Беседы с батюшкой. Иеромонах Сергий (Филиппов). 26 ноября 2024

26 ноября 2024 г.

У нас в гостях настоятель Иоанно-Предтеченского подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково иеромонах Сергий (Филиппов). Сегодня мы отмечаем день памяти великого святого, которого вспоминаем на каждом богослужении, одного из вселенских учителей Церкви святителя Иоанна Златоуста. Масштаб его личности требует, чтобы мы поговорили о том, что это был за человек и почему нам важно его помнить.

Да, это удивительный святой, жизнь которого может быть для нас примером. Златоустом он прозван потому, что не просто произносил прекрасные проповеди, наставления, беседы и оставил нам толкования на многие тексты Священного Писания, а именно потому, что его слово было исполнено благодати Божией. Некоторые возмущаются и не понимают, для чего в храмах золотые кресты и купола, убранство и облачение. На это можно ответить, что золото является символом Божественного света, который каждый из нас должен отражать и нести в мир. Слово святителя Иоанна Златоуста было исполнено этого Божественного света. Родился он в Антиохии, на территории современной Сирии. Происходил из богатой чиновничьей семьи и был не сирийцем, а скорее всего греком по происхождению. Рано остался без отца, и мать Анфуса воспитывала его в христианской вере. Крещение, по традиции того времени, будущий святитель принял уже в зрелом возрасте, после того, как получил начальное, среднее и высшее образование в языческих школах. Что интересно, его мать всю свою жизнь и все имение посвятила воспитанию и образованию сына. Она не вышла второй раз замуж, очень рано потеряла сестру святителя Иоанна и осталась вместе с ним вдвоем. Получив образование, он принял крещение уже во взрослом возрасте и захотел оставить мир. Однако, по просьбе матери, был с ней до ее отшествия и только после этого ушел в монастырь. Мать святителя тоже причислена к лику святых как блаженная за свое христианское служение и отношение к воспитанию сына, к семье. Она много благотворила и помогала христианам, содействовала христианскому образованию и воспитанию.

Это пример для нас, потому что люди порой, по своему неразумию, оставляют родителей. Не всегда обязательно уходят в монастырь, а просто неблагодарно относятся к усилиям, которые те вкладывали в их воспитание. Святитель Иоанн Златоуст показал пример именно христианского отношения к родителям.

Мать его тоже в определенной степени является примером. Каков ее вклад в то, что сын стал поистине Златоустом, архиепископом, великим святым, которого мы вспоминаем до сих пор?

Если бы она не вложилась в его образование, то пробиться в то время ему было бы просто невозможно. Блаженная Анфуса действительно пожертвовала собой, своим дальнейшим устройством в этом мире и, потеряв мужа, все средства потратила на своего сына. Святитель Иоанн был ей благодарен и часто в своих творениях вспоминал периоды жизни, которые они проходили вместе. После того как она скончалась, он ушел в монастырь и четыре года жил в небольшой общине. Когда его вместе с другом хотели рукоположить в диаконы, он сбежал, так как не считал себя готовым к принятию священного сана, и еще два года подвизался в отшельничестве. Там святой, к сожалению, подорвал свое здоровье. Возможно, он смог бы оставить еще больше творений и совершить больше хороших дел. Когда будущему святителю повторно поступило предложение принять священный сан, он уже не стал противиться, а принял это как волю Божию, равно как и поставление епископом в Антиохии. Святой много проповедовал, устраивал и активно развивал дома милосердия. Служение нищим он полагал основанием христианской добродетели и считал, в соответствии со Священным Писанием, что именно в милосердии к ближнему возможно угодить Богу. Сейчас у нас в Русской Церкви тоже активно развивается социальное служение.

– Вопрос от телезрителя: «До VIII века Православная Церковь отрицала ноль, он считался сатанинским числом. А арабы, между прочим, мусульмане, его ввели. Если бы не они, то, получается, у нас бы не было ни функций, ни уравнений, ни алгебры, вообще никакой математики. Как понять такое мракобесие?»

Знаете, я первый раз слышу о том, что в Православной Церкви ноль как-то отрицался или игнорировался. Мне об этом неизвестно. Замечательно, если бы было уточнение, каков источник данной информации.

– Разве Православная Церковь или православная Римская империя препятствовали тогда развитию науки?

Нет, мы не можем об этом говорить. Во-первых, до VIII века не было разделения на Православную Церковь и Католическую. В юридических сообществах могли присутствовать ложные взгляды не только на вероучение о Боге и человеке, но и на какие-то мирские вопросы. Но о том, чтобы такое отрицание было среди православной богословской мысли, мне неизвестно.

Я тоже не слышал. Может быть, это относится к области научных изысканий математиков, которые, опираясь на какие-то свои взгляды, действительно могли что-то подобное полагать. Господь все это исправил к лучшему. Давайте все-таки вернемся к святителю Иоанну Златоусту.

Да, закончили мы на антиохийском периоде, когда он практически ежедневно проповедовал перед огромными толпами людей, собиравшимися в храм. Кстати, святитель Иоанн Златоуст сказал много слов против зрелищ, потому что люди порой шли не в храм, а на состязания гладиаторов и театральные представления. Тогда, как и сейчас порой, эти представления имели безнравственную основу и культивировали разврат и порок, поэтому святитель обличал их. Но почему так происходило? Святитель Иоанн Златоуст родился и жил в XIV веке, когда христианство еще не было доминирующей религией. Да, оно было дозволено Миланским эдиктом императора Константина, но язычество было еще сильно. После правления Юлиана Отступника, который провозгласил возвращение к язычеству на государственном уровне, остались языческие культы, жрецы и капища, что существовали параллельно с христианством. Все было перемешано, и требовались не просто риторические приемы в проповеди слова Божия, а именно пример жизни. Святитель Иоанн Златоуст показал этот пример и своим современникам, и нам с вами.

Вопрос от телезрителя: «Иоанн Златоуст говорил, что если ты видел вора и не остановил его, ты такой же вор, как и он. Апостольские послания говорят: бесчинных обличайте, немощных утешайте. Как нам теоретическую базу совместить с нашей практической жизнью, в которой много неправды? Стоит ли нам терять свой комфорт и вмешиваться в исправление существующих порядков?»

Да, вопрос интересный и всегда актуальный, как при жизни Иоанна Златоуста, так и в наше время. Очень часто в Священном Писании мы можем найти слова, призывающие к высоконравственной жизни, но мы всегда должны помнить, что этот призыв относится именно к нам. Мы не должны распространять его на других. Начинать исправление следует с себя, а к недостаткам других относиться с пониманием: как мы сами немощные, так и другие тоже немощные. Да, кто-то идет путем спасения, а кто-то пока не находит в себе сил вести борьбу с грехом. Обличать можно только тогда, когда человек сам достиг святости. Христос мог обратиться со словом обличения, и оно могло быть услышано. Святитель Иоанн Златоуст мог с силой произнести обличающую проповедь. При этом кто-то мог услышать, а кто-то еще больше озлобиться. Мы знаем, что в жизни святителя были эпизоды, когда он обличал не только простых людей или даже вельмож, но и царствующих особ. Он публично обращался с вразумлением к жене императора, и это закончилось его ссылкой, в которой он и скончался в 407 году. Причем обличал он ее тогда, когда уже был епископом Константинополя.

Мы призваны в первую очередь обратить внимание на свое сердце, на свою жизнь. Когда мы достигнем чистоты и светлости, тогда отпадут многие вопросы, которые возникают, когда мы находимся на уровне греха. Там уже, наверное, совершенно другое состояние, которое фильтрует, кому и что сказать. Ведь пророков Господь призывал. Было прямое указание к пророческому служению, служению обличения, которое притом не всегда отзывалось в сердцах людей. Многие пророки закончили свою жизнь мученически. Поэтому нам лучше не лезть на рожон, пока мы осознаем свою греховность.

А зачем Иоанн Златоуст решил обличить императрицу? Он же не мог, наверное, все-таки осознавать, что он святой или какой-то особенный человек.

Он был поставлен на служение, являлся епископом царствующего града. Господь поставил его духовным лидером народа Божьего. Если светская власть отвечала за телесное, материальное начало, то он, как патриарх Константинополя, отвечал за состояние духовное, за души своих христиан. Поэтому, конечно, он не мог молчать и обличал императрицу, которая была христианкой. Это обличение сначала не было публичным. Все по Евангелию, сначала наедине, потом при свидетелях. Святой видел, что она ведет к соблазну и погибели других, поэтому он нашел в себе силы и для публичного обличения, и для того, чтобы принять тот крест, которым Господь его потом благословил. Мало кто помнит, что до изгнания святитель был приговорен к смертной казни, его изначально даже хотели убить, но потом изгнали и вернули только, когда произошло землетрясение, а императрица лишилась своего ребенка во чреве и раскаялась. Господь ведает, было это покаяние ложным или искренним, но последующие дела показали, что она опять вернулась к языческим празднованиям, после чего святителя Иоанна уже окончательно сослали.

Наша жизнь волнообразна: иногда мы готовы совершить многое, идти путем добродетели, а иногда падаем и, как свиньи, пребываем в греховной грязи. Главное не унывать, не отчаиваться, а возлагать надежду на Бога. Когда святитель Иоанн Златоуст отходил от временной жизни к вечности, он сказал замечательные слова: «Слава Богу за все». Это был итог его жизни, он был исполнен благодарности Богу за все произошедшее с ним. Хорошо, если мы ежедневно будем себя подвигать к тому, чтобы произносить эти слова.

Можно каждый день начинать и заканчивать этими словами, это несложно.

На словах несложно, а вот как сердце совместить с ними, когда бывают трудности и испытания, иногда и заслуженные нами? Возвращаясь к вопросу телезрителя, отмечу, что иногда мы заслуживаем негатив со стороны людей своим неразумным поведением, словами обличения, сказанными в гневе или раздражении. Чтобы кому-то что-то говорить, в семье ли, близким, знакомым или незнакомым людям, надо иметь чистое сердце. Бесстрастное сердце. Если мы в страсти будем что-то говорить, это не услышат. Будет противодействие, если мы станем говорить из страстного состояния даже очень хорошие вещи.

Почему святитель Иоанн Златоуст является для нас таким великим и почитаемым святым?

Он оставил нам чин Божественной литургии, который совершается в течение всего года, кроме определенных дней Великого поста и нескольких праздников, когда служится литургия Василия Великого. Мы очень часто вспоминаем его в молитвах, когда совершаем литургию по его чину. С другой стороны, он оставил толкования на Священное Писание, которые, что очень интересно, переводились вместе с ним, одними из первых. Например, на Руси вместе с письменным переводом Евангелия перевели толкование святителя Иоанна Златоуста. И не только у славян, но и у других народов в первую очередь переводили толкования святого. Позднейшие изъяснители Священного Писания опирались на его слова и беседы. Поэтому он является не только духовным, но и интеллектуальным лидером в изучении Священного Писания.

Таких святителей, как он, было много. Кого-то мы знаем, еще больше не знаем. Почему только Василий Великий и Иоанн Златоуст сохранили и передали Церкви чины Божественной литургии?

– Во времена святителя Иоанна Златоуста литургия совершалась по многим чинам. Порой даже один епископ мог совершать ее по-разному. Многие последования не были даже письменно зафиксированы. Существовала некая основа литургии, которую епископ мог наполнять исходя из того духовного опыта и духовного устроения, что он имел на момент совершения богослужения. Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий письменно зафиксировали чинопоследование Божественной литургии. Кстати, даже в Константинополе не сразу стала совершаться литургия Иоанна Златоуста. Прошло значительное время, больше века, пока его чин вошел в широкое литургическое употребление как наиболее удобный и отражающий суть таинства. Так управил Господь, ведь действие Промысла Божия тоже никто не отменял. В основном у нас совершается этот чин, но мы знаем еще и литургию апостола Иакова, которая служится в некоторых храмах в день его памяти, и, само собой, литургию Василия Великого.

Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст зафиксировали то, что до них происходило по благодати Святого Духа. Почему сейчас епископы и священники не служат литургию так же, как это делали первые христиане, которые исполнялись Святым Духом и от себя говорили молитвы? Теперь ведь у нас во всех храмах Православной Церкви служится одними и теми же словами литургия Иоанна Златоуста.

С одной стороны, если мы посмотрим на историю Церкви, то в I веке Господь давал особые дары, когда это было нужно. Дары Святого Духа, дар пророчества, дар исцелений, дар знания языков, когда люди шли и проповедовали тем народам, с которыми они никогда не общались и язык которых не знали. В том числе и дар слова именно в молитве. Не было зафиксированных текстов, люди молились своими словами, потому что были исполнены Духа Святого. Мы тоже исполнены Духа Святого и получили дары в таинстве Миропомазания. Но проявление этих даров у нас может быть совершенно в другом направлении.

Тексты молитв были зафиксированы как лучшие образцы литургического творчества. Выше этого, я думаю, мы с вами уже не сможем подняться. Нам бы усвоить то богатство, которое у нас с вами есть, дорасти до его понимания. Мы, может быть, и понимаем это как-то, но смысл в нашем сердце еще не отражен. Так и Священное Писание можно перевести с церковнославянского на русский язык, но будет ли он более понятен? Да, визуально мы будем понимать слова, но не смысл. Разбирая тексты Священного Писания, молитв, мы погружаемся в историю, в историческую канву, в культурологические особенности жизни тех, кому эти слова были адресованы. Не просто погружаемся в ту эпоху, а транслируем то, что было, на нашу жизнь. Только если происходит такая внутренняя работа, мы можем понять смысл. Да, может быть, отчасти, не сразу, по мере нашего духовного роста.

Времена святителя Иоанна Златоуста явились венцом литургического творчества. Может быть, Господь через какое-то время опять откроет такого святителя, который обновит чин Божественной литургии, ведь это не застывший текст. Или будет некое литургическое движение Церкви, когда мы сможем создать новый чин или сделать преобразования на основе этого. Мы не можем гадать, но опять же в таинстве Миропомазания мы получаем те же дары, которые получили апостолы в день Пятидесятницы. Таланты и эти дары у нас раскрываются совершенно в других сферах. У кого-то в социальном служении, у кого-то в христианском возрастании, у кого-то в слове, миссии и так далее, к чему призывает Господь. Видимо, литургическое развитие сейчас не столь необходимо, и мы имеем прекрасную литургию Иоанна Златоуста.

Она ведь менялась со временем, верно? Если сейчас мы посмотрим на православную традицию в разных регионах мира, она будет отличаться.

В литургию Иоанна Златоуста в Русской Церкви последние добавления были внесены в XVIII веке. Я имею в виду не какие-то отдельные прошения, а именно существенные изменения.

Да, потому что иногда меняются слова и действия, приходские и епархиальные обычаи и практики, даже в России есть свои особенности в разных регионах.

– Прекрасно, когда мы не зацикливаемся на одной форме. В последнее время в храмах развивается литургическое творчество, когда священники не просто механически заучивают чин Божественной литургии, а подходят к этому творчески.

Да, но это вопрос из области осмысления того, что мы и так совершаем. Там, наверное, нет цели придумать что-то новое. Хорошо бы сначала понять старое.

Вопрос от телезрительницы Раисы: «Мне хотелось бы встретиться с батюшкой, я ему звонила по поводу беседы, но, к сожалению, не получилось. Вопрос у меня такой. Если человек родился с тяжелейшей духовной наследственностью и не получил никакого воспитания и попечения ко спасению, может ли он свою грязную и скверную наследственность, эту мерзость запустения, которую впустили в его жизнь, исправить? Может ли он свою душу вымолить и очистить? Есть ли у него надежда на спасение?»

Врата Царства Божьего открыты каждому, но войдем мы в эти врата или нет, зависит от нас. Многие пытаются оправдать себя духовной наследственностью, мол, какие-то грехи тянутся от предков. Это все ерунда, мы сами отвечаем за свои поступки. Что Вы имеете в виду под этой наследственностью? То, что не получили духовного воспитания в детстве или юности, когда пришли в сознательный возраст, не видели пример, который мог подвигнуть к христианской жизни... Это, конечно, может иметь место, но сейчас есть все возможности для того, чтобы изучать Священное Писание и творения святых отцов, ходить в храм, участвовать в таинствах Церкви. Что нам необходимо? Покаяние как очищение себя от греха и исправление своей жизни, участие в таинстве Евхаристии, когда Господь дает нам благодать Святого Духа и силы на христианскую жизнь и борьбу со страстями.

Если наша телезрительница будет участвовать в этих таинствах регулярно, если будет духовно советоваться со священником, к которому приходит на исповедь, то, думаю, все возможно в укрепляющем Христе. Возможно достигнуть врат Царства Божия, опять же надеясь не на свои силы, а на Божественную благодать. А когда мы набиваем шишки каждый раз, когда хотим исправиться, но не получается, это должно рождать в нас смирение. Не отчаяние, не уныние, не ропот на Бога, на ближних, плохую наследственность, как некоторым кажется, а именно смирение, что не мы своими силами, а только Господь способен нас спасти.

Можно иметь очень хорошую духовную наследственность, воспитываться в идеальных условиях, регулярно ходить в храм, участвовать в таинствах, исповедоваться, причащаться, но в какой-то момент жизни все изменить и, в общем-то, все потерять.

Да, поэтому святые отцы и говорят, что надо до последнего вздоха быть очень бдительным и трезвенным в своей жизни. Никогда не надо думать, мол, я потрудился, теперь буду почивать на лаврах. Как мы об этом только подумали, близко для нас падение. Преподобный Антоний Великий увидел однажды сети на земле, которые расставил дьявол христианам, и воскликнул: «Кто может их миновать?» Если уж такой великий подвижник и основатель монашества так недоумевал, то куда уж нам с вами… Поэтому надо быть бдительным до конца своих дней.

Вспомним притчу о том, что пришедшие и в третий, и в шестой, и в одиннадцатый час работать на своего господина получили равную награду в конце концов.

Кто-то в юности, а кто-то уже на заре своей жизни приходит к Богу, Которому все нужны и все дороги.

Этот вопрос ставит перед нами проблему поиска наставника, ориентира. Можно родиться в неблагополучных условиях, можно прожить юность в таких условиях, но потом взрослеешь, открываешь для себя мир, и важно расставить некие ориентиры, маяки, на которые будешь смотреть, которые будут тебя направлять в этом житейском море. Вопрос напрямую связан со святителем, которого мы сегодня вспоминаем, потому что он был одним из таких образцов для своих современников. В дни памяти святителей мы читаем в Евангелии о пастыре и наемнике. Как нам сегодня понять, когда мы выбираем духовного наставника, является он истинным пастырем или  наемником, который сбежит при появлении волков?

Да, вопрос непростой. Во-первых, святые отцы говорят: надо смотреть, чему учит пастырь. Чтобы не было противоречия со Священным Писанием и Преданием, с традицией, которая существует в Церкви. Чтобы священник сам являл образ христианской добродетельной жизни. Если такой минимум соблюден, это уже очень много. Конечно, в душу другого человека не залезешь. Прекрасно, если священник молится о своих чадах, о тех, кто обращается к нему за духовным советом, старается их поминать и надеется не на свой опыт, а на мудрость, которую дает Господь. Могу сказать по своему опыту: приходит человек на исповедь, и я всегда стараюсь что-то сказать ему, хоть очень коротко, но дать какое-то наставление. А бывает так, что и сказать вроде бы нечего, но помолишься, и Господь дает очень короткое, но емкое слово. Не ожидаешь, что оно настолько зацепит человека и тронет его сердце, что он потом подходит и говорит: «Знаете, в тот момент оно мне было очень нужно». Или бывает, что ты после исповеди ничего не говоришь людям, а потом в проповеди Господь что-то открывает, и люди подходят и говорят: «Это как будто именно мне было сказано».

Как не ошибиться? Мы все ошибаемся, но после этого не надо унывать. Да, бывают ошибки очень неприятные, когда человек полностью вверяет себя духовнику, но есть замечательная поговорка: «Доверяй, но проверяй». Поэтому многие святые отцы говорили, что в наше время практически нет наставников, исполненных Святого Духа, через которых прямо говорит Господь. Однако даже и через Валаамову ослицу Господь может изречь Свою волю. И если мы искренне ищем воли Божией, пытаемся познать ее и применить в своей жизни, вверяем себя Богу через священника, к которому приходим на исповедь, то Господь даже через нерадивого пастыря даст нам наставление. Опять же мы должны иметь ориентиры в Священном Писании и Предании Церкви.

Как же искать волю Божию другими путями, если не в молитве и слове священника? Ведь, наверное, поиски по звездам или по картам Таро не очень подойдут.

Священник это не оракул, не истина в последней инстанции. Священник наставник, который вместе с нами проходит этот путь, помогает, но ответственность за свою жизнь несем только мы. Священник может подсказать, направить, молитвенно поддержать. Но еще раз говорю: решения принимаем мы. Он может, имея больший духовный опыт, нам подсказать что-то. Но он всей истины и правды не знает. Мы порой сами себя не знаем, строим какие-то барьеры, стены, отгораживаемся, чтобы не познать себя такими, какие мы есть. У нас нет искренности перед собой, не говоря уже о том, чтобы все это священнику рассказать. Бывает, думаем, что это маловажно. А как же люди, которые приходят к врачу? Там каждая мелочь может иметь значение. От этого зависит лечение. Так и священник может нам прописать духовное лечение, но в какой мере мы будем его исполнять, как будем применять все эти лекарства духовные, зависит только от нас.

– Если проводить аналогию с врачом, получается, что, не послушав совета врача, мы можем умереть. Если мы не слушаем советы священника, то тоже духовно умрем?

Не всегда. Мы слушаем совет, сверяя его со Священным Писанием, и принимаем решение исходя из того, насколько мы способны и готовы этот совет исполнить. Причем он не должен противоречить ни Писанию, ни Преданию Церкви. Последствия несем только мы. Некоторые говорят: послушал совет священника, и мне стало духовно хуже, появились проблемы в жизни. А они могут появиться. Если мы пытаемся возрастать духовно, против нас ополчаются бесовские силы. Идет настоящая битва, в которой мы можем потерпеть поражение. Нам может стать хуже в материальном плане, обострятся какие-то духовные проблемы. Это процесс выздоровления, но некоторые на данном этапе начинают роптать и унывать: «Так, я один день принял духовное лекарство, помолился, попостился, дела милосердия совершил, и мне так плохо стало, появились такие духовные проблемы... Что же мне батюшка посоветовал? Жил прекрасно, проблем не знал. А тут у меня один негатив». Человек начинает роптать, обвиняет священника, хотя надо было пройти весь период лечения. А если вспомним, что, проходя свой земной путь, мы каждый день подвергаемся искушениям и можем упасть, то это лечение у нас пожизненное. Мы всю свою жизнь духовно больны. Одному пропишут одно лечение, другому другое.

Неправильно поступают те, кто начинает советоваться с другими батюшками.  Мол, я батюшке рассказал свою проблему, он мне ответил то-то. А другой говорит: «Я ему такую же проблему рассказал, и он мне другое порекомендовал». Начинают обсуждать батюшек, почему один так поступил, а другой иначе. Каждый человек индивидуален. Кто-то способен понести одно, кто-то другое. Многие прихожане не знают или, может быть, забыли о том, что тайна исповеди относится не только к священнику, который не имеет права разглашать о том, что человек ему сказал, но и к исповедующимся. Человек тоже не имеет права разглашать то, что сказал ему священник на исповеди. Это духовное лекарство и наставление было адресовано именно ему. Если он начнет транслировать их, то это уже является грехом нарушения тайны исповеди. Кто так поступает, имеет повод пойти на исповедь и покаяться в этом.

Священник не оракул, не святой. Многие считают, что священник безгрешен и свят. Мы вместе с нашими прихожанами стремимся к святости, но у каждого есть свои недостатки. Если посмотрим Отечники, творения святых отцов и их жизнеописания, то увидим, что они поступали совершенно по-разному в одних и тех же ситуациях. Почему так происходило? Кого-то Господь вел одним путем, кого-то другим. Один мог понести большой крест, а другой маленький. Кому-то было прописано одно лекарство, кому-то другое. Должно присутствовать рассуждение, одна из добродетелей, к которой нас призывают святые. К чему мы идем? Почему? Каким путем? Какие люди нам встречаются? Почему Господь посылает этих людей? Ведь если бы святитель Иоанн Златоуст без рассуждения подходил к обличению простых людей, вельмож и императрицы, то эти слова вменились бы ему в грех. Тогда бы он пострадал просто от своего безрассудства. Однако он обличал потому, что его к этому призвал Господь, и крест, который Господь на него взвалил, он понес безропотно. Венцом его жизни стали слова «слава Богу за все», произнесенные после многих страданий и ссылки, в которой он умер от истощения.

Прошу Вас произнести слово напутствия для наших телезрителей, оно сегодня наиболее важно, потому что мы в преддверии Рождественского поста, периода, когда нас вовсю будут одолевать различного рода искушения. Как нам преодолеть их?

Дорогие братья и сестры, преодолеть это можно только с Божией помощью. Рождественский пост особый период, который подразумевает не только воздержание в пище, но и аскетические упражнения, усиление молитвы и умножение добрых дел, которые должны быть направлены на наших близких, знакомых и незнакомых, на тех, кто нуждается в нашей помощи. Желаю Вам быть милосердными, чтобы к ногам Христа принести добродетели любви, сострадания и заботы о тех, кто рядом с нами. По традиции хотел бы сказать о том, что поддержка телеканала «Союз» тоже является очень важным делом в свидетельстве о Боге в этом мире, в проповеди о Христе, чтобы нам хотя бы немного быть соучастниками того великого дела, которое совершал святитель Иоанн Златоуст, чтобы вместе с ним тоже быть участниками Царства Божия.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записал Федор Поплавский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X