Беседы с батюшкой. Исповедь – билет на причастие или перемена в жизни? Священник Василий Равлик 22 января 2023

22 января 2023 г.

В гостях клирик храма во имя Святой Животворящей Троицы в Пушкино, иерей Василий Равлик.

– Тема сегодняшнего разговора: «Исповедь – билет на причастие или перемена в жизни?» Многие воспринимают исповедь как билет к причастию, зачастую даже придумывают какие-то грехи, чтобы исповедоваться и попасть на причастие. Что же такое исповедь?

– Тема действительно актуальная, особенно в нынешние дни, когда не так давно окончился Рождественский пост и были святки. Люди старались приобщиться Святых Христовых Таин и в дни поста, и в сочельник, и в сам день праздника Рождества Христова или Богоявления. На исповеди возникал недоуменный вопрос: «Я в сочельник исповедовалась, хотела бы причаститься и на Рождество. Нужно ли мне опять исповедоваться?»

И здесь мы невольно задаемся вопросом: «Что же такое исповедь?» Если сказать сухим, теоретическим языком, исповедь – это таинство Святой Церкви, в котором для искренне кающегося человека при видимом разрешении его грехов от священника невидимым образом эти грехи ему отпускает Сам Господь Бог.

На греческом языке покаяние, то есть то чувство, которое непременно должно нас сопровождать на исповеди, звучит как «метанойя». И это не просто сокрушение в своих грехах, а именно перемена ума, образа жизни и мыслей. Таинство Исповеди подразумевает то, что мы не просто хотим засвидетельствовать свое сожаление о содеянном, но и искренне сообщаем, что отныне постараемся так больше не поступать. Каждая конкретная исповедь для нас как некий рубеж, за которым мы постараемся исправить все то, что было нами озвучено и нам прощено в этом таинстве.

– Какая разница между исповедью и покаянием?

– Покаяние нужно понимать в более широком смысле. Покаяние – это то чувство, которое нас должно сопровождать не только в момент исповеди, а в принципе по жизни. Так или иначе мы все согрешаем, именно через осознание своего падшего состояния, своей немощи мы способны по-настоящему довериться Богу. Понимая, что мы грешные, что мы сами не в силах разрешиться от этих грехов, мы приходим к выводу, что помочь нам в этом может только Сам Господь Бог. И именно тогда в нас рождается искренняя молитва: «Господи, помоги нам, пожалуйста, исправить нашу жизнь, потому что у нас самих никак не получается».

– Как подготовиться к исповеди, особенно к первой?

– Подготовка к исповеди – это также не единомоментный акт. Опытные духовники советуют готовиться к исповеди на протяжении нескольких дней, осознавая, что близится воскресный день и каждый православный христианин в идеале должен бы приступать к Святым Христовым Таинам, а значит, следует за несколько дней начинать как-то анализировать свою жизнь. Анализируется она с момента последней исповеди, если мы говорим о людях, которые ранее приступали к этому таинству. Если же дело касается первой исповеди, то необходимо проанализировать свою жизнь с самого раннего возраста.

Мы традиционно считаем, что до 7 лет человек безгрешен; соответственно, если человек приходит на исповедь первый раз, то людям рекомендуется проанализировать свою жизнь с семилетнего возраста, что они за собой чувствуют. Для помощи людям в таких случаях Церковь имеет сборники грехов, которые можно встретить в любом храме, маленькие буклеты «В помощь кающемуся». Грехи оттуда часто зачитываются и на общей исповеди. И мы можем сравнить с ними свою жизнь, есть ли среди этого перечня грехов те, что мы можем отнести к себе. Если чего-то нет, мы их можем пропустить.

Можно выписывать грехи для удобства на листочек, потому что многие люди теряются, приступая непосредственно к исповеди, что-то забывают. В этот праздник Рождества Христова ко мне пришла одна женщина. Я впервые с таким столкнулся. Было видно, что она долго готовилась к таинству Исповеди. Она пользовалась телефоном, где у нее был целый набор заметок, которые она делала по ходу каких-то событий своей жизни. Она отмечала: «Здесь у меня произошло то и то, и я хочу в этом покаяться». Пользуясь этими заметками, она довольно глубоко подошла к подготовке к таинству и, надеюсь, после такой исповеди ушла с облегченной душой. Это было очень ответственно с ее стороны.

– Какие грехи нужно исповедовать?

– Кратко отвечу: совершённые. Именно те, которые мы относим к себе, которые мы действительно совершили. Надо понимать, что очень часто в тех же книжечках, о которых говорилось ранее, используются церковнославянские термины грехов, и есть соблазн неправильно их понять. Иногда люди называют грех на исповеди, а ты чувствуешь, что они немножко его не понимают. Например, иногда называют страшный грех блуда, и с моей стороны следует наводящий вопрос: «Действительно ли Вы подразумеваете непосредственно это грехопадение?» – «Нет, я имел в виду помыслы». Но все-таки это разные вещи. Следует людям иногда помочь, объяснить, что они еще так тяжко не согрешили, как сейчас назвали. Или уныние – один из грехов, которые наиболее часто понимаются неправильно. Люди отталкиваются от современного значения русского слова «уныние» как печаль, но церковнославянский термин имеет более глубокое значение. Это именно такое духовное состояние, в котором человек бездействует. Какое-то событие на него повлияло, и он впал в бессилие, не может ни молиться, ни трудиться. И он пребывает в этом состоянии и не пытается из него выбраться. Вот что мы называем унынием. Иногда на исповеди приходится людям корректировать эти вещи. Но, к счастью, в целом люди довольно объективно подходят к осознанию своих грехов и стараются действительно анализировать свою жизнь и называть то, что действительно наиболее терзает их совесть, и уходить прощенными.

– Что делать, если забыл назвать какой-то грех на исповеди и вспомнил о нем, приступая к Чаше?

– Есть абсолютно точное церковное учение. Мы даже слышим об этом в разрешительной молитве, которую священник читает над каждым кающимся человеком. Если человек искренне покаялся, но что-то забыл, то ему прощаются все грехи. Есть интересный рассказ у митрополита Илариона (Алфеева), как он, будучи на занятии в Московской духовной академии, вступил в спор с одним студентом, высказав мысль, что в случае искреннего раскаяния человеку прощаются все его грехи. А студент возразил, что нет, прощаются только те грехи, в которых покаялся на этой исповеди. Владыка Иларион предложил этому юноше поработать с источниками, со Священным Преданием Церкви. И спустя какое-то время этот студент пришел и признал, что владыка был прав. Действительно, в случае искреннего раскаяния человеку прощаются все грехи. Если мы что-то забыли назвать – не беда. Если мы сделали это непреднамеренно, то мы можем быть уверены, что и этот грех нам был прощен.

– Существуют ли грехи, которые на исповеди могут быть не прощены?

– Нет. Есть даже правило, что если человек искренне кается и священник это видит, то он не имеет права отказать ему в разрешении от грехов. Более того, это правило гласит: если священник дерзнет так поступить в отношении кающегося грешника, то он должен быть низвержен из сана. Мы должны относиться к людям со всем пониманием. Если они очень тяготятся своим грехом и мы видим это, то не может быть никаких препятствий, чтобы человек получил разрешение от этого греха.

– А что делать, если ты не видишь своих грехов?

– Апостол Иоанн Богослов в своем Первом послании говорит: если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя. Невозможно не грешить, поэтому невидение своих грехов не подразумевает того, что их нет. Вообще видение своих грехов – это некий дар, и часто приходится людям на исповеди советовать просить его у Бога. Если же человек не совсем  знаком с тем, как Церковь относится к тем или иным поступкам, считает их греховными или нет, то ему можно посоветовать перечни грехов: «В помощь кающемуся».

Принято считать, что грех – это некий совершённый поступок. Но люди часто отметают то, что делают словами или мыслями. Они говорят: «Я никого не убил, не блудил, не воровал, нет у меня грехов». А дальше следует спросить его: «А на словах?» Словом можно убить и навредить даже больше. А мыслью можно навредить очень значительно самому себе. Если мы копнем глубже, до уровня мысли, то обязательно что-нибудь найдем.

– А есть ли такие грехи, в которых священник может отказать исповедоваться? Может ли священник отказать в исповеди? Что для этого должно произойти?

– Священник может отказать. И это связано не с какой-то неприязнью с его стороны. Он может отказать в отпущении грехов в том случае, если человек не раскаивается в совершенном преступлении. Бывают случаи, когда человек приходит на исповедь и свидетельствует, что живет в гражданском браке. На вопрос, сознает ли он отношение Церкви к такой форме сожительства, он отвечает: «Да, сознаю». А на вопрос, хочет ли как-то изменить это положение, отвечает: «Пока что нет, меня все устраивает». То есть человек не собирается избавиться от этого греха, не кается в нем. Он, возможно, где-то признает свою неправоту, но только отчасти, в целом же считает, что просто сейчас такое время, находит себе оправдания. И тогда священник может сказать: «Извините, но пока что Вам нужно поразмыслить над тем состоянием, в котором Вы оказались, и после этого мы сможем побеседовать в рамках исповеди». Если священник все же прочитает разрешительные молитвы, то будут вопросы к тому, насколько объективно совершится отпущение грехов, потому что покаяние – это перемена образа жизни. Если такого нет хотя бы в намерении, то это будет просто видимый акт, не сопровождающийся настоящей, содержательной частью этого таинства.

– Как часто нужно исповедоваться? И что делать, если ты постоянно согрешаешь одним и тем же грехом?

– Это проблема, которая беспокоит нас всех. К сожалению, мы немощные существа и постоянно падаем во многие грехи. Но мы и руки пачкаем регулярно, но моем их, чтобы они снова были чистыми. И уж тем более это можно сказать о душе. Хотя мы знаем, что скорее всего снова поскользнемся, запачкаемся, но не прибегнуть к этому целебному средству, как исповедь, будет очень даже глупо.

По поводу частоты исповеди, наверно, каждый должен решить для себя эту меру сам, лучше всего выразить необходимость в этом по желанию души, как человек сам для себя чувствует. У кого-то уже на следующий день есть необходимость, то ли искушение, то ли поругался с ближними, тем более что подготовка к исповеди часто сопровождается особыми искушениями, обязательно начинаются какие-то бытовые конфликты, как будто бы все обостряется. И человек говорит: «Я вроде исповедовался и тут же разругался с кем-то». Или еще что-то произошло. «Не могу я так, хочу обязательно на исповедь». Нет никаких оснований отказывать человеку в этом, потому что он действительно чувствует тяжесть на душе от того, что с ним произошло.

Но в целом как требует душа, так лучше и исповедоваться. В общине у митрополита Антония Сурожского мы можем встретить такую практику, что люди исповедовались реже, чем причащались. Они причащались каждый воскресный день, а исповедовались тогда, когда им это было нужно. И исповедовались не в повседневных грехах, которые мы все совершаем, а в чем-то тяжком, что обременяло их совесть.

Может быть и такая практика, но лучше ее согласовывать с духовником. В идеале желательно, чтобы у каждого православного христианина был свой духовник, и эту меру, если у нас есть сомнение, как ее нам установить для себя, лучше соотнести с духовником. Это будет беспроигрышный вариант. Человек будет спокоен за себя и будет находиться под неким духовным руководством.

– Что нам говорит об исповеди Священное Писание?

– Оно как раз  и устанавливает для нас это таинство. Мы не можем обойти вниманием слова Самого Христа, которые звучат и в молитвах перед исповедью. Господь дает наставления апостолам и говорит: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Кроме того, мы встречаем у апостола Иакова в его Соборном послании слова: исповедуйте друг другу согрешения ваша. И в том же послании Иоанна Богослова, о котором я ранее сказал, после фразы: если считаете себя не имеющими грехов, то обманываете сами себя, следующим предложением идет: если исповедуем грехи наши, то Он простит нам.

В Новом Завете есть сразу несколько важных, очень прямых цитат, которые дают нам четкое понимание того, что мы должны прибегать к таинству Исповеди для очищения нашей души. Существует очень красивое сравнение исповеди с хирургической операцией. Мы привели пример с мытьем рук, но еще более точный образ – это прибегнуть к лечению. Есть болезни, при которых недопустимо заниматься самолечением. Всегда лучше обратиться к врачу, к тому, кто может излечить. Излечить грехи может Сам Господь. Источником благодати, которая врачует человека, является Церковь. Поэтому человек обращается в Церковь, и она в виде таинства Исповеди через священника, через благодать лишает его этого греха.

Есть и продолжение этого красивого образа: если исповедь – это устранение, удаление греховной опухоли, то таинство Причастия – это последующая терапия уврачевания нанесенной раны. Рану устранили в исповеди, а в таинстве Причастия ее постарались залечить.

– Как соотносится исповедь с таинством Евхаристии? Обязательно ли перед каждым причастием исповедоваться?

– Исповедь является самостоятельным таинством. Это очень важно понимать. В рамках нашей беседы ответ на вопрос, является ли исповедь билетом к причастию, будет отрицательный. Это самостоятельное таинство, которое может существовать и без причастия. Довольно часто люди приходят в храм и говорят, что не подготовились к причастию, но чувствуют острую необходимость исповедоваться. В таком случае человек допускается к исповеди и получает разрешение от своих грехов.

Но есть некая воспитательная необходимость в том, чтобы люди перед причастием исповедовались. На этот вопрос сложно ответить однозначно. В храмах есть люди, которые живут полноценной церковной жизнью. Каждый священник, несущий послушание в том или ином храме, знает общину, с которой он имеет дело, и может посоветовать тем, кто ходит на исповедь каждое воскресенье или приходил несколько дней назад, в этот раз только причаститься, чем выдумывать, что же назвать, если объективно ничего тяжелого совершено не было.

Но в то же время в храмах есть люди, которые имеют пока очень небольшое отношение к Церкви, делают первые шаги. Такие люди часто ни о самой исповеди не имеют объективного представления, ни о таинстве Евхаристии. Желательно их всегда пропускать через исповедь, чтобы понять, на какой степени готовности или осознанности находится человек.

Это даже прописано в церковных документах, есть документ «Об участии верных в Евхаристии». Он принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В нем указывается, что люди, которые регулярно участвуют в церковной жизни, могут допускаться к причастию без исповеди. Люди, которые это делают редко, должны обязательно приступать к таинству Исповеди. Регулярным считается причащение хотя бы каждый воскресный день, то есть еженедельно, редкое причащение – раз в месяц.

И нельзя не упомянуть роль духовника. Если человек затрудняется понять для себя, как часто ему следует причащаться и в каком случае исповедоваться, эту меру можно избрать вместе с духовником. Часто человек говорит: «Я вроде не чувствую за собой грехов, но если не исповедуюсь, у меня неспокойно на душе». Здесь следует духовнику корректно немножко подправить у человека представления об исповеди: что это не билет к причастию.

– Во многих монастырях практикуют генеральную исповедь. Что это такое? Это первая исповедь или последняя? Или это исповедь, когда ты хочешь начать духовную жизнь?

– Да, такая практика действительно существует. Чтобы понять, является она первой или последней, нужно понять, в отношении кого она применяется. Человек, который приходит в храм на первую в жизни исповедь, должен исповедоваться за всю жизнь. И эта исповедь для него будет генеральной. Так бывает и с людьми разного возраста, например, когда священнику приходится провожать их в последний путь. Если нужно причастить человека на смертном одре, а он никогда не прибегал к таинству Исповеди, то для него это тоже будет генеральная исповедь за еще больший период жизни. Но есть необходимость так исповедоваться даже у людей, которые находятся в Церкви уже много лет. Многие, кто поучаствовал в такой исповеди, говорят, что это имело для них очень большое значение. Многие грехи на исповеди мы часто произносим механически. Опытные духовники говорят, что если исповеданные грехи не дают нам покоя и мы по-прежнему их вспоминаем, не можем забыть и не чувствуем облегчения, то лучше их опять исповедать.

Генеральная исповедь имеет довольно широкую трактовку, все зависит от того, кто хочет ею воспользоваться. Но надо заметить, что некоторые люди для этого пытаются найти какое-то особое место, монастырь, но генеральной может стать любая исповедь у любого священника. Все зависит от самого человека, а не от места и священника, который присутствует за этим священнодействием.

– С какого возраста человек может исповедоваться?

– С семи лет мы начинаем исповедовать. Но в этом возрасте нужно подходить к этому не так, как ко взрослым. Семилетние дети, к счастью, еще не совершают никаких тяжких грехов, это в основном такое: не слушался родителей, бабушку, дедушку. Преподаватель Московской духовной академии в одной из бесед сказал, что будет очень большая польза для детей в первых шагах исповеди, если они расскажут не только о плохом, что они сделали, но и о хорошем. Так они будут сами видеть какой-то баланс и жить не с чувством вины, а с пониманием, что могут творить добро. Доброе, что они сами назовут, можно использовать для их вдохновения и впоследствии делать упор именно на это.  

– Что делать человеку, который не может решиться на исповедь?

– Все-таки бороться с собой. Потому что иного пути для нас нет. Это установление Самого Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы могли отрешиться от наших грехов именно в таинстве Покаяния. Иногда люди спрашивают: «А зачем обязательно идти к священнику? Можно же дома встать перед иконой и произнести Богу исповедание». Да, это тоже форма покаяния, и Церковь ее приветствует. Но опять-таки повторюсь: если человек извозился в болоте, то мало просто признать себя грязным, нужно смыть с себя эту грязь. Для этого нужно прибегнуть к источнику воды. В этом случае источником благодатной воды является Церковь. Получить разрешение от грехов, минуя Церковь, мы не можем.

– Вопрос от телезрительницы Елены: «Недавно я впервые исповедовалась в своих грехах, но мне сейчас кажется, что это было не совсем искренне. Могу ли я в последующей исповеди рассказать о тех же грехах? Я слышала, что не надо повторять грехи».

–  Действительно, идея исповеди в том, чтобы, исповедав грех, быть уверенным, что Господь простил. Но бывает, что последствия греха еще как-то отзываются, грех остается в памяти. В этом тоже есть некая воспитательная мера, чтобы не расслабляться, мы помним о том, что тяжко согрешили, что помогает нам лишний раз не превозноситься и не терять ощущения, что мы грешные. В таком случае лучше произнести грех на исповеди еще раз. Можно это так и рассказать священнику, чтоб у него не было недопонимания.

– Вопрос от телезрителя Сергея: «Я исповедался, но не знал, что живущих в гражданском браке не причащают. Отношения и так сложные. После глубокого разочарования остался жить в тех же условиях. Что мне делать? Хочу причаститься».

– Вопрос действительно сложный, и с такими людьми приходится сталкиваться довольно часто. И, конечно, даже если священнику очень хочется поступить по любви, а не по закону, он должен понимать, что если допустит такого человека к причастию, это не послужит ему на пользу. Потому что можно причаститься и себе в осуждение. Есть грехи, которые Церковь признает грехами особо тяжелыми. К ним относится и блудное сожительство. Поэтому задача священника – как можно более понятно донести до человека, что это состояние ненормальное, нужно из него выбираться, хотя бы уже ради того, чтобы вернуть себе возможность полноценного участия в церковной жизни.

Я сталкивался с такими людьми. Но я не говорил им, что они не смогут причаститься потому, что я их не допускаю. Мы просто беседовали, и я говорил: «Вы понимаете, как Церковь к этому относится? Вы понимаете, что это действительно ненормально?» И люди признавали, что пока еще не готовы, постараются пересмотреть свою жизнь.

– Вопрос телезрительницы: «Растерялась и солгала на исповеди. Что теперь делать?»

– Прийти на исповедь и признаться в том, что солгала.

– Следующий вопрос: «Как быть, если не могу искренне покаяться?»

– Да, это действительно также одна из сложностей. Потому что есть обстоятельства или привычки, которые приводят нас к такому охлаждению. Мы приходим, перечисляем грехи, уходим. Наверное, в таком случае важно к этому перечню грехов добавить, что согрешаешь неисправлением, и просить у Бога покаянного чувства. Даже если у нас его нет, мы все равно должны обязательно исповедоваться. Очень часто человек, думая, что у него нет этого чувства, приходит на исповедь, и Господь ему именно в этот момент посылает такое чувство.

Иной раз можно увидеть, как взрослые мужчины, казалось бы, такие несокрушимые и серьезные, плачут навзрыд на исповеди. Потому что им самим, в процессе произнесения тех грехов, которые, казалось бы, уже стали очень обыденными, вдруг открывается вся сложность их положения. И они получают покаянные чувства и уходят с желанием не просто прийти в следующий раз с перечнем грехов, а уже хотя бы с гораздо меньшим списком.

– «Как быть, если в моем храме только общая исповедь?»

Расскажите, что такое общая исповедь вообще.

– Общая исповедь стала особенно актуальной на фоне последних событий, связанных с эпидемиологической обстановкой. Проводилась она в целях того, чтобы не допустить распространения вредоносного поветрия. Люди, приходя в храм, занимали определенные места, и священник, выходя на амвон, прочитывал молитвы к исповеди, потом следовало перечисление грехов, и за этим была разрешительная молитва. И люди, оставаясь на тех местах, на которых они были, получали от священника отпущение грехов. Это было в форс-мажорных обстоятельствах.

Бывает, что в дни особых церковных праздников (например, на Рождество, на Пасху) священник также проводит общую исповедь, а затем спускается к аналою, и люди, которые имеют неперечисленные грехи, могут подойти и доисповедоваться. Но все же обе озвученные практики относятся к ряду исключительных. Приветствуется личная исповедь, более того, люди сами ее хотят.

Я немного застал период эпидемии уже в качестве священника, и люди говорили: «Когда мы уже сможем лично подойти на исповедь?» Потому что в личной исповеди человеку легче раскрыться, у него есть наболевшие моменты, которые ему хочется излить Богу в таинстве Исповеди при священнике. Ему даже, может быть, просто важно произнести вслух эти вещи, что не подразумевается общей исповедью.

И в целом священник призван, если Бог положил ему на сердце какие-то мысли, поделиться ими с исповедником. И не раз приходилось убеждаться, что какая-то мысль пришла, ты ее человеку озвучил, и она попала в самую точку. Это было то, что ему нужно услышать. А ты понимаешь, что эта мысль тебе даже и не принадлежала, потому что сам бы ты и не решился это сказать именно сейчас. Но почему-то Бог положил эту мысль на ум, ты ее произнес, и она человеку в этот момент больше всего подошла. Ради этих моментов, ради того, чтобы человеку помочь в таинстве Исповеди, гораздо более важно, чтобы исповедь была личная. Но в качестве исключения допускается общая исповедь.

– Егор задает вопрос: «Сегодня был на литургии, исповедовался искренне в своих грехах. Хотел начать новую жизнь без грехов, которые меня мучают почти всю мою жизнь. Но батюшка, выслушав, очень грубо со мной разговаривал и не допустил до Причастия. Я не держу обиду, просто мне очень тяжело на душе и не знаю, как мне теперь справиться с моим состоянием. Пожалуйста, помогите мне. Как мне быть?»

– Мы должны также понимать, что личная исповедь подразумевает еще и соприкосновение с личностью священника. Священники тоже люди разные, они могут по-разному отреагировать на то, что услышат. Но важно понимать, что все же таинство Исповеди – это исповедание грехов именно Богу, священник здесь только свидетель. И если такое происшествие имело место, я бы, наверное, посоветовал отнестись к этому все же как к звоночку свыше, чтобы задуматься о произошедшем. Потому что такие неприятные обстоятельства происходят не без воли Божией. Иной раз люди, испытав на себе подобное происшествие, уходили с исповеди, может быть, расстроенными, но это в них производило такой переворот, который в случае простого разрешения грехов, возможно, в них бы не произошел. Поэтому относиться к этому надо с пониманием.

– А бывают такие случаи, когда батюшка понимает, что он некомпетентен в тех или иных случаях или проблемах, и отправляет человека к психологу или психотерапевту?

– Тут надо понимать, что священник может быть некомпетентен даже и в духовном плане. Наверное, отчасти это и мой случай, когда просто приходится сказать: «Извините, моего опыта пока недостаточно, чтобы помочь в Вашем вопросе. Есть более опытные священники у нас (или в других храмах), которые наверняка имели опыт соприкосновения с такими проблемами, и Вы можете обратиться к ним».

А бывает так, когда действительно проблемы носят не духовный характер, а душевный,  связаны с психологией. Но здесь тоже важно быть очень осторожным. Потому что у нас в обществе отношение к психологии, психиатрии болезненное, и можно человека даже оскорбить этим. То есть здесь надо человека подвести к мысли, духовного ли происхождения его проблема. Возможно, ему следует подумать, что эта проблема другого уровня, и тогда человека можно сориентировать. Но обязательно духовную помощь по мере возможности ему также нужно оказать.

– Следующий вопрос: «Хочу исповедоваться, но мне страшно, для всех ли у Бога есть прощение?»

– Для всех. Самый яркий пример для нас – это благоразумный разбойник, который был распят на кресте вместе со Христом. Мы не знаем его жизни, имеем о ней самые смутные представления, но понимаем, что крестная смерть – это было самое страшное наказание. Соответственно, этот разбойник должен был иметь очень тяжкие преступления на своей совести, чтобы быть осужденным именно на такую казнь.

На кресте у него не был ни сил, ни времени, чтобы исповедоваться, произнести Богу какие-то покаянные слова. Он произносит всего лишь одну-единственную просьбу: «Вспомни обо мне, Господи, во Царствии Твоем». Но в эту фразу он вкладывает все свое раскаяние, которое в нем в этот момент происходит. И Господь отвечает ему такими вдохновляющими словами: «Сегодня же будешь со Мной в раю». Одно только это дает нам веру, что Господь простит нам все наши грехи, лишь бы мы имели искреннее раскаяние в них.

– Следующий вопрос: «Человек совершал от юности множество блудных грехов. Осознав всю пагубность этой страсти, на исповеди рассказал, чтобы священник понял, что было и как. Но этих блудных грехов было много (конкретно можно вспомнить около тридцати-сорока). Их было в разы больше, но большая часть забылась, точное количество назвать невозможно, все смешалось в один клубок. Грех блуда был частью жизни, так как грешил им лет тридцать пять. Теперь прозрел, раскаялся в блудной страсти и не совершаю больше этот грех. Блудные грехи, которые забылись, простились? И стоит ли о каждом из них говорить снова священнику на исповеди?»

– Спасибо большое за такой вопрос, он также актуален. Потому что мы живем в очень непростое время, когда именно этот грех приобрел особую популярность. Более того, современное общество пытается убедить, что это вовсе и не грех. И когда человек все же приходит к осознанию пагубности пребывания в этом грехе, то нужно в нем исповедоваться.

Но, наверное, я бы посоветовал изложить всю суть проблемы в рамках того текста, что представляет сам вопрос. Больше рассказывать не стоит. Многие опытные духовники советуют именно в этих грехах не вдаваться в подробности, чтобы не вводить в соблазн самого священника, который присутствует за этим таинством. Безусловно, Богу все эти грехи известны, поэтому здесь нужно засвидетельствовать сам этот грех, период пребывания в нем, глубину этого падения, но без пикантных подробностей, которые не будут на пользу ни самому исповедующемуся, ни священнику.

– Вопрос: «Зачем исповедоваться, если Христос взял на Себя все наши грехи, был за нас распят и воскрес?»

– Да, это правда. Господь за нас пострадал и искупил грехи даже тех, кто еще не родился. Тем не менее, если мы посмотрим на свою жизнь, то увидим: осознавая, что Господь для нас сделал, какую жертву принес, сколько всего взял на Себя (одно только понимание этого уже должно было совершенно отсечь от нас совершение какого-либо греха), мы все равно грешим. Тем самым мы проявляем неблагодарность за принесенную ради нас жертву.

Поэтому нам важно прибегать к таинству Исповеди и свидетельствовать, что мы снова погрешили против Его великой жертвы, против Его искупления. Тем более Господь Сам нам заповедует прибегать к отпущению грехов. Потому что Он предвидел, что мы, к сожалению, не устоим, мы немощные существа и будем нуждаться в этой духовной поддержке.

Исповедь – это лекарство, именно так мы должны ее воспринимать. Если мы осознаем свою болезнь, то точно захотим лечиться. А если захотим лечиться, обязательно воспользуемся теми средствами, которые Церковь нам предложила.

– Прошу Вас дать наставление нашим телезрителям, подвести итог нашей сегодняшней беседы.

– Дорогие братья и сестры, желаю вам действительно не пренебрегать теми спасительными средствами, которые нам предлагает Святая Церковь. Чтобы мы, мудро и правильно пользуясь ими, смогли достичь Царства Небесного, ради которого Христос нам эти таинства и оставил на земле.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать