Беседы с батюшкой. Игумен Лука (Степанов). 1 июля 2025

1 июля 2025 г.

В гостях в студии  настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов).

 Сегодня празднуют в Церкви замечательный образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Достойно есть» (или «Милующая»). Второе название обычно никто не вспоминает, но прекрасно все знают икону Божией Матери «Достойно есть». Очень красивая икона, богатая по своему изображению. Не менее интересна ее история, связанная с востребованным для нас песнопением, молитвой «Достойно есть». Предлагаю сегодня поговорить об этом образе и этой молитве.

Многие с этого начинают свое паломничество на Святую Гору Афон. Карье столица этой монашеской республики, удела Пресвятой Богородицы. Именно в алтаре соборного храма столицы Афона, на горнем месте, хранится этот древнейший святой образ. Он действительно очень нарядный. Эта икона была прославлена еще в позапрошлом тысячелетии. Святая Гора Афон уже в те времена являлась местом подвигов, уделом Богородицы, где мужское монашество оказалось в особо благодатных условиях и по нынешнее время сохраняется во всей своей духовной красоте.

Там и произошло чудо пред этой иконой Богородицы, непосредственно с ней связанное. Все случилось так, как повелела Богородица. Интересно начинается Ее акафист. Привычные слова: «Архангел послан бысть к Пречистой». А тут слова акафиста сообщают, что от Пречистой был послан архангел.

Ситуация была такая: на соборную молитву в храм ушел старец. (И поныне, кстати, на Святой Горе Афон есть небольшие кельи, где живут по два-три подвижника. Один старец, например, а другой – его ученик. Ученик иконы пишет, а старец хозяйством занимается; или наоборот.) Старец отошел на общее богослужение, как раз был праздник Богородицы. По обстоятельствам послушник остался в келье и совершал правило перед этой иконой Богородицы «Достойно есть», которая уже оказалась прославленной и особо почитается и поныне. В келью раздался стук. Зашел юноша прекрасного, светлого вида. На Афоне свойственно многократно повторять краткие молитвы Господу Иисусу Христу, Иисусову молитву, молитвы к Богородице. Одна из сложившихся уже тогда и чтимых молитв, часто повторяемая: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

Это было делание, которое совершал послушник перед образом Богородицы. Вошедший же юноша говорит ему странные слова: «У нас на небесах прибавляют в начале иные слова». Он произносит первую половину теперь уже известной нам молитвы «Достойно есть». Изумленный красотой этих слов, этого песнопения, послушник просит оставить эти слова. На каменном столе, на каменной доске, которая была перед ними, этот таинственный гость перстом запечатлевает слова молитвы «Достойно есть». Первой ее половины, прежде неведомой. Юноша становится невидимым. После этого послушник с очевидным доказательством того, что ему ничего не приснилось, представляет вернувшемуся старцу эти небесные письмена на каменной скрижали.

Собираются афонские старцы и подтверждают произошедшее своим свидетельством, отправляют патриарху эту каменную доску. Уже тогда появляется распоряжение везде употреблять эту молитву как данную ангелами и чудесно полученную при таких таинственных и благодатных условиях. С тех пор эта икона в особом почитании. Нам знакомы слова молитвы «Достойно есть», которые венчают всякое благое дело и почти всякое богослужение.

Эта молитва регулярно читается на богослужениях, в утреннем и вечернем правиле, но нечасто мы задумываемся о ее содержании. Предлагаю на некоторые фразы этой молитвы обратить особое внимание. «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную». Что скрывается за словом «Присноблаженная»?

 Блаженство – это состояние, в котором пребывает Господь, Сам Себе всегда тождественный. Так что «Присноблаженная» – это Та, Которая в благодатственном состоянии сопребывания с Пресвятой Троицей. Именно это свойство Богородицы делает Ее выше всех чтимых на земле и на небе созданий, поскольку Ее теснейшее родство с Господом по причине Богоматеринства ни с чем не сравнимо.

«Присно» означает «всегда». В данном случае мы указываем этим термином не только на Ее особую любовь к людям во время земной жизни, которую Она являла в Своем материнском попечении сначала о Сыне Своем, а далее и в предоставлении Его в жертву за грехи всего человечества. Это было все же Ее сердечное расположение и сострадание. Поэтому при завершении земной жизни Она оказалась прославляемой как Царица Небесная. С этим изобилием благодати Она остается с нами. Ее всегдашнее блаженство – это всегдашняя наша надежда на Ее ходатайство и близость к нам, участие во всех наших земных заботах, в нашем спасении.

– Иногда в монастырях я случайно нахожу икону, на которой изображена Святая Троица (Бог Отец, Бог Сын, наверху Святой Дух) в запрещенном виде. Саваоф (Бог Отец) изображен в виде старца, Бог Сын – в образе Иисуса Христа, а Святой Дух – в виде голубя.

 А никто не запрещал. Наоборот, икона воцерковилась, несмотря на свое явно латинское происхождение и, так сказать, богословие, которое несет Единый от Пресвятой Троицы – Второе Лицо – вочеловечился. Хоть таинственное Его сосидение Отцу нам в Откровении является, но никак не сказано, что это сосидение уподобляется присутствию двух человек, старшего и младшего, на соседних тронах.

Кстати, и Дух Святой, в соответствии с западным, а не с восточным богословием, от обоих из Них навстречу созерцающему этот образ двигается. До высоты «Троицы» Андрея Рублева подобное изображение не дотягивает очень сильно. Там три Ангела символизируют три Личности и единую Божественную природу.

Хотя образ этот очень популярен уже в нашей культуре, Церкви. В иконостасе он часто занимает место.

 Меня удивило, что уже в XVII веке появились такие изображения у нас на Руси под каким-то западным влиянием. Я тоже думал, что это уже после петровских реформ, но у нас даже в Рязанском музее есть замечательные древние образы.

– Насколько я знаю, первым царем, который стал особо увлекаться западной культурой, был Алексей Михайлович. При нем появился и первый театр, если мне память не изменяет. Но я к другому образу хотел перейти. Часто встречаются иконы, на которых, помимо указанных трех Лиц Святой Троицы, в середине, чуть ниже Отца и Сына, появляется Пресвятая Богородица, а Отец и Сын держат над Ней корону. Этот сюжет называется: «Коронование Пресвятой Богородицы».

Это латинская все-таки история, с коронованием.

Как и в случае со Святой Троицей, существуют старинные русские православные иконы, они присутствуют в храмах. Почему я вспомнил про эту икону? Мне кажется, что она вполне отражает слова о присноблаженстве Богородицы, которые Вы сказали. Она действительно вознесена в эту славу. Но как относиться к самому сюжету в нашей традиции?

 Великомученицу Екатерину в XVIII веке полюбили изображать тоже коронованной. Не только лишь Крест – символ мученичества, но и корона. Как образ тернового венца, но с царскими знаками достоинства.

Не убывает от славы Пресвятой Богородицы. Есть какие-то наносные излишества в учениях о Ее непорочном зачатии, о Ее сопричастности искупительному страданию, как будто Она была отчасти той жертвой, которая приносится за грехи всего человечества. Не будем сливать в одно Ее материнское сострадание и Сыну Своему, Богу нашему, и всему человечеству страждущему, для спасения которого понадобилась эта жертва. 

Если мы признаем образы и поклоняемся пред ними как пред чудотворными, это вовсе не значит, что для нас какая-то излишняя и, может быть, не вполне основательная история, явившаяся на Западе, становится нашим исповедованием. Поэтому если какие-то горячие головы потребуют от нас срывать оклады, мы их не поддержим, а охладим.

Есть удивительные преобразования в Богородичной иконописи. Чего стоит одна из наших прекраснейших и величайших святынь московских – икона Божией Матери «Взыскание погибших» в храме Воскресения Словущего! Я сам сподобился святого крещения перед этой иконой. Почитаю Богородицу как Спасительницу и мою Благодетельницу великую. Говорят, что эта икона была написана по повелению самой блаженной Матроны. Много здесь того, что не вписывается в православный иконописный канон, но уже воспринято православным народом, воцерковлено. Понятно, что распущенные волосы Богородицы в данном случае не символизируют Ее страстности или чувственности. Взгляд современного человека пусть отделяет женственность от Божественного или благодатнейшего достоинства Пречистой Девы Мне кажется, что у людей молящихся и кающихся достаточно трезвенности, чтобы разводить эти понятия и оставаться поклонниками Пречистой Девы, а не восхищенными поклонниками, как у Пушкина, прекрасной дамы, которую рыцарь изобразил на своем щите.

– Для XVIIIXIX веков это целая культура, когда были исполнены изображения Христа, Богородицы и святых подобно изображению человека.

Это были целые века. Сейчас мы любим нашу возрожденную традиционную иконопись во многих наших храмах. Я спрашиваю как-то на конференции одну из знатоков иконописи, преподававшую много в Троице-Сергиевой лавре: «Почему святитель Феофан Затворник, такой ревнитель древнего благочестия, достаточно живописно на своих иконах изображает святых?» Она отвечает, что он-то как раз делал инновационные шаги назад, к святым отцам. То есть он писал в академическом стиле, как все писали, но в его иконописи можно проследить, заметить очевидные шаги назад. К традициям, к истокам.

Что значит слово «Пренепорочная», которым мы также воспеваем Пресвятую Богородицу в этой молитве?

 Здесь прилично рассуждать в высших степенях не просто об отсутствии порока, а о полной принадлежности к добродетели, противоположной пороку. Признаки победы над пороком в нашей сегодняшней жизни – это расположение к противоположной греху добродетели. Пренепорочный  тот, кто не только не имеет в себе никаких признаков греховных расположений, страстей, но всей душою прилежит к тем добродетелям, которые возводят на небо и полностью противоречат всем тем страстям, которыми заражено падшее человеческое естество.

– А почему часто при завершении богослужения (всенощное бдение, утреня), перед отпустом, обязательно бывает возглас священника: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»? И затем как раз поется: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим». Казалось бы, все содержание богослужения и его завершение посвящены Христу... Потом – «Слава Тебе, Христе Боже…», отпуст «Христос, истинный Бог наш». Но перед этим обязательно вставляется: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

– В нашем прекрасном богослужении такое излитие благословенных словес, что трудно в нем выявить какую-то безупречную логику. Почему Богородичным песнопением заканчиваются всякие стихиры, всякий канон, всякая песня канона?.. Во всем православном богослужении есть это Богородичное завершение. Это какая-то особая тайна и красота.

Может быть, потому, как говорит святитель Феофан Затворник, что все упокоевается на милосердии Божием. В результате не столько по справедливости, сколько по милости мы предстоим Богу с надеждой на Его благо. И Ходатаицей, совершенно необходимой, Богом воздвигнутой, но при этом отраслью, от земли приуготованной, является Пресвятая Богородица. Есть чудные слова, которые приводит Владимир Николаевич Лосский в своих «Очерках мистического богословия», когда говорит о экклезиологии, об особом значении Сына и Духа Святого в церковном служении. Интересно, что последние абзацы этой его замечательной главы посвящены исключительно славе Богородицы, Которая оказалась вполне отраслью человеческой, преображенной воплощением через Нее Сына Божия, и при этом с полным произволением души и Своего сердца принявшей всю полноту благодати Святого Духа. И поэтому Она – живое воплощение небесного совершенства и земного преображенного естества, которое является тем самым связующим звеном с жизнью продолжающейся.

У нас вообще христоцентричная антропология: мы представляем человека вокруг Христа и в связи со Христом. Это произошло и происходит с нами при посредстве Божией Матери. Как Он воплотился через Нее, так при посредстве Божией Матери происходит и наше жительство, исправление и спасение. Наверно, Церковь, воодушевленная этими высокими чаяниями, и сопровождает окончание нашего богослужения этим Богородичным напутствием, чтобы под Ее сенью, с памятью о Ней, с молитвами к Ней и продолжалось наше жительство между богослужениями. Все-таки Церковь – это рай, который всегда с нами. А преподобный Паисий (Величковский) хорошо говорил: как в раю послушанием Адама было делать рай и хранить его, так и у человека церковного «делание рая» – это участие в богослужении, а «хранение рая» – память о Господе, Богородице в межбогослужебное время. Вот из этого и складывается наша церковная райская жизнь.

– Я вспомнил еще, что и ектеньи заканчиваются тоже обращением к Пресвятой Богородице. И ведь получается, что мы совершенно не замечаем, что практически каждое наше богослужение, особенно вечернее, если это не двунадесятый господский праздник, очень Богородичное. Действительно, все тропари завершаются Богородичным, каждая песнь канона, стихиры завершаются Богородичным. Но это настолько замылено, что мы даже не замечаем, сколько упоминаний Богородицы в одном только богослужении.

– Да, это так. Поэтому каноны, особенно те, которые есть в Октоихе, предписаны к прочтению с углублением, с размышлением о них. Но в реальной жизни получается, что это то, что оттесняется на задворки или остается на откуп тем счастливым монастырям, где богослужение круглосуточное, и в будние дни все воспроизводится так, как задумано в уставе. Но Вы правы, присутствие Богородичных песнопений очень важно. Ежедневное афонское монашеское правило (не все это знают, многие думают, что это три канона с акафистом) – это шесть четок, минимальное ежедневное делание. А четка – это сотка, сто молитв. Из них 300 – Спасителю, 200 – Богородице, короткая молитва. А 100 – уже ангелу-хранителю или кому-то из чтимых святых. Вспомним Серафима Саровского: 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Не только на Канавке, но и при всяких жизненных смятениях, неурядицах. Для меня самого это был очень животворный совет, который я вычитал. А на переломном этапе жизни я подумал, что сделаю правильно, если буду читать эти 150 молитв «Богородице Дево, радуйся», чтобы Господь положил на сердце единственно правильное решение. И тогда, после очень недолгого исполнения этого Богородичного правила, желанная определенность во мне явилась.

– Еще один вопрос по молитве. Богородицу мы прославляем как «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим». О чем эти слова говорят?

В данном случае представляется сравнительная характеристика. Те, кто молится ангелу-хранителю (это те, у кого не животное устроение, а ближе к ангельскому), признают бытие ангелов, о которых свидетельствует Священное Писание и сами уста Господни многократно указывают. А ангелы, описанные в Священном Писании и в Откровении, несколько систематизированном Дионисием Ареопагитом, представляются в виде девяти ангельских чинов. Низшие не возносятся до тех просветлений, тех Божиих откровений, которые доступны высшим. И если эти девять уровней ангельской иерархии нас приближают к Богу, но никогда не могут всерьез к Нему приблизить по причине Его непостижимости, то указать место Пресвятой Богородице, что не сравнится по славе даже с этими Бесплотными Силами, – это значит заявить о том, что никакие творения Божьи не могут быть сравнимы с той славой, какая по праву принадлежит Богородице. Так что эта Ее сверхангельская слава поставляет Ее на уникальное место в небесной иерархии.

– Сегодня мы также вспоминаем апостолов Варфоломея и Варнаву, которые, бесспорно, знали Пресвятую Богородицу при жизни. Это очень интересно, потому что сейчас идет Апостольский пост, установленный в память о самих апостолах, о том, как они после сошествия Святого Духа стали проповедовать о Христе, разошлись по всей Римской империи и за ее пределами, проповедуя слово Божие. Вспоминая сугубо апостолов, и особенно Петра и Павла, праздником которых закончится пост, в середине поста мы отмечаем память Варнавы и Варфоломея. Вся эта совокупность, наверно, призывает нас к тому, чтобы снова и снова задавать вопрос: а каким может быть апостольство в наши дни? Пережив праздник Святой Троицы и сошествия Святого Духа, мы в молитвах на вечерне праздника Святой Троицы просили об обновлении дара Святого Духа в нас сегодня. Предположим, что эти молитвы были услышаны и, заметили мы это или нет, Господь обновил в нас этот дар. Как им теперь распорядиться, имея перед глазами такие примеры святых апостолов, как Петр и Павел, Варфоломей и Варнава? Они были апостолами в I веке. Сейчас, конечно, совершенно другие обстоятельства. Как нам быть апостолами сегодня?

– Об этом, конечно, Церковь тоже позаботилась: сразу вслед за сошествием Святого Духа на апостолов мы празднуем день всех святых, от века Богу угодивших. Как Сын являет нам Отца, Дух являет Сына, так святые являют нам Дух в своей жизни. «Дивен Бог во святых Своих» – это Святой Дух, действующий и живой в избранниках Своих. Он определенным образом реализуется в той практической жизни, которую нам представляют жития святых и сами образы их. А в следующее воскресенье – еще конкретнее: вот тебе твои соотечественники, все русские святые. Это уже просто родственники, соседи, предки, ближайшие по плоти, можно сказать. А то и совсем недавние, даже земляки. Счастье быть земляком святителя Феофана, Иоанна Кронштадтского, Силуана Афонского, они совсем недалеко от нас. К чему побуждают нас их светлые примеры?

Апостол Павел говорит: подражайте мне, как я Христу. Не подражайте Христу по западному образцу, когда легко впасть в мечтательность и прелесть… Апостол Павел предупреждает нас, что хорошо нам свою собственную жизнь строить по примеру наших практических учителей и наставников в вере. А то, что они действительно, может быть, были подобны Христу, по своей пламенной любви и послушанию Отцу Небесному, – это пусть. Тут, конечно, важно не играть в святых и не изображать их, а стремиться принадлежать их духу, тому духу, который был присущ им. А как это можно усвоить? Молясь им, молясь вместе с ними. Это даже больше, чем чтение жития, потому что им мы можем часто только восхищаться, но не имеем возможности даже представить, как выдержать те мучения, которые достались мученикам, как всю жизнь свою посвятить непрестанной молитве, как пребывать денно и нощно в таких подвигах, которыми прославлены великие святые. Но, немного познакомившись с житием, понимаешь, что твоя близость с этим святым, дружба с ним возможны даже не в связи с близостью к частицам его мощей или к его иконописному изображению, а только в связи с тем, что ты призываешь его, открываешь сердце для молитвы Господу, для молитвы этому святому. И тогда понимаешь, как прекрасно говорил святитель Филарет Московский, «мученичество не для всех», но дух мученический должен воодушевлять тебя. И чем-то подобным, жертвенным наполнять твою жизнь. Так что усвоение себе духа святых – это, пожалуй, наша задача. И, разумеется, ходящий в этом духе найдет средство для того, чтобы слово Божие приумножалось и в сегодняшнем XXI веке, серди всех этих современных неустройств.

– В завершение программы я хотел спросить как раз в этом ключе: как кафедра теологии в Рязанском государственном университете, которую Вы возглавляете, помогает людям реализовать в себе этот дар Святого Духа?

– Хотя для меня это – послушание, но на самом деле я чувствую и большое воодушевление, потому что считаю, что это как раз и есть самое важное миссионерское, апостольское присутствие всей нашей святоотеческой традиции, всего нашего православия в современной системе высшего и среднего образования. Это ее место, это поприще, о котором апостол Павел говорит, что не хотел бы сеять там, где другой уже пахал. Я пошел на непаханое. Это наша система образования, высшего и среднего, где сейчас все так сложно и так далеко от Христа. Во всей этой системе, во всех положениях все сделано как будто для того, чтобы христианизация не состоялась. Хотя чего и ждать от светских организационных форматов? Они не для этого созданы. Но есть возможность их наполнения. И теология как раз – это наполнение светом Христовым, православным учением во всей его полноте. Поэтому наше присутствие в системе высшего образования и возможность преподавать в системе среднего образования (которую пока трудновато реализовать) – это хорошо. Хотя, например, ввели новый предмет «Духовно-нравственная культура народов России» с 5-го по 7 класс, но с поправкой: преподавать должны учителя истории. Не теологи, не батюшки дипломированные, что, конечно, было бы правильно, тогда бы точно была духовно-нравственная культура. Тем не менее потихонечку надо к этому готовиться. И в этом смысле наше богословское образование в светском вузе – это мощное средство оказаться все-таки дипломированным и вполне оснащенным всеми светскими гуманитарными науками бакалавром или магистром, причастным нашему святоотеческому богословию, наследию, которое как духовный хлеб сейчас более всего нужно нашему народу. Милости просим, у нас и в этом году есть бюджетные места на бакалавриат, дневной и заочный, и в магистратуру будем набирать. Есть у нас и московские «локомотивные» лидеры и наставники в лице нашего Свято-Тихоновского ПГУ, который я сподобился окончить. Но мы стараемся не отставать.

– Благодарим Вас за разговор. Прошу подвести итог и напутствовать нас.

– Нам осталось не так уж много постных денечков Петрова поста. И если мы наши относительно свободные от перегрузок рабочего времени часы и минуты сможем употребить для посещения храма Божьего, то как раз тот самый дух, которого нам, бывает, не хватает, который просвещает и наставляет, не минует наше сердце. И мы станем избранниками Божьими для просветительского служения. В чем состоит избранничество? В том, что благодать Божья обходит сердца, ища готовых ее принять. А наши сердца делает таковыми только собственное «Господи, помилуй!», особенно в храме произнесенное, собственное пред Богом коленопреклонение, в душе или физически, в своей келье. Право, стоит приблизиться к Господу, чтобы Он приблизился к нам и через нас послужил пользе и спасению наших ближних.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Живоначальной Троицы на Шаболовке (г. Москва) протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X