Кровь Мою и вкушающий от Тела Моего не увидит смерти вовек». Это и есть соединение с Богом.

Не во всякой религии есть такая мысль, что человек должен соединиться с Богом, чтобы увидеть вечность, увидеть счастье своего бытия. Во многих религиях, даже мировых, все-таки человек несколько отодвинут от своего Создателя, есть некая иерархия.

А что касается того, что буква мертвит, а дух живит, − здесь мы с вами вырвали эти строки из Евангелия и начинаем рассуждать, почему Господь это говорит. Я всегда прошу при чтении Священного Писания строки, стихи понимать в контексте того, кому Господь это говорит и о чем говорит. Господь всегда спорил с теми, кто Ему задавал вопросы, с законниками, книжниками, которые говорили: «Вот написано так, а Ты учишь по-другому». Господь говорит, что дух животворит, дух дает жизнь вечную, а не буква, которая написана. И когда мы следуем букве закона, то иногда выполняем не волю Божию, которая заключается совершенно в ином, в том числе − в смирении, служении ближним, адекватном понимании того, что происходит с нами в этом мире.

− Примеров смирения мы, наверное, в своей жизни видим не так много. Но наверняка Вы в своей жизни встречали примеры человеческого смирения, которое, может быть, и Вам помогало в монашеском подвиге?

− Расскажу один случай из святоотеческого предания, он мне очень понравился. Жил в пустыне святой старец; по-моему, его звали Макарий. К старцам всегда приходит множество людей, чтобы получить какие-то наставления. И вот пришла к нему беременная женщина и сказала: «Ты − отец моего ребенка, и я буду всем об этом говорить!» А старец был, конечно, ни при чем, то есть, получается, его оклеветали. И в чем проявилось его смирение? Как написано в этом святоотеческом рассказе, старец сам себе сказал: «Ну что, Макарий, доигрался? Раньше ты работал только на себя, а сейчас будешь работать на эту женщину и кормить этого ребенка, заботиться о нем. Такова воля Божия о тебе!»

Но ведь он был ни в чем не виноват, его оклеветали. Вот каким было его смирение, что он не пытался ничего доказать, а лишь сказал: «Ну что, грешный Макарий, доигрался? Все, теперь будешь содержать их». Внутренне он не расклеился, не расстроился, хотя ни в чем не был виноват. Но эта интересная история заканчивается тем, что когда этой клеветнице пришло время рожать, она долго не могла разрешиться от бремени, пока при всех людях не исповедовалась в своих грехах и не сказала, что старец Макарий ни в чем не виноват.

Мы спрашиваем: что такое смирение? Это не внутреннее расстройство, когда мы опускаем руки. Когда в нашей жизни происходят различные события, смирение дает нам возможность поговорить со своей душой, понять ту ситуацию, которая с нами произошла, для чего она нам необходима. Почему Господь дал нам это пережить?

Я вам уже говорил про внутренний мир. Но есть ситуации, когда внутри человека идет война, бунтарство. «Как это так? Мне Бог дал это испытание, а ведь я же, в принципе, совсем другой, я ни в чем не виноват!»  А смирение – это осознание: если Господь мне это дал, то я должен понимать, для чего это мне дано. Это − духовное рассуждение. Поэтому смирение – это не забитость, не покорность греху или злу. Нет, смирение – это осознание своего места в мире и принятие благой воли Бога о тебе.

− Вопрос из Гомеля от Елизаветы: «Верно ли, что любое послушание, выполненное со смирением, Господь оборачивает во благо послушника?»

− Когда мы открываем то же святоотеческое предание, мы видим, как ученик всегда свою волю ставит на последнее место, потому что для него самое важное – исполнить волю своего старца или руководителя. Но без смирения это тоже невозможно. Помните притчу про корешки? Старец сказал своему ученику, что капусту он должен садить корешками вверх. Обычный человек скажет: «Что-то тут не то!» Какое надо иметь смирение, чтобы сказать: «Отче, как благословите!»

Таких случаев очень много. Шли дорогой старец и его ученик, увидели засохший черенок. Старец воткнул его и сказал: «Поливай, пока не зацветет. Вот тебе мое послушание!» Конечно, несмиренный человек скажет: «Это же бред! Зачем мне это делать?» А смиренный скажет: «Старец так благословил!» Это мы говорим о жизни монашеской. Наверное, наши телезрители скажут, что они к монашеству не имеют отношения, они люди мирские, живут в других условиях. Но на каждой работе есть примеры послушания. Например, если ты выполняешь свою работу не так хорошо, как надо, начальник скажет: «Николай Иванович, надо переделать, потому что это сделано не очень качественно». Что мирской человек ответит? «Как это так? Почему мне сделали замечание? Ведь я такой незаменимый, я добился высот в своей профессии!» А надо бы сказать: «Да, хорошо, я это переделаю».

Наверное, Господь каждому из нас дает свою долю смирения, долю ответственности, свой путь, по которому мы идем. И на этом пути надо искать возможность показать свое смирение, разум, послушание. Это очень важно, и все это взаимосвязано.

– Мы не можем быть смиренными людьми, если не подчиняемся воле Божией, но как мы ее узнаем? Мы же просто хотим жить так, чтобы у нас все было хорошо. Мы хотим быть смиренными, потому что понимаем, что смирение – это сила. Но невозможно ведь стать смиренным человеком без воли Божией? Или мы можем стать смиренными, при этом не следуя Божией воле?

– Воля Божия о нас всегда правильная. То есть Бог промышляет о нас в различных ситуациях, Он дает возможность нам проявить определенные качества. Когда я готовился к передаче, то интересную мысль прочитал о том, как научиться смирению. Кто-то из святых отцов писал: «Когда в твое гордое сердце пришли пронзительные стрелы и они заставляют тебя страдать (потому что несмирение – это всегда страдание, всегда несогласие с чем-то, с каким-то утверждением) – потерпи. Замолчи, ничего не говори – и жди». Часто в нашей жизни людям несмиренным не хватает терпения, способности подождать. Тебе слово – а ты в ответ два, сразу же отвечаешь.

Если мы говорим о смирении ближе к монашескому пониманию, поскольку я все-таки настоятель монастыря, то бывают такие ситуации, когда очень много за день приходит информации, будь то посредством сообщений или личных встреч. И вот прислал мне человек сообщение с очень, может быть, гневным содержанием, что-то ему не понравилось, чем-то он возмущается. И я сразу думаю: «Вот я сейчас ему так отвечу, что он все сразу поймет про себя!» А потом отложу телефон, помолюсь: «Господи, помоги, пожалуйста!» Проходит время, а утром вижу, что эти сообщения стерты; и человек говорит: «Батюшка, простите, необдуманно что-то Вам написал». Вот почему святые говорят, что нужно время. Прилетела стрела – не отвечай сразу, в молчании проведи какое-то время.

Еще раз хочу сказать, смирение – это не забитость, не покорность. Наши герои, святые Александр Невский и другие, были воинами, но они были смиренными, они понимали свое место и свое предназначение в этом мире, не думали о себе свысока. Они думали: «Я – сын своей земли, надо заботиться о народе своем, о людях, их потребностях».

Когда мы вспоминаем святого князя Александра Невского, то некоторые люди спрашивают, почему он не пошел против ига монголо-татар. Он все прекрасно понимал, но  проявил смирение, осознавая, что не пришло еще нужное время. Смирение всегда должно быть в наших душах, наших сердцах, когда мы принимаем какое-то решение.

Еще наши предки говорили, что утро вечера мудренее. В этом тоже есть смирение. Немножко подождать, а потом принять важное решение.

– Есть еще такая фраза: с бедой нужно провести ночь. И  уже совсем мирские советы: сосчитать до десяти.

Вопрос от Ирины из Ярославля: «Я так понимаю, что смирение рождается от полного доверия. Если я знаю, что меня человек любит, то понимаю, что он мне не сделает ничего плохого. Бывают ситуации, когда какое-то несчастье произойдет, тяжелая болезнь, и мы думаем, что это просто черная полоса. Нужно подождать, помолиться, перетерпеть это. Но ведь бывают такие болезни, которые с нами навсегда, которые не пройдут; с ними надо смириться, изменить свою жизнь, понимая, что уже не будет так, как раньше. Как набраться такого терпения и смирения?»

– Да, интересный вопрос, мы все не застрахованы от каких-то событий, которые могут изменить нашу жизнь. Вот буквально на днях мне рассказали про одного молодого человека, он серб, пошел на СВО и в ходе боя лишился руки. Мы как думаем? Раз человек пошел на войну, значит, должен быть ко всему готов. А как жить после этого дальше? И здесь уже нужно смирение, принятие того, что с тобой произошло. И православные психологи, и священники вам скажут, что должно пройти несколько этапов осознания того, что произошло. Думаешь, как тебе с этим жить, потому что все поменялось в твоей жизни. А если обращаешься к Господу Богу, то уже придет смиренное осознание, понимание, для чего это Бог тебе дал. Да, я очень хочу, чтобы этот молодой человек быстрее выздоровел, и, конечно, ему обязательно помогут; думаю, все у него получится.

В нашу жизнь зачастую тоже врываются болезни, немощи, которые необходимо нести. Как их нести? Воспринимать их как должное? Или спрашивать: «За что?» Я не думаю, что мы будем искать ответ на вопрос, за что Господь нам это дал, почему разрешил нам понести этот крест. Господь обращается к нам: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Отвергнись себя – значит допусти Божий Промысл в свою жизнь. Это самое важное.

– Вопрос, который задала Ирина, всеобъемлющий, нельзя даже представить себе, сколько людей претерпели такие страдания. Совсем недавно мы создали фильм о трех ребятах, которые пострадали в разных военных конфликтах. И у одного полностью нет ноги, но он чемпион России по стрельбе из лука. Второй человек с ограниченными возможностями здоровья даже был капитаном баскетбольной команды. У третьего на руке осталось всего три пальца, но его смирение так велико, что он сказал: «Я знаю, для чего Господь оставил мне эти три пальца. Для крестного знамения!» Вот это смирение совершенно удивительно.

– Смирение и есть мир. Это внутреннее осознание, принятие того, что в твоей жизни происходит. Мы ведь многие вещи не можем изменить, какими бы учеными ни были, сколько бы ни было у нас технических возможностей. Вот мы говорим про болезни, а ведь иногда врач выходит и сообщает: «Извините, но ничего нельзя сделать». Значит, есть вещи, которые неразрешимы. И вот здесь приходит смирение. Ведь что человек может думать, находясь на пороге жизни и смерти? Мы же все когда-то пройдем этот рубеж, и я зачастую думаю, что уже тоже скоро 50 лет разменяю,  жизнь-то уже под горку катится. Мы все этот рубеж когда-то переступим и понимаем, что это нужно суметь принять, понять. Часто люди цепляются за блага этого мира, за это солнце, за прекрасные технические вещи, которые помогают нам жить, к которым мы привыкаем. Но ведь за всем этим нельзя забывать и о том, что мы бессмертны, что нас ждет Господь. И, наверное, все вопросы, которые мы часто себе задаем, когда находимся вне смирения, получат свое разрешение. Вот, наверное, я бы так размышлял в сложных жизненных ситуациях, болезнях, лишениях.

Осознание своей смерти заставляет думать, почему она придет, как придет. Ведь мы часто думаем, что эта сказка никогда не закончится. Этот мир, все, что я люблю, все, что меня окружает, будет со мной всегда. А на самом деле святые отцы говорят, что каждая минута, секунда приближают нас к неизбежной смерти. И принять эту неизбежность со смирением – тоже великий подвиг.

Если мы говорим о наших защитниках Отечества, о наших ребятах, которые находятся на поле брани, то мы понимаем, что они осознанно ходят по этой линии между жизнью и смертью. И наши батюшки работают в таких условиях. И тут самое главное – не стать зверем. Смирение и зверство – это два разных полюса. Смирение не допускает  превратиться в животное, стать нелюдем. Это очень важно, тем более у нас скоро Великий пост, Прощеное воскресенье. Как всех простить, как смириться с утратой своих близких? Но человек этот путь обязательно должен пройти сам.

– Мы перешли на какой-то новый уровень понимания того, что такое смирение. Если вспоминать, скажем, историю Донецка, Донбасса вообще, там же люди, которые восстали против зла в 2014 году, были смиренными, но при этом они выдержали и бомбежки, и смерть близких. Они всё это перенесли. И, может быть, эта близость к смерти воспитывает в людях смирение?

Я очень рад, что в ближайшее время уже в пятый раз поеду с гуманитарной помощью к своим друзьям, что меня ждут на Донбассе. Я очень рад, что и Вы побывали там, Глеб Борисович, увидели все своими глазами. Вот мы говорим про смирение. Я поражаюсь смирению этих людей: несмотря на опасность быть убитыми, несмотря на обстрелы, они начинают свой день с молитвы, идут на работу, воспитывают своих детей, убирают улицы, поливают цветы в доме. То есть вот оно, смирение, осознание: «Господи, да будет воля Твоя!» Вот этому всегда поражаешься, и это для нас пример. Мы, к счастью, не видели того, что пережили жители наших новых регионов.

Мы часто возвращаемся к этой теме, но многих она раздражает. Я вижу это, допустим, в социальных сетях. Разместил человек фото котика Рыжика – и получил 130 лайков. Разместил пост, связанный с Донецком, с помощью людям, – пять лайков. А почему так? Многие говорят, что они уже устали от этой информации. Братья и сестры! А от чего же вы устали? Нам надо поучиться у тех людей, которые живут там каждый день, собирают своих детей в школу и не знают, увидятся они вечером или нет. И когда мы говорим о смирении, то смирение – это внутренний мир. И это большая смелость. Смиренный человек – это смелый человек, а не трус.

– Когда мы говорим о смирении и о том, как принять волю Божию, то здесь есть такой интересный аспект. Я могу говорить: «На все воля Божия, поэтому все, что происходит со мной или с другими людьми, – все по Его воле, поэтому я и не буду ничего делать».  «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой». Это с одной стороны. Но ведь нас Господь создал свободными. И, может быть, смирение и есть такой диалог с Господом, который позволяет, при всем слышании воли Божией, оставаться свободным человеком и не испытывать чувства жуткого стыда перед Господом за то, что ты такой ужасный.

– Я вспоминаю Пресвятую Деву Богородицу девушкой, к Которой является ангел и говорит, что Она станет Матерью Всевышнего. Это такой был шок для Нее! А ведь у Нее тоже была свобода, и Она могла бы сказать: «Нет, Я не готова! Я не хочу! У Меня свои планы, своя жизнь». И вот Ее смирение: Се, раба Господня...

Я бы еще обозначил слово «смирение» как «согласие». Ведь когда молодой монах доверяет себя старцу, он соглашается делать то, что скажет старец. А старец будет его воспитывать, делать так, чтобы из него получилось не аморфное существо, а действительно настоящий монах, настоящий подвижник, который своим примером заразит других монахов, других послушников.

Вот в этом проявляется согласие, когда ты подчиняешься воле Божией: «Господи, если это встретилось на моем пути, это Промысл Твой! Если мне нужно это пережить, то я должен это принять, понять, научиться жить в этих обстоятельствах». Потому что бунтарем, когда отрицаешь всех и вся, легко стать. Стать маловером, потерять веру очень легко. Особенно когда выпадают какие-то испытания, как мы иногда говорим, сверх наших сил. Но Господь никогда не даст испытаний сверх наших сил.

– Я знаю, что вы с братьями недавно ездили в Карелию, в монастырь. Было время, когда там был просто лес, никакого монастыря еще не было и в помине. Но сейчас это монастырь, там построены храмы. Мать-настоятельница, игуменья, наверняка сильная женщина, иначе невозможно было бы ничего сделать. Наверное, она – пример настоящего смирения, потому что иначе бы ничего не получилось, из землянки, в которой она жила, ничего бы не выросло. Сколько ей было лет, когда она стала игуменьей?

– Это было 16 лет назад, но я думаю, что она была среднего возраста. Я очень благодарен Господу Богу за то, что побывал в таком месте. Сяндемский монастырь – это Карелия, глушь, карельские леса, недалеко от Петрозаводска. Это другая епархия. Но мы, монахи, можем путешествовать, паломничать. И матушка Варвара нас пригласила к себе. Я всегда испытываю трепет перед матушками, монахинями, которые живут в таких очень отдаленных местах. И вот оно, проявление настоящего смирения. Она рассказывала нам, как ее прислали в это место, где монастыря еще не было, а был просто лес. Она, молодая монахиня, вышла из машины – а перед ней лес и ничего больше. Представляете, сколько надо было иметь смирения, чтобы на этом месте возродить обитель!

– Это было тогда ее послушание Патриарху?

– Да, Святейшему. Обязательно ездите по монастырям, узнавайте о них – такой огромный духовный опыт получите! Когда мы с братьями приехали в гости, она нам рассказывала, как местные ходили и смотрели, как сумасшедшая монахиня бегает по лесу и что-то делает. Представляете, сколько надо было иметь смирения, чтобы думать: «Ничего страшного! Да, живу в землянке, но ничего, потихоньку, постепенно все будет…» Ведь она рассказывала про великие чудеса, которые происходят со смиренным человеком. Я бы хотел вспомнить слова Священного Писания: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Если хотите получить благодать Божию – смиряйтесь!

– Когда мы говорим о смиренном послушании и вообще о смирении, то послушание – это же от слова «слушать» (и «слышать»). И если мы научимся слышать близких, научимся слышать отцов, Евангелие, то, может быть, нам и удастся стать смиренными. И воля Божия, которую мы хотим услышать, тоже очень важна.

Вот уже будет Прощеное воскресенье, а с 3 марта – Великий пост. Я очень Вас прошу благословить наших телезрителей на это делание.

– Дорогие братья и сестры, всегда с особым чувством ждешь Великого поста. И я в преддверии Прощеного воскресенья прежде всего хочу попросить у каждого из вас прощения. Простите, пожалуйста, если кого-то чем-то обидел или не смог ответить на глубокие по смыслу вопросы.

Конечно, нам надо учиться большому смирению. И тогда Господь смиренному даст благодать. Господь обязательно нам даст благодать, которая уврачует, утешит, успокоит. Вот это, наверное, самое важное. Храните себя в мире, и Господь будет всегда пребывать с нами!

– Спасибо! Я еще думаю, что наши телезрители нам все время преподают урок смирения. Потому что те жертвы, и те молитвы, которые за наш телеканал возносятся, – это же потрясающее смирение! Ведь никто из наших жертвователей не пишет нигде: «Я пожертвовал на телеканал «Союз», я молодец!» Никто этого не делает. Тихая, смиренная жертва – и это удивительно.

Обращаюсь к нашим телезрителям: хочу вас поблагодарить за то, что вы нас поддерживаете, что мы можем выходить в эфир; только благодаря Богу и вам. И я очень прошу вас оставаться с нами, оставаться на нашем телеканале!

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы зрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской священник Михаил Проходцев. Тема передачи – «Зачем человеку разум?».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X