Беседы с батюшкой. Иеромонах Стефан (Игумнов). 30 сeнтября 2024

30 сентября 2024 г.

В студии секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).

− Сегодня в главах Евангелия, которые мы слышали в храмах, рассказывается о родословии Иисуса Христа в обратном порядке, от Христа и вплоть до Адама. Очень много имен. Но в конце есть одна строчка, о которой мы можем порассуждать, она очень актуальна для нашей жизни.

Родословие в Евангелии от Луки идет в контексте крещения Господня. И вот после родословия евангелист говорит о том, что, крестившись, Иисус был поведен духом в пустыню. В пустыне Он был трижды искушаем от дьявола. Находился там 40 дней. Возникает вопрос: искушение – это, в принципе, часть нашей повседневной жизни? С искушениями мы сталкиваемся каждый день, об этом сегодня поговорим. Но первый вопрос о том, почему Христос, Который есть Бог воплотившийся, точно так же, как и мы, простые смертные люди, решил подвергнуться этим искушениям? Более того, Он был искушаем. Несмотря на то, что Он ─ Бог, дьявол Его все равно искушает.

− Очень важный евангельский отрывок, и все три части, описанные Вами, в этом отрывке взаимосвязаны. Христос явился на землю, принял человеческую плоть, стал Человеком совершенным, оставаясь при этом совершенным Богом, чтобы спасти нас от зла, которое в нашей жизни присутствует, включая искушения. И крещение Он принял для того, чтобы освятить воды Иордана Своим Божеством и исполнить всякую правду. И плоть человеческая (Его человеческое существо) тоже участвовала в этом событии, и через это освящались все мы.

Родословие в Евангелии от Луки в обратном порядке перечислено для того, чтобы удостоверить слушателей Евангелия (а Евангелие от Луки писалось для тех, кто очень хорошо знал ветхозаветную историю, колена Израилевы) в том, что Христос действительно воплотился, стал Человеком, родился от Пресвятой Богородицы, оставаясь при этом Богом. И вот история с искушениями, конечно, связана с тем, что Господь хотел победить и умертвить все то, что умерщвляет нас в нашей жизни. Искушения – это нападения дьявольские на человека, на нашу душу, беззащитную перед этими искушениями, нападениями, если бы не сила Христова.

Господь победил эти искушения, Он Сам через них прошел, самые страшные, наверное, претерпел при этом испытания, самые страшные искушения преодолел, непреодолимые для многих людей. Но благодаря тому, что Он их преодолел и победил, каждый из нас имеет надежду и уверенность, что и мы обязательно эти искушения преодолеем силой Божией. В этом смысл сегодняшнего евангельского отрывка. В том, что Господь был уведен духом в пустыню для того, чтобы претерпеть искушения и победить их.

− Христос так и не поддался искушениям. И ничего удивительного нет в том, что Богочеловек, Бог воплотившийся, не поддался искушениям. Но удивляет немного позиция дьявола. Искушения в пустыне происходят сразу после крещения. В крещении Иоанн Предтеча слышит голос и свидетельствует о том, что вот Он ─ Сын Божий, Мессия. Об этом он говорит двум своим ученикам, которые стояли там, когда мимо проходил Христос, тем самым свидетельствуя, что Он и есть Мессия, Которого ожидает израильский народ. Однако дьявол все равно Его искушает. Возникает вопрос: дьявол не присутствовал, когда Иоанн свидетельствовал о том, что это ─ Сын Божий? Мы представляем себе дьявола как существо, противоположное Богу. То есть он тоже все знает, он знает, как нас задеть, за что зацепить. А тут получается, он как-то наивно не знал, что Бог воплотился, что Мессия пришел. Почему?

− Враг рода человеческого не просто обо всем этом знал, он присутствовал в ближайшем окружении Бога после сотворения мира и пал из-за своей гордыни. Уж он-то, как никто другой, наверное, знал, что Бог есть и какова сила Божия. Но гордыня, обуявшая его существо, привела к тому, что он сам был низвергнут с небес и стал на протяжении многих-многих веков добиваться того, чтобы утащить за собой в бездну и людей, но сущность этого дьявольского состояния, самого его существа, как раз заключается в том, что гордыня его настолько велика, что даже здравый смысл препобеждает и затмевает.

Это, кстати, характерно и для наших грехов. Мы с вами ведь тоже всё знаем. И в Бога веруем, и заповеди знаем, и Евангелие читали, оно проникало в наше сердце. А ведь бывает так, что делаем мы как раз противоположные Евангелию вещи. Мы на исповедь приходим и говорим: сделал то-то и то-то, прекрасно понимая, что это грех. Это ослепленное бесовским наваждением состояние души. Почему Господь и предостерегает от того, чтобы такое состояние не заполонило совсем душу в такой степени, что мы уже не могли бы покаяться и справиться с ним.

У врага рода человеческого как раз такое состояние, его сущность в этом, он уже не может покаяться. Мы с вами можем покаяться, и помогает нам в этом Господь, в том числе и через то, что Он победил дьявола и в пустыне, и на кресте, и просто фактом Своего прихода на землю, принятия человеческой сущности. Он стал Человеком совершенным, грехи наши искупил, Сам будучи безгрешным. Вот через это все Господь нам помогает, и у нас есть надежда на исправление. Но очень важно не отдать себя самому в руки дьявола всецело.

− Вопрос от Дмитрия: «Преподобный Анатолий Оптинский говорил, что гордость страшна тогда, когда ее не замечаешь. А если замечаешь, каешься и сокрушаешься, Господь не поставит это в грех. Но гордость тем и страшна, что она не дает каяться. Как научиться покаянию в гордости?»

− Один из самых опасных грехов, скажем так, корень очень многих страстей и грехов – это, безусловно, гордыня. Можно перечислять очень-очень долго, какие последствия,  ядовитые плоды вырастают из этого корня гордыни. Поэтому надо следить за собой, отслеживать ростки, семена этой гордыни, которые рождаются в нашем сердце, это очень важно. Собственно говоря, наша духовная жизнь, духовная брань и сводятся к такому деланию. Мы ничего не можем без Бога, можем только бесконечно впадать в грех. Но наша задача и брань духовная в том, чтобы самих себя постоянно выводить на свет Божий из этой тьмы и высвечивать все глубины своей души, самые дальние и темные тайники, чтобы там не укрылась никакая пакость. Не бояться это делать, не лукавить перед самим собой, выводить это на свет Божий, каяться в самых первоначальных страстях, когда они только зарождаются в нашем сердце.

Но что касается гордыни, здесь особенно важно не лукавить перед собой. Один из способов борьбы, выявления начатков этой страсти, этого греха ─ честность по отношению к самому себе. Никогда не нужно себя оправдывать. Вот такой закон. Как только начинаешь, анализируя свое духовное состояние, готовясь к исповеди, хоть чуть-чуть себя оправдывать, сразу знай, что здесь огромная опасность. И в гордыню впасть можно, и во все остальные грехи.

Есть много других моментов, о которых говорят святые отцы, как бороться с гордостью. Это и отношение к другим людям, и вообще устройство своей жизни; цели, которые ты ставишь перед собой. Ведь очень легко понять, будучи честным с собой, чего ты добиваешься в этой жизни. Если бы мы могли искренне сказать: да, мы хотим быть с Богом, хотим вечной жизни и спасения, ─ как бы это было просто! Но разве мы можем честно это себе сказать? Мы чего хотим? Совсем другого: каких-то житейских вещей, денег, карьеры, удовольствий, отдыха, расслабления. Мы хотим, чтобы нас любили, уважали. Можно перечислять бесконечно. Если мы честно себе ответим на вопросы, для чего мы живем, чем движимы в наших поступках, ответы будут такие. Но если мы это сделаем, то уже сделаем первый шаг к тому, чтобы побороть эти страсти.

А очень часто проблема заключается в том, что мы даже этого не можем сделать. И будем говорить самим себе: «Я ведь хочу жить хорошо, я же хороший, я к Богу стремлюсь, все делаю». Но тогда страсти, которые гнездятся в нашей душе, еще глубже укоренятся в подвалах нашего сердца, если можно так сказать, и потом обязательно дадут очень пагубные, ядовитые ростки и плоды.

− Вопрос от Александра: «Чем отличаются дела закона от дел веры?»

− Обычно отличаются дела закона и дела, совершаемые по благодати. То есть закон и благодать – вот такая есть антитеза, в которой на самом деле нет противоречия. Потому что весь мир зиждется благодатью Божией. И все в нашей жизни препобеждается верой. Если бы у нас была вера, как Господь говорит, с горчичное зерно, то есть самая малая крупица веры, то горы бы переставлялись, передвигались по нашей вере. Безусловно, это так, но это вершина всего. Чтобы на эту вершину подняться, существует Божественный закон, заповеди Божии, которые нас предостерегают от падений. Когда мы идем на эту гору, заповеди – это то, что нам указывает: туда не ходи, сюда не ходи, иди вот такой дорогой. И мы, конечно, это должны соблюдать. Мы же не птицы, чтобы взлететь сразу на самую вершину горы. Нам иногда кажется, что святые подвижники, жития которых мы читаем, воспарили сразу на эту гору, на вершину всех добродетелей. А на самом деле они тоже карабкались, шли этим путем. Ни один человек не был вознесен сразу вот так, без трудов, на вершину блаженства. Каждый подвижник, каждый святой прошел этой дорогой, этим путем, указателями на котором являются заповеди Божии, а путеводителем является закон. Поэтому закон, благодать, вера  неразрывны, они дополняют друг друга. Но стремиться мы должны к одному ─ к высшей точке, где происходит встреча человека с Богом.

– Вопрос от зрителя: «Когда сатана искушал Господа, в одном из искушений он предлагал Ему показать все царства мира и славу их, сказав: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Иисус Христос не стал спорить с ним.  А говорят, что все происходит по воле Божией, по Его попущению».

– Конечно, все происходит по воле Божией, по Его попущению. Если бы Господь не сотворил нас свободными, не ждал от нас свободного принятия решений и того, чтобы мы сами захотели Его полюбить, Он бы и не ввел в нашу жизнь попущение. Что такое попущение? Господь оставил нам некое пространство: вот здесь свобода ваших действий, вашего выбора. Это и есть попущение Божие. И в данном случае Христос был в той ситуации, когда Его Божественная сущность немного дала пространства Его человеческой сущности эти искушения преодолеть как Человеку. С помощью Божией силы это и у нас бывает. Но именно такое было попущение дьяволу вообще вступить с Ним в диалог, потому что какой может быть диалог у Бога с дьяволом? Такая ситуация была попущена для того, чтобы Господь победил дьявола и даровал нам силу делать то же самое. Вот в чем здесь смысл.

Что касается царств мира и прочих искушений, это как раз то, к чему в основном стремимся мы в нашей жизни: удовольствия, власть, слава, деньги и прочее. Это все заключается в тех искушениях, которыми сатана искушал Господа нашего.

– Еще и о другом праведнике мы можем вспомнить. Апостол Иаков проводил параллель между Христом и праведным Иовом, потому что история праведного Иова это, наверное, вообще квинтэссенция понимания искушения и преодоления искушения. Удивительно, как человек, живущий праведной жизнью, был при этом богатым, имел много имущества, землю, большую семью, имел все, наверное, о чем мог мечтать человек в то время, и при этом соблюдал закон, заповеди, был молитвенником, почитал Бога.  Вот как раз дьявол берет у Бога разрешение на то, чтобы искушать Иова, и Иов теряет все. Наверное, эта книга – пример необычайной стойкости человека, хотя, конечно, Иов, как простой человек, задает много вопросов. Он, как и любой из нас, оказавшись в таком искушении, не понимает: за что, почему, все же было хорошо... Однако он смог с этим справиться, смог это пережить. Мы, конечно же, далеко не такие праведники, как Иов, и живем совершенно не так, не так соблюдаем закон и заповеди, но в чем Иов для нас мог бы быть примером? Какую главную черту у него нам нужно перенять, чтобы хоть в какой-то степени так же, как он, преодолевать искушения?

– Любой ветхозаветный образ, или сюжет, или герой Ветхого Завета – это, конечно, пример для нас. То есть основной смысл Ветхого Завета был прообразовательный, он приготавливал пришествие Христа в мир. И в каком-то смысле Иов тоже показал ту победу над искушениями, которую Христос совершил в пустыне. Господь никогда никому не дает креста выше его сил, не дает поприща для брани, которое человек не смог бы пройти. Так было и с Иовом. Господь, видимо, хотел, чтобы Иов стал еще более совершенным, чем он был до того, как претерпел все эти искушения. Значит, у него были силы на это. И действительно, результат был тот, которого Бог ожидал. А почему Иов его достиг и чему нам нужно у него поучиться? Никогда, даже в самую тяжелую минуту, он не усомнился в Боге, не усомнился в том, что все происходит по воле Божией. Значит, так надо. У него была вера! И эту веру ничто не могло поколебать. И в результате Господь дал ему опять все, вернул его в блаженное состояние, но только не в то подобие блаженства, которое у него было до этого, потому что это было видимое, материальное блаженство. Состояние его души было таковым, что он был уже как будто в Царствии Небесном, потому что, пройдя через эти искушения, он уже, наверное, стал святым.

А что такое святость? Это как раз пребывание в состоянии блаженства, в такой близости к Богу, какую невозможно себе представить нам, людям грешным. И Господь никогда не сделает так, чтобы человек потерял все и потом вновь это не обрел. Или чтобы человек не имел ничего и был в самом худшем состоянии...

Поприще, которое Господь попускает пройти человеку, каждому по силам. А если человек его пройдет, его обязательно ждет блаженство. Вечное! Его ждет Сам Господь.

– Вопрос от телезрителя: «Согласно законам, в Писании сказано, что плата за грех – смерть. Если бы закон и Божия благодать были равноценны, то мы все должны были бы давно умереть. Но мы пока еще живы».

– Слава Богу, будем благодарить Бога за то, что мы живы. Действительно, плата за грех – смерть. Нераскаянный грех, состояние, когда человек так и не вышел на путь, ведущий к Богу, – это смерть. Любой, даже самый маленький грех, который человеком не осознается, ведет к смерти, отлучает человека от Бога. Вечная жизнь – это пребывание с Богом. А вечная смерть и адские мучения – это пребывание без Бога. Чем больше мы грешим, тем дальше мы от Бога… В чем смысл Страшного суда? В том, что там решается: или ты с Богом, или не с Богом. Нельзя быть чуть-чуть с Богом. Да, у Бога обителей много, степени святости разные, но это все-таки пребывание с Богом. А когда преграда между тобой и Богом выстроена самим тобой, то тут: или да, или нет. Вот в этом и ужас, и страх этого Суда. Там действительно решится, по какую сторону мы: с овцами или с козлами.

В некоторых притчах в Священном Писании сказано, что грешники видят праведников, а подойти к ним не могут. И ничего сделать нельзя будет; и покаяться нельзя будет, потому что результат греха – это смерть. А смерть – это пребывание без Бога, и это непреодолимая преграда. И Господь нам здесь, на земле, дал возможность все совершенно изменить в своей жизни через покаяние, через желание быть с Ним.

– Вопрос от Ирины: «Что такое смирение? Священник Константин Корепанов в своих лекциях говорит о том, что без смирения невозможна ни любовь к Богу, ни любовь к ближнему, невозможно выполнить ни одну заповедь. Я у батюшки своего в храме спросила, что такое смирение, а он сказал, что ответ на этот вопрос не знали даже святые. Хотя бы в общих чертах скажите, как подойти к этому смирению».

– Мы ответим в том смысле, в котором возможно нам достичь понимания. И в контексте того разговора, который мы сегодня ведем. Смирение, если с этой стороны зайти, это честность перед самим собой. Когда хотя бы перед собой не оправдываешь себя, а действительно пытаешься взглянуть на себя такого, какой ты есть. И тогда ты видишь, что совершенно ничего хорошего в тебе нет. Если ты видишь что-то хорошее в себе, готовясь к исповеди, проделывая душевную работу, то ты далек от смирения.

И чем больше самоосуждения и честности по отношению к себе, тем больше смирения. Значит, ты уже ближе к правильному покаянию и к исправлению грехов. Потому что добрые дела мы делаем из гордости. Добрые дела мы делаем для того, чтобы себя как-то оправдать, утешить. Молимся мы либо по обязанности, либо потому, что думаем: мы сейчас помолимся, и Господь нам что-то за это даст. Милостыню подаем потому, что думаем: нам это зачтется. А не потому, что любим ближнего.

В любом нашем действии, любом деле, которое мы совершаем даже в духовной сфере, если честно перед собой поставим вопрос, почему мы это делаем и что делаем вообще, такая бездна грехов откроется! Но вот тут и начинается смирение, тут и начинается покаяние. А мы, подходя к исповеди, думаем: я за эту неделю столько-то милостыни подал, такому-то количеству бабушек помог, с соседкой не поругался, хотя она мне грубила, искушала... Это очень хорошо, что не поругался, но такая постановка вопроса очень далека от смирения. А то, что не поругался ты с ней, не заслуга твоя, это нормальное состояние души. И дело в том, что никакая она не злодейка, а тебя ругала справедливо. То есть здесь только начало всей этой работы, и малейшее самооправдание, малейшая нечестность перед самими собой уводит нас совершенно и от смирения, и от истинного покаяния, и от спасения.

– Но самобичевание это другая крайность. Мы можем, конечно, пытаться взглянуть на вещи честно, дай Бог, если это будет получаться, но есть риск как начать себя оправдывать, так и, наоборот, самого себя начать бичевать: я плохой, нет мне спасения, руки на себя наложу, потому что нет никакого света в моей жизни, настолько я грешен… «И как вообще Бог может меня простить? Слишком я грешен».

– А не надо самобичеванием заниматься. Это другая крайность, тоже ложь, другая грань гордыни, и святые отцы об этом говорят. Речь идет о честном взгляде на самого себя. И когда такое происходит, мы как бы разгадываем головоломку, как бы расчищаем завал и  понимаем, что так устроена наша падшая природа: мы, даже совершая добрые дела, не можем не грешить. И христианин радоваться должен, что обнаружил очередную дьявольскую ловушку, раскрыл ее, разгадал, пришел на исповедь – и покаялся.

Это же прекрасно! Какое тут самобичевание? Самобичевание – это вторая сторона гордыни. Это то же самое, что и самовосхваление. Это не то, чему учит Православная Церковь. Нужен честный взгляд на самих себя. Говорили святые: добродетели мои смердят больше, чем грехи. Потому что они это понимали. Когда человек совершает добродетельные поступки, это начало, конечно, духовного делания, но лишь начало, не конец. Если мы подали милость, это не значит, что мы стали святыми. Нет, мы только чуть-чуть что-то сделали, и то еще большой вопрос: что? Если мы на молитву встали, это не значит, что мы стали святыми. Это маленький шажок, а за ним начинается как раз работа. Если мы начали поститься и получилось один день попоститься, а то и весь Великий пост, это не значит, что мы достигли результата. Первую дверь мы приоткрыли, за которой как раз все самое интересное, за которой мы и увидели, кто мы есть. А до этого просто было закрыто.

Но христианин возблагодарит Бога и начнет, конечно, завалы разгребать и никогда не позволит себе попасть в ловушку дьявола; по крайней мере, будет к этому стремиться. И когда мы делаем что-то хорошее, нас немедленно ждет целая сеть искушений. И мы их должны побеждать. А если мы говорим, как хорошо что-то сделали, молодцы, то в эти сети попадаем сразу, это же очевидно. Какое тут самобичевание? Это работа духовная, сложная, тонкая, в которой нам помогают святые отцы, их писания. Очень тонкая работа, но это жизнь православного христианина.

Вопрос телезрителя: «Недавно прозвучало, что человек попадает в ад и участь его определена. Зачем мы тогда молимся об усопших?»

– Очень хороший вопрос, действительно необходимое уточнение. Ответ следующий. Когда человек умирает, над ним совершается частный временный суд. Его участь определяется за гробом, он ничего не может сделать с собой уже после того, как этот мир оставил. Но эта участь временная. И мы по молитвам Церкви, по молитвам его близких эту участь можем изменить в той или иной степени. Господь оставил нам такую милость. А вот когда будет Второе Пришествие Христово и Страшный суд, окончательный, тогда для всех уже будет последнее определение. Мира этого уже не будет; и людей, соответственно, в этом мире, некому будет молиться за нас, и это будет последнее определение нашей участи, когда уже ничего нельзя будет изменить, а только возрастать в близости к Богу либо быть в отдаленности от Него.

А благодать и милость Божия в том заключаются, что до того времени нам дана возможность за наших близких молиться, чтобы их участь облегчить. Для этого в том числе Церковь и литургия, за которой мы молимся о живых и усопших. В этой связи я призываю никогда не забывать молиться о своих усопших, особенно за литургией. Когда уже освящены Святые Дары, Евхаристический канон совершен, не случайно в молитвах священника начинается поминовение живых и усопших. Вот закончился Евхаристический канон, идет возглас, вспоминающий Святейшего Патриарха... Перед этим Церковь молится об усопших, затем молится о живых. И желательно, особенно в этот момент, поминать, конечно, всех своих сродников. И живых, и усопших. Это сильнейшая церковная молитва, специально установленная у единой Чаши, единым гласом, всеми присутствующими на литургии. А к тому времени священник уже вынул частички за живых и усопших, они уже лежат на дискосе, будут скоро погружены в Кровь Христову. Это тоже сильнейшее поминовение, которое доходит до Бога, если оно искреннее, если совершается вот таким церковным соборным разумом. Если у нас не хватает силушки помолиться, мы хоть записку подали, и весь приход молится за живых и усопших...

Конечно, эти молитвы им помогают, литургические молитвы в первую очередь. Никогда не нужно об этом забывать. И желательно, когда записку подал, и самому молиться на этой же литургии. Конечно, и домашние молитвы, и все остальные всегда, которые мы несем за наших усопших сродников, им помогают. Не потому, что мы хорошо молимся, а потому, что Господь хочет, чтобы мы помнили о наших сродниках, и близких, и дальних, чтобы заботу о них проявляли. Это наш порыв душевный, доброе отношение к ним. Значит, мы все-таки добра им желаем. И Господь их участь облегчает не потому, что мы молитвенники, а потому, что мы стали чуть-чуть лучше в этот момент сами. Господь облегчает участь наших близких, безусловно, всегда, когда мы так поступаем.

И у нас бывают вопросы: что нам делать на кладбище, какие молитвы читать, нужно там кушать или не нужно, идти на кладбище или не идти… Любое молитвенное внимание к усопшим людям облегчает их участь. И облегчает и нашу участь, потому что Господь за это дает очень большую благодать. Крайне важно молиться за усопших.

Мне кажется, даже не столь важно, как к человеку относишься. Если, допустим,  плохо относишься, но за него молишься, то акт молитвы не только может повлиять по милости Божией на другого человека, но и внутри тебя он тоже вызывает какие-то изменения. То есть начинаешь переосмысливать свое отношение к человеку, живому или мертвому, и получается, что и в тебе происходят по милости Божией какие-то перемены.

– Конечно. Об этом мы редко задумываемся, но это так.

Мы говорим об искушениях сегодня, и нет такого, чтобы искушения появлялись непонятно как, возникали в жизни вдруг... Обязательно это приходит через людей. Это может приходить через нас. И вот вопрос: как понять, что меня искушают? И как понять, что я кого-то искушаю, чтобы таким образом не оказаться невольным соучастником как бы дьявольского поступка?

– Иногда искушением мы очень многое называем... Искушение – это нападение дьявола на человека, когда он стремится действительно уловить душу нашу в какие-то ловушки и силки, которые расставляет через наши страсти, через образ жизни, который мы ведем. Искушение – это конкретно дьявольское нападение. Все остальное – это либо наше лукавство, либо уже нечто проистекающее из взаимоотношений с окружающими людьми. Далеко не всегда в этом участвует враг рода человеческого, и очень часто ему даже не надо напрямую действовать. Мы сами уже давно живем по установленным им законам. Зачем ему вмешиваться, когда мы сами прекрасно можем друг с другом поругаться, сами украсть, позавидовать, разозлиться, разобидеться и все что угодно? Когда свекровь ест невестку, теща зятя, когда, наоборот, невестка настраивает мужа против его матери или наоборот, когда сын или дочь забывают родителей своих, не слушаются их. Зачем тут вмешиваться кому-то? Это законы.

 Это происходит почему? Потому, что в мире очень много соблазнов. Вот это состояние мира следует тем законам, которые, в общем-то, дьявол контролирует, враг рода человеческого, и мы автоматически уже этому следуем и с удовольствием живем вот таким образом. Скорее всего, область искушений начинается тогда, когда мы действительно хотим добра, хотим быть с Богом и встаем на этот путь, начинаем по нему идти. Вот тут дьявол вынужден нам мешать. И тут он начинает нас ловить. Сегодня мы как раз о таких ситуациях говорили. Когда мы делаем добрые дела, когда молимся, ходим в храм, причащаемся, готовимся к причастию, исповеди и так далее, стараемся с ближними налаживать отношения, то есть что-то начинаем делать, выходим из этой парадигмы, которая и так в руках дьявола находится, тогда он вынужден нас искушать, как искушал Христа в пустыне. И это то, что мы можем назвать искушением в прямом смысле слова.

А все остальное – это наша житейская возня и самообман. Когда мы пытаемся просто оправдать то состояние, которое на самом деле нашу душу к Богу не приближает, а удаляет от нее. То состояние, когда мы любим больше удовольствия, чем Бога. И тут никаких искушений нет. Это просто наше собственное лукавство и грехи.

– В завершение программы прошу Вас подвести ее итоги и что-то кратко пожелать нашим телезрителям.

– Благодарю за глубокую тему нашей передачи, потому что обычно мы все-таки говорим о более поверхностных вещах, а вот тема искушения глубокая, касается действительно духовной жизни. Хочу нам всем пожелать идти путем духовного делания, не попадаться в дьявольские ловушки, назидаться опытом святых отцов, тех людей, которые прошли через эти испытания, никогда не заниматься самооправданием, самолюбованием и возгреванием любви к себе, но иметь как высочайший образец победы над искушениями образ Христа в пустыне и образ Его победы над дьяволом.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь Святой Троицы на Сходне, председатель Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии священник Павел Зуев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X