Беседы с батюшкой. Духовное просвещение. Cвященник Илия Макаров. 25 июля 2024

25 июля 2024 г.

В студии священник Илия Макаров, председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии.

– Сегодня мы будем говорить о духовном просвещении. Эту тему мы обсуждаем уже в течение нескольких лет, но она не перестает иметь важное значение; более того, месяц от месяца ее значимость приобретает все новые аспекты. Ее важность не умаляется. Если не будет осознания необходимости духовного просвещения, мы скатимся до уровня абсолютно безграмотного общества. Иногда кажется, что раньше трава была зеленее, деревья выше, что было время, когда мы находились в очень комфортном обществе образованных людей, в котором в том числе речь и грамотность были на несколько ином уровне. Сейчас эта ситуация меняется в худшую сторону.

И важно поговорить о талантах. Все мы помним притчу о них, но для нас это не просто денежный эквивалент. В нашем обществе другое понимание таланта. На Ваш взгляд, все ли люди награждены талантами? Или кому-то Господь отказал в этом?

– Второй вопрос как раз проистекает из первого. Были времена, когда человек, не знающий, как правильно пишется то или иное слово, мог посмотреть его написание в газете. Сегодня мы и про иную книгу не можем сказать, что там все набрано идеально.

Когда находишься в окружении образованных людей, то, с одной стороны, сам возрастаешь, а с другой стороны, немного расслабляешься, потому что знаешь, что всегда можно у кого-то что-то спросить, что тебя всегда поправят. Кажется, это тебя как-то принижает, но на самом деле нет, это облегчает жизнь. Как ребенок чувствует себя защищенно и свободно в кругу семьи, рядом с родителями, так и человек рядом с образованным, умным, мудрым наставником чувствует себя совершенно спокойно, свободно и безопасно.

Наверное, сейчас наступает время, когда мы не должны смотреть вокруг и искать подпорки в рядом находящихся людях. Мы должны сами возрастать. Сейчас время самообразования в широком смысле этого слова, это не только про конкретную специализацию, которая будет приносить деньги и в которой ты хочешь себя применить. Самообразование в широком смысле, когда ты созидаешь свой образ, формируешь себя как личность.

Для этого нужно иметь ориентиры. И вот то слово, которое Вы поставили во главу сегодняшней беседы – «просвещение», как раз и дает нам верный ориентир. Мы воспринимаем «просвещение» не как энциклопедисты прошлых столетий: не как получение неких знаний или отметание традиционных исторических наслоений. Ведь во многом тогда просвещенным считался человек, не уважающий религию, отвергающий предания старины, независимый, свободный, который направляет свой ум куда заблагорассудится. Но это же мнимая свобода. И ближайшая история нам это показала. Тем более история прошлого столетия.

Поэтому для нас просвещение – это прежде всего поиск света. Свет для христианина и для всей христианской европейской культуры – это Христос. И если мы направляем свои усилия в поисках этого света, то сами обращаем внимание на то, что есть в нас такого, что помогает этот свет обрести. Находя свет Христов, мы видим его внутри самих себя. И здесь уже подключаются и наше богословие, и наша аскетика, и паламитская история, и много-много всего интересного. Мы должны понять, что обретение света Христова – это серьезно. Это не просто красивое выражение, которое мы можем использовать или повесить где-то как лозунг. Нет. Это реальная жизнь, которую мы созидаем. И когда этот свет начинает просветляться в нас, мы понимаем, что вообще-то мы личности, сотворенные Личностью, Богом. Он с нами беседует, мы с Ним взаимодействуем, общаемся, и это заставляет нас быть все время чуть выше того, что мы есть на самом деле.

Именно поэтому мы постоянно занимаемся самообразованием, саморазвитием. Мы должны все время до чего-то дотягиваться. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Во-первых, мы не можем познать совершенство Небесного Отца до конца. Но еще и в своем совершенстве мы никогда не достигнем конечной цели, потому что чем больше познаем, тем больше понимаем, что ничего не знаем. Классическая фраза из древней философии.

Когда мы находим отблески этого света внутри себя, то понимаем, что наделены Богом определенными дарами. Вот эти дары и есть таланты. Но дар – это то, что ты получаешь даром, то, что тебе дано, можно сказать, авансом. Человек уже рождается с дарами, с расположенностью к неким талантам. Это дает Бог, дарит тебе для того, чтобы ты это развивал, чтобы совершенствовал себя и улучшал мир вокруг.

Цель христианской жизни, как сформулировал ее Серафим Саровский, стяжать Святой Дух. Но ведь ты не только эгоистично ищешь Святой Дух для себя, но еще и хочешь, чтобы Им наполнился весь мир. Значит, ты должен вовлечь мир в эту общую устремленность к свету. Нужно быть этим светом, нужно светить всегда и везде. И поэтому раскрытие дара, который дает нам Бог, побуждает нас этим даром служить. Если он приносит тебе какой-то жизненный достаток, слава Богу, но это совершенно не обязательно. Сколько мы знаем примеров, когда человек зарабатывает одним, а талант у него в другом. И этим талантом он бескорыстно, благотворительно делится с людьми. Иногда хобби является талантом. Человек делает что-то с большим удовольствием и приносит радость другим людям. Совершенно не обязательно, что ты найдешь свой талант в том, что является твоей профессией. Но то, что талант нужно в себе раскрывать и в этом и есть предназначение, это факт.

– Вопрос от телезрителя Александра из Санкт-Петербурга: «Про свет коротко можно сказать, что это ясность. Я хотел бы выразить свое мнение по поводу притчи о талантах. Особенно той, которая сказана в Евангелии от Матфея. Там говорится, что те, которые получили пять и два таланта, принесли другие таланты. Всегда возникает вопрос, как можно на какой-то талант приобрести другой. То есть не совершенствовать данный талант, а приобрести другой. Не очень сходится. Возникает мнение, что Иисус Христос дает людям таланты видеть свои грехи. Каждому по силе. Одному пять, другому два, а третьему один. А человек зарыл его своими земными проблемами. Какое Ваше мнение по этому поводу? И если Вы не согласны, приведите, пожалуйста, пример, как можно приобрести другие таланты на данный талант».

– Хороший вопрос, глубокий. Мне интересно, чье это толкование, какой первоисточник относительно таланта видения грехов? А если ты видишь в себе грехи, то умножаешь их видение?

Умножение талантов может быть не как копирование, получил один – сделай два, а как расширение поля действия, поля влияния твоего таланта на окружающий мир. Есть же такая поговорка: «Талантливый человек талантлив во всем». И действительно, если посмотрим, человек, который хорошо поет, потом еще начинает писать картины. Это если в области искусства, творчества. А если взять человека-технаря, то он не только радиоприемник настроит, но еще и какой-нибудь мотоцикл соберет. Это совсем примитивные примеры.

Опять же все эти житейские поговорки возникают не случайно. Это наблюдение. А когда мы уже начинаем богословствовать на эту тему, то думаем: почему так случается? Один талант не живет, рядом всегда есть еще дары. И если ты эти дары не закапываешь, не скрываешь, а щедро ими делишься, то вовлекаешь и других людей в развитие этих талантов. Например, человек талантлив в строительстве дома. Но одному сложно построить дом. Он обязательно зовет кого-то на помощь. Или у него сын подрастает, которого он начинает учить. Тот становится его помощником и в то же время учится. И вовлекая нескольких людей в строительство дома, он обучает их. И потом они смогут построить свои дома.

– Можно привести в пример курсы Иоанна Кронштадтского. Люди приходят к Вам на обучение с желанием, а когда заканчивают, это желание превращается в талант знания. И потом они возрастают в этом таланте.

– Да, на наших епархиальных курсах происходят чудесные вещи. У нас бывают приходские специалисты, повышающие квалификацию. А бывают люди, которые не готовы к какому-то приходскому служению. Они приходят изучить богословие для себя. И им никто не препятствует это делать. Человек приходит для себя, бережет этот талант, хранит, никому не показывает, ему интересно, его все устраивает. Но, проучившись два-три года, он уже не может скрывать его. И мы являемся свидетелями того, как за несколько лет человек и раскрывает свой талант, и становится готов к тому, чтобы им делиться. Вот, пожалуйста, умножение. Потом люди спрашивают, где можно преподавать в воскресной школе, где есть необходимые приходские консультанты, где нужна более вовлеченная катехизация.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «У меня другое мнение о талантах. Я думаю, что Христос под талантами имел в виду доброделание человека, а не какие-то его природные свойства, данные от Бога. Потому что есть люди, которые талантливы в жульничестве или воровстве. Так разве Христос призывал к тому, чтобы они лучше крали и жульничали?»

– Я не думаю, что жульничество – это талант. Мне сложно представить себе талант открывания замков отмычкой. Талант к конструированию чего-то – да, талант к открытию, к поиску.

«Гений и злодейство – две вещи несовместимые». Все-таки гениальными мы называем людей добропорядочных. А человека, который вершит злые дела (и у него это получается в силу того, что он хитрит, обманывает, или ему помогают темные силы), мы не называем гениальным и не восхищаемся его поступками. Это шапокляковская логика, что хорошими делами прославиться нельзя. Но Шапокляк-то понимает, что одинока, и для того, чтобы быть с друзьями, она переступает через себя. Эта старая бабуля очень старается заслужить доверие людей. Говоря о талантах, мы говорим, естественно, о доброте и доброделании.

Но все-таки талант – это не просто добрые дела. Это вечный камень преткновения. Разве человек, который делает добрые дела, не разбойничает, добропорядочный, нравственный, но неверующий, будет гореть в аду? Это любимые вопросы всех неверующих людей. Но в том-то и дело, что талант – это Богом данный дар. И мало того, что нужно в себе этот талант открыть и почувствовать, еще нужно осознать, откуда он у тебя. И наше любимое благодарение – это воздавание блага за тот дар, который ты получил. А Кому ты воздаешь это благодарение? От Кого ты получил этот дар? Ты его приобрел незаслуженно, не от людей. Это твоя внутренняя особенность от рождения, а потом благодаря твоим родителям или обстоятельствам нахождения в социуме (дети воспитываются по-разному) она раскрывается. Ты получил талант от Бога. Значит, должен сначала воздать благодарность Ему. И именно понимание первоисточника твоего дара является залогом того, что ты будешь его правильно развивать. Поэтому это не просто добрый поступок, это не просто твоя способность, это нечто большее, то, что тебя правильно мотивирует в этой жизни, то, что тебя ориентирует на правильную цель.

«Целеполагание» – это тоже хороший термин на сегодня. У христианской жизни не может не быть целеполагания. У нас одна цель – вечная жизнь со Христом. А если у доброго человека нет этой цели, то его добрые поступки случаются как-то одномоментно. Он может даже кому-то жизнь спасти. А что дальше? Для нас всегда важно: что дальше? Вот это и есть развитие талантов.

Есть еще один вопрос, касающийся очень важного аспекта в духовном просвещении: разборчивости. Это удивительная вещь. Я приведу пример сайта, которым, к сожалению, пользуется огромное количество людей, абсолютно не понимая, что они делают. Это сайт «Википедия». Я знаю очень много известных людей, которые считают, что это совершенно замечательный ресурс, которому надо доверять. Но мы пользуемся сайтом, который основан на непроверенной информации. Более того, мы можем сами его редактировать и внести туда что угодно, любую ложь, и люди будут этому доверять. Казалось бы, наша разборчивость подвержена искушениям: и «Википедия», и кино, и музыка, и чтиво. Мы это смотрим. В этом случае получается, что разборчивость – тоже определенный талант, который дает нам Господь, но мы им не пользуемся?

– Да, и опять обращаемся к нашей православной аскетике: рассудительность – одна из добродетелей. Писание призывает нас к различению духов. И мы должны четко понимать, где добро, а где зло. Понятно, что младенец еще ведом, ему нужен наставник. Но когда взрослые люди не разбираются, что такое хорошо, что такое плохо, то вопрос, конечно же, к их воспитанию. Это проблема нашего времени, когда детей воспитывает Интернет, а не родители. Даже если родители очень стараются, Интернет пересиливает родительское воспитание. И это ужасно. Может быть, потому, что технологии так влияют на сознание и подсознание, и естественного, природного человеческого ресурса уже не хватает, надо прикладывать больше сил, больше мудрости и так далее. Родители не 24 часа в сутки с ребенком, в лучшем случае они меняются, то мама работает, то папа, потому что надо зарабатывать. По знаменитой пирамиде есть первые жизненные потребности: поесть и выспаться, а потом уже подумать о прекрасном. Это понятно. Но как научить различать добро и зло? Ведь на примитивном уровне, если ты в песочнице отобрал игрушку, тебе могут дать подзатыльник. Но это совсем низкий уровень. Неужели человек так распознает добро и зло? А когда он вырастает, то как думает? Если я сейчас попадусь, мне достанется. Значит, надо схитрить так, чтобы не попасться. Вот в итоге чем ограничивается наше различение добра и зла? Не попасться, чтобы не досталось. Но речь идет не о таком добре и зле. А о каком? О глобальном. И тут вопрос идет дальше, вслед за целеполаганием. Какой смысл жизни у человека? Эти вечные вопросы о поиске смысла сейчас звучат все реже. На исходе советского периода в фильмах и программах задавались эти вопросами. Молодых людей спрашивали, что такое счастье, в чем смысл жизни. Сильно сомневаюсь, что сейчас в каком-нибудь паблике идет обсуждение смысла жизни.

Как Вы правильно заметили, к нам идет информация из «Википедии», которая все больше похожа на комментарии под очередным постом из жизни желтой прессы. Поэтому не такой должен быть жизненный ориентир. Он всегда должен быть выше, чем человек есть на самом деле. Если человек хочет развиваться в любой области, в профессиональной или личной, у него должен быть идеал, должна быть цель. И она обязательно должна быть лучше, выше, чище и светлее, чем есть сам человек и люди вокруг него. Потому что подражать кумиру или даже своему родственнику тоже недостаточно. Это может быть и духовно опасно.

Надо стремиться к Богу. Он разрушает всех жизненных кумиров. Подражание Христу всегда дает тебе цель выше, чем ты сейчас можешь и имеешь. Такое целеполагание способно вести человека к добру. Конечно, если цель обогатиться или это какой-то криминал и тому подобное, то какое тут различение добра и зла? Тут только зло. Апостол Павел говорит: если ты раб Богу, то свободен от греха, но если не хочешь быть с Богом, то становишься рабом греху. И это аксиома. Это действительно именно так и работает. Нет какого-то срединного пути. Я вроде бы и без Бога, но порядочный человек. Так не бывает. Если не имеешь ориентиром Бога, то скатываешься в противоположную сторону. Поэтому не так-то сложно различать добро и зло, надо только смотреть в верном направлении.

– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Данные Господом таланты нужно развивать. Мы понимаем, что их нельзя зарывать. Но зачастую эти таланты могут вызвать чувство превозношения. Как соблюсти одно и другое и не допустить в себе тщеславия?»

– Сегодня вечер поговорок. Вот одна из области клиросного пения: «Где басок, там и бесок». У нас любят так шутить.

Недавно мне рассказали историю о том, как какой-то батюшка не благословлял развивать клиросное народное пение то ли в своем храме, то ли вообще. Он не приветствовал этого, потому что когда человек развивает свои певческие способности, это якобы вызывает у него гордыню.

Но это может относиться к любой области человеческого делания. Даже если человек окончил катехизаторские курсы, у него уже возникает соблазн вознестись над теми, кто такие курсы не оканчивал. Наши люди даже могут сказать: «У меня есть духовник, а у тебя его нет». Или: «Мой духовник лучше твоего». И начинается…

Знаете, где есть сравнение, там есть зависть; где есть зависть, там есть превозношение. Так всегда бывает. Даже если ты сам себя уничижаешь, говоря: «Ну почему у других лучше, чем у меня?» – это обратная сторона превозношения. Самоуничижение, которое не от Бога, не по нашей аскетике, – это обратная сторона превозношения. Поэтому, конечно, лучше избегать всех этих сравнений, которые могут вызвать чувство зависти, а значит, и какого-то превозношения.

Человек, который завидует, видит, чего нет у других, и начинает искать в себе, что же у него есть такое, чего у других нет, чем бы он мог сам себе понравиться, а значит, он уже превозносится. То есть в идеале лучше избегать всех этих соревнований кто круче. Зачем все это?

Соблазн может быть во всем, так, получается, нам тогда из квартиры вообще не нужно выходить? Но есть поговорка: «Волков бояться в лес не ходить». Нам не нужно ничего бояться, ведь христианин человек смелый. А почему он смелый? Потому, что с ним Бог. Мы любим Бога, а любовь должна убирать в нас страх.

Но дерзновение должно быть.

Да, мы не боимся рисковать. А почему не боимся? Не потому, что мы такие непогрешимые, а потому, что знаем: Бог все нам подскажет, и если есть у нас добрый духовный наставник или товарищ на приходе, то он точно не упустит возможности пожурить нас, когда мы сделаем что-то не так.

Для чего нам дано покаяние? Для исправления ошибок. Покаяние – это удивительный дар. Денница отошел от Бога, но покаяния в нем не было. А про Адама мы слышим в стихире: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше». Бог дал человеку этот дар возможность покаяния. То есть мы способны исправлять свои ошибки, поэтому дерзновения мы не боимся.

Иногда мы даже смело экспериментируем над собой, все же учитывая духовный опыт всей Церкви, поэтому и держимся за традицию. Но мы не ретрограды, не противники всего нового, мы не хотим сжигать ученых на кострах. Все это мифология.

– Вопрос от нашей постоянной телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Почему одни люди живут богато, а другие бедно? Это зависит от них самих, от того, какую жизнь они ведут, или такими их сотворил Господь?»

– Недавно я услышал одну фразу Никиты Михалкова. Он сказал, что мама всегда его учила: «Смотри на тех, кто живет скромнее тебя, а не на тех, кто богаче тебя». Это замечательный материнский совет, просто замечательный. Когда мы видим, что другим людям сложнее, чем нам, что другие люди больше нуждаются, чем мы, то, с одной стороны, это избавляет нас от зависти, а с другой стороны, несколько успокаивает, что наша жизнь на самом-то деле неплохая. Нам нужно обращать внимание не на то, как побольше чего-то раздобыть и улучшить внешнюю сторону жизни, а на то, как развивать свои таланты.

С другой стороны, это вызывает у нас чувство сострадания и желание помочь другим людям тем, что у нас уже есть, и не искать большего, ведь когда человек ищет большего, ему некогда помогать. Он все время занят поиском дохода для улучшения своей жизни, и на хорошие дела времени у него совсем не остается.

Другое дело, что есть успешные бизнесмены, которые развивают свой бизнес и в то же время занимаются благотворительностью. Но мы говорим не про какого-то особенного человека, а про обычного, может быть, не очень-то богатого творческими талантами.

А что такое бедность, что такое богатство? Да как на это посмотреть… Иногда судишь по себе. И, наверное, самый лучший суд, который может быть, это суд по себе. Мы смотрим сами на себя и все, и больше ничего не надо. Иногда мы думаем: «А почему у меня этого нет, почему я это не успел сделать?» А потом сами себя останавливаем да нет, не может быть лучше того, что Бог для нас сотворил. А вот что сегодня мы можем дать другому человеку для христианина это очень важный вопрос.

– Вопрос от Юлии из Москвы: «О красивом человеке с замечательными актерскими или ораторскими данными, о певце или танцоре говорят: какой талантливый человек! А у какого-нибудь тихого, скромного человека, пожалуй, талант смирения намного важнее и лучше, но он никому не виден. Среди моих знакомых очень много ярких талантливых людей, и я заметила, что их почему-то тянет не в ту сторону, как будто дьявол не хочет, чтобы они свои таланты употребили на добро. Они попадают в секты, еще куда-то… Скажите, у таких людей бывает больше искушений или нам нужно пересмотреть свое отношение к талантливым людям и не считать их более талантливыми, чем каких-нибудь людей тихих и домашних?»

– Вообще талант есть у каждого человека, Бог не обделил талантом ни одного человека. Кто-то эти таланты раскрывает, кто-то в течение жизни их зарывает, и человека кидает то туда, то сюда. На примере людей с яркими талантами, о которых сейчас задан вопрос, мы можем видеть, как они поднимаются на какую-то вершину известности, а потом падают с нее и умирают в полной безвестности. Человека кидает по жизни, поэтому наш маятник (вот эта стрелочка) всегда должен указывать верное направление, а для этого нужен  анализ.

Приведу прекрасный пример с Шаляпиным. Все мы знаем, каким ярким талантищем он обладал, но при этом он был смиреннейшим христианином, и об этом мало кто знал. Но эти немногие свидетельствовали, как он исповедовался, как общался со священниками. Будучи талантливым актером, он говорил: «Когда я выступаю, всегда присутствуют два человека два Шаляпина. Один находится на сцене, а другой за кулисами за ним наблюдает». Понимаете, как это важно!

Возможно, это больше относится к профессиональной деятельности, чтобы на сцене как бы не заносило. Но любой актер вживается в роль, он играет и всегда словно со стороны наблюдает за собой. Вот родители говорят своему ребенку: «Посмотри на себя, на кого ты похож?» И этот взгляд со стороны он же есть и в духовной жизни, он обязательно должен быть.

Ярких, талантливых людей часто заносит, и им нужно как-то помогать... А что касается этих тихих талантов, тихие люди только кажутся замкнутыми, а на самом деле внутри у них огромный богатый мир. А так называемые люди с ограниченными возможностями, которые в последнее время вдруг стали раскрываться, на самом деле никакие не ограниченные, они просто особенные. И когда с ними начинают работать, в них раскрываются такие бездны творческого потенциала!

И они еще пробуждают в нас талант любви.

Да, совершенно верно. Это, кстати, самый главный талант, который мы должны в себе воспитывать. Давайте посмотрим на картины русских художников XIX века. Посмотрите на лица на портретах – они просто дышат красотой. Видно, что человек талантливый, но он тихий, скромный, не яркий. Мне кажется, это отличный пример того, что у талантов совсем не обязательно должны быть яркие вспышки, которые могут очень быстро угасать.

Талант это то, что внутри человека, это тот свет, который затеплил в нас Христос и который мы должны разжечь. Но если мы не раскроем талант внутри себя и он будет лишь внешней этикеткой, неким пиаром, то он быстро угаснет, и это сыграет с нами злую шутку. Внутренний целостный талант, который нами бережется, которым мы делимся с нашими близкими (а публичный человек очень искренне делится со всеми), не погубит нас. Наоборот, этот талант сделает нас по-настоящему добрыми людьми, через которых Бог будет посылать какое-то послание людям. Мы знаем таких людей проповедников, служителей Церкви, артистов, которые своими талантами пробуждают в людях огонь любви. А без этой любви мы попросту разваливаемся, рассыпаемся и становимся нелюдями. Поэтому нам ни в коем случае нельзя терять нашу бдительность, и мы должны понимать, что все наши таланты должны вести только к одной цели – ко Христу.

– Отец Илья, пожалуйста, благословите наших телезрителей на то знание, которое помогло бы им развить свои таланты.

Я бы всем пожелал поиска этого знания, совершенствования, самообразования. Благо возможности сейчас огромные. Приходите на наши епархиальные курсы. И пусть Господь благословит все наши добрые намерения!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X