Беседы с батюшкой. Душевное здоровье. Священник Даниил Рябинин 21 декабря 2022

21 декабря 2022 г.

– Чуть больше двух недель остается до Рождества Христова. Продолжается Рождественский пост. Как говорили святые отцы, пост – средство приобретения душевного здоровья. Как Вы думаете, возможно ли приобрести душевное здоровье, если человек считает себя абсолютно здоровым?

– Интересный вопрос. В Священном Писании написано, Господь Иисус Христос нас учит, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Если человек считает себя святым, безгрешным, то не видится необходимости лечения его духовных немощей, терзаний и иных вещей духовного порядка. Это обличает человеческое существо в плане гордости, горделивости. Например, фарисеи не считали себя людьми греховными. Безусловно, это были люди закона, они исполняли даже малейшие детали предписаний, а Господь обличает их в некой черствости, в некоем духовном тупике, называет их вождями слепыми.

Предшествуя проповеди Иисуса Христа, святой пророк и креститель Господень Иоанн обращался к народу с призывом покаяния, изменения. Многие тысячи людей последовали за Иоанном, и он совершал действо, которое называется крещением. А другие люди задавались вопросом: мол, кто ты такой и о каком покаянии нам рассказываешь? если мы соблюдаем закон и порядок, то в каком грехе нас можно уличить и обличить?..

Может быть, это риторический вопрос, который не требует ответа, но такое рассуждение всегда было и будет присутствовать в жизни человека во всякий пост или иные дни, когда Святая Церковь особо призывает всех людей прийти в храмы Божии, побыть на богослужении, приступить к таинству Покаяния, предваряющему таинство Причащения. Таинство Покаяния является лучшей подготовкой к таинству Святого Причащения. Поэтому в традиции Русской Православной Церкви сейчас существует практика, когда к таинству Причастия допускаются люди, которые исповедовались, покаялись, то есть максимально очистили совесть, сердце и душу от тягости греха и возымели возможность побороть ту или иную страсть. И в таком очищенном высоком духовном состоянии приступают к причастию Святых Христовых Таин.

Найдутся такие люди, которые скажут: мол, какие во мне могут быть грехи? И здесь, как мне кажется, мы допускаем ошибку: нам всегда хочется аргументировать такое заявление тем, чтобы человек начал копаться в себе. Почему я говорю, что это ошибка? Думается, не всегда подобного рода рассуждения и тезисы приводят человека к правильным ответам на этот вопрос. Человек чувствует себя вполне здоровым телесно и душевно и задается вопросом, нужен ли ему душевный врач. Некоторые предлагают в себе покопаться, найти что-то. Может быть, для первоначального уровня покаяния это вполне адекватно, но не всегда.

Часто некоторые недоброжелатели говорят о том, что христианство, и православие в частности, – такая религия, такое вероисповедание, при котором человек находится в состоянии постоянной вины, ущербности, угнетенности. Мол, все время призывают к покаянию, говорят, что надо плакать о грехах, омывать их слезами, бесконечно копаться в себе, осуждая себя, какой ты плохой и злой человек. И противопоставляют других людей, которые с утра до ночи скачут, радуются и поют разные песни. Мол, у них тоже вера в Бога, но там все радостно. А у вас все время надо плакать и считать себя абсолютным ничтожеством. Как же здесь развиваться?

Всё это крайности, как в одном случае, так и в другом. Конечно, в себе покопаться нужно. И наверняка любой здравомыслящий, адекватный человек, вглядевшись в свою жизнь, сможет сказать, где он допустил ошибки. Но здесь еще другой момент... Действительно, время поста – это время заглянуть внутрь самого себя. Мы не раз говорили о том, что взгляд у человека рассеянный, мы все время смотрим на внешнее, отсюда и все наши грехи, связанные с теми страстями, которые возбуждает в нас око. Мы смотрим на другого человека, видим и подмечаем его недостатки, осуждаем, гневаемся. Потому что все время смотрим на внешнее, на то, что нас окружает. И это понятно, потому что мы живем в социуме.

В этом плане подвижники, уходя в лес, пещеры, какое-то пустынное место, скрывались от внешнего воздействия, и в них начиналось внутреннее борение. Например, вспомните преподобную Марию Египетскую: когда она ушла в пустыню, в ней начали пробуждаться те помыслы и чувства (о чем она рассказывала старцу Зосиме), которыми она услаждалась ранее, когда жила блудной жизнью. То есть человек ограждал себя от внешнего воздействия, и начиналось борение внутреннее.

Так вот, пост – это время заглянуть внутрь себя, на это направлены и все молитвы. Любой здравомыслящий человек найдет в себе какие-то недостатки; это нормально, в этом нет ничего плохого. Можно сличить свою жизнь с жизнью тех святых, память которых мы ежедневно совершаем. Это разные святые, с разными подвигами; кто-то из святых нам ближе, кто-то дальше, тем не менее это люди, которые жили такой же христианской жизнью, как и мы сейчас. Нет разницы, XXI век, XVII век или III век, Христос – один и Тот же, и Божественное откровение – одно-единственное.

Так вот, второй момент, который нужно учитывать, если мы говорим в контексте жизни святых и Самого Господа Иисуса Христа, Который является для нас примером. Если ты не видишь своих грехов, не замечаешь в себе каких-то недочетов, посмотри, какой ты работник. К примеру, ты работаешь на телеканале «Союз» или в любом другом учреждении: выполняешь ли ты свои обязанности и функции на сто процентов? Любой здравомыслящий человек скажет, что где-то недоработал. Не потому, что халтурил, или делал работу спустя рукава, или распоясался, как говорят в народе (все эти метафоры, аллегории относятся к выполнению некачественной работы). Но, наверное, что-то можно было в своей работе додумать, довести до большего совершенства. Или, например, как ты справляешься в семье как отец, как супруг или как мать, супруга? Насколько качественно ты выполняешь свои обязанности в отношении своих близких, мамы или папы?

– Вчера поленился помыть посуду.

– К примеру. Или, может быть, грубовато что-то сказал. Или никак не можешь позвонить родителям, а уже скоро Новый год и Рождество... И вот так пройтись по своей жизни.

Люди часто приходят на исповедь и говорят, что не знают, что сказать. Не надо копаться в себе. Поисповедовался – всё. Когда мы выносим мусор, мы же не лезем в отходы, не начинаем там копаться. Нет; мы освободились от мусора – и всё.

Сравни себя с образцами, идеалами в христианской духовной жизни: ты как христианин в своей молитве, доброделании выполняешь все на сто процентов? По-видимому, нет. Так вот, есть возможность что-то доработать. Господь откроет тебе какие-то вещи. Для нас, людей верующих, все это достаточно понятно. Человеку, который не просвещен верой в Бога, тяжело, и тогда мы предлагаем обратиться к идеальным примерам.

Когда мы читаем авторитетных отцов, проповедников, мы понимаем, что доброе дело – это хорошо, но оно является законченным и идеальным тогда, когда делается во славу Божию, с Господом, когда человек это делает с верой в сердце. Просто добродетельный человек – хороший, но он не идеальный.

Когда человек не считает себя особо больным и не чувствует необходимости во враче, это, по сути, определенного рода отговорка, уловка для самого себя. Это нежелание работать, трудиться, погружаться во что-то, включаться. Ведь все это требует усилий...

Например, есть люди, которые с заботой относятся к своему здоровью: проходят профилактику, обследования, регулярно сдают анализы. Таких называют дотошными. К примеру, все мы знаем, что надо 2–3 раза в год ходить к стоматологу, проверять полость рта. Но большинство из нас, пока не заболит зуб, не ходят к стоматологам. Мы чувствуем себя вполне здоровыми. Если кто-нибудь надоумит человека сдать анализы, он сдаст – и обязательно что-нибудь найдут. И человек расстроится: мол, жил не тужил, чувствовал себя прекрасно, а тут стали направлять по разным врачам, на диагностику, на лечение. И все время нужно ходить, сидеть в очередях. И у человека психологический настрой такой, что лучше этим не заниматься, мол, когда уж худо будет, тогда и займусь, а сейчас витамины недорогие попью...

То же самое и в духовном плане; наверное, тоже возникает определенного рода психологический барьер. Человек чувствует себя здоровым и думает: как в храм придешь, то сразу надо что-то делать, читать. Начнешь читать – обязательно в себе что-нибудь найдешь, обязательно возникнет какое-то внутреннее неустройство, совесть проснется, начнешь ходить, включаться, потеряешь время. И так далее. И человек себя психологически ограждает от этого.

Вот сейчас мы говорим, что вокруг тяжелая ситуация, надо включаться, помогать, совершать добрые дела, какие-то дела милосердия. Психологически человеку проще с этим не сталкиваться. Человек листает, например, новостную ленту, видит, что где-то беда, страждущие, болезнь какая-то, связанная с детьми, – и хочется быстрее это перелистнуть (или переключить программу по телевизору), чтобы оградиться от этого, как бы все в порядке, все хорошо.

Повторюсь, наша задача не в том, чтобы выискивать в себе какую-то грязь и получать от этого удовольствие. Это называется другим словом, когда человек причиняет себе вред и получает от этого удовольствие. Наша задача – пробудить человека, направить его в нужное русло, показать определенную систему координат, в которой, преодолевая какую-то зашоренность, грязь, все то, что мешает войти в сердце светлому, человек мог бы почувствовать себя полноценно счастливым в этой жизни. Вот что важно.

В Евангелии есть такие слова: светильник для тела есть око. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6, 22). Этот образ можно перенести на чистое и грязное окно; по-моему, вполне адекватный пример. Если окно грязное, ты живешь в потемках, и тебе вроде и нормально. Чтобы окно помыть, почистить, надо потрудиться, потратить время. Но когда все уберешь, выкинешь хлам, окна помоешь, помещение проветришь – чувствуешь, что, оказывается, может быть светло и свежо, и приятно находиться в таком помещении. А ведь казалось, что и тогда было хорошо.

В этом раскрывается евангельский принцип: много званых, а мало избранных. Избранничество не в том, что ты какой-то высокоинтеллектуальный и талантливый, а просто ты смог оторвать себя от дивана и начать работать. Знаете, человек в своем духовном параличе ведь может доходить до крайних форм. Например, валяется человек грязный, голодный и даже не хочет встать. Мы такого обычно осуждаем: мол, почему он до такого состояния себя довел? Ведь когда человек голоден, он прилагает все возможные усилия, чтобы утолить голод. Или если человек заражен какой-то страстью, он находит всевозможные способы, чтобы эту страсть в себе погасить. Но человек может дойти до такого духовного паралича, когда ничего не может сделать: голодает, страдает, но не встает и не идет работать. Понимаете, до какого состояния можно себя довести!..

Нам кажется, что мы такие хорошие, красивые, умные, пахнем дорогим парфюмом. Но в народе говорят: от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Если будешь наплевательски относиться к своей жизни, можно прийти и к таким крайним состояниям: если не валяться, то превратить в духовное отребье свое сердце...

Это реальности нашей жизни. Не потому, что наш нынешний век такой; всегда было отступление от Бога. Но человек так создан, что он должен чем-то компенсировать отсутствие Бога в своей жизни, и компенсирует он это тем, что все больше и больше усугубляет свое положение в страстях. Ведь всевозможные извращения возникают на фоне безбожия. Когда в сердце человека нет Бога, он, не понимая причины, стремится эту жажду чем-то утолить, и это приводит к самым печальным последствиям. К сожалению, мы видим: чем человек богаче, тем он может прийти в состояние еще большей озлобленности и закончить жизнь самым трагическим образом. Такое бывало и бывает, к сожалению. Хотя, казалось бы, человек имеет и возможности, и способности, чтобы направить себя в другое русло. Это бедный человек вынужден 24 часа в сутки добывать крохи на пропитание, и, естественно, ему не до Бога, не до каких-то духовных размышлений или щедрости, благотворительности. Но, к сожалению, вот такой парадокс.

Священное Писание, Божественное Откровение, святые отцы нас предупреждают, что если Господь дал тебе время жизни, направь его в нужное русло. Великим постом звучит прекрасное песнопение: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Мы очень много в своей жизни попускаем себе спать, дремать, находиться в состоянии расслабленности. Это отчасти создает комфорт. Повторюсь, человек, дойдя до крайнего состояния, не всегда даже желает из него выйти. Но нужно находить возможность себя мотивировать, двигаться вперед, духовно обогащаться.

Священное Писание говорит: то, что не приносит плода, бесполезно и для этого мира, и для жизни будущего века. Но садовник всегда ждет: мол, еще потерпим годик, удобрений подложим, и, может быть, принесет растение плод. Вот мы – растения, а садовник – Господь, наши святые, Матерь Церковь, которая перед лицом Божиим ходатайствует обо всех нас, мол, еще потерпим. Страшно умирать, если ты без Бога прожил всю жизнь. И подобных примеров, рассказов из патериков очень много.

Сейчас идет время поста. Впереди – хорошие праздники. Рождественский пост на самом деле достаточно легкий, в отличие от Великого поста, например, и он наполнен прекрасными событиями. Большая часть поста пройдена, были прекрасные дни памяти святых. Впереди – Новый год, замечательное время. Конечно, мы живем сейчас в непростой ситуации. Некоторые говорят, что православные постоянно что-то празднуют. Но праздник – это не просто воспоминание какого-то исторического события, это всегда приобщение к духовной реальности. Для нас духовная реальность – рождение Господа Иисуса Христа. Это освобождение человека от уз смерти, дарование человеку надежды. В дальнейшем все это актуализируется в Светлом Христовом Воскресении, в дне Святой Пятидесятницы и так далее. Праздник – это потрясающее время, это всегда какое-то чудо. Праздник наполняет нашу жизнь, несмотря ни на что и вопреки тому, что мы имеем.

Рождество Христово: Господь приходит в мир в ущербных условиях; это самоуничижение Божества, о чем говорится и в контексте Великого поста... Когда мы читаем и изучаем труды святых отцов, иногда возникает вопрос: почему не скоро пришел на землю Господь Искупитель? Первый ответ: потому, что человечество еще не было подготовлено, не родился тот избранный сосуд – Пресвятая Дева Богородица. И Рождественский пост начинается с прекрасного праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Очень светлый, чистый праздник.

Второй ответ, почему не скоро пришел на землю Господь Искупитель: потому, что спасение, освобождение, что дарует нам Бог, приходят к нам, по-видимому, тогда, когда мы пришли в состояние тупика вообще, ощутили тупиковость своего развития и в интеллектуальном плане, и в плане философии, и в плане порабощения греху во всем, что возможно. Можно ли сказать, что мы сейчас живем по-другому? Нет. Поэтому для нас приходит Господь так, в самое нужное и самое актуальное время.

Праздник для нас – это не то, что мы накроем шикарный стол и будем смущать свое сердце тем, что вроде бы праздновать нельзя, когда такие страшные вещи происходят вокруг нас. Нет, наш праздник в приобщении духовной реальности, в том, чтобы быть вместе, по-христиански его разделить со своими братьями, сестрами, в храме Божием со священником, со своим правящим архиереем, услышать слова нашего святителя. Это прекрасно. А будет наша трапеза и разговение одним яичком или же в большой компании – это все второстепенные вещи, они не влияют на содержание праздника.

Конечно, мы в эти дни призываем всех идти в храм. Как можно не пойти в этот день в храм? В какой тогда день приходить в храм молиться, приносить Господу свои дары, как те волхвы, которые принесли золото, ладан и смирну? А нам-то что принести к вертепу родившегося Господа Иисуса Христа? Свои дары. Это наше сердце, очищенное покаянием, наши добрые дела. Благо у нас сейчас возможностей делать добрые дела везде много. Могут сказать: «Не знаю, кому помочь, или сомневаюсь, нужно ли этому человеку помогать». Да ничего подобного. Масса всего есть.

Посмотрите, какие прекрасные праздники – дни памяти святых Рождественским постом. Последние две недели поста – это память святых праотец и отец. Казалось бы, этим постом других особо чтимых дней нет. Есть наши святые жены, великомученицы и мученицы, их память не случайно включена именно в последование Рождественского поста. Особо подчеркивается их память, которая связана с выражением их служения Господу в подражание Пресвятой Деве Марии. Это святые великомученицы Екатерина, Варвара, Анастасия Узорешительница, мученица Евгения.

Это память наших удивительных святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Это память преподобного отца нашего Саввы Освященного, основателя Иерусалимского устава, одного из величайших подвижников. Это память святых пророков, которые особенно отмечаются как провозвестники и предшественники Рождества Господа Иисуса Христа, особенно святой пророк Даниил и три отрока. Это и малые пророки, память которых совершается Рождественским постом: Софония, Наум и так далее. Эти дни особенно выделяются.

Были дни святых апостолов, отмечалась память святого апостола Филиппа (собственно, наш пост и называется Филипповым). Это память святого апостола Андрея Первозванного и святого апостола Матфея, евангелиста. Это все наполняет Рождественский пост. И чтобы эту нить не потерять, нужно быть в храме и в воскресные дни, и в особенности когда начнутся подготовительные дни к празднику. Там сугубо попостимся, чуть более строго. И в Сочельник нужно посетить храм.

Нынче 1 января приходится на воскресенье, 31 декабря – это суббота. Для нас, уральцев, это день памяти святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца. До Верхотурья зимой по уральским дорогам кому-то будет сложновато добраться. Благо у нас память Симеона Верхотурского совершается три раза в год: и весной, и осенью, и зимой. В дни памяти праведного Симеона Верхотурского мы можем насладиться нашей чудесной уральской природой по пути в его святую обитель. Если кто-то не сможет, можно прийти в свой храм, который есть возле дома. В этот день обязательно будет совершаться богослужение, потому что это суббота, и надо помолиться нашему уральскому святому.

А на Новый год, 31 декабря, в субботу, будет всенощное бдение; в воскресенье, 1 января, – литургия. Я думаю, можно аккуратно, по-христиански совместить эти две вещи: скромное общение внутри своей семьи и Божественную литургию в воскресный день. И дальше уже готовиться к празднику Рождества Христова. А там будут святки, и много всего светлого в наше сердце будет поступать, несмотря ни на что, вопреки всему.

Думается, что надо набираться этого для себя. А иначе где мы это будем брать? Из какого чистого колодца можно пить эту светлую воду, чтобы себя наполнять жизненными силами, как-то поддерживать себя в правильном русле? Ведь Господь нас не оставляет, он нас, напротив, к Себе призывает. А для нас, верующих людей, очевидно и другое, что через скорби, через терпение мы становимся чище и ближе к Богу. У нас есть терпение скорби? Так давайте к Богу идти. Или мы в этих скорбях так и заглохнем, зачахнем и будем только скулить и плакать. И дальше что? Руки опустятся, и ничего сделать не сможем.

Поэтому только двигаться вперед. Как расслабленному Господь сказал: встань и ходи. И он встал и пошел. Так вот, встаньте и идите, еще времени достаточно много у нас до окончания этого периода, и каждый может найти для себя доброе утешение. А как приятно с морозной улицы зайти в теплый храм! Где-то он будет светлый, а где-то можно в полумраке постоять, зажечь свечу, встать у иконочки. Ведь это прекрасно! Так давайте это делать. Зачем себе в этом отказывать?

– Спасибо Вам за Ваше доброе утешение и доброе слово в этот непростой во всех отношениях период.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать