Беседы с батюшкой. Духовная мобилизация и обновление веры. Священник Олег Патрикеев

30 сентября 2022 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Тема сегодняшней передачи – духовная мобилизация и обновление веры. Ни для кого не секрет, что духовная мобилизация сейчас касается очень многих людей, в том числе и нас. В связи с этим по-особенному звучит сегодняшний праздник в честь Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, как и тема о мучениках, новомучениках и людях, которые готовы отдать свою жизнь за Христа. Первый мой вопрос будет таким. Мы всегда, в любое время, должны относиться к вере не спустя рукава, а с горячей молитвой, не с холодным сердцем, не теплохладно. Почему сейчас для нас и для всех верующих людей столь важно быть на острие веры?

– Вы подняли очень важный вопрос, тем более что это слова святейшего Патриарха Кирилла. Он очень четко обозначил для всей своей паствы: духовная мобилизация. Я ежедневно провожаю новобранцев, благословляю, раздаю крестики, вижу их взгляды, растерянность; ребята настроены по-разному, но чувство долга, ответственности присутствует. Это уже радует. Уже есть надежда. Мы видим историю нашей страны. Практически всегда, во все времена многие страны пытались вести военные действия против России, Святой Руси. Но мы знаем и конец этих войн. Поэтому у нас даже нет другого выхода, кроме победы.

Эта мобилизация должна касаться не только парней, которые приходят на сборы, но в первую очередь должна касаться сердец матерей, жен, детей. Я видел сегодня, как дети плачут, потому что папа уходит. Как ребенку это объяснить? Дети живут немножко в другом мире, и их слово «война», слава Богу, пока еще не коснулось так, как коснулось наших отцов, которые прожили блокаду, бабушек и дедушек, которые воевали на фронтах. Поэтому для детей сегодня военное обмундирование, военный строй – это тяжело и непонятно. Именно поэтому нужна духовная подготовка человека к тому, что сегодня происходит в мире. Я думаю, сейчас необходимо, особенно священникам, раскрыть эту тайну духовной мобилизации, рассказать людям, что такое мобилизация именно души.

– Вопрос телезрителя из Воронежской области: «У меня вопрос по Посланию к Коринфянам. В главе 15-й я впервые за многие годы обратила внимание на слова: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Поясните мне эти слова».

– Апостол Павел здесь снова призывает нас подумать о вечности, о той вечности, которую мы должны провести со Христом. Мы часто приходим в храм Божий для поддержки именно сейчас: нам нужна сейчас помощь, нам нужно сейчас исцеление, нам нужно сейчас сдать экзамен, завтра пойти на работу, чтобы получить зарплату, здесь и сейчас быт обустроить, машину освятить. Мы даже не задумываемся о том, что будет завтра.

Недавно я похоронил своего друга, который умер в 46 лет от сердечного приступа. Он собирался приехать ко мне в храм в воскресенье, а в субботу вечером его не стало. Это был человек удивительной жизни, прошедший все этапы страдания нашей страны и вышедший из этого ужаса с тем уровнем веры, что думал уже не о «сейчас», а о завтрашнем дне: «Что будет со мной потом?» Поэтому для него было важно  прийти ко Христу, чтобы Господь устроил его жизнь уже не только здесь, на земле. Господь говорит: «Не думайте, что вам нужно. Я знаю».

Язычники просят то, другое, как золотую рыбку дергают каждый день: «Сделай нам это. Сделай нам то. Хочу быть тем. Хочу быть этим». Не слышит Христос, бежим к святым. «Святой Николай, помогай! Делай то, делай это. Святая Матрона, помоги нам». Мы всё время теребим святых. А сами-то мы будем святыми? А сами-то будем что-то делать? Ведь они от нас тоже что-то просят. Ведь и Христос не просто молчит. Он все время с нами разговаривает.

Надежда должна быть не просто на эту жизнь, что мы живем в Церкви Христовой, а на то, что будем в ней жить всегда во Христе. Вот это, наверное, апостол Павел и хотел донести до людей. Сейчас ребятам, которые уходят, их женам и матерям, которые остаются, очень важно понять, что мы должны надеяться не на сегодняшнюю минуту, что сейчас Господь нам поможет, вдруг что-то изменится. Пока мы не изменимся сами, ничего не изменится. Если мы не станем лучше, хотя бы на йоту, если  не станем каждый день улучшать свое духовное здоровье, тогда все время будет одно и то же. Вот так мне хорошо, и хорошо. Теплохладность. Не надо мне ничего: ни того, ни другого.

Видимо, у Господа уже не было других вариантов, как послать нам это после пандемии, которая должна была встрепенуть народ: мы должны были так мобилизоваться, что церкви должны были быть полны и молитва должна была быть горячей. Но, видимо, и это не помогло. Мы знаем из Писаний, что вся история Ветхого Завета говорит именно о том, что военные действия – это не начало какой-то войны, а продолжение неверия человека к Богу. Через эти действия Господь призывает людей к молитве, к покаянию в первую очередь.

– Вспоминая сегодняшний праздник, я представляю себе эту семью, которая для всех нас стала примером, но мы не относимся к их подвигу с должным трепетом. Мы очень легко воспринимаем это. А если только задуматься о том, что произошло, задуматься о святой великомученице Варваре и о множестве других мучениц, мучеников и новомучеников, то можно увидеть, что вера и верность Христу сподвигали этих людей на такие подвиги, на такое терпение! Даже части их мы, наверное, не смогли бы выдержать. Поэтому у меня возникает вопрос, мы должны каким-то образом искать мучений, чтобы уподобиться им, или должны каким-то другим образом выражать свою верность Христовой вере?

– Есть очень хорошая православная поговорка или даже мудрость: «На крест не просись, с креста не пытайся слезть». Конечно, искать мученичества не нужно. Оно тебя само найдет, если будешь готов. Господь не дает нам сверх того, что мы можем понести. Мы можем себя проверить на наших близких: как мы их терпим. Мы можем их потерпеть с любовью, как Христос? Вот когда мы научимся их терпеть с любовью, прощать им (тебя поливают, а ты в ответ: «Слава Богу!»), тогда Господь, может быть, даст тебе мученический венец. Если в малом будешь верен, дастся тебе больше. Но если ты комара не можешь потерпеть, который тебя кусает, и полночи бегаешь за ним по квартире, то о каком мученичестве можно говорить? О нем можно читать, можно восторгаться, как сериалы смотреть, читать эти удивительные истории о других людях и говорить: «Вот это были люди, не то что мы!»

Конечно, мы обязательно должны это читать, стараться подражать хотя бы в малом. Они ведь тоже не сразу мучениками стали. Как долго святая Варвара убеждала своего отца! Она любила его до конца. Он ее мучает, а она ему: «Папа! Папочка, подумай! Может, и ты придешь к вере?» Она его убеждала, просила, любила до конца. Вот это любовь!

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть ли грань между настоящей и самоотверженной верой и фанатизмом в вере? Я слышал, что фанатик верил намного страшнее и хуже, чем неверующий».

– Во-первых, мы должны понять: фанатик какой веры? Ведь есть несколько религий,  есть фанатичные люди, упоенные верой. Мы знаем про запрещенные организации в нашей стране. Если говорить о христианстве, то я не встречал фанатиков веры. Если бы я их встретил, я бы их заметил и обнял: «Господи, наконец-то пришли!» Этих неофитов, которых раньше было так много, можно было узнать по легкой походке, они все время улыбаются. Они худенькие, они все время постятся, потому что у них это неофитское состояние. А сейчас их что-то нет. Они все хорошенькие, добренькие, приходят в храм, всё уже знают. А вот этого огонька, этой первой любви чуть-чуть уже не хватает.

Конечно, если брать другие религии и фанатизм среди них, то нужно сказать, что испорченная вера всегда несет в себе различные контрасты, которые неприемлемы даже для их веры. Мы знаем про разделение и у мусульман, и в иудействе. В протестантизме тысяча различных ветвей. Это все говорит о том, что нет стержня веры, который есть в христианстве, который есть именно в православной вере.

– У нас были все-таки фанатики: скопцы, например. У нас тоже были такие люди, но опять-таки это секты, которые были внутри. Ведь если мы говорим о Христовой вере, то разве любовь может быть фанатичной?

Мы говорим о мобилизации веры, мобилизации нашего сознания. У нас очень много людей растерянных, которые не могут понять свое отношение к сегодняшней жизни. Мы очень любим легко жить, нам нравится, когда все хорошо и замечательно. Как говорится, хорошо быть богатым и здоровым и плохо быть бедным и больным. Все мы хотим, чтобы все было хорошо. Вопрос: могут ли сложные времена, испытания помочь обрести веру? И почему происходит отход от веры?

– Могу ответить словами старца Иоанна (Крестьянкина). У него спрашивали, когда у него была самая горячая молитва и он чувствовал себя в возвышенном состоянии, и он отвечал, что в те годы, когда был в тюрьме. Там была истинная вера, и там он каждый день молился так, как в последний раз.

Видимо, для нашей человеческой природы необходимы встряски. Это не значит, что надо сейчас всех трясти: мол, иди в храм, бойся Бога. Господь Сам знает, как это сделать. Всё идет по Писанию, Христос нам все раскрыл. Мы знаем, чем закончится этот мир, и каждый из нас должен быть к этому готовым... Что ты возьмешь с собой на тот свет? Мы должны быть к этому внутренне готовы, и у нас должна быть надежда на вечную жизнь. Поиск смысла жизни – главная задача человечества. Зачем человек живет? Многие скажут, что для детей; кто-то – для работы. И так далее. Но это не главное. Познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Мы говорим сегодня о дне памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Это не просто святые, но это и прообраз тех добродетелей, которые должны быть в человеке. И венчает их мудрость. Любовь без мудрости может стать почитанием человека, идолопоклонством; надежда без мудрости может превратиться в «авось пронесет»; вера без мудрости – в суеверие.

– Вопрос телезрителя из Нижнего Тагила: «На молитве или во время церковной службы бывает так, что внимание рассеивается. И тогда я пытаюсь зримо представить то, о чем молюсь. Например, в вечерней молитве есть такие слова: изми мя от уст пагубного змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Когда живо представляешь последствия отступления от Господа, которые перечисляются в молитве, сердце содрогается от ужаса, понимаешь, что это не просто слова. Вопрос: не являются ли такие попытки зримо представить любовь Божию или наказание за отступление от воли Божией греховными? Может быть, это дьявол строит свои козни, чтобы увлечь нас в какую-то мечтательность? Есть ли другие способы, чтобы воспринимать молитву и церковную службу внимательно, с душой?»

– Очень хороший вопрос, и Вы практически на него уже ответили. Иконография для этого нам и дана, чтобы наш ум не попадал в ловушку дьявола. Потому что дьявол очень хитер и может даже представиться ангелом света. Поэтому остановка для нашего ума – это икона. Если хочется прочувствовать покаяние и страх смерти за нераскаянные грехи, посмотрите на икону Суда Божьего. Там мы видим людей, их страсти, смертные грехи, которые не позволяют выйти из ада. Там все очень красиво обрисовано. Этого будет достаточно для ума, чтобы возбудить его к покаянию.

Чтобы прочувствовать любовь Божию, я люблю смотреть на икону Воскресения Христа, где Он дает руку Адаму и Еве. Я понимаю, что мои прародители выходят из ада, и мне, как их далекому потомку, тоже дается рука Божия. Я тянусь за этой рукой: «Господи, и меня, и моих друзей и близких тоже вытащи из ада». Это уже молитва за людей, о которых ты переживаешь, чтобы они не остались в преисподних земли.

Лучше ничего не представлять, потому что игры разума очень хитры. Наш разум очень податлив, любит всякие воображения, картинки. У нас клиповое мышление, а нам нужно остановиться. Мы должны вжиться в икону, увидеть себя в иконе. В любой иконе, особенно праздничной, мы должны увидеть себя: я там присутствую? Или я просто пришел, как в театр, послушать хорошую музыку, увидеть красивого батюшку? И потом мы идем домой довольными и счастливыми, при этом не получив ничего духовного, потому что ничего не отдали. Мы должны отдать всё, что у нас есть, стать нищими. Нищие духом становятся блаженными.

– Как сосредоточить внимание?

– Полезно взять с собой книгу с чином литургии и повторять (не громко) слова за диаконом, например. Тогда вы будете проживать литургию, все слова станут вам знакомыми. Сначала вы посмотрите перевод, потом начнете понимать действия. Есть миссионерские литургии, где рассказывается каждое действие священника и жизнь Христа от рождения до вознесения. Представляете, вся жизнь Христа просматривается в литургии! Просто надо это раскрыть для себя. Для этого нужно знать Евангелие...

– Еще хорошо читать Евангелие перед службой, чтобы внимание было сосредоточенным. Телезритель задал хороший вопрос, потому что стоит только расслабиться во время литургии, что называется, зевнуть – и всё: уходит молитва, появляется рассеянность.

Хочется поговорить об обновлении своей веры. Я говорю не об обновлении Церкви, а именно об обновлении веры. Как часто мы способны обновить свою веру? Это должно происходить на каждой литургии или в каком-то другом режиме?

– Вопрос очень интересный, на эту тему можно диссертацию писать. Нужно начать с того, откуда вообще взялась вера. Ведь у Адама и Евы было знание, они видели Бога, с Ним разговаривали, общались. Им не нужно было верить. То есть вера – это уже последствие отпадения от Бога. И вера передавалась из уст в уста.

– Каин верил?

– Конечно. Адам и Ева передали детям своим, что родится от них тот, кто сотрет главу змия. Думаю, что Каин, как первенец, хотел им быть. И дьявол помог ему в этом, подбадривал: мол, ты же первый родился, ты и будешь тем, кто всех вернет обратно в рай; только нужно сделать что-то необыкновенное. Мол, давай убьем Авеля. То есть можно было так запутать Каина!.. И Каин поверил дьяволу.

Истинная вера подтверждается делами. Ты веришь? Докажи! Покажи свою веру из дел твоих, говорит апостол. Вера без дел мертва.

Вера передавалась по наследству из уст в уста. В конце концов вера утвердилась на Вселенских Соборах. Ведь даже в те времена, когда Христос жил на земле, в Него тоже не верили. То есть нужно было установление веры, нужно было дать закон, чтобы наш ум не растекался, и мы верили не так, как кому хочется, а именно так, как мы поем в Символе веры.

Говоря об обновлении веры, надо четко понять, что мы обновляем и Кто нас обновляет. Это не как, например, обновление версии в мобильном телефоне: кнопочку нажимаешь – и версия стала лучше. Здесь другая система: обновление веры мы должны рассматривать не как ее изменение, но мы должны свою веру утвердить, подтвердить. Ведь нам не так часто удается подтвердить свою веру. Как подтвердить веру? Например, ты покормил домашних или бездомную собачку. Но разве это вера? По каким делам можно сказать, что ты истинный христианин, что ты веришь?

– Вопрос телезрительницы Веры из Санкт-Петербурга: «Сегодня большой праздник в честь Веры, Надежды, Любови. Я сегодня причастилась в своем родном храме. Хочу сказать, что меня назвали именем Вера, хотя я родилась в марте. И вера во мне присутствует. Я верю в доброе, в людей, верю, что все будет хорошо с моими детьми. И я рада, что мне дали такое прекрасное имя – Вера».

– Вы сказали очень хорошую мысль, что верите в людей. Вера, надежда, любовь – добродетели, присущие Христу; это имена Божии. Он ведь тоже верит человеку. Он надеется на человека так же, как мы надеемся друг на друга. И любит Он нас больше всех на свете, и Он доказал Свою любовь Своей смертью и воскресением. И все это Он делает с мудростью. Очень хорошо, что у нас есть вера, надежда, любовь и все это приправлено мудростью.

Возвращаюсь к вопросу обновления веры. Обновлять веру не нужно, нужно ее подтверждать. И это нужно делать каждый день, каждую минуту, если есть возможность подтвердить верою, что жив Христос, что Он здесь. Христос посреди нас. Христос – Живой, Он воскрес. Какие могут быть сомнения? Тогда в человеке загорается хоть капелька надежды, потом приходит ее сестра – вера, потом любовь. А их мама – это Церковь. И все приходят в храм Божий, наполняются любовью Христовой и идут в мир со словами: Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

– Вы сказали: Живой Христос. Знаете, мы много раз это слышим, но кто из нас представляет себе, что Христос – Живой, что Он в этом мире, а не только на иконах, или в храме, или в таинствах? Он не нарисованный, а живой! Так же, как мы видим живого человека, так и Христос Живой. Если бы мы действительно это ощущали, может быть, и смогли бы обновить нашу веру. Но можно подумать, что нам Христос нужен не живой, а как бы нарисованный. Потому что тогда и жизнь не надо менять. А если Он Живой, значит, нужно менять в своей жизни абсолютно все...

– Это и есть духовная мобилизация. Это замена нашей суетной веры. Храмы должны сейчас наполниться. Матери, жены, идите в храмы, обновляйте свою веру. Хватит смотреть сериалы – все это не нужно для нашего ума. Мы сейчас на острие атаки. Каждая наша молитва, каждое воздыхание, каждый псалом, прочитанный вечером со свечой в руках, – это огромная энергия любви, защиты. Это лучше, чем бронежилеты.

– 90-й псалом: Живый в помощи Вышняго...

– Я раздавал этот псалом ребятам. Начинайте молиться. Сейчас надо пообещать Богу что-то другое. Вместо вечернего просмотра какого-нибудь сериала встаньте на молитву, и это будет лучшим обновлением веры. Это будет духовная мобилизация, когда мы все вместе встанем на молитву. Но надо не просто привстать и помянуть, а встать и помолиться. Если бы вы знали, насколько сильна молитва своей энергией! Не нужно даже ядерное оружие. Молитва открывает небо. Молитва воскрешает людей. Молитва преломляет хлеба и раздает нищим, бедным. Все это делается чистой молитвой.

– Один воин рассказывал мне случай, который произошел с ним в Афганистане. Их осталось восемь человек, а на них наступало большое количество врагов. Они поняли, что находятся перед лицом смерти, легли ромашкой (то есть ногами – в центр, по кругу – оружие) и приготовились обороняться насмерть. И они начали молиться. Наступавшие враги что-то увидели над ними (от молитвы), что заставило их бросить оружие и убежать.

– Молитва очень сильна. Мы раздаем нашим ребятам молитвословы, чтобы они не забывали молиться, крестики. Может быть, эти военные действия изменят нас, обновят, и мы станем крепче молитвой, станем единой Церковью. Я думаю, все получится. Господь задумал немножечко обновить нашу Церковь, чтобы все мы пришли к Нему. Не 2–3 процента, а 99,9. Вот это должно произойти сейчас. Мы надеемся, верим, любим...

– Мне позвонил друг (он тоже мобилизованный) и сказал: «Я уверен, что все это нам посылается для того, чтобы мы научились креститься и молиться».

– Так и есть. Сейчас многие ребята, мужчины идут в храмы и становятся алтарниками. Я знаю полковников, которые положили оружие и вместо него взяли Псалтирь, свечи. Идите в храмы, наполняйте их. И вы увидите, что есть оружие крепче – оружие молитвы. Молитвы о Родине, о наших предках, которые так же воевали, так же молились и побеждали.

– И это живая вера. Сегодня на проповеди митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий говорил о том, что есть две веры: живая вера, которая приносит чудеса в нашу жизнь, и мертвая вера, которая бессмысленна. И он сказал, что развлечение – это отход от Бога. Если мы не очень способны это бросить, то о какой вере, надежде и любви мы говорим? О какой православной вере можно говорить, если вера наша – как язычество, как у тех людей, которые убили мученицу Варвару, святых мучениц Веру, Надежду Любовь и множество других святых и новомучеников? Если мы не мобилизуем свою веру, это будет просто ужасно. Но мы способны это победить.

Благословите наших телезрителей и тех людей, которые сейчас очень нуждаются в молитве.

– Господь да благословит вас, дорогие братья и сестры, на добрые начинания; и в первую очередь – на молитву. Объединяйтесь в молитве. Верю, что Господь нас не оставит. Если с нами Бог, то кто против нас?

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать