Беседы с батюшкой. Главное в церковной жизни

29 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга протоиерей Николай Малета. 

– Предлагаю сегодня поговорить о том, что главное в церковной жизни. Тема, конечно, обширная, витиеватая. Но вообще, мне кажется, в любой сфере важно уметь отбирать зерна от плевел.

Очень часто при храмах появляются какие-то клубы по интересам, проводятся тематические встречи, совместные мероприятия, интеллектуальные соревнования и так далее. И церковная жизнь, которая строится вокруг богослужения, как-то постепенно перетекает в некое состояние досуга. Как сделать так, чтобы все то, что все-таки является второстепенным, не затмевало главного, для чего Церковь вообще появилась? Вот об этом хочется сегодня порассуждать.

– Мы живем в такое интересное время, когда Церковь пытается на уровне Патриархии, епархий, отдельных приходов заниматься какими-то проектами, развивать разные направления, чтобы жизнь стала интереснее. Но, получается, что это не имеет прямого отношения к главному содержанию. Ведь в чем заключается главная суть церковной жизни? В центре церковной жизни, безусловно, должна быть Евхаристия, должен быть Христос.

К сожалению, иногда так бывает, воспитанники духовной семинарии доходят до выпускного курса, проходят все науки (Катехизис, Ветхий и Новый Заветы, историю, догматическое богословие, нравственное богословие, литургику, в общей сложности около сорока предметов), а задашь им вопрос о том, в чем сущность христианства, они задумываются, начинают давать какие-то разные ответы. На самом деле сущность христианства – это Христос. Все остальное, чем бы мы ни занимались, если не приводит к Христу, теряет свою значимость, свое значение. Будь то не просто какой-то кружок, а даже воскресная школа для взрослых или детская воскресная школа. Да, это очень хорошо, что дети провели час-другой не за компьютером или с телефоном в руках, плавая в сетях и цепляя всякую гадость, а в том месте, где им рассказывают о хороших вещах, о нравственности, о духовности, к чему-то призывают. Но если они не воцерковляются?.. К сожалению, бывает так, что из таких направлений работы мы делаем центр. Но если приходская жизнь не приводит к Христу, не приводит к Евхаристии, к причащению Святых Христовых Таин, то это беда, трагедия. Получается, что человек застрял.

По-моему (могу ошибаться), святитель Кирилл Иерусалимский в огласительных и тайноводственных поучениях говорил о том, чем отличается язычник от христианина. В ветхозаветных храмах Святая святых отделялась завесой с изображением херувимов. Во святая святых находился Ковчег Завета со скрижалями завета, сосуд с манной, которой питался богоизбранный еврейский народ во время путешествия по пустыне. Так вот, по слову святителя, язычник – это человек, который вроде бы и стремится к святыне, но, увидев красивую завесу с херувимами, расшитую золотом, преждевременно поклоняется ей, хотя подлинная святыня находится за этой красивой завесой.

Поэтому люди могут остановиться на таких занятиях, рассматривать приходскую жизнь как какое-то развлечение. Вроде бы ничего плохого, даже очень хорошо...

– И вроде бы в Церкви.

– Да, они считают, что они в Церкви. Иногда бывает, что и концерты устраивают прямо в храме. Вот этого делать не следует. Нужно помнить, в чем главный смысл, предназначение Церкви и церковной жизни. Тропарь предпразднства Рождества Христова завершается такими словами: Христос раждается, прежде падший возставити образ. В этом подлинный смысл и предназначение.

Да, разными формами приходской деятельности нужно и важно заниматься. Потому что человек не может круглосуточно молиться, читать Священное Писание. Безусловно, эти формы могут и должны присутствовать, но они должны быть вспомогательными средствами, а не какой-то самодостаточной ценностью и целью, к которой человек пришел, на этом остановился и дальше не движется.

В свете последних, я бы сказал, трагических и печальных событий в нашей епархии (не буду называть, понятно, о чем речь) уже на общецерковном уровне, на Архиерейских и Поместных Соборах, заседании Священного Синода выносится определение, что православному священнику нельзя заниматься политикой. Потому что незаметно для себя человек становится политиком – и священство уходит.

Помню, на заре наших перестроечных перемен был такой священник – Глеб Якунин. Ему Святейших патриарх Алексий сказал: «Отец Глеб, если Вы хотите этим заниматься, то лучше Вам заниматься политикой и оставить священническое служение». И, насколько я помню, он был не просто запрещен, а извергнут из сана. Если тебе ближе политика, занимайся ею, но совмещать это – не очень правильно.

Люди задают вопросы, мол, что тут плохого, если священник призывает к какой-то социальной справедливости. Скажем, а чем плох монархизм? Зачем нам президентская республика? Почему бы это не сделать? Да, конечно, в идеале очень хорошо, если будет православный монарх, если будет православное царство-государство. Но ведь царя гораздо легче найти, чем подданных. Когда старцам, подвижникам задают вопрос, почему в наше время так мало настоящих духоносных старцев, они отвечают: потому, что послушников нет.

Из любого президента можно сделать императора. И нашего Владимира Владимировича можно сделать царем – но что изменится? Разве подданные тут же станут православными и будут его почитать, уважать и чтить, присягать на верность царю православного царства-государства? Нет, конечно. Думаю, пройдет год-другой – и будет новая трагедия, если не в Ипатьевском доме, так в каком-нибудь другом: Белом доме или Кремле.

Всегда есть искушения. В Католической Церкви были (сейчас о них не очень слышно) сторонники так называемого богословия насилия (это не в самом Риме, а в Латинской Америке или африканских странах), у которых наряду с Евангелием на престоле лежал автомат Калашникова, мол, такой силой нужно насаждать социальную справедливость, чтобы люди боялись. Что пытались сделать и наши революционеры.

Поэтому людям, которые задают вопрос о том, как же реагировать на такие вещи, я отвечаю, что реагировать надо по-христиански, по-евангельски. Если мы внимательно почитаем Евангелие, то заметим, что в Священном Писании сложно найти призывы к какому-то насилию. Хотя сторонники богословия насилия, насильственного насаждения социальной справедливости ссылаются на то, что Господь же изгонял торгующих из храма, брал бич, то есть применял силу. Но это была ревность о доме Божием. Но если мы вникнем в Священное Писание, в суть учения Христа и апостолов, то нигде не встретим призывов к какой-то перестройке, тем более к революции или вооруженному восстанию.

Одна из главных причин, почему Христа распяли, не приняли книжники и фарисеи, элита израильского народа: Христос отдал Себя на страдания, на смерть на кресте, но не стал вождем, революционером-освободителем, насадившим именно такую справедливость. Не в государстве Господь стремился навести порядок; Он в три дня воскрес – к этой внутренней революции призывает Господь.

Более постыдный строй, не соответствующий евангельскому духу, чем рабовладельческий, наверное, сложно представить. Но нет ни одного призыва в Священном Писании к тому, чтобы распустить рабов. Апостол Павел в Послании к Филимону пишет: «Прими беглого твоего раба Онисима как возлюбленного брата». То есть он не сказал: отпусти всех рабов, все должны жить свободно, чтобы все были господами. Нет, он говорит: прими раба твоего беглого. Но как прими? Как возлюбленного брата.

Есть исторические свидетельства о том, что представлял раб для своего господина, хозяина. Сохранились амбарные книги, переписи имущества, где указывалось, например: 100 волов, 200 овец, еще что-то, на каком-нибудь пятидесятом месте – 100 рабов, потом 20 лопат и так далее. То есть рабы были как вещь. Если раб разбил любимую вазу, его можно было и избить, и убить, и продать; что угодно можно было с ним делать.

Но мы не слышим призывов, чтобы Господь говорил: распустить рабов. Нет такого. Апостол пишет: Бога бойтесь, царя чтите. Апостол Павел пишет: «Всякая душа властям предержащим да повинуется» (см. Рим, 13, 1). Интересно, каким властям апостол призывает повиноваться? Константину Великому или равноапостольному князю Владимиру, крестителю Руси? Или царю-страстотерпцу Николаю? Каким властям нужно повиноваться? Оказывается, самому Нерону, который осудил апостолов Петра и Павла и многих христиан на смерть, казнив их.

Как это все согласовать? Какой выход? Впору призывать брать в руки оружие, автоматы и, как Робин Гуд, восстанавливать справедливость, насаждать правду, истину. Нет! Мы знаем, что рабовладельческий строй исчез; и крепостное право отменили. Но не сразу. Русь принимает христианство в X веке, и только в XIX веке отменяют крепостное право. Казалось бы, как это могло уживаться и почему? Это же какие-то параллельные миры. Но на самом деле все исходит из сердца человеческого, и когда общество созрело до этого, все отпало само собой за ненадобностью.

Поэтому если пытаться в три дня все сделать справедливо и правильно, то ничего не получится. У любого из живущих на земле спроси: а у тебя идеальный порядок в семье? У мужа спроси: у тебя отношения с женой всегда правильные? Если мы не можем в идеальном порядке содержать свой дом, то можно представить, как трудно сделать это в более широких масштабах: в обществе, поселке, городе, стране.

Я сегодня покаялся и вроде бы с совестью примирился, вроде бы внутри я навел порядок. А вышел из храма (или даже не успел отойти от аналоя с крестом и Евангелием), кто-то не так посмотрел или что-то сказал – и пошло-поехало... Что творится? Человеческая природа искажена грехом, она больна, ее надо исцелять. Вот главная задача – исправить и воскресить свой падший образ. В этом главная задача Церкви. А если мы будем увлекаться второстепенными делами, то можем забыть о главном.

Не помню, кто из современных миссионеров рассказывал, как где-то в Европе еще в начале 90-х подошел к красивому древнему собору, хотел зайти в храм (понятно, что католический), а дверь на замке. Поспрашивал народ, ему сказали, что службы не совершаются уже полгода или год. Почему? Потому, что батюшка где-то в Европе помогает бедным, голодным, несчастным. Да, благотворительность, милосердие, помощь нуждающимся – это очень важно. Ведь Господь сказал: если вы напоили жаждущего, накормили голодного, посетили больного или навестили кого-то в темнице, то сделали это Мне. Это, безусловно, так. Но, мне кажется, если священник оставил храм, Божественную литургию и Евхаристию, а занялся только этим делом (хотя оно хорошее, христианское), это неправильно. Потому что он оставил своих духовных чад умирать от духовного голода, а может быть, даже умирать для вечной жизни. Это уже крен, перебор, крайность. Святитель Тихон Задонский говорит: бойтесь крайностей. Доведи самое благое и хорошее дело до крайности, и оно может послужить не во спасение, а в погибель человеку.

– Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Можно ли доверять снам? В недалеком прошлом мне снился сон, в котором я обращаюсь к ангелам-хранителям и задаю вопрос. Или просто говорю: ангелы-хранители, поговорите со мной. И они мне дали какую-то информацию, предупредили меня о болезни. Но может ли это быть каким-то дьявольским обольщением или бесовским наваждением? Можно ли доверять снам?»

– Есть церковное учение, можно сказать, или точка зрения на такое явление нашей жизни, как сны. Известно, что наши сны можно поделить на три группы, категории: от Бога, от лукавого или от самого человека. Крайне редко сны бывают от Бога. В Священном Писании в Новом Завете мы читаем, например, о том, что Иосифу во сне явился ангел. Но, повторюсь, это крайне редкие явления. Чаще сны бывают от лукавого. Но абсолютное большинство наших снов – следствие наших собственных переживаний в жизни.

Если даже и бывают какие-то чудесные явления, как Вы говорите, ангел предупредил, чтобы Вы избежали каких-то печальных, скорбных последствий в своей жизни, то святые отцы советуют не верить, не доверять снам, но, с другой стороны, и не порицать это, дабы не погрешить.

Но лучше снам не верить. Очень много литературы, святоотеческих наставлений о том, как великие подвижники часто попадались на удочку лукавому духу. Кто такой дьявол? Чем ложное чудо отличается от истинного, настоящего чуда? Ложное чудо, как правило, бессмысленно; оно как фокус, ради внешнего эффекта, чтобы человек ахнул, зааплодировал – и на этом все. А истинное чудо всегда имеет смысл. И смысл не в исцелении от физического недуга, болезни, но более глубокий – как правило, духовный.

Мы знаем, что есть апокрифы – это описания евангельских (прежде всего, новозаветных) событий, которые не вошли в состав Священного Писания Нового Завета. Допустим, в одном из апокрифических Евангелий описывается, как Христос, будучи маленьким ребенком, играл с детьми, и они лепили птичек. Христос слепил птичку, дунул на нее, она ожила и полетела. Чудо? Чудо! Но какой в этом смысл? Никакого; внешний эффект и больше ничего.

Поэтому лучше держаться святоотеческого правила и не верить снам. Многие описывают, как верят снам, и все сбывалось, и даже наставления были. Но ведь кто такой лукавый падший дух? Он превосходит в знаниях всех наших профессоров и докторов наук. Что человек может постигнуть за свою земную жизнь? Не так много. А дьявол живет тысячи, миллионы лет. Мы не знаем, когда во временном отрезке появился духовный мир, когда земля была сотворена Богом; это вопрос сложный, и на него нет ответа, но очевидно, что у дьявола величайший опыт и знание истории. Например, какой-нибудь провидец, жрец в Египте сказал, что через три дня будет разлив Нила. Да лукавому духу, который видит, что где-то в горах начали таять ледники, вода стала прибывать, несложно определить, через какое время эта вода будет в Египте; здесь нет ничего чудесного.

Поэтому лучше снам не верить. Что нам нужно и что для нас спасительно, Господь оставил – будем пользоваться и довольствоваться этим.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Что произошло с православными христианами? Была огромная православная Византийская империя. Сначала сдали мусульманам, арабам территорию, никто из жителей ее не защищал. Потом сдали столицу, которая стала Стамбулом. Теперь арабы, турки добрались уже и до Софийского Собора, хотят там сделать мечеть. Что произошло с нашей верой? Ведь вначале и Сирия, и Египет были христианскими странами...»

– Вопрос глобальный... Есть хороший фильм митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи: Византийский урок». Советую его посмотреть. К сожалению, у нас очень плохо развивается историософия; у нас в основном излагаются какие-то исторические факты. Если историк правильный, он будет беспристрастно, без собственных оценок выдавать летопись.

Почему все происходит именно таким образом? Если заглянуть в историю, первых три века христианство было гонимо, христианская вера преследовалась. В свете гонений на Церковь, которые происходили в первые века, можно понять слова святителя Иоанна Златоуста, который сказал, что самое страшное гонение – это отсутствие гонений. Мы знаем, что монашество как массовое явление появилось лишь в IV веке, когда христианство прекратили гнать, равноапостольный император Константин даровал свободу. Первый Вселенский Собор был созван именно по инициативе равноапостольного Константина Великого, где разбирались все эти моменты. А люди, которые были чуткими ко всем происходящим процессам, чувствовали, что эта возможность свободно исповедовать веру делает человека теплохладным.

По большому счету почему монахи уходили в пустыню? Они сами себе создавали гонения. Их не гнали извне, они сами себя гнали. Потому что природа человеческая искажена грехом, больна; и если нам, людям, дать немножко благоденствия, свободы, мы чувствуем, как охладеваем.

В одном из жизнеописаний святых приводится такой пример. Старец увидел, как женщина в храме плачет у икон, молится. Он отправил к ней послушника, чтобы тот спросил, что у нее случилось. Послушник спрашивает: «Что случилось в твоей жизни, что ты так скорбишь и плачешь?» Она ответила, что уже три года, как в ее жизни ничего плохого не происходит, поэтому она чувствует, что охладевает.

Падение Константинополя в 1453 году произошло вследствие того, что люди потеряли (хотя формально она была) подлинную, настоящую веру. Ту веру, что не как вспомогательное средство для устроения какого-то земного благополучия. Ведь целью является спасение души человеческой.

По каким причинам произошло падение Российской империи? Неужели можно было представить, что в семнадцатом году произойдет революция, когда в каждом городе, в каждом селении стояли храмы и народ был верующим? Почему этот народ так быстро переметнулся на другую сторону? Многие исследователи, историки пытаются понять, называют многие причины, в том числе экономические. Почему солдаты бежали с фронтов? Потому, что был очередной передел земель, и чтобы не достались худшие участки земли, люди бросали окопы, ружья и бежали домой, чтобы получить кусок земли получше. И так далее. Что происходило с людьми? Они потеряли истинную веру.

Что происходит сейчас, в наше время? Тоже наступает своего рода теплохладность. Я не говорю, что нужно игнорировать меры предосторожности, призывы санитарных служб. Соблюдение дистанции, маски, дезинфекция – все это нужно, все это важно. Но, мне кажется, народ как-то легко согласился с тем, что не надо ходить в храм. И многие, я убежден, с этим и останутся, решив, что можно спасаться и без храма, без Причастия.

Помню, владыка Викентий однажды сказал интересную вещь. Есть церковные каноны, а есть церковные правила, по которым, если человек согрешил, совершил серьезный грех, накладывается епитимья, которая предполагает в том числе отлучение от Причастия и даже отлучение от Церкви. Раньше за грех убийства на 15 лет отлучали от Церкви, за грех блуда – на три-пять лет. Люди делились на категории кающихся: плачущие, слушающие, припадающие, купностоящие. Человек, которого отлучили от храма, не сидел дома, он должен был приходить в храм, но стоял вне храма, на паперти, плакал и просил тех, кто имел право входить в храм, молиться за него, окаянного грешника. А сейчас отлучи человека от Причастия, говорит владыка, скажи ему не ходить в храм, так он с радостью не будет ходить. И владыка говорит, что сейчас нужно давать епитимью в противоположном смысле: не отлучая от церковного общения, а, наоборот, чтобы человек чаще ходил в храм. Если он ходил раз в месяц – пусть ходит каждое воскресенье.

Вот такое происходит охлаждение, наступает теплохладность, а это страшное явление. Алексей Ильич Осипов говорит, что если в Покровском монастыре, где находятся мощи блаженной Матроны Московской, опросить каждого человека, стоящего в очереди к мощам, с какой просьбой они хотят обратиться к святой, то, как правило, для того, чтобы устроить земную жизнь. Если болеют – просят о выздоровлении; или чтобы внучка поступила в институт, нашла хорошую работу, хорошего жениха. И так далее. То есть люди заняты устроением земной жизни. Найдем ли мы хоть одного, который скажет, что он некудышный христианин и хочет побороть страсть зависти, например, или осуждения. Человек не может молиться: утром некогда – спешит на работу, и молитва получается по остаточному принципу, вечером – уже нет сил. И так проходят дни, недели, месяцы...

Мне кажется, вот это и является основной причиной того, что происходит с нами, почему в мире такие катастрофы и трагедии. Можно сказать, что Господь попустил ту самую революцию в нашей стране более ста лет назад. Да, безусловно, это попущение, но люди сами, своим внутренним устроением, своим жизненным целеполаганием привели к этому. Боюсь, что не только Собор Святой Софии, но и многое будет меняться. Европа в печальном положении, там христиан практически не остается, а если остаются, то чисто на формальном уровне. Не дай Бог, чтобы и мы пошли по этому же пути. Поэтому если Господь и попускает нам какие-то внешние искушения, испытания (даже этот коронавирус), то это для того, чтобы мы проверили: как мы живем, ради чего живем, чего боимся.

Я сам себе в том числе задавал этот вопрос. Потому что я и в храм хожу, и с людьми общаюсь: шансов заразиться коронавирусом – тысяча. Я задумался: не дай Бог, случится со мной это – насколько я готов болеть, а может быть, и умереть? Готов я уйти в вечность? Или меня здесь держит множество веревок, цепей и много других «гирек», что привязывают к этой земле? Причем вполне благовидных: семья, дети, которые еще не все выросли и встали на ноги... Я еще не готов, я плохой христианин, я еще не научился молиться, покаяния нет, ничего нет. Господи, дай мне время для покаяния.

Вот так поразмышлял, призадумался, а потом смотришь – опять все пошло обычным чередом. Многие люди, оказавшись на пороге, что называется, у черты, потом выздоравливают, исцеляются (иногда чудесным образом) и возвращаются к прежнему образу жизни. Месяц-другой – и все встает на круги своя. Вот таков человек. Потому нам и дана заповедь: «Шесть дней работай, делай дела твои, а седьмой день – Господу Богу твоему». Я часто привожу такое сравнение: как Мюнхгаузен за волосы вытащил себя из болота, так и ты вытяни себя из жизненной рутины и приведи в храм. Потому что только в храме ты можешь встать и призадуматься: кто я, как я живу, к чему стремлюсь? И сказать: «Благодарю Тебя, Господи, за все хорошее, прости за плохое и благослови на предстоящую неделю». Тогда и понедельник не будет днем тяжелым.

Меня немножко унесло в сторону, но, мне кажется, все это связано с вопросом, почему не только с нами, но и с целыми царствами, государствами происходят те или иные печальные события. Мне кажется, все упирается в наше внутреннее духовное устроение.

– Вопрос телезрительницы из Уфы: «Мой сын недавно сказал, что он ходил к какой-то бабушке. Она ему что-то наговорила, и после этого он ко мне стал относиться не как к матери, а как к чужой женщине. Я была поражена. Спросила, зачем он ходил к бабушке, ведь есть Русская Православная Церковь. Мы живем рядом с храмом – туда надо ходить. А к бабушкам ходить и задавать вопросы – это совершенно неправильно. Как ему правильно объяснить, что нельзя ходить к каким-то бабушкам, что есть Русская Православная Церковь, христианская вера? Он как-то не понимает этого».

– На первый взгляд людям кажется, будто ничего страшного нет: какая-то бабушка, да к тому же православная, которая молится, что-то сказала. Но эта бабушка, как правило, уводит людей от Бога, от Церкви. Часто люди оправдываются тем, что она сказала молиться, сама молилась, некрещеному сказала креститься. Да, дьяволу приятнее издеваться над крещеным, чем над некрещеным, потому что тот и так в его власти, если не живет христианской жизнью.

Надо как-то достучаться до сына, чтобы он пообщался с батюшкой. Потому что лукавый мог какие-то вещи преувеличить, наговорить в Ваш адрес, чтобы между сыном и мамой была не любовь, а холод и даже ненависть. Кто разделяет людей? Лукавый. Разделяй и властвуй. Дьяволу хочется маму с сыном разделить и поодиночке убивать. Дай Бог Вам крепости и веры, чтобы самой не разбираться теми же средствами, чтобы исправить эту ситуацию. Многие думают так: если какая-то бабка покалечила, извратила, исказила отношения, пойду к ней же или другой такой же, чтобы та все вернула на место. Это не что иное, как бегать от дьявола к дьяволу мимо храма Божьего, мимо спасения и заботы о своей душе.

Поэтому если до сына еще не доходит, Вы отнеситесь к этому благоразумно. Материнское любящее сердце многое может претерпеть и может, как говорят святые отцы, со дна ада достать заблудшее чадо. Главное, Вам не озлобиться и не отвечать тем же. Больше за него молитесь, чтобы Господь сохранил ваши отношения и ваши души.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​