Беседы с батюшкой. «Душа семьи. Материнство». Протоиерей Геннадий Никитин 5 января 2023

5 января 2023 г.

У нас в гостях протоиерей Геннадий Никитин, настоятель храма Иверской иконы Божьей матери Невского района Санкт-Петербурга.

– Тема передачи: «Душа семьи. Материнство». Конечно, о такой тяжелейшей, но благодатнейшей теме хорошо бы говорить с женщиной, матерью. Мужчины размышляют об этом совершенно по-своему. Для нас материнство имеет совсем другой смысл и значение. Вы посвятили свою жизнь служению людям, которые приходят с разными проблемами, часто сталкиваетесь и с проблемами материнства и детства.

Мы знаем преподобномученицу Евгению, святую великомученицу Варвару, Татьяну, Софию с дочерьми Верой, Надеждой, Любовью. Каждый раз, когда читаем их жития, поражаемся их стойкости, мужеству, но при этом не переносим этот подвиг ради Христа на наших дочерей, матерей, жен. Нам кажется, что это несколько другое.

– И на наших сестер, которые стоят рядом с нами в храме.

Мы вспоминаем об этом только во время особого служения в день жен-мироносиц, например, который называют православным женским праздником. И еще на праздник, который идет сразу после Рождества, – Собор Пресвятой Богородицы.  Насколько соединяются древность и современность?

– Это трудно сочетается, потому что изменились условия жизни и сами люди. Но неизменным остается одно – у каждого из нас есть родная мама. Моя родная, Варвара, уже почила. Но она остается со мной. Мы на эту тему думаем всю жизнь. Редчайший случай, если кто совсем не вспоминает о матери.

Наша православная жизнь отличается тем, что материнство в основном проявляется через детей. Мы видим в храме мам с маленькими детьми. Со взрослыми уже редко приходят, они самостоятельные. Но мы больше акцентируем внимание на детях. Они для нас главные, мама-то верующая, а детей надо катехизировать, обучить, воспитать и так далее. На приходе мы мало уделяем внимания матери как таковой. Хотя у нас принято обращение «матушка» по отношению к жене священника или просто старшей сестре милосердия. Игуменья в монастыре помогает всем женщинам, женам и будущим и настоящим матерям в каких-то трудных ситуациях. Священник это прекрасно знает. По большей части мы воцерковлялись взрослыми.

Хотя я крещен младенцем в Никольском соборе. Мама лежала болящей после моих родов. Она родила меня прямо в колхозном поле в медпункте. Но это особый случай, как говорят в народе.

И мы должны вспомнить материнство как таковое на Руси. Оно было освящено не столько Церковью, сколько самой жизнью. У нас есть и другие религии, не забывайте, мусульманство, иудаизм. Там материнство тоже имеет особый статус. Посмотрите, как почитают матерей в Чечне, особенно многодетных. Нельзя зацикливаться только на православных.

– Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Родители Богородицы вымолили Ее и обещали отдать в храм. Так делали многие: отводили ребенка в три года в храм и больше не видели его. Мы же рожаем детей, чтобы была опора. В чем был смысл материнства в то время? Родить ребенка и отдать, почти его не видеть и не жить с ним…»

– Давайте вспомним Ветхий Завет. Классический пример еще до Богородицы: святая Анна Пророчица. Она вымолила себе сына, известного православного пророка. Она так самозабвенно молилась, разговаривала с Богом, что первосвященник Илий подумал, что она пьяна. Она вымолила сына – пророка Елисея, видела явление Иоанна Предтечи, который ей сказал посвятить сына Богу. Она так и сделала: как родила, сразу привела ребенка в храм и отдала первосвященнику Илии на воспитание.

То же самое сделали с Иоанном Предтечей. В три года его отдали на воспитание в пустыню. На воспитание кому? Ангелам? Там была какая-то кумранская община в то время. Родители посвятили его Богу. Для Новозаветной Церкви это пример монашества. Пророк Илия также.

Мы знаем множество примеров, когда мамы посвящали детей Богу еще до рождения. Например, Марфа, мама Симеона Дивногорца, жила в VII веке в Антиохии. У нее не было детей, но она решила родить во что бы то ни стало. И вымолила своего сына. Господь ей предсказал, что она родит святого человека, который станет великим молитвенником. Она боялась, как бы это не было какой-то прелестью, смущением. Марфа сразу посвятила ребенка Богу. И это была для нее большая радость. Подвиг ее молитвы, начатой еще перед зачатием, привел к тому, что ребенок стал святым.

Современные родители хотят, чтобы дети были опорой, чтобы проводить с ними время.  До революции в каждой многодетной семье было принято, что один ребенок становился монахом, чтобы вымаливать род. Как Феодосий Кавказский. Он в детстве сбежал от родителей и уехал на пароходе из Одессы на Афон. Двадцать лет они не знали, где он подвизается. Когда он вырос, то сообщил им, что теперь монах на Афоне. Они были удивлены тем, как он смог так путешествовать с Богом и жить отдельно. Это нам пример того, что если мы хотим иметь опору для себя, то рожать надо больше одного ребенка. Опора одна не бывает. Это сирота, как мы шутим. Когда родители умрут, человек останется один.

Примеры такой святости мы находим и в современной жизни. Например, Дарья Мосунова из Красноярска. Я сейчас читаю ее книгу. У нее родилась тройня. Она пишет причину многодетности: «Причина моего беременного великолепия проста: во-первых, я каждую неделю, а то и по два раза, ходила в женский монастырь, исповедовалась, причащалась, молилась перед Феодоровской и Абалакской иконами Божией Матери, Заступницей всех беременных и Помощницей в родах. И с каждой молитвой крепчала во мне уверенность и духовная сила. Я всех простила и старалась не обижать. А посему был весь срок добрый и пушистый. Во-вторых, никогда в жизни я не относилась так щепетильно к своему здоровью благодаря курсам для беременных Железнодорожной больницы под руководством прекрасного человека, врача Любови Сергеевны Кожемяки». Когда ей сделали УЗИ перед родами, она вышла и сообщила эту новость своему мужу. Он был ошарашен. А для нее это была радость. Потому что она все время ходила в монастырь, молилась иконам Божией Матери и вымолила детей. А потом еще родила. Это современное чудо. Книга свежая, 2015 года издания.

– Продолжим разговаривать об опоре и душе семьи. Сейчас, к сожалению, норма – это один ребенок в семье. Очень редко мы видим больше детей. Хотя среди священников есть примеры.

Но есть еще одна проблема, которая так или иначе возникает в нашем светском обществе, – искусственное оплодотворение. Я хотел бы привести два случая. Один произошел в Лондоне, в семье священника. Была осуществлена такая операция, получилось пять эмбрионов, врачи сказали, что нужно выбрать и кого-то убрать. Матушка отказалась. И ей врачи сказали: «Тогда мы ни за что не отвечаем, Вы просто умрете». Родители молились, и в результате все пятеро детей родились. Мама выжила. Как православным людям относиться к ЭКО? А второй вопрос в том, что у нас есть женщины, которые идут на подвиг чадорождения даже в ущерб своему собственному здоровью.

– Слава Богу, что есть такие примеры. И в моей жизни встречались такие матери. Мы особо молимся за них, потому что это подвиг. Это не просто вера во Христа, а подвиг жизни, который должен осуществиться через чадорождение.

Насчет ЭКО нет ничего тайного. Есть документ РПЦ, который принят на Поместном Соборе 2000 года. Там прописано, что такое зачатие не рекомендуется. Одна из главных причин в том, что зародыши сортируются и убиваются. Хорошие оставляют, плохие ликвидируют. И это не человеческое, не животное свойство, а чисто техническое.  Животные своих детей не сортируют. А тут получается, что мать соучаствует в убийстве тех детей, которых выбирают по какому-то техническому или генетическому принципу, но явно не по нравственному.

Там бывают и другие последствия для здоровья не только матерей, но и рожденных детей.  Представьте себе, если б вас родили ценой жизни вашего брата или сестры. То есть ты почти соучастник этого события, тебе всю жизнь это знать и вспоминать, что тебя в пробирке отсортировали, ты какой-то избранный. Нормальному человеку не будет от этого радости.

Есть и пример, когда мать родила, несмотря на то что у нее была первая группа инвалидности. Мать протоиерея Игоря Илюшина, который служит в Петербурге. Врачи ей говорили, что если она родит хоть одного, умрет, потому что будет разрыв сосудов головного мозга. Родить сможет, но сама умрет. Она ходила еле-еле, держалась за стенки. Она очень сильно болела, могла умереть даже и без родов. Но она долго прожила, слава Богу. Они с мужем Михаилом были верующими и решили, что надо рожать. Если Бог дает, то надо принимать. И это принятие послужило чуду Божьему. У них родилась дочь, а потом еще два сына. Младший стал священником, имеет своих детей. Счастье в семье. Конечно, она пострадала, но при этом она счастлива тем, что дети любят друг друга. Это настоящая семья. Она не бывает с одним ребенком или без детей. Семья – это семь «я», то есть семь человек, которые объединяются, как Царственные страстотерпцы. Пятеро детей и два родителя – полнота.

В современной жизни я знаю рабу Божию Татьяну, которая сейчас на седьмом месяце беременности. Я когда-то благословил ее на брак, венчал. Она скоро будет рожать девятого ребенка. Причем здоровьем она не блещет. Я знаю и другую матушку в нашей епархии, Аллу. Она родила 8 детей, хотя ей уже далеко за 40. Она болящая, худенькая. Батюшка крепкий. Но никогда не стоит вопрос, рожать или не рожать.

Если Бог дает, значит – надо. Если нет, тогда надо жить как брат и сестра. Как батюшка Иоанн Кронштадтский. И это тоже хорошо с точки зрения нашей православной веры. Чадородием мы спасались в Ветхом Завете. Это была заповедь жене. В Новом Завете этого нет. Мы знаем много примеров монахинь и мучениц, которые не стали матерями, и они угодили Богу не меньше.

Материнство – это особый дар. В нашей русской культуре к нему особое духовное отношение. Можно было бы привести поэму материнству. С одной стороны, благодатному, как, например, Анна Кашинская, которая родила четверых сыновей – и они все стали отчасти мучениками. А она стала схимонахиней, игуменьей. Великий пример, который не всем под силу. Также есть примеры княгинь. Да и наших простых русских матушек. Больше же по числу на Руси было крестьян, потом купечество, потом рабочий люд. Хороших примеров было много, особенно в дореволюционной жизни.

После революции материнство сошло на нет. Все мы знаем «Мать» Горького и горький пример автора. Он скитался, был одиноким, видел, как страдают матери, когда сыночек пьяница, а потом и революционер. Матери революционеров – несчастные женщины. Мать Ленина, например. Она похоронила старшего сына, который отказался от помилования, а младший стал известным революционером. Она умерла в одиночестве, без них. Сын не приезжал на похороны.

И не забывайте про бездетность. Церковь не будет спорить и утверждать стопроцентно, что ЭКО нельзя делать. Если человек решил, то это его личный выбор. Но Церковь не отказывается от них. Мы принимаем их как детей, которых дал нам Господь, чтобы крестить. Они могут стать и святыми. Святость исходит не от родителей, а от Бога.

Пример Божией Матери нам дан как беззаветное служение Богу в своем материнстве. То есть это отказ от себя. На Благовещение Богородица сказала Архангелу Гавриилу: «Да будет по слову твоему». И ничтоже сумняшеся исполняла Свое назначение Матери Иисуса Христа. Хотя это было таинственное и непонятное. Тем более Ей в свое время, когда это событие происходило. Мы знаем о Ее подвиге как Матери Божией задним числом. Особенно когда Христа распяли, мы знаем о Ее страданиях за весь мир. Теперь Богородица является Матерью всего рода христианского. Каждая мать должна к Ней обращаться обязательно, чтобы решать вопросы на материнском уровне с Пресвятой Богородицей. Потому что Божия Матерь нас всех вымаливает. Она всех нас любит, объемлет. И даже тех, кто, может, и неверующий. Покров Божией Матери над всей Россией, а не над отдельной областью или храмом. Она любит всех. Всех призывает ко спасению.

Это накануне Рождества Христова нам греет сердце. Потому что наши мамочки являются для нас примером самоотверженности. Мамочки старшего поколения нас рожали не в легких обстоятельствах. Не было особо денег, квартир и прочих удобств, каких-то комфортабельных условий.

– Вопрос телезрительницы Елизаветы: «Слышала, что матери, которые убивают своих детей в зародыше, встретятся с ними в другой жизни. Так ли это?»

– Здесь нет никакого догматического положения Церкви. Мы не знаем точно. Не можем утверждать. Были отдельные откровения и в современной жизни, когда матери возвращались после клинической смерти и говорили, что видели там убиенных младенцев. Безымянных своих детей. Божья Матерь отправляла их покаяться на землю. Может, чтобы не родить, но хотя бы кого-то спасти от аборта и помочь воспитывать других детей. У нас на многих приходах есть такие матери, которые приняли на воспитание чужих детей. У Елены с Николаем семеро детей чужих. Воспитывают и любят не меньше, чем родных. Дети хоть еще и небольшие, но уже помощники. Беззаветно любящие мамочку, не по родству, а по сердцу, по душе. Потому что материнство передается от души. Мы знаем по примерам в истории, что многие матери воспитывали чужих детей и те стали высоконравственными.

Например, классический вариант материнства в XIX веке был немного особенным в дворянстве. Нанимали гувернанток. Или, как у Александра Сергеевича Пушкина, была няня; по сути, мать. Нянчила его с младенчества. Он и любил ее как мать. Пример ее святости отчасти послужил ему во спасение.

Это не главное – встретятся или не встретятся. Мы все встретимся рано или поздно. В Царстве Небесном мимо не пройдешь. И Бог всех людей покажет нам. Всех, с кем мы жили, встречались, кого родили, кого не родили. Мы должны будем всех увидеть. Вся жизнь перед нами откроется в ее полноте. В необычном откровении. Потому что мы многого не знаем. Поэтому мы не должны гадать на эту тему. Мы должны делать добрые дела – помогать детям. Любым детям. Не только своим родственникам, ближним. Как раз на Рождество хорошая традиция – делать добрые дела.

Помните известное произведение «Мальчик у Христа на елке» Федора Михайловича Достоевского? Происходило это на Рождество. Мальчик просил поесть, но никто ему не дал попить или поесть. Никто даже не дал ему согреться. Он замерз, но зато попал ко Христу. Увидел Бога, Божию Матерь и других детей. Душой он был в раю. Но, с другой стороны, нас это не утешает. Потому что рядом не было других людей, которые богаты, состоятельны и обратили бы на него внимание. Согрели, накормили бы. Нельзя быть равнодушным. Сейчас в Петербурге нет бедствующих детей, кроме встречающихся у метро цыганок с детьми, которые просят подаяния. У нас более-менее благополучие. Это не Донбасс: негде жить, нечего есть и вокруг бомбежка. Мы живем в благополучной среде. Но обязательно надо найти детей в детских домах, в приютах, больницах. Нам нужно обязательно помогать таким детям.

– Вопрос телезрительницы Татьяны из Ярославля: «У меня болен сын, ему 50 лет. Он инвалид с детства, не по моей вине. Я тоже больна. Верю в Бога, молюсь дома, в храм мы ходим редко по состоянию здоровья. Иногда приглашаем батюшку. Я люблю своего сына, всю жизнь ему посвятила. Но в последнее время мне кажется, что он вредничает».

– Простите, а как его зовут? Какой у него диагноз?

– «Его зовут Роман. У него ДЦП, он с умственной отсталостью. Сейчас он спокойный, все хорошо. Но, бывает, я начинаю раздражаться, и меня это беспокоит. Когда я раздражаюсь – это зло? Как это понять? И как исправить? Это бывает часто».

– Мы служим в храме «Всех скорбящих Радость», он при психоневрологическом интернате, на тысячу человек. И там таких детей половина. Более того, я знаю лично такие случаи. Когда рождается с ДЦП ребенок, мамочка совершает подвиг. Вот одна из них Елена Васильевна, которая 50 лет, даже больше, ухаживала за своим ребенком. Он с параличом лежал; можно сказать, не говорил, но все понимал. Она причащала его на дому и иногда привозила в храм на коляске.

Дома трудно окормлять духовно. Надо, конечно, приглашать священника. Татьяна, обязательно пригласите батюшку к себе домой, чтобы он чаще причащал Романа. Потому что без Божией благодати, без питания души даже психологи и какие-то таблеточки не могут помочь окончательно. Это Божий ребенок. По большому счету – это блаженные дети. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Они не согрешают, и не надо на них раздражаться, ведь они, как младенцы, не понимают, что делают и что говорят. Они делают то, что делаем мы, по сути, копируя нас, повторяя наши действия. Они не могут выбирать между добром и злом.

Часто в головах у людей, особенно с высоким интеллектом, добро и зло смешиваются, им извне внушаются разные бесовские прилоги. Много несчастий такого рода происходит на Новый год, когда человек напивается, или подозревает в измене свою жену, или начинает страдать мнительностью и даже может дойти до убийства или самоубийства.

А по поводу Вашего сыночка я бы не стал Вам рекомендовать ничего конкретного, кроме того, что его должен почаще молитвенно посещать и причащать священник, особенно в двунадесятые праздники. Готовиться к этому особо не нужно, потому что Ваш сын блаженный. Только Вам нужно помолиться, почитать небольшие молитвы ко Причастию и вместе с сыном причаститься, чтобы вы были с ним единодушны и вместе с ним исцелялись. И тогда уйдет раздражительность, эта ваша неприязнь и какие-то умственные проблемы.

А вообще мы сами болящие, только у нас болезни духовные, а у них – телесные, поэтому в первую очередь мы должны исцеляться духовно. Потом, естественно, нужно обратиться за помощью к врачам, может быть, попринимать какие-то таблетки, если это необходимо, ведь они не вредят нашей душе. И, конечно же, нам самим нужно быть до конца христианами.

Для нас понятия добра и зла по большому счету условные, потому что добро есть, а зла нет. Зло – это отсутствие добра. То есть, когда ты ничего не делаешь доброго, по сути, ты совершаешь зло. Сидеть без дела и смотреть телевизор – это уже не добро. Добро – это созидание чего-то такого, что нужно не тебе, а кому-то, то есть это бескорыстное деяние, не предполагающее возврата к тебе.

Такого мирского добра может быть очень много, когда «ты мне, я тебе», и взаимопомощь – это всегда хорошо. Но Христос заповедал нам творить дела милосердия без всякой мысли о награде. Он обещал, что великая награда будет нам на небесах, если мы научим одного из малых сих или приведем его ко Христу. Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне. И это наша задача.

Татьяна, Вы привели ко Христу своего сына, и дай Бог, чтобы Ваш Роман в конце концов стал молитвенником за Вас, чтобы он молился хотя бы маленькой молитвой – «Господи, помилуй». Серафим Вырицкий говорил: «Велика молитва “Господи, помилуй”, твержу ее наизусть». Поэтому дай Вам Бог помощи.

А вообще давайте почаще говорить и размышлять о том, что сейчас у нас мало полных семей, в которых двое, трое детей, хотя есть поддержка государства, есть материнский капитал, и даже на третьего ребенка выделяются средства. Но молодые женщины больше живут ради себя. Они хотят построить карьеру, добиться успеха, заработать денег и купить квартиру и так далее. То есть они как бы решают прикладные задачи, причем именно в молодые годы, до 30 лет, когда самое время рожать детей.

Сейчас у нас широко распространено ЭКО. К нему прибегают женщины под сорок, которые уже не могут сами родить. А кто мешал им сделать это раньше? У нас есть хороший пример мамочки, которая родила четверых детей (хотя у нее нет мужа) и прекрасно себя чувствует.

У другой женщины, Александры, третий ребенок родился с детским церебральным параличом, и она очень изменилась, занимаясь с ним. Она сказала: «Только после этого третьего ребенка я по-настоящему почувствовала себя матерью». Сейчас она беременна четвертым ребенком. Помоги ей Господи!

Одна мамочка вспоминает: «Я восхищаюсь геройством и оптимизмом Ирины Чертковой, своей подруги. Вот уж мама так мама. Она родила дочку, а через несколько лет, не прибегая к операции, родила девочек-тройняшек – Александру, Анастасию и Анну. В день открытия клуба матерей она сказала всем мамам: «Знаете, я еще хочу родить, и будет здорово, если это будет сын».

Беззаветная материнская любовь – это любовь ко всем людям, не только к своим детям. Любящая мать всем угодна, а если она не имеет любви, то и детям она не нужна, и есть много случаев, когда матерей лишают родительских прав из-за каких-то грехов.

Дай Бог, чтобы мы вспоминали молитвенно наших мамочек, особенно сейчас, перед Рождеством, ведь они несут нелегкий подвиг. Детей растить – это даже труднее, чем служить в Церкви, потому что служба Богу предполагает больше личный подвиг, а здесь общий семейный подвиг. Одна мама говорила: «Быть матерью – это ни днем, ни ночью не знать отдыха и постоянно жить среди своих детей как на плацу». Мамочке не грозит одиночество – она всегда с детьми, с родственниками. Материнство – великий дар, который дает Господь, и нужно, чтобы мы его ценили, и не только на словах, ведь говорить мы все горазды.

Женщинам 8 марта дарят цветочки. Но почему только 8 марта? Мы должны дарить женщинам цветы каждый день. Часто бывает, что мы больше чтим женщин, которые не стали матерями. Нам же нужно больше почитать Божию Матерь, поэтому помоги нам, Господи, чтобы Божия Матерь нас не забывала и чтобы мы вместе с Ней встретили Рождество Христово. Еще у нас есть Родина-мать. У нас три матери, и их нельзя забывать и оставлять. Мы должны им служить, помогать, должны трудиться для них и благодарить Бога, что имеем такой дар Божий.

В России особое отношение к мамочкам. Наш известный трагический актер и режиссер Василий Макарович Шукшин снял фильм про свою мать, которая двадцать лет не видела сына. Он плакал и говорил: «Я забыл о своей матери». Давайте же никогда не забывать о наших матерях.

– Отец Геннадий, благословите наших телезрителей.

– Помоги нам Господи! Я желаю, чтобы Господь послал нам радость в день Своего Рождества и чтобы мы в этот день согрели своих матерей особой любовью.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать