Беседы с батюшкой. Как быть христианином сегодня. Священник Олег Герасимов 16 декабря 2022

16 декабря 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи: как быть христианином сегодня. Говорить о проблемах нашего собственного понимания христианства можно бесконечно. Наверное, именно в этом кроется самый главный вопрос, на который мы, каждый сам по себе и все вместе, ищем ответ. Сегодня нам особенно тяжело. Хотя, наверное, в каждом веке, в каждом десятилетии все христиане задавались именно этим вопросом. Но сейчас нам особенно тяжело по той причине, что слишком много не просто искушений, которых всегда было много, но таких понятий, с которыми нам совсем сложно справиться. Поэтому и возникает такой вопрос. Наверное, сегодня христианином быть тоже сложно, а что значат вот эти вызовы современности, те вызовы и те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня и проверяем себя на правильное понимание христианства, а может, и не совсем правильное?

– Действительно, сейчас очень быстро меняющееся время. Не скажу, что оно сложнее, чем то, что было раньше. Наверное, у каждого времени есть свои сложности, какие-то свои вызовы. Но сейчас можно сказать, что время беспрецедентное. Поэтому сейчас мы очень часто сталкиваемся с тем, что для нас не имеет никакого объяснения. Потому что этого не было, мы не знаем, что это такое.

Совершенно очевидно, что Господь нас сейчас встряхивает. Он нам властно показывает: вот Я, и вы прямо сейчас должны решить, со Мной вы или не со Мной. Вот тут самое время вспомнить, что же такое быть христианином. Мы знаем из Нового Завета, что были ученики Христа, в Книге Деяний есть место, где они стали называться христианами. Предполагается, что это те же самые ученики Христа, то есть те, кто ходил за Ним, и те, кто впоследствии получал благовествование от учеников, от апостолов и дальше. Тем не менее мы знаем, что Господь – это же Богочеловек, Он просто ушел на небо. Он никуда не делся. Он и сейчас среди нас: Я с вами во все дни до скончания века.

Мы тоже призваны быть Его учениками и ходить за Ним. Более того, мы призваны делать то, что Он нам заповедовал. Соответственно, если мы считаем себя христианами, то должны в качестве даже не настольной книги, а центра своей жизни иметь Евангелие. Мы за последнее время как-то очень расслабились. Мы как-то очень легко стали относиться к этому тяжелому и ответственному кресту, который нам дает Господь. Когда мы называем себя христианами и подразумеваем под этим только то, что мы в лучшем случае раз в неделю ходим в храм, регулярно причащаемся и, может быть, кому-то что-то делаем доброе, как нам заповедовал Христос, а в остальном наша жизнь совершенно никак не меняется, то, может, до какого-то момента этого будет достаточно, но сейчас Господь явственно и властно показывает, что этого недостаточно, и Он от нас ждет (не требует, а ждет) чего-то большего.

Мы должны вспомнить, Кем был Христос для первых учеников. Понятно, что они тоже поначалу не очень понимали, Кто перед ними, но потом начинали прозревать, что это Бог. Петр говорил: «Ты Сын Божий. Ты царь Израилев». Они начинали понимать, Кто перед ними. Он являл им такие чудеса, которых никто, кроме Творца мира, явить не мог. Тогда они пошли благовествовать и все до одного, кроме Иоанна Богослова, о котором предание говорит не совсем ясно, как он окончил свою жизнь, отдали свою жизнь за Христа. Они приняли мученическую смерть.

Это означает, что они пожертвовали своей жизнью, пожертвовали тем, что сейчас наше просвещенное время называет величайшей из ценностей. Сейчас говорят, что человеческая жизнь – величайшая ценность, и все эти гуманистические принципы строятся вокруг того, что ничего важнее, ценнее и глубже этого нет. Все только ради того, чтобы сохранить человеческую жизнь. А Господь говорил: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Как тогда мученики первых веков (да и впоследствии) и новомученики, которые буквально наши современники, не задумываясь, отдавали жизнь за Христа? А сможем ли мы так? А нам это под силу? Нам, таким разленившимся и считающим себя христианами только потому, что на груди у нас висит крест, что когда-то нас крестили и мы, может, регулярно ходим в храм...

Сейчас нам предлагается переосмыслить, подумать, что же это такое, когда Христос – средоточие твоей жизни для тебя? Не просто некий исторический персонаж, живший 2000 лет назад, конечно, имеющий отношение ко мне, но только потому, что я чту традиции. К сожалению, очень часто приходится с этим сталкиваться, когда люди приходят, например, крестить ребенка и на вопрос, для чего они крестят ребенка, начинают говорить, что так положено, чтобы здоровенький был, спит что-то плохо. Это даже не потребительское, а какое-то отчасти колдовское отношение. Магизм.

– Вопрос телезрителя из Ельца: «Большим ли грехом является то, что усопшего человека положили ногами к иконам, а лицом так, чтобы он смотрел на иконы? Правильно это или нет?»

–  Это, наверное, промыслительно, что пришел такой вопрос. Это как раз пример того, что важными становятся какие-то детали, которые на самом деле не так важны. Понятно, что есть традиции, согласно которым усопший кладется ногами к алтарю, если это в храме, к иконам или ко кресту. Это объясняется тем, что, когда Господь придет,  усопший, восстав из гроба, должен увидеть Его лицо. Это, скорее, дань традиции.

Но это отнюдь не самый важный вопрос, потому что гораздо важнее вопрос о том, как за него молиться, как он жил в этой жизни, достоин ли он того, чтобы Господь его взял в Царствие Небесное. Молитва за усопших – это самое важное, самое ценное и практически единственное, что мы можем сделать для нашего близкого, который ушел раньше нас. Да и для нас самих тоже.

Я твердо верю: если ты молишься за усопших, за тех, кто ушел раньше тебя, то найдется кто-то, кто и за тебя помолится. Это же очень важно! Молитва за усопших – это проявление чистой любви. Поскольку мы молимся часто за живых, имея где-то там, в глубине души, какие-то интересы: вот я за него помолюсь, он будет здоровым и мне поможет или денег даст. А здесь тебе человек уже ничем не поможет. Он уже ничем не может быть тебе полезен, и ты молишься просто потому, что ты его любишь и хочешь, чтобы он обрел спасение.

– В Евангелии от Луки, в главе 18, есть такой стих: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Неужели все настолько плохо, что мы задаемся этим вопросом? Найдет ли Христос веру?

–  На самом деле это совершенно непраздный вопрос. Даже возьмем такой недавний пример, как пандемия. Казалось бы, все люди – верующие, казалось бы, все исправно ходили в храм. Но вдруг пронеслось, что храм – источник заразы, и это раскололо общество. Всё, в храм ходить нельзя. Говорили, что там мы прикладываемся к иконам и от этого заражаемся, и заражаемся только в храме. Более того, говорили про Причастие из одной лжицы.

Из-за этого начинаются такие распри, которые вдруг выявляют странную вещь: те люди, которые истово считали себя верующими, вдруг уходят, и оказывается, что они верили не во Христа и не Христу, а в какой-то набор обрядов. Что-то в этом нарушилось, и вера куда-то делась. А Христос где? Вдруг оказывается, что Христос находится как-то в стороне от моей жизни, как-то Он не нужен.

Мы иногда в шутку говорим, что молимся: «Господи, да будет воля Твоя как моя». То есть: «Господи, дай мне что-то и отойди, я тут сам как-нибудь разберусь». И вроде все смеются: мол, я-то точно не такой... А приходит маломальское испытание, и вдруг оказывается, что ты не готов идти за Христом, не готов идти в храм, потому что думаешь: вдруг заражусь?

А это означает, что мы в Бога не верим. Если мы не принимаем то, что Он дает, если боимся, что Он что-то просмотрит, отвернется, с нами что-то случится, а Он знать не будет, то верим ли мы в Бога? Наверное, верим, но это какая-то странная вера.

Поэтому такое горькое воздыхание – в наш адрес. Мы знаем примеры ранней Церкви. Например, я когда-то читал следующее. Некий мастеровой чинил крышу в своем доме и вдруг увидел, как воины вели несколько человек. Он спросил, кто эти люди. Оказалось, это были христиане, их вели убивать. Он спустился с крыши, побежал к соседям, прося их позаботиться о его детях, сделал какие-то последние распоряжения и присоединился к этим христианам. Он пошел умирать, не задумываясь.

Нам сейчас понять это просто невозможно. Простота, глубина и цельность человека ранней Церкви для нас что-то непостижимое. Мы сейчас вроде становимся более цивилизованными, более начитанными, у нас много информации, мы много всего знаем, а вопрос, для чего мы живем и за что готовы отдать свою жизнь, становится для нас все больше риторическим. Мы говорим, что христиане, но... с какими-то оговорками.

Сейчас каждый для себя должен решить, на что он готов ради Христа. И тогда вопрос из риторического превращается в самый что ни на есть насущный. Времена меняются просто с катастрофической быстротой; что будет завтра или через год, никто не возьмется спрогнозировать, это знает только Господь. Аналитики могут что-то красиво обосновать, но они говорят на основании того, что уже было. А сейчас происходит что-то такое, чего еще не было. Господь показывает Себя очень и очень явственно.

– Понятно, что Бог был всегда. И до времен Христос был Тем же, и когда времени не будет, Он будет Тот же – Он неизменен: неизменно Любящий, неизменно Милосердный и так далее. Человек в разные времена очень сильно менялся. Можно вспомнить время войны или примеры подвигов людей, противостоявших богоборческой власти. Было время, когда людей преследовали просто за одно имя Христа. Это было и в первые века, и сейчас то же самое. Почему мы не можем быть постоянными? Было бы хорошо, если бы мы всегда были верны Богу, верны себе. Но мы все время меняемся, меняется общество. Что с этим делать?

– Я думаю, что человек не так сильно меняется. Общество меняется, но, с моей точки зрения, больше внешне, то есть какие-то внешние атрибуты меняются. А человек остается тот же. Читая Евангелие, мы видим, что говорил Господь людям в то время. И мы видим, что это актуально и сейчас. И сейчас тоже есть подлость, жадность, предательство, что угодно. Каждый человек, не уповая на то, что изменится человечество, должен все усилия приложить, чтобы за небольшой промежуток времени, называемый жизнью, хоть как-то изменить себя. В этом смысле уповать на то, что человечество становится более чистым, более нравственным, не приходится. Две тысячи лет прошло, а мы видим, что совершенно ничего не изменилось.

Человечество становится нарядным. В одном из хороших фильмов главная героиня, описывая изменившуюся жизнь, сказала: «Какая нарядная стала жизнь». Мне это слово очень понравилось, потому что оно описывает какой-то внешний лоск и совершенную пустоту внутри. Эта нарядность нам, к сожалению, сейчас присуща...

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Девятнадцатого декабря отмечается праздник святителя Николая Чудотворца. Почему праздник в честь святителя Николая отмечают дважды в год? Значит, у него были какие-то большие заслуги?»

– Мне кажется, не в заслугах дело. Как правило, день памяти того или иного святого – это день его смерти, день перехода в вечность. Но бывают еще какие-то события, которые так или иначе связаны с конкретным святым, поэтому и не один раз в год празднуются дни памяти.

В данном случае празднуется день смерти святителя Николая Мирликийского и день перенесения его мощей из Мир Ликийских в город Бари. В народе праздник 19 декабря именуют Никола Зимний, а праздник в мае – Никола Летний (Вешний). Некоторые даже начинают иконы различать: там, где он в митре, – Зимний, а где без головного убора – Летний. Повторю, это не потому, что есть заслуги, а потому, что есть два ключевых события, которые связаны со святителем, и оба этих события празднуются.

– У нас есть преподобные. Мы произносим это слово, но смысл от нас как-то ускользает. А ведь уподобиться Христу – это, наверное, дело избранных...

– Мы знаем из догматического богословия, что в каждом человеке есть образ Божий и подобие Божие. Если образ Божий – такая неизменная величина, которая есть у каждого человека, то подобие Божие надо в себе воспитать, найти, расчистить. Кто-то из наших проповедников говорил, что человек – как написанная гениальным художником картина, которая покрыта слоем грязи. И наша задача – слой за слоем, миллиметр за миллиметром этот слой грязи счищать, чтобы к концу нашего земного бытия хоть что-то проявилось из творения гениального Художника, Который нас создал. Я думаю, преподобные расчищают картину очень много, но каждый по-своему.

– Я был на раскопках в Танаисе и видел, как работают археологи: они окаменелости веков снимают кисточкой.

– Я еще слышал, как сравнивают поле деятельности над нашими грехами с обычным засеянным полем. Представьте поле в миллиард гектаров, сплошь покрытое сорняками. И дается маленький пинцетик, которым ты должен выпалывать эти сорняки. Человек говорит: «Но это же невозможно!» Невозможно, но если начнешь хоть что-нибудь делать, дальше увидишь, что будет. И когда человек начинает потихонечку этим пинцетом выпалывать, он видит, что начинает расчищаться огромное пространство. Что-то человек делает сам, остальное – помогает Господь. Главное, чтобы человек сам хотел это сделать, не считал это невозможным. Тебя не должны пугать ни миллиард гектаров, ни маленький пинцетик в руках – ты знаешь, что Господь рядом, и если только ты проявишь желание, то сможешь расчистить это огромное поле от сорняков.

 Вопрос телезрителя из Белгорода: «Разбойник, который был распят справа от Христа, наверное, не принадлежал никакой Церкви. Но главное, что он в своей жизни сделал правильно, – поверил Христу и сказал: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Может быть, для того, чтобы быть христианином, нужно просто поверить Христу – и все?»

– Очень хороший вопрос. Действительно, этого вполне достаточно. Звучит крамольно, но этого достаточно. Но дело в том, что поверить – не означает однократно сказать: «Господи, я в Тебя поверил». Это означает, что с того момента, как ты увидел, что перед тобой Христос, своей жизнью ты должен показывать, что Христос для тебя действительно Царь и Бог. Чтобы это выполнить достойно, мы и ходим в церковь. Если мы не будем ходить в церковь, не будем причащаться, наш импульс веры очень быстро погаснет. Нам нужно обязательно его подпитывать. Господь же не просто так оставил нам таинство Причастия, Он дал нам благодатную поддержку для того, чтобы мы свою веру, которая нас однократно посетила, смогли достойно воплотить в жизнь. По словам апостола, вера без дел мертва. Это означает, что если я просто заявляю, что верю, но при этом ничего больше не делаю, то это просто слова, которые, может быть, красиво и пафосно звучат, но они пустые.

– «Верую, Господи, помоги моему неверию».

– Мы не можем с абсолютной точностью сказать, что верим. Может быть, верим, но встречается какое-то испытание – и где наша вера? Мы начинаем колебаться, думаем, что Господь отвернулся, что Он нас не видит, про нас забыл. Где же наша вера тогда?

С разбойником в каком-то смысле проще, потому что это был последний акт его исповедания, после которого он просто умер. Господь дал ему в последние минуты жизни проявить свою веру.

У каждого из нас после встречи со Христом по-своему проявился акт веры. Человек понял: Христос – мой Господь, мой Бог, я готов идти за Ним. А дальше всю свою жизнь он доказывает это прежде всего самому себе. Господь про нас знает все, Он знает, на что мы способны, знает все наши слабости и то, что мы склонны преувеличивать свою веру. Давай проверим твою веру, и посмотришь сам. Посылается какое-нибудь совсем незначительное испытание – и наша вера сдувается, мы оказываемся совершенно неготовыми к тому, чтобы принять волю Божию. Ну и где же наша вера?

Вера укрепляется через испытания. Приходит очередное испытание, например тяжелая болезнь, и мы испугались, что умрем; или болезнь близкого, когда жизнь висит на волоске, и мы молим: «Где Ты, Господи? Я кричу Тебе, молюсь, а Ты меня не слышишь!» И наша вера колеблется. Но вдруг явственно мы ощущаем, что Господь слышит и идет нам навстречу. И в этот момент наша вера становится на капельку тверже, мы как бы поднимаемся над самими собой.

Это не означает, что мы победили и теперь верующие. Это означает, что придет следующее испытание, и оно будет еще тяжелее, чем предыдущее. Ведь какой смысл давать уроки на одну и ту же тему? Этот урок ты уже прошел, готовься дальше. Кто-то из проповедников сказал, что жизнь христианина – не от победы к победе, а от поражения к поражению. Ты упал, увидел свое бессилие, обратился к Богу, с Его помощью встал и увидел, насколько с Его помощью стал сильнее. Это шествие от поражения к поражению (при этом внутри ты растешь) и есть путь за Христом.

Конечно, было бы хорошо воскликнуть так, как разбойник, поверить и сразу войти в Царствие Небесное. Но не всем это Господь дает. Вот разбойнику дал. А нам нужно потрудиться.

– Мы привыкли разделять людей на верующих и неверующих, на христиан и атеистов. Мы очень любим навешивать ярлыки. Если помните, когда был кризис, вдруг для огромного количества людей, которые привыкли покупать в кредит дорогие машины и ездить по всему миру, это стало практически невозможным. Сейчас у большинства людей нет возможности поехать в круиз на какой-нибудь курорт. Сейчас значительно меньше возможностей. И я встречаю много мнений, что это очень плохо. Люди начинают унывать. С другой стороны, может быть, Господь дает возможность задуматься о каких-то более серьезных вещах, нежели курорт? И эти люди, которые привыкли наслаждаться, может быть, получают возможность обратиться к вере, Господу?..

– Я думаю, Господь дает нам испытания именно с той целью, чтобы мы сумели получить от этого душевную пользу. Получаем мы пользу или нет – зависит от того, как мы к этому отнесемся. Кто-то начнет роптать и говорить: «За что, Господи?» Мол, я такой хороший, ничего плохого не сделал, а Ты меня лишаешь этого и этого. А кто-то задумается. Если человек считает себя верующим...

– А если неверующий?

– Даже когда человек считает себя неверующим, он все равно во что-то верит. Предположим, он верит в себя, свои силы. Тогда Господь дает ему возможность понять, что свои силы – самая ненадежная вещь на свете. Стоит человеку упасть, сломать ногу – и он обездвижен, беспомощен и растерян. Только что был полон сил, был готов к новым свершениям – и вот уже лежит на кровати...

– Но это же не Господь сломал ему ногу?

– Нет. Господь просто попустил человеку это испытать, чтобы тот понял, насколько тщетна его вера в собственные силы. Кто-то верит в деньги: мол, у меня столько денег, что я все могу купить. Недавно было евангельское чтение о безумном богаче, который, собрав большой урожай, решил, что теперь можно вообще не работать, только ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20). Это вера тщетная.

Есть такое расхожее мнение, и часто приходится с этим сталкиваться. Когда, например, люди видят не очень приглядное поведение человека, говорят: «Так себя ведет! А еще и в церковь ходит». Сам факт того, что человек ходит в церковь, как бы показывает, что человек обязан быть хорошим. Понятно, что он обязан быть хорошим, но мы хождение в церковь воспринимаем как-то по-разному. Для кого-то это просто традиция; для кого-то – место, где хорошо. И Господь дает возможность каждому понять, где вера настоящая, во что стоит верить, а во что не стоит.

Мы верили в то, что можем беспрепятственно перемещаться по миру, загорать на разных курортах. А сейчас такое время, когда Господь, встряхивая нас, спрашивает: «В Меня ли ты веришь?» И вдруг оказывается, что мы как-то и не особо в Бога верили. Бог как-то в стороне нашей жизни; мы вспоминаем о Нем, когда нам плохо, или вспоминаем всуе. А когда посещает настоящее испытание, ропщем: «А где же мои деньги? А почему я теперь не могу сладко кушать? А почему никуда не могу поехать?..» Для многих это трагедия.

Вспоминаю замечательный пример Сократа: он ходил по рынку и радовался тому, как много на свете вещей, которые ему не нужны. Важно понять, что нам по-настоящему нужно, а что наносное. Да, мы привыкли к комфорту, но нам это не нужно, нам нужно что-то другое. Сейчас замечательная возможность пересмотреть ценности. Дай нам Бог этим воспользоваться и не впасть в ропот: мол, Господи, за что ты нас лишил возможности кушать лобстеров, например. Я не знаю, что это такое, не пробовал их никогда, но для кого-то это ведь действительно трагедия.

Сейчас у нас есть уникальная возможность пересмотреть все и начать радоваться тому, что есть. Потому что нам есть чему радоваться. Слава Богу, руки и ноги целы, мы можем ходить в храм, когда хотим. Много чему можно радоваться. Что солнце восходит, что зима настала снежная. Слава Тебе, Господи!.. Каждый день – чудо! Каждое мгновение – чудо! Надо только уметь это разглядеть.

– Совсем немного времени остается до Рождества. Как всегда, в метро мы увидим надпись: «Поздравляем с Новым годом и Рождеством!» У нас все это сливается в одно. В Новый год мы все нарушаем пост, а в Рождество мы все христиане. На Ваш взгляд, в чем вообще суть Рождества, которого мы ждем? Неужели мы способны в каждом празднике, заново его переживая, обрести то христианство, которое было в нас в детстве?

– Я думаю, чтобы переосмыслить роль Христа в своей жизни, Рождество – как раз самый подходящий праздник. Во-первых, в этом празднике действительно что-то от детства: что-то радостное, теплое, нежное и вселяющее надежду. Уже взрослея, мы начинаем задумываться, что же именно приводит нас в умиление и трепет. И у нас есть замечательная возможность переосмыслить роль Христа в нашей жизни. Вот пришел Богочеловек, маленький Ребенок, Который родился совсем  не в царских условиях. И Он был призван изменить всю человеческую историю. И Он изменил и мою жизнь, Он для меня имеет такое значение, что это событие – центральное в моей жизни. Да, есть еще Пасха, но Рождество – событие, которое касается лично меня самым непосредственным образом.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать