Беседы с батюшкой. Естественная жизнь христианина. Игумен Филарет (Пряшников). 31 октября 2025

31 октября 2025 г.

Тема сегодняшней передачи очень интересная: «Естественная жизнь христианина». Казалось бы, простая тема, но на самом деле в ней очень много подводных камней. Мы думаем, что бывает жизнь естественная и жизнь христианина. Вот приходим мы в церковь, помолились, причастились и жизнь наша наполнена Христом. Выходим из церкви, минут 5–10 несем в себе Самого Христа, а потом начинается естественная жизнь. Проходит неделя, за эту неделю мы в своем естестве нагрешим так, что приходим в церковь и начинаем перечислять те грехи, которые так и не исправили. С другой стороны, естественная жизнь христианина – это жизнь, которая наполнена Христом всегда. Но нам это сложно сделать. Насколько естественная жизнь христианина сопряжена с той жизнью, которая уже становится выше бытовой?

– Чтобы ответить на этот вопрос и порассуждать о том, что Вы сейчас сказали, я хотел бы тоже задаться вопросом. Для рыбы естественная область обитания вода, для птицы небо. Есть книга святого праведного Иоанна Кронштадтского, которая называется «Моя жизнь во Христе». Для нас естественная жизнь во Христе.

В виде преамбулы того, о чем мы сегодня будем говорить, я хочу вспомнить слова Господа, которые были обращены к святым апостолам перед их проповедью. Господь им сказал: Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Как понять это иносказание? Господь часто говорит не только притчами, но и некоторыми иносказаниями. Я прочитал толкование этого места. «Будьте мудры, как змеи». Змея, когда ей страшно, выставляет свое тело вперед, а голову защищает. Голова это вера. То есть Господь говорит: будьте мудры, сохраняйте веру; куда вы бы ни попали, в какое бы человеческое сообщество ни пришли, сохраняйте это как самое драгоценное, что у вас есть. Голова (глава) нашей жизни – это вера; без веры мы, к сожалению, не сможем жить. «Будьте просты, как голуби» – это о том, чтобы мы научились смирению, научились прощать обиды и прочие вещи, которые доставляют нам неприятности.

Что значит естественная жизнь христианина? Ведь мы, по сути, тоже продолжатели дела апостолов, мы тоже должны проповедать о Христе своей жизнью. Храм – это важно, участие в таинствах – это прекрасно, великолепно. Но еще окружающие люди ждут от нас слово о Христе. Об этом могут говорить наши поступки, или можно красиво, грамотно о чем-то рассказать в коллективе, в беседе с родственниками, или когда нас спрашивают. Когда правильно рассказываешь о своей вере, проповедуешь ее людям, которые далеки от Церкви и христианства, в этом, наверное, и проявляется сущность христианина. И слова о Христе должны быть не только на устах, но и на деле.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Как Вы думаете, чего больше в жизни христианина: ограничений и запретов или понимания? Например, в пост мы чего-то не едим, ставим себе какой-то запрет. Но ведь надо понимать, что это не просто нельзя, а тебе это неинтересно, не нужно. Какое-то глубокое понимание должно быть, которое тебя не собьет и не заставит прилагать усилия».

На самом деле ограничения всегда есть в нашей обычной мирской жизни. У нас есть определенные правила, по которым мы живем. В медицине, образовании, разных сферах жизни в любом случае есть некие ограничения. Что касается веры христианской, то здесь не совсем запреты. Часто слышишь от людей, далеких от христианства, что у нас в христианстве все запрещено, ничего нельзя. А на самом деле христианство дает осмысление твоего бытия. И ты не совершаешь грех, не делаешь что-то противное тому, чему учит Господь, не потому, что чего-то боишься. Конечно, ты боишься потерять благодать Божию, потерять чистоту сердца, души. Но ты не совершаешь грех, как правильно сказала телезрительница, потому, что это неестественно для тебя, тебе это не нужно.

Например, можно запретить Интернет, компьютеры, телевизоры выкинуть на помойку. Но вопрос в другом: это находится в доме, но для тебя это не является смыслом жизни. Вот к этому надо стремиться. Христианство нас учит между добром и злом, между Богом и тьмой выбирать добро, свет. И мы исполняем заповеди Божии не потому, что нас в чем-то ограничивают. Бог есть любовь, Бог есть свобода. Мы свободны. Господь так и говорит Своим последователям: вы свободны. Свободны от чего? От греха, от пристрастий. Когда вы научитесь побеждать это, тогда в вашей жизни будет гармония и придет понимание, что есть вещи, которые не так важны.

– Как преодолеть в естественной христианской жизни помыслы? Иногда мы начинаем не то чтобы фантазировать, мечтать, но возникают такие мысли, что думаешь: как же мне, православному христианину, пришла в голову такая мысль? Ведь бывают страшные мысли.

 Святые отцы говорят, что мысли – от естества нашего. Потому что в любом случае мозг наш работает всегда, 24 часа в сутки. Бывают помыслы, которые всеваются нам от врага нашего спасения дьявола. Я думаю, и Господь тоже посылает определенные нужные помыслы. Я сейчас говорю о природе помыслов, какие они бывают. Святые отцы дают определенную схему, как поступать с греховными помыслами: не разговаривать, не сочетаться с ними, отгонять. И если пришел нехороший помысел и вы отвлеклись, нужно отгонять его мысленно и обращаться с молитвой к Богу. И тогда будет в духовном сознании почище.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Что такое свобода? И как понимать свободу человеку верующему?»

 Есть понятие рабства. Мы зачастую становимся рабами чего-то, иногда кого-то. Кто такой раб? Это тот, который не может жить свободно, дышать свободно без объекта поклонения, без своего пристрастия. Зачастую так бывает, что в жизни человека появляется какой-то идол, которому человек служит. Например, есть фанаты певцов. Идолом может стать и спорт, когда человек отдает все, всего себя ради одной идеи, одной поездки, одного матча. Важно отношение человека к тому, что его окружает.

Что касается христианской свободы, Господь говорит Своим ученикам, в том числе и нам, о том, чтобы мы не отдавали свое сердце, свою душу чему-то тленному, что нас окружает; чтобы мы не были рабами денег, различных пристрастий, чтобы не жили какими-то греховными наклонностями. Зачастую люди думают: что страшного в том, чтобы сделать какую-то пластическую операцию? А смысл в этом какой? Ладно, если человек исправляет какой-то дефект, который дан ему при рождении и мешает жить. Но зачастую человек тратит средства (ведь для этого нужно найти деньги), рискует своим здоровьем, чтобы исправить свою внешность. Для чего? Вот и рабство получается.

Свобода в христианстве всегда понимается как отсутствие причастности греховному. Грех – это то, что убивает в нас христианство, то, что не является для нашей жизни естественным. Грех связан с отступлением от Бога, отступлением от нормальной жизни.

Наверное, мы готовы преодолевать какие-то сложности, испытания, искушения, чтобы жить настоящей христианской жизнью.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Без падений не обходится жизнь христианина. Они и у святых, безусловно, случались, но святые все время поднимались. Конечно, человек должен стараться всеми силами избежать греха. Но если не получается, если все-таки пришлось согрешить, как избежать отчаяния? Как научиться сразу подниматься и не отчаиваться? Насколько вообще свойственны христианину духовные падения

– Я где-то прочитал интересную вещь, что для истинного покаяния не нужны недели, годы, что покаяние это мгновение. Вспомните благоразумного разбойника. И много таких примеров, которые нам говорят о том, что покаяние сразу возводит человека на такие высоты, на которые он не смог бы забраться, учитывая все свои физические и моральные качества.

Безусловно, в духовной жизни всегда есть падения. Так устроено наше существо, что мы спотыкаемся. Падения иногда бывают малые, которые нам отпускаются, когда мы каемся при совершении вечерних молитв. Но бывает что-то очень серьезное. Вообще, конечно, в христианском учении нет такого понимания, как большой грех, маленький грех. Грех в любом случае есть смерть. Любой грех – это то, что нас убивает изнутри. Вопрос: сколько человек может страдать определенным видом греха? Например, осуждением или блудными мыслями. Сколько человек может жить в такой ситуации? Пока не осознает, что это гибель для него.

Вспомните, как Мария Египетская пришла в осознание. Или блудный сын, который сказал: «Что же я делаю? Встану и пойду к отцу своему…» То есть должно быть осознание: я не хочу больше так жить. Но человек жалеет себя, ему это доставляет какой-то комфорт, удовольствие. Человек должен увидеть, что для него это смерть, что это отлучает от Бога, от духовной жизни, что внешне происходит искажение духовного мира, искажение души, душа как бы калечится.

С грехом дружить невозможно. Когда ты споткнулся, упал, страшно нагрешил, нужно идти на исповедь, попросить у Бога прощения, даже если ты пока не готов к тому, чтобы поменять свое сознание. Есть такая пословица «Вода камень точит». Нельзя разрешать себе находиться в грехе, в греховном состоянии. Иногда батюшки накладывают епитимию, отлучают от Причастия. Наверное, как дисциплина это имеет место. Но исповедь – это просьба человека к Богу: «Господи, помоги мне». Ведь иногда бывают такие грехи и страсти, с которыми человек борется всю свою жизнь, до смерти, и не может их победить. Но всегда есть надежда.

Часто люди говорят: «А зачем мне исповедоваться? Я вроде нормально живу». Есть такое выражение, что Господь и намерение целует. Наше желание исправиться – это огромный плюс для Бога. Самое главное стремиться, хоть что-то делать, немножко себя ограничивать. Каждый человек индивидуален, и борьба с грехом это, конечно, индивидуальная борьба. Но для христианина грех – это неестественно. Мы рождены быть святыми. «Святая святым» – слышим мы на Божественной литургии. Мы призваны к святости. И в Священном Писании, и в апостольских посланиях христиан называют сообществом святых. Это должно нас всегда подстегивать. Но никакого отчаяния, уныния быть не должно. Только молитва, искренние слезы покаяния, и, я уверен, Господь, видя наши труды, обязательно даст нам возможность победить грех и стать сопричастными Божией благодати.

Очень часто в нашей бытовой жизни мы сталкиваемся с псевдопомощью. Мы думаем: «Ведь можно жить нормально, зачем себя ограничивать, жить в размышлениях о вечности? Живут же люди, и у них все хорошо, у них есть и деньги, и положение в обществе, и прочее...»

– Я уверен (исходя из своего маленького жизненного опыта и опыта священнического), что если так рассуждать, приходит тоска, которую нельзя ничем заглушить. Ты живешь средне, понимаешь, что сегодня придешь домой  и у тебя будет то же самое, что и вчера, и завтра будет то же самое. И видишь некую безысходность, духовной радости нет, надежды нет. Зачастую люди, которые живут средне, живут без всякой надежды: живем потому, что живем. Так невозможно. Даже философы старались выбраться из этих оков и найти что-то наивысшее, что будет вдохновлять на жизнь, на подвиги, на различные поступки.

Так же и в духовной жизни. Нужно понимать, что для нас естественно жить с Богом; неестественно жить без Него. Когда мы живем с Ним, мы преодолеваем свои страсти. Любая страсть, любой грех не только вредит, но и приносит нам несчастье; мы всегда будем себя чувствовать несчастными, будет внутреннее горе. Человек начинает выпивать, принимать какие-то таблетки, идет к психологу, а корень – совершенно в другом: духовное «радио» сломалось, приемник не работает, человек не слышит Божьего голоса в своем сердце. И выбраться из этого помогает храм, участие в таинствах, учение святых отцов, живое участие в жизни Церкви.

Я всегда говорю: помогайте тем, кому тяжело, идите в больницу сестрами милосердия, помогайте бабушкам-соседкам, довезите их до магазина. Делайте что-то, что будет приносить вам счастье. Но не думайте при этом: какой я хороший... Когда ты отдаешь себя, получаешь внутреннее удовлетворение. Внутри загорается благодатный огонечек, когда ты кому-то помог, кому-то протянул руку. Ты что-то от себя оторвал ради того, чтобы человек почувствовал себя защищенным.

В этом плане у человека должно быть какое-то внутреннее расписание: сколько добрых дел он должен сделать за день, за неделю. Это важно. Потому что любое доброе дело приносит человеку духовное удовлетворение. 

Если этот принцип возведен в ранг постоянства, тогда можно не думать о том, что столько-то дел ты должен сделать за месяц...

 Здесь важно осознание того, что приносишь пользу кому-то. Важен не сам факт, что ты сделал что-то хорошее, купил килограмм яблок своей соседке, а то, что ты отдал частичку себя кому-то, чем-то поделился. Например, временем или каким-то средствами.

Молитвой.

 Если просто помолился о человеке, поставил свечу за непутевого соседа – это уже  участие в его жизни. Может быть, человек этого не требует, но это твоя потребность. Святой Силуан Афонский часто изображается на иконах со свитком в руках, на котором написано: «Молю тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли». Я в начале программы сказал о том, что все мы маленькие апостолы. Когда мы будем проповедовать о Христе своими поступками, своими делами, тогда действительно наше существование будет счастливым. Я не говорю, что все замечательно и гладко в нашей жизни. Бывают и падения, и разочарования. И многие обстоятельства жизни иногда заставляют нас задуматься, почему так происходит. Но никогда нельзя отчаиваться, надо с верой идти по жизни. Как змея защищает свою голову, так и мы должны защищать свою веру от всего, что может ее погубить.

– Завтра Димитриевская родительская суббота. Иногда возникает вопрос: почему мы молимся о своих умерших родственниках в родительские субботы? Разве в другое время мы не можем молиться? И еще один вопрос. Существует дисциплина Церкви. Насколько соблюдение этой дисциплины помогает избегать тех сложностей, которые ведут человека к греху?

На самом деле смерть – это конец борьбы человека с грехами. Потому что пока мы живы, мы можем бороться с грехами, можем меняться. Вспомним, как Господь апостолу Петру сказал: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного (Мф. 16, 18–19). Если есть ключи, то есть замок, и он закрытый или открытый. То есть может происходить какое-то изменение.

Здесь о чем говорится? О том, что Господь даровал Церкви определенную власть. Если человек жил без Бога здесь, на земле, то, к сожалению, наверное, и там тоже будет жить так же, потому что в земной жизни не нашел Бога. Но бывает другая ситуация: человек старался, был в Церкви, причащался, исповедовался, но что-то пошло не так в его жизни. И вот в этой ситуации мы молитвой можем помочь. Но не так, что Церковь помолилась – и человека из ада перевели в рай. Такого нет. Что-то с душой начинает происходить. Потому что молитва Церкви – это дела милосердия, которые простираются в тот мир. Гроб не закрывает чувство любви, которое простирается и на тот мир.

Поэтому очень важно, что мы молимся о наших усопших, вспоминаем имена людей, которые жили до нас, и просим у Бога для них Царства Небесного, оставления грехов... Мы это делаем с надеждой, зная, что есть какой-то ключ, какой-то замок, что существуют законы духовной жизни, которые мы не можем постичь в совершенстве. Но это древнее установление, Церковь издревле молилась за всех верных чад своих, и это до сегодняшнего дня актуально. И мы видим, какое огромное количество людей приходит в храм в родительские субботы, чтобы вспомнить своих близких, помолиться, почувствовать эту невидимую связь, которая нас объединяет в молитве.

Мы поем в этот день во время панихиды: «Со святыми упокой». Насколько это дерзновенно? О чем мы просим Господа, когда произносим: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих»? Мы же понимаем, что не так все просто...

Мы с надеждой обращаемся к Создателю и, проявляя любовь к своим близким, просим Его помиловать, простить их и сделать так, как Ему, Богу и Создателю, необходимо. Я где-то читал, что Господь, когда призовет нас к Себе на суд, будет искать не то, за что нас наказать, а за что оправдать. И даже пропитанный слезами платок, которым человек вытирал слезы перед смертью, лежа на больничной койке, перевесит все беззакония человека. Видите, как интересно написано, что Господь не будет искать, за что нас наказать, Он будет искать, через что нас оправдать. В этом и есть сущность Божественной любви к человеку.

Всегда вспоминаю слова одного мудрого ученого, который сказал, что невозможно такое, чтобы Христос пришел в этот мир спасти малый процент людей. Зачем тогда все это было нужно: крестная смерть, страдания, воскресение? Ради того, чтобы спаслось маленькое количество людей?

Ранее мы говорили о свободе. Здесь проявление человеческой свободы. Господь человеку дает все, как бы говорит: «Вот Евангелие, вот человеческие примеры, судьбы – смотри, рассуждай. Окинь взглядом свою жизнь и посмотри, насколько не случайно все, что с тобой происходит. А теперь подумай: есть Я у тебя или нет? Будешь ты в Меня верить или нет?»

Господь всегда задает человеку вопросы. И смысл нашего бытия откликнуться на эти вопросы. Потому что когда уже закончится жизненный путь, захлопнется эта дверь, потребуется отчет. Царство Божие, как говорит Господь, начинается здесь. Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

Есть притча о человеке, который, найдя драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, чтобы обрести эту жемчужину как некую драгоценность. Вера строится на свободе. Мы свободно выбираем, быть нам с Богом или без Него, быть со Христом или Христос нам не нужен.

Я не говорю сегодня о том, что есть огромное количество религий, разных религиозных философских систем. Как-то у Антония Сурожского спросили, как он относится к разным религиям. Он сказал: «Отношусь с уважением, но спасение во Христе». То есть мы относимся с уважением к разным религиям. Но мы должны понимать, что ответ будем держать за свою жизнь, свои поступки, свою веру. Есть заповедь: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Суди себя, осуждай себя, ругай себя, когда не можешь сделать того, что Бог от тебя просит.

Когда мы просим у Бога: «Со святыми упокой»,  мы ведь и за себя молимся с надеждой, что Господь найдет то, чем и нас оправдать, чтобы поселить вместе со святыми. Конечно, это образ. В любом случае мы стремимся и в том мире быть со Христом, потому что это смысл нашей жизни.

– Чем больше слушаю Вас, тем больше понимаю ответ на вопрос, какой должна быть естественная жизнь христианина. Если естество наше христианское, тогда все наши грехи, все наши греховные помыслы становятся неестественными. Возникает еще один вопрос: насколько человек в естественности своей, не читая Евангелия, не слыша о Христе, может находиться на пути к спасению?

– Само понятие «вера в Бога, во Христа» определяет путь человека ко спасению. Без Христа невозможно будет побороть то, что наносит нам вред. Всегда возникает вопрос: «Почему я должен делать так? Почему я должен кому-то уступить? Почему я должен пожертвовать своей жизнью ради кого-то?» Если не будет осмысления всего этого через призму Христа, через Его слова, через христианскую веру, то не будет осознания того, что такое спасение. Спасение от чего? Мы боремся со своими грехами, боремся с ветхим человеком, с ветхим Адамом, который живет в нас, и Христос дает власть победить это, Он дает осмысление того, о чем мы читаем в Евангелии. Человек приходит к этому через молитву, через размышление о своей жизни, понимая, что не хочет больше жить греховной жизнью, хочет что-то поменять, потому что чувствует себя несчастным.

– У нас на заставке ваш монастырь, в котором Вы являетесь настоятелем. Мы видим храм святителя Николая. Я знаю, сколько пришлось пережить, чтобы монастырь хоть как-то вздохнул, что называется. А ведь люди, которые все это когда-то разрушали, тоже когда-то называли себя христианами. Скажите несколько слов о монастыре...

Каждый день монахи, прихожане трудятся над тем, чтобы воссоздать благолепие монастыря. Но мы должны понимать, что храм не в бревнах, а все-таки в ребрах. В монастыре должна звучать монастырская молитва, там должны спасаться во Христе христиане. Быть женатым человеком это естественно. Быть монахом это тоже естественно. Просто это два разных пути. Путь человек выбирает для себя сам.

Единственное, за что я всегда переживаю, когда смотрю на наш Никольский монастырь, на другие обители нашей Русской Православной Церкви, хочется за благолепием видеть духовную жизнь. Можно покрасить купола, поставить иконостасы, но духовная жизнь – превыше всего. Когда в обителях будет теплиться благодать богообщения, люди будут приходить толпами, потому что будут чувствовать, что там не просто красиво, а благодатно, есть старцы, есть подвижники. Я всегда говорю и братии, и себе, что в нашей жизни какой-то подвиг должен быть.

Поэтому хочу попросить у Господа Бога, чтобы Господь благословил наши труды, дал нам сил и возможность каяться в своих грехах и быть полезными для тех, кто приезжает в монастыри, прикасается к святыням. Единственное желание – чтобы люди, приезжая, преображались в наших святых обителях.

– Я понял, что естественная жизнь христианина может быть святой, по-настоящему наполненной Христом. Благословите наших телезрителей.

– Братья и сестры, пусть Господь благословляет всех вас на добрые дела. С Богом! 

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X