В студии священник Олег Патрикеев, настоятель храма святой великомученицы Варвары в поселке Рахья.
− Тема, которую мы сегодня будем обсуждать: где встретить воскресшего Христа? Когда Вы предложили эту тему, я, конечно, попытался хоть что-нибудь найти в Интернете. Варианты были самые разные: что такое Воскресение Христово, Кто такой Христос... Но ответа на вопрос, где Его встретить, я не нашел. Наверное, здесь можно поговорить и о том, как молиться после поста, потому что мы привыкли уже к великопостным молитвам. Ну и, конечно, что значит для каждого из нас Воскресение Христово? Ведь мы продолжаем жить в мире, в котором Христос победил смерть. Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа? Но смерть-то на земле никуда не делась; и ничего практически не изменилось. И кажется, что Воскресение Христово – это просто очередной праздник, очередное веселое время, но ничего не изменилось в нашей жизни. Что же такое на самом деле для человека Воскресение Христово и где найти воскресшего Христа?
− Да, я сам задумался: а что я буду говорить? Ведь чтобы рассказать о своей личной встрече, о знакомстве со Христом, не хватит одной передачи, тут целую книгу можно написать. Каждый из нас к этой встрече когда-то подойдет либо уже подошел, уже встретил Христа и живет по тем заповедям, которые услышал из уст Христовых.
Христос воскресе! Воистину воскресе! Воистину − это же истина в квадрате. Откуда же такое знание? Откуда такая уверенность в том, что Он воскрес? Да, мы читаем книги, Библию – это хорошо, прекрасно. Но когда умирает человек, то говорить его близким о воскресении всего человечества тяжело, я знаю это прекрасно. Вот лежит человек во гробе, для его близких он мертв. О каком воскресении может идти речь? «Батюшка, зачем Вы нам эти сказки или фантазии о будущем рассказываете? Чьи-то размышления, философию? Мне сейчас больно потому, что умер близкий человек». И, конечно же, чтобы люди поверили в то, что Христос воистину воскрес, надо им взять в руки Евангелие. Если мы не верим Евангелию, а просто размышляем о том, будет воскресение из мертвых или не будет, если нас это не волнует или от нас очень далеко, то, конечно, нам даже не нужно пытаться это объяснять, будет бесполезно. А человек, который заинтересовался своим будущим, как мы интересуемся завтрашним днем, если заинтересовался тем, что с ним будет после его временной жизни здесь, то он откроет Библию. И тогда-то Господь откроется ему через Евангелие, через те слова, которые мы слышим на Пасхальной седмице, когда говорится о воскресении Иисуса Христа.
И поэтому президенты многих стран во время инаугурации кладут руку на Библию, читают определенную молитву. На Библии клянутся в том, что будут говорить правду, и только правду.
И если мы все-таки берем за основу нашего общения с людьми Библию, то в ней мы видим, по сути, весь наш Символ веры. Начиная с того, как Господь говорит змию о жене (Еве), что Семя ее сотрет главу его, и до конца Библии, где есть самые прекрасные слова в Откровении Иоанна Богослова: Ей, гряди, Господи Иисусе! То есть это ожидание Мессии, Его рождение, вознесение и Второе Пришествие.
И как доказать людям, что Христос воскрес? А ведь доказательств этому очень много. Во-первых, есть книга Иосифа Флавия, который описывает это событие как историк. Есть сама Библия, в которой свидетели тех событий говорят об Иисусе, Который был похоронен в гробнице, о Его воскресении. Мы сейчас не будем брать исторические данные. Если мы будем говорить как историки, то тогда должны поехать на то место, где Он был распят, сходить в Храм Гроба Господня, зайти в Кувуклию, посмотреть гроб. А он пустой! Единственная гробница, помимо еще гробницы Богородицы, где нет костей, нет тела, нет мумии, нет вообще ничего. Даже пелен, в которые Он был обернут, тоже нет. Тогда мы задаемся вопросом: а где же тело? Если мы откроем Евангелие, то прочитаем про ангела, который сказал женщинам: вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес. Мы смотрим на место, где Он был положен, − Его там нет. И слышим ангельский голос: Он воскрес! И мы тоже можем сказать: «Что вы ищете мертвого среди живых?»
− Вопрос от Дмитрия из Донецка: «Когда читаешь вечернее и утреннее правило от Пасхи до Вознесения, там есть небольшая молитва. Надо ее читать, а само вечернее и утреннее правило не читать? И еще один вопрос: когда читаешь молитву и вдруг запнулся или что-то отвлекло, то нужно начать читать сначала или можно продолжить с того места, где прервался? И пасхальное песнопение тоже нужно все время исполнять?»
− Вот люди, прошедшие через боль, страх, страдания и смерть. И там, на передовой, находятся наши ребята. И мы, конечно же, молитвенно сопровождаем их всегда. Как второй бронежилет наша молитва, в каждом храме звучит молитва о наших воинах. И, конечно, обо всех, кто находится на этой территории. Это наша Святая Русь.
Вы спросили про молитву. Когда мы садимся за руль автомобиля, мы знаем, что есть правила дорожного движения. Но мы не читаем эти правила перед тем, как сесть за руль, они находятся у нас в голове. Мы понимаем, что на красный свет ехать нельзя. Конечно же, я не отменяю чтения вечерних и утренних молитв, но эти молитвенные правила должны стать как бы нашим внутренним молитвенным состоянием. Ведь чтение молитв – это разминка, это еще не сама молитва. Это учимся произносить правильно слова, размышлять об этих словах, потому что если вы читаете на церковнославянском языке, то некоторые слова могут быть непонятны. Для ума будет непонятно, что это за иже еси на небеси?
Поэтому лучше всего, как предлагают нам святые отцы, найти те молитвы, которые, во-первых, вы уже запомнили, как «Отче наш», и те молитвы, которые трогают сердце, как великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. Она тронула сердце даже Александра Сергеевича Пушкина и уж наверняка и нашего сердца коснулась. Вот эту молитву надо не то что знать – ею надо жить! Каждую молитву нужно проживать. И поэтому лучше взять сначала несколько молитв, например, «Отче наш», Трисвятое, какие-то вечерние молитвы, понять, о чем там идет речь, а потом попробовать убрать молитвослов. И когда размялись немножечко, почитали, тишина в сердце наступила – вот тогда и начинается общение с Богом. Когда тишина, когда мы уже не говорим ничего. Если, например, я буду все время говорить, то вы будете слушать, но вас я не услышу, а должен быть диалог. И здесь суть именно в том, чтобы суметь настроиться на это общение с Богом, сочетать наш ум с сердцем.
Афонские старцы, святые и многие исихасты, которые знали молитву Иисусову и ею пользовались, учат нас тому, что бывает момент, когда надо помолчать. И это именно тот момент, когда мы начинаем молиться. В тишине творится молитва уже не умом, а сердцем.
Это, конечно, я сейчас теоретически говорю, но практически очень трудно сразу сердцем начать молиться. Но именно в духе и истине, как говорит нам Евангелие, надо призывать имя Господне и в Нем иметь утешение и спасение. И поэтому у вас должно быть свое домашнее правило, которое вы читаете. Вы молитесь – и это хорошо. А переставлять и что-то добавлять – это ваше право. Никто не сможет отнять у вас молитву «Царю Небесный», например, если вы хотите Святому Духу помолиться.
– В церкви мы эту молитву не читаем, но дома можем.
– Да, дома – это личное правило. Когда я сажусь за руль «машины», которая едет в небо, я начинаю сначала в молитве разогреваться, потом уже читаю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Потом замолкаю. Подожду чуть-чуть, возьму Евангелие и начну искать ответ на вопрос, где же встретились апостолы с воскресшим Христом. Сами-то мы не можем пока написать свое Евангелие, у нас еще силенок не хватит. А вот взять Евангелие в руки и почитать полезно. И ведь у евангелистов есть описание события, когда воскресший Христос явился Марии Магдалине. Она шла ко гробу и встретила, как она решила, садовника, не узнав сначала в Нем Христа. И нам нужно подумать, было ли у нас такое в жизни, когда мы встретили Христа и не узнали Его. Не просто где-то увидели человека, похожего на Христа, и решили, что это Христос идет. Эти фантазии надо тихонечко устранять.
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Сейчас идет Светлая седмица, нужно читать пасхальные часы. А так как я уже давно не вижу, то читаю вместо этих пасхальных часов обычные молитвы, которые читаю всегда. Можно ли так делать?»
– Если Вы знаете наизусть молитву, которую можете произнести не устами, а умом, – прекрасно! Они есть в Вашем сердце. Мы говорим о молитвах, которые в сердце у нас сложены, мы их знаем, может, через бабушку, которая «Отче наш» заставляла учить. А уже когда мы научились читать молитву по памяти – это становится самой лучшей молитвой. Когда мы читаем по молитвослову, то слова молитвы немножко ускользают от нашего ума, ум начинает бегать. Вроде читаешь – а слышишь звук закипевшего чайника; или собачка зовет погулять... А когда читаешь это умом или тихонечко поешь: «Христос воскресе из мертвых», – вот оно! В этом и есть возбуждение духа человеческого, чтобы он потихоньку сочетался с Духом Божиим.
– Теперь мы вместо Трисвятого читаем тропарь «Христос воскресе», и это настолько радостно!
– Мы этими словами начинаем и заканчиваем сейчас все молитвы. До Воскресения Христова в начале молитвенного правила мы должны были все-таки с покаянием произнести: «Господи, помилуй меня, грешного!» Не сразу сказать: «Христос воскресе!» – и как хорошо! А мы должны были прожить пост, прочувствовать страдания Христовы, пройти с Ним по Виа Долороза, сострадать Ему, дать Ему пить. То есть испытать сострадание ко Христу, но не жалость. Сострадание – это другое, это Симон, который понес крест вместо Христа. И нам, христианам, тоже крест возложили на плечи, и мы несем его вместе со Христом. В этом наше спасение.
– Вопрос от Николая из Ярославской области: «Я, бывший атеист, говорю, что Христа я в своей жизни встретил. Удивительно то, что мы даже сейчас порой не понимаем, почему первым вошел в рай разбойник. Да потому, что он первым поверил в Иисуса Христа. В тот момент вообще никто не верил, что есть Царствие Небесное, есть Сын Божий. А он поверил, поэтому первый вошел в рай».
– Да, есть одно из самых простых мест, где можно встретить Христа, – это Евангелие, слово Божие. Поэтому Евангелие печатается самым большим тиражом во всем мире. Пока мы разговариваем, несколько сотен экземпляров этой книги издано. Евангелие печатается для того, чтобы люди через слово Божие встретились со Христом. Трудно просто так увидеть Его на улице, мы не можем увидеть Его друг в друге. Хотя на Афоне братия, когда встречают кого-то, говорят: «Видел брата – видел Христа». То есть они уже дошли до такого духовного состояния, что видят в другом человеке образ Божий. Ведь это самое главное – найти в человеке образ Божий, но для этого надо самому очиститься, сначала надо свое око очистить. Пока я осуждаю брата своего, пока во мне живет какое-то непрощение, нелюбовь, я не смогу увидеть в другом человеке Христа, даже ангела-то не увижу. Я буду видеть в нем просто человека, который мне мешает жить или заставляет делать что-то, чего я делать не хочу. Но чтобы увидеть в нем Христа? Боже упаси! И пока мы себя не очистим, мы Христа не увидим. Чистые сердцем Бога узрят, а другие только готовятся к этой встрече.
Я не говорю, что у меня сердце чистое, я тоже хожу с покаянием и плачу о том, что я – недостойнейший из всех людей. Но Евангелие дает мне надежду; оказывается, через Евангелие самым простым способом можно встретиться с Богом.
Но давайте подумаем: как мы еще можем встретить Христа? Мы можем встретить незнакомого человека, который вдруг нам скажет какие-то важные духовные слова. Так иногда Господь посылает нам удивительные знаки в жизни. Это может быть человек, просто проходящий мимо, стоящий рядом с тобой в очереди. И он может дать тебе какую-нибудь иконочку, что-то такое сказать, чтобы ты задумался, есть ли Бог в твоей жизни, и начал Его искать.
Как встретиться со Христом? Для этого надо, во-первых, хотеть этого. Мы все время можем проходить мимо этих путей Господних. А Христос-то ждет, конечно же, Он в ожидании. И самое удивительное, как написано в Евангелии, Он ждет у нашего сердца. У каждого человеческого сердца Он стоит, стучит и ждет, не отворят ли.
– По дороге в Эммаус Христос явился двум путникам. Шли они и разговаривали обо всех событиях последних дней и не заметили, как к ним приблизился Сам Иисус. Они не узнали Его. Меня это евангельское повествование всегда удивительно трогает. Они только потом Его узнали.
– Да, и эти два путника еще раз доказывают нам самое главное, в чем познается Христос. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
Они узнали Его в преломлении хлеба. На дороге Он был для них простой человек, они с Ним разговаривали, но не узнавали Его, хотя сердце их горело. Он им рассказывал евангельские откровения, рассказывал о Ветхом Завете, пророчествах. Это, можно сказать, был урок богословия Ветхого Завета. Если бы кто-то из вас прочитал все пророчества Ветхого Завета о Христе, то Евангелие читал бы очень легко, было бы понятно, откуда идет то или иное повествование в Новом Завете.
Но путники узнали Христа только через преломление хлеба. А это что? Это литургия. И это еще один способ узнать Христа в нашей жизни – через литургию, то есть через Причастие. Но к причастию нужно готовиться, и не сразу ты, может быть, прочувствуешь в себе Христа. Священник говорит тебе, что ты принимаешь Тело и Кровь Христовы. Конечно же, мы в это верим и это исповедуем. Но как человеку, который, может быть, впервые принимает Тело Христа в свои уста, объяснить, что он принял сейчас Живого Христа? Как его уму понять, что он причастился Живым, воскресшим Христом? Ведь это безумие для человека неверующего. Попробуй-ка, скажи кому-то, что ты сейчас вкушаешь тело живого человека... Господь говорил: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. И многие люди даже ушли от Него: что Он такое говорит? И апостол Павел добавляет: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. И причащающийся может принять Причастие в свое осуждение, а от этого и болеют, и даже умирают. То есть нужно к причастию готовиться, ум надо готовить. А как его готовить? Чтением Евангелия опять же, потому что молитва – это хорошо, это правильно, но чтение Евангелия заставляет размышлять, заставляет умом быть в том месте, где происходит тот или иной евангельский сюжет.
И дальше мы видим, как Христос является женам-мироносицам. И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Когда женщина рожает, она испытывает боль, но потом, когда родит ребенка, – уже нет боли, но есть одна радость. Так и жены-мироносицы буквально несколько часов назад плакали о Христе, о Его смерти. Они идут с благовониями к Его могиле, но она пуста. И вдруг им является Сам Христос! Какое в голове у людей должно произойти преображение, переворот, метаморфоза! Они шли к Нему мертвому, а встретили Его живым. Вот это радость! И потом они уже не боялись смерти, потому что Христос воскрес. Теперь и мы должны рядом с ними пройти этот путь. Взять благовония, пойти в церковь, причаститься, поискать Бога – и, может быть, мы и прочувствуем этот момент радости от общения с Ним. Но эта радость не где-то там, в пасхальных застольях. Сколько людей приходит на освящение снеди? Мы говорим, что у нас 90% верующих.
– Да, но только на богослужение в Светлое Христово Воскресение из этих сотен тысяч людей в храм приходит значительно меньше. Поэтому мы можем, наверное, с уверенностью сказать, что еще миллионы и миллионы людей не знают о Христе ничего, кроме того, что был такой Мессия. И когда мы приходим в храм и на пасхальном богослужении восклицаем: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» – это наше исповедание может каким-то образом повлиять на то, что появится еще один человек, пришедший ко Христу. И это уже хорошее дело. Но ведь на самом деле этого не происходит. И что нам делать, как нам встретить Христа, где нам Его встретить так, чтобы еще миллион людей вместе с нами воскликнули: «Христос воскресе!» Именно от всей души, а не потому, что просто фраза красивая.
– Ну, нам не дано знать времена и сроки, когда Господь встретится с сердцем другого человека, поэтому мы должны звать всех всеми возможными способами, через культуру, через искусство, через спорт, личный пример (это вообще основная задача как священника, так и тех людей, которые уверовали во Христа). Когда истинно верующие люди говорят: «Воистину воскресе», – они действительно чувствуют воскресшего Христа в самих себе, чувствуют через таинство Причастия. И это не просто уже возглас, это должно быть твоей христианской природой. Ведь когда съел шоколадку – ты зарядился энергией счастья. А здесь Христа вкусил, да еще и Бессмертного! Какое должно быть счастье!
И были еще две встречи Христа с апостолами. Одна из них – когда апостолы, опасаясь преследований со стороны врагов Иисуса, заперли двери. И вдруг Сам Иисус мгновенно явился, встал посреди них и сказал Свое обычное приветствие: «Мир вам!»
Я, рассказывая детям о том, как Христос пришел к апостолам, которые находились за закрытыми дверями, спрашивал: «Представьте себе, деточки мои, что и сейчас Христос может войти к нам! Он же живой?» – «Живой». – «Он может повторить то же самое, что сделал 2 000 лет назад?» – «Может». – «Вот сейчас Он войдет через закрытые двери к нам и скажет: здравствуйте, дети! Что вы Ему скажете в ответ?» – «Христос воскресе!» Дети чувствуют, понимают, что они возрадуются, а не испугаются Христа. А что скажем мы, когда увидим воскресшего Христа? А мы Его встретим однозначно. Если не при жизни, то на 40-й день после смерти, день частного суда, когда мы уже встретимся с Ним тет-а-тет. И вряд ли мы что-то сможем еще произнести, кроме молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». По крайней мере, я говорю про себя.
А Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, не вложу руки моей в ребра Его – не поверю!» И за эту горячность ведь Господь его не укорил, а просто сказал: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
– Но ведь когда до Христа дошла весть, что умер Лазарь, Он сказал Своим ученикам, что хочет вернуться в Иерусалим. Ученики сказали Ему: «Тебя там хотели убить!» И один только ученик сказал: пойдем и мы умрем с ним. Это был Фома.
– И он же потом сказал: Господь мой и Бог мой! Это единственное место, где говорится об Иисусе Христе как о Боге.
– Поэтому Фома – это не человек, который сомневается…
– Это горячий человек, который ждал с Ним встречи. Он был поражен этим пророчеством: «Меня убьют, распнут, и Я в третий день воскресну». И он ждал этого момента. Но Фома не был на первой встрече учеников со Христом, потому усомнился. По-человечески это понятно, и Господь говорит ему слова, которые и к нам относятся: блаженны невидевшие и уверовавшие. Ведь если Господь сейчас явится всем, то уж мы точно в Него поверим, но это будет уже Второе Пришествие, будет уже Суд, и никаких отговорок у нас уже не будет… Нам будет очень тяжело отвечать на вопросы Страшного Суда, где мы были и что делали в этой жизни…
И еще одна встреча, о которой упомянем. Это явление воскресшего Христа на море Тивериадском, когда апостолы ловили рыбу, а Христос стоял на берегу. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море... Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
И трижды Господь спросил у Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. И здесь Петр вспомнил, как он горько плакал, предав Христа. Но ведь Господь не сказал ему: что же ты натворил? Он не укорил его, Он проявил любовь.
– У каждого из нас произойдет эта встреча со Христом.
– И вопрос к каждому человеку: «Где ты, Адам?» Если бы Адам вышел… «Вот я, Господи, я люблю Тебя». – «Точно любишь?» – «Люблю». – «Но ты же Меня предал. Ты вкусил плода, который Я тебе запретил вкушать». Если бы Адам покаялся…
– Если бы Иуда покаялся….
– Да, тема предательства Иуды, конечно, вообще отдельный разговор. Столько домыслов и вымыслов по отношению к нему… Даже страшно становится иногда слушать людей, рассказывающих что-то про евангелие от Иуды. Это опасная тема для людей, не знающих Писания, не знающих Предания.
И еще была одна встреча учеников со Христом при Его вознесении. Апостол Павел сказал: Господь после воскресения явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.
А по вознесении Своем Он апостолов собрал и сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Такие встречи незабываемы, и у каждого из нас эта встреча будет, а может, уже и произошла, только бы ее прочувствовать и не потерять эту радость от встречи со Христом. Смотрите, сколько возможностей встретиться со Христом, было бы только наше желание, было бы у нас время на эту встречу и это служение, ведь потом-то уже не отречешься, любовь поглотит тебя. Ты уже не сможешь отвернуться и, как блаженный Августин, сказать: Господи, дай мне целомудрие и воздержание – но только не сейчас; я еще поживу своими мирскими удовольствиями, а Ты чуть-чуть подожди… Но когда сердце наполнится любовью и призывающей благодатью Божией, Господь обнимет тебя, и это уже не перепутать ни с чем.
– К Сисою Великому, когда он уже отходил ко Господу, когда просиял светом так, что братия не могла смотреть на него, пришли старцы и спросили: «Что ты видишь, авва?» «Вижу, – отвечал он, – что уже идут за мною, и прошу их, чтобы дали мне немного времени на покаяние». Даже он просил Господа дать ему время на покаяние.
– Покаяние – это не одноразовая возможность человека. Я покаялся, дайте мне билетик. Так не работает. Я, кстати, видел справку, которую раньше давали людям о том, что они прошли таинства Исповеди, Причастия, и с этой справкой они могли прийти на работу. Раз в год такая справка давалась. Это неправильно.
Дух покаяния присущ человеку верующему, мы молимся покаянно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Но мы не пребываем в отчаянии, потому что Христос пришел для того, чтобы спасти грешников, встретиться с ними. И первый из грешников – я.
– Встреча со Христом для каждого человека единственная. Как Вы встретили воскресшего Христа в своей жизни?
– Я открыл Евангелие и спросил Бога, куда мне идти. И прочитал: Я есмь путь и истина и жизнь. И подпись: Иисус Христос.
– Это, наверное, для каждого из нас настоящий путь и истинная жизнь. Жены-мироносицы шли и спрашивали: «Кто нам отворит камень от гроба?» Этот камень мы не можем отворить сами.
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!