Беседы с батюшкой. Иеромонах Александр (Митрофанов). 2 ноября 2025

2 ноября 2025 г.

У нас в гостях иеромонах Александр (Митрофанов), руководитель Миссионерского отдела Сыктывкарской епархии.

– Спасибо, батюшка, что Вы к нам приехали. Я за столько лет впервые сижу здесь с батюшкой из этой епархии.

– В первую очередь спасибо Владимиру Легойде, который нас всех собрал на форум «Вера и слово». На него приехали батюшки из многих епархий: поговорить, пообщаться, узнать что-то новое и интересное. Форум прошел очень хорошо. А мы (отец Альвиан, я и другие) были приглашены туда как священники, которые ведут миссию в Интернете.

Я был одним из первых батюшек, которые появились в Интернете. Это было еще в 2010 году (я тогда был молод и горяч), когда начали выходить короткие молодежные ролики на разные темы.  Молодежь рассказывала о чем-то, и я подумал: а почему бы в таком же формате не попробовать рассказать о православии? Записал первый ролик, показал духовнику, и духовник сказал: «Нормально, снимай, конечно!» С этого все и началось.

– А как Вас можно найти в Интернете?

– Иеромонах Александр (Митрофанов).

– Есть аккаунт?

– Аккаунт есть, но сейчас на Youtube сложно выйти без VPN, а у меня в основном там все начиналось. Может быть, наши зрители видели, у меня был такой ролик: «Что в моей требной сумке?» Раньше девушки снимали такие ролики: «Что в моей сумке?» С одной стороны, это – шутка, но однажды я приехал из дальней поездки, и в моей требной сумке оказался беспорядок, все как-то перемешалось, и я думаю: мне все равно ее придется перебирать. Дай-ка я запишу ролик и покажу всем, что в моей требной сумке. И вот заодно люди узнали, что у батюшек в этих сумках. Никто ведь не задумывается, что батюшка с собой носит. Ролик разместили на «Азбуке веры», и он каждый год у них в календаре появляется.

– Иногда батюшка приходит с пакетиком, и я думаю: надо ему подарить требную сумку. Очень важный атрибут.

– Я пришел к выводу, что самая хорошая требная сумка – это самая обычная спортивная сумка, где спереди один карман, одно большое отделение и по бокам два кармашка. Разные варианты пробовал, но такой формат мне нравится больше всего: внутри книги, с одной стороны – епитрахиль, с другой – иконочки, спереди – кропило и все остальное.

– Сколько же просмотров Вы набирали?

– А я уже не помню. У меня на Youtube сейчас, по-моему, тысяч шестьдесят подписчиков. Хотя я и был самый первый, но не самый популярный. Но, с другой стороны, мне приятно, что некоторые батюшки, которые сейчас известны и популярны в Интернете, мне говорят: «Мы, когда начинали, смотрим: вот Митрофанов, если у него получается значит, и у нас получится». Сейчас уже привычно, что батюшки присутствуют в Интернете, а для того времени это было чем-то очень необычным…

– Появлялось желание запретить…

– Да, и собратья всегда как-то косо смотрели… А некоторым батюшкам это придавало смелости: они, посмотрев и меня в том числе, начинали свою деятельность в Интернете. И даже у них получилось намного лучше, чем у меня, потому что их смотрят, их любят, а я уже не такой популярный, как они. Но, с другой стороны, это, наверно, тоже радость. Как Иоанн Креститель сказал Господу: Тебе время расти, а мне – умаляться. Так что, в принципе, не о чем переживать.

– Вообще-то Вы себя рано похоронили, батюшка, можно продолжать.

– Я, конечно, продолжаю, но, с другой стороны, думаю: какого-нибудь батюшку смотрят, например, сотни тысяч человек. Это ведь какая ответственность! Даже боязно, и думаешь: нет, лучше ты будь звездой.

– Да, потому что обнажаешься очень серьезно. Более того, может быть, Вы видели знаменитый ролик с отцом Владиславом Береговым про то, что дарить священнику? Там про «Мерседесы», про все такое…

– Да, помню…

– Это же все было вот здесь. Нас посмотрели миллионы человек. Минутный ролик; вопрос, казалось бы, достаточно безобидный. Батюшка решил пошутить, а аудитория же большая. И люди могли понять по-разному.

– У меня такое ощущение, что сейчас работает некая группа, которая ловит наши ошибки. Вот, например, очень большой критике подвергается отец Андрей Ткачев.

– А ведь пишут: «В РПЦ заявили…»

– Смотришь – в какую-то неделю у отца Андрея не смогли ничего найти, он так все идеально сказал, что не подкопаешься… Так они берут другого батюшку, того же отца Владислава, отца Павла Островского. И постоянно пишут: «РПЦ заявила». Меня недавно очень удивило, Патриарх наш сказал очень хорошие слова: «Как машины нуждаются в заправке, так и душа нуждается в подпитке от Бога». После этого вышла статья под заголовком: «Патриарх сравнил Церковь с бензоколонками». Вот как?

– Это же очень, скажем так, «креативно».

– Но это же явно враг работает. Человек прочитает заголовок и дальше уже не пойдет.

– Действительно, такое ощущение, что это – спланированная акция. Более того, мы тогда заметили с отцом Владиславом, что похожие заголовки, переписанные, может быть, даже нейросетью, в разных вариантах выходят с разницей в тридцать секунд на пяти разных каналах с числом подписчиков от 500 тысяч и больше. То есть это было где-то загружено, сетка настроена, и в определенный момент нажали кнопочку… Так это работало.

– Но, с другой стороны, если мир восстает против нас, это значит, что Церковь движется в правильном направлении. Если бы мы были безразличны темным силам, они бы нас не трогали. А раз они против нас восстают, значит, мы идем правильной дорогой.

Окончился форум «Вера и слово». Что же там было, что происходило и что для себя важного Вы там почерпнули?

– У нас, например, была секция батюшек-миссионеров. Мне больше всего запомнилось, как отец Георгий Максимов обратил наше внимание на то, что в Интернете не хватает апологетических материалов, материалов по защите Церкви. Современные батюшки в основном снимают какие-то позитивные вещи, что тоже неплохо, позитивная повестка тоже очень важна. Но важно, как он говорит, и важно защищать Церковь от этих нападок. Например, атеисты или какие-то секты очень часто снимают ролики с нападками на Церковь, на Христа и иногда делают это настолько качественно, что некоторые православные тоже смущаются. И отец Георгий говорит, что надо больше давать таких ответов: где тут неправда, где ошибка, почему Церковь права, а нападающие на нее не правы. Чтобы этот материал наших прихожан успокаивал, чтобы мы видели: да, все правильно происходит.

Это что-то вроде того, как один знаменитый блогер с кучерявой головой, уехавший из страны, тоже разбирал один наш эфир с отцом Артемием Владимировым: «Ведущий-пропагандист Сергей Платонов…» Я считаю, что это зачет: если я попал к нему – значит, мы правильно делаем, это действительно так. Получается, нам нужно делать что-то такое: вот этот блогер сказал про Церковь так, но на самом деле – вот так.

Да.

– Есть даже такая программа: «Тест на правду».

– Да, что-то вроде того. И отец Георгий говорил, что хорошо бы, чтобы такого материала было больше.

– Что еще там было? А Вы попали на секцию блогеров? Как впечатления?

– Да, был. Впечатлений очень много, но все это только что закончилось, и у меня еще идет осмысление. Для меня на всех форумах даже более ценно не наполнение самого форума материалом, а общение. Благодаря тому, что Синодальный отдел во главе с Владимиром Романовичем уже не первый год собирает нас – батюшек, которые ведут проповедь в Интернете, мы все друг друга знаем, любим и поддерживаем. Новенькие батюшки, которые еще пока не очень влились в нашу среду, немного настороженно смотрят на «старичков» в коллективе. А мы знаем особенности друг друга. Мы можем обсудить те же нападки в Интернете, поддержать друг друга или сказать: нет, батюшка, тут ты слишком круто высказался, лучше удали, пока это еще никуда не попало.

– Пока РПЦ не «заявила».

– Да. Поэтому то, что мы так общаемся, для меня наиболее ценно на всех форумах. Даже новые идеи часто возникают не на какой-то площадке, а в кулуарных беседах, дискуссиях. И это, мне кажется, одна из ценнейших составляющих таких форумов. Какую-то информацию можно обсудить и по Интернету. А личную встречу ничто не заменит. Мне тоже иногда кажется, что можно же собраться через какой-то мессенджер вроде скайпа. Но когда ты вживую пообщаешься с человеком, ты его намного лучше понимаешь.

– Это говорит о том, что миссия должна быть не только в Интернете. Батюшку-то посмотрели, а вживую он может быть другим. Камера по-другому видит его.

– Например, для меня очень показательной иллюстрацией этих слов было, когда нас, восемь батюшек со всей России, которые ведут миссию в Интернете, собрали на встречу с Патриархом. Я и до этого неплохо относился к Патриарху, но после этой встречи я думаю: какой удивительный, хороший человек! А если бы этой близкой личной встречи не было, для меня он был бы просто нашим духовным лидером.

– Дистанция сокращается?

– Да, дистанция сокращается, такого теплого отношения бы не было.

– Да, это очень здорово, я тоже следил за этим, и было очень интересно. Слава Богу, что такое происходит.

Батюшка, есть два вида миссии, насколько я знаю: внутренняя и внешняя. Во внутренней миссии, мне кажется, тоже целый пласт работы. Чего сейчас не хватает современному православному человеку? Давайте возьмем обычного человека, который причащается, воцерковляется, но при этом, может быть, не совсем понимает, зачем это нужно.

– По идее, это уже не вопрос миссии, а вопрос катехизации. Катехизация – это когда к тебе в храм пришел человек и ты занимаешься его духовным окормлением. А миссия – это когда с улицы человека тащишь в храм.

– А как это происходит?

– В Интернете рассказываем. На самом деле это тоже сокращает дистанцию, потому что для многих батюшка – человек с другой планеты: другая одежда, средневековая, другая манера разговора. И часто у человека просто есть страх: а как я туда приду? Я же там ничего не знаю. Когда он видит в Интернете, что батюшка живой, с ним можно и пошутить и он тебя не ругает, – это немножко сокращает дистанцию. И человек, придя в храм, не будет чувствовать дискомфорта.

Но, конечно, важно помнить (и Патриарх нам все время об этом напоминает), что наша основная задача – привести человека в храм, а не просто пообщаться с ним в Интернете. Чтобы он пришел в храм, начал исповедоваться, причащаться, жить духовной жизнью. Поэтому цель миссии – не просто рассказать о Христе, а помочь человеку полюбить Христа и начать Его поиски.

– А реально есть такие случаи?

– Есть, об этом часто пишут в комментариях. Кто-то пишет, что в храм начал чаще ходить. Кто-то говорит: я попов ненавидел, а сейчас нормально отношусь. Еще в храм не пришел, но хотя бы уже негатив снят. Отец Альвиан сейчас приводил пример, что у них какой-то министр начала свое воцерковление с того, что стала смотреть отца Павла Островского в Интернете. Так что таких примеров есть много. Статистику мы не ведем, и, наверно, это было бы сложно. Но даже если есть несколько таких – уже радость, это значит, что ты не зря проводишь свое время в Интернете. 

– Здесь еще очень важный момент: отец Альвиан Тхелидзе, когда я ему сказал, что именно Вы будете у нас в гостях, спросил: «А ты знаешь, кто это?» Я сказал: «Ну, пока не совсем…» Он говорит: «Это первый видеоблогер из батюшек». И он сказал, что сам с Вас брал пример и вдохновлялся Вашим ведением блога.

– Очень приятно.

– Нас тоже смотрят батюшки, и с них тоже можно брать пример.

– На самом деле этой похвалы часто не хватает, потому что Интернет так устроен, что там люди чаще готовы написать негативный комментарий, чем позитивный. И многие батюшки говорят, что для них большая поддержка, когда есть такая положительная обратная связь. Получается, что батюшка не зря трудится. Потому что ругать люди не забывают, а хвалить – забывают; или боятся: «если его похвалишь, вдруг он возгордится».

Но вообще в личном общении даже просто православных людей нам часто не хватает похвалы. Люди боятся сказать друг другу добрые слова, опасаясь, что человек возгордится, а вот если поругать – не опасаются, что кто-то может обидеться. Поэтому, дорогие телезрители, почаще говорите друг другу добрые слова! У нас даже есть такие примеры (я у одного батюшки подслушал). Приходят и говорят: «Сын пьет, отношения в семье тяжелые». Я говорю: «Чаще говорите своему сыну, что Вы его любите». И потом они опять приходят и говорят: «Да, батюшка, меньше стал пить, отношения улучшились». Поэтому очень важно не забывать говорить, что мы друг друга любим.

– Это действительно очень важно… А как по-другому? И ведь, кстати, очень важный момент для спикера: полюбить аудиторию. Об этом же говорится: не просто выйти и сказать, какой ты умный. И зрители чувствуют эту любовь.

– Так и для ведущего: если хочешь на интервью человека разговорить, важно, чтобы он чувствовал, что ты к нему хорошо относишься.

– Да, стараемся так делать… Часто миссионера воспринимают только как священника или специально поставленного человека. А как быть миссионером простому мирянину? И когда ему можно считаться миссионером, какой этап нужно пройти, чтобы стать настоящим проповедником Христа?

– Это интересный вопрос. Тут какой-то общей позиции нет. Я знаю такие примеры среди мирян-блогеров: они начинали вроде бы рассказывать о Христе, а потом и со своим настоятелем переругались, и стали каких-то фриков к себе приглашать, и с колдунами общаться… Разное бывает.

Самое лучшее –  благословиться у своего священника, к которому ты ходишь на приходе, исповедуешься, причащаешься (у нас же в Церкви все делается по благословению). Он тебя более или менее знает, сможет что-то посоветовать. Но такая работа тоже важна, и у нас сейчас на форум как раз приглашали молодых блогеров, которые не являются священниками, но тоже общаются с молодой аудиторией. Я, правда, был на другой площадке и не смог в этом поучаствовать. К сожалению, я не успеваю за ними следить и всех просматривать, но некоторые, говорят, очень толковые.

Так что мирянская работа тоже в этом плане хорошо поставлена. Например, из взрослых блогеров, не молодежных, очень хорошо известен брат Сергий Комаров. Он очень активно проповедует Христа, и у него все классически, его никуда не заносит – ни вправо, ни влево.

– Там даже есть такой момент – он в прошлом прекрасный гитарист; по-моему, даже профессиональный музыкант.

– Он был в президентском оркестре, когда жил в другой стране. А в президентский оркестр кого попало не возьмут.

– Но потом он решил стать миссионером и посвятить этому всю свою жизнь.

Мне нужен был гитарист-музыкант. Я ему пишу: «Давай сыграешь». А он ответил мне цитатой из известного советского фильма: «Доцент, я завязал». Я говорю: «Ты вообще не играешь?» Говорит, что нет, всё. То есть у него теперь только миссия.

– Есть разные пути. Мне, например, то, что я играю на гитаре (конечно, не так профессионально), помогает в работе и с молодежью, и в миссии. Даже просто после службы сел с бабушками попить чай, можешь поиграть на гитаре, спеть православную песню. То есть в мою жизнь это органически вошло.

А другой мой знакомый батюшка-иеромонах был профессиональным балалаечником. Он тоже, когда ушел в монастырь, подарил балалайку женатому батюшке и сам отказался играть. Но все равно немного скучает по ней, а когда я приезжал в монастырь, у меня была с собой укулеле. У нее четыре струны, он перестроил ее под балалаечный строй (то есть две струны настроил в унисон, как у балалайки) и тоже немного поиграл

Всякое дыхание да хвалит Господа, поэтому мне кажется, что любой талант ты можешь посвятить Господу, придумать, как этим послужить Богу Не зарыл талант в землю – это еще не значит, что ты его раскрыл. Некоторые думают, например: дал Бог музыкальный талант, начну красиво петь попсу; это значит, что талант не закопаю в землю. Нет, ты его закопал. Не закопал талант – это если ты находишь в себе возможности проповедовать Бога. Если даже спел попсу, а потом рассказал что-нибудь положительное, людей призвал к добру, к Христу. А еще лучше, чтобы спел на духовные темы. То есть когда не касаешься духовной сферы, это значит, что свой талант ты закопал в землю.

– Наверное, есть такая миссия для мирян – просто жить по совести.

Например, Петр Мамонов. Я своего друга очень долго пытался подсадить на лекции отца Димитрия Смирнова и потом ему дал послушать интервью, где Петр Мамонов говорит: спасибо отцу Димитрию, всему научил. И после этого мой друг, поскольку он любил Мамонова, стал слушать и Димитрия Смирнова.

И вот у Мамонова концерты в последние годы были как проповедь: он и песню споет, и о Боге расскажет, у него так все перемежалось. Поэтому есть разные формы проповеди. Но на самом деле самый эффективный способ проповедовать – своим примером.  Например, древние говорили: «Спаси себя – и хватит с тебя», а Серафим Саровский, переосмыслив эту фразу, сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если ты сам являешься примером святой жизни, то это и других тоже заразит. Люди посмотрят, скажут: какой удивительный человек… А почему он такой? Потому, что верующий. И некоторые, может быть, загорятся так жить. То есть в духовной жизни, в отличие от физики, все наоборот. Потому что в нашей биологической жизни, если положишь хорошее яблоко к гнилым, они все загниют, иначе не бывает. А в духовной жизни, если хорошее яблоко положишь к плохим, то оно может и остальные яблоки сделать чуть лучше.

Я воочию это наблюдал лет 20 назад, когда у нас создавалось «Братство трезвости». Мы с товарищами полностью отказались от алкоголя, причем особо даже это не проповедуя. И смотрю, вокруг нас люди стали меньше употреблять алкоголь. То есть хорошим тоже можно заразить.

– Да, это когда приглашаешь в гости, а на столе нет алкоголя, например. Просто нет – и все. И как бы потихонечку начинаешь общаться, искать точки соприкосновения.

Просто они, зная, что мы полностью отказались от алкоголя, сами стали от него отказываться.

– Да, в том числе и так. Я знаю некоторые юбилеи и праздники для священнослужителей, на которых алкоголя просто не бывает. Не потому, что они такие правильные, просто так принято.

– На самом деле народное сознание как-то тоже изменилось. Мне недавно на стриме задавали вопрос перед Новым годом: «Вот у нас на Новый год батюшка выпил несколько рюмок коньяка. А батюшке можно коньяк пить?»

Я расскажу, что было 20 лет назад. Мы тогда поехали на слет в Меркушино (это где-то в сторону Екатеринбурга), там у нас собирались православные трезвенники. И одного батюшку на заправке заправщик спросил: «А чего так батюшек много сегодня? Какой-то слет, что ли?» Он говорит: «Да, у нас слет трезвенников». – «В смысле? Вы же православные». То есть для него тогда было шоком, что батюшка может не пить, а сейчас шок, что батюшка может пару рюмок коньяка выпить. Насколько все-таки поменялось сознание Трезвость опять стала модной, что очень радостно.

– Давайте ответим на некоторые вопросы телезрителей. Это тоже миссия, а миссия – это еще и борьба с суевериями.

– Это уже апологетика, как и завещал отец Георгий Максимов.

Вопрос следующий: «Скажите, пожалуйста, можно ли, выходя с кладбища, креститься? Знакомая сказала, что нельзя креститься и оглядываться. Что делать и как быть?»

– Конечно, можно. На самом деле вокруг погребения всегда очень много суеверий было. Причем у нас народ творческий, и многие суеверия родились совсем недавно. Например, такого суеверия я еще не слышал.

– Что надо быстро уходить?

– Да. Раньше парков не было, и люди по кладбищу могли просто погулять. Или, например, молодожены могли прийти на кладбище поклониться предкам. Поэтому кладбищ раньше не боялись так, как сейчас. Это же очень хорошее, спокойное место. Так что, мне кажется, не надо бояться кладбищ. И приходя туда, можно перекреститься. И уходя.

Более того, очень важно помнить, что на кладбище не просто надо прийти навестить своих предков, а хорошо бы помолиться, почитать заупокойную литию, может быть, батюшку позвать. Потому что многие этого не знают и приходят на кладбище только покушать. Но кладбище – это же не столовая, оно не для этого создавалось. Но много есть суеверий, и порой нелепых.

Иногда люди кладут на могилу усопшего еду. Казалось бы, усопшему она не нужна. Более того, он уже не сможет к ней прикоснуться. Если задуматься, это то же самое, что человеку без ног подарить скакалку. Это какое-то издевательство. То есть на тебе еду, но у тебя ничего не получится, ты ее не съешь. Вот так задумаешься – это же жутко. А люди думают, что они делают что-то хорошее, важное. А самое необходимое – это молитва.

– На самом деле еду приносят, например, в храм, раздают прихожанам с просьбой помолиться за усопшего сродника. По сути, это милостыня. То есть у людей ориентиры сбиты, скажем так.

– Изначально вся заупокойная трапеза, то есть поминки, была для чего? Чтобы всю голытьбу собрать, накормить, а они за это помолятся за усопшего. То есть это была милостыня за усопшего. А сейчас смыслы немного смещаются.

– Следующий вопрос от телезрителя: «Может ли от блудных грехов повредиться память? Не могу читать книги святых отцов, у меня страх и паника. Может ли это быть от блуда?»

– Что угодно в нашей жизни может быть. Часто совесть нам это подсказывает. И если человек переживает, что это от блуда, вполне возможно, что наказание такое и есть. А могут быть и чисто физиологические причины, и тогда можно витамины попить, например, чтобы улучшить память. Но если человек прямо так думает, что, может быть, от этого, то скорее всего так и есть в данной конкретной ситуации. Но Господь Милосердный, покаяние изглаживает даже поступок. И если мы искренне каемся, стараемся исправиться, то и Господь простит, и память восстановится.

– Такой вопрос странный: «Почему в церкви продают красные нити?

– В церкви ни разу не видел.

– Видимо, это веревочка для крестика красного цвета попалась.

– Возможно, человек ездил в Иерусалим, а там народ предприимчивый

– А смыслов-то сколько туда вложили...

– По-моему, есть более-менее нормальный смысл из Ветхого Завета. Младенец еще не до конца родился, показал только руку, и ему повязали красную нить на нее, чтобы узнать, кто родится первым. Но потом он увлек свою руку в чрево, и первым родился другой младенец, а первенцем считался тот. И вот оттуда пошла эта ситуация, но это все равно ветхозаветная история.

Если иудеи, например, носят красную нитку, наверное, это еще имеет логический смысл, у нас же в этом смысла нет. Более того, если бы это имело какой-то смысл, тогда мы сейчас сидели бы в красных свитерах и чувствовали себя замечательно.

– Вот еще интересный вопрос: «Я из староверческой семьи, в детстве была крещена родителями в старообрядческую веру. Родом из Семеновского района Нижегородской области, как раз из тех мест, которые описал Мельников-Печерский в своей книге «В лесах», – из деревни Комарово. Напротив стоял скит матушки Манефы. Там все староверы, но в наше время староверческих приходов рядом нет. Я хожу уже давно в православную церковь. Но в этот раз пошла в храм исповедоваться и причащаться и подняла этот вопрос, что я из старообрядческой семьи; батюшка меня исповедовал и причащать не стал. Что мне делать? Я очень переживаю, ходить ли мне вообще в православный храм... Может, мне нужно перекреститься? Дети мои крещены в православии».

Мы людей из старообрядцев принимаем, насколько я помню, через чин присоединения. Есть такой чин, его нужно просто пройти. А так у нас, например, в православии есть те, которые любят старый обряд.  И у нас в рамках Православной Церкви, внутри ее, есть приходы, которые называются единоверческими. Храм по всему принадлежит Православной Церкви, там поминают нашего Патриарха, но служат старым обрядом. Можно любить старые обряды, но оставаться внутри Церкви.

И если Вы уже давно ходите в православную церковь, если Вам там хорошо, что Вам мешает пройти чин присоединения? Думаю, что батюшка проявил слишком большую строгость. Потому что он, по крайней мере, не объяснил, что такое чин присоединения. А вообще в любой непонятной ситуации пишешь прошение епископу. Он на то и поставлен, чтобы сложные ситуации разбирать.

– Но лучше с батюшкой обсудить это письмо сначала.

– Да. Тут, как мне кажется, все очень просто: чин присоединения проходишь и продолжаешь причащаться, исповедоваться. Тем более уже не раз причащались и исповедовались.

– Опять про суеверие: «Во время уборки у меня упала икона Божией Матери "Скоропослушница" за шкаф, достать ее никак не могу. Это какой-то знак?»

– Я не понимаю, почему нельзя отодвинуть шкаф.

– Ну, может быть, он там прибит как-то...

– Это, возможно, знак того, что в следующий раз икону надо вешать на гвоздик покрепче.

– Вот то, что я хотел услышать. Иконы падают не потому, что что-то не так, как в фильме ужасов, в котором все летает, а потому, что их плохо поставили.

Следующий вопрос: «Что делать, если я не знаю, были ли крещены мои родители? Их уже нет в живых, поэтому похоронили без отпевания. Как теперь быть?»

– У меня духовник обычно говорил, что лучше трактовать всегда в сторону человека. Если  не знаешь, был ли он крещен, и у тебя нет оснований считать, что не был, тогда надо молиться за человека как за крещеного. Но это его частное мнение. А так лучше, конечно, по таким вопросам советоваться с батюшкой у себя на приходе. 

Например, если человек был до 1917 года рожден, значит, он крещен, потому что другой формы регистрации человека не было, то есть все проходили через крещение.  Если рожден после 1917 года, тут уже возникали вопросы. Можно спросить кого-то из живых родственников, можно вспомнить, ходили ли они в церковь. Если, например, мама когда-нибудь заходила в церковь, то, скорее всего, она не просто так ходила, а была крещена. Иногда по таким вопросам лучше у себя на приходе спросить, потому что практика приходов может немного отличаться. И как Ваш приходской батюшка благословит, так и поступайте.

– Следующий вопрос: «Почему Бог мне не помогает и меня не слышит?»

– На самом деле слышит. Почему не помогает? Иногда это бывает потому, что мы просим что-то себе во вред. Я помню, когда мне было 14 лет, я прямо очень горел, хотел мотоцикл.  Я папе говорил: купи мне мотоцикл. Он отвечал: да ладно тебе, поживи еще. Потому что у него был в юности мотоцикл, он понимал, что это очень опасное средство передвижения. И мы в конце концов сторговались, и мне купили компьютер. Но папа предполагал, что мотоцикл может мне повредить. А Бог точно знает, что нам полезно, а что нет. Поэтому иногда может что-то не посылать, потому что это нам повредит.

Иногда бывает, что Бог что-то не посылает нам потому, что хочет, чтобы мы проявили усердие. Обычно когда мы чего-то долго добиваемся, мы это и ценим больше. Поэтому надо продолжать молиться.

Опять-таки иногда бывает так, что мы просто не замечаем Божию помощь. Есть такой анекдот, когда человек ищет парковочное место и никак не может найти, говорит: «Господи, помоги!» И тут смотрит – место освобождается: «Господи, уже не надо!» Так же и человек: у него есть реальная Божия помощь в жизни, но он просто не обращает на нее внимания. Ему кажется, что это не Бог помог, а люди помогли, еще какие-то обстоятельства.

Но у нас есть еще, как сейчас говорят, лайфхак, мы можем зайти с черного хода.  Если нам кажется, что Господь нас не слышит, почему Он может нас не слышать? Потому, что мы всю жизнь жили грешно. Но мы можем обратиться к тому, кто жил правильно, к кому-нибудь из святых отцов: «Николай Чудотворец, попроси Бога, чтобы Он мне помог». Мы же к святым обращаемся, чтобы они вместе с нами помолились Богу. Они праведники, Бог их всегда не просто слышит, Он к ним прислушивается. Слышит-то Господь всех, но прислушивается не ко всем. И если мы еще не начали жить праведно, можем обратиться к святому, который уже прожил праведную жизнь, и он за нас помолится.

Причем некоторые говорят: «Зачем к усопшим обращаться? Он же, этот святой, уже умер». Да, но у Бога ведь нет мертвых, у Бога все живы. И поэтому разделение на живых и мертвых – это больше для нас.

Кстати, у нашего прежнего владыки был интересный случай лет 20 назад. Прошел по Москве слух, что наш владыка умер. И вот звонят в епархию выказать соболезнования, поднимает трубку сам владыка. Ему говорят: «Выражаем епархии соболезнования в связи с кончиной вашего архиерея». Он говорит: «А я жив». – «А Москва уже третий день молится о Вашем упокоении». Он говорит: «А я думаю, что-то у меня так спокойно все, все проблемы куда-то делись».

Кстати, тоже есть такое суеверие, что если молиться о живом как об умершем, то что-то случится. Помню, еще алтарником был, прибежала женщина, вся взволнованная, и говорит: «Мне кажется, что я написала в записке об упокоении тех, кого хотела помянуть о здравии». И попросила найти записку, но оказалось, что она все правильно написала. Тем не менее она сильно переживала.

– При этом ее не смущает, что пишутся порой одинаковые имена, без фамилии, без даты рождения…

А некоторые люди даже колдовать так пытаются: я тебя отпою в храме, если ты будешь то-то делать… Но на самом деле разве Господь не знает, кто у Него живой, а кто мертвый? Вот я сейчас пример с владыкой привел, и там люди реально верили, что он умер, и молились о нем за упокой. И Господь все равно эту молитву услышал, и у владыки все было спокойно. 

– Один мой знакомый рассказывал такой случай. Один человек тоже обращался с таким вопросом: вот я молюсь святителю Николаю, а ничего не получается. Он ему говорит: а ты помолись вот этому преподобному, он не такой известный, как святитель Николай, у него меньше просителей, ты к нему подойди, он тебя быстрее услышит.

– У католиков есть такая тема. У нас же два апостола Иуды: Иуда Алфеев и Иуда Искариотский. И из-за Иуды Искариотского Иуда Алфеев тоже часто бывает забыт. И вот у католиков есть такое: когда уже никто не помогает, совсем плохо, молятся Иуде Алфееву. Потому что к нему редко обращаются, все помнят, что Иуда плохой, поэтому в народном сознании вообще имя Иуда стало плохим. А есть же святой апостол Иуда Алфеев. У нас даже есть Послание апостола Иуды.

– Еще вопрос. Человек разносит рекламные листовки по почтовым ящикам. Все его очень сильно ругают, выгоняют из подъезда. Его не любят, потому что он приносит очень много ненужной макулатуры. Но это его работа, и он так зарабатывает. Грех ли, что он приносит своей работой расстройство жителям?

– Я не вижу в этом греха. Мне кажется, что люди на ровном месте расстраиваются, потому что бумажка всегда в хозяйстве пригодится. Если ты в деревне живешь, можно ею растопить печь. Так что, мне кажется, люди очень бурно на него реагируют.

– Он очень переживает. Либо тогда надо искать другую работу.

– Можно. Или сказать: «Господи, прости меня, если я делаю что-то не так».

– Следующий вопрос: «Гуляла по городу и возле магазина встретила человека, которого сильно трясло после выпивки. Наличных денег у него не было, и он слезно просил купить спиртное. Я пожалела мужчину, купила ему 100-граммовую бутылку водки и просила больше не пить. Прошло уже несколько дней, а я все думаю про эту ситуацию, переживаю, правильно ли я поступила».

– Крайне правильно. Вообще алкоголь пьяницам лучше не покупать. Но бывают ситуации, когда человек с сильного похмелья, когда у него абстиненция. Его уже сильно трясет, и организм может даже не выдержать, если не употребить спиртное. Поэтому Вы очень правильно поступили, что купили ему 100 граммов, именно чтобы снять этот синдром. Когда человек в таком ужасном треморе, ему действительно может стать плохо физически. Так что вполне возможно, что Вы даже жизнь спасли бедолаге. А если человек более-менее в хорошем состоянии, то ему спиртное лучше не покупать.

– Давайте подытожим наш сегодняшний эфир и обратимся к нашим телезрителям.

– Говорят, если к Иоанну Богослову, когда он уже был старенький (он, по преданию, прожил до 150 лет), приходили с любым вопросом, он отвечал всегда так: братия, любите друг друга. Поэтому хочу пожелать нашим телезрителям, чтобы они друг друга любили. Потому что мы знаем, что Антихрист придет в то время, когда по причине беззаконий во многих оскудеет любовь. И если мы любим друг друга, если относимся друг к другу хорошо, заботимся друг о друге, то, получается, отдаляем время прихода Антихриста. Большое дело делаем. Так что любите друг друга.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X