В студии секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям, насельник Заиконоспасского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов).
– Сегодня мы вспоминаем одного из величайших российских миссионеров, просветителей, первоиерархов – московского митрополита Иннокентия (Вениаминова). География его трудов чрезвычайно обширна – практически весь Дальний Восток: Сибирь, Камчатка, Чукотка, Хабаровский край. Святитель Иннокентий обошел всю эту землю и проделал огромную работу не только как священник и епископ, но и как светский ученый. Он удостоен звания почетного члена Московского университета, его заслуги признаны научным сообществом. Легендарный человек.
– Святитель Иннокентий является образцом подлинно русского православного миссионера. Он услышал голос Божий и, получив благословение священноначалия, отправился в самые дальние пределы России. Он оставил все и отправился на Камчатку с намерением посвятить всю свою жизнь служению людям. Это пример настоящего русского православного миссионера. Он в полноте исполнил свое призвание, прожив в тех краях около 28 лет, стал епископом, окормлял территорию, включающую Камчатский полуостров, современную Чукотку, часть Магаданской области, Аляску, вплоть до Калифорнии, которая тогда была частью так называемой Русской Америки. Он основывал храмы, занимался проповедью Евангелия, являя и другую сторону русского миссионера: нес людям не только веру Христову, но и просвещение.
Известно, что он осуществлял переводы на местные языки, прежде всего Священного Писания. Для этого нужно было выучить языки, а это не так просто. Он жил с этими народами, старался узнать их культуру. Он отдавал всего себя тому стаду Христову, ради которого был поставлен на служение. Даже создал алеутский алфавит, чтобы перевести на него священные книги и молитвы. Он стал своим для людей, населяющих эти земли, и именно поэтому его миссия дала такой колоссальный успех. В политическом смысле Русской Америки уже не существует, но в духовном смысле она жива до сих пор. Местные жители и сейчас исповедуют православие, в том числе и на Аляске. Живо наследие святителя Иннокентия и в Калифорнии, уж не говорю про епархии на Дальнем Востоке России. Он был настоящим апостолом Церкви Христовой.
– Интересно представить себе один день из жизни святителя Иннокентия. Это было необычайно тяжело, и не только из-за трудностей с питанием, непривычной погоды, непригодного для жизни помещения. Каждый день нужно было продолжать мотивировать себя на этот труд. Что помогло святителю так усердно подвизаться в этих непростых условиях?
– Во-первых, перед его глазами был пример предшественников, настоящих и великих русских миссионеров, которые трудились на Дальнем Востоке, Аляске и в Калифорнии. Он следовал очень богатой традиции русской православной миссии. Он прекрасно понимал, каким должен быть миссионер и православный архиерей: человек поставлен на служение Богом и должен полностью отдаваться тому народу, которому дан. Миссионерское призвание во многом перекликается с апостольским служением. Миссионер, апостол – это человек, который, будучи поставлен Богом на конкретное служение, никогда не оглядывается назад. Он сразу имеет в своем сердце установку, что православная миссия – это самопожертвование ради других. Вспомним святителя Николая Японского. Он уехал в Японию без оглядки и, насколько мы знаем из всех его письменных записок, трудов, воспоминаний и миссионерских трудов, никогда не думал о том, что когда-то вернется обратно. Точно так же и святитель Иннокентий Иркутский.
– Святой Николай Японский вошел в культуру Японии. Он стал частью очень своеобразной японской культуры, которая теперь сомкнулась с нами в личности равноапостольного Николая. Это удивительный пример самопожертвования.
– На самом деле в этом нет ничего удивительного. Если любое служение осуществляется с полной самоотдачей, оно непременно дает результат. Миссионер проповедует Евангелие, Самого Христа, и эта миссия не может быть неуспешной, потому что Сам Христос ведет такого миссионера. Единственное условие: человек должен целиком и полностью отдаться этому служению.
– Господь говорит: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. А каким должно быть наше миссионерство?
– Абсолютно таким же. Нет никакой разницы. Каждый христианин в той или иной степени миссионер. Есть отдельное миссионерское служение. Оно всегда было в Православной Церкви. Но элементы миссионерского служения присущи деятельности любого христианина. Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда должны проповедовать Евангелие и нести людям веру Христову.
Мы очень часто берем на себя миссию проповедничества, не понимая, что это значит, и не имея на это благословения и, соответственно, решимости. Мы любим учить окружающих. Но мы должны рассказывать о вере прежде всего своим примером. А если берем на себя смелость и решимость кого-то учить, то должны понимать, что наши слова только тогда дойдут до сердца человека, когда мы уподобимся тем миссионерам, что несли свой подвиг в полноте. Если мы решили чему-то научить хотя бы одного человека, значит, должны пожертвовать собой ради него, полностью отдавать ему себя в смысле христианской проповеди. Если мы осознаем свое призвание в миссионерском плане, то и ответственность соответствующая. Не бывает христианского учительства в полсилы. Если мы кого-то учим, должны сами этому соответствовать. Да, мы не уходим из дома, не едем в далекие края, но нас окружают люди, и если мы хотим, чтобы наше слово достигло их сердец, должны чем-то жертвовать ради этого – собой, своим временем, своими страстями.
– Но мы ведь и сами находимся на пути к собственному спасению. Мы можем начать проповедовать лишь тогда, когда достигнем святости? Но при жизни мы ее не достигнем. Так можно постоянно откладывать на потом это призвание, мотивируя тем, что еще к этому не готовы.
– Действительно, человек никогда не может быть готов в полноте к тому или иному призванию. Мы и к причастию никогда не готовы, а это неотъемлемая составляющая святости: очищение нашей души, ее соединение с Богом. Но мы имеем решимость и дерзаем приступать к Причастию, стараемся каяться в грехах и делать шаги навстречу Богу. А дальше Господь берет нас за руку и ведет к Себе.
Если кто-то чувствует призвание к миссионерству, нужно ему следовать. Как? В Церкви есть очень хорошие и веками отработанные механизмы. На любое служение нужно получить благословение церковного священноначалия. Это оберегает человека от принятия неверных решений на самой ранней стадии. Простой священник, естественно, не может благословить человека поехать и основать какую-то миссию. Для этого есть архиерей, Святейший Патриарх, в конце концов, Священный Синод. Если человек чувствует, что это его призвание, нужно попытаться ему следовать. Может быть, его благословят или помогут найти другое послушание, направят получить соответствующее образование, поучить языки. Главное, понимать, что такое служение – путь полного самопожертвования. Это не увеселительное приключение, не путешествие по разным странам для собственного саморазвития или удовольствия. Миссионерство – это подвиг, начинающийся с полного самоотречения человека.
– Может ли человек сам принять решение к самопожертвованию?
– У нас есть примеры таких великих святых, как Иннокентий Московский, святитель Николай Японский. Их не так много в истории, но они для нас являются образцом миссионерского служения. Чаще всего это были монахи, которые уже отреклись от мира, дали обеты нестяжания, послушания. Монаху проще встать на путь миссионерского служения. Несмотря на то что монах изначально призван провести всю свою жизнь в монастыре, есть примеры, когда они по послушанию отправлялись в дальние странствования и восходили на новую ступень самопожертвования. Но, конечно, миссионерами были не только монахи.
– Удивительно, как поворачивается судьба. За это ежедневное самопожертвование, отречение от своей жизни человек получает необыкновенную славу. Это касается Иннокентия, Николая и многих других миссионеров, которые всю жизнь положили на этот подвиг. Мы знаем о них до сих пор, вспоминаем, прославляем как величайших святых. Святитель Иннокентий был не только церковным деятелем, епископом и иерархом, но и великим ученым, написавшим грамматику языка, создавшим алфавит. Он изучил множество культур и языков. Он буквально жил с ними, полностью забыв о себе, и Господь наградил его за это необычайной славой еще при жизни.
– Вы упомянули о важном для миссионера: иметь хорошее образование и продолжать самообразовываться. Мы говорили о тех условиях, в которых осуществлял свое служение святитель Иннокентий, но на самом деле даже не можем себе их представить. Даже сегодня, если мы приедем в очень отдаленные края нашей Родины, мы удивимся, как там живут люди. И это при всем том комфорте, что есть сейчас: благоустроенные квартиры, самолеты, вездеходы. Но это не оленья упряжка, и добираться куда-то не две недели по тундре и заснеженным просторам. Зимой там снежная пустыня, весной и осенью слякоть, перепутье. В таких условиях 28 лет нес свое служение святитель Иннокентий.
Он ни на минуту не задумывался о славе, иначе сошел бы с ума. С Божьей помощью осуществлял свое служение. Его труд на Московской кафедре тоже было непростым. Святитель к нему не стремился, никогда не помышлял о том, что с Камчатки его переведут в Москву. Это все было по воле Божией. Если б он поставил себе целью не служение, а цель стать великим русским миссионером, его миссия не была бы такой успешной, он не был бы причислен к лику святых. Ведь образ православной святости отличается именно тем, что святой человек никогда не стремится к святости, а считает себя грешным. Достаточно вспомнить Макария Великого, одного из основателей монашества, и его слова на смертном одре. Это универсальный путь православной святости. Святитель Иннокентий был именно таким. Он трудился ради Христа, а не ради собственной славы.
– Он подвизался в очень трудных условиях. Значит, люди раньше были сильнее характером? Нас очень расслабляет комфорт. Вряд ли кто-то сейчас решился бы на такой подвиг.
– Давайте посмотрим на себя честно: в то время люди были сильнее. Но перед нами есть пример их жизни, их подвига. Нам есть к чему стремиться. Почему бы нам не исправлять свою жизнь, не выстраивать свое христианское служение, руководствуясь их примером? В Русской Церкви есть всё, даже пример таких великих миссионеров, такого исключительного христианского служения. Не каждый призван к нему. Но почему бы не стремиться к тому, чтобы и в наше время были настоящие православные русские миссионеры, которые следовали бы этой прекрасной традиции?
Святитель Иннокентий один из главных примеров для нас. А наша изнеженность и привычка к комфорту очевидны. Нам важно понимать, что любое христианское служение, тем более миссионерское, изначально должно быть связано с самопожертвованием. Если ты хочешь служить Христу, то чем-то жертвуешь. Чем? На самом деле ненужными вещами. Господь не требует от нас жертв недостижимых, невозможных. Он не требует жертвовать чем-то действительно важным. Он избавляет нас от лишнего бремени, ставя на путь того или иного служения. Как ты будешь нести служение, имея бремена, которые отягощают твой путь? Конечно, становясь на путь того или иного христианского служения, нужно отречься от всего в той или иной степени. Не от каждого Господь требует абсолютного самоотречения, но в какой-то степени от всех.
– Возьми крест свой, и следуй за Мною. Надо не только взять крест, но и следовать за Христом. В Евангелии есть замечательный фрагмент, когда три разных человека подходят ко Христу и говорят, что хотят идти за Ним. Одному Он говорит сначала закончить дела, а другому бросить все и следовать за Ним.
Сейчас мы не можем всё бросить и поехать в глубины Сибири или Дальнего Востока. Но в чем мы можем подражать святому Иннокентию, чтобы хотя бы чуть-чуть прикоснуться к его опыту и святости?
– Почему мы не можем поехать в глубины Сибири или Дальнего Востока, чтобы подражать святителю Иннокентию и развивать его дело? Очень многие так и делают. У нас существует епархия в Сибири и на Дальнем Востоке. Архиереи, которые несут там служение, во многом продолжатели дела святителя Иннокентия. И не только архиереи, но и простые батюшки, которые служат на приходах в суровых условиях. Многие осуществляют это служение с большим самопожертвованием. Я лично знаю таких священников и некоторых архиереев. Это достояние нашей Церкви.
А мы, находясь здесь, должны думать о том, как помочь этим людям в их служении. Это будет наш вклад в миссионерство. У каждого из нас свое послушание. Если нас не отправили в глухую сибирскую тайгу, значит, мы не удостоились этой чести, у нас нет такого дерзновения, но мы можем помогать чем-то в меру своих способностей и дарований. Например, больше рассказывать об этих местах. Миссия продолжается. Она не останавливалась никогда, даже в самые суровые годы безбожного режима. И были люди, которые приходили ко Христу, видя пример современных им подвижников и миссионеров. Если миссия остановится, это будет последний день существования Церкви, ведь миссионерское служение – это ее воздух.
В той или иной степени каждый христианин осуществляет миссионерское служение. И у этого служения есть свои законы, пусть мы его несем даже в маленькой мере. Изо дня в день говорим с бабушкой-соседкой, которая никогда в жизни не ходила в храм и воспитывалась в атеистическом обществе, никто ей не рассказывал про Христа. Мы попрекаем ее, а она не слушает; предлагаем позвать священника, она отказывается. Почему наша миссия в рамках одного конкретного человека бывает неуспешна? Давайте задумаемся, как мы ее осуществляем исходя из тех принципов, которые уже упомянули. С нашей стороны должно быть самопожертвование, а не надменность. Помогаем ли мы этой бабушке? Даем ли ей пример христианского служения? У нее очень много попечений, нужд и забот. Ей нужна любовь, человеческое внимание, а не наши упреки. Нужно до нее с любовью донести мысль о том, что необходимо ходить в храм. Нужно, чтобы она почувствовала, что ты готов отдать свою душу, чтобы ее была спасена. Именно так святитель Иннокентий относился к алеутам. Вот тогда, может быть, что-то изменится – и бабушка поймет, что такое любовь Христова, что такое вера христианская и для чего ей идти в храм. Если мы осуществляем миссию, то должно быть самопожертвование.
– Для такой миссии и ехать никуда не надо, все необходимые условия есть. А какие опасности могут быть на этом пути? Можем ли мы в какой-то момент впасть в прелесть? Даже в отношении той же бабушки использовать не совсем правильные методы. Как себя правильно направлять на этом пути?
– Самое глобальное искушение для миссионера: увидев, что миссия успешна, приписать этот успех себе, подумать, что это благодаря тому, что ты такой великий, талантливый подвижник. Бабушка пошла в храм, потому что ты молодец. Миссионер всегда должен помнить, что он трудится, просвещает людей, но приводит их к Себе Сам Христос. Это основополагающая вещь. Иначе будет гордыня, и дело миссии погибнет.
– Буквально вчера мы слышали Евангелие о том, как Христос призывал к делу апостольства рыбаков Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. И даже Петр осознает свое недостоинство, боится, но откликается и идет. Мы прекрасно знаем имена этих четырех рыбаков первого тысячелетия. Мы знаем то, как они прожили свою жизнь, каких результатов добились. Все они верили в единую Церковь и всех в нее привлекали. Апостолы – это те же миссионеры. Апостольское служение очень близко по духу, по смыслу, даже по методике, если можно так сказать. Апостолы были первыми учениками Христа, а святых мы называем равноапостольными за их миссионерские труды.
– Апостольское служение продолжается через миссионерское. Его осуществляют все христиане – начиная от архиереев и заканчивая прихожанами любого прихода.
– На пути миссионера могут быть сложные испытания. Как преодолевать их? Например, испытание собственной веры: часто бывает так, что учишь других, но сам в этом сомневаешься. Как пройти это испытание?
– Миссионер должен быть человеком сильным духом, постоянно духовно совершенствующимся. Природа миссионерского служения такова, что, просвещая других, миссионер укрепляет и собственную веру. Он видит, как люди открывают для себя веру Христову. Их вера проявляется очень ярко, ее даже иногда называют детской верой. Она трогательная, простая. Люди, которые только что переступили порог церкви, становятся очень близкими Богу. Миссионер, наблюдая это, сам укрепляется в вере.
Мы говорим про Сибирь и Дальний Восток. Считается, что христианская миссия нужна где-то там, далеко. Но на самом деле у нас сегодня существует много миссионерских задач рядом с домом. У нас столько работы с нашими ближними и дальними там, где мы живем! Огромное поле, на котором нужны серьезные деятели. И это все мы.
Важно понимать принципы миссионерского служения. Это не просто какое-то учительство или назидание. Каждый христианин осуществляет служение в Церкви в рамках определенных полномочий и благословений. Но человек, который стал христианином, уже имеет призвание и благословение на то, чтобы являть образ настоящего христианина окружающим его людям. Каждый из нас призван не скрывать свою веру, а говорить о ней, и говорить словами, которые понятны, исповедовать свою веру перед людьми.
Тема миссионерства многообразна и побуждает нас не забывать о своем христианском призвании нести свет в этот мир. В этом смысле каждый из нас миссионер. Миссионерство – это подвиг, связанный с самопожертвованием, полным отречением человека от самого себя. И через это он спасает и собственную душу.
Ведущий Александр Черепенин, диакон
12 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Благая часть» с протоиереем Евгением ПопиченкоБлагая часть. 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Душевная вечеря» (Рязань)Душевная вечеря. Христос в искусстве. Александр Сергеевич Пушкин. Борис Годунов. Часть 2
12 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Практические советы
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!