В студии иерей Виктор Ленок, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове (г. Москва).
– Тема сегодняшнего разговора: гнев и раздражительность. Что это такое? Каковы истоки данных грехов?
– На протяжении всей человеческой истории, а именно после того, как Каин убил Авеля, в мире царит насилие: нации над нацией, государства над людьми, человека над природой, в семьях, среди ближних и дальних. И это насилие есть порождение гнева.
Гнев – это страсть, которая исходит из души человека, ее иррациональной, яростной стороны. И связано это именно с тем, что человек воспринимает других, кто его окружает, с надменностью и эгоцентризмом. Очень часто бывает так, что люди в ответ на насилие порождают еще большее насилие.
Гнев бывает нескольких видов. Он может быть связан с событиями, которые происходят вокруг. Например, клевета, которая обрушивается на человека. Это может быть обида или определенное событие, что вводит в исступление.
Гнев может быть и другого характера, связанный с другой страстью – гордостью, когда твое «я» стоит на первом месте, а все остальные являются для тебя скорее объектами, а не субъектами. Ты пользуешься ими ради достижения собственных целей. Ставишь себя выше другого, выше тех, кто старше тебя и выше по разным положениям: в семье, на работе, в учебе. А потом начинаешь замахиваться и на священноначалие; и в конце можешь замахнуться на Самого Творца мира, Который дал тебе жизнь.
Есть разные точки зрения на то, что такое раздражительность. Некоторые святые отцы говорят, что это развитие гнева, мысль, которую ты обращаешь по отношению к тому, что тебя окружает: пыль, грязь, невыключенный свет. Тебя раздражают новости, люди, погода, даже сигнал светофора. Тебе нужно срочно перейти, а он горит красным. Ты не можешь ждать и бежишь, и это может привести к летальному исходу. Раздражительность, как экскаватор, рушит все вокруг. Через мысль рождаются определенные действия, которые связаны с гневом. Гневливость и раздражительность соприкасаются напрямую, идут параллельно друг другу. Причем первой все-таки появляется раздражительность, а потом гнев. Нужно знать, что гнев – это такое состояние сердца, которого не хочет Бог.
– Чем бывает вызвано состояние гнева? Откуда появляется? Вследствие чего?
– Вследствие того, что ты ставишь себя на первое место. Часто люди, которые достигают зрелого возраста, даже более гневливы, чем молодые.
– Постоянно ворчат.
– Да, это ворчание связано с тем, что человек не видит вокруг ничего хорошего. Он видит только плохое и через раздражение начинает проявлять гневливость по отношению к тем, кто его окружает. Причем таких людей в повседневной жизни очень много. Даже в православных храмах мы часто встречаем очень много гнева и раздражения: из-за внешнего вида, неправильно наложенного крестного знамения и так далее. И вместо того, чтобы тушить гнев миром своего сердца, мы подливаем бензина в этот костер, который давно тлеет в нашем сердце. И этим, к сожалению, делаем хуже только себе, потому что через гнев по отношению к другому человеку мы приходим к одиночеству. Мы приводим свое состояние сердца к тому, что нам становятся противны люди, противен Сам Бог. Мы не можем совладать со своими эмоциями, которые выплескиваются. Это яркая вспышка, которая накладывает отпечаток на наше общение с другими людьми. Они отворачиваются от нас, не хотят с нами поддерживать отношения. И когда тебе будет плохо, они могут не прийти и не протянуть руку. Только лишь Господь может сделать это.
– Почему гнев называют смертным грехом?
– Смертные грехи разрывают связь человека и Бога. И вместо того, чтобы обрести мир в сердце, мы порождаем боевые действия с другими людьми и Самим Господом. Христос сказал, чтобы мы пришли и взяли от Него пример кротости и смирения, чтобы обрели покой в своих сердцах. Вместо этого, наоборот, у нас возникает такое состояние сердца, которое приводит к сплошному конфликту. Мы разрываем связь с Богом. Мы не хотим мира с Ним и другими людьми. Это порождает уныние и тоску и может привести к тому, что мы не раскаемся, не простим того, кто нас якобы обидел, не попросим прощения у тех, кого обидели мы. Состояние уныния может привести к греху, который не может быть раскаянным по определению: к самоубийству. Как раз поэтому этот грех является смертельным, ведь он при жизни может привести твою душу к погибели. Именно от того, что ты не захочешь снова примириться с Богом, с людьми, не захочешь восстановить то состояние сердца, которое было до вспышки. То есть ты считаешь нормальным гневаться на людей, постоянно искать виновных, выплескивать на других постоянный негатив. И это очень страшно, потому что сегодня стало нормой. В современном мире очень много раздражения и гнева. Нужно помнить, что нераскаянный гнев приводит к смерти души.
– Вопрос от телезрительницы Ирины: «Что такое смиренномудрие? В каноне Иисусу Христу есть такие слова: «даждь ми разум творити волю Твою». И немного погодя: «Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою». Получается, что у нас нет ни ума, ни разума, раз мы просим все это у Творца?»
– Смиренномудрие – замечательная добродетель. Она приводит к тому, что любое событие в жизни начинаешь воспринимать не как вспыльчивый, гневливый человек, который как будто сидит на иголках, а как определенное испытание, которое необходимо для твоего духовного возрастания. Эта добродетель приходит не сразу. Нужно очень много трудиться. Мы уже упоминали о кротости, о которой Господь говорил в Священном Писании, и о смирении.
Смиренномудрие – это совокупность смирения и мудрости, то есть спокойствия сердца и мудрости Самого Бога, когда ты воспринимаешь события, которые происходят в твоей жизни, не с точки зрения того, что тебя кто-то наказывает или обижает, а с точки зрения того, что это Господь проверяет и попускает то или иное событие для твоего духовного возрастания. Рекомендую Ирине почитать святых отцов о смиренномудрии, сокровище духовной мудрости, замечательное собрание святоотеческого наследия, чтобы все эти вопросы разрешились.
– Гнев и агрессия – это одно и то же?
– Если гнев является локальным, то есть это вспышка, которая приносит определенный шлейф и приводит к тому, о чем мы уже говорили, то агрессия – это некий поступок, который может быть направлен не только на самого человека, но и на то, что сотворено им или Богом. Когда вы видите, к примеру, теги, написанные маркером на остановке, это с одной стороны агрессия, но с другой стороны – проявление гордости и тщеславия человека, который их поставил. Или, к примеру, видите, что человек находится в неадекватном состоянии и начинает крушить мусорные баки, остановки общественного транспорта, бросать камни и другие предметы в то, что ему не принадлежит, то есть совершать нарушение общественного порядка… Это как раз является агрессией. Гнев проявляется не только тогда, когда состояние человека изменено под действием различных веществ: алкоголя или наркотиков. А агрессия зачастую проявляется именно из-за воздействия определенных веществ, которые изменяют сознание. В таком состоянии человек не контролирует себя. Агрессия, как правило, порождает дополнительную агрессию. Зло, умноженное на зло, это зло в квадрате. Поэтому такого человека необходимо изолировать от общества...
– Вопрос от телезрителя Александра: «Как бороться с гневом и раздражительностью?»
– На всякую страсть есть добродетель. Святые отцы приводят очень много советов, как бороться с гневом и раздражительностью. Но, конечно, когда тебя накрывает необоснованный поток ярости по отношению к другому, а может, и праведный гнев, то нужно постараться просто замолчать. Феофан Затворник предлагал носить с собой иголку в лацкане пиджака, чтобы воткнуть ее себе в язык, когда нужно остановиться. Он не говорит, что нужно обязательно это делать, но знать, что если начнешь гневаться и срываться на другого, то у тебя есть с собой иголка.
Один из прекрасных способов борьбы с гневом и раздражительностью – это молитва. К сожалению, мы часто о ней забываем. Сегодня обращение к Богу ушло на второй план, на третий, даже порой на десятый. Иисусова молитва очень помогает, чтобы вспышка гнева или мысль, раздражающая тебя, остановилась. «Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Очень редко кто сегодня прибегает к молитве. Скорее, когда что-то происходит, начинают выражаться нецензурной бранью. Скоро наступят холода, будут скользкие тротуары, и вряд ли мы услышим «Господи, помилуй» среди тех, кто будет шлепаться об лед, скорее это будет мат. Очень часто вместо молитвы мы говорим матом. И это еще больше порождает нашу гневливость, раздражительность по отношению к другому человеку. Мы не понимаем, что говорим.
В борьбе с гневом помогает также и пост. Это замечательный инструмент сдерживания эмоций, своего «я», страстей. Если спросить своих коллег, близких, то мало кто сегодня соблюдает посты в среду и пятницу. Как правило, соблюдают лишь Великий пост. А воздержание от виртуальной реальности? Его просто нет. Большую часть времени вместо того, чтобы заниматься и делать что-то своими руками, помогать другому человеку, мы проводим в виртуальной реальности. Конечно, там можно найти и полезную информацию для души и сердца, но, как правило, мы тратим время впустую. А если нам сделают замечание, начинаем раздражаться и гневаться.
Вспышка гнева может довести твоего близкого человека до слез или рукоприкладства. Ты можешь превратиться в беса. Так говорят: бес вселился. Как раз гнев приводит к тому, что теряешь человеческий облик. Это очень страшно.
Поэтому каждому нужно посмотреть на себя, и когда начинается вспышка гнева, необходимо вспомнить об Иисусовой молитве, вспомнить о том, что нужно остановиться. Остановиться и подумать: а будет ли полезно для другого человека то, что я сейчас ему скажу? Будем стремиться к тому, чтобы стало как можно меньше раздражительности и критики. Мы часто ищем плохое в другом, но при этом свое плохое не искореняем.
Очень важно участвовать в таинствах Церкви. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Господь призывает нас к покаянию, изменению сердца, изменению жизни. А если ты не пришел на исповедь, не покаялся, не примирился с обидчиком, не простил того, кто написал на тебя клевету, то тебе будет очень сложно примириться с Богом. И возможно, ты будешь причащаться во осуждение из-за этого. Примирение, исцеление от гневливости происходит как раз в таинстве Исповеди.
И никак нельзя забывать в молитве о человеке, который проявил к тебе агрессию, насилие, гнев и породил его и в тебе, причем многократно больший. Очень важно молиться за другого человека именно в этом состоянии. Но, как правило, мы не молимся о другом человеке, а перемываем ему косточки, пытаясь найти худшие качества и распространить эту информацию среди других. Очень часто мы превращаемся в испорченный телефон, когда в огромной прогрессии приукрашиваем то событие, которое произошло непосредственно с нами. И все это приводит к тому, что мы делаем из человека монстра, сами являясь таковыми.
– Вопрос от телезрителя Игоря: «Существует ли праведный гнев? Если да, то приведите, пожалуйста, пример».
– Святые отцы говорят, что праведный гнев существует. Он связан с тем, как Господь реагирует на наш грех и как мы реагируем на грех другого человека. Очень важно понимать, что мы должны направлять определенную энергию не на человека, который это совершает, а на его поступок. Это большая и важная разница: человек и то, что он совершил. Но, как правило, от поступка человека мы сразу переходим к нему самому, и праведный гнев переходит в неправедный. Очень важны молитвенные обращения к Богу в тот момент, когда происходит беззаконие. «Господи, благослови. Господи, помоги. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Перед тем как остановить беззаконие, попроси благословения у Бога осудить не человека, а его действие, которое приводит к тому, что он творит беззаконие, преступление по отношению к другим людям, либо к тому месту, где находится, либо к Самому Богу. Крайне важно разделять отношение к человеку и к его поступку. Гнев – это ответ на посыл дьявола в наше сознание. Это прямое действие лукавого, которое приводит к смертельному греху. И если мы не отсекаем его еще в момент зарождения, то можем проиграть.
– Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью. Она происходит из-за гордости. И действительно, многие люди оправдывают свою раздражительность и гнев болезнью. Можем ли мы быть снисходительными к таким людям и оправдать их поведение и поступки?
– Господь явился Иоанну (Крестьянкину) и сказал, чтобы мы не искали виновных. Их поиск – это как раз проявление гневливости, раздражительности. Часто в подобных ситуациях люди, которые уже прожили всю жизнь, ищут виноватых, постоянно раздражаются, ворчат и из простого события делают такое, что в их сердце происходит взрыв ярости к другому.
Можно лишь посоветовать усиленно молиться об этом человеке. Но кто так поступает? Можно попросить других людей молиться за него. Рекомендую чин пения 12 псалмов в ситуациях, когда у вас очень тяжелая конфликтная ситуация с родственником, который гневлив и общение с которым не приносит никакой радости, только тягость. Демоны боятся молитвы. И этот чин помогает разрешить, смягчить, снивелировать эту ситуацию.
Очень хорошо молиться за человека, когда он пребывает в гневливом, отрешенном состоянии. Может, даже стоит смягчить его гневливость тем, что вы придете к нему с тортом, фруктами или цветами и искренне попросите у него прощения. Мы всегда ждем того, чтобы у нас попросили прощения, но никогда не просим сами. Может быть, стоит попробовать попросить прощения у другого человека, постараться смягчить его сердце своей добротой, мирным и спокойным состоянием. Это очень важно. Нельзя забывать об этом.
– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как сдержать раздражение по отношению к больным детям и родителям?»
– Необходимо оказывать им помощь и молиться за них. Почитать канон о болящем; если есть возможность, оказать медицинскую помощь, внимание, провести с ними время, что-то почитать или рассказать. Болезни протекают по-разному. И если оставим болящего человека в одиночестве и не будем проявлять к нему внимания, разве мы являемся христианами? Господь прямо сказал о том, что нужно прийти к болящему в больницу, проявить милосердие, сострадание и внимание.
– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Человек полностью отвечает за свои поступки, когда находится в здравом уме. Не отвечает только сумасшедший. И если мы судим поступки человека, а не его самого, то тем самым считаем его сумасшедшим, так?»
– Необходимо разделять человека и его поступок. К сожалению, от рассуждения и рассудительности мы очень быстро можем скатиться в осуждение. И как раз мудрость, которую дает Господь, позволяет нам разделять человека как образ Божий и его поступки. Все мы не без греха. Все склонны к тому, чтобы творить зло. Почему? Как я уже говорил в начале передачи, когда Каин убил Авеля, в мире начало править насилие. И лишь Господь наш Иисус Христос дает возможность искоренить насилие, чтобы в наших сердцах снова поселилось добро. Если мы акцентируем внимание исключительно на субъекте, но не на действии, которое исходит от него, то тем самым приравниваем себя к человеку. Мы можем повторить то же самое. Эта грань очень тонкая, и мы часто через нее переступаем. Очень часто приводим себя к тому, что ищем вину именно в человеке, а не в том, как он поступил. Как это ни парадоксально, нам не хватает кротости, смирения, спокойствия и рассудительности, отношения к другому человеку как к тому, кто призван Самим Богом для нашего духовного возрастания. Мы все время встречаем по одежке. И бывает поздно провожать по уму, потому что тем самым уже скатываемся в грех. А если завтра все закончится и мы предстанем перед Богом без раскаяния? Это будет очень страшно. Поэтому нужно разделять поступки и человека, видеть в любом образ Самого Бога. Это очень сложно, но к этому нужно стремиться.
– Могут ли гнев и раздражение перерасти в обиду?
– Конечно.
– Как этого избежать?
– Через покаяние, через примирение. Не нужно ожидать того, что обидчик первым пойдет на примирение. Иди сам. Постарайся первым сделать так, чтобы конфликтная ситуация разрешилась. Не жди ничего. Искренне помолись за этого человека: «Господи, пожалуйста, помоги ему и помоги мне полюбить его, помоги разрешить мою сердечную скорбь, которая появилась в результате его действия». Нужно молиться за других, особенно за обидчиков, за тех, кто делает больно и не делает добра. Ты можешь с ними не общаться, абстрагироваться от них, но молиться за них ты обязан. Господь призывает нас к этому. Молитесь за обижающих вас.
– В чем заключается отличие человеческого гнева от Божьего?
– Отчасти мы уже ответили на этот вопрос. Человеческий гнев направлен на другого человека, независимо от того, кто перед нами. А гнев Божий направлен на поступок, на несоблюдение законов жизни, которые Он нам дал. И, как правило, гнев Божий приводит к вразумлению, из-за которого очень много людей находят вечную погибель без покаяния. Мы можем увидеть это в Священном Писании, со Всемирного потопа и уничтожения Содома и Гоморры. Сегодня происходят события, которые связаны именно с тем, как живет человек, как относится к другим, окружающему миру, к Богу. Нет ни одной заповеди, которая сегодня бы не нарушалась постоянно. В эту секунду в мире нарушаются все заповеди. Но Господь долготерпелив и многомилостив. Он настолько любит нас, что дает нам шанс на покаяние, исправление и примирение с Ним.
– Вопрос от телезрительницы Светланы: «Гневаюсь и раздражаюсь на своего мужа из-за того, что он мне не помогает, не слышит, не понимает меня, не делает так, как я прошу. Что мне делать? Как это побороть? Как найти общий язык с мужем?»
– Необходимо понять, что происходит между мужем и женой, что привело к тому, что муж перестал слышать, почему нет диалога. И как мы говорили, нужно молиться за мужа, наладить с ним диалог, накрыть праздничный стол или пригласить в ресторан, в кино, вместе помолиться, пойти в храм. Спектр действий очень широк. Главное, нужно от монолога перейти к диалогу, победить гнев и постараться найти проблему в себе, а не в муже. Важно наладить диалог, тогда придет ответ, почему муж перестал общаться. Гнев же на мужа вызовет гораздо худшую реакцию с его стороны. Надо быть очень аккуратной в этой ситуации, постараться договориться, обрести диалог со своим супругом.
Ведущий Павел Денисик
Записала Анна Вострокнутова
У книжной полки. Монах Лазарь Афанасьев. Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни
У книжной полки. Эдуард Качан. Объясняем Символ веры
У книжной полки. Святитель Иоанн Шанхайский. Уроки пастырства
У книжной полки. Александр Богатырев. Свечу не ставят под спудом
У книжной полки. Детский патерик. Рассказы для детей из жизни святых
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!