Беседы с батюшкой. Игумен Павел (Полуков). 30 мая 2023

30 мая 2023 г.

В студии игумен Павел (Полуков), насельник Сретенского монастыря г. Москва.

– Сегодня читали следующие строки из Евангелия от Иоанна: приходит час, когда всякий, кто убьет вас, будет думать, что он приносит службу Богу. Так Христос говорил Своим ученикам. Интересна Его мысль, пророчество, что найдутся люди, которые будут гнать апостолов и их последователей и думать, что этим делают богоугодное дело. Как так может получиться? Вроде когда хочешь сделать богоугодное дело, не станешь противопоставлять себя тем, кто тоже служит Ему?

– Сам Иисус Христос говорил: Меня гнали, будут гнать и вас. Он как бы говорил об этих временах и одновременно показывал на Себя. Те, что гнали, убили и распяли Его, в общем-то, тоже приносили службу Богу. Они считали, что Он богохульник, возомнил Себя Богом и совершает кощунство.

Последователей Иисуса стали гнать с самого начала. Есть параллель этого евангельского чтения со словами из 21-й главы Деяний святых апостолов. В ней рассказывается о случае, когда в третьем миссионерском путешествии апостола Павла взяли под арест и повели к военачальнику. В одном месте были вынуждены даже нести его по лестнице на руках, т.к. толпа в Иерусалиме хотела растерзать и убить его.

И сам апостол Павел, когда был воспитанником у Гамалиила, точно так же гнал христиан. Причем делал это от души, по-настоящему уверенный в том, что приносит службу Богу и спасает еретиков от заблуждения.

Апостол описывал, сколько раз его били, сколько ударов он получал, сколько раз был при смерти, в опасности. И фактически все это было связано с тем, что люди приносили якобы службу Богу.

Конкретно в чтении Деяний в этот день сказано: прошел слух, что апостол Павел отвращает иудеев от Моисеева закона. А как с точки зрения обычного религиозного человека, живущего в Иерусалиме, который услышал об этом? Кстати, в греческом оригинале стоит глагол не «услышал», а «научен», то есть как бы человеку дали такие сведения. Апостол учит иудеев не соблюдать закон Моисеев. Но ведь это нарушение, с точки зрения правоверного иудея и даже христианина в том числе (мы знаем, что апостол Иаков был ценителем отеческих преданий и закона Моисеева). Получается, люди думают, что приносят службу Богу, совершая гонения на последователей Иисуса Христа. Так было во всей истории, и в античном, и в греко-римском мире.

Кто такие христиане, с точки зрения язычников? Возмутители, те, кто отказывается от почитания отеческих богов, отказывается приносить жертвы статуе императора. Это тоже преступление. А значит, как бы мы сказали современным языком, они неблагонадежны.

С точки зрения обычных людей, христиане, в принципе, особенно в то время, были возмутителями спокойствия, нарушителями традиций и устоев. Это был мир, еще не измененный учением Христа, находящийся в каких-то своих понятиях.

Но и позже были гонения на христиан от представителей других религий или каких-то властей. В принципе, происходило то же самое. Можно обратиться и к XIX веку. Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник оставили нам об этом свои письма. И в те времена было пренебрежение к христианству. Обычный человек, который как-то по правилам постился, читал Священное Писание, вызывал насмешки. Сам Игнатий вызывает гнев и недовольство, когда оставляет карьеру, несмотря на такой взлет и почтение императора. Хотя это и не гонение на христианство, но, по сути, это непонимание христианского образа жизни.

А что произошло в XX веке? Тогда многие действительно с точки зрения идеологии боролись с христианством, со священниками, потому что считали их неуместными в своем государстве, теми, кто мешает построению нового светлого общества. Все эти моменты действительно продолжались, да и по большому счету продолжаются и (судя по словам Спасителя: Меня гнали, будут гнать и вас) будут продолжаться.

– У Игнатия Брянчанинова была интересная судьба. И ведь это была православная страна и православный император. Почему же тогда его стремление оставить кафедру, поселиться в уединении и заняться богословием (как мы сейчас знаем, написанием душеполезных и душеспасительных книг) вызывает негодование?

– Потому, что не воспринимается миром. Может быть, каждый человек видел в этом отражение себя. Такая карьера, и вдруг оба, и Игнатий Брянчанинов, и Феофан Затворник, это оставляют.  Очень много вопросов. Может быть, в какой-то степени срабатывает механизм: «будь как мы». Ведь если человек живет, нарушая заповеди Божии (а большинство понимает, что нарушает), и вдруг появляется тот, который старается их соблюдать, это же укор. И такое желание: будь как все, не высовывайся, куда ты лезешь? В том же XIX веке говорили: «Что ты так постишься, святым хочешь стать?» Это же правда. Такая фраза многое объясняет.

– Действительно, стоит уделить чуть больше внимания собственной духовной жизни, как начинаются укоры или насмешки со стороны, негативная реакция. Что же делать в такой ситуации?

– Чаще всего эти насмешки от близких. В Священном Писании сказано: враги человеку – домашние его. Но если бы Игнатий Брянчанинов послушал не то что ближних, а императора, то мы бы не имели сейчас его творений, а в святцах не было бы такой великой фигуры. Если бы Феофан Затворник не ушел в затвор, а послушался тех, кто что-то ему говорил, мы бы тоже многое потеряли.

Игнатий Брянчанинов достаточно смиренно принимал все эти вещи, но одновременно был тверд в своем убеждении. Если мы говорим о современности, о нашем окружении, то надо просто набраться терпения. Есть две крайности. Одна, когда человек, который только приходит к Церкви, старается быть «святее» Самого Бога и буквально терроризирует своих близких: вы не поститесь, в храм не ходите и так далее. Другая, когда человек пренебрегает своими ближними. Все-таки по опыту многих людей терпение и молитва за своих домашних со временем способны изменить многое. Как говорил Серафим Саровский: стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи.

Враги человеку – домашние его. Да, в большой семье так бывает: один начинает ходить в храм, а остальные смотрят на него с укором и негодованием. Как найти в себе силы продолжать, если встал на этот путь? Как не попасть под влияние окружающих? Это же твоя семья, идти против нее тоже нехорошо.

– Человека уважают, когда он сохраняет свои принципы. Может быть, не сразу и не высказывая это вслух, но если ты придерживаешься своих принципов, то со временем эта стойкость способна творить чудеса. К домашним нужно относиться с любовью, не укорять их, проявлять любовь. Когда я был студентом, в такой же ситуации один человек задал мне вопрос: «А ты думаешь, Бог любит твоих близких меньше из-за того, что ты сейчас пришел в храм, а они восстали против тебя?»

А еще Иисус сказал: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Терпение, следование своим принципам, молитва за ближних – все это творит чудеса. Иногда бывает, что те, кто тебя гнал, потом становятся впереди. Мы знаем это по тому же апостолу Павлу.

– И все-таки получается, что ты становишься исповедником. Им в какой-то степени стал и Игнатий Брянчанинов. Он показал всем окружающим, как надо жить, а в итоге они ощутили немой упрек. То же ощущают и люди сейчас. Но если невольно делаешь такой укор окружающим, то можно ли его как-то сгладить? Когда ты обращаешься с проповедью к родным, они воспринимают ее как упрек. Как сделать так, чтобы они ее приняли и вдохновились твоим примером, а не почувствовали себя хуже по сравнению с тобой?

– Приведу пример из своей жизни. Когда я начал воцерковляться, я учился в медицинской академии. У нас была очень хорошая, сплоченная, веселая, умная группа. Просто замечательные девчонки и ребята. При воцерковлении одним из первых встал вопрос соблюдения поста. Не буду говорить про домашних, а конкретно про своих сокурсников. У нас была хорошая традиция: когда у кого-то был день рождения, или 8 Марта, 23 февраля, то мы скидывались на поздравления. На 8 Марта мы покупали торт, лимонад или шампанское и угощали девчонок. А этот праздник обычно выпадает на начало Великого поста. Я сдал деньги, но, когда наступил момент истины, сказал, что не буду торт, потому что пощусь. Они еще не знали, что я воцерковляюсь. У них была палитра чувств от поддержки до возмущения. Но ничего, я сдержал свой принцип. Я тогда был неофит, важно было соблюсти все эти внешние условности.

Через какое-то время снова был такой момент. Тоже пост, и какая-то девочка всех угощала.  Она сделала постный десерт специально для меня. Это было очень приятно. Прошел год, и снова был праздник 8 Марта, тогда на меня уже смотрели так: он сам по себе. А я говорю: «Девчонки, я съем этот кусочек торта, потому что вас люблю». Немая пауза. И потом одна одногруппница сказала: «Лучшего подарка ты нам сделать не мог». Понимаете? Все имеет какое-то продолжение, на все нужно время. Главное, не противопоставлять себя чему-то другому. Ситуации бывают разные. Кто-то поймет, кто-то нет. Нужно сказать родным, что для вас это очень важно.

Каждый Новый год сто миллионов вопросов, как быть на новогоднем ужине, и сто миллионов вариантов разных ответов, как поступить. Самое главное: не осудить других и не считать себя выше других.

– Личный пример – лучшая проповедь изо всех возможных, в отличие от многословных разъяснений.

– Прошло время, и мои сокурсники начали обращаться ко мне как к разбирающемуся человеку, стали задавать вопросы, знаю ли я что-то о венчании и так далее. Все равно всем что-то близко и интересно. До сих пор мы сохраняем связь, звоним друг другу. Кому-то я детей крестил, кого-то венчал. Прекрасно. Нужно просто какое-то время потерпеть эту естественную реакцию.

– Не враждовать с миром. Вражда все только погубит. Вы нашли мир, договорились.

Очень важный момент, что нужно сначала укрепиться самому против искушения. Бывает по-разному. Когда император узнал, что Игнатий Брянчанинов уходит в монашество, то стукнул кулаком по столу. Но в дальнейшем от него были и польза, и помощь, и понимание.

– Сто миллионов вопросов и сто миллионов ответов. Но ведь это неправильно, невозможно из одной и той же веры найти на одни и те же вопросы столько ответов? Должен же быть некий единый принцип, который отвечает на все эти вопросы.

Если у нас стоит вопрос, как поступить с новогодним столом, если есть люди постящиеся и непостящиеся, один священник скажет, что тогда нужно для всех приготовить постное, другой скажет, что для всех нужно непостное, а постящийся по любви к ближнему пусть отведает той же трапезы, что и приготовлена для других. Но есть какой-то принцип, руководствуясь которым можно не задавать тысячу вопросов, в том числе и таких пустых: «Что подать на новогодний стол?» Чем руководствоваться, когда возникают такие вопросы, такие сложные ситуации?

– Апостол Павел частично ответил на этот вопрос, когда говорил, что идол для него есть ничто, но если соблазняет кого-то, не вкусит этого вовек. Можно это в обратную сторону повернуть. Второй момент. Есть такая фраза (не знаю, спорная или нет, но все-таки мне она импонирует): лучше согрешить в любви, чем в жестокости. Я всегда говорил: «Разве вам важно, что я ем, сидя за столом?» Ведь обычно никто не смотрит в тарелку. Понятно, хозяйка хочет угостить тем, что она приготовила, а для нас должно быть важно то, что мы вместе. А что у нас в тарелке, какое это имеет значение?

– Справедливо. Давайте попробуем на конкретном примере рассмотреть такое отношение к ближнему. Мы празднуем память преподобной Евфросинии Московской, супруги благоверного князя Димитрия Донского, а послезавтра будем праздновать и их совместный день памяти. Как пример преподобной Евфросинии может сегодня подсказать, какой урок мы можем извлечь из ее жизни?

– Здесь, конечно, уроков множество. Почему она прославилась? Евфросиния Московская (до монашества Евдокия) до прославления Елисаветы Феодоровны была единственная русская святая женщина из царской фамилии. Что так поразило наших предков? Что удивило? Ее дела милосердия, дела сострадания и одновременно большая молитвенность и духовность во всем. Она благословила своего сына Василия I, великого князя, собирать войско и идти на Тамерлана. Но она же понимала, что это безнадежное дело. С одной стороны, она это сделала потому, что это дело чести, князь не мог не пойти на войну, она его отправляла на верную гибель и это понимала. Но она кроме своей личной молитвы (мы понимаем, что, кроме матери, за сына никто так сильно молиться не может) еще призвала через митрополита по повелению князя икону Владимирскую из Владимира. Она предприняла некое духовное действие, которое могло помочь по ее вере, по ее молитве. Действительно, сын ее остался жив. Это женщина, которая в своей жизни столько скорбей перенесла...

Брак Евфросинии и Дмитрия был выгодным, потому что она – дочь суздальского князя, а Москва и Суздаль соперничали за великое княжение, и то, что суздальская княжна вышла замуж за московского князя, объединило эти княжества, они перестали враждовать. Но как только она приехала в Москву (считается, что ей было 12–13 лет, когда она стала княгиней, женой Дмитрия Донского), что первое увидела? Моровую язву, смерть людей. Сразу после этого московский пожар (они были часто, их было достаточно много), в котором погибло много людей. И что она делает? Она помогает погорельцам. Ее очень поразили крики горящих людей, обездоленные люди от болезни, от пожара. И буквально только-только отстроились, приходит Литва на Русь, приходит Ольгерд. Опять сжигает Москву, опять она слышит эти крики. Чуть дальше – Куликовская битва. Она провожает мужа, они, по сути, давали последнее целование. Он вернулся живым. Тохтамыш приходит в Москву – опять сжигает… Это все ложилось в ее сердце и отражалось на помощи другим.

После Тохтамыша проходит буквально год, князя призывают в Орду. Понимали, что если князь поедет, велика вероятность (после Куликовской битвы всего три года прошло), что его убьют там. И посылают сына. Насколько материнское сердце должно быть этим убито, но она переживает это. Василий возвращается. Вся ее жизнь постоянно в этих катаклизмах на Руси – пожарах, болезнях, нашествиях. Но она всегда находила правильный путь, и она находила его именно через веру в Бога. Ведь мы знаем, что она после Куликовской битвы основывает храм Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. А почему Рождества Пресвятой Богородицы? Потому, что Куликовская битва была в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября (по старому стилю). Она основывает Вознесенский монастырь. Она после смерти мужа действительно находится в большом горе, но одновременно продолжает при малолетнем сыне дела государства.

Одновременно она берет на себя большие христианские подвиги, которые скрывает от всех: она носила вериги (власяницу), как монахи-подвижники. При этом она устраивала княжеские приемы для того, чтобы этого не показать. И когда по Москве пошел слух, что вдовство она не соблюдает, не сохраняет (представляете, что это в то время?), когда даже ее сыновья в смущении пришли задавать эти вопросы, чтобы она разрешила их смущение, только из-за того, что они усомнились, она, сняв часть одежд, показывает им свое тело. И они видят изможденное, черное, как говорят, прилипшее к костям тело. И они понимают, насколько слухи были ложью. Они хотят мстить за эту ложь, а она им запрещает. То есть это удивительное соединение дела и веры. Мне кажется, это дело в нашей жизни должно быть. Но иногда бывает в нашей жизни, что мы не знаем, как поступить. Если верующий человек молится искренне, по-настоящему, как-то ответ приходит, обстоятельства поворачиваются так, что идет этот путь даже без твоего выбора. Как-то так в ее жизни было.

– Вы очень важную тему затронули, потому что в этом, наверное, вообще смысл жизни человека – чтобы прожить ее достойно, нужно все время выбирать правильный путь, принимать правильные решения. Это всегда сложно.

– Человек всегда перед выбором, как поступить: по совести или не по совести, по Евангелию или не по Евангелию. Как правило, поступить по совести, по Евангелию – это нанести тот или иной ущерб себе. А порой просто вопрос выбора такой, что мы не знаем, как правильно поступить. Иногда у человека, когда он молится, так обостряется восприятие, что иногда он может услышать и получить совет вообще из какой-то прочитанной в этот момент книги, из брошенной в метро или на улице фразы совершенно незнакомого человека. Ведь таких свидетельств тоже много. И человек понимает, что поступать ему нужно так. Мне кажется, если человек, например, поступает по совести (или хотя бы думает, что поступает по совести), всегда его выбор будет благословлен Богом. Может быть, избитая фраза, но жизнь показывает, что потом, если мы с Богом, все выходит на нужный путь.

– По совести, наверное, недостаточно поступать? Мы знаем, что многие язычники поступают по совести, просто она у них своеобразная… Помните эпизод: в Древней Руси князь Владимир после одного из походов собирался принести в жертву сына одного варяга? Они оказались христианами, но их убили. Ведь наверняка Владимир поступал по совести, считал, что по совести победил – нужно принести жертву…

– Когда мы говорим о поступке по совести, можно привести слова Священного Писания апостола Павла, когда он говорит о язычниках, что у некоторых из них закон написан в их сердцах. Мы под законом понимаем не жертвоприношение, а такие вещи, которые близки Евангельскому учению. Наверное, в этом смысле.

– В принципе, у каждого человека внутри существуют эти неписаные нормы морали, нравственности.

– Все-таки наш мир и наши богословы, наши святые, отцы Церкви это отмечают. Мы говорим о временах князя Владимира и о современной России, о современном мире (хотя он достаточно сильно был изменен христианством, я бы даже сказал – преображен), и если какие-то законы, какие-то понимания в совести язычника (даже в совести атеиста, агностика или какого-то другого человека) формировались в нашем государстве тысячу лет, не просто от них избавиться. Мы видим, насколько перевертывалась мораль в послереволюционное время, и в большинстве своем не удалось большевикам это переломить, все как-то встало на круги своя, особенно во время такого серьезного испытания, как Великая Отечественная война.

– Этот эксперимент по уничтожению в людях религиозности тоже провалился. Это была одна из важнейших целей революционной кампании, пусть не всегда она декларировалась как самая главная. Мы говорили, что религия мешает человеку, пытались ее искоренить. Но ведь религиозность в человеке всегда была и будет, это как потребность.

– Да. Кто-то из значимых людей начала XX века говорил такую фразу, что большевики сейчас борются с Церковью, но они придут к тому, что сами начнут раздавать на улице Евангелие. Мы знаем, что Евангелие в 90-х годах действительно раздавали на улице, пусть и не большевики. Я сам помню, как к нам в школу приходили «Гедеоновы братья», это был излет советской школы, но все были в удивлении. Я помню, что даже физрук пришел, некрещеный человек, не из православной традиции, и, стоя в двери, с любопытством слушал, как человек рассказывал что-то о Евангелии, хотя год-два назад до этого у нас были уроки атеизма. Это какое-то очень необыкновенное время. Смотрите: боролись с религиозностью, попами, с церковностью, отсталостью. Но Сталин во время начала Великой Отечественной войны обратился: «Братья и сестры!»

Какие фильмы показывали, которые снимали в Советском Союзе?  «Александр Невский», другие патриотические фильмы, вернули дореволюционные награды, связанные с нашими героями, а все герои были верующими людьми – и Суворов, и Кутузов, и Александр Невский. Ордена вернули потому, что поняли: сложно без этого. Я помню, когда-то прочитал, и это меня удивило, что патриарх Алексий II после своего избрания в самом начале 90-х выступал в какой-то молодежной аудитории, что в то время было необычно, редко, и говорил: «Вам предстоит строить новое общество на новых началах, на новых принципах». Тогда уже говорили о свободе, перестройке, гласности, демократии, но об одном я хочу сказать: никогда доселе, по крайней мере в Европе, за последние 2000 лет новое общество не строилось, не основываясь на религиозных принципах. Все-таки в начале 90-х годов было и возвращение к истокам, к вере своей, но большинство были воспитаны в атеистическом духе, в безбожном духе. И он говорит: «Я боюсь, что вам придется очень тяжело, потому что строить новое общество, не основанное на принципах евангельских (милосердия, взаимопомощи, прощения), очень сложно». Эти слова Святейший патриарх Алексий II сказал, выступая перед молодежью.

– Отец Павел, предлагаю Вам рассказать о тех торжествах, которые пройдут в вашей обители в ближайшие выходные, посвященные как раз той самой великой чудотворной иконе, святыне русской, которую мы сегодня вспоминали, когда говорили про преподобную Евфросинию Московскую, то есть о Владимирской иконе Божией Матери.

–  Евфросиния Московская, скажем так, была непосредственной виновницей этого торжества, поскольку при ее помощи, ходатайстве в Москву была принесена в очень трудное и критическое время для Отечества нашего Владимирская икона Божией Матери, благодаря заступничеству которой Москва была спасена. И действительно, наша обитель, Сретенский монастырь города Москвы, является Богородичной обителью, непосредственно связанной с этой иконой, с этим событием. 3 июня празднуется память в честь Владимирской иконы Божией Матери. Накануне, в пятницу, в 18.00 всенощное бдение с нашим известным Сретенским великолепным хором, праздничное богослужение, и в день праздника две литургии – ранняя в 07.00 в древнем храме, и поздняя в 10.00, в новом храме в честь Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской. Ждем вас в гости!

– Мне кажется, в этом образе Богородица покровительствует нашей стране, потому что это удивительная икона, происхождение которой относят к началу второго тысячелетия, и она всю русскую историю всегда находится со своим народом. Мы говорили, что Евфросиния отправляла Тамерлану своего сына, и тогда же принесли Владимирскую икону. Чем закончилось это все?

– Она поручила государство и сына заступничеству Божией Матери. И не прогадала. Произошло чудо – Тамерлан отступил.

– Отец Павел, в заключение программы – краткое напутствие для наших телезрителей.

– У нас заканчивается большой период от Пасхи до Пятидесятницы, торжественный и радостный период, когда, к сожалению, за этой радостью снижается  накал христианской жизни. В ближайшее воскресенье праздник Святой Троицы, потом еще одна неделя, и начинается Апостольский пост – Петра и Павла. Я желаю немножко прийти в себя всем нам, православным христианам, мы не в простое время живем – мы не должны расслабляться, мы должны молиться и заниматься своей духовной жизнью. Спаси Господи!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать