– Когда мы хотим поговорить с Господом Богом, мы становимся на молитву. Мы открываем Священное Писание и читаем Его Божественные слова, которые обращены не только к узкому кругу людей, а ко всем людям, кто так или иначе сталкивается с христианством и хочет глубоко познать суть того, что называется верой во Христа. Конечно, есть некие условия, которые мы должны соблюдать. Почему? Господь молитву слышит всегда. Это, наверное, аксиома и большая истина. Господь слышит нашу молитву всегда, что бы ни происходило. Но есть несколько «но», которые мы должны обязательно учитывать.
Вопрос в том, как мы произносим эту молитву и в какое время. Что значит «как»? По вере ли. Бывает, в нашу жизнь входит сомнение, когда мы начинаем говорить себе: «А возможно ли то, что я прошу у Бога? Исполнит ли Он? Он меня не слышит. Я грешный человек». И человек начинает накручивать себя таким образом, что молитва обесценивается. Если нет веры, молитва может быть не исполнена. Зачем Господь даст то, во что человек не верит? Есть такая история. Горожане собрались на поле просить о дожде, но только один маленький мальчик взял с собой зонтик, а все остальные пошли без зонта. Здесь то же самое. Обращаясь к Господу, Богородице, святым, мы должны иметь большую веру и дерзновение. В Священном Писании Господь говорит очень интересные слова: стучите, и отворят вам. Ведь это образ молитвы. Стучите! Не постукивайте кое-как, а тарабаньте. Будьте настойчивы в своей молитве.
Второе, что учитывается, почему Бог меня не слышит, почему Богородица или святые не исполняют мою молитву: значит, у Бога есть Свой план. У Бога есть что-то такое, что лучше того, о чем ты сейчас просишь. Есть еще такой момент, что мы часто просим за кого-то: за болящего, путешествующего, еще за кого-то. Но здесь сталкиваются некие интересы. У Бога есть Свой план не только на тебя, но и на того человека, о ком ты сегодня возносишь свои молитвы. Поэтому надо говорить: «Да будет Твоя воля, Господи!» Господь наш Иисус Христос дает нам образец молитвы, когда Он молился в Гефсиманском саду Своему Божественному Отцу: впрочем не как Я хочу, но как Ты. То есть я отдаю в Его руки свою жизнь, эту ситуацию, этого человека. Только это нужно делать с верой и настойчиво.
– Вопрос телезрительницы: «В детстве я, наверное, сломала психику своей дочери Галине, которую отдала на воспитание сестре, а сама уехала к своим родителям. Так получилось, что она родила, но ей попался мужчина, который на ней не женился. Потом она пошла по рукам, и около нее крутятся несерьезные мужчины. Всем нужен достаток. Этого у нее нет. У нее появились вредные привычки. Я уже к доктору ездила, но ситуация в лучшую сторону не меняется. Ребенка воспитывают родители гражданского мужа. Мне больно, обидно. Ничего не могу поделать. Ко мне она не прислушивается. Что мне делать? Сможет ли она бросить вредные привычки и начать работать? Какие силы могут ей помочь?»
– Господь насильно не может сделать всех хорошими. Господь не может насильно изменить человека в хорошую сторону без желания самого человека. Это самый большой закон духовной христианской жизни. Господь не покушается на свободу человека. Если дочь говорит: «Не хочу», – то нет инструмента, который бы сделал ее другой. Хотя есть такой инструмент: скорби или болезни. Врач вызовет и скажет: «Вам осталось жить три месяца. Извините! Мы сделали все, что могли». Иногда, когда человек понимает, что уже все, он стоит перед определенным шагом, гранью, за которой будет совершенно иное бытие, жизнь, законы, тогда он меняется. Волшебной палочки не существует. Не существует молитвы, которая бы заставила полюбить человека или быть ему преданным.
Что делать телезрительнице? Советовать очень сложно. Во-первых, набраться терпения. Кроме того, еще раз повторю, молитва имеет накопительную силу. Господь слышит всегда. Он слышит о том, о чем я сегодня прошу, но, возможно, желает дать что-то лучше. Мы не знаем Промысла Божьего о жизни близкого человека. Мы не знаем Промысла Божьего о жизни телезрительницы. Может, Господь испытывает нашу веру через такие события. Но не забывайте, что молитва не останется неуслышанной. Она обязательно будет исполнена. Просто нужно, чтобы были соблюдены все условия с той стороны, чтобы Вы были готовы к тому, что этот человек изменится, станет другим. Может, это будет происходить постепенно. Нужно время. Часто, чтобы что-то получилось, необходимо все-таки время.
– Это хороший ответ. Потому что иногда, когда у нас случаются скорби, мы не готовы их принять. Мы сразу начинаем обвинять Господа и говорить: «За что?» Здесь и возникает второй аспект нашей сегодняшней темы. Можем ли мы сказать себе, что вот этот поступок – это как раз поступок терпения, ожидания, но не только физический поступок, который приводит меня к совершенно конкретной помощи Господа, Богородицы или святых?
– Очень важно понимать вот что. Я сказал, что молитвы слышны в любом случае, но не всегда они исполняемы. Я сказал, что нужна вера, что есть Промысл Божий, но есть еще одно: насколько мы готовы, насколько наша жизнь чиста. Очень правильно поступали наши предки, когда давали обеты Господу Богу. Разумные обеты. Допустим, у семьи не было ребенка. Что они делали? Она давали обет обойти, допустим, семь монастырей и пускались в паломничество, чтобы показать свою веру, вымолить себе семейное счастье. Почему бы нет? Это тоже некий подвиг, который человек возлагает на себя.
Подвиг Богу не нужен. Ему это не нужно. Это нужно нам как некая самоорганизация, самовоспитание. Где-то я читал такое, что у батюшки дочка сломала ногу, и он сказал: «Господи, пока дочка не выздоровеет, я налагаю на себя пост. Я буду поститься, пока дочка не встанет на ноги». А был очень сложный перелом. Богу не нужны наши обещания. Это нужно нам. Но и Господь очень любит, когда мы ради Него чем-то жертвуем. Вообще вся христианская религия построена на жертве: Бог Отец отдает Сына в жертву людям, а Сын отдает Себя на служение человеческому роду и для спасения этого рода. Везде у нас есть такое понятие, как отдача себя ради какой-то определенной цели. Чтобы молитва за наших близких, знакомых была услышана Богом, Богородицей, святыми, еще необходимо возлагать на себя хотя бы небольшой, но подвиг. Не надо большой, до изнеможения. Но хотя бы что-то, что тебе напоминало бы, что ты находишься на очень важном пути.
– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Когда у человека что-то происходит, можно, конечно, посоветовать почитать акафист. Но человек бывает в таком состоянии, что он может произносить только одно слово: «Господи!» Как человеку из такого состояния приходить в нормальное? Он хочет молиться, но не может. На войне так бывает, что все, что человек может, это говорить: «Господи! Господи!»
– На самом деле это очень хороший и важный вопрос. Потому что действительно в нашей жизни бывают такие случаи, когда мы не имеем возможности прочитать какую-то длинную молитву или акафист. Иногда даже нет возможности почитать утренние и вечерние молитвы. Одно время наши предки использовали (и мы тоже иногда используем) правило Серафима Саровского. Оно действенное. Преподобный батюшка говорил молиться таким образом. Ведь молитва – это не просто взять молитвенник, открыть и читать. Молитва – это предстояние перед Господом Богом, идем ли мы, сидим или путешествуем. Пускай мы не может все время читать Иисусову молитву или призывать Пресвятую Богородицу, но мы должны понимать, что мы перед лицом Божиим.
Вспомним страшные 1920–1940 годы, когда гнали за христианство в нашей стране. У святых мучеников, исповедников (и батюшек, и простых мирян), которые находились в лагерях, умирали от бессилия за тачанками, вагонетками на страшных работах, не было никаких молитвословов. Именно молитва «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, помоги!» спасала их от уныния, отчаяния. Условия жизни были просто ужасными; они умирали, их расстреливали, мучили. Это критические условия.
Но ведь и в нашей жизни бывают очень сложные периоды, когда мы, допустим, ухаживаем за лежачими родителями; или у нас больной ребенок, который требует всей отдачи, и мы должны постоянно, 24 часа в сутки, быть с человеком, менять постель, давать лекарство, выносить судно. Огромное количество подобных жизненных ситуаций. В идеале хочется открыть молитвослов, Священное Писание, почитать акафист «Слава Богу за все» или еще что-то, но не можешь физически этого сделать. Поэтому краткая молитва, которая всегда в сердце, будет заменять все это. Конечно, когда у нас есть возможность, желание, время, мы должны помолиться Господу Богу.
Все, что мы видим в молитвослове, это всего лишь образец, наивысшая точка общения с Богом. Там нет ничего лишнего, наносного; там мы читаем правильные мысли. Это очень здорово, что у нас есть такие образцы молитвы. Но молиться своими словами, молиться кратко – это замечательно, это всегда нужно делать. Нужно всегда пребывать перед лицом Божиим, то есть памятовать о Боге. И молитва очень помогает это делать.
– У каждого монаха есть четки. Раньше я не представлял, о чем молится монах, перебирая четки. Я понимаю, что четки – как символ молитвы, даже если их перебираешь со словами: «Господи, помилуй». Даже само присутствие четок на руке у монаха помогает...
– Это уже призыв к молитве. Четки есть у последователей разных религий. Четки – это счеты. Ведь у нас, монахов, есть монашеские правила, которые мы должны выполнять. Например, монах должен помолиться, вычитать пятьсот Иисусовых молитв или двести пятьдесят молитв Богородице, и четки помогают. Четки не всегда нужно носить на руке, чтобы все это видели. Четки – это всего лишь помощь, чтобы человек мог сосредоточенно выполнить свое молитвенное правило.
– Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Есть такое правило: если человек пропускает три воскресных причастия (получается, что он не посчитал это особо важным), его отлучают от Церкви. Что такое отлучение от Церкви? И как это можно исправить?»
– Действительно, есть такие каноны, которые предписывают верующим людям на долгое время не удаляться от причащения. Первые христиане причащались каждый день. Вы можете каждый день причащаться? Потом Церковь выработала определенные правила. Агапа (вечеря любви) – это был ужин с Евхаристией. Потом это будет разделено в истории христианства: сейчас у нас сначала Евхаристия, мы молимся, а потом уже идем на трапезу. В монастыре, допустим, братия с прихожанами идут в трапезную, чтобы продолжить литургию, продолжить обед, посвященный этому праздничному дню.
Если вы думаете, что, пропустив три воскресных причащения, будете отлучены или получите какую-то епитимью, то, конечно, нет. Для чего необходимо это предписание? Чтобы мы трезво понимали, что есть некая ответственность, если мы удаляемся от причащения по неуважительным причинам. Если вы лежите в больнице, то сегодня при каждой больнице есть батюшка, есть часовенка, можно позвать священника, если существует необходимость обязательно причащаться.
Но, с другой стороны, можно вспомнить пример преподобной Марии Египетской. Сколько раз она причастилась?
– Два.
– И она преподобная. Мы постоянно вспоминаем подвиг ее святости, ее жизни.
Что делать, если вы пропустили три воскресенья? В четвертое воскресенье пойти на литургию и причаститься. И в пятое воскресенье причаститься, и в шестое воскресенье причаститься, заранее подготовившись, помолившись. Самое главное, Причастие для вас должно быть смыслом жизни, вы должны нуждаться в этом, а не бояться этого: мол, я грешница (грешник). Понимаете, мы никогда не будем достойны Причастия. Мы никогда не будем достойны Божией любви к нам. Потому что мы Господа предаем. Чем? Грехами, поступками, словами. Покопайтесь немножко в своем сердце и оцените свои поступки. Ведь мы перед Богом во многом виноваты. Но Он любит нас и прощает.
Если не приобщаться Тела и Крови Христа, то, как Он сказал, не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Поэтому нельзя надолго удаляться от Святого Причастия. Есть такое правило: раз в две недели причащаться. Плюс – в двунадесятые праздники, в день ангела, еще в какие-то особые дни. То есть у человека должен быть некий календарь, которого он должен всегда придерживаться. Без Причастия мы засохнем.
– Ирина в своем вопросе о причащении коснулась нашей темы: как все исправить? что нужно сделать?..
– Вспомните, как Господь пришел к сборщику податей Закхею. И Закхей сказал: половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). Так и здесь: нужно восполнить это. Как я выше сказал, если три воскресных дня пропустили, в четвертое, пятое, шестое воскресенье причаститесь, если это жажда ваша, если чувствуете, что это очень важно, потребно для вас. Я ранее говорил о подвиге, то есть что-то должно быть к Богу направлено: или какое-то воздержание, или какая-то милостыня близким. То есть действенность какая-то должна быть, чтобы Господь обратил внимание на ваши стремления.
Важны ли для Бога наши подвиги в духовной жизни? Например, святые отцы, монахи уходили в леса, спали на земле, подкладывали под голову камень. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей стоял на камне. Но это были их подвиги, направленные на определенные вещи; они понимали свое служение людям. И через эти подвиги Господь слышит молитвы.
– Самое главное, они это делали не для того, чтобы кто-то видел. Этого же никто не видел, это потом открывалось.
Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Чтобы нас услышали Господь, Божия Матерь, святые, я считаю, нужно быть истинно верующим человеком, вести правильную жизнь, проявлять любовь ко всем, делать добрые дела, творить милостыню. А главное, за все нужно благодарить, что бы ни случилось в твоей жизни, и уповать только на их помощь».
– Конечно же, человек должен иметь крепкую, глубокую, непоколебимую веру в Бога. Но, знаете, интересно устроен человек. Даже апостолы поколебались и бросили Господа на Голгофе, разбежались. Апостол Петр отрекся от Христа, когда ему было страшно и непонятно это.
Чтобы молитва исполнялась, надо иметь твердую убежденность, что Господь слышит. А еще важно помнить: «Господи, да будет воля Твоя». Нужно отдавать в Его руки решение той проблемы, о которой молишься. Действительно, надо быть истинно верующим человеком, уповать на Бога, но то, о чем ты просишь, должно быть полезным, должно принести пользу. Дай сейчас каждому из нас волшебную палочку – и что мы можем натворить? Эти творения будут обязательно противоречить с желаниями других людей. Почему я и говорю, что Господь не может сделать всех добрыми и хорошими. Он не может сделать так, чтобы кто-то по мановению волшебной палочки отказался от вредной привычки. Человек должен сам осознать это и сказать: «Господи, я не хочу этого, помоги мне, научи меня. Помоги мне стать ближе к Тебе».
Как написано в Священном Писании (и мне эти слова очень нравятся), Господь и намерения человеческие целует. Если не можешь сегодня избавиться от какой-то страсти, хотя бы предпринимай усилия, чтобы освободиться от этого, хотя бы будь в этом направлении. Господь и намерения человеческие целует. Это очень важно.
Конечно, есть молитвы, которые исполняются тут же, сейчас же, потому что пришло время, все готово, все соединилось. Но иногда надо подождать. Иногда Господь испытывает нашу веру, наше терпение. Это важно понимать.
– Еще один вопрос меня всегда волнует – когда двое или трое собираются вместе помолиться о чем-нибудь. В данном случае я говорю не о литургической молитве, а когда вне храма собираются несколько человек и молятся о чем-то. Это называется молитвой по соглашению. Но ведь все мы разные, у каждого свое представление и свой разговор с Богом. Каким образом может работать молитва по соглашению, если каждый из нас – отдельная личность?
– Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них, говорит Господь в Священном Писании. Это образ церковной молитвы. И даже когда мы уходим из храмов Божиих в свои дома, мы не перестаем быть единым Телом Христовым. Мы соединяемся в одну большую христианскую семью. В семье все взаимосвязано: и молитва матери очень сильна, и молитва отца за своих детей не менее сильна, и молитва детей за своих родителей. Есть некая взаимосвязь, которая объединяет всех в единое целое. Когда люди молятся друг за друга, удивительные чудеса могут происходить.
Так и молитвы по соглашению. Люди дают друг другу обещание, что в определенное время будут читать молитву за что-то или кого-то. Зачастую люди говорят, что чем больше они прочитают этих молитв, чем больше людей объединятся, тем большие чудеса будут. Конечно, нет; никакого магизма в молитве нет. То, что люди собираются вместе и совершают молитву о ком-то, – это символ как церковной молитвы, так и молитвы любви. Ведь человека никто не заставляет это делать, он присоединяется к общей молитве за какого-то человека, потому что так или иначе переживает за него.
Поэтому это очень хороший пример единения христиан, особенно в наши дни. Сегодня приходы, монастыри объединяются ради какого-то дела, что-то делают вместе: заботятся о бедных, помогают больным. Сегодня очень много людей оказывают помощь нашим военным. Главное, найти общее дело. А молитва по соглашению и есть общее дело, которое объединяет людей.
– Когда мы говорим о том, что нужно что-то сделать, имеется в виду какой-то совершенно конкретный шаг. Возникает ощущение, что мы совершим что-то – и сразу все наладится в нашей жизни. Дескать, поеду я в паломничество по семи монастырям – и получу просимое. Стоит ли надеяться на то, что, совершив то или это, все будет хорошо?
– По вере вашей да будет вам. Если человек крепко верит и то, что он просит, является спасительным для него, то, даже если он приедет в один монастырь, все исполнится. Но, к сожалению, человек часто просит что-то не то для себя, что в Божии планы не входит. Например, не входит в планы Бога дать конкретным людям ребенка. Потому что они сами виноваты. Бывает такое, когда люди недостойны дара; какие-то поступки были в прошлой жизни.
Господь говорит, будьте аккуратны в словах, за каждое слово ответите. Уж что говорить о том, если были какие-то поступки, сопряженные с жестокостью, когда своему близкому сделали что-то жестокое. Для таких людей у Бога будет суд без милости. Ибо суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13).
Представьте, человек (допустим, из сильных мира сего) не оказывает помощи своим подчиненным, не платит им зарплату, ущемляет их права. Думаете, Господь будет такому человеку помогать? Какие бы он свечки ни ставил, Господь никогда не поможет.
Есть интересное выражение: «Не обижай другого, потому что Я увижу его слезы». Это мудрость человеческая, но она мне очень нравится. То есть надо в жизни быть аккуратным, потому что все потом может вернуться к тебе.
Иногда человеку стоит прочитать несколько молитв – и Господь исполнит прошение. А иногда надо потрудиться, чтобы исполнилась хотя бы толика того, о чем мечтаешь. Еще раз хочу сказать, что не всякая наша мечта или просьба ведет к спасению. А Бог никогда не даст чего-то, чтобы мы погибли. И Господь, и Богородица, и святые понимают, что конечная точка – спасение нашей бессмертной души. И к этой точке мы должны прийти в определенном образе. Если мы не готовы, Господь может задержать, отсрочить какой-то момент нашей жизни, не дать того, чего мы хотим.
– Авраам и Сара ждали детей всю жизнь. Хотя в самом начале Господь сказал, что потомков у Авраама будет столько, сколько звезд на небе и как бесчислен песок морской. Они ждали всю жизнь, но не усомнились. Терпение – это ведь тоже поступок. Ожидание милости Божией – тоже поступок. И, наверное, нужно научиться и слушать, и слышать, и терпеть.
– Терпение необходимо везде, я думаю. Надо просто молиться и жить сегодня. Обратиться к Богу в молитве: «Господи, да будет воля Твоя, в Твои руки отдаю эту ситуацию». Немножко ждать. Но ведь может прийти не то, что мы ожидаем, – и будет разочарование. Не надо себя настраивать, что через месяц обязательно будет то-то и то-то. Конечно, мы к чему-то стремимся, что-то хотим сделать, обучаем своих детей, ремонтируем квартиру, вкладываемся во что-то, чтобы улучшить свою земную жизнь, помогаем близким. Например, когда мы помогаем кому-то, хочется, чтобы нам сказали спасибо. Но зачастую нам этого не говорят, и мы разочаровываемся: мол, сделал человеку хорошо, а он даже спасибо не сказал. Но ваше добро не пропадет, вам не нужно это спасибо. Важно, что то, что вы сделали, обязательно прорастет, обязательно даст свои плоды, если не в этой жизни, то в жизни будущей, к которой мы стремимся.
Апостол Павел говорил, что для него смерть – приобретение (Флп. 1, 21). Смерть – это переход от худшего состояния к лучшему. Конечно, надо иметь огромную веру, как у апостола, чтобы так говорить, а мы и сомневаемся, и боимся, и чего-то недопонимаем.
Надо проявить смирение: «Господи, да будет воля Твоя. Не как я хочу, но как Ты посчитаешь нужным». Это очень простые молитвы, но они очень действенные и быстро исполняются. Господу приятно, когда мы обращаемся к Нему по-детски, разговариваем с Ним как со своим Создателем, а не как с Начальником, Судьей, Вершителем судеб. Мы должны обращаться к Нему как к любящему Отцу. И это тоже образ семьи. Мы видим образ семьи и в монашеской общине, и в приходе, когда пастыри являются как бы родителями для многих своих прихожан, которых они крестили, которых наставляют. Мы видим, как старшие стараются не причинять вреда младшим, худшего не дают, а дают что-то лучшее. Как и в семье.
– Можно ли в принципе подготовить свою душу для молитвы так, чтобы молиться истово, что называется, изо всех сил? Можно ли этому научиться?
– Конечно, можно, ведь это же практика. Я бы советовал делать так. Если вы стоите перед каким-то судьбоносным решением в своей жизни, сначала наведите порядок в своей душе, сходите на исповедь и причаститесь. С чего начать путь молитвы перед Господом, молитвенное стояние за что-то, за кого-то? Прежде всего пойти на исповедь, потом причаститься. Это первое.
Второе: подойти к священнослужителю и попросить благословения. Сказать: вот у меня такая-то ситуация, хочу помолиться за своих близких, не получается что-то; благословите, чтобы Господь мне помог. Батюшка благословит. После того как получили благословение, очистили свою совесть на исповеди и соединились с Господом, можно начинать путь просьб, обращений к Господу, Богородице, святым с тем, о чем вы хотите молиться. Вот это самое важное. Сделать это очень просто, и, поверьте, это работает.
Но еще раз хочу сказать: «В руки Твои, Господи, отдаю эту ситуацию. Сделай так, чтобы это было для пользы всех и каждого из нас».
– Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Благословите наших телезрителей.
– Дорогие братья и сестры, может быть, мы не на все вопросы ответили, но попытались, чтобы эта беседа принесла вам как можно больше пользы. Будьте тверды в молитве и верьте, что Господь никогда не даст того, что будет вредно для нашей земной жизни и, конечно, для нашего небесного пребывания. Мы вас очень любим. Храни вас Господь! Будьте неустанны в своих молитвах и просьбах к Господу Богу...
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель двух храмов при психоневрологическом интернате № 10 города Санкт-Петербурга – церкви Иверской иконы Божией Матери и храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – протоиерей Геннадий Никитин.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!